Собрание родителей

Работа была организована в тесной взаимосвязи с органами ПДН, КДН, РОО, здравоохранения. Проводились совместные выезды с целью предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления неблагополучных семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, оказания воздействия на лиц, не исполняющих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, а также оздоровления обстановки в данных семьях. Организовано 73 совместных рейда в 22 населенных пункта, где охватили 57 семей, состоящих на межведомственном учете и 103 — по городу, где охватили 25 семей, состоящих на межведомственном учете. В результате совместной работы 30 семей поставлены на межведомственный учет и социальное патронирование, изолировано 29 несовершеннолетних детей из 19 семей, находящихся в социально-опасном положении и в трудной жизненной ситуации, из них 22 ребенка устроено в социальный приют «Ласточка» Тетюшского района, 7 детей — в Дом малютки г.Казани.
С целью выявления неблагополучных семей, предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни, а также профилактики употребления токсичных веществ, специалисты отделения социальной помощи семье и детям выезжали в обслуживаемые семьи. За отчетный период специалистами отделения организовано 128 выездов в 32 населенных пункта, где обслужено 85 семей, из них 57 семей, состоящие на межведомственном учете, осуществили 380 выходов по городу в 61 семью, из них 25, находящиеся в социально опасном положении
В ходе выездов проводилась работа по оздоровлению психологической обстановки в семье, по профилактике зависимых состояний среди детей, по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни, консультирование семей с целью оказания социально-психологической помощи, консультирование по вопросам воспитания детей и налаживания внутрисемейных отношений, консультирование по вопросам создания бытовых условий для благоприятного развития детей, консультирование по имеющимся правам и льготам. Проводились индивидуальные беседы с родителями на темы: «Как влияют семейные отношения на подростковую наркоманию»; «Личностные проблемы взрослого поколения»; «Как организовать здоровый досуг детей?»; «Подросток в кризисной ситуации»; «Подростковое одиночество: причины и последствия» и др.
Психологи в каждой семье проводили беседы по оказанию моральной поддержки, содействия, реабилитации семьи, имеющей неблагоприятные социально-психологические условия. За отчетный период психологами проведено 807 индивидуальных психологических консультаций, в том числе в рамках патронажа по индивидуальным программам реабилитации 385, социальными педагогами — 737 индивидуальных педагогических консультаций: с трудными подростками – 394, с родителями – 343.
Продолжилась работа по пополнению банка данных на социально-уязвимые семьи. За 12 месяцев поставлено на межведомственный учет и социальное патронирование 30 семей, в них 65 несовершеннолетних детей; снято с учета 39 семей, в них 94 ребенка, из них – 30 семей снято по улучшению. На конец 2010 года на социальном патронировании состоит 43 семьи, в них 93 несовершеннолетних ребенка.
Проведено мероприятие «Помоги собраться в школу». 496 первоклассников обеспечены ранцами и канцелярскими принадлежностями к новому учебному году. На «Дне знаний» в РДК 250 мальчикам и девочкам вручила эти подарки министр культуры РТ Зиля Валеева, а двое детей из многодетных семей получили комплекты спортивной одежды.
В рамках акции «Помоги многодетным семьям» 401 семье, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, выдали по 50 килограммов муки первого сорта.
Особое внимание уделяется работе по профилактике безнадзорности: осуществляется патронаж дезадаптированных детей и подростков, склонных к девиантному поведению, проводятся обследования социально-бытовых условий данных семей, беседы по профилактике девиантного поведения, зависимостей и пропаганде здорового образа жизни, психологические консультации как с детьми, так и с родителями. За отчетный период проведена работа в рамках социального патронирования по данному направлению с 78 подростками из 54 неблагополучных семей, из них 8 подростков состояли на учете в ПДН (на сегодняшний день 5 подростка сняты с учета ПДН). С этими подростками проведены беседы по программам:
• «Мои жизненные ценности» с целью формирования ценностей: здорового образа жизни, семьи, дружбы, любви и образования;
• «Навстречу» с целью развития навыков позитивной коммуникации;
• «Выбор за тобой» с целью предотвращения саморазрушающего поведения и формирование увлечений в соответствии с индивидуальными склонностями;
• «Уроки выбора профессии» » с целью формирования позитивного образа будущего на основе профессиональной ориентации;
• «Закон и Ценности» с целью воспитания правосознания подростков, формирования представлений об истинных общечеловеческих ценностях.
В течение 12 месяцев велась работа по организации отдыха, оздоровления, занятости детей. Так, 10 детей из малоимущих семей отдохнули в оздоровительном лагере «Лесная сказка» в Марий Эл, 20 детей получили лечение в детско-саматическом санатории «Золотой ключик» в д.Ч.Кильдуразы Буинского района, 157 детей – в санатории профилактории «Свияга» в Апастовском районе, 10 детей — в санатории «Дельфин» Зеленодольского района, 32 ребенка – в санатории «Санта» г.Казани, 68 детей с ограниченными возможностями – в реабилитационном центре «Доверие» г.Зеленодольска. Всего отдохнуло – 297 ребенка.
Психологи и социальные педагоги проводили просветительскую, профилактическую, диагностическую работу с детьми и родителями из категорий, обслуживаемых отделением. Ежемесячно оформляется стенд «Советы родителям» с целью расширения психологических знаний родителей по воспитанию детей.
Продолжилась работа в учебных заведениях с трудными подростками и подростками, состоящими на учете в ПДН. Специалисты держат тесную связь со школой или ПУ, классными руководителями, посещают подростков на дому, где беседуют с родителями, психологи проводят консультации и профилактические занятия с подростком по формированию социальных навыков. Социальные педагоги и психологи провели 34 профилактических групповых занятий в 8 группах в учебных заведениях города с трудными подростками по программам «Закон и Ценности» и «Воспитание коммуникативной культуры». Охвачено 211 подростков.
В целях профилактики и выявления у подростков суицидальных наклонностей психологи ЦСОН «Гармония» участвуют в школьных родительских собраниях. За отчетный период психологами прочитаны на родительских собраниях 4 лекции по данному направлению.
В работе с детьми используется модифицированный опросник суицидального риска и тестирование по методике «Шкала депрессии». Проведена диагностика в двух группах подростков по три занятия в каждой (охвачено 30 подростков):
• «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Спилберг Ханин;
• «Шкала депрессии» адаптированная Т.И.Балашовой;
• «Тест эмоций» Баса-Дарки.
Проведена работа с 5 подростками и 1 взрослым, совершившими попытки суицида. Они получили индивидуальную психологическую помощь и прошли тренинг по программе «Мои жизненные ценности».
Психолог отделения провела пять групповых занятия по запросу школы № 2 по сексуальному воспитанию «Между нами девочками» на темы: «Как пережить разрыв?», «Любовь без взаимности», «Как найти свою первую любовь?», «Как вести себя на свидании?», «Твой парень и твоя подружка» Охвачено 25 девочек.
Проведен тренинг реагирования в конфликтных ситуациях «Кораблик» с подростками школы — лицея для одаренных детей. Охвачено 10 подростков.
Валеолог аппарата и психолог провели 4 групповых занятия с девочками 7х классов школы – лицея для одаренных детей по программе «Мое здоровье – в моих руках». Охвачено 30 девочек.
Продолжилась работа лектория для родителей в учебных заведениях города, основными задачами которого являются:
• знакомство родителей с психологическими особенностями детей, подростков;
• особенностями семейных взаимоотношений;
• эффектами психоактивных веществ;
• причины возникновения семейных стрессов, формирование навыков, направленных на их преодоление;
• обучение навыкам здорового проведения досуга родителей с детьми;
• активизация знаний о способах получения радости и удовольствия альтернативных психоактивным веществам.
За отчетный период проведено 6 лекции с родителями на темы: «Психологический климат в семье», «Сексуальное воспитание подростков», «Агрессивный ребенок», «Бесконфликтная дисциплина», «Социальные проблемы сегодняшнего дня», «Личностные проблемы взрослого поколения». Охвачено 268 родителей.
В целях воспитания чувства патриотизма и уважения к родному краю, формирования умения проведения здорового досуга, развития позитивного коммуникативного общения и формирования позитивных детско-родительских отношений проведены мероприятия совместно с органом опеки и попечительства для приемных семей:
• в январе месяце экскурсия в Раифский монастырь (охвачено 35 человек);
• в мае месяце праздничное мероприятие, посвященное Дню семьи, на берегу Свияги (охвачено 18 взрослых и 20 детей);
• в сентябре месяце организована поездка в музей – заказник «Долгая поляна» Тетюшского района (охвачено 12 родителей и 17 детей);
• в ноябре месяце в рамках Дня матери проведен праздник «Я и моя мама» (охвачено 18 детей и 12 родителей).
В феврале 2010 года в рамках Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей» специалисты отделения провели ряд мероприятий, направленных на профилактику наркотизации среди подростков и пропаганду здорового образа жизни:
• «Зимние забавы» — спортивно-развлекательное мероприятие на свежем воздухе;
• Спортивная эстафета на коньках в ледовом дворце «Арктика»;
• Занятие в тренажерном зале спорткомплекса «Дельфин»;
• групповые тренинги для подростков по профилактике наркомании «Жизнь вне зависимости», «Спасибо, нет!», «Я в мире людей»;
• занятие по пропаганде здорового образа жизни «Правильное питание – залог здоровья и красоты»;
• просмотр и обсуждение фильма по антинаркотической тематике «На краю стою»;
• лекция для родителей «Половое просвещение подростков»;
• конкурс рисунков «Я выбираю жизнь без наркотиков».
Всего охвачено 313 человек.
Члены клубов «Подросток», «Преодоление», «Надежда» в Досуговом центре посмотрели бесплатный патриотический фильм «Кандагар» о героическом подвиге наших соотечественников в рамках мероприятия «Солдат – Победитель», а дети из малоимущих семей – фильм о героях Великой Отечественной войны «Взрыв на рассвете».
«Великая Отечественная война в истории семьи» — мероприятие под таким названием прошло в ЦСОН «Гармония». Специалисты отделения социальной помощи семье и детям пригласили в гости ветеранов ВОВ. За праздничным столом ветераны рассказали о своем боевом пути, а дети, в свою очередь, рассказали о своих дедушках и прадедушках, участниках ВОВ. Из материалов, подаренных ветеранами, составили альбом о памятной встрече. Ветеранам вручили небольшие памятные подарки, приобретенные на спонсорские средства.
Организована встреча с тружеником тыла — краеведом Соболевой Г.Г. на тему «Их имена в названиях улиц». Соболева Г.Г. рассказала детям о героях Великой Отечественной войны, уроженцах Буинского района.
Члены волонтерского клуба «Надежда» участвовали в акции «Как живешь, ветеран?». Они изготовили поздравительные открытки к 9 мая и вручили их 6 ветеранам на дому.
Завершилась неделя «Весенняя неделя добра» конкурсом сочинений и рисунков на тему «Они сражались за Родину». Лучшие работы были отмечены Почетными грамотами и памятными призами.
Всего в акции приняли участие 190 детей и подростков, обслуживаемых категорий.
В целях развития и формирования позитивных социальных навыков было организованы мероприятия в Буинском Драматическом театре — просмотр и обсуждение спектакля на татарском языке «Кычыткан чыпчыгы» (охвачено 15 подростков).
В целях обучения подростков здоровому образу жизни организовано и проведено в Сосновом лесу спортивно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню семьи, «Давайте жить дружно!» с подростками обслуживаемых категорий (охвачено 22 ребенка).
В первый день летних каникул в Центральном городском парке состоялся традиционный праздник, посвященный Всемирному Дню защиты детей «Здравствуй, лето!». Специалисты отделения социальной помощи семье и детям пригласили на праздник детей из обслуживаемых категорий. В парке были организованы различные представления. Вначале все посмотрели концерт детской самодеятельности. Затем желающие дети приняли участие в конкурсе рисунков на асфальте. После чего для детей специалисты отделения организовали спортивно-оздоровительную программу. Дети активно участвовали во всех состязаниях. Каждый проявил свои способности, получил заряд бодрости и хорошее настроение, а также сладкие призы и подарки, приобретенные на спонсорские деньги. В завершении праздника всех детей пригласили в кинотеатр на бесплатный просмотр мультфильмов. Охвачено 26 детей.
В рамках «Международного дня отказа от курения» в центре социального обслуживания населения «Гармония» прошло очень интересное и познавательное мероприятие «О чем предупреждает Минздрав?!», направленное на формирование представления о негативном влиянии, немедленными и отдаленными последствиями курения, пропаганду здорового образа жизни. В мероприятии приняли участие дети и подростки из семей, состоящих на социальном патронировании. С ними было проведено анкетирование «Мое отношение к табакокурению и к курильщикам». Состоялся просмотр презентации на тему: «Не прокури свое здоровье». А также дети и подростки отобразили свое видение будущей жизни без табака на общем коллаже на тему: «Я – автор своей жизни». В конце мероприятия было организовано чаепитие, в течение которого состоялось обсуждение поднятой темы и обмен мнениями.
В Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков специалисты отделения провели мероприятие «Моя жизнь – мой выбор» с отдыхающими в оздоровительном лагере «Чайка». Со старшей группой ребят проведены тренинг «Пусть мы разные, и что ж! Только ты меня поймешь!» и анкетирование «Мое отношение к курению и курильщикам», с подростками среднего возраста – тренинг «Я сам строю свою жизнь», для младшего возраста – развивающая игра «Мы – команда!». А в завершении проведен конкурс творческих работ (рисунков, плакатов, аппликаций) на тему «Я автор своих жизненных событий». Всего охвачено 70 отдыхающих детей и подростков.
Кроме того, с целью формирования установки на здоровый образ жизни в летние месяцы проводилась работа в пришкольных оздоровительных лагерях. С детьми проведены три групповые беседы на темы «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Как воздействует табак на организм человека?», «Как получить удовольствие от жизни?», а затем с этими же детьми проведено спортивно развлекате6льное мероприятие. Охвачено три пришкольных лагеря, всего обслужено 70 детей.
Согласно плану мероприятий по проведению межведомственной профилактической операции «Подросток – Семья 2010» специалистами отделения организовано благотворительное посещение ледового дворца «Арктика» и проведено мероприятие с детьми и подростками из семей, состоящих на межведомственном учете. В мероприятии приняло участие 12 детей.
В рамках проведения комплекса пожарно-профилактических мероприятий «Горящее лето – 2010» проведена экскурсия в ГУ МЧС РТ (пожарную часть) с детьми и подростками, из социально-опасных семей, где «пожарники» проинструктировали их о правилах поведения в ситуациях, когда огонь выходит из под контроля. Охвачено 8 детей.
В сентябре месяце проводились мероприятия, приуроченные к 20-летию со дня присоединения России к Конвенции ООН о правах ребенка, направленные на повышение правовой грамотности подростков, формирование правовой культуры и развития правосознания. Социальные педагоги и психологи в течение квартала провели 2 профилактических групповых занятия совместно с инспектором ПДН в 2 группах в ПУ-83 и ветеринарном техникуме с трудными подростками в рамках Декады правовых знаний «Основные законы РФ и кем они устанавливаются?». Всего охвачено 35 подростка, из них 14 подростков, состоящих на учете в ПДН.
Кроме того, в рамках Декады правовых знаний в центре «Гармония» было проведено профилактическое занятие «От детской шалости до преступления один шаг» для подростков из семей, состоящих на межведомственном учете. Занятия начались с мини лекции «Основные законы РФ, кем они устанавливаются?». Большое интерес у участников вызвали разъяснения представителей подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, специалиста по организации опеки и попечительства несовершеннолетних с основными положениями Конвенции оправах ребенка, какие меры ответственности могут быть применены к ним за совершенные деяния. Полученные знания ребята закрепили в процессе игры. Далее ребята дискутировали на тему «На что имею право?», а затем заполнили анкету «Декларация прав человека», результаты которой показали, что ребята усвоили, какие права они имеют и какую ответственность несут за свои поступки.
Психолог отделения провела групповую консультацию с родителями, воспитывающих приемных детей, на тему «Почему дети воруют?». Охвачено 10 родителей.
Кроме того, психологи оформили стенд на тему «Защити права ребенка» и разработали памятки для детей и родителей об основных статьях Конвенции ООН о правах ребенка. Памятки были розданы на групповых занятиях 48 подросткам и 58 семьям, состоящим на межведомственном учете, при посещении их на дому.
В сентябре месяце в целях профилактики девиантного поведения и пропаганды ЗОЖ с подростками обслуживаемых категорий в рамках клуба «Подросток» в Центре «Гармония» проведено мероприятие на тему: «Стоп: ВИЧ и СПИД». Дети прослушали мини лекцию. С ними проведены начальное и заключительное тестирования, различные психологические игры по данной тематике, в ходе которых подростки полностью усвоили опасные и безопасные нормы поведения в профилактике ВИЧ и СПИД. Охвачено 7 подростков.
В октябре месяце специалисты отделения совместно с волонтерами из числа членов клуба «Подросток» приняли активное участие в проводимой Министерством лесного хозяйства РТ республиканской природоохраняемой акции «Чистые леса Татарстана». Цель акции – очистка лесных территорий от бытового мусора и создание благоприятной санитарно- экологической обстановки в лесах. Специалисты и волонтеры выехали в сосновый бор и приняли участие в очистке участка леса от мусора. С подростками проведена беседа об охране природы. Кроме того, для подростков организована викторина «Что ты знаешь о лесе?», где они смогли не только показать свои знания, но и углубить их. Мероприятие закончилось подвижными играми на свежем воздухе. Охвачено 15 подростков из семей социального риска.
В ноябре месяце психологи провели 2 профилактических групповых занятия в 2 группах в школе имени Р.Сагдеева с трудными подростками по пропаганде ЗОЖ на тему: «Стоп: ВИЧ и СПИД». Охвачено 42 подростка обслуживаемых категорий.
С детьми из семей, состоящих на межведомственном учете, проведено оздоровительное мероприятие в Ледовом дворце. Организовано катание на коньках (охвачено 11 человек).
В рамках Дня матери проведена следующая работа:
• групповая психодиагностика «Стратегия семейного воспитания» с родителями дошкольников обслуживаемых категорий, а также с родителями детей-инвалидов (всего обслужено 43 человека);
• для родителей проведена лекция «Социальные проблемы сегодняшнего дня» (охвачено 40 человек);
• с родителями из семей группы социального риска проведена беседа по профилактике зависимого поведения (охвачено 9 человек);
• совместно с детьми и родителями из семей, состоящих на межведомственном учете, проведено групповое занятие «Я вместе с мамой» (охвачено 6 человек);
• для родителей, воспитывающих приемных детей проведен праздник «Я и моя мама» (охвачено 18 детей, 12 родителей).
В октябре этого года был принят закон РТ № 71 от 14 10 2010г. о мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан, который направлен на уменьшение числа преступлений, совершенных подростками в вечернее и ночное время, а также количества преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Специалисты отделения социальной помощи семье и детям активно включились в правовое просвещение родителей и подростков. Специалисты посетили 38 семей группы социального риска и провели в них разъяснительную работу по данному закону. Родители получили памятки, где указаны основные положения из нового закона и меры административного наказания.
Кроме того, психологи и социальные педагоги проводят групповые занятия с подростками в учебных заведениях города по программе «Закон и Ценности», разработанной психологами отделения. Основными целями программы являются воспитание правосознания подростков и формирование представлений об истинных человеческих ценностях. Специалисты разъясняют подросткам важность исполнения законов, значимость общечеловеческих ценностей таких, как «жизнь», «здоровье», «семья», «любовь», говорят о вреде алкоголя и других психоактивных веществ. Подростки на этих занятиях также обсуждают положения закона РТ № 71. С момента вступления в силу закона № 71 проведено 6 групповых занятий, где охвачено 83 подростка обслуживаемых категорий. А также в рамках ознакомления родителей с законом № 71 РТ психолог выступила на родительском собрании в лицее № 2 на тему «Личностные проблемы взрослого поколения» (охвачено 150 человек). Основные положения закона и работа по их разъяснению несовершеннолетним и их родителям, из семей социального риска освещались в районной газете «Знамя». В Центре «Гармония» оформлен стенд для родителей по правовому просвещению «Закон № 71 – ЗРТ».
В Центре «Гармония» с подростками из социально-уязвимых категорий в декабре месяце психолог провела групповое занятие на тему «Мы — команда!» (охвачено 8 детей).
В рамках клуба «Подросток» для детей и родителей из семей, состоящих на межведомственном учете, специалисты отделения провели мероприятие клуба «Рождественские посиделки» (охвачено 4 родителя. и 8 детей), а также с семьями, воспитывающими приемных детей – новогодний вечер » Время чудес» (охвачено 20 детей и 15 взрослых).

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ СВОИХ ДЕТЕЙ»

Воспитание – дело совести;

Образование – дело науки. В. Гюго

Цель: повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание детей.

Задачи: познакомить родителей с нормативно-правовыми документами РБ, в которых прописана ответственность родителей за воспитание детей.

Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации

Необходимое оборудование: нормативно правовые документы РБ, кувшин, изготовленный из ватмана, ромашки к упражнению «Ромашка», буклеты: «Ответственность родителей за воспитание своих детей», «Письмо –обращение детей разных народов и времен к своим родителям», видеоролики «Как правильно воспитывать детей», «Притча о родителях»

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители, гости и коллеги!

Воспитание детей – сложный, но очень важный процесс. Для достижения наилучшего результата необходимо объединить всех участников образовательного процесса. И сегодня мы рассмотрим наиболее важные вопросы с целью повышения правовой культуры родителей и учителей в части ответственности за воспитание детей. И помогут нам в этом наши гости. Лейтенант милиции инспектор по делам несовершеннолетних Лунинецкого РОВД Ракович Александр Васильевич, участковый инспектор старший лейтенант милиции Лунинецкого РОВД Буйнич Дмитрий Валерьевич.

Для начала мы предлагаем Вам посмотреть видеоролик «Как правильно воспитывать детей»

ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОРОЛИКА

-Что такое селф-детерминизм? Сселф-детерминизм – (от англ. self – «сам» и determinism – «принятие решений» свобода выбора; свобода принятия решений; способность определять собственные действия или решать, какими они будут.

-Что происходит, когда взрослые нарушают селф-детерминизм? (ребенок рассердится, станет вырываться, будет вести себя, так как взрослый)

-Какой лучший способ добиться от ребенка чего-то, не применяя силу? (общение, спросить чего он хочет?

-Как чувствуют себя подростки, если им не давать работать? (изгоями общества)

А сейчас мы предоставим слово нашим гостям, которые нас познакомят с нормативно-правовыми документами РБ, в которых прописано «Ответственность родителей за воспитание своих детей»

Слово предоставляется лейтенанту милиции инспектору по делам несовершеннолетних Раковичу Александру Васильевичу.

КОНСТИТУЦИЯ РБ, ЗАКОН РБ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, их заменяющими, влечет ответственность, предусмотренную законодательством РБ.

В случае, определенных законодательством РБ, родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства РБ.

Слово предоставляется участковому инспектору старшему лейтенанту милиции Лунинецкого РОВД Буйничу Дмитрию Валерьевичу.

КОДЕКС РБ «ОБ административных правонарушениях» Ст. 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению несовершеннолетнего в ночное время вне жилища»,

КОДЕКС РБ «ОБ административных правонарушениях» Ст. 9.4″Неисполнение обязанностей по воспитанию детей»,

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РБ ст. 942 «Ответственность за вред причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет»

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РБ ст. 943 «Ответственность за вред причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 лет до 18 лет»

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РБ ст. 944 «Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетним»

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РБ ст. 956 «Возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РБ ст. 174 «Уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РБ ст. 159 «Оставление в опасности»

ДИКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РБ ОТ 24.11.2006 г. №18 «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны

ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!

Товарищи взрослые! Вы в ответе

За все, что сделали ваши дети.

Дело было вечером.

Делать было нечего.

— А у нас в квартире газ.

А у вас?

— А у нас водопровод.

Вот!

— А у нас сегодня папа

Пришел домой навеселе.

Кошку выбросил в окошко,

Вместо кошки стало две.

— А мой папа, между прочим,

Не ночует дома ночью.

— А мой папа—бегемот.

Его мама так зовет.

— Бегемотом удивил,

Да я у папы — крокодил.

Брат — осел, сестра—свинья.

Зоопарк, а не семья.

— А у нас соседка Нюра — дура,

У нее извилин мало.

Это мама так сказала.

— А у нас сосед соседа

Бил вчера велосипедом.

— Велосипедом — ерунда,

Вот мотоциклом — это, Да!

— Ах, ты драться? Получи!

Где тут были кирпичи?

Петя Вову колотил,

Вова Петю укусил.

Два забора поломали,

Две рубахи изодрали,

Час каталися в пыли,

А потом домой пошли.

Папа с мамой от ужаса белые:

«Что с ребенком улица сделала».

А ведь улица — дело пятое,

Ведь не улица виноватая!

— Товарищи взрослые! Вы в ответе

За все, что делают ваши дети

-Я думаю, уважаемы взрослые, Вы согласитесь, что подобные ситуации встречаются довольно часто в жизни.

Все труднее в последнее время найти общий язык с родителями учащихся, всё меньше и меньше педагогов предпочитают брать на себя обязанности классного руководителя. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем, и уже совсем не обязательно ходить на родительские собрания, а тем более предупреждать об этом классного руководителя. А ведь действия наши должны быть взаимны, так как цель мы преследуем одну – сделать так, чтобы воспитание обучение ребенка было успешным.

Сейчас я хочу вам зачитать «Письмо обращение детей разных народов и времен к своим родителям»

Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я – «центр Вселенной».

Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступить место здравому смыслу.

Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу это объяснить. Если вы сможете, это понять, я попытаюсь сам себе и вам это объяснить, не на это надо время.

Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

Не забудьте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом, я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.

Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.

Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.

Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.

Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.

Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернуться вас сторицей.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо Я – ВАШ РЕБЕНОК!

А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Ромашка»

-Вам необходимо заполнить лепестки ромашки , ответив на вопрос: «Что нужно сделать родителям, чтобы их дети не совершали преступлений, правонарушений?» И украсить данными ромашками кувшин. (внутри ромашки написать вопрос)

-А сейчас я вам предлагаю посмотреть ещё один видеоролик «Притча о родителях»

Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Давно установлено, что для ребенка общие семейные повседневные радости и огорчения, удачи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребенку первые представления о добре и зле, нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором , влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Давайте прислушаемся к словам В.Г. Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей людьми….

  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Не тот батюшка, кто родит, а тот, кто уму-разуму научит.
  • Детей воспитать – не курочек пересчитать.
  • Каша варится в котле, а человек – в семье.

Задача: средствами совместного обсуждения различных семейных ситуаций подвести родителей к осознанию важности семейного воспитания.

Форма проведения: беседа с элементами популярных телевизионных игр (для игры все родители делятся на три команды), перед родительским собранием небольшой детский концерт.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить презентацию. (см. Приложение 1)
  2. Провести анкету среди детей, родителей.
  3. Подготовить видеозапись «Устами младенца».
  4. Провести тест с детьми, рисунок «Моя семья».
  5. Распечатать «Письмо-обращение детей разных времен и народов к своим родителям».

Ход собрания

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о результативности вклада родителей в формирование характера своего ребенка, а значит, и о его будущем. Как ощущает себя ребенок в семье, какие скрытые «подводные камни» он интуитивно чувствует, не вполне осознавая все отношения в семье. Для начала проведем анкету, в результате которой каждый для себя сможет сделать определенный вывод.

Анкета «Какие мы родители?».

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

  1. Проводите ли Вы выходные дни вместе с детьми?
  2. Есть ли у Вас взаимопонимание в семье?
  3. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли Вы в таком случае, не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?
  4. Следите ли Вы за статьями в журналах, телевизионными передачами на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
  5. Единодушны ли Вы с вашим супругом в воспитании детей?
  6. Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
  7. Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
  8. Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
  9. Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу свою работу»?
  10. Рассказываете ли о своих трудностях ребенку, о работе?

Меньше 6 баллов – о настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

7-14 баллов – Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области следовало бы задуматься. А начать можно с того, что в ближайший выходной полностью посвятить себя детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.

Больше 15 – Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Вступительное слово учителя.

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

(Себастьян Брандт.)

«Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу.»
(В.С. Сухомлинский.)

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел ввиду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми.

Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка – это то место, где он усваивает основы народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом.

Мало кто говорит детям, что можно лгать, обманывать, доносить, обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастьем, предавать.

Высказываемые моральные нормы и принципы всегда звучат красиво и возвышенно.

Возможно отсюда удивление, разочарование и раздражение: «Почему мой ребенок зол, непорядочен, почему не поступает, как учили?». Следовало бы в таком случае задать еще один вопрос: «Что это значит – мы учили?». Как правило, ответ таков: «Ну, ведь мы ему сколько раз об этом говорили».

Слова и поступки бывает, не совпадают. Почти каждый из нас лучше в своих словах, чем в действиях. Не всегда удается соответствовать тому, что мы провозглашаем. Однако, если слова и действия – это противоположное, он (ребенок) не только заметит это противоречие, но и не простит его.

Достаточно присмотреться внимательней к играм детей, и легко можно понять, какая семья у ребенка. Главным психологическим содержанием еще дошкольного возраста становится запечатление сценариев жизненных отношений в процессе ролевых игр. Запечатлев ранее принятые в семье нормы общения с окружающими, ребенок через игру начинает активно постигать смысл жизни. Они улавливают то, чем живут взрослые, причем схватывают самую суть – проявляемые отношения к окружающим людям, предметам, процессам. Смыслы, запечатленные ими в этом возрасте, становятся во многом определяющими их ценностные ориентиры, мысли, действия и поступки в дальнейшей жизни. Девочки в играх часто изображают мам раздражительными, шумными, крикливыми. Причины этого, по-видимому, в чрезмерной загруженности мам домашними делами и безынициативности пап. (Пример. Жил-был один третьеклассник Витя. Его постоянно можно видеть на улице. Как-то его спросили, бывает ли он дома. Он ответил: «Бываю, – а потом, помедлив, добавил: — Когда спать хочу.»

— Разве тебе дома скучно?

— А то весело, что ли? Отец придет с работы и к телевизору. Мать – на кухне…).

Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. Отец и мать не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека.

Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.

Почему есть семьи, в которых все хорошо? От чего это зависит? По наблюдениям психологов, в такой семье царит обстановка взаимного доверия, уважения, стремления помочь друг другу. Члены семьи общительны, обладают чувством юмора. Отличительная особенность – уважение к суверенности личности каждого члена семьи.

В таких семьях обычно вместе проводят досуг. Каждый член семьи, начиная с раннего возраста, имеет постоянные домашние обязанности и выполняет отдельные поручения. Даже ребенок должен усвоить, что каждый член семьи заслуживает уважения, и у каждого есть свои неповторимые особенности. В хорошей семье все разделяют ответственность друг за друга. (Пример. В первом классе на уроке окружающего мира по теме «Моя семья» при обсуждении один мальчик сказал, что он хотел бы жить в такой семье как у Миши и Лены, героев учебника «Окружающий мир». Дальше последовала такая реплика: «А в нашей семье каждый живет сам по себе»).

Рядом с взрослыми живут маленькие люди, способные критически оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают, воспринимают и перенимают.

Послушайте результаты анкеты, проведенной с детьми.

Вопросы:

  1. Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?
  2. Хочешь ли быть похожим на родителей? (Да, нет.)
  3. Что тебе в них нравится?
  4. Чем любишь заниматься с родителями?
  5. Делишься ли с ними своими впечатлениями?
  6. Всегда ли родители справедливо тебя наказывают?
  7. Обижаешься ли, если тебя наказали?
  8. Часто ли тебя хвалят?
  9. Чем поощряют за хорошую учебу, работу?

Родительский труд очень тяжелый. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.

Жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Воспитать душу ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми.

Детям рады не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко, оттого, что им рады.

Все-таки лучшие минуты, часы с детьми – это когда мы вместе, равноправны, счастливы, и всякая самая простая радость жизни: прогулки, угощение, хорошая книга – удесятерятся оттого, что мы разделяем ее с сыном или дочерью. Папы и мамы, которые это умеют – самые лучшие, самые замечательные педагоги. Одна мама призналась, что, даже когда в школе училась, не радовалась школьным каникулам так, как сейчас радуется каникулам сына. Придумывает, куда поехать вместе с ним, пойти, какую книгу почитать.

Ваше собственное поведение – решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

А сейчас немного поиграем. Послушайте высказывания детей и постарайтесь определить, о чем идет речь.

«Устами младенца».

(Видеофрагменты в презентации.)

— Это длинное, даже очень… Иногда бывает лишка… Бывает широкое и узкое, но широкое лучше… Цвет значения не имеет… Лучше старый, чем новый, он привычнее, роднее… Главное, его надо вовремя спрятать… Чтобы штаны не спадывали… Учитель непослушных детей…(ремень).

— Это имеют все… У всех он одинаковый, но у кого-то он пустой, у кого-то занят… Когда он пустой – это плохо для детей, его быстро начинают использовать в определенных целях… Когда занят, приходится искать, обычно говорят «пятый»… Туда ставят того, кто не слушается…(угол).

— Полуовал и линии… Это закорючка… Ее дают за хорошие поступки… Похожа на букву Б… Из нее может сложиться змейка… Это любят все: дети рады ей и родители… У кого-то она постоянная спутница, у кого-то редкий гость… Каждый любит, чтоб было в дневнике… Самая счастливая оценка…(пять).

— Существо, которое может ругать… Похоже на роботов… Это у всех есть… Без них нельзя жить… Они всем помогают… Но могут и налупить… Кто бьет ремнем… Без них не появились бы на свет…(родители).

— Каждый считает, что в этом деле знаток… Взяться за него никогда не поздно… Хотя доказано, что чем раньше, тем лучше… Плоды пожинают в старости… Лучше этим заниматься, когда лежит поперек лавки…(воспитание).

«Счастливый случай».

1. Разминка.

Вопросы первой команде.

  1. Сначала он посетил Цветочный город, затем Солнечный. (Незнайка.)
  2. Чему равен академический час? (45 минут.)
  3. Какую змею легче всего обнаружить? (Гремучую.)
  4. Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть яблок. (Гуси-лебеди.)
  5. Название первых зубов. (Молочные.)
  6. Отпуск у детей. (Каникулы.)
  7. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
  8. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)
  9. Сколько раз в неделю урок русского языка?
  10. Кто проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса? (Буратино.)
  11. Эту песенку напевала самая знаменитая белка. (Во саду ли, в огороде.)

Вопросы второй команде.

  1. Из всех звезд, видных зимой в небе над Россией, эта самая яркая. (Солнце.)
  2. Любимое время детей от звонка до звонка. (Перемена.)
  3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол из них отпилили. Сколько углов стало? (5)
  4. Герой этого рассказа адресовал свое письмо «на деревню дедушке» (Ванька.)
  5. С какой стороны должен падать на стол свет во время письма? (Слева.)
  6. Помещение, в котором занимаются дети. (Класс.)
  7. Она бывает белой или черной. Что это за птица? (Лебедь.)
  8. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон.)
  9. Сколько раз в неделю урок математики?
  10. Кто перевоспитал почтальона Печкина? (Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик.)
  11. Именно ее англичане называют «русским яйцом». (Матрешка.)

Вопросы третьей команде.

  1. Именно его Балда называл меньшим братом. (Заяц.)
  2. Первое слово ребенка. (Мама.)
  3. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 5 яиц? (4)
  4. Растение, которое улучшает зрение. (Черника.)
  5. В какую линию тетради у первоклассников? (В узкую.)
  6. Отрицательная отметка.
  7. На каком континенте нет рек? (В Антарктиде.)
  8. Самая большая в мире птица. (Африканский страус.)
  9. Сколько раз в неделю урок чтения?
  10. О ком речь: «…превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собой льва, что сейчас же бросился на крышу». (Людоед. «Кот в сапогах».)
  11. Так называется и жук, и птица, и африканское млекопитающее. (Носорог.)

2. Заморочки из бочки.

А сейчас каждая команда вытягивает листочек с ситуацией из бочонка, обсуждает ее и предлагает свои выводы вниманию всех. (см. Приложение 2).

3. «Ты мне, я – тебе».

Каждая команда задает ситуацию для обсуждения другим командам.

Интерпретация рисунков «Моя семья».

(см. Приложение 3)

Рефлексия собрания.

Уважаемые родители! Напишите, пожалуйста, ваши отзывы о родительском собрании.

А в конце нашего собрания хочется каждому из Вас вручить «Письмо-обращение детей разных времен и народов к своим родителям». (см. Приложение 4).

Список используемой литературы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *