Социальная обстановка

Москва. 27 февраля. INTERFAX.RU — Центр политической конъюнктуры (ЦПК) констатирует в конце февраля рост уровня политической стабильности в России.

Как следует из материалов ЦПК, имеющихся в распоряжении «Интерфакса», в настоящее время индекс социально-политической стабильности, который регулярно составляют эксперты центра, достиг 100 пунктов.

«За неделю с 19 по 25 февраля значение индекса выросло на 2 пункта. В январе 2018 года индекс также находился на отметке в 100 пунктов, а в начале февраля опускался до 98 пунктов», — говорится в материалах центра.

Между тем, директор ЦПК Алексей Чеснаков заявил «Интерфаксу», что в настоящее время Индекс социально-политической стабильности «показывает позитивную динамику, поскольку ряд тенденций в экономической и социальной политике, очевидно, способствуют улучшению восприятия ситуации в стране».

При этом наиболее важным событием прошедшей недели, по его словам, стала определенность с датой Послания Президента РФ Федеральному Собранию.

«Для политического класса это очень серьезный сигнал, прямо показывающий готовность президента Путина сформулировать ключевые пункты программы власти на ближайшие годы. Это определенность не только и не столько с датой послания, сколько с общим позитивным настроем власти на стратегическую перспективу», — сказал Чеснаков.

Кроме того, на росте индекса отразилось повышение кредитных рейтингов России международными рейтинговыми агентствами, информация о росте ВВП и позитивные настроения в связи с победой российской хоккейной команды на Олимпиаде в Пхенчхане.

Расчет индекса социально-политической стабильности России

Индекс социально-политической стабильности России (Russian Social and Political Stability Index (RSPSI)) составляется ЦПК на основе собственных экспертных оценок политических рисков и определения среднесрочных тенденций. Индекс позволяет еженедельно оценивать динамику развития внутриполитической ситуации, оперативно оценивать внутренние и внешние риски для власти. Он предназначен для государственных служащих, политиков, экспертов, журналистов и всех тех, кто интересуется проблемами социально-политической обстановки в России.

В течение 2018 года специалисты ЦПК и привлеченные эксперты еженедельно планируют проводить мониторинг открытых источников по 25 параметрам по пяти направлениям: социальная напряженность, экономические показатели, политические риски, внешнеполитическая конъюнктура, информационная активность власти и оппозиции. На основе этого отбора выделяются две группы событий, оказавших наибольшее позитивное и негативное влияние. После чего в результате двухуровнего анализа (качественного и количественного) определяются ключевые события и проводится пересчет Индекса по итогам недели.

В ЦПК рассчитывают, что проводимые ими замеры индекса будут способствовать развитию методов оценки и прогнозирования политических рисков с использованием компьютерных технологий.

УДК 330.341 JEL: R5, R58, Z18

DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.2.148.154

ОСОБЕННОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНБАССКОЙ И ЛУГАНСКОЙ РЕСПУБЛИК: ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Юрий Викторович Горский 1, Станислав Геннадьевич Буянский 2, Станислав Иванович Буслаев 3

1-3 ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49

1 Старший преподаватель кафедры Анализа рисков и экономической безопасности E-mail: y.gorskiy@mail.ru

2 Кандидат юридических наук, доцент, зам. заведующего кафедрой анализа рисков и экономической безопасности E-mail: sgbuyanskiy@fa.ru

3 Кандидат военных наук, старший преподаватель кафедры анализа рисков и экономической безопасности E-mail: sgbuyanskiy@fa.ru

Поступила в редакцию: 28.04.2015

Одобрена: 13.05.2015

Аннотация

Предмет / тема. Представленная тема исследования особенно актуальна в настоящее время, так как сложившийся миропорядок вступил в эпоху турбулентности, которая оказывает негативное влияние на состояние экономической безопасности России, Украины и других стран. Современная ситуация в Украине, берущая свое начало, по сути, от одной не поставленной подписи (резкое решение принятое В. Януковичем перенести подписание СА с ЕС на Вильнюсском саммите)’ потянула за собой череду событий, которые вскрыли давно накопившиеся противоречия между Западом и Россией, а также противоречия в самой Украине. Эти противоречия затронули практически все основные сферы взаимодействий: политические, экономические, военные и социальные. На современном глобализационном этапе противоречия в первую очередь влияют на устойчивость национального развития, вовлекая в этот поток новые общественные, экономические, политические, научные и гражданские сферы и силы.

Предпосылками развития системного кризиса на Украине стала постепенно разрастающаяся политическая нестабильность в обществе, которая проявила себя в массовых беспорядках в центре Киева в ноябре 2013 — феврале 2014 гг. В конечном счете, в стране произошел антиконституционный переворот, который признали США и страны Западной Европы и из-за чего беспрепятственный доступ к власти получили оппозиционные силы, националистически настроенные к проведению государственной политики.

Политические программы партий такого толка не были пригодны для многонационального государства, как Украина, поскольку не удовлетворя-

ли запросам этнических меньшинств, в частности, представителей русской нации, которые преимущественно проживают в юго-восточных областях Украины, таких, как Луганская и Донецкая области, а также в Крыму. Одним из самых значимых факторов для недовольства населения стал языковой барьер. Новое правительство Украины взяло курс на всеобщую украинизацию. Однако, если с последним регионом ситуация разрешилась путем мирного выхода из состава государства, дальнейшее пребывание в составе которого для жителей республики было бесперспективным, и вполне закономерным воссоединением с Российской Федерацией, то на Востоке страны ситуация сложилась иначе: там начались

1 Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом — парафированное соглашение между Украиной и Евросоюзом. Для вступле-

ния в силу соглашение должно быть подписано всеми 28 странами-членами ЕС.

ж

РАЗВИТИЕ

масштабные акции протеста против новой власти, что и послужило поводом для объявления так называемой антитеррористической операции, поскольку участникам событий был присвоен статус «сепаратистов» и «террористов».

В данной ситуации хотелось бы дать определение терроризма. Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, организациями местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами насильственных действий.

Проведение операции заключалось в вводе ряда подразделений Вооруженных Сил Украины на территорию вышеуказанных регионов. Тем не менее, в первую очередь, пострадавшими и погибшими от действий военных оказывались мирные жители этих областей, возможно нежелающие ввязываться в эти политические процессы. Таким образом, антитеррористическая операция стала напоминать военный внутригосударственный геноцид, направленный против собственных граждан.

Однако кровопролитие, постепенно перерастающие в гуманитарный кризис, стало причиной тенденции к началу процесса постепенного отделения этих регионов от Украины, о чем дал понять проведенный там референдум, по итогам которого были провозглашены новые территориальные субъекты — Донецкая и Луганская Народные Республики. Власти Украины хорошо осознавали потенциал этих областей, который очень значим для всей страны, поскольку именно этот регион обладал наиболее мощной промышленной и сырьевой базой. Вклад в ВПП этих двух областей, в общей сложности, составляет 25%. Но в результате боевых действий, был нанесен серьезный ущерб многим промышленным объектам, в результате чего производство на ряде предприятий было частично или полностью прекращено, что послужило падению промышленности на 59,5% в Донецкой области и на 85% в Луганской области. А как сказал премьер-министр Украины Арсений Яценюк, инфраструктуре Донбасса нанесен ущерб в размере 8 миллиардов гривен, что уже говорит о ярко выраженной обеспокоенности украинских властей за развитие экономической ситуации в зоне боевых действий.

Вместе с тем следует отметить противоречивый характер причин, следствием которых являются социальные опасности. Их главная предпосылка -несовершенство человеческой природы, поэтому наличие развитой системы организации государственной власти и гражданского общества, адекватной правовой системы является важнейшим условием предупреждения социальных опасностей и надежной защиты от них.

Важнейшей причиной возникновения ЧС социального происхождения является действие факторов риска. В их основе лежит накопление и последующее высвобождение негативной социальной энергии (социально-экономических, политических, межнациональных, межконфессиональных и иных противоречий, их перерастание в кризисные ситуации, носящие чрезвычайный характер).

Графически чрезвычайные ситуации социального характера представлены на рис. 1. Можно выделить причины возникновения конфликтов на Украине:

• Геополитические конфликты — конфликты между основными геополитическими игроками (США, ЕС, Россия и Китай) в связи с переходом мирового устройства к многополярной и мультивалютной системе. Украина в силу своего географического положения и особенностям политической и экономической ситуации (бедность, тотальная коррупция и теневая экономика) оказалась в зоне геополитических интересов основных игроков (по сути — разменной монетой).

Все геополитические игроки используют Украину исключительно в своих целях, действия всех являются агрессивными, различие лишь в том, что агрессия США и ЕС содержит экономическую и военную составляющую, а агрессия Китая определяется новой технологией — захват территорий методом экономической экспансии. В этом суть геополитического конфликта на территории Украины.

• Внутренние глобальные конфликты — связаны с проблемами реформирования, с отсутствием реформ на протяжении 20 лет независимости. Базой реформ является децентрализация политической и экономической системы. Децентрализацию надо понимать, как геополитическое позиционирование Украины, административная и территориальная реформа, экономическая и социальная, финансовая, бюджетная и налоговая, пенсионная реформа, переход кластерной системе управления территорией и народовластию. Причина внутреннего конфликта содержится в отсутствии стратегии устойчивого развития страны и отсутствии комплексного проекта децентрализации. Более того, действующая олигархическая система не заинтересована ни в создании системы устойчивого развития страны, ни в комплексной децентрализации. Для реализации такого проекта нужна команда, способная этот проект выполнить. Власть и команда формируются путем выборов. Общество имеет очередной шанс — это сделать в 2014-2015 гг.

• Внутренние провокационные конфликты — это конфликты, которые искусственно создаются в стране провокаторами, действиями или бездействием власти. В создании конфликтов участвуют различные группы провокаторов, к числу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а ф

£ □

а о х

О

1 ■й

с

^

о

и X

□ 5

о

ф

а т

которых можно отнести: внешних агентов заинтересованных стран, радикальные и националистические группы, криминальные группы. Все перечисленные группы присутствовали в процессе революционных событий.

Все перечисленные конфликты действуют и сегодня. Для восстановления нормального состояния и развития страны необходимо признать их наличие, разработать антикризисную программу и выполнить ее.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2015, no. 2 (22), pp. 148-154

Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т.д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое состояние человека (алкоголь, наркотики, никотин, в отдельных случаях и лекарственные препараты), суициды (самоубийства) и пр., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.

В социальной сфере, как и в других сферах жизнедеятельности, опасная ситуация — это возможное или реальное явление, событие, процесс, способный нанести вред человеку, обществу, государству, человеческому сообществу и земле, как месту обитания человека, или даже уничтожить их, а также нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию. Однако, в отличии от опасной ситуации в других сферах, здесь объектом и субъектом угрозы является социум. Иначе говоря, социальные опасности — результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, без выявления и разрешения которых нельзя обеспечить никакую безопасность. Согласно данным многолетнего анализа, до 80% всех случаев возникновения подобных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит по причинам социального характера.

Ее можно описать как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности социума. В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение равновесия общественных отношений — экономических, политических, межэтнических, конфессиональных, что вызывает серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть различные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, — безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, национализм, местничество и др. Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм,

воровство, мошенничество, шарлатанство и т.д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое состояние человека (алкоголь, наркотики, никотин, в отдельных случаях и лекарственные препараты), суициды и т.д.

Касаемо Украины, социальной чрезвычайной ситуацией можно назвать политический кризис, спровоцированный в ноябре 2013 года решением украинского правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это решение привело к массовой акции протеста в центре Киева, а также в других городах Украины, получившей в социальных сетях и СМИ название «Евромайдан».

• Источник (субъект) опасности — человек и его сообщества, в данном случае источником является радикально настроенная часть населения.

• Объект опасности, которым может выступать только человек и его сообщество, все остальные объекты могут быть объектами опасности лишь в том случае, если они каким-либо образом включены в жизнь людей и играют в ней очень важную роль (природа, производство, материальные ресурсы и т.д.); объектом опасности являются целостностью государства.

• Средства, с помощью которых субъект воздействует на объект опасности. На Украине средством опасности является влияние на сознание людей, обещание. Относительно всех средств могут быть те или иные формы насилия (военное, политическое, экономическое, духовное и пр.)

По своей природе конфликт на Украине связан с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство, шарлатанство и т.д.); с физическим насилием (войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, терроризм, захват заложников и пр.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По масштабам событий конфликт на Украине можно назвать как национальным конфликтом, так и глобальным.

По организации: изначально конфликт начался с акции протест и закончился вооруженным восстанием, который привел к государственному перевороту действующей украинской власти, что впоследствии вызвало недовольство населения таких регионов Украины, как Донецка и Луганска, что в свою очередь привело страну в состояние гражданской войны. Исторический опыт человечества свидетельствует, что пренебрежение социальными опасностями, игнорирование их ведет к тому, что они становятся плохо управляемыми, перерастают в экстремальную стадию и превращаются в чрезвычайные ситуации социального характера, многократно превышающие по своим последствиям ЧС иного происхождения (природные, техноген-

ные, экологические, биологические и т.д.). Неумение власти выполнять свои социальные функции и неумение разрешать конфликт бывшим президентом на Украине Януковичем привело к плачевным последствиям, которые не могут разрешиться и по сей день, втягивая в себя силы и политику других стран, делая Украину марионеткой и плацдармом для боевых действий.

Говоря о классификации ЧС социального характера, необходимо подчеркнуть, что они, в отличие от чрезвычайных ситуаций иного происхождения, бывают поддаются прогнозу, так как связаны с действиями социума. Однако эти прогнозы не редко бывают субъективны, поскольку люди подвержены идейному влиянию, что порой мешает им объективно оценивать социальные явления и процессы. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что социальные ЧС определяются условиями жизни людей. Чем они хуже, тем выше уровень социального недовольства и тем сложнее его сдержать. При неблагоприятном развитии событий отдельные мелкие волны открытого недовольства соединяются, набирают разрушительную силу, охватывая все новые территории. Нестабильность жизни рождает недовольство ею и, как следствие, протест, который выливается в действия, разрушающие и без того уже нарушенную инфраструктуру жизнеобеспечения. Это, в свою очередь, рождает новый взрыв протеста и новые разрушительные действия. Тем самым процесс разрушения приобретает лавинообразный характер. Такую ситуацию мы сейчас можем наблюдать на Украине.

И наконец, в период ЧС социального характера нарушается нравственный баланс в обществе. Именно поэтому ЧС подобного рода более масштабны и трагичны, чем самые грандиозные стихийные бедствия. Причем вне зависимости от их последствий — будь то снижение уровня жизни населения или революция и гражданская война, жертвы и в том и в другом случае исчисляются сотнями тысяч. Только при открытой войне они явны и потому легче поддаются подсчету, а при дестабилизации общества — скрытые, так как включают в себя тысячи «случайных смертей» от насильственных преступлений, несчастных случаев, и других сопутствующих социальным ЧС факторов. Большое количество жертв пало в Донецкой, Луганской республиках только из-за разразившегося конфликта, который в свое время не смогли остановить. Противоборство силовиков и мирных граждан по сей день продолжается с разрушительными последствиями для населения. При возникновении социальных катаклизмов естественно встает вопрос о возможности выживания. Специалисты в этой сфере отвечают на него утвердительно, но с определенными оговорками. Индивидуальное вы-

живание, по их мнению, в условиях социальных катастроф возможно, но гораздо более эффективно коллективное выживание. Однако полностью гарантировать безопасность людей можно только остановив катастрофу в самом начале. Для этого необходимы совместные усилия всего народа, в данном случае народа не только Украины, но и других стран.

Чтобы уменьшить кризис Украины и оказать помощь русскоязычному населению, правительство РФ приняло решение направить в районы Донецкой и Луганской республик автомобильные колонны с гуманитарной помощью в виде продуктов и строительных материалов.

Что касается гуманитарных последствий для населения, то в первую очередь, здесь следует отметь данные ООН, приведенные на декабрь 2014 года, согласно которым убито более 4 000 человек, ранено более 9 000 человек. 379 000 человек предпочли временно переехать в другие регионы Украины, а 567 000 человек (то есть большинство) в другие государства, в частности, в Россию. Всего, в зоне военной операции, проживает порядка 5 000 000 человек — этот регион является одним из самых густонаселенных в стране. В качестве ряда негативных фактов, раскрывающих суть всей ситуации можно сказать про то, что в регионе катастрофически не хватает медикаментов, из строя полностью выведено 32 больницы, а еще 17 серьезно повреждены. На сегодняшний день очень значимо медицинское обслуживание, оно играет очень значимую роль, поскольку в условиях военных действий значительно возрастает количество раненных, которым требуется оказание медицинской помощи, но при ситуации, когда не хватает лекарств и оборудования, говорить о своевременной и качественной помощи невозможно.

Далее, следует отметить о разрушении более 2 000 объектов жилого фонда и социальной инфраструктуры, нарушении в движении транспорта, в частности авиационного: полностью уничтожены аэропорты Донецка и, Луганска. Железнодорожное сообщение частично функционирует причем «Украинские железные дороги не отменяли поезда в Донецкую и Луганскую области, в том числе, следующие на территорию России, что свидетельствует о том, что украинские государственные предприятия продолжают выполнять социальные обязательства перед населением Донбасса.

Украинская сторона заинтересована не только в полном контроле над этими территориями. но и в том, чтобы хозяйство этих областей полностью удовлетворяло интересам государства. Поэтому с их стороны часто можно слышать заявления о необходимости принятия определенных мер для

M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2015, no. 2 (22), pp. 148-154

разрешения гуманитарного кризиса. Так, например, руководитель Донецкой областной государственной администрации, Сергей Тарута заявил, что Европейский Союз готов выделить 800 000 долларов на послевоенное восстановление территорий восточных областей. Это может говорить о том, что Украина в силу тяжелого финансового положения бюджета, не в состоянии самостоятельно заниматься восстановлением, а вынуждена была обратиться за помощью к западным государствам. В июле 2014 года Верховная Рада Украины приняла закон, согласно которому из государственного бюджета будет выделено 2 000 000 гривен на ликвидацию последствий гуманитарной катастрофы. Парадоксальность этого закона сводится в том, что на проведение АТО было выделено 9 000 000 гривен. То есть, фактически на разрушение средств выделяется больше, чем на восстановление. Это говорит о том, что подобные законы носят сугубо популистичный характер, чтобы показать якобы заботу о жителях Донецкой и Луганской областей.

Однако, такие открытые противоречия говорят о том, что меры, принимаемые украинским правительством совершенно номинальные и не отвечают реальным запросам жителей пострадавших областей. В августе 2014 года была предпринята отправка автоколонны с гуманитарной помощью от имени Украины на Донбасс. Эта миссия проходила с гуманитарным конвоем красного Креста. В состав грузов входили в основном овощи. При этом, допустимо сравнение с теми объемами и перечнем грузов, которые отправляет Российская Федерация, на фоне которых, украинская помощь выглядит достаточно примитивно. А представители самопровозглашенных республик очень резко заметили, что такая помощь цинична и то, что они от фашистского правительства таких «подачек, принципиально принимать не собираются.

Стоит отметить то, что в начале 2015 года началась экономическая блокада как Донецкой, так и Луганской областей, которая заключается в отказе от выплаты заработных плат, пенсий, социальных пособий и пр. Многие эксперты расценили такой шаг не иначе как окончательное озлобление жителей Донбасса и приход к точке невозврата, кода вернуть регион под свой контроль станет уже практически невозможно.

Несмотря на то, что Правительство РФ оказывает гуманитарную помощь пострадавшему мирному населению Донецкой и Луганской Республик, со стороны США, Евросоюза, Австралии, Новой Зеландии и Канады, Германии, Франции, был введен пакет санкций против России, который затронул российские компоненты нефтегазовой отрасли,

российский банки, некоторые компании оборонной промышленности (Уралвагонзавод, Оборон прием, Объединенная авиастроительная компания).

Таким образом, в заключение хочется сказать, что Правительство Украины не предпринимает действий для улучшения ситуации в нестабильных регионах, а лишь усугубляет ее своими «антимерами».

Список литературы

1. Баринов А.М. Виктимологический аспект чрезвычайных ситуаций. М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2014. 259 с.

3. Данилин М.В., Клочков В.В. Анализ экономической безопасности страны с сырьевой экономикой с учетом военной угрозы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 35. С. 38-50.

6. Логинов А.В. Вопросы социальной политики на современном этапе / Логинов А.В., Извергина Н.И. М.: Юрайт, 2011. 413 с.

8. Морозова Е.А. Механизмы социальной защиты населения региона / Е.А. Морозова, А.Ю. Добрынина / / Экономика региона. 2012. № 1 (29).

10. Robert A. Pape. Why economic sanctions still do not work / / International Security. 1997. Vol. 22 (Is. 2). рр. 90-136

11. Hufbauer G., Schott J., Elliott K Economic Sanctions Reconsidered. Washington D.C.: Peterson Institute, 2007. рр. 57.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

Yurii V. Gorskii, Stanislav G. Buyanskii, Stanislav I. Buslaev

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *