Сокращенная форма

Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

18. Принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с частью 4 статьи 224 УПК РФ осуществляется с согласия прокурора района города или приравненного к нему прокурора; от 6 до 12 месяцев на основании части 2 статьи 109 УПК РФ — с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных частью 5 статьи 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

Приказ ФССП России от 10.04.2015 N 232 (ред. от 30.03.2016) «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» (вместе с «Положением об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов»)

2.1.8. Не позднее 5 суток до истечения срока дознания проверять законность, мотивированность и своевременность принятого дознавателем решения о возбуждении ходатайства перед прокурором о продлении срока расследования, о возбуждении ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей. Принимать все необходимые меры для окончания дознания в установленный ч. 3 ст. 223 УПК РФ срок, не превышающий 30 суток.

Приказ ФТС РФ от 06.12.2007 N 1502 (ред. от 09.04.2010) «Об утверждении Инструкции о порядке направления международных запросов о правовой помощи по уголовным делам в иностранные государства»

С целью обеспечения возможности продления процессуальных сроков производства дознания, предусмотренных п. 5 ст. 223 УПК РФ, международные запросы необходимо направлять в ГУТРД до истечения 6 месяцев срока производства дознания. Не допускается направление в ГУТРД международных запросов по приостановленным уголовным делам. К международным запросам прилагаются краткие справки, отражающие ход расследования уголовных дел, в том числе с информацией о продлении, приостановлении, возобновлении сроков производства дознания.

Приказ ФССП России от 26.08.2014 N 460 «Об утверждении Положения об организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов»

2.1.8. Не позднее 5 суток до истечения срока дознания проверять законность, мотивированность и своевременность принятого дознавателем решения о возбуждении ходатайства перед прокурором о продлении срока расследования, о возбуждении ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей. Принимать все необходимые меры для окончания дознания в установленный ч. 3 ст. 223 УПК РФ срок, не превышающий 30 суток.

Приказ ФТС РФ от 09.04.2010 N 736 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке направления международных запросов о правовой помощи по уголовным делам в иностранные государства, утвержденную Приказом ФТС России от 6 декабря 2007 г. N 1502»

С целью обеспечения возможности продления процессуальных сроков производства дознания, предусмотренных п. 5 ст. 223 УПК РФ, международные запросы необходимо направлять в ГУТРД до истечения 6 месяцев срока производства дознания. Не допускается направление в ГУТРД международных запросов по приостановленным уголовным делам. К международным запросам прилагаются краткие справки, отражающие ход расследования уголовных дел, в том числе с информацией о продлении, приостановлении, возобновлении сроков производства дознания.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.07.2010 N 276 (ред. от 22.04.2011) «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»

В соответствии с компетенцией осуществлять системный анализ причин, обусловивших продление установленных ч. 1 ст. 162 и ч. 3 ст. 223 УПК РФ сроков предварительного следствия и дознания.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 N 137 (ред. от 28.12.2007) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

15. Принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с ч. 4 ст. 224 УПК РФ осуществляется с согласия прокурора района, города или приравненного к нему прокурора; от 6 до 12 месяцев в соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК РФ — с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

«Методические рекомендации по подготовке международных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам» (утв. ФССП России 17.04.2013 N 04-5)

2.1. В соответствии с частью 5 статьи 223 УПК РФ в исключительных случаях, связанных с исполнением Поручения, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок предварительного расследования в форме дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации до 12 месяцев.

Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

Возложение на органы дознания выполнения следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, устранение из законодательства определения понятия «Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно» (ст. 40 УПК РФ) привели к появлению в уголовно-процессуальной литературе двух точек зрения.

Авторы первой из них (традиционной) по-прежнему считают, что действующее законодательство предусматривает две формы дознания: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, несмотря на изменение уголовно-процессуальной терминологии, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Сторонники второй точки зрения полагают, что в настоящее время существует единственный вид дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Очевидно, что в этом случае рассуждать о видах дознания бессмысленно и беспредметно.

Думается, что отечественный законодатель, несмотря на изменение терминологии, не устранил из правоохранительной практики два вида дознания, поскольку, изменив процессуальную форму, сохранил сущность производства неотложных следственных действий по рассматриваемым уголовным делам как одного из видов дознания.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК), — форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя при наличии прокурорского надзора и ограниченного судебного контроля по производству неотложных следственных действий с целями:

а) выявления и закрепления следов преступления;
б) установления фактических обстоятельств совершения преступления «по горячим следам»;
в) установления лица, совершившего преступление, или лиц, совершивших преступление.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые дознавателем после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

Другими словами, неотложные (безотлагательные) следственные действия — следственные действия дознавателя, промедление с производством которых может привести к исчезновению следов преступления под воздействием различных объективных и субъективных факторов.

Под объективными факторами мы понимаем, в частности, погодные и иные условия, а под субъективными — умышленные или неосторожные действия человека по уничтожению следов преступления.

По действующему законодательству неотложность этих действий определяется самостоятельно дознавателем и начальником подразделения дознания.

Теоретически и практически в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством к неотложным (и, следовательно, с точки зрения криминалистов, к первоначальным) могут быть отнесены любые следственные действия, направленные на собирание, проверку и оценку доказательств.

В соответствии со ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке ст. 146 УПК РФ возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ (дознаватели органов внутренних дел и дознаватели (следователи) органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2—6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;

2) органы Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2—4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ;

4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных:

а) военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
б) лицами гражданского персонала Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а также о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания согласно ст. 40 УПК РФ:

а) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
б) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения государственных органов дознания;
в) главы дипломатических представительств и консульских учреждений, если преступления совершены на территории этих представительств или консульских учреждений.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа.

Этот срок продлению не подлежит.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа уголовного дела орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Если в ходе неотложных следственных действий лицо, совершившее преступление, не обнаружено (не установлено, не выявлено), то орган дознания обязан по собственной инициативе принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя об их результатах.

Дознание по уголовным делам,

по которым предварительное следствие не обязательно

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, — самостоятельная форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и направлению уголовного дела в суд, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести, за изъятиями, установленными уголовно-процессуальным законом (ст. 223—225 УПК РФ).

Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме самостоятельного дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22, 24—29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.

Из этого положения следует, что в данном виде дознания в связи с исключением из производства главы 23 должны принципиально отсутствовать в качестве самостоятельных процессуальных действий:

а) привлечение лица в качестве обвиняемого (составление постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого);
б) предъявление обвинения (ознакомление с соответствующим документом, существование которого не предполагается в дознании);
в) составление обвинительного заключения и ознакомление с ним участников уголовного процесса.

Этот вид дознания производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. по делам, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Исключением из этого положения является преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 203 УК РФ, которое относится к числу тяжких преступлений.

Дознание производится в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела.

При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, указанный в ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

В соответствии со ст. 223.1 УПК РФ в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Дознаватель должен вручить копию этого уведомления подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.

О вручении копии уведомления подозреваемому и о разъяснении ему соответствующих прав составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.

В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения в совершении преступления.

В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

  1. дата и место его составления;
  2. фамилия, инициалы лица, его составившего;
  3. фамилия, имя, отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  4. описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ;
  5. пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.

При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них.

Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить с согласия прокурора ходатайство перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то итоговый документ дознания — обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу (с учетом времени его нахождения в изоляторе временного содержания, если он был задержан).

При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном для производства предварительного следствия (глава 23 УПК РФ), т.е. в отношении него выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого. После этого производство дознания продолжается в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, либо данная мера пресечения отменяется (ст. 224 УПК РФ).

По окончании дознания как самостоятельной формы предварительного расследования дознаватель составляет обвинительный акт.

Обвинительный акт — итоговый процессуальный документ дознания как самостоятельной формы предварительного расследования, в котором излагаются установленные фактические и юридические обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.

В этом документе указываются:

  1. дата и место его составления;
  2. должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
  3. данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
  4. фактические обстоятельства совершения преступления (место, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного уголовного дела);
  5. формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;
  6. перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;
  7. обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  8. данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
  9. список лиц, подлежащих вызову в суд.

В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, который составляется следователем по окончании предварительного следствия.

В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно справедливо пошел именно по этому пути, несколько упростив содержание обвинительного акта.

Обвиняемый, его защитник и, по нашему мнению, при наличии ходатайства законный представитель обвиняемого должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается соответствующая отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Потерпевшему или его представителям по их ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела в порядке, установленном для ознакомления с материалами дела для обвиняемого и его защитника.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания.

После утверждения этого акта начальником органа дознания подозреваемый приобретает статус обвиняемого, если по уголовному делу не было вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности обвинительного акта как итогового документа дознания.

Во-первых, этот документ играет в уголовном процессе роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47 УПК РФ).

Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматриваемом виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная главой 23 УПК РФ.

Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в данном качестве со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие в широком смысле слова не предусмот-рено действующим законодательством.

Во-вторых, обвинительный акт выполняет функцию итогового документа предварительного следствия — обвинительного заключения.

Естественно, эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы предварительного расследования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.

Согласно ст. 226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток.

При этом он может принять одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями.

При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток.

Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, установленном ч. 3—5 ст. 223 УПК РФ;

3) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. 24—28 УПК РФ;

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на закон о менее тяжком преступлении.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ.

К оглавлению 1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд

Статья 157. Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи;

2) органы Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй — четвертой, 189, 190, 193 Уголовного Кодекса Российской Федерации;

4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

1. Комментируемая статья регламентирует выполнение неотложных следственных действий органом дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК). Этот институт является преемником такой разновидности дознания, которая по УПК РСФСР называлась «дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно» (ст. 119).

В практике применения указанных норм УПК РСФСР возникла тенденция сворачивания этого вида дознания. Ведомственные инструкции предусматривали дежурство следователей, и их немедленный выезд по вызову. Эта тенденция в новом Кодексе привела к упразднению дознания данного вида.

Настоящий Кодекс не называет данную деятельность дознанием, хотя именно она с точки зрения истории и современной мировой практики является «классическим» дознанием.

2. Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление.

Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.).

При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК.

Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь: а) утрату следов преступления, б) сокрытие лиц, его совершивших, в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

3. По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 УПК содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 УПК к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании.

В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:

1) неотложные процессуальные действия:

— возбудить уголовное дело (см. комм. к ч. 4 ст. 146). Бланк соответствующего постановления предусмотрен приложением 14 к ст. 476 УПК;

— выполнить неотложные следственные действия (в узком смысле слова) по обнаружению и фиксации следов преступления;

2) Процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др.. См. комм. к ст. 144;

3) действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например, доставление, охрана места происшествия, опрос граждан.

В отличие от ст. 119 УПК РСФСР, новый Кодекс не содержит перечня неотложных следственных действий. Поэтому конкретные следственные действия определяются по ситуации. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиям те из них, которые связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого.

По смыслу комментируемой статьи орган дознания не вправе производить: вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; «исключительно» проверочные следственные действия — следственный эксперимент и проверку показаний на месте; прекращение уголовного дела (кроме как по п. 1, 3 и 4 ст. 24), приостановление уголовного дела и др.

4. В комментируемой статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что:

1) неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (не обязательно «штатный» дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания. Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п. 10.2 и 14.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД РФ № 900 от 16.09.2002 г. // Российская газета. 2002. 27 ноября);

2) на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.

5. Данный институт может применяться по аналогии:

1) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, а) до передачи дела по подследственности или б) при неизвестности подозреваемого лица (ст. 223).

2) для следователей при производстве ими дознания или следствия, в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает предметную или персональную подследственность при производстве неотложных следственных действий. О понятии подследственности см. комм. к ст. 151. В случаях, прямо предусмотренных Кодексом (п. 4-5 ч. 2 ст. 157; ч. 3 ст. 40) для определения компетенции органов дознания при выполнении неотложных следственных действий значение имеет и место совершения преступления.

При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность устанавливается лишь предварительно, с известной долей вероятности. Окончательно подследственность дела определит прокурор после завершения начального этапа расследования.

Кодекс не устанавливает какой либо подследственности при выполнении неотложных действий целого ряда органов дознания. Для некоторых из них необходимо ориентироваться на предметную подследственность по правилам ст. 151 УПК (например, органам Государственной противопожарной службы, Службе судебных приставов). Для органов дознания, наделенных правом осуществлять ОРД, и прямо не указанных в комментируемой статье, подследственность не имеет значения. Это такие органы, как Служба внешней разведки МО, Федеральные органы государственной охраны (ст. 13 Закона РФ от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

7. Срок производства неотложных следственных действий не может превышать 10 суток. Если они будут выполнены за меньшее время или прокурор раньше сможет передать дело следователю, то данная деятельность органа дознания заканчивается и до истечения 10 суточного срока. Этот срок не подлежит продлению. О правилах исчисления срока см. комм. к ст. 128.

Для определения подследственности орган дознания передает дело прокурору (приложение 166 к ст. 476 УПК).

Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлен подозреваемый, то при соблюдении правил подследственности (ст. 150, 151) начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из редакции п. 3 ст. 149 УПК.

8. Часть 4 комментируемой статьи разрешает органу дознания проводить следственные действия и ОРМ по направленному прокурору делу только по письменному поручению следователя (О поручении см. комм. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152). На органе дознания остается обязанность установить лицо, совершившее преступление, о результатах выполнения которой он уведомляет следователя.

При применении данных норм следует учесть существующее разграничение процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскную деятельность вправе осуществлять не любые органы дознания, и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Оперативные подразделения обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Розыскные меры (которые не являются оперативно-розыскными) органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя (п. 38 ст. 5 УПК).

Выявление и расследование преступлений по преимуществу относятся к
компетенции органов внутренних дел (главным образом милиции) и прокуратуры.
В последнее время в законодательство по вопросам выявления и расследования
преступлений были внесены существенные изменения и дополнения. В основном
они связаны с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил
в действие с 1 июля 2002 года.

Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает факт наличия
преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает им
наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации
уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах — дознания
и предварительного следствия.

Между органами дознания и предварительного следствия много общего,
поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению к преступлениям
у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении признаков состава
преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах
их компетенции. В своей деятельности они руководствуются едиными требованиями
уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить
в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации,
проверки и оценки доказательств.

В то же время дознание и предварительное следствие проводятся, как
правило, разными органами и должностными лицами и в отношении разных
преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи,
а дознание — дознаватели. У них разный объем процессуальных полномочий.
Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений
небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК
РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике
это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В
отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных,
но не указанных в перечне ч. 3 ст. 150 УПК РФ, или преступлений тяжких
и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного
следствия.

К органам дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних
дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы
безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной
службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.); главный судебный пристав
РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов
Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного
суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры
воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
органы Государственной противопожарной службы РФ.

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать
по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей
совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные
действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит
к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу
уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся
милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу
же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного
следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение
и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих
незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется
с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным
следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание
должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного
дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.
Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.

После чего все собранные материалы необходимо передать следователю,
который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением
всех формальностей.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится
следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности,
органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять
начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное
следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность,
т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию
следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности,
преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные
права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы
безопасности — наиболее опасные преступления против государственного
строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел
— преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей
эксплуатации транспортных средств и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают
их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений,
связанных с ходом расследования и производством следственных и иных
процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения,
принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения
согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных
действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого
под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного
следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке
и т. д.).

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны
для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность
при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему
прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания
их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим.
В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный
характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные
указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному
делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя
по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения
всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами
и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию
преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу. Осуществление
оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ
«Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Государственной думой
5 июля 1995 года) и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными
актами, тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться
уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных
действий допускается только после возбуждения уголовного дела, тогда
как оперативно-розыскные этим не ограничиваются. Они могут проводиться
не только при наличии возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях,
когда стало известно о подготовке противоправного деяния, но достаточных
данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет, или, например,
в случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных
трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов.
Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники
тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления
процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются
лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе
необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет те ведомства,
которые обладают правом осуществлять такую деятельность. К ним, в частности,
относятся: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов
федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной
охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы
внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие
преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших
в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся
от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не
только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством
и может быть изменен только федеральным законом. К числу оперативно-розыскных
мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного
исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов;
наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий,
сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных
переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное
внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

На проведение некоторых из названных действий требуется обязательная
санкция прокуроров соответствующих уровней, на которых возложен и общий
контроль за соблюдением законности всей оперативно-розыскной деятельности.

Важно отметить, что действующее законодательство не допускает частной
деятельности в сфере оперативно-розыскных мероприятий. Частная детективная
и охранная службы в какой-то мере схожи с оперативно-розыскными мероприятиями,
но их не следует смешивать. Закон «О частной детективной и охранной
деятельности в РФ», принятый11.03.1992 (в редакции от 10.01.2003), определяет
такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг
(сыска и охраны) физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими
специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты
законных прав и интересов своих клиентов. В ст. 1 указанного Закона
прямо говорится, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью,
не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные
законом к исключительной компетенции органов дознания. На граждан, занимающихся
частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих
правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной
основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта
с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства
по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя,
следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное
дело.

Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов
ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений,
выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, прибегать к
действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также ставящие под
угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать
собранную информацию и т. д. Проведение сыскных действий, нарушающих
тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо
связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища,
влечет за собой установленную законом ответственность.



Эффективная защита участников уголовного судопроизводства должна быть обеспечена на любом его этапе, особенно на досудебном. В Российской Федерации такое производство осуществляется посредством проведения предварительного следствия, дознания и с 2013 г. — дознания в сокращенной форме.

Федеральным законом Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 23-ФЗ введена в действие глава 32.1 «Дознание в сокращенной форме», которая может быть применима лишь при наличии фактических и юридических оснований.

Согласно ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ, дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства подозреваемого и согласия потерпевшего при наличии следующих условий:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ;

2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3) отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме, предусмотренные ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ. .

Данная форма расследования явилась результатом комплексного реформирования органов предварительного расследования, направленной на обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, соблюдения принципа разумности срока и своевременности возмещения потерпевшему причиненного общественно опасным деянием ущерба

Основная цель введения сокращенной формы дознания — экономия времени и средств при расследовании простых дел. Сокращение указанных расходов достигается за счет расширения круга следственных действий, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела и, как следствие, отсутствие необходимости выполнения большого количества следственных действий дублирующего характера в ходе расследования.

Главные особенности сокращенного дознания состоят в следующем :

  1. Сокращенное дознание может проводиться только по преступлениям, относящимся к подследственности дознавателя и по уголовному делу, возбуждаемому в отношении конкретного лица (п. 1 ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ);
  2. Подозреваемый должен полностью признавать свою вину и согласиться с правовой и фактической оценкой деяния, включая размер и характер вреда (п. 2 ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ);
  3. Для производства дознания в сокращенной форме необходимо ходатайство подозреваемого и согласие потерпевшего (п. 6 ч. 1 ст. 226.2, ст. 226.3 УПК РФ);
  4. Сокращенное дознание не может производиться в случае несовершеннолетия подозреваемого, наличия оснований для применения особого порядка производства в порядке главы 52 УПК РФ, а также производства по применению принудительных мер медицинского характера и др. (п. 1–5 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ);
  5. Обвиняемый и его защитник в обязательном порядке должны быть ознакомлены с обвинительным постановлением, причем в пределах срока сокращенного дознания (ч. 4 ст. 226.7 УПК РФ);
  6. По окончании сокращенного дознания составляется обвинительное постановление (ч. 2 ст. 226.7 УПК РФ);
  7. Сокращенное дознание влечет за собой судебное разбирательство уголовного дела в особом порядке.

Упрощение дознания достигается главным образом за счет: во-первых, сокращения предмета доказывания, во-вторых, отказа от дополнительной проверки сведений, содержащихся в материалах предварительной проверки, в-третьих, права дознавателя не проверять доказательства, не оспоренные подозреваемым, потерпевшим и их представителями.

Сущностные черты дознания в сокращенной форме могут быть сгруппированы следующим образом:

Во-первых, дознание в сокращенной форме проводится только по определенным преступлениям небольшой и средней тяжести, прямо перечисленным в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Причем, этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Во-вторых, эта форма дознания не применяется в отношении несовершеннолетних, лиц, в отношении которых подлежат применению принудительные меры медицинского характера, специальных субъектов, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, лиц, не владеющих языком уголовного судопроизводства.

В-третьих, сокращенное дознание связано с рядом ситуационных факторов, свидетельствующих о пониженной, в сравнении с дознанием в общем порядке, сложности расследуемых уголовных дел. К таким факторам можно отнести позитивное посткриминальное поведение подозреваемого, который признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Однако исключительно указанными признаками все своеобразие дознания в сокращенной форме не исчерпывается. Довольно мощным потенциальным зарядом в сущности этой формы заложены диспозитивные начала. Именно они обязывают учитывать при выборе указанной формы как позицию подозреваемого, так и потерпевшего. Последний должен не возражать против производства дознания в сокращенной форме (п. 6 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ) по аналогии с особым порядком судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением, предусмотренным главой 40 УПК РФ.

Однако в данном случае законодатель идет гораздо дальше. Именно с волеизъявлением сторон он связывает возможность дальнейшего продолжения расследования и рассмотрения уголовного дела в упрощенной форме. Дело в том, что подозреваемому, обвиняемому потерпевшему и его представителю предоставлено право заявить ходатайство о прекращении дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора .

Иными словами, они вправе изменить свою позицию на противоположную, причем в любой момент производства по делу. А поскольку такое ходатайство подлежит удовлетворению со стороны лица, в производстве которого находится уголовное дело, то получается, что сторонам вовсе не обязательно свое ходатайство сколь-нибудь убедительно обосновывать перед дознавателем, прокурором или судом. Последствием удовлетворения такого ходатайства станет применение положений ч. 2 ст. 226.2 УПК РФ по аналогии.

То есть дознаватель, к которому поступит указанное ходатайство, должен будет вынести постановление о производстве дознания в общем порядке, прокурор — постановление о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке, а суд — постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.

Дознаватель на протяжении всего расследования просто вынужден быть озабоченным не только его качеством, сроками и результатами, но и стабильностью психологического состояния его участников. А при отсутствии соответствующих специальных психологических знаний этот процесс превращается либо в гадание на кофейной гуще, либо в заискивание перед участниками расследования ни то, ни другое нельзя считать приемлемым при осуществлении публичной, официальной деятельности представителя власти .

В качестве контраргумента нам могут указать на то, что возможность изменить свою позицию относительно формы производства по делу у участников имеется не только при сокращенном дознании. В ходе судебного разбирательства, проводимого в особом порядке, подсудимый может не подтвердить заявленное при окончании предварительного расследования ходатайство, и в таком случае судья должен перейти к рассмотрению уголовного дела в общем порядке. (ч. 6 ст. 316 УПК РФ). Ст. 317.7 УПК РФ распространяет это правило и на порядок проведения судебного заседания в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Согласно смыслу ч. 5 ст. 325 УПК РФ обвиняемый может на предварительном слушании отказаться от ранее заявленного ходатайства о рассмотрении его дела судом присяжных. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

В отношении сокращенного дознания законодатель пошел гораздо дальше. Решение потерпевшего или его представителя, а также обвиняемого (подсудимого) не просто предопределяет выбор процессуальной формы в будущем, но и способно повлечь за собой возвращение уголовного дела на более ранний этап судопроизводства. Это перечеркивает усилия не только дознавателя, систематизировавшего результаты предварительного расследования и составившего итоговый процессуальный документ, но и прокурора, ознакомившегося с уголовным делом и утвердившего обвинительное постановление, а также в отдельных случаях судьи, осуществившего все необходимые действия по подготовке уголовного дела к судебному разбирательству и приступившего к его рассмотрению.

В результате оказываются безвозвратно потерянными не только время, но и бюджетные средства, необходимые для повторного производства всего объема действий, связанных с окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд. И все это без выяснения объективно оправданных предпосылок, обусловивших принятие указанного решения участниками процесса .

Единственным и нерушимым критерием, отвечающим упрощенному производству, является то, что дознание в сокращенной форме должно проводиться по очевидным делам, при наличии ряда условий: уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, которое признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела, и согласно с ведением уголовного судопроизводства в сокращенной форме. При этом дела в отношении «уязвимой категории лиц»: несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц, обладающих иммунитетом и т д, не расследуются в упрощенном порядке.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон: . ИПС «Консультант Плюс».
  2. Василенко Л. А., Науменко О. А. Дознание в сокращенной форме и его эффективность в досудебном производстве // Общество и право. 2013. № 2 (44). — 361 с.
  3. Горкина Е. В., Похлебаев И. В. Институт сокращенного дознания — новая форма упрощенного производства в российском уголовном процессе // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4. — 357 с.
  4. Дикарев И. С. Дознание в сокращенной форме: замысел законодателя и практический результат // Дознание в сокращенной форме: вопросы законодательной регламентации и проблемы правоприменения. // Уголовное право. 2015. № 3. — 721 с.
  5. Зайцев О. Д., Абдуллаев Ф. К. Процессуальное положение дознавателя по УПК РФ // Законность. 2012. № 12. С. 16–18.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *