Социальная сеть зло

Соцсети – благо или зло?

P 01.11.2017 U Владимир Платов

В последние десятилетия интернет и социальные сети становятся новой коммуникационно-ценностной средой, которая сильнейшим образом влияет на государство, его институты, а также на самих людей.

На смену газетам, журналам, телевидению, ранее служившим основными информационными потоками, сегодня все активнее приходят интернет и соцсети, являющиеся более свободной средой, где больше каналов информации, где люди общаются напрямую, формируя общение, связи, мировоззрение.

О влиянии соцсетей на политическую жизнь государств может свидетельствовать и тот факт, что в последнее время именно соцсети становятся основным двигателем революционных проявлений, как, в частности, это случилось во время «Жасминовой революции» в Тунисе в 2011 г. и в ряде других стран.

На днях американский президент Дональд Трамп заявил, что он вряд ли добился бы успеха на выборах без социальных сетей и что Twitter позволяет ему доносить до общественности свою точку зрения в случаях, когда кто-то неверно трактует его слова. Еще одним преимуществом соцсети Трамп назвал возможность бороться с фейковыми новостями.

Сегодня соцсети знают о вас больше, чем друзья и родные. Facebook, Twitter, Amazon и множество других крупных IT-компаний по крупицам собирают о вас информацию и так называемые «цифровые отпечатки”. Их аналитика довольно точная и с небольшой погрешностью может раскрыть многие ваши тайны, вплоть до того, сколько денег вы зарабатываете, чем интересуетесь, ваши политические взгляды, католик вы или мусульманин, замужем или разведены, гей или нет. Все это может быть использовано против вас.

Не секрет, что последние несколько лет в Великобритании ведётся широкомасштабное наблюдение за населением. Именно поэтому британская служба безопасности и разведки Центра правительственной связи (GCHQ) оказалась под огнем критики из-за возможного нарушения законов о конфиденциальности, а также угрозы того, что слишком большой объём данных поставил под угрозу способность организации анализировать их должным образом. Правозащитная группа Privacy International утверждает, что у нее есть документы, которые показывают, что GCHQ в течение многих лет и даже десятилетий собирает информацию в социальных сетях о миллионах граждан, делится базами данных с зарубежными разведывательными и правоохранительными службами.

Однако главным «контролером» социальных сетей являются, безусловно, американские спецслужбы. Только ЦРУ ежедневно следит за миллионами пользователей социальных сетей. Команда из не одной сотни сотрудников этой разведслужбы, известных внутри этого агентства как «карающие библиотекари» («vengeful librarians»), постоянно анализируют информацию из социальных сетей на многих языках, чтобы составить видение в реальном времени мнения общественности в различных регионах мира и учитывать эти сведения при разработке новых секретных операций ЦРУ по всему миру.

Неограниченное по времени хранение всех телефонных разговоров и интернет-переписки иностранных граждан для нужд американской разведки осуществляется в крупнейшем в мире дата-центре в городе Блаффдейл в штате Юта, располагающемся на площади в 100 000 м2 и на «нужды» которого затрачено 2 миллиарда долларов.

Помимо ЦРУ значительную работу по контролю социальных сетей проводит также МО США, в частности через программу «Social Media in Strategic Communication» Управления перспективных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона, занимающегося разработкой специальных программных инструментов и средств мониторинга сетей интернета и оказания влияния на поведение пользователей. В частности, DARPA на регулярной основе проводит исследования с целью выявления «организаторов пропагандистских компаний», оказывает воздействие на «операции» возможных потенциальных противников в социальных сетях. Технический аспект программ DARPA предполагает разработку автоматических или полуавтоматических программных инструментов и средств с целью систематического получения и анализа информации из социальных сетей. С их помощью можно выявлять, классифицировать, отслеживать формирование и распространение идей и концепций, целенаправленных и вводящих в заблуждение дезинформационных сообщений, устанавливать организаторов пропагандистских компаний, идентифицировать участников и их намерения, разрабатывать и реализовывать контрмеры по противодействию операциям влияния противников. Разрабатываемые DARPA программы предусматривают также автоматическое генерирование контента в социальных сетях с использованием так называемых фальшивых счетов («sock puppet» или «bots») для сокрытия подлинных установочных данных конкретных лиц, пропагандирующих «особые точки зрения» и путем создаваемых ими фальшивых пропагандистских сайтов, оттягивающих на себя пользователей социальных сетей, придерживающихся оппозиционных настроений.

Именно при непосредственном участии DARPA в последние месяцы в США, а затем и по всему миру, раскручена русофобская кампания по «российской угрозе» и якобы «влиянию России на выборы» в США и других западных странах, преследующая главную цель – уменьшить растущий мировой авторитет Москвы и ее успешное участие в решении международных конфликтов.

Но не только национальные спецслужбы тщательно следят через соцсети за всеми нами. Американское Бюро кредитных историй Equifax блестяще научилось собирать все персональные данные о кредитовании, причем без разрешения самих граждан, и продавать их тем компаниям, которые хотят ссудить нам деньги. Поэтому хакеры получили возможность украсть номера социальных страховок и прочую персональную информацию o 146 миллионах американцев, то есть, почти о половине населения США.

И вряд ли это случай только с одной Equifax.

Из разоблачений WikiLeaks стало известно, что не только соцсети, но и наши смартфоны, телевизоры шпионят за нами для американцев, а для въезда на территорию США теперь необходимо сообщать свои аккаунты в социальных сетях.

Поэтому вряд ли может вызвать удивление выступление основателя французской поисковой системы INNOO Люка Рюбьелло (Luc Rubiello) против повсеместного присутствия международных интернет-корпораций во Франции, являющихся, по его мнению, инструментами «мягкой силы» США и угрозой для независимости других стран.

Кто-то может сказать, что им нечего скрывать, что для них куда важнее доступ к персональным данным близких, и что их не волнует, что у иностранцев окажется доступ к ним. Но они забывают, что восстановить личную жизнь после посягательства на ее тайну бывает очень трудно. Не стоит забывать и о том, что у будущего работодателя может быть совершенно иная точка зрения на этот счет и по вопросу стоит ли принимать на работу сотрудника после детального ознакомления с его личной жизнью и деятельностью в социальной сети.

Один из отцов интернета Луи Пузен (Louis Pouzin) дал очень точную характеристику текущей ситуации: «США уже держат под контролем все рычаги интернета и предлагают свои услуги по всему миру. Речь идет о прекрасно известной еще с XVIII века колониальной системе: ресурсы оккупированной стране перепродаются ей же самой после переработки».

По словам преподавателя политической философии из Гарварда Майкла Сэндела (Michael Sandel), «100 лет тому назад мы нашли возможность обуздать никому не подотчетную власть и силу промышленной революции. Сегодня нам необходимо решить, как обуздать никому не подотчетную власть цифровой революции».

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Практически каждый современный бренд старается увеличить свое присутствие в социальных сетях и использовать их как еще один инструмент для продвижения. Но у каждой инновации есть свои риски — взять хотя бы тот факт, что все публикуемое компанией, по сути, становится явным всему миру. Но это все вполне очевидно. А вот есть ли от присутствия в соцетях реальная польза для организаций — уже не так очевидно. Вот что думает о пользе и вреде соцсетей редактор Mashable Лэнс Уланофф:

Риски

Непослушные работники

Ваш сотрудник случайно (или не очень случайно) может опубликовать что-нибудь ужасное. Это случалось, и не раз. Например, 2014 год для United Airlines отметился тем, что их ответственный за Twitter-аккаунт опубликовал ну очень неприличную картинку, которая провисела час и сделала из компании интернет-сенсацию в нехорошем смысле.

Иногда сотрудники намеренно вредят в соцсетях. Когда HMV (компания, продающая DVD, музыку и так далее) решила провести сокращение, расстроенные сотрудники написали целую тираду в официальном Twitter.

Взломы

Аккаунты в соцсетях взламывают каждый день — и от этого мало кто застрахован. Хакеры добирались до Бритни Спирс, Барака Обамы, Дмитрия Медведева и многих СМИ — от РИА Новостей до Fox News.

Too much

Облажаться можно и без привлечения хакеров и разъяренных сотрудников. В погоне за интернет-славой многие компании переходили границы. Например, одна американская сеть пиццерий отыгралась на популярных тегах #WhyIStayed и #WhyILeft, которые были в топе трендов Twitter. С их помощью люди делились своими зачастую очень печальными историями, связанными с домашним насилием, на что пиццерия опубликовала это:

Возможности

Вы контролируете информацию

Бренды могут отслеживать в соцсетях практически любые упоминания своего имени и продуктов. На них можно даже отвечать — пусть это и не всегда самое приятное общение, но клиенты любят отзывчивый клиентский сервис.

Кроме того, среди всех этих мнений можно наткнуться на что-то полезное и применить это на благо своего продукта или услуги.

По теме: «Самые запоминающиеся рекламные вины и фейлы — 2014»

Вы распространяете информацию

Конечно, относительно небольшая часть населения нашей планеты присутствует в социальных сетях (на Twitter активно сидят где-то 285 млн человек, а на Facebook 1 млрд 300 млн), но это все равно один из лучших способов оперативно доставлять информацию о компании вашим потенциальным клиентам.

Еще один плюс — на Twitter и Facebook сидят журналисты, которые могут увидеть ваш твит в ленте и радостно сообщить в своем издании о том, что вы выпустили новую модель своего дрона, обновили приложение или добавили новые функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *