Сокращение федеральных госслужащих в 2018 году

Российские власти объявили об очередном сокращении государственных служащих. Оно начнется с 2020 года. Как заявила 19 марта на коллегии Казначейства первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, это позволит сделать зарплаты госслужащих конкурентоспособными.

Реклама

«Мы не можем на эту большую, разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда», — отметила она.

В принципе решения о повышении зарплат госслужащих до «конкурентного уровня» приняты, однако на них потребуется «много денег», пояснила Нестеренко. Так, постоянная часть зарплаты должна составлять 60% от фонда оплаты труда, плавающая — оставшиеся 40%, сейчас же «пирамида перевернута».

По ее словам, в 2020 году будут сокращены 5% сотрудников территориальных органов власти, в 2021 году — еще 10%. Численность госслужащих центрального аппарата уменьшится на 10%, добавила Нестеренко.

О необходимости сокращать аппарат чиновников в правительстве говорят давно. В частности, о том, что штат чиновников нужно резать, глава правительства Дмитрий Медведев заявлял еще в 2014 году, а до этого в 2010 году. Однако, очевидно, что попытки серьезно сократить аппарат оказались не слишком удачными. Так, по данным статистики Минфина, численность госслужащих в 2017 году составляла 1,2 млн человек. Но в ней, например, не учитываются гражданские служащие силовых ведомств и спецслужб и сотрудники федеральных бюджетных и казенных учреждений. При этом, по данным Минфина, по итогам 2017 года госслужащих стало больше на 0,4% (примерно 5,2 тыс. человек).

Активно ратует за изменение системы госуправления председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

В частности, выступая на заседании Совета по развитию цифровой экономики в 2018 году, он заявил, что в России к 2024 году можно сократить треть чиновников. «Мы видим, что на треть можно сократить за шесть лет чиновников за счет цифровизации», — отметил Кудрин.

По его словам, нагрузка контрольно-надзорной деятельности на проверяемых должна снизиться вдвое.

«Цифровизация неизбежно приведет к снижению числа чиновников, к изменению и сокращению контрольных функций государства», — говорил Кудрин.

То, что правительство ждет в ближайшее время могут переформатировать, подтверждали в начале 2019 года и опрошенные «Газетой.Ru» источники.

«Нынешняя структура не на 100% эффективна, и было давно понятно, что реформа неизбежна», — заявлял недавно один из источников «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией.

«Основная цель реформы по оптимизации аппарата чиновников — это повышение уровня оплаты труда госслужащих до конкурентной планки в сравнении с другими ведущими профессиями, куда молодые и перспективные кадры идут охотнее. Сокращение численности госслужащих и централизация обязанностей с последующим ростом зарплатных ожиданий в перспективе должны повысить и статус такого рабочего места и качество выполненной работы», — комментирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

По словам главы комитета Госдумы по труду, социальной защите и делам ветеранов Ярослава Нилова, предлагаемая сейчас реформа нужная и может поспособствовать экономии бюджетных средств.

При этом сокращения не должны быть обусловлены только повышением заработной платы. По его словам, нужно смотреть при сокращениях на потребности аппарата. Иногда бывают случаи, когда одного из двух сотрудников сокращают, повышают оставшемуся зарплату, а потом возвращают и вторую должность, признает Нилов.%

Гендиректор сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Ветерков между тем отмечает, что активного сокращения количества вакансий госслужащих сервис пока не наблюдает. Впрочем, по его словам, на протяжении последних нескольких лет видно изменение структуры госслужащих с эпизодическими выходами на рынок кандидатов из разных министерств, департаментов. Однако, по его словам, очень часто реструктуризации происходят таким образом, что высвобожденные сотрудники уходят во вновь созданные подразделения. То есть сокращения в одних местах совпадают с набором в других.

В целом же, по словам Ветеркова, на рынке труда достаточно большое количество вакансий в других сегментах, поэтому при желании сменить госслужбу на работу в других отраслях высвобожденные сотрудники смогут достаточно быстро.

Первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко подтвердила, что с 2020 года в России начнется масштабная реформа в сфере государственного управления. Речь идет о существенном сокращении количества госслужащих и значительном повышении за счет этого зарплат оставшимся. По словам Нестеренко, если чиновников не сократить, на довольствие бюрократам до конкурентного рыночного уровня придется искать в бюджете до 100 млрд рублей в год дополнительно.

Реклама

Аргумент о конкурентной зарплате госслужащих сразу вызывает большие сомнения. Народу даже чисто интуитивно кажется, что большинство чиновников у нас, мягко говоря, не бедствуют. И официальная статистика эту смутную догадку народа относительно уровня благосостояния госслужащих – по меньшей мере в министерствах — подтверждает.

По данным Росстата, средняя зарплата в федеральных органах власти в 2018 году составила 126,6 тыс. рублей. И это почти в три раза выше средней зарплаты в целом по стране: она по итогам прошлого года была 43,4 тыс. рублей. При этом в 2018 году зарплата, например, федеральных чиновников выросла на 5,4% при инфляции 4,2% — то есть, чиновникам повысили и без того вполне «рыночные» зарплаты выше уровня инфляции.

В ходе очередной реформы госуправления предполагается сократить в 2020 году 10% госслужащих в центральных аппаратах и 5% — территориальных органах министерств (а в 2021 году – довести этот показатель до 15%).

При этом чиновников, если оперировать оценками самой Татьяны Нестеренко, в России и сейчас не так уж много: лишь 1,7% всех работающих россиян. По данным на 1 июля 2019 года, которые приводит Минфин, суммарное количество чиновников в стране — 855 тысяч человек. Однако, по данным Росстата, чиновников (федеральных, региональных и муниципальных) у нас гораздо больше — порядка 2 миллионов. Такое огромное расхождение в оценках связано с тем, что Росстат считает чиновниками гораздо больше категорий госслужащих — в частности, даже охранников и обслуживающий персонал административных учреждений.

Впрочем, пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Олег Осипов назвал заявление Минфина несколько преждевременным. «Сейчас идет обсуждение разных концепций и подходов к реформированию», — уточнил он.

Проблема в том, что до сих пор подобные меры уже применялись и не приводили к сколько-нибудь заметным результатам. Это уже третье предложение об уменьшении количества госслужащих только за последние 10 лет.

Сначала в конце 2010 года тогда еще президент Дмитрий Медведев подписал указ о поэтапном сокращении числа федеральных госслужащих на 20% в 2011-2013 годах. По факту за этот период общее число чиновников сократилось на 3,4%, а федеральных — на 5,1%. В 2015 году уже премьер-министр Медведев подписал постановление о сокращении госслужащих на 10% с 1 января 2016 года. В итоге тогда их число сократилось чуть более чем на 1,4%.

Разумеется, в пользу сокращения чиновников говорит и цифровая экономика (все больше процедур оказания госуслуг автоматизируются), и вполне понятное желание государства сделать работу госслужащих более эффективной. Что касается оплаты труда чиновников, она и сейчас выглядит вполне достойно по сравнению с другими категориями работающих россиян — особенно на фоне затяжного падения реальных доходов населения.

Опять же, на практике такое сокращение «душ» чиновников оборачивается профанацией прежде всего потому, что в регионах давно готовы к подобным решениям. Практически все ведомства специально держат некоторое число незаполненных вакансий в штатном расписании, которые при каждой новой федеральной кампании автоматически сокращают, не меняя реального количества. Но самое печальное – и качества.

Борьбе с коррупцией само по себе сокращение количества чиновников и увеличение их зарплат тоже вряд ли сильно поможет. Потому что большинство чиновников берут взятки или пытаются организовать бизнесы, пользуясь своими полномочиями, вовсе не из-за бедности и низких зарплат. Тут как раз дело в самих полномочиях — фактическая торговля должностными полномочиями или использование их в корыстных целях является одной из главных бед и проблем российского чиновничьего сословия на протяжении многих десятилетий, если не столетий.

«Кто что охраняет — тот то и имеет», — формулировал эту проблему еще в советские времена Михаил Жванецкий.

Любое разумное сокращение чиновников должно базироваться не на простой арифметике – тут уберем 10 человек, там 20, здесь 100 — а на оценке содержания и эффективности работы конкретных работников. Дефицит чиновников в разных сферах может доставить людям гораздо более значительные неудобства и проблемы, чем избыток госслужащих.

Проблема не в том, что в России слишком много чиновников. Проблема в том, что часто их функции дублируются. В том, что количество бумаг, согласований и бессмысленных совещаний зашкаливает. В том, что в стране принимаются законы, оставляющие лазейки для коррупции — хотя формально экспертиза законопроектов на потенциальную коррупционность в России действует давно. В том, что у чиновников есть рычаги, позволяющие им регистрировать и записывать на друзей, родственников и знакомых бизнесы, которые начинают занимать монопольное положение на конкретных рынках.

Не случайно работа на госслужбе или в госкомпаниях остается в числе самых популярных вариантов карьеры у российской молодежи, особенно в провинции.

Попадешь во власть — это тебе и социальный лифт, и возможность обогащения, и шанс избежать тоже существовавшего еще с советских времен шуточного проклятия «чтоб ты жил на одну зарплату». При этом в крупных городах молодые люди уже мечтают не столько о карьере госслужащего, сколько о работе в международной корпорации — так легче эмигрировать.

Разумеется, труд чиновников должен достойно оплачиваться, а работа на госслужбе должна оставаться престижной. Но и сейчас чиновников и по уровню оплаты труда, и по месту в российской социальной иерархии трудно назвать изгоями.

К слову, в организации эффективной повседневной работы государственного аппарата Россия в последние годы сделала существенный шаг вперед: те же самые МФЦ действительно помогают людям быстро и практически без проблем получать новые паспорта и справки. Но когда человек сталкивается с какой-то личной проблемой, требующей контакта с государственными органами, или пытается зарегистрировать бизнес, тут с нашим государством лучше не встречаться. Почти каждая такая встреча является для человека источником проблем и психологической травмой.

Главное, что нужно поменять в России с точки зрения реформирования госуправления — заставить чиновников всех уровней осознать, что они не хозяева страны, в руках которых судьбы людей, а представители сферы обслуживания. Что они должны людям, а не люди им. Как сантехники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *