Штрафы по платону

Содержание

Штрафы за «Платон» можно не платить

В настоящее время в Российской Федерации действует система взимания платы «Платон», которая предусматривает обязанность владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Ответственность за проезд без внесения платы установлена статьей 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей, а при повторном совершении правонарушения — десяти тысяч рублей.
По причине высокой себестоимости перевозок многие автоперевозчики «игнорируют» систему «Платон», обязывающую оплачивать 1,53 рубля за каждый километр пути и, соответственно, получают постановления по делу об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.
Однако данные постановления можно оспорить в суде. Причина заключается в том, что при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении, как правило, не учитывается принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и игнорируется необходимость приведения доказательств как виновности правонарушителя, так и наличия состава административного правонарушения в его действиях, а, следовательно, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не устанавливается факт наличия самого события административного правонарушения.
КоАП РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должно устанавливаться наличие события административного правонарушения, а в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Диспозиция ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает доказывание трех фактов:
1) транспортное средство осуществляло движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
2) транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
3) движение транспортного средства осуществлено без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.К каждому вынесенному постановлению прилагается фотоматериал, на основании которого можно установить, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, так как указаны координаты движения в определенное время.
Постановления также содержат установление данных о владельце транспортного средства. Однако в постановлениях чаще всего не указано, каким образом и на основании каких документов было установлено, что:
1) транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
2) движение транспортного средства осуществлялось без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.
Таким образом, при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении не устанавливается наличие события административного правонарушения.
Иными словами, устанавливается только то, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, что само по себе не является административным правонарушением. Представляется, что в связи с тем, что данные нормы были введены не так давно, вынесение подобных постановлений носит необдуманный и автоматический характер.
В связи с тем, что штрафы за данное нарушение были снижены до уровня терпимости водителей, а издержки на обжалование постановлений в большинстве случаев превышают размер потерь от уплаты штрафов, практика обжалования данных постановлений в настоящее время достаточно скудная.
Пункт 3 ст. 30.7 КОАП РФ устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Конечно, традиции российской судебной системы достаточно часто игнорируют принцип презумпции невиновности, суды смотрят сквозь пальцы на то, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и, как правило, при вынесении решений становятся на сторону власти.
Однако уже существуют прецеденты, когда суды объективно подходили к рассмотрению данных вопросов и отменяли постановления о наложении административных взысканий с грузоперевозчиков. Так, например, Воскресенский городской суд Московской области принял решение в пользу владельца транспортного средства, отменил постановление и прекратил производство по делу об административном правонарушении.
При этом в жалобе из двух вышеперечисленных оснований было указано только то, что в ходе рассмотрения дела не было доказано, что транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Конечно, обжалование постановлений по процессуальным нарушениям при их вынесении не снимает фактической вины с правонарушителей, и система правоохранительных органов постепенно адаптируется и приведет практику вынесения постановлений в соответствие с требованиями КоАП РФ. Однако сами процедуры обжалования данных постановлений могут служить средством выражения протеста грузоперевозчиков против несправедливой, с их точки зрения, «платы за тонну».

Наибольший вред асфальтовому покрытию наносят большегрузные автомобили. Предотвратить ухудшение качества дорог, а также частично покрыть убытки, наносимые отечественным автотрассам, можно двумя способами: контролированием предельно допустимой массы грузовиков и взиманием платы за проезд. При этом штраф за «Платон» в 2019 году может быть наложен не только за превышение грузоподъёмности, но и за сбои в самой системе. При повторной фиксации нарушения водитель или собственник грузовика может быть оштрафован в двукратном размере от предыдущего штрафа.

Что такое система «Платон» и как она работает


Можно ли ездить без «Платона»? Если гражданин является владельцем легкового автомобиля, то плата за проезд по любым дорогам федерального значения (за исключением платных) ему не грозит. Не нужно оплачивать «Платон» и тем водителям, которые сидят за рулём грузовиков, общая масса которых не превышает 12 тонн.

Система взимания платы предусмотрена в первую очередь для большегрузных фур и других крупнотоннажных транспортных средств. Именно они наносят основной урон качеству автомобильных дорог.

Принцип работы системы «Платон» довольно прост. Водитель или собственник грузовика обязан иметь в кабине специальное устройство, отслеживающее перемещение автомобиля. Аналогом аппарата является маршрутная карта.

В устройстве или карте отображается маршрут автомобиля. Каждый километр проезда по дороге федерального значения требует оплаты. На сегодняшний день тариф составляет 1,90 руб. за 1 км. Большая часть из этих денег, за исключением комиссии обслуживающего систему оператора, перечисляется на счет Дорожного фонда РФ, из которого финансируется капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог по всей стране.

Тем водителям, которые не желают платить или умышленно изменяют показания прохождения маршрута, грозит штраф за «Платон». Для юридических лиц, а также для физических лиц он одинаков. Согласно статье КоАП 12.21.3, штраф за «Платон» составляет 5000 рублей. Повторное нарушение, совершенное спустя сутки, карается штрафом в 10000 рублей. Если же повторное игнорирование правил системы было зафиксировано в течение 24 часов после первого нарушения, то взыскание за него не начисляется.

За что будут штрафовать

Несмотря на то, что штраф за езду без «Платона» был уменьшен (до 2016 г. он достигал 40 тысяч рублей), это не отразилось на основаниях для административного взыскания. В частности, взыскание может быть выписано при наличии следующих причин:

  • отсутствие в кабине водителя устройства «Платон» или оформленной маршрутной карты;
  • выезд на федеральную трассу с неработающим устройством «Платон»;
  • отсутствие на балансе устройства достаточных средств для оплаты проезда;
  • выезд по другому маршруту и в другой день, чем это было указано в маршрутной карте.

Многие водители интересуются, какой штраф будет за невключенный «Платон», и можно ли включить в транспортный налог сумму, уплаченную за проезд по федеральной трассе? По первому вопросу ответ однозначен: неработающее устройство даёт все основания для наложения штрафа в размере 5000 рублей. Включение же суммы, оплаченной в системе «Платон», в транспортный налог допускается на общих основаниях. Штрафом погасить налог нельзя.

Для уменьшения размера транспортного налога владелец грузовика должен подать в ФНС заявление с информацией о внесении платежей в систему «Платон» за отчетный период. При этом учитывается лишь стоимость проезда 12 тонников за 1 км по федеральным трассам. Если оплаченная сумма превысит размер ежегодного транспортного налога, то оплачивать его не придётся. Если же размер оплаты меньше, то эта сумма вычитается из налогового платежа.

Водителям стоит учесть, что штраф за перегруз грузового автомобиля в 2019 году или штраф за негабаритный груз не имеют прямого отношения к системе «Платон» или административному взысканию за нарушение правил платы за пользование трассами федерального значения. Основания и размер штрафа в каждом из упомянутых случаев определяются согласно отдельной статье КоАП РФ.

Читаем также:
Штраф за пересечение двойной сплошной линии разметки
Какой штраф если водитель не вписан в страховку

Как зарегистрировать автомобиль в системе

Индивидуальные предприниматели, а также руководители частных предприятий, которые собираются заняться грузовыми перевозками, обязательно должны знать порядок регистрации в системе «Платон». Это не только избавит от наложения штрафа за нарушение правил, но и сократит время для начала грузоперевозок крупнотоннажным автомобильным транспортом.

Зарегистрироваться в системе «Платон» можно в одном из Центров информационной поддержки. Они имеются в каждом крупном городе РФ, а также на всех автомобильных пунктах пограничного контроля при въезде в Россию. Регистрация в системе бесплатна, покупать устройство «Платон» также не требуется, поскольку оно будет предоставлено владельцу грузовика без взимания платы.

Читаем также:
Штраф за езду без документов

Вопрос относительно того, можно ли ездить без тахографа на грузовике, не имеет отношения к системе «Платон». Тахограф — это устройство, которое отслеживает скорость грузовых и пассажирских автомобилей, а также режим работы водителей. Тахограф устанавливается на любом автомобильном транспорте, используемом для коммерческих перевозок, в том числе пассажирском и с грузоподъёмностью менее 12 тонн. Устройство системы «Платон» предназначено лишь для большегрузных фур.

Еще три года назад действующим правительством России была разработана специальная система под названием «Платон». При помощи этой системы должна сниматься определенная денежная сумма с грузового транспорта. После рассмотрения бюджетных средств, которые поступают в государственную казну, стало понятно, что с грузового транспорта снимается недостаточное количество денег, чтобы отремонтировать дороги. А ведь самый большой ущерб асфальтному перекрытию наносят именно грузовики. Вследствие этого и была введена система для взимания денег под названием «Платон», однако в полную силу она вступила всего год назад. Согласно ей, плата должна сниматься с таких грузовых машин, масса которых превышает двенадцать тонн.

Читайте также: Размер штрафа за задержку зарплаты

Должен ли водитель платить штраф при отсутствии «Платона»

Если отсутствие «Платона» будет замечено при проверке документации, водитель в обязательном порядке должен будет выплатить штраф. Чтобы получить наиболее приемлемую штрафную сумму, постоянно меняется политика в этом направлении. В настоящее время не только за отсутствие «Платона» всем водителям грузовиков и компаниям, нанимаемым такие транспортные средства, придется выплачивать штрафные санкции, но и при следующих ситуациях:

  • если действующий оператор системы не сможет получать достоверную информацию о пройденных автомобилем километрах, из-за того, что специальное устройство для отслеживания было отключено и поломано;
  • штраф будет наложен в том случае, если в транспортном средстве не обнаружено устройства для контроля пройденных километров или специальной карты, указывающей на маршрут;
  • штраф вписывается в том случае, если водитель транспортного средства отправился в путь не по тому маршруту, который был ранее заявлен;
  • если в системе «Платон» нет денежных средств, а грузовой транспорт не останавливается, штраф будет наложен в обязательном порядке.

Читайте также: Размер штрафа за ГБО в авто

Какой начислят штраф, зависит от того, кто ведет транспорт и сопровождать груз.

Что такое система «Платон»?

Система взимания платы «Платон» (расш,- «плата за тонны») это программа мер придуманная для компенсации вреда, наносимого дорогам общего пользования многотонной автотехники (больших фур). Идея заключается в устранении существовавшей до 2015 года несправедливой ситуации при которой автомобилисты любители и профессионалы оплачивают ремонт и строительство дорожной инфраструктуры в одинаковых долях. При этом, фактически первая категория граждан покрывает ущерб нанесенный второй категорией граждан при извлечении личной, коммерческой прибыли.

Также стоит учитывать, что разрушающее воздействие на дорожное полотно многотонного грузовика на порядок превосходит ущерб от движения легкового транспорта. Особенно в условиях влажных грунтов в осеннее и весеннее время года.

Для устранения несправедливости правительством РФ была разработана система мер направленная на получение компенсации за ущерб дорогам от водителей и собственников многотонных грузовиков. Деньги, полученные с владельцев фур, перенаправляются на возведение мостов и дорог, а также на ремонт поврежденных автомагистралей.

Штрафы за «Платон» 2019

Уклонение от использования системы «Платон» равно как и попытки словчить с устройствами, передающими информацию в Центр управления и мониторинга в 2019 году приводит к оформлению штрафов Ространснадзора. Данный вид штрафов похож на привычные водителям штрафы ГИБДД, однако выписывается другой организацией.

Как и в случае со штрафами ГИБДД, штрафы Ространснадзора за неиспользование или махинации с системой «Платон» определяются Кодексом об Административных Правонарушениях (КоАП РФ). А именно статьей КоАП РФ Статья 12.21.3. Штрафы «Платона» распространяются на водителей многотонных фур чьи собственники находятся за границами РФ или на собственников грузовиков если они являются россиянами. Минимальный штраф за любое противозаконное действие с системой составляет 5000 р. максимальный (и любой кроме первого в год) 10 000 р. На оплату этих штрафов распространяется скидка 50%.

Контроль за соблюдением правил использования системы Платон и выписыванием штрафов помогают поддерживать 500 рамок стационарного контроля и более 100 специализированных автомобильных комплексов.

Штраф за «Платон» в 2019 году составляет от 5000 до 10 000 рублей как на водителя, так и на собственника автомобиля. Штраф Платон не может быть выписан более одного раза в сутки.

Чтобы найти и оплатить штраф за «Платон» (пример на изображении сверху) владельцам грузовиков необходимо ввести номер водительского удостоверения (можно любое) и конкретный номер свидетельства о регистрации транспортного средства, пройдя по ссылке ниже.

Штраф за Платон можно проверить и оплатить через наш сервис.

Штрафы за «Платон» статья КоАП 12.21.3

Таблица штрафов за нарушение правил использования системы «Платон» — 2019

Вид нарушения по системе «Платон»

Статья КоАП РФ

Размер штрафа для водителя

Размер штрафа для собственника автомобиля

Штраф за движение по Федеральным автодорогам грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн без оформленной разовой маршрутной карты «Платон», либо без специального бортового устройства системы «Платон».

5000 р. если машина в собственности иностранцев и 0 р. если грузовик в собственности россиянина (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

0 р. если машина в собственности иностранцев и 5000 р. если грузовик в собственности россиян. (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

Второй за год штраф за движение по Федеральным автодорогам грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн без оформленной разовой маршрутной карты «Платон», либо без специального бортового устройства системы «Платон».

10 000 р. если машина в собственности иностранцев и 0 р. если (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

0 р. если машина в собственности иностранцев и 10 000 р. если грузовик в собственности россиян. (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

Штраф за движение по Федеральным автодорогам грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн со сломанным бортовым устройством.

Первый раз за год 5000 р. если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для водителя если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина.

(по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

0 р. если машина в собственности иностранцев и 5000 р. если грузовик в собственности россиян. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для собственника россиянина и 0 р. если в собственности иностранцев. (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

Штраф за движение по Федеральным автодорогам грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн со выключенным бортовым устройством.

Первый раз за год 5000 р. если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для водителя если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина.

(по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

0 р. если машина в собственности иностранцев и 5000 р. если грузовик в собственности россиян. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для собственника россиянина и 0 р. если в собственности иностранцев. (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

Штраф за движение по Федеральным автодорогам грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн с доработанным (модернизированным) бортовым устройством.

Первый раз за год 5000 р. если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для водителя если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина.

(по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

0 р. если машина в собственности иностранцев и 5000 р. если грузовик в собственности россиян. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для собственника россиянина и 0 р. если в собственности иностранцев. (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

Штраф за движение по Федеральным автодорогам грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн с не активированной личной картой водителя.

Первый раз за год 5000 р. если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для водителя если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина.

(по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

0 р. если машина в собственности иностранцев и 5000 р. если грузовик в собственности россиян. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для собственника россиянина и 0 р. если в собственности иностранцев. (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

Штраф за движение по Федеральным автодорогам грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн если есть различия между реальными и указанными в маршрутной карте дорогами, во временными промежутками или гос. номерами.

Первый раз за год 5000 р. если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для водителя если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина.

(по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

0 р. если машина в собственности иностранцев и 5000 р. если грузовик в собственности россиян. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для собственника россиянина и 0 р. если в собственности иностранцев. (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

Штраф за движение по Федеральным автодорогам грузовиков разрешенной массой свыше 12 тонн с бортовым устройством и личными картами водителей если авансовых средств на балансе расчетной записи «Платона» недостаточно

Первый раз за год 5000 р. если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для водителя если машина в собственности иностранцев и 0 р. если машина оформлена на россиянина.

(по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

0 р. если машина в собственности иностранцев и 5000 р. если грузовик в собственности россиян. Второй и последующие за год штрафы – 10 000 р. для собственника россиянина и 0 р. если в собственности иностранцев. (по закону допустим максимум 1 штраф за «Платон» в сутки)

Закон

Статьи КоАП РФ в отношении системы «Платон» с пояснениями и комментариями

1. Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере десяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, при въезде на территорию Российской Федерации, освобождается от административной ответственности, если на момент рассмотрения дела об указанном административном правонарушении протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке.

2. Собственник (владелец) транспортного средства, указанного в части 1 настоящей статьи, в случае, если административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

Сообщества ›
DRIVE2 Дальнобой ›
Блог ›
Очередные письма от «Платона» или очередной бардак.

Цитата с форума АТИ

Круглый стол по «Платону»
Доброго времени суток всем.
Сегодня был приглашён на «Круглый стол», организованный редакцией «Делового Петербурга» по системе платы за проезд грузовых автомобилей, полной массой более 12 т по дорогам федерального значения «Платон». В обсуждении, кроме меня, участвовали: начальник ЦАФАП ГИБДД Василенко Д.А., руководитель Северо-Западного обособленного подразделения ООО «РТИТС» Пепеляев Е.В., начальник отдела контроля международных перевозок «Ространснадзора» Севастьянов Д.В., заместитель начальника «Ространснадзора» Иванов В.Ю., а также руководители предприятий автотранспорта Карасёв А.Н., Кисс Р.Ю, Балтиков И.А.

Во вступительном слове г-н Пепеляев засыпал нас цифрами зарегистрировавшихся в системе предприятий. По его словам, количество таковых очень близко к рейтингу нашего президента. Также он пообещал, что все желающие будут обеспечены бортовыми устройствами, необходимыми для работы, к 15 апреля. И ничего, конечно, что 15 января он ставил срок до 1 марта. И очередь из 1300 желающих превратилась в 1500.

10:00
Далее обратились к представителю ГИБДД для разъяснения ситуации по штрафам за неоплаченный проезд грузовиков. И, о чудо, г-н Василенко, честь ему и хвала за честность, разъяснил, что необходимые камеры для видеофиксации— отсутствуют, каналы связи между ГИБДД и «РТИТС»— отсутствуют, программное обеспечение— отсутствует. И в ближайшие минимум 2 месяца, по словам Василенко, ситуация не поменяется.

С тем же вопросом обратились к представителям «Ространснадзора» и вот, что выяснилось. Оказывается, в прошлом году данной организации дали право на остановку грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки по России. Ранее транспортники имели доступ только к международным перевозчикам. Только вот незадача, до водителей данная информация доведена не была и, согласно ПДД, я, как водитель транспортного средства, имею право не останавливаться по требованию сотрудника транспортной инспекции, равно и других органов, отличных от полиции. На что транспортники заметили, что изменения в ПДД просто не успели внести.
12:06
По данным «Ространснадзора», а именно г-на Иванова, на сегодняшний день выписано около 30 штрафов за неоплаченный проезд, причём на внутрироссийских перевозчиков только 2. Мало того, проверка ведётся в ручном режиме и в присутствии автомобиля мобильного контроля «Платона». По словам г-на Иванова такая проверка производится у тех водителей, которые что-то нарушили в весогабаритном отношении. В общем и целом, ничего нового я, как и ожидалось, не услышал. По словам чиновников всё хорошо, всё работает, на самом деле всё ужасно.

Вредная затея нормально жить
Уважаемый Борис Акунин назвал будущую люстрацию вредной затеей.x0D x0D Заодно, трактовал…
Блоги

10:00
Также, по словам г-на Пепеляева, система собрала, на сегодняшний день, около 4 миллиардов рублей. И на эти деньги будут строиться дороги. Тут вступил я: «Если за 4 месяца система собирает 4 миллиарда, то есть предположение, что за 12 месяцев она соберёт 12 миллиардов, ну может, чуть больше. Из этих денег почти 11 миллиардов уйдёт на оплату оператора «Платона» ООО «РТИТС». Так на что же Вы собираетесь строить дороги?» На это г-н Пепеляев посоветовал мне учиться математике. Ну, может я и плохо учился сей науке, но, на мой взгляд, 4 месяца всё-таки показательный промежуток времени. Это, как никак треть года. И математика, в данном случае, никак не на стороне ООО «РТИТС».

По словам г-на Пепеляева некий завод под Санкт-Петербургом, занимающийся производством бортовых устройств, выпускает в месяц 100 000 таких приборов. То есть, с момента запуска системы, за 4 месяца, должно было быть пущено в оборот 400 000 приборов, но количество выпущенных приборов, почему-то, не меняется с конца ноября. Как было около 200 000— так и осталось. И это всё не выдумки, а слова г-на Пепеляева. Видимо, какая-то психологическая отметка, которую никак не могут преодолеть.

Получается, что даже ограбить народ «по-честному» и то не могут. А это и раздражает. Да, кстати, сотрудники транспортной инспекции до сих пор думают, что дальнобойщики протестуют из-за нежелания регистрироваться где-либо. А на вопрос г-на Кисса будет ли что-то сделано для водителей в плане развития инфраструктуры, условий труда и т.п., г-н Пепеляев с ехидной усмешкой заметил, что для них-то дороги и будут делаться. То есть, деньги на дороги будем платить мы, а потом и за проезд по этим дорогам будем платить. Остап Бендер нервно курит в сторонке.
Удачи всем.

Организация арендовала транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и на основании договора аренды зарегистрировала их в системе «Платон». Арендованные транспортные средства использовались в производственной деятельности. В течение срока аренды транспортных средств организация оплачивала платежи по системе «Платон». Сумма платы в систему «Платон» арендодателем не возмещается.
Может ли организация принимать к налоговому учету затраты, понесенные по платежам в систему «Платон»?

1 марта 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации организация вправе учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
При этом, учитывая, что официальных разъяснений уполномоченных ведомств по аналогичным ситуациям обнаружить не удалось, мы не можем исключать вероятности того, что по тем или иным причинам позиция налоговых органов может отличаться от нашей.

Обоснование позиции:
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Общие критерии, которым должны удовлетворять расходы налогоплательщика для признания их в целях налогообложения прибыли, поименованы в п. 1 ст. 252 НК РФ (смотрите также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2014 N Ф06-18264/13 по делу N А12-16466/2014). Согласно данному пункту налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, носит открытый характер (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в составе расходов любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ.
При оценке соответствия осуществленных затрат указанным требованиям следует принимать во внимание правовые позиции, выраженные в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, о чем свидетельствуют, например, письма Минфина России от 26.05.2015 N 03-03-06/1/30165, от 06.02.2015 N 03-03-06/1/4993, от 10.02.2010 N 03-03-05/23, от 02.02.2010 N 03-03-05/14.
Так, в. определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П указывается на то, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
В соответствии с частью 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Согласно части 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, — водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств, и зачисляется в федеральный бюджет.
Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ (часть 8 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504, устанавливают порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее также соответственно — транспортные средства, Плата) (п. 1 Правил).
Взимание Платы осуществляется с использованием системы взимания платы (п. 3 Правил). Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, носит название «Платон» (сокращение от «плата за тонну»).
Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее — реестр), представляющем собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств (п. 4 Правил).
При этом в случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, регистрация такого собственника (владельца) транспортного средства осуществляется в центре информационной поддержки пользователей. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре (п. 42 Правил).
В данной ситуации организация арендовала транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. По договору аренды (или имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцем транспортного средства признается в том числе лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).
Следовательно, организация, владея транспортным средством на основании договора аренды, является владельцем транспортного средства на законном основании и подлежит регистрации в системе «Платон» и, соответственно, обязана вносить Плату.
Организация-арендатор использует транспортные средства в производственной деятельности. Без внесения Платы она не смогла бы осуществлять свою деятельность. На этом основании, по нашему мнению, арендатор вправе учесть сумму Платы в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (при условии, что договором аренды не предусмотрено возмещение арендодателем понесенных указанных расходов арендатором).
Из разъяснений Минфина России также следует, что Плата, уплачиваемая владельцами транспортных средств на основании Закона N 257-ФЗ, учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом подтверждающим документом в отношении таких расходов будет служить отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного транспортного средства на соответствующем маршруте (письма от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76740, от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).
Таким образом, по нашему мнению, организация-арендатор, которая зарегистрировала транспортное средство в реестре в установленном порядке, при наличии указанных выше документов вправе учесть в составе прочих расходов сумму внесенной Платы в отношении арендованных транспортных средств.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ (далее — Закон N 249-ФЗ) в часть вторую НК РФ был внесен ряд положений, предусматривающих особенности исчисления налога на прибыль организаций и транспортного налога в связи с внесением владельцами транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы, суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действуют по 31.12.2018 включительно (ч.ч. 2, 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ).
В частности, нормами НК РФ на указанный период предусмотрено уменьшение суммы исчисленного транспортного налога на сумму Платы (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Указанные изменения касаются собственников транспортных средств, являющихся плательщиками транспортного налога в отношении рассматриваемых транспортных средств, и были внесены в ст. 362 НК РФ в связи с тем, что введение Платы увеличило финансовую нагрузку на владельцев большегрузных транспортных средств, поскольку владельцы таких транспортных средств должны уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования. Льгота предусмотрена непосредственно в целях снижения финансовой нагрузки на налогоплательщиков транспортного налога (смотрите Пояснительную записку к проекту федерального закона N 1053039-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации»), причем в приведенной выше Пояснительной записке также подтверждается, что Плата учитывается плательщиками налога на прибыль организаций в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. (Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с принятием Закона N 249-ФЗ.)
При этом сумма Платы в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузных транспортных средств, не учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 48.21 ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 21.11.2016 N 03-05-05-04/68317, от 12.09.2016 N 03-03-06/1/53177).
Однако в данной ситуации организация-арендатор не является плательщиком транспортного налога, которым является арендодатель транспортного средства. Следовательно, нормы п. 48.21 ст. 270 НК РФ в данной ситуации не применяются (вследствие чего организация — арендодатель транспортного средства при условии, что по условиям договора аренды не возмещает арендатору сумму Платы, будет вынуждена платить транспортный налог в полном размере). Поэтому считаем, что вся сумма Платы, внесенная арендатором в соответствии с Законом N 257-ФЗ, учитывается им в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Отметим, что официальных разъяснений уполномоченных органов по аналогичным ситуациям нам обнаружить не удалось. В этой связи мы не можем исключать вероятности того, что по тем или иным причинам позиция налоговых органов может отличаться от изложенной выше.
К тому же на одном из сайтов в сети Интернет появились рекомендации действительного государственного советника РФ 3-го класса Сергея Разгулина, из которых следует, что арендатор не вправе уменьшить налог на прибыль на сумму уплаченной им Платы. Мнение основано на том, что в расходы можно включить только разницу между платой за вред и транспортным налогом. А поскольку транспортный налог арендатор не платит, то эту разницу он определить не сможет.
В целях оценки возможных налоговых рисков налогоплательщик может обратиться в налоговый орган по месту учета за соответствующими персональными разъяснениями (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ), а также в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *