Смягчающие обстоятельства административной ответственности

Новая редакция Ст. 4.2 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Содержание

Комментарий к Статье 4.2 КоАП РФ

1. До момента привлечения лица к административной ответственности основополагающей гарантией выступает выявление обстоятельств, смягчающих ответственность за данное конкретное административное правонарушение с учетом степени общественной опасности.

Важным признаком является раскаяние лица, совершившего правонарушение, что характеризует негативную оценку им факта правонарушения и причиненного вреда. При этом раскаяние лица под воздействием мер какого-либо морального или физического воздействия, принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

Кроме основополагающего признака раскаяния к смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Результатом анализа перечисленных обстоятельств является наличие доброй воли лица в предотвращении причинения вредных последствий или возмещения, устранения общественно опасных последствий, это означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.

В данной ситуации применяется вариант признания лица виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка, что исключает производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к п. п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП РФ).

Состояние сильного душевного волнения, то есть аффект, либо стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств учитывается только в отношении лиц, признанных вменяемыми. В том же случае, если речь идет о невменяемости, слабоумии или ином болезненном состоянии, применяются положения действующего законодательства в виде обстоятельств, исключающих административную ответственность (см. комментарий к статье 2.8 КоАП). Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.

Перечень смягчающих обстоятельств фигурирует и, например, в ст. 112 Налогового кодекса РФ, где с п. 3 п. 1 ст. 4.2 КоАП корреспондирует только в совершении правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а остальные не совпадают с перечнем ст. 4.2 КоАП. Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами по общему правилу понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения.

Так как несовершеннолетний, совершивший административный проступок, в целом не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния либо действовал под влиянием других лиц и т.д., оно классифицируется в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (см. комментарий к статье 2.3 КоАП). К несовершеннолетним возможно применение специфических административных мер воспитательного воздействия, не связанных с административным наказанием, в рамках действия Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К мерам воспитательного воздействия относятся: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, или общественной организации с их согласия и др.

В отношении рассмотрения административного правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности, которые не всегда позволяют в необходимом объеме предвидеть общественную опасность или степень вреда, причиняемого совершением соответствующего проступка. Важным моментом является определение категории «малолетний ребенок», которая регулируется, в частности, статьей 28 Гражданского кодекса РФ, к ней относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (малолетние).

2. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, так как судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о проступке, могут по собственному усмотрению решить вопрос о наличии смягчающих обстоятельств, не указанных в комментируемой статье или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.

Другой комментарий к Ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, изложенные в данной статье, служат основанием для смягчения административного наказания. В отличие от уголовного закона смягчение административного наказания возможно лишь в рамках санкции нормы Особенной части КоАП РФ, законов субъектов РФ. Когда обстоятельства, смягчающие ответственность, указаны в диспозиции конкретной нормы, они приобретают качественно иную правовую природу, влияющую на квалификацию административного правонарушения, и не могут рассматриваться основанием для смягчения ответственности.

2. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

3. Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов РФ. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким образом, данное смягчающее обстоятельство тесно взаимосвязано с субъективной стороной административного правонарушения.

4. Под предотвращением лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий понимаются действия (как во время совершения административного правонарушения, так и после его совершения), которые непосредственно направлены на уменьшение вреда и ущерба. Формой предотвращения являются добровольное возмещение причиненного имущественного ущерба или устранение причиненного вреда, например, возврат похищенного, необходимый ремонт поврежденного имущества, оказание медицинской помощи, в результате нарушений Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

5. Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП РФ. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это — кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП РФ является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателю с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

6. Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

7. В комментируемой статье несовершеннолетие виновного указано как одно из обстоятельств, смягчающих административное наказание. Оно не находится в противоречии со ст.2.3 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность (но не обязанность) освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, установленной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Иными словами, за некоторые виды административных правонарушений несовершеннолетний может привлекаться к ответственности. При рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении обязательно исследование данного вопроса, с тем чтобы выбрать необходимую меру воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетнего с учетом его возраста, устойчивости психики и других факторов. Например, возложение обязанности загладить причиненный вред применяется в случае, если несовершеннолетний имеет заработок. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

8. Беременность является физиологическим процессом, накладывающим отпечаток на состояние здоровья, психику женщины. Зачастую беременность сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, раздражительностью. Данные факторы и обусловливают необходимость учета факта беременности при назначении административного наказания.

Наличие у женщины малолетнего ребенка также требует соответствующей оценки его в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

9. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 данной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

5) совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

6) совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

8) совершение административного правонарушения беременной женщиной;

9) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

10) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном административном правонарушении;

11) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.

3. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Вопрос 274. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1.КоАП).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2.КоАП):

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАПили в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

КоАПмогут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.3.КоАП):

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 4.3. КоАП, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

КоАП могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Обстоятельства, смягчающие вину

Статья 4.1 Кодекса об административных правонарушениях требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности.

По смыслу вышеупомянутой статьи смягчающими могут быть только те обстоятельства, которые не имеют отношения к элементам состава административного правонарушения. Перечень смягчающих вину обстоятельств дан в ч.1 ст.4.2 КоАП РФ.

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение

Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается в первую очередь осознание им противоправности своего поведения, отрицательное отношение к нему.

Раскаяние должно быть деятельным, смягчающим обстоятельством оно становится лишь при условии активного участия виновника в раскрытии всех обстоятельств совершенного деяния. Правонарушитель, кроме того, должен разъяснить мотивы и причины своих поступков.

Добровольное прекращение противоправного поведения

Под добровольным прекращением следует понимать добровольную и окончательную остановку начатого правонарушения при осознании лицом возможности реального его завершения.

Таким образом, добровольное прекращение противоправного поведения может быть учтено в качестве смягчающего вину обстоятельства при условии, что оно характеризуется следующими признаками: добровольностью, окончательностью и осознанием возможности доведения до конца начатого преступного деяния.

Добровольность означает, что лицо по своей воле, по собственному желанию сознательно прекращает начатое правонарушение, мотивы принятия такого решения в данном случае не важны.

Окончательность предполагает, что правонарушение не прерывается на какое-то время, а лицо прекращает его полностью и окончательно. Добровольное прекращение не имеет места в ситуации, когда не удалось довести до конца запланированное противоправное деяние в силу объективных причин и осуществление преступных планов пришлось перенести на более поздний срок.

Не менее важный критерий — осознание субъектом административной ответственности возможности доведения правонарушения до его логического завершения. Насколько его представления реалистичны, в данном контексте не учитывается. Ситуация, созданная в ходе противоправного деяния, сама по себе может не предполагать запланированной развязки. Нарушителю может быть не известно об объективных препятствиях на пути к его цели, между тем, будет учтено, что достижение намеченного результата представлялось ему осязаемой перспективой.

Добровольное сообщение лицом о совершенном административном правонарушении

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ.

Важно отличать его от деятельного раскаяния. Виновник должен самостоятельно заявить о совершенном правонарушении.

Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик.

Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а об упомянутом выше деятельном раскаянии.

Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия уполномоченным органам

Такое содействие состоит в активных действиях виновного, направленных на сотрудничество с органом, уполномоченным осуществлять производство по делу об административном правонарушении.

Содержание таких действий может быть самым разнообразным: лицо дает правдивые и полные пояснения, в том числе по фактам, ранее неизвестным уполномоченным органам, раскрывает имеющие значение детали своего проступка, называет лиц, которые могут дать свидетельские показания, предпринимает иные шаги для раскрытия всей полноты обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения

Для предотвращения вредных последствий лицо, совершившее административное правонарушение, должно предпринять меры к тому, чтобы таких последствий не возникло.

Наступлением вредных последствий может характеризоваться объективная сторона состава административного правонарушения, между тем, важно помнить, что подавляющее большинство административных правонарушений (в отличии от преступлений) имеют формальный состав. Правонарушение с формальным составом не предусматривает наступления материального вредного последствия, единственной характеристикой его объективной стороны будет противоправность.

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало правонарушений с материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий.

Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что смягчающим обстоятельством предотвращение вредных последствий будет, прежде всего, для правонарушений с формальным составом. Так как без наступления вредных последствий говорить о правонарушении с материальным составом нельзя.

Одной из мер, принимаемых должностными лицами органа государственного контроля (надзора), в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, является выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пп.1) ч.1 ст. 17 ФЗ № 294 от 17 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Если выявленное нарушение предусматривает привлечение лица к административной ответственности, то исполнение предписания до вынесения постановления органа или должностного лица по делу об административном правонарушении будет считаться смягчающим обстоятельством.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Следует учитывать, что даже если выявленное в ходе мероприятий государственного контроля (надзора) нарушение не влечет за собой административной ответственности, выданное предписание об устранении нарушений все равно необходимо исполнять вовремя. Как раз на такой случай в КоАП предусмотрен специальный состав административного правонарушения: «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» (ст. 19.5. КоАП РФ).

Добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда

Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранения причиненного вреда — действия правонарушителя, направленные на ликвидацию уже наступивших вредных последствий. Такое возмещение предполагает либо компенсацию стоимости поврежденного имущества, либо предоставление равноценного имущества.

По смыслу п. 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное возмещение лицом, совершим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда предполагает совершение указанных действий до привлечения лица к административной ответственности и назначения ему наказания.

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств

Вынесенные в заголовок раздела смягчающие обстоятельства будут учтены только при условии признания субъекта административной ответственности вменяемым.

Слабоумие, невменяемость или другие болезненные состояния психики отнесены к группе обстоятельств исключающих административную ответственность (ст. 2.8. КоАП РФ).

Что бы подтвердить наличие в действиях лица признаков аффекта требуется экспертная оценка. Выводы экспертов в дальнейшем могут быть учтены в процессе административного производства.

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами, как правило, понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и явилось совершение административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним

Административная ответственность несовершеннолетних применяется с существенными оговорками и в особом порядке (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему специфических административных мер воспитательного воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, например, ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка

Когда рассматривается административное правонарушение, совершенное указанными в заголовке раздела лицами, принимаются во внимание те факторы физиологии, которые могли помешать им осознавать противоправность своих действий или предвидеть наступление вреда охраняемым законом интересам.

Стоит оговориться, что категория «малолетний ребенок» закреплена в ст. 28 ГК РФ, к ним относятся несовершеннолетние, не достигшие 14 лет.

Малозначительность административного правонарушения

Рассматривая вопрос о смягчающих обстоятельствах при назначении административного наказания, необходимо упомянуть о малозначительности совершенного административного правонарушения. В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного административный орган, рассматривающий дело, исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Правовыми последствиями признания административного проступка малозначительным является вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявление устного замечания (ч. 1 ст. 29.9 КоАП).

Особенности правоприменения смягчающих вину обстоятельств

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем совершение указанных выше действий, классифицируемых в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не влечет за собой гарантированного смягчения административного наказания.

Вопрос о необходимости снижения административного наказания и размере такого снижения остается исключительно на усмотрение лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Смягчающие обстоятельства при административном правонарушении

Каждая статья КоАП РФ содержит пределы санкций. Например, штраф от 500 до 1 тыс. руб. Это значит, что суд вправе выбирать, какое наказание назначить человеку. Если есть смягчающие обстоятельства, будет выбрана самая мягкая мера ответственности. Какие существуют смягчающие обстоятельства по административному делу, расскажем далее.

Какие обстоятельства смягчают административную ответственность

Перечислим обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Наказание смягчат, если нарушитель:

  • раскаялся;
  • добровольно прекратил противоправные действия;
  • добровольно сообщил о незаконном деянии;
  • оказал содействие при расследовании дела;
  • предотвратил вредные последствия своих действий;
  • добровольно возместил причиненный ущерб или своими руками устранил последствия;
  • добровольно исполнил предписание об устранении допущенного нарушения;
  • находился в состоянии аффекта или в тяжелой жизненной ситуации;
  • является несовершеннолетним.

К обстоятельствам, смягчающим наказание в административном праве, относится также беременность нарушительницы и наличие малолетних детей.

Судья или другое должностное лицо вправе признать смягчающими административное наказание и другие обстоятельства. Это зависит от конкретного дела.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность физических лиц

Подробнее разберем смягчающие обстоятельства при назначении административного наказания.

Под раскаянием понимают ситуацию, при которой нарушитель осознал противоправность своих действий, их последствия и принимает меры для того, чтобы не совершать подобного в будущем.

Раскаяние может выражаться в простых извинениях, принесенных жертве правонарушения, а также может быть деятельным.

Что касается совершения противоправного деяния в состоянии аффекта (сильного душевного волнения), то этот факт признается обстоятельством, смягчающим административную санкцию, только в случае предоставления показаний свидетелей, письменных и других доказательств.

Административный кодекс к смягчающим обстоятельствам также относит несовершеннолетний возраст нарушителя. Считается, что подростки еще не обладают достаточным опытом, чтобы правильно оценить противоправность своих действий и возможные последствия. Кроме того, наказание в отношении несовершеннолетнего должно преследовать воспитательную цель.

Суды выбирают самую мягкую санкцию из возможных в отношении беременных женщин, а также матерей малолетних детей. Это связано с их особым психологическим состоянием, во многом определяющим поведение.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность при наложении административного наказания, не является исчерпывающим.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность юридических лиц

Мы рассмотрели, какие обстоятельства являются смягчающими административную ответственность в общем случае. Применительно к юрлицам можно выделить следующие:

  • прекращение противоправного поведения в добровольном порядке;
  • участие руководителя юрлица в расследовании, оказание содействия госорганам;
  • предотвращение последствий нарушения;
  • добровольное возмещение компанией причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления суда предписания об устранении нарушения.

Отдельно в КоАП РФ прописаны обстоятельства, смягчающие административную ответственность юридических лиц. Они указаны в статье, которая определяет ответственность за заключение картельных соглашений, ограничивающих конкуренцию. По таким делам обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются следующие:

  • компания не выступает организатором картельного сговора, а просто получила требование участвовать в нем;
  • юрлицо не приступило к исполнению ограничивающего конкуренцию соглашения.

Минимальный штраф может быть назначен также, если фирма добровольно заявила в ФАС о картельном сговоре или о недопустимых действиях других юрлиц.

При этом обязательными условиями для смягчения санкции являются признание своей вины, отказ от дальнейшего участия в картельном соглашении, а также тот факт, что предоставленных компанией доказательств достаточно для установления события административного правонарушения.

К организаторам сговоров такие правила не применяются.

Резюме

При расследовании дела и последующем определении приговора должностные лица обращают внимание на множество факторов, среди которых условия совершения правонарушения, личность нарушителя, наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, дают суду право смягчить наказание, то есть выбрать самую мягкую меру из возможных.

К смягчающим обстоятельствам при административном правонарушении относят ситуации, при которых гражданин раскаялся и добровольно прекратил совершение противоправных действий, а также всячески содействует в расследовании и пытается загладить свою вину.

Кроме того, наказание смягчат, если нарушитель находился в состоянии аффекта или пребывал в тяжелой жизненной ситуации, а также если ему нет 18 лет.

Важно не просто заявить на суде о наличии смягчающих факторов, а подтвердить их наличие документально. Если в некоторых случаях сделать это нетрудно (например, для несовершеннолетних), то в других потребуется привлечение экспертов и их официальное заключение (сюда относится состояние аффекта).

Какие обстоятельства являются исключающими административную ответственность

В каждом законе есть лазейки, которые помогают избежать наказания, поэтому на законном уровне установлены обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Особенности, помогающие избежать ответственности, могут носить различный характер. Чтобы детальнее их рассмотреть и примерить на конкретный случай, необходимо обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП).

Установление основания для прекращения производства указано в статье 24.5 данного кодекса.

Кроме ответственности физических лиц, законом предусмотрена административная ответственность государственных служащих.

Каждый гражданин должен знать, куда обращаться, если среди должностных лиц будут представители, осуществляющие деятельность вне норм закона.

Беззаконие должно быть наказано, поэтому нужно знать свои права и свободы и при необходимости умело использовать полученные знания, защищая свою правовую позицию.

Понятие ответственности

Понятие, характер и особенности административной ответственности (далее АО) конкретно указаны в КоАП РФ. Закон предусматривает под данным понятием вид юридической ответственности. Основополагающей причиной для несения АО будет совершение административного проступка.

Данные нарушения или проступки можно охарактеризовать следующим образом:

  • нарушение общественного порядка;
  • нарушение права собственности и других свобод граждан;
  • противоправность (связь с другими отраслями права, охраняемыми мерами АО);
  • умышленность действия и бездействия;
  • неосторожность;
  • антиобщественный порядок действий или бездействий (противоречит общественным нормам и правилам).

Проступком административного характера является правонарушение, предусмотренное нормами действующего КоАП РФ. Указанные правонарушения могут быть совершены, как нарочно, так и непреднамеренно.

Противоправные действия, совершенные с умыслом, караются строже, чем непредумышленные. В любом случае правонарушение считается виновным действием или бездействием.

Если вины в деянии не находят, то правонарушение нельзя назвать административным.

К списку лиц, которые могут отвечать перед законом за совершение административных правонарушений, относятся граждане, достигшие шестнадцати лет. Когда на момент совершения противоправного деяния гражданину исполнилось шестнадцать лет, только тогда его можно привлечь к ответственности.

Юридическая практика подчеркивает, что бывают случаи, когда на лицо все признаки правонарушения, но АО не наступает.

В кодексе указано, что одним из условий применения к виновнику мер административного характера является отсутствие наказания за такое деяние в уголовном производстве.

Если за деянием закреплена уголовная ответственность, то административное наказание не наступает.

Ответственность административного плана предусматривает определенные основания, по которым она применяется. Их всего три, но каждое из них взаимосвязано с другими:

  • фактическое (само правонарушение, его состав и соответствующий виновник);
  • юридическое (наличие ответственности за нарушение в актуальном законодательстве);
  • процессуальное (протокол о совершенном правонарушении, составленный уполномоченным сотрудником госаппарата).

Условия административной ответственности могут функционировать только вместе, потому что отсутствие хотя бы одного из них исключает применение АО. Действия, перечащие установленным в обществе законам, могут относиться как к административным, так и к уголовным нарушениям. При этом на законодательном уровне конкретно установлено отличие между ними.

Как пример, хищение имущества, принадлежащего другому гражданину, считается мелким, если его общая сумма не превышает пять минимальных заработных плат. В таком случае наступает АО, а в противном — не избежать уголовной ответственности за данное преступление.

Процесс привлечения

Привлечение виновных лиц к ответственности возможно только при условии, что у виновных была возможность соблюсти предусмотренные законом нормы, но они не сделали ничего для этого. Если все признаки административного правонарушения на лицо, то это является фактическим условием для привлечения виновного к ответу в рамках административного права.

При этом привлечение к АО имеет свои основания:

  • наличие вины вне зависимости от ее характера (есть умысел или нет);
  • достижение виновником возраста привлечения к АО;
  • соблюдение сроков давности;
  • состояние крайней необходимости;
  • невменяемость виновника;
  • прямая связь между нарушением и его последствием;
  • обстоятельства, которые могут смягчить или усугубить АО.

АО применяется в определенных случаях и имеет свои особенности. К таким относится и состав административного правонарушения. Установление состава нарушения основывается на таких элементах:

  • объект (отношения, на которые посягает незаконное деяние);
  • субъект (виновник);
  • объективная сторона (содержание деяния, то есть его направленность, последствия, способ, средства, место и прочие особенности);
  • субъективная сторона (вина, цели и мотив, исходя из которых совершено незаконное деяние).

Существуют особенности, которые могут значительно уменьшить или вовсе исключить АО. Основания для смягчения наказания могут быть следующими:

  • раскаяние;
  • сообщение о содеянном действии в соответствующие органы;
  • содействие виновного при расследовании;
  • состояние аффекта, основываясь на заключении психиатра;
  • прекращение незаконного проступка;
  • возмещение причиненного вреда;
  • предотвращение последствий;
  • устранение правонарушения;
  • недостаточный возраст для несения АО;
  • беременность на момент совершения проступка.

Наличие одного из перечисленных факторов может значительно уменьшить степень привлечения к ответственности. При этом у каждого из перечисленных факторов есть свои особенности.

Например, раскаяние как смягчающее обстоятельство применяется при соблюдении таких условий: признание субъектом своей вины в полном объеме, негативное отношение к совершенному деянию и отрицательная оценка своих действий.

Главным условием является добровольность, потому что раскаяние под принуждением не будет смягчающим.

Сообщить в органы правопорядка о нарушении нужно до того, как это сделает потерпевший, тогда такое сообщение могут назвать смягчающим. Содействие следствию выражается в представлении нужных материалов, указании свидетелей и предоставлении прочих полезных материалов и сведений, которые могут значительно ускорить расследование.

Прекратить незаконное деяние — означает добровольно вернуть все в первичное состояние. Как пример можно привести возврат потерпевшему украденного имущества. Смягчающие основания имеют общую черту — добровольность и инициативность виновника.

Исключающие обстоятельства

Существуют обстоятельства, исключающие административную ответственность. Если таковые присутствуют в конкретном деле, то привлекаться к ответственности виновник не будет. Установление исключающих обстоятельств регламентируется законом и зафиксировано в КоАП.

Полного или исчерпывающего списка исключающих обстоятельств в кодексе нет, но там указаны основные условия для прекращения АО. К таким относятся:

  • совершение проступка в ситуации, когда это крайне необходимо;
  • проступок совершен вследствие самообороны;
  • виновник признан невменяемым;
  • совершение административного правонарушения при оказании действий по задержанию преступника (имеется ввиду причинение данному лицу вреда, попадающего под АО);
  • совершение проступка гражданином, не достигшим шестнадцати лет;
  • истекла давность для привлечения виновных лиц к ответственности;
  • событие административного проступка отсутствует;
  • обнаружение отсутствия состава правонарушения;
  • действие виновного попадает под амнистию;
  • закон, который предусматривал АО по данному проступку, отменен;
  • смерть виновника и другие.

Ситуациями крайней необходимости могут быть проступки, совершенные намеренно для защиты своей жизни и здоровья при наличии явной угрозы. Это отличается от умышленных противоправных действий без крайней необходимости или самозащиты.

Если действие совершено, исходя из общественно важных мотивов, то АО не применяется. Если оборона была действительно необходимой, то никаких претензий к виновнику не будет, так как потерпевший получил по заслугам.

Таким образом, закон на стороне справедливости.

Установление отсутствия события правонарушения означает отсутствие деяния. Другими словами не удалось подтвердить факт совершения незаконных и перечащих нормам действий или бездействий. Если отсутствует состав проступка, то другими словами не удалось установить вину субъекта, совершившего противоправное действие. Состав проступка отсутствует в следующих случаях:

  • виновнику не исполнилось шестнадцать лет;
  • невозможно провести установление формы вины;
  • состояние невменяемости привлекаемого гражданина.

Особенности привлечения к ответственности также заключаются в том, что действующие законы подлежат изменениям и иногда даже отмене, поэтому законодатель может издать акт амнистии. Данный документ будет означать, что АО в конкретной ситуации не наступит.

Сроки давности за административный проступок колеблются от шестидесяти дней до шести лет. Давность напрямую зависит от тяжести правонарушения.

Если потерпевший затянул с обращением в правоохранительные органы и пропустил указанный срок, то виновник может сослаться на его пропуск и не нести АО за проступок.

Один и тот же виновник привлекается к АО за совершение противоправных действий только один раз.

Ответственность лиц госаппарата

Отдельным аспектом в административном праве является ответственность должностных лиц.

При этом закон гласит, что административная ответственность государственных служащих имеет свои особенности, когда таковые относятся к числу должностных лиц.

Гражданина, выполняющего функции представителя власти, можно причислить к ряду должностных лиц. При этом не имеет значения, на временной или постоянной основе он выполняет наложенные функции.

Основаниями для привлечения должностных лиц к АО будут:

  • совершение административного проступка;
  • неисполнение служебных функций;
  • исполнение своих профессиональных обязанностей недолжным образом.

При фиксации определенных противоправных действий или бездействий должностных лиц нужно проследить, чтобы таковые не относились к уголовной ответственности.

Установление факта нарушения, при котором применяются меры уголовной ответственности, накладывает на должностных лиц более суровое наказание.

В этом и состоит главное отличие административной и уголовной ответственности.

Наступление уголовной ответственности связано с такими преступлениями должностных лиц:

  • злоупотребление полномочиями;
  • безосновательное повышение должностных полномочий;
  • присвоение должностных полномочий другого чиновника;
  • коррупция;
  • участие в предпринимательской деятельности (что запрещено на законном уровне) и прочее.

Если со стороны чиновников открыто нарушается закон, то нельзя сидеть, сложив руки. Нужно бороться за справедливость и использовать для этого актуальный закон. Если возникли трудности с толкованием закона, то можно обратиться к компетентным специалистам. Бесплатную консультацию реально получить в интернете в режиме онлайн.

Обстоятельства смягчающие административную ответственность КОАП РФ — Юридический справочник

Смягчающие административную ответственность обстоятельства влияют на наказание, назначаемое по административному делу. Рассмотрим, какие обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих, и как они применяются.

Назначение административного наказания: общие положения

Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.

Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).

Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:

  • характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
  • личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
  • материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
  • перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
  • отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.

Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.

Смягчение административного наказания путем применения смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ

Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств определен в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. Данная норма целиком посвящена возможным факторам, которые могут послужить основанием для снижения назначаемого наказания.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам можно отнести следующие:

  1. Раскаяние в содеянном. Раскаяние невозможно без признания вины. Данное обстоятельство предполагает активные действия привлекаемого лица, направленные на доведение до сведения правоприменителей своей позиции. Позиция заключатся в том, что человек осознал, что поступил неправильно, и утверждает, что впредь подобного поведения не допустит.
  2. Прекращение неправильного поведения по доброй воле. Применение данного обстоятельства возможно при длящемся нарушении, например, когда автомобиль лица долгое время стоял в неположенном месте, а затем был добровольно переставлен в другое место, где стоянка разрешена.
  3. Сообщение о правонарушении. Очень редко применяемое обстоятельство, поскольку мало кто добровольно сознается в содеянном и сообщает об этом.
  4. Помощь в расследовании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация, сбрасывающая нечистоты в водоем, самостоятельно проводит исследования проб, которые доказывают факт нарушения, тем самым помогая правоприменителям.
  5. Устранение последствий нарушения и возмещение ущерба.
  6. Добровольное исполнение предписания об устранении нарушения.
  7. Действия в состоянии аффекта. Это обстоятельство очень трудно доказывается.
  8. Несовершеннолетие нарушителя, либо беременность женщины-нарушителя. Сюда можно отнести и наличие малолетних детей.

Указанный выше (в ст. 4.2 КоАП РФ) перечень обстоятельств не полный. Правоприменителям дано право самостоятельно признавать то или иное обстоятельство смягчающим.

В связи с этим, привлекаемым лицом может быть заявлено письменное ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению, с обоснованием своей позиции.

Такое ходатайство должно быть обязательно рассмотрено, с оглашением решения по нему, либо доведением его до сведения заявителя в письменной форме.

Если просьба отклоняется, должно быть вынесено письменное определение об этом.

Основания для снижения наказания могут быть любыми, например:

  • совершение нарушения пенсионером;
  • совершение нарушения сиротой;
  • нарушение закона матерью-одиночкой.

Важно! Регионам РФ дано право законодательно определять дополнительные смягчающие обстоятельства, не предусмотренные КоАП РФ. В этой части у законодателей полная свобода действий, поэтому смягчающими обстоятельствами, согласно законам субъектов, могут быть признаны абсолютно любые факторы.

***

Таким образом, смягчающие административную ответственность обстоятельства закреплены в ст. 4.2 КоАП РФ, региональных законах. Они в обязательном порядке должны быть исследованы по каждому делу. Кроме того, правоприменители вправе признать смягчающим любое не определенное законом обстоятельство.

Каждая статья КоАП РФ содержит пределы санкций. Например, штраф от 500 до 1 тыс. руб. Это значит, что суд вправе выбирать, какое наказание назначить человеку. Если есть смягчающие обстоятельства, будет выбрана самая мягкая мера ответственности. Какие существуют смягчающие обстоятельства по административному делу, расскажем далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *