Снять лодку с учета

Открытие долгожданного судоходного сезона началось с конференции в ресторане «Пароходъ» на территории Международного московского яхтенного порта. За зиму произошло немало изменений в законодательстве. Их юридические нюансы раскрыли приглашенные представители государственных структур.

Московская кругосветка вместо 7 и 8 шлюзов

С этого года изменились правила прохождения шлюзов маломерными судами. Сейчас нет необходимости идти в ФГБУ «Канал имени Москвы» с полным пакетом документов.

По правилам шлюзования достаточно подать заявку по телефону за полтора часа.

Процедура действовала уже в прошлом году, но процесс прохождения быстрее от этого не стал. Переход с 1 по 6 шлюз занимал почти целые сутки — с утра и до раннего утра. По правилам запускают сначала пассажирские, потом грузовые и в последнюю очередь — маломерные суда.

В московском бассейне принимают круглосуточно, но лучшим временем для прохождения шлюзов маломерами так и остается 7 утра.

Возможно, скоро и московский бассейн перейдет только на дневное время шлюзования.

«В Минтрансе находится проект перехода на дневное время», — пояснил Владимир Штурмин, первый заместитель руководителя ФГБУ «Канала имени Москвы».

Самый горячий вопрос — про 7 и 8 шлюзы — пока остается без конкретики. Обещание запустить шлюзы в работу в июне на конференции прозвучало, но с сильной неуверенностью в голосе.

«Начальник сказал — значит, будет», — такой ответ дал Владимир Штурмин.

А пока желающим перегнать яхту с севера на юг Москвы предлагается осуществить «Московскую кругосветку».

Протяженность такого перехода более 1800 км.

Плюс существуют некоторые препятствия. Рыбинское водохранилище, например, не каждый класс судов осилит самостоятельно. Высота волны на искусственном озере достигает 2–2,5 метров, а волнение возникает очень быстро. 22 лодки, которым в начале сезона уже необходимо попасть на юг Москвы, запланировали совместный переход. Страховать на опасных участках их будет специальное сопровождение.

В ближайшие несколько лет московские шлюзы отреставрируют — на это выделено около 20 млрд рублей до 2024 года — но закрывать в связи с реставрацией другие шлюзы планов пока нет.

Нарушений меньше, а штрафов больше?

Было отмечено, что в сравнении с 20-летней давностью осознанность и грамотность у судовладельцев повысилась. Появилось понимание, что вода ошибок не прощает, на что, без сомнения, повлияли расширенные полномочия сотрудников ГИМС.

Несмотря на то, что статистика штрафов по сравнению с прошлыми годами улучшилась, законопроект № 547297-7 об их десятикратном увеличении находится в Государственной Думе во втором чтении.

Если его примут, то за отсутствие регистрации судна придется уплатить 15–20 тысяч рублей.

А управление судном без прав обойдется в 10–15 тысяч рублей.

Пока все в ожидании решения по законопроекту, лучше повторить новые правила плавания судов по внутренним водным путям, вступившие в силу 19 января 2018 года.

«У вас доку́ментов нету», или когда не считается копия

ГИМС на конференции представлял старший государственный инспектор по Московской области Сергей Зотов. Владельцам баз-стоянок он рекомендовал обратить внимание на наличие оригинала судового билета у клиентов.

«Встречается практика, когда владелец снимает судно с регистрационного учета и предъявляет для оформления стоянки заверенную копию. А потом в клуб приходит проверка», — пояснил Сергей Юрьевич.

Шкиперам быть внимательными, принимая в управление чужую яхту. Доверенность на управление должна быть нотариальная. Рукописная доверенность, или, тем более, ее полное отсутствие, инспектора при проверке может не устроить.

Согласно 130 ст ГК РФ, яхта является недвижимым имуществом (как бы странно это ни звучало), и на нее распространяются те же правила, что и на жилье.

Доверенность, заверенная третьим лицом, например, яхт-клубом, не принимается.

На практике в 2018 году в Московском бассейне относились лояльно к наличию рукописной доверенности. Однако во избежание потери времени лучше иметь на борту нотариально заверенный документ с указанным перечнем допустимых действий.

«Копия судового билета также должна быть заверена либо у нотариуса, либо подразделением ГИМС. Конкретно тем подразделением, где было зарегистрировано судно», — пояснил Сергей Зотов.

Отмена пошлин на ввоз иностранных яхт: некоторые тонкости

Главная новость этой зимы стала еще одним новогодним подарком. Про отмену залоговой стоимости на временно ввозимые суда иностранного флага рассказал Михаил Кулик, юрист международного права.

Раньше при заходе иностранного судна на территорию РФ требовалось оплатить обеспечительный платеж. Его размер примерно соответствовал сумме таможенной пошлины на судно. В случае, если лодка оставалась на территории РФ, сумма превращалась в пошлину и оставалась у государства.

Конечно, мало кто горел желанием расстаться на долгое время с суммой практически в половину стоимости яхты. И это сильно сокращало число посещений нашей страны судами под иностранным флагом.

С 30 января 2019 года эта процедура упразднена. Речь идет о судах под флагом. Судно без флага считается товаром, ввозимым для реализации.

Управлять судном может иностранец (декларант) по доверенности. Если за штурвалом стоит гражданин России, стоит учитывать некоторые тонкости.

Свою собственность гражданин РФ ввезти не может. Только чужое судно на основании чартерного договора.

Главное при этом помнить, что россиянин управлять судном имеет право только при наличии удостоверения ГИМС.

Придется либо заранее обзавестись голубой корочкой, либо пригласить местного капитана для управления яхтой на территории РФ.

Водопользование по аукциону и без

Александр Терещенко из отдела водных ресурсов рассказал о процедуре предоставления в пользование водных объектов.

Поправки к закону исключили бесплатное водопользование, практикуемое ранее.

На сегодняшний день предоставление водных объектов в пользование осуществляется по итогам аукциона или по решению контролирующих органов с подписанием соответствующего договора.

Без аукциона получить по договору водный объект в пользование имеет право льготная категория граждан. Также без аукциона водные объекты по договору доступны для организации пляжа, физкультурно-спортивной, оздоровительной деятельности, санаторных и транспортных целей, функционирования причальных сооружений. Заключение договора без аукциона обязывает иметь в собственности прилегающий земельный участок, тогда как для участников аукциона наличие земельного участка не обязательно.

«Стоит также не забывать статью 6-ю водного кодексаи осуществлять беспрепятственный доступ граждан к водным объектам общего пользования», — подчеркнул Терещенко.

Впрочем, практика показывает, что наличие хорошего юриста и знание кодексов РФ решает этот нюанс при необходимости.

Кто и как теперь ведёт учёт понтонам

С недавнего времени изменена процедура регистрации плавучих объектов. Если раньше понтоны регистрировали в ГИМС, то теперь эта процедура находится в юрисдикции «Канала имени Москвы».

Для оформления объекта необходимо после снятия с учета в ГИМС получить свидетельство о его соответствии требованиям Российского речного регистра.

И после этого обратиться с пакетом документов в отдел регистрации «Канала имени Москвы» для постановки на учет плавучего объекта.

Это статья для начинающих водномоторников, и в ней доступным языком объясняется
— что нужно регистрировать в ГИМС, а что нет;
— в каких случаях не нужны права;
— как и на какую лодку можно законно повесить мотор большей мощности;
— что нужно обязательно иметь в лодке, чтобы инспектор ГИМС вас уважал.

Как было раньше?

Не так давно (до 2012 года) все лодки с мотором назывались маломерными судами, и их нужно было регистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Надо было ставить на учёт те из них, что использовались под мотором (любой мощности) и/или могли разместить на борту 220 и более кг. То есть в основе было два «проклятия» – наличие любого мотора и грузоподъёмность от 220 кг. Ох и натерпелся тогда наш водно-моторный брат: в очередях на оформление/снятие постой, бумаги казённые пиши, пошлины плати, ТО пройди, а ещё налоги за «водоплавающих лошадок» вынь да положи в конце года. И это только полбеды – если на транец 5 и более «кобыл» прикрутил, то ещё и удостоверение на право управления маломерным судном гоже иметь, а для этого учиться надо, медсправку получать, экзамены сдавать, пошлины платить. Причём ладно бы учёба с толком была, а то ведь одно недоумение – тебе на речке в глуши с удочкой рыбачить, а тебя по навигационным морским огням «гоняют», как будто не лодка у тебя надувная, а авианосец в международных водах.

Что сейчас?

Сегодня все эти ужасы можно забыть как страшный сон. С 2012 года вместо маломерных судов появились плавательные средства (плавстредство) – всё, что весом меньше 200 кг и с мотором меньше 8 кВт (10.88 л.с.), регистрировать не обязательно (1). Исключительно по воле самого владельца – хочешь регистрируй, как раньше, хочешь так просторы водные борозди, никто с тебя не спросит.

ИТАК, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РЕГИСТРАЦИИ СЕГОДНЯ? Помнить только две характеристики, связанные со своей лодкой:
1. Вес лодки вместе с мотором (но без бака, груза и пассажиров):
– если до 200 кг, не надо регистрировать;
– если больше, надо.
Про грузоподъёмность ЗАБЫТЬ, она теперь не имеет никакого значения для ГИМС.
2. Мощность мотора:
– до 10.88 л.с. – не надо регистрировать;
– больше – надо.
ВАЖНО!
– Требования к наличию прав также поменялись. Всё, что не подлежит регистрации (см. пункты выше) не требует и удостоверения на право управления (2).
– С налогами при этом изменений не случилось: транспортный налог за лодочный мотор от 5 л.с. по-прежнему платить надо (даже если мотор не зарегистрирован) – просто теперь необходимо самостоятельно сообщать информацию в налоговую.
– Если лодка не подлежит регистрации, то и техническое освидетельствование (ТО) проходить не надо. – Доказывать ГИМС, что вы «не верблюд», не требуется, документы на не поднадзорные плавсредства иметь при себе вы не обязаны. Никаких санкций за это не следует. Инспектор по имеющимся надписям на лодке и моторе определяет, плавательное средство или маломерное судно перед ним. Максимум, что может попросить, ознакомиться с шильдой на лодке и моторе.

МАЛОВАТО БУДЕТ, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ФОРСИРОВАННОМ МОТОРЕ

Если с надувными лодками всё понятно – большинство из них не поднадзорны ГИМС, то ограничение по мощности мотора до 10 сил ставит серьёзные преграды на пути к полной свободе. Допустим, у вас надувная лодка, для которой «десятка» – мотор хоть и не маленький, но не соответствующий реальным потребностям. Выход из сложившейся ситуации предложили производители техники, заинтересованные в продажах, наладив выпуск моделей ПЛМ с возможностью из формальных 10 нерегистрируемых «лошадок» сделать 15, а то и 20 фактических, но никем кроме владельца не видимых. То есть на шильде у вас скромные «пони», а под колпаком ещё несколько неучтённых «голов». Такие моторы не что иное, как Russian edition – модели, специально созданные в обход российского закона. Покупатель и продавец довольны, налоговая, подбивая статистику по транс-портному налогу, наверное, не очень.Если вы решили пойти по пути увеличения мощности мотора, но при этом избежать регистрации, то это вполне разумный, хоть и полузаконный способ. Тут главное не переусердствовать и трезво соотнести результат с техническими возможностями вашей лодки, просчитав риски.

ВАЖНО УЧЕСТЬ ДВА МОМЕНТА.

1.Толщина транца.

Если транец на лодке 18 мм, то она рассчитана на мотор до 10 л.с. Это вовсе не означает, что под «пятнашкой» она немедленно лопнет и расползётся по швам, но систематическая эксплуатация в таком режиме ни к чему хорошему не приведёт. В один прекрасный момент мотор сделает прощальный «вжик» и нырнёт в царство Нептуна, либо лодка потребует внезапного ремонта. Производитель, ставя тонкий транец и выбивая на шильде ограничение в 8–10 сил, намекает: дальше на свой страх и риск, если что, то мы здесь ни при чём. Хотите сделать из 10 л.с. 15 и более, позаботьтесь о том, чтобы лодка была с транцем толщиной минимум 24 мм, а это, в свою очередь, значит, что она будет тяжелее и дороже.

2. Длина лодки.

При минимальном диаметре баллона (44 см) нижняя граница длины лодки, при котором использование мотора в 15 сил можно считать безопасным, начинается от 3.3 м. В противном случае ставить мотор свыше 10 л.с., во-первых, опасно, во-вторых, не целесообразно. Для примера возьмём проверенное временем наблюдение, справедливое для надувной лодки: для выхода на режим глиссирования требуется мощность двигателя из расчёта 1 л.с. на 25 кг веса. Получается, что 10 сил без проблем «подымут» снаряженную лодку массой 250 кг. При грамотном подборе модели лодки и винта мотора, а также исходя из условий плавания, можно добиться глиссирования и при большей массе. В большинстве случаев (если ходите в одиночку или вдвоём без перегруза), ставить мотор больше 10 л.с. на лодку длиной менее 3.2 м резон сомнительный.

А вот что касается безопасности, то 3.2 м под «пятнашкой» – это уже «бешеный табурет», который, конечно, и драйв готов своему владельцу предоставить, но и любая ошибка может обернуться бедой. Скорость такой «табуретки» в районе 40 км/ч – на воде это, безусловно, интересно, да только вот закончиться всё может внезапным купанием. Даже на холостом ходу можно в секунду оказаться за бортом. Автор этих строк стал не просто свидетелем, а невольным участником на первый взгляд штатной ситуации. Товарищ по рыбалке, будучи рулевым, решил во время троллинга привстать, чтобы на секунду разглядеть, что там впереди. Держа румпель, он поднялся на ноги и в этот момент из-за волны чуть качнулся назад, потеряв на долю секунды равновесие. Машинально рука на румпеле провернула газ в поисках опоры, и 15-сильная «Ямаха» подняла нос нашей небольшой лодочки. Пол буквально выдернуло из-под ног, от падения за борт спасло лишь то, что лодка продолжила идти прямым курсом, и реакция – одной рукой удалось схватиться за леер, второй за товарища и удержать его, дав возможность сбросить газ. Ограничение на лодке было как раз 8 л.с. – нет, она не развалилась, просто её поведение под мотором в 15 сил стало подразумевать подобные экстремальные ситуации. Нужны ли они на рыбалке?

Резюме

«Форсированный» мотор ставим на лодки, где это разумно: длина от 3.3 м, диаметр баллона от 44 см.Если планируем ставить «раздушенную» десятку, то стоит рассматривать лодки с толщиной транца от 24 мм. Обращаем внимание на усиления: наличие стрингеров, толщина пайол от 8 мм. Привальный брус с брызгоотбойником. Внутри лодки обязательно должно быть за что держаться и водителю, и пассажирам: ручки, леера.

Что нужно иметь на лодке?

С регистрацией, правами и мотором разобрались. Теперь осталось разобраться, что нужно в лодке иметь обязательно. Для маломерных судов всё просто – есть нормы снабжения, если чего-то из списка нет на борту – штраф. Для пласредств (нерегистрируемых лодок) всё изощрённее – штраф не предусмотрен. То есть можно «забыть» аптечку, якорь и даже вёсла. Но отсутствие спасжилетов ГИМС безнаказанным не оставит. Как никак задача инспекции – контроль безопасности на воде, а спасжилеты – это безопасность. Если находитесь на территории Ленобласти, то жилеты должны быть надеты на всех, кто в лодке. Цвет красный или оранжевый со светоотражающими полосками, жилет должен быть укомплектован свистком. Требования не столь жёсткие, чтобы ими пренебрегать, не говоря уже о том, что использование жилета нужно не инспектору, а тому, кто в лодке, ради его же безопасности. И здесь любопытно, что большинство дешёвых спасжилетов, продаваемых в магазинах, таковыми не являются – это страховочные, а не спасательные жилеты. Разница в принципе работы. Спасательный жилет перевернёт вас на спину и будет держать на плаву, даже если вы потеряете сознание, страховочный делать этого не будет. Не умеете плавать, потеряли сознание – шансы на спасение минимальные, если вы в страховочном жилете. Нужно понимать эту опасность, когда выбираете дешёвый «спасжилет» (до 1500 р.)

Резюме

Несоответствие нормам снабжения на плавсредстве административно не наказуемо. Спасжилеты обязательны. В Ленобласти их всегда нужно надевать, находясь в лодке, не важно при этом, двигаетесь ли вы или остановились. Не экономьте на жилетах. Как видите, чтобы уже сегодня стать водномоторником, нет никаких формальных преград. Наслаждайтесь отдыхом на воде, но помните о безопасности – берегите себя и тех, кто рядом.

Алексей ЛАЗАРЕВ

Источник: Журнал «Петербургская рыбалка»

Пристатейный библиографический список:

1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) (с изменениями на 17 февраля 1978 года)

3. ХЕЛКОМ 1974г. — международная организация, которая совершает общий экологический менеджмент в Балтийском море.

Копылова Е.Г.

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАЛОМЕРНЫХ

СУДОВ

Аннотация: В данной статье даётся понятие «маломерного судно», рассматриваются основные особенности изменения законодательства Российской Федерации в области регистрации и дальнейшей эксплуатации маломерных судов, а также проблематика и недоработки нормативно правовых актов по данному вопросу, соотношение с иностранным и международным законодательством.

Ключевые слова: маломерное судно, коммерческие и некоммерческие суда, регистрация маломерных судов, ГИМС, право на управление маломерным судном.

LEGAL REGULATION OF SMALL-CRAFT BOATS

Российская Федерация самое огромное государство в мире, эта страна обладает обширным количеством рек, озёр, водохранилищ, искусственных водоёмов и т. д. Наличие такого большего количества внутренне водных и морских путей способствовало бурному развитию маломерного судоходства. Примерно, на государственном учёте в настоящее время находятся более полутора миллиона маломерных судов и эта цифра постоянно растёт. Так по статистики Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по городу Санкт-Петербург за последние три года гражданами было куплено свыше 2,5 тысяч гидроциклов и с начала 2018 года было проведено ГИМС совместно с другими структурными подразделениями 1 500 профилактических выездов, по результатом которых было выписано 556 постановлений об административных правонарушений связанных с управлением маломерными судами. Именно поэтому необходимо чёткое регулирование вопроса эксплуатации данного вида транспорта, по вопросом которого не так давно произошли глобальные изменения в законодательстве.

25 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна»

Старое определение было очень громоздким и не давало чётких уточнений, под маломерным судном ранее понималось, самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажиро- вместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Теперь со вступлением в силу нового закона под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Данное определение было соотнесено с аналогичным определением, данным в правилах Европейской экономической комиссии ООН. Из этого следует, что маломерные суда Российской Федерации подчиняться примерно тем же правилам, которые приняты во всем мире.

Термин «малое судно», именно такое название дано данному виду судов в Европейских правилах судоходства по внутренним водным путям, это любое судно, длина корпуса которого

меньше 20 метров, за исключением судов, построенных или оборудованных для буксировки, толкания или ведения вначале судов, не являющихся малыми судами, судов, на которых разрешено перевозить более 12 пассажиров, и паромов 2.

В соответствии с приказом МЧС России, вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Следует понимать отличия маломерного коммерческого судна от некоммерческого.

Основным обстоятельством различия является цель использования. Хотя данные понятие коммерческое и некоммерческое судно не были даны законодателем и по данному вопросу возникает много споров в плане их разграничения. Так если основываться на Гражданском Кодексе Российской Федерации и за основу понятия коммерческая деятельность брать термин предпринимательская деятельность, хоть и с правовой точки имеются очень характерные различия и не состыковки, то можно выявить что основополагающей целью коммерческой деятельности является получение прибыли.

Так явными примерами использования маломерного водного транспорта в коммерческих целях являются перевозка пассажиров или грузов за определённое вознаграждения. Хотя иногда граница определяющая коммерческое и некоммерческое использование маломерного судна не очевидна, например участие яхты за вознаграждение в каких либо соревнованиях, бербоут-чартер. При регистрации судна собственник должен указывать цель её будущего использование. Именно данное условия, дальнейшей эксплуатации, определяет порядок регистрации маломерных судов.

Так, судно используемые в коммерческих целях, подлежат регистрации в системе Росморречфлота (Федерального агентства морского и речного транспорта), регистрация проводиться капитанами морских портов и бассейнов внутренних водных путей. Технические требования определяются требованиями Морского и/или Речного регистров. Управлять таким судном и работать в любой должности от матроса до капитана могут только лица, имеющие соответствующие рабочие профессиональные дипломы. С точки зрения правового регулирования, маломерные суда, используемые в коммерческих целях, ничем не отличаются от больших пароходов.

Те коммерческие маломерные суда, которые ранее были зарегистрированы в структурном подразделении ГИМС, должны сняться с учёта данного структурного подразделения, и подать заявления с приложением судового билета от ГИМС и подтверждением ГИМС об исключение из реестра маломерных судов, на государственную регистрацию в органы государственной регистрации. Далее производиться регистрация и получение судового билета, после чего производится освидетельствование судна, получение акта и, при положительном результате освидетельствования, вноситься соответствующая отметка в судовом билете.

Так из выше изложенного можно выявить примерные признаки некоммерческого маломерного судно, это такие суда, вид деятельности которых не ставит основополагающей целью извлечение прибыли, т.е. для личных нужд: туризм, отдых и т.д.

Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов. В соответствие с Приказом МЧС России от 24.06.2016 года № 339 предоставление государственные услуги по государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

На основании этого есть некоторые пробелы в законодательства. Рассмотрим такой документ как ГОСТ Р ИСО-8666-2012, а именно в части относящийся к массе маломерного судна с подвесным мотором. В пункте 6.3.1.4.2. говориться, что масса судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжёлого подвесного мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более лёгкий мотор и сопутствующие оборудование. На примере данная ситуация выглядит так, возьмём моторную лодку «Казанка-М», масса данного плав средства в снаряженном состоянии равна 145кг. Если поставить на нее мотор мощностью до 8 киловатт (10.88 л.с.), то суммарный вес лодки и мотора не превышал 200 кг. Следовательно, соотнося с выше указанным положением данное судно не подлежит государственной регистрации.

Заглянув в документы на лодку, можно увидеть, что производитель одобрил вешать мотор максимальной мощностью в 25 лошадиных сил, который в свою очередь весит более 60 кг, а следовательно вес лодки будет превышать установленное ограничение в 200 кг. Таким образом, имея мотор меньшей мощности судно должно быть зарегистрировано. Из выше изложенного можно сделать определённые выводы, несмотря на изменение и упрощение определённых правил в законодательстве Российской Федерации в области эксплуатации маломерных судов и их

регистрации, существует множество правовых пробелов которые требуют немедленных устранении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксплуатация маломерного судна возможна только, после регистрации в судовой книге; нанесения бортовых номеров и технического освидетельствования, которое разделяется на первичное, проводимое непосредственно перед государственной регистрацией — проверяется техническая документация на судно, оснащение определённым оборудованием; устанавливается район плаванья, вместимость судна и другие обязательные условия и нормы технических требований.

Ежегодное техническое освидетельствование, проводиться до начала пользования судна в текущем году. При данном виде освидетельствование также проверяется наличие технической документации, наличие оборудования, основным является неизменность основных элементов судна и его техническое состояния.

Также к управлению судном допускается только судоводитель имеющие право на управление маломерным судном. Прежде чем получить права, необходимо выбрать их категорию:

• Внутренние пут, к данной категории относится хождение маломерных судов по рекам, озёрам, но нету выхода в открытое море и нет регулярных судоходных маршрутов;

• Водные пути, присутствуют судоходные маршруты;

• Морские пути. Внутренние морские пути хождение не более 12 миль от берега.

Структурное подразделение ГИМС не выдаёт права на управление судном за приделами Российской Федерации из-за того что не была ратифицирована Резолюция № 40. Например, в Германии, где была приведен в действие данный документ, компетентный органом, санкционирующий выдачу международного удостоверения судоводителя является, Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития, уполномоченный орган выдающий данные права — Объединение моторных яхт Германии или Объединение парусных яхт в Германии. В Финляндии данными компетенциями наделён Национальный совет по судоходству. Белоруссии, Государственная инспекция по маломерным судам. 1

При пользование маломерным судном, судоводитель должен руководствоваться не только ведомственными и национальными правилами, но и международными. К ним в частности относятся Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС -72) устанавливающие порядок действия судоводителя по предупреждению столкновения судов в море и соединённых с ними вод, распространяется на все виды плавучих средств включая маломерные суда.

Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех ранее вышеизложенных фактов следует отметить, что соблюдение действующих национальных и международных правил, а также введение новых в соответствии Европейскими правилами, приведут к упрощению и чёткому регулированию эксплуатации маломерных судов в Российской Федерации.

Пристатейный библиографический список:

1. Европейские правила судоходства по внутренним водным путям (ЕПСВВП) от 27 сентября 2007г.

2. Международное удостоверение на право управления прогулочным судном, Резолюция № 40 от 16 октября 1998г.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» от 23.04.2012 № Зб-ФЗ

4. Письмо Минтранса РФ от 16 мая 2012 г. № 05-04-1655 «О государственной регистрации морских и речных судов».

5. Приказ МЧС России от 24.06.2016 года № 339 » Об утверждение Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

6. Нуникян Амаяк О Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, закрытии навигации на воде и ответственности судовладельцев в интервью газете «Московский Комсомолец» — http://www.mchs.gov.ru/

7. Маломерное судно -http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=43831

Коченова К.И.

Студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Цветкова Ю.С.

Научный руководитель, старший преподаватель кафедры морского и международного права ГУМРФ им. адмирала О.С. Макарова

ОСОБЕННОСТИ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАЙОНЕ ПИРАТСТВА НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ

Аннотация: В данной работе рассматривает проблематику пиратства в районе Восточной Африки (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания) и основной способ защиты морское страхование. Пиратство, как основная проблема, в последние три года нанесло страховщикам ущерб более, чем полмиллиона раз. Множество судов попадает в пиратский плен у берегов Восточной Африки, где погибают люди, а также возрастают убытки для судовладельцев и грузовладельцев. Безусловно, нам стоит разобраться в этой проблеме. Конечно, полностью достоверная информация нам неизвестна, в связи с тем, что судовладельцы неохотно регистрируют официальные пиратские покушения. Обычно эти сведения также не доходят и до страховых компаний. В качестве мер борьбы с пиратством судовладельцы предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, а вооружать свой экипаж или нанимать охрану. Ключевые слова: пиратство, Восточная Африка, сомалийские пираты, судовладельцы, Африканский Рог, территориальные воды, «коридоры безопасности» и Аденский залив.

FEATURES OF MARINE INSURANCE IN THE AREA OF PIRACY ON THE

EXAMPLE OF EAST AFRICA

По сей день не теряет своей актуальности такая проблема, как морское пиратство. Это одна из самых старейших проблем в истории человечества. Определение пиратства и меры по борьбе содержатся в конвенции ООН по морскому праву 1994 года. В этом документе говорится о том, что все государства должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны. Морское пиратство со временем превратилось в огромную международную проблему. В различных странах порядок привлечения к суду лиц, которые принадлежат к пиратской группировке и процесс судебного разбирательства трактуется по-разному. Нужно серьезно подходить к данной проблеме с выработкой комплексных мер по ликвидации этого опасного явления.

Морское пиратство создает угрозу наиболее важным морским коммуникациям в мире, препятствия в развитии свободной торговли, вследствие чего возникает повышение страховых ставок, а так же негативным образом сказывается на морских перевозках. Общее удорожание перевозок из-за угрозы нападения отрицательно сказывается на экономических показателях производства российского флота , а впоследствии и на налоговые поступления в бюджет страны.

Рассмотрим динамику атак и захватов судов пиратами в водах, которые прилегают к Сомали и к Индийскому океану в период с 2005- до конца сентября 2010 года. В данной работе понимается под словом «атака» именно попытки опасного сближения подозрительного судна и попытки абордажа. Активный рост пиратства пришелся на 2008 год, 134 неудавшийся попытки захватить судно и 46 попыток захвата судна. Несмотря на все усилия военных предотвратить этот рост, в 2009 году неудавшиеся попытки выросли, теперь их число составляет 171, но захваты судов уменьшились в 3 раза. Самым благополучным годом стал 2006-ой, во второй половине этого года власть Сомали была присоединена к Союзу исламских судов, который активно противоборствовал пиратству. С июня по декабрь 2006 года была зарегистрировано всего лишь 3 случая пиратского нападения. До 2007 года пираты нападали в Аденском заливе и у побережья Сомали, их целью были суда, которые шли в местные порты, особенно с гуманитарной помощью. Когда началась активная борьба военных с пиратством в этих местах, они сместились ближе к океану. Конечно же, это успех для европейских военных, ведь пиратам в открытом море гораздо труднее найти жертву, а в сезон штормов особо не встретишь небольшие лодки. Океанские

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не все то лодка, на которой можно плавать. Определения и понятия о маломерных судах изменились. Взглянуть на плавсредства по-новому помогает новый Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

Что же нового ждет владельцев лодок? Изменится ли оплата налога за утлое суденышко? Увеличится ли тариф для владельцев шикарных яхт? Все эти вопросы интересуют не так уж мало людей. По статистике, на учете в стране стоят не сотни, а многие тысячи лодок. Соответственно и вопросов регулярно возникало немало, поскольку очевидным было различие между самодельным катерком и океанской яхтой стоимостью в несколько миллионов долларов.

Но само понятие маломерного судна применялось только в административном кодексе. Теперь оно есть и внесено также в Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта. Устанавливаемое федеральным законом определение понятия «маломерное судно» теперь соотнесено с аналогичным определением, данным в правилах Европейской экономической комиссии ООН.

То есть отечественные маломерные суда теперь будут подчиняться примерно тем же правилам, каковые приняты во всем мире. А согласно кодексу под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не может быть более двенадцати. Если какой толстосум теперь купит за границей мощную лодку, в которой можно и вокруг земного шара ходить, да если еще и начнет катать пассажиров, то удостоверение маломерного судна он не получит. Да и его удостоверение на право управление маломерным судном станет непригодным для управления таким монстром.

Под прогулочным теперь понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Спортивным парусным судном теперь считается то, что построено или переоборудовано для занятий спортом, использует в качестве основной движущей силы ветер и эксплуатируется в некоммерческих целях.

Федеральным законом также уточняется процедура госрегистрации судов. В реестрах определяются органы, осуществляющие государственную регистрацию, а также типы и виды судов, иных плавсредств, не подлежащих такой регистрации.

Отныне не надо будет регистрировать лодки массой до 200 килограммов и мощностью моторов до 8 киловатт, а также парусные спортивные суда длиной до 9 метров. Легче станет и владельцам больших теплоходов, на борту которых есть спасательные шлюпки — те тоже регистрировать не придется

Для упорядочения процесса регистрации вносятся также изменения в перечни реестров судов. Понятие «судовая книга» заменено на понятие «реестр маломерных судов». Кроме того, в отдельные категории выделены спортивные парусные и прогулочные суда. К ним применяются иные требования по их классификации и освидетельствованию. Также вносятся изменения в Налоговый кодекс по уплате госпошлины за госрегистрацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *