Система управления охраной окружающей среды

Руководство ОАО «ТНК-Нягань» относит к числу важнейших проблемы промышленной безопасности, охраны здоровья сотрудников и экологии. С самого первого дня создания руководители компании не раз подчеркивали свою приверженность вопросам промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды, что и было отражено в формулировке политики.

Каждый сотрудник осознает и принимает свою персональную ответственность за сохранение окружающей природной среды, и направляет максимальные усилия и внимание не только на сохранение, но и на постоянное улучшение экологической обстановки, снижая свои воздействия на нее, что приводит к совершенствованию самой системы экологического менеджмента и повышению эффективности деятельности Общества.

Политика в области охраны окружающей среды (ООС) является качественным инструментом управления персоналом Общества, формированием у него единого понимания основных принципов и стратегий по ведению бизнеса Общества в данной области.

Политика в области ООС является основой для стратегического планирования и управления текущей деятельностью, выраженного в выработке и постановке целей в области охраны окружающей среды перед бизнес-процессами Общества на базе эффективного мониторинга и анализа информации по результатам.

Цели управления ООС:

  1. Обеспечение экологически безопасной деятельности предприятия предусмотренной Уставом ОАО «ТНК-Нягань»

  2. Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния подразделений предприятия

  3. Обеспечение рационального использования природных ресурсов, воспроизводства природных ресурсов

  4. Снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет повышения надёжности, безопасности и безаварийности работы технического оборудования

  5. Оперативность контроля и передачи информации руководителям предприятия и органом государственного экологического контроля, обеспечивающие возможность принятия немедленных решений по снижению или ликвидации отрицательных воздействий на окружающую природную среду.

  6. Соблюдение природного законодательства персоналом ОАО «ТНК-Нягань»

Основные задачи управления ООС:

  1. Проверка выполнения природоохранных планов и мероприятий, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

  2. Проверка соблюдения нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния подразделений предприятия, соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов.

  3. Учет загрязняющих веществ в выбросах и сбросах подразделений предприятия, образовавшихся утилизированных и размещаемых отходов, используемых природных и энергетических ресурсов.

  4. Контроль соблюдения квот и лимитов использования природных ресурсов.

  5. Контроль соблюдения правил обращения с опасными и вредными химическими веществами, опасными отходами, биопрепаратами.

  6. Контроль стабильности и эффективности работы природоохранного оборудования и сооружений.

  7. Контроль за наличием и техническим состоянием оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий, по обеспечению безопасности персонала.

  8. Ведение экологической документации предприятия, своевременное представление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом, используемой для обеспечения мер безопасности в экстремальных условиях, обосновывающей размеры экологических платежей.

  9. Организация работ по рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.

  10. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

  11. Экологическое обучение, воспитание, информирование персонала предприятия по экологической обстановке на производственных территориях ОАО «ТНК-Нягань»

Система управления ООС:

  1. Общее руководство по ООПС и рациональному использованию природных и энергетических ресурсов осуществляет Генеральный директор ОАО «ТНК-Нягань»

  2. Непосредственное руководство работой по ООПС и рациональному использованию природных и энергетических ресурсов осуществляет ДОТПБ и ООС

  3. Руководство работой по ООПС в структурных подразделениях предприятия осуществляют руководители подразделений.

  4. Достижение целей производственного экологического контроля осуществляется за счет:

— принятия комплекса предупредительных действий для исключения возможности возникновения аварийных ситуаций и причинения ущерба ОС

— внедрения в обществе научно-проектных разработок новой техники и технологий: безотходной, ресурсосберегающей и природоохранной.

— обеспечения проведения качественной ведомственной экологической экспертизы проектов и работ, выполняемых подрядными организациями

— проведения анализа состояния экологической безопасности в структурных подразделениях общества

— обеспечение экологического обучения, воспитания, информирования персонала предприятия по экологической обстановке на производственных территориях ОАО «ТНК-Нягань»

5. Этапы работ по выявлению нарушений требований природоохранного законодательства при осуществлении производственного экологического контроля

— производственный экологический контроль осуществляется путем проведения регулярных проверок(оперативных, целевых, комплексных)

— рассмотрение состояния экологической безопасности объектов Общества на всех уровнях управления

— подготовка мероприятий, рекомендаций по устранению нарушений требований природного законодательства

6. Основная цель проверок-оценка степени соответствия проверенного объекта требованиям законодательных и других нормативных актов в области охраны ос, а также разработке соответствующих предупредительных и корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий

7. Проверка экологической безопасности объектов Общества может включать в себя оценку:

— людских и материальных ресурсов, оборудования

— операций и производственных процессов

— состояния территорий объектов

— документации, отчетности, регистрации и хранения данных

— своевременности и качества выполнения мероприятий по устранению ранее выявленных нарушений

8. Проверки состояния экологической безопасности объектов Общества произносится и осуществляются в следующем порядке:

— составление плана проверки

— выполнение процедуры проверки

— разработка и обоснование необходимых мероприятий для устранения выявленных в ходе проверки нарушений с указанием ответственных лиц и сроков устранения нарушений

-результаты проведенной проверки доводятся до сведения должностного лица, ответственного за экологическое состояние проверяемого объекта, для принятия решений оперативных мер по устранению выявленных нарушений

9. По результатам производственного экологического контроля объектов Общества не реже одного раза в квартал проводится производственное совещание с участием представителей структурных подразделений и руководства Общества для рассмотрения существенной ситуации и принятия решений, направленных на снижение экологических рисков Общества.

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ — совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды в РФ. Современная система природоохранных органов в РФ исходит из понятия специально уполномоченных органов РФ в области охраны окружающей среды, данного в ст. 7 и др. Закона об охране окружающей природной среды. К ним относятся как органы общей компетенции (охраны природы), так и органы по регулированию использования и охраны отдельных природных ресурсов (земли, ее недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, животного мира).

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.

Служба охраны окружающей среды на нефтедобывающих предприятиях создается с целью организации природо-охран кой деятельности предприятий и всех его подразделений. На нее возлагается ответственность за обеспечение осуществления мероприятий по охране окружающей среды, регламентированных соответствующими нормативными актами. В своей работе служба руководствуется принципами управления охраной окружающей среды, в основе которых лежат целевой и комплексный подходы к проблеме.

Вопросы охраны природной среды, управления ее качеством, создания ППК невозможно решить без четко организованной системы учета всех выбросов и нарушений, а также без системы контроля, прогноза и управления состоянием окружающей среды в зоне действия промышленного предприятия. Очевидно, одним из самых сложных инженерно жологических вопросов в общей проблеме охраны окру жающей среды будет создание такой системы. Однако, не имея данных о состоянии окружающей среды, параметрах ее изменения во времени в зависимости от интенсивности производительных процессов, нельзя дать прогноз на длительный период и правильно выбрать инженерные метод!,1 управления качеством окружающей среды. В свою очередь, научный подход к решению этих вопросов невозможен без систематических и всесторонних инструментальных наблюдений.

Система управления окружающей средой (СУОС) является частью общей системы управления (менеджмента) организации, при этом она призвана обеспечить управление рисками в области охраны окружающей среды, связанными с деятельностью организации. К началу 80-х годов прошлого века ведущие компании индустриально развитых стран стали активно внедрять СУОС как составляющую экологического менеджмента. В результате качество окружающей среды в промышленных регионах значительно улучшилось.

КОМИТЕТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — орган управления экологического и контроля экологического (может иметь название комитет охраны природы, которое нередко применяется к районному, городскому звену). К. о. о. с. подчиняется Госкомэкологии РФ и администрации субъекта РФ, является территориальным органом специально уполномоченного органа.

В систему охраны окружающей среды и управления природопользованием входит ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах правовой защиты и регулирования, экологического менеджмента и маркетинга. К числу этих методов относятся экоэкспертиза, аудит и сертификация, которые постепенно совершенствуются, взаимно дополняя друг друга.

Основы управления в области охраны окружающей среды. Указаны полномочия федеральных властей, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ до сих пор не решена одна из главнейших проблем государственного управления в этой области: не найдена формула оптимального сочетания необходимости федерального регулирования использования природных ресурсов и контроля за природопользованием с правом субъектов федерации использовать их природные ресурсы. И усиление расхищения природных ресурсов за последние годы, па наш взгляд, объясняется отсутствием именно этого правового документа.

Несовершенство управления охраной окружающей среды и природопользования объясняется, на наш взгляд, прежде всего отсутствием координации как со стороны правительства, так и Госкомэкологии России. Каждый действует в области охраны природы и природопользования по своему усмотрению, так как Госкомэкологией России до сих пор не разработаны все необходимые нормы и правила, вытекающие из Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом.

Внедрение систем управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО серии 14000, несомненно, улучшает отношения предприятий с многочисленными государственными органами, уполномоченными (в пределах своей компетенции) в области охраны окружающей среды, в частности, с органами Госгортехнадзора, Росземкадастр, органами санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и т.п.

Структура управления Государственного комитета охраны окружающей среды Нижегородской области

В настоящее время управление природоохранной деятельностью в регионе осуществляют следующие организационные структуры: от Министерства природных ресурсов РФ (МПР) — Департамент природных ресурсов по Приволжскому региону, от областной администрации — областной Департамент по охране природы и управлению природопользованием и Комитет природных ресурсов (схема приведена на рис. 2.5), от городской — Муниципальное учреждение «Государственный комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Н. Новгорода» (схема помещена на рис. 2.6).

За организацию дела охраны окружающей среды и осуществление единой научно-технической и правовой политики в этой сфере деятельности в РФ отвечает Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Госкомэкология), который является центральным координирующим органом государственного управления в этой области.

В Российской Федерации управление качеством окружающей среды основано на системе природоохранных норм и правил, которая является средством соорганизации хозяйственной деятельности природопользователей с учетом требований охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Дифференцированная система управления качеством окружающей среды по различным объектам и факторам имела, имеет и будет иметь важнейшее значение в деле практического решения проблемы охраны здоровья населения. Однако более эффективное управление качеством окружающей среды наряду с дифференцированным требует и интегрального подхода, ибо в реальных условиях человек может подвергаться комбинированному, комплексному и сочетанному действию химических, физических и биологических факторов.

Попытка совершенствования механизма управления охраной окружающей среды была предпринята ЦК КПСС и Правительством СССР на основе принятого 7 января 1988 г. постановления «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Оно предусматривало совершенствование экономического механизма, который бы обеспечивал эффективное использование и охрану природных богатств страны. Этим документом предписывалась необходимость «решительного перехода от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной, деятельностью».

В условиях перехода к рыночным отношениям управление деятельностью природоиользовагелей будет осуществляться в основном через систему регламентации режимов природопользования, которая устанавливается территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. На этих регламентациях должны базироваться экономический механизм управления природопользованием и экологическая экспертиза. Такие регламентации и ограничения могут иметь ряд градаций от тех, нарушение которых абсолют но недопустимо, до наиболее опт имальных. Соблюдение предельных регламентаций и ограничений должно надежно гарантировать от перехода за «запретную черту» экологического императива, за которой начинается непредсказуемая деградация всей окружающей природной среды. Недопустимость нарушений (превышений) предельных регламентаций и ограничений режимов природопользования должна быть социально гарантирована наравне с гарантиями прожиточного минимума и другими стандартами социальной защиты.

Административные методы природопользования и охраны окружающей среды имели доминирующее положение в природоохранном механизме России при социализме. При этом экономические методы управления как инструменты стимулирования природоохранной деятельности на практике недооценивались. С одной стороны, отсутствие действенных экономических рычагов и стимулов приводило к тому, что предприятия не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования природных ресурсов и предупреждении загрязнения окружающей среды. С другой стороны, расточительное использование богатств природы и загрязнение окружающей среды не отражалось на результатах хозяйственной деятельности предприятий.

Для успешного функционирования системы правовой охраны окружающей среды специалисты экологи и природопользователи должны знать правовой механизм управления природопользованием, а юристы — владеть знаниями в области общей экологии и охраны окружающей среды.

При работе по всем направлениям совершенствования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов необходимо эффективно сочетать экономические, организационные, правовые и воспитательные меры, повысить роль местных органов власти и управления в деле охраны окружающей среды, активизировать роль общественных природоохранных организаций, личной инициативы граждан на основе широкой информированности населения о состоянии окружающей среды, о намечаемом проектировании и строительстве крупных хозяйственных объектов, воспитания в человеке уважения к природе и повышения экологической культуры населения.

Этот закон сам по себе определяет главные принципы охраны окружающей среды и в целом весьма прогрессивен, но дело в том, что каждый базовый закон носит характер «непрямого действия» и,/как принято в нашей стране, сопровождается серией так называемых «подзаконных» актов, которые определяют конкретные механизмы реализации закона. Но с этими актами дело обстоит далеко не просто, тем более что Россия весьма разнообразна по региональным условиям, а это требует разработки нормативных актов на уровне субъектов федерации, не говоря уже о нормативных документах отраслевого типа для устранения последствий воздействий того или иного производства и сельского хозяйства. Управление охраной окружающей природной среды является необходимой составной частью системы государственного управления, но она сможет стать эффективной лишь в случае, когда экологизация станет первоочередной задачей.

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х гг. ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, «остаточный» принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране»2.

В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 14000 система управления охраны окружающей среды должна охватывать не только собственно природоохранную деятельность, но и сферу ресурсопотребления. Исходя из этого, возникает необходимость проверки соответствия установленным требованиям характера использования природных ресурсов и связанных с ним финансово-экономических отношений между предприятием и государством, которые выступают в первую очередь в форме так называемых при-родно-ресурсных платежей.

Учеба и преподаватели. Комплексную систему обучения руководителей в области охраны окружающей среды должны осуществлять подготовленные соответствующим образом преподаватели. В процессе обучения преподаватели расширяют круг общих знаний, знания в области управления и, главное, сами проникаются осознанием важности экологического образования. Их необходимо познакомить с различными методиками преподавания экологических предметов, особенно тех, которые помогают изменять отношение людей к экологии; определить для них предметы, которые имеют первостепенное значение, а также необходимость использования соответствующих базовых материалов экологического характера применительно к различным областям управления.

Научный руководитель конференции — Эдуард Хоренович Векилов, руководитель секции охраны окружающей среды Центрального правления НТО НГ, начальник Управления по экологической и промышленной безопасности ОАО НК «Роснефть», к г -м.н.

Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации уже на самой ранней стадии разработки системы управления охраной окружающей среды должно принять на себя обязательство по улучшению управления деятельностью организации с точки зрения воздействия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение этих обязательств и ведущая роль высшего руководства при внедрении систем экологического менеджмента являются решающими факторами их успеха. Поэтому разработка и своевременный пересмотр экологической политики организации должны осуществляться на самом высшем уровне руководства, под которым подразумевается отдельное лицо или группа лиц, несущих ответственность за деятельность организации. Если организация является частью более крупного объединения (например, корпорации), руководство высшего звена должно согласовывать, документально оформлять и проводить политику в области охраны окружающей среды в рамках политики корпорации в целом при соответствующей поддержке последней.

Но данное словосочетание — неопределенное, абстрактное, не имеющее количественных оценок. Поэтому и словосочетания типа «охрана окружающей среды» или «управление качеством окружающей среды» также весьма неконкретны. А процессы управления жизнедеятельностью организмов, природных систем, качеством окружающей среды требуют точного измерения, оценки уровней воздействия и ответных реакций. Иначе говоря, качество окружающей среды, как совокупность определенных параметров, должно оцениваться количественно. В экологии поступающие к организму сигналы называют факторами.

В январе 2001 года международная консалтинговая компания «Бюро Веритас» (ВУС>1) провела внешний экологический аудит системы управления охраной окружающей среды ОАО «ЛУКОЙЛ» на соответствие требованиям международных стандартов. По итогам аудита ОАО «ЛУКОЙЛ» первым среди российских нефтяных компаний получило сертификат соответствия Международному стандарту 180 14001. Получение сертификата — очередной шаг к реализации политики Компании в области охраны окружающей среды и подтверждение её соответствия международным требованиям.

Основными задачами К. о. п. г. Новосибирска, например, являются: комплексное, совместно с другими природоохранными органами, управление в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды; координация деятельности предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; участие в организации и функционировании единой гос. системы экологического мониторинга; организация и осуществление государственного экологического контроля, а также контроля за соблюдением экологических норм независимо от формы собственности и подчинения; обеспечение населения информацией экологической; содействие в организации природнозаповедного д ла на подведомственной территории.

Таким образом, реализация требований и принципов экологического менеджмента может существенно улучшить показатели состояния окружающей среды, хотя следует помнить, что система управления окружающей средой является только инструментом, который позволяет организации достигать установленных ею показателей и систематически их контролировать. Поэтому разработка и внедрение системы не обязательно приведут к немедленному снижению отрицательных воздействий на окружающую среду. Вместе с тем, интеграция вопросов охраны окружающей среды в систему административного управления организации может способствовать более эффективному управлению охраной окружающей среды и улучшению экономических показателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды», установлено, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (ныне Госкомэкология) и его территориальные органы являются специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитета по водному хозяйству, а также других министерств и ведомств и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

С 2000 г. кафедра участвует в российско-канадской программе совместно с Канадским агентством международного развития (CIDA) по проекту «Внедрение систем управления охраны окружающей среды» на предприятиях ОАО «Газпром». К реализации данной программы привлечены 5 преподавателей нашей кафедры, ведущие специалисты ОАО «Газпром», ООО «Волгоградтрансгаз», ООО «Лентрансгаз» и Министерства энергетики РФ. Ожидаемый результат программы — реализация демонстрационного проекта «Внедрение систем управления охраны окружающей среды (СУОС)» и издание методических пособий по внедрению СУОС на газовых предприятиях России, основанных на опыте работы канадских специалистов в этой области.

Мониторинг земель— это система наблюдений за состоянием земельного фонда, предназначенная для своевременного выявления происходящих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Необходимость мониторинга как государственного мероприятия по управлению земельным фондом предусмотрена ст. 109 Земельного кадастра РФ. В соответствии с ней было разработано «Положение о мониторинге земель в РФ», утвержденное Постановлением Правительства РФ №491 от 15 июля 1992 г. Организация и ведение мониторинга земель возложены на Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству при Правительстве РФ, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Мониторинг земель является составной частью мониторинга окружающей природной среды.

Государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, является согласно Закону » О сертификации продукции и услуг» Госстандарт России. Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях осуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны окружающей среды таким органом является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.

Сибай — крупнейший промышленный центр Башкирского Зауралья. В городе расположено несколько промышленных предприятий, самым крупным, градообразующим является Башкирский медно-серный комбинат (БМСК). БМСК осуществляет добычу и первичную переработку полиметаллических руд. По оценкам Сибай-ского территориального управления охраны окружающей среды в городе наблюдается загрязнение воздуха и природных вод тяжелыми металлами (ТМ). Поэтому оценка загрязнения почв ТМ в Сибае имеет важное практическое значение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *