Система профессионального развития государственных гражданских служащих

Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих осуществляется централизованно:

1) в рамках ежегодно утверждаемого государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство о контрактной системе в сфере закупок);

2) в рамках ежегодно утверждаемого государственного задания на оказание государственных услуг, выполнение работ по реализации мероприятий по профессиональному развитию для образовательной организации, в отношении которой управление делами Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области осуществляет функции и полномочия учредителя;

3) на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование (далее — образовательный сертификат).

Финансовое обеспечение мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих осуществляется:

1) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Новосибирской области на соответствующий год и плановый период на указанные цели в рамках государственного заказа;

2) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Новосибирской области в форме субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг, выполнение работ по реализации мероприятий по профессиональному развитию;

3) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Новосибирской области на предоставление грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в целях возмещения затрат, связанных с обучением гражданских служащих на основании образовательных сертификатов.

Начало деятельности Института положено в 1952 году, когда Распоряжением Совета Министров СССР от 15 августа было решено с 05 февраля 1952 года возобновить работу Института повышения квалификации инженерно-технических работников Министерства электростанций.

До 1991 года Институт именовался Всесоюзным институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов энергетики Минэнерго СССР (ВИПКэнерго). В июле 1992 г., войдя в состав созданной Роскадрами при Правительстве РФ системы учебных заведений для обучения муниципальных и государственных служащих, стал называться ИПКгосслужбы и приступил к обучению муниципальных и государственных служащих, а также специалистов и руководителей коммерческих и государственных структур разных форм собственности в областях экономики, права, информатизации и управления.

С 1994 года ИПКгосслужбы входит в систему учебных заведений Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Институт едва не был приватизирован вместе с энергетическим комплексом в 1992 году, но остался государственным учебным учреждением, имеет лицензию, аттестован и аккредитован Министерством образования РФ. Его учредитель — Правительство Российской Федерации, а выполнение функций учредителя возложено на Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.

За 50 лет в ИПКгосслужбы прошли обучение около 450 тысяч руководителей и специалистов народного хозяйства страны.

В настоящее время Институт осуществляет повышение квалификации кадров для муниципальных и федеральных органов власти, профессиональную переподготовку органов власти субъектов Российской Федерации, предприятий, организаций и учреждений разных отраслей экономики и различных организационно-правовых форм хозяйствования. По завершении курсов повышения квалификации и переподготовки слушатели получают документы государственного образца, которые высоко ценятся на рынке образовательных услуг.

Давние деловые контакты с предприятиями Германии, США, Великобритании, Франции и Дании позволяют нам направлять наших слушателей в эти страны для прохождения стажировки.

Число желающих обучаться в Институте неуклонно растет. А лучшее свидетельство качества учебного процесса — успешная работа наших бывших слушателей в организациях государственного и частного сектора. Мы стараемся не терять связи со своими слушателями и следим за их успехами.

В Институте открыта аспирантура по научной специальности «Экономика и управление народным хозяйством».

Процесс обучения специалистов и руководителей предприятий и объединений электроэнергетики осуществляется с учетом особенностей современного развития энергетико-топливного комплекса. Институту предоставлено лицензионное право на проверку знаний и повышение квалификации специалистов по объектам Госгортехнадзора и по диагностике энергооборудования с выдачей соответствующих удостоверений.

Сроки обучения — от двух дней до одного года с отрывом или без отрыва от основной работы. Институт располагает хорошо оснащенными компьютерными классами, учебными аудиториями, и библиотекой с богатым фондом методической и научной литературы.

Иногородние слушатели размещаются в уютном общежитии, расположенном в южной части Нижнего Новгорода.

В здании Института работает кафе-ресторан, где можно вкусно и недорого поесть.

Следуя по ссылкам Вы можете ознакомиться с руководством Института, схемой проезда к Институту, реквизитами, историей создания, нашими партнерами, условиями проживания в общежитии и информацией о сайте.

В нашей нестабильной жизни только один вид вложений обеспечивает полный возврат средств и гарантированное получение прибыли — инвестиции в ценнейший ресурс — профессионально обученный персонал. Институт располагает всеми возможностями для качественного обучения и повышения квалификации персонала. Мы готовы рассмотреть ваши предложения о различных формах взаимовыгодного и полезного сотрудничества.

Содержание

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга*

___________________
* Название в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61..

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
5 декабря 2007 года

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» определяет порядок организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга (далее — гражданские служащие).
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга

Понятия и термины, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

Статья 2. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих — это обучение гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам в целях приобретения, углубления и обновления профессиональных знаний, умений и навыков для обеспечения соответствия уровня профессиональной подготовки гражданских служащих содержанию и объему должностных обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — гражданская служба).
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года N 593-108.

Статья 3. Принципы организации и осуществления дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих организуется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1) комплексности и непрерывности обучения;

2) опережающего характера обучения гражданских служащих по направлениям, имеющим приоритетное значение для обеспечения социально-экономического развития Санкт-Петербурга;

3) обеспечения роста профессионализма и компетентности гражданских служащих;

4) дифференциации получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования в зависимости от группы и категории замещаемой ими должности гражданской службы.

Статья 4. Виды дополнительного профессионального образования

1. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

2. Получение гражданским служащим дополнительного профессионального образования подтверждается документом о квалификации и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 5. Профессиональная переподготовка гражданских служащих

1. Профессиональной переподготовкой гражданских служащих (далее — профессиональная переподготовка) является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.

2. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:

а) совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

б) получения дополнительной квалификации.

3. Сроки освоения образовательных программ профессиональной переподготовки, виды документов, выдаваемых гражданским служащим по результатам освоения программы профессиональной переподготовки, устанавливаются федеральным законодательством.

(Статья в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2012 года Законом Санкт-Петербурга от 15 марта 2012 года N 106-20

Статья 6. Повышение квалификации гражданских служащих

1. Повышением квалификации гражданских служащих (далее — повышение квалификации) является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

2. Повышение квалификации осуществляется в целях:

а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары);

б) комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач.

3. Сроки освоения образовательных программ повышения квалификации, виды документов, выдаваемых гражданским служащим по результатам освоения программы повышения квалификации, устанавливаются федеральным законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2012 года Законом Санкт-Петербурга от 15 марта 2012 года N 106-20

Статья 7. Стажировка гражданских служащих (исключена)

(Исключена с 6 июля 2014 года — Закон Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 8. Сроки обучения по образовательным программам дополнительного профессионального образования (исключена)

(Исключена с 6 апреля 2012 года — Закон Санкт-Петербурга от 15 марта 2012 года N 106-20.

Статья 9. Получение дополнительного профессионального образования гражданскими служащими

1. Отбор гражданских служащих для получения ими дополнительного профессионального образования, контроль за качеством их обучения и учет гражданских служащих, получивших дополнительное профессиональное образование, осуществляется в порядке, установленном правовым актом соответствующего государственного органа Санкт-Петербурга.

2. Отбор гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, для получения ими дополнительного профессионального образования, контроль за качеством их обучения и учет указанных гражданских служащих, получивших дополнительное профессиональное образование, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, до образования государственного органа Санкт-Петербурга по управлению государственной службой осуществляющим управление государственной службой в системе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — уполномоченный орган).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 10. Гарантии гражданских служащих, получающих дополнительное профессиональное образование

1. Гражданским служащим, получающим дополнительное профессиональное образование, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом Санкт-Петербурга или иной организацией создаются условия для освоения дополнительных профессиональных программ.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

2. За гражданскими служащими в период получения ими дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность гражданской службы и денежное содержание.

3. Гражданским служащим, направляемым для получения дополнительного профессионального образования в другую местность, производится оплата расходов в порядке и размерах, предусмотренных при направлении их в служебную командировку.

Статья 11. Основания для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование

(Название в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

1. Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

а) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

б) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

в) результаты аттестации гражданского служащего;

г) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
(Пункт 1 в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

2. Профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его профессионального образования в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

3. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители» направляется на профессиональную переподготовку.

4. Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя.

5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

6. Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

7. Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей гражданской службы направляется на повышение квалификации.

8. Пункт исключен с 6 июля 2014 года — Закон Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61..

Статья 12. Формы получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года N 593-108.

Статья 13. Направление гражданских служащих на дополнительное профессиональное образование

1. Направление гражданских служащих на дополнительное профессиональное образование оформляется правовым актом государственного органа Санкт-Петербурга, в котором гражданские служащие замещают должности гражданской службы.

2. Порядок направления гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, на дополнительное профессиональное образование определяется уполномоченным органом.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 14. Государственный заказ Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

1. Пункт исключен с 30 октября 2015 года — Закон Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года N 593-108..

2. Государственный заказ Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих на очередной год включает в себя:

а) государственный заказ Санкт-Петербурга на профессиональную переподготовку гражданских служащих;

б) государственный заказ Санкт-Петербурга на повышение квалификации гражданских служащих.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 15. Размещение государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

1. Размещение государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

2. Размещение государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в части, касающейся выполнения работ, оказания услуг, связанных с научно-методическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением дополнительного профессионального образования, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, и в научных организациях.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 16. Формирование государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

1. Формирование государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется государственным органом Санкт-Петербурга.

2. Формирование государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга по согласованию с уполномоченным органом.

3. Государственный заказ Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов Санкт-Петербурга по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 17. Программа государственного органа Санкт-Петербурга по профессиональному развитию гражданских служащих

1. Программа государственного органа Санкт-Петербурга по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается руководителем государственного органа Санкт-Петербурга.

2. Программа исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по профессиональному развитию гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, утверждается его руководителем по согласованию с уполномоченным органом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

3. В программе государственного органа Санкт-Петербурга по профессиональному развитию гражданских служащих, рассчитанной на три года:

1) прогнозируется ежегодная потребность в дополнительном профессиональном образовании гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом типа образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

2) указываются этапы реализации указанной программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;

3) прогнозируется ожидаемая результативность получения дополнительного профессионального образования гражданскими служащими.

Статья 18. Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего

1. Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем на срок три года и утверждается в порядке, установленном представителем нанимателя.

2. В индивидуальном плане профессионального развития гражданского служащего указываются:

1) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования и самообразования;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

2) направления дополнительного профессионального образования;

3) ожидаемая результативность получения дополнительного профессионального образования гражданским служащим.

Статья 19. Содержание государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Государственный заказ Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих содержит следующие сведения:

а) количество гражданских служащих, направляемых на получение дополнительного профессионального образования (по каждой дополнительной профессиональной программе отдельно);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года N 593-108.

б) объем средств (по каждой дополнительной профессиональной программе отдельно), предусмотренных в законе Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период, на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, а также на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования гражданских служащих.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года N 593-108.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 20. Порядок утверждения государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих и контроль за ходом его исполнения

1. Государственный заказ Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается законом Санкт-Петербурга после вступления в силу закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период.

2. Контроль за ходом исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляет государственный орган Санкт-Петербурга.

3. Контроль за ходом исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет уполномоченный орган.

4. Государственные органы Санкт-Петербурга ежегодно представляют в федеральный государственный орган по управлению государственной службой сведения об итогах исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.

5. Уполномоченный орган ежегодно представляет в федеральный государственный орган по управлению государственной службой сведения об итогах исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 21. Финансирование дополнительного профессионального образования гражданских служащих

1. Финансирование расходов на реализацию настоящего Закона Санкт-Петербурга осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период.

2. Максимальный размер ежегодных отчислений на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования гражданских служащих составляет пять процентов от общего объема средств, предусмотренных в законе Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период на реализацию государственного заказа Санкт-Петербурга на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года N 578-105.

3. Увольнение гражданского служащего с гражданской службы является основанием для прекращения финансирования его обучения, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2014 года N 339-61.

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга

Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2008 года.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

Санкт-Петербург
26 декабря 2007 года
N 644-130
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Управление профессиональным развитием государственных служащих: Социологический анализ»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях перехода российского общества на путь устойчивого развития стратегическими задачами становятся активизация «человеческого фактора» и оптимизация использования профессионально подготовленных государственных служащих. Назрела насущная потребность в качественно новом подходе к модернизации государственного аппарата, эффективном управлении его персоналом, создании новой нормативно-правовой основы и современной системы профессионального развития государственных служащих.

При этом важно иметь в виду, что в основе эффективного управления лежит качество работы, уровень квалификации, профессионализм и социальная ответственность государственных служащих.

Рассматривая государственную службу как профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов, можно выделить в ее составе два компонента — собственно профессиональную деятельность персонала государственной службы и внутриорганизационное управление профессиональным развитием государственных служащих. Эти компоненты неразрывно связаны между собой, так как эффективность государственной службы зависит от качества персонала, а следовательно — и от успешности управления им. Особенно это важно учитывать при разработке и осуществлении кадровой политики в системе государственной службы, так как одним из ее элементов выступает профессиональное развитие государственных служащих.

В вопросах профессионализации кадров государственной службы вообще и их профессионального развития в том числе имеется множество нерешенных проблем, к которым можно отнести:

— нерациональную расстановку кадров, которая приводит к тому, что характер труда многих служащих не соответствует их профессиональному образованию;

— невозможность многим государственным служащим в полной мере реализовать свои способности в соответствии с уровнем их профессионального развития, слабость работы система профессионального отбора;

— слабую связь служебного продвижения кадров государственной службы, особенно на управленческих должностях, с профессиональным развитием, в том числе профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой;

— низкую дееспособность кадровых служб государственных органов, непосредственно занимающихся управлением персоналом, обеспечивающих более обоснованное решение руководством этих органов кадровых вопросов, нечеткую определенность их функций в работе с персоналом по профессиональному развитию.

Несмотря на важность этих проблем, количество и уровень социологических разработок в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению вопросов управления профессиональным развитием государственных служащих, остается незначительным. Научные труды по управлению персоналом государственной службы слабо отражают специфику управления профессиональным развитием в системе государственной службы.

Названные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования проблемы управления профессиональным развитием государственных служащих в современной России. С научных позиций необходимо исследовать особенности кадровых процессов в государственной службе, показать основные направления и социальные технологии управления профессиональным развитием государственных служащих.

Степень научной разработанности темы. Развитие института государственной службы в последние годы привело к значительному интересу ученых к проблемам кадрового обеспечения ее деятельности.

При этом в основном внимание уделялось общим проблемам управления персоналом государственной службы. Это определило во многом и выбор методологических оснований для анализа кадровых проблем, которые широко используются также и в более конкретных в предметном отношении исследованиях, в данном случае — изучении вопросов управления профессиональным развитием государственных служащих.

В теоретико-методологическом плане проблемы организации и управления освещались в трудах А. Богданова, М. Вебера, И. Пригожина, П. Сорокина и др. Вопросы теории и практики кадрового менеджмента и администрирования получили большое развитие в работах таких зарубежных авторов, как М. Альберта, Т. Катарбиньского, А. Мескона, Э. Мэйо, Ф. Тэйлора, А. Файоля, Г. Форда, М. Хедоури, JL Яккока и многих др.

Значительный научный интерес представляют работы по проблемам управления персоналом современных отечественных ученых В.Б Аверьянова, В.А. Карташева, J1.B. Карташевой, Ю.Г. Одегова,

A.M. Омарова, В.П. Пугачева и др., в которых исследуются теоретические основы и научно-практические вопросы приведения организационных структур аппарата управления в соответствие с изменившимися задачами и обновляющимся содержанием его деятельности.

Для социологического анализа предмета и реализации задач диссертационного исследования важное значение имели труды ученых -специалистов в вопросах государственной службы и управления, кадровой политики государства, развития персонала органов государственной власти, его профессионализации и пр. Среди авторов, разрабатывавших данную проблематику, работы которых были учтены при исследовании выбранной темы, можно назвать В.М. Анисимова, Г.В. Атаманчука, А.И. Горбачева, В.Д. Граждана, B.C. Карпичева,

B.Ф. Ковалевского, И.П. Литвинова, В.И. Лукьяненко, Б.В. Лытова,

B.C. Нечипоренко, E.B. Охотского, И.Н. Панина, Б.Т. Пономаренко, B.JI. Романова, Ю.Н. Старилова В.А. Сулемова и др.1.

Важное значение для раскрытия темы диссертационного исследования имело изучение работ А.И. Турчинова, в которых представлена теория профессионализации как деятельностная основа кадровой политики и управления персоналом, имеющая не только свою логику возникновения, но и теоретическую основу2.

Анализ качественного состава кадров, формирования и развития современной государственной службы, профессионализации труда сотрудников аппарата органов государственной власти занимает важное место в трудах современных ученых-социологов В.Э. Бойкова, Г.П. Зинченко, Т.Г. Калачевой, Е.А. Литвинцевой, К.О. Магомедова, В.А. Мальцева, П.А. Марченкова, В.М. Соколова, Ж.Т. Тощенко, А.А. Хохлова и др. В своих работах эти авторы уделяют большое внимание социологическим методам анализа процессов становления и

1 См.: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 1998; Государственная служба России: анализ становления, развития и кадрового обеспечения. М., 2002; Государственная служба Российской Федерации: современное состояние, проблемы функционирования и первоочередные направления дальнейшего развития. М., 2002; Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 1997; Литвинов И.П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. Йошкар-Ола, 1997; Лукьяненко А.Е., Лукьяненко В.И., Новиков А.В. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования. М.: Наука, 1999; Лукьяненко А.Е. Персонал государственного аппарата: проблемы управления и стабилизации. М., 1997; ЛытовБ.В. Государственная служба как социальный институт // Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998; Профессиональное образование: опыт, противоречия и тенденции реформирования. М., 1995; Сулемов В.А. Принципы, механизмы и технологии кадрового обеспечения аппарата органов власти // Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. М., 1996; Управление персоналом / Под ред. А.И. Турчинова. М., 2002 и др.

2 См.: Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития теории и практики. М., 1998; его же: Профессиональный опыт персонала государственной службы: технологии управления и оценки // Профессионализм в системе государственной службы. Ростов-на-Дону, 1997 и пр. развития персонала органов государственной власти, вопросам его оценки и эффективности управления1.

Значительный опыт управления персоналом государственной службы накоплен в зарубежных странах, что нашло свое отражение в многочисленных публикациях, монографиях2.

Однако следует отметить, что теоретическими и прикладными вопросами управления профессиональным развитием государственных служащих ученые занялись недавно и пробел в разрешении данной проблемы остается незаполненным. Существует потребность в научном исследовании, поскольку профессиональное развитие сотрудников органов государственной власти и управления является приоритетным направлением совершенствования системы управления персоналом государственной службы РФ на современном этапе.

Объектом исследования являются государственные служащие Российской Федерации.

Предметом исследования является управление профессиональным развитием государственных служащих.

Целью работы является разработка теоретических и прикладных вопросов управления качеством государственной службы на основе

Задачи исследования:

• рассмотреть управление персоналом как фактор профессионального развития государственных служащих;

• выявить сущность и принципы управления профессиональным развитием государственных служащих;

• провести социологический анализ проблем управления развитием профессионализма государственных служащих;

• раскрыть систему профессионального отбора государственных служащих;

• раскрыть содержание и формы профессионального образования государственных служащих:

• проанализировать особенности управления профессиональным и должностным развитием государственных служащих.

Теоретико-методологическую основу работы составили общенаучные принципы конкретно-исторического, структурно-функционального и системного анализа, которые позволили рассматривать происходящие в государственной службе процессы как важную часть системы государственного управления, находящуюся в зависимости и неразрывной связи с потребностями общества.

Особое место в диссертационной работе принадлежит социологическим методам исследования, дающим возможность качественно нового наполнения имеющихся теоретических знаний. В рассматриваемом контексте задачи государственной службы крайне важно изучать не только с государственно-управленческих, но и с социальных позиций во всем многообразии их проявлений, что в большой степени относится именно к проблемам профессионального развития персонала государственной службы.

Использование в ходе исследования указанных методов, теоретических оснований и концепций стало той основой, на которой построена логика настоящего диссертационного исследования и проведено решение поставленных в нем задач.

Источниковой базой данного диссертационного исследования являются Конституция РФ, Федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998 г.), «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.), указы Президента Российской Федерации по вопросам развития государственной и муниципальной службы, законодательные и нормативные правовые акты федеральных и региональных органов власти и другие документы. Весьма важным было изучение ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ.

В ходе выполнения работы изучены и проанализированы данные Российского статистического агентства, материалы научно-практических конференций и периодической печати.

Эмпирическая база работы основывается на материалах конкретно-социологических исследований, результаты которых отражены в диссертации. Прежде всего, это исследования, проведенные при участии автора:

— социологическое исследование: «Оценка состояния теоретических основ государственной кадровой политики и формирования кадрового корпуса государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти». Руководитель исследования — д.с.н., профессор А.И. Турчинов (март-май 2001 г.). Количество опрошенных — 1434 респондента из числа населения, 1183 государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, 90 экспертов, представляющих 17 субъектов РФ и 8 центральных аппаратов министерств и ведомств РФ. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, роду занятий респондентов. Индекс: ГС Т001;

— социологическое исследование: «Кадровый корпус государственной службы РФ: проблемы профессионального развития». Проведено в ноябре-декабре 2000 г. группой аспирантов, докторантов и ученых кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС под руководством д.с.н., профессора Магомедова К.О. Опрошено 950 государственных служащих. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и стажу работы. Индекс: КК ПР-2000;

— социологическое исследование: «Проблемы становления и перспективы развития государственной службы Российской Федерации». Проведено в августе-сентябре 1999 г. группой ученых и аспирантов кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС под руководством д.и.н., профессора Нечипоренко B.C. Опрошено 1200 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, занимаемой должности и ветвям власти. Индекс: СП ГС-99;

— социологическое исследование: «Государственная служба: общественная значимость, профессионализм, перспективы служебного роста». Проведено в феврале 1999 г. под руководством д.и.н., профессора Нечипоренко B.C. и к.ф.н., доцента Магомедова К.О. Опрошено 710 государственных служащих в 16 федеральных органах власти, министерствах и ведомствах. Индекс: ГС ОПП-99.

Автором осуществлен вторичный анализ материалов социологических исследований, проведенных учеными РАГС при Президенте РФ:

— социологическое исследование в рамках научного проекта «Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации». Проведено в сентябре 2002 г. Опрошено 1325 человек и 280 экспертов. Руководитель проекта-д.с.н., профессор А.И. Турчинов. Индекс: ГКП и МР-02;

— научно-исследовательский проект: «Аномальные проявления на государственной службе». Проведено в октябре-ноябре 1998 г. Эмпирическую часть исследования составили данные экспертного опроса 173 государственных служащих, репрезентативно представлявших различные должностные уровни органов исполнительной и законодательной власти федерального центра и субъектов Российской Федерации. Научный руководитель — профессор B.J1. Романов, научный консультант: профессор Е.В. Охотский;

— социологическое исследование: «Государственный служащий и его карьера». Проведен кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС в сентябре-ноябре 1996 г. и марте 1997 г. под руководством профессоров B.JI. Романова и Е.В. Охотского. Опрошено 1195 государственных служащих. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, должностному положению. Индекс: КС-96-97;

— социологическое исследование: «Нравственные основы государственной службы». Опрос проведен кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС под руководством профессоров Е.В. Охотского и В.М. Соколова в октябре-ноябре 1997 г. Опрошено 1145 государственных служащих. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, стажу работы и занимаемой должности. Индекс: НГС-97.

Основные результаты, полученные автором, и их научная новизна состоят в следующем:

• рассмотрено управление персоналом как фактор профессионального развития государственных служащих. На основе анализа принципов и задач управления персоналом раскрыта сущность и содержание управленческого воздействия на профессиональное развитие государственных служащих;

• определена и раскрыта социальная сущность и основные принципы профессионального развития государственных служащих, его организационная и социальная значимость, которая выражается в рациональном использовании кадрового потенциала государственной службы и активизации социальных факторов в ее деятельности; выявлены место и роль профессионального развития государственных служащих в удовлетворении новых потребностей общества в эффективной системе государственной службы;

• показано, что социологический анализ проблем управления профессиональным развитием государственных служащих является важным компонентом информационно-аналитического обеспечения процессов управления персоналом государственной службы, позволяющим рассматривать не только количественные, но и качественные характеристики изменения состояния ее кадрового потенциала;

• обосновано, что профессиональное развитие государственных служащих оказывает существенное влияние на процедуры и результаты профессионального отбора как технологии управления персоналом государственной службы; при этом кадровый отбор может выступать стимулом профессионального развития для государственных служащих, если он предусматривает приоритетность профессиональных качеств;

• установлено, что актуализация содержания и оптимизация форм профессионального развития государственных служащих предполагает совершенствование системы их профессионального обучения, подготовки и переподготовки, необходимость обеспечения их опережающего характера, разноообразия форм, непрерывности и дифференцированности подходов;

• выявлено, что профессионализм, должностное развитие, повышение компетентности и карьерный рост государственных служащих взаимозависимы, они выступают в качестве необходимого условия и фактора профессионального развития государственных служащих; сложившаяся практика отношения к профессиональному опыту, компетентности государственных служащих при подборе и расстановке кадров государственной службы не может считаться в достаточной мере адекватной современным задачам и требованиям и требует существенного изменения? с учетом полученных теоретических и практических результатов сформулированы прогностические цели и задачи профессионального развития кадров и определены пути его совершенствования.

Практическое значение проведенного исследования заключается в том, что полученные выводы и результаты могут быть:

• применены в конкретной работе органов государственной власти Российской Федерации по управлению персоналом в целях совершенствования их профессионального развития;

• использованы для повышения эффективности государственной службы, создания ее современной модели с учетом усиления управленческой функции государства;

• применены в качестве теоретических оснований при подготовке нормативных правовых актов органов государственной власти, что повысит их научную обоснованность и усилит практическую значимость для государственных служащих;

Методологические и теоретические основы, сформулированные в диссертации, а также практические результаты позволят повысить качество научно-методического и учебного обеспечения подготовки государственных служащих, обеспечивать ее интегрированность в реальные процессы кадрового управления и пространство социальных взаимодействий в системе государственной службы.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ, научно-практических конференциях и методических семинарах, проведенных в различных городах России: Москва, Ростов-на-Дону, Уфа и др. за период с 2000 по 2003 гг. По данной проблематике опубликованы брошюра и две статьи общим объемом 3,5 п.л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *