Социальное регулирование понятие виды

Социальное регулирование –неперсонофицированное воздействие на людей с помощью нормативно-регулятивных средств в целях достижения их социально полезного поведения.Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования: индивидуальное регулирование и нормативное регулирование.

Индивидуальное регулирование – упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам. Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, нормативное и индивидуально регулирование сочетаются и так компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере нарастания сложности общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

12)Социальные нормы: понятие и виды.

Социальная норма – это правило поведения людей общего характера, содержащее меру свободного (дозволенного), обязательного или запрещенного поведения, направленное на организацию общественных отношений, обеспеченное в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом.

Признаки социальных норм:

1. Сознательный и волевой характер (их появление – результат сознательной деятельности человека, они проходят через сознание людей и обращены к их свободной воле).

2. Являются регуляторами общественных отношений, т.е. регулируют отношения между людьми, что отличает их от естественно- природных норм.

3. Регулируют типичное, массовое, распространенное поведение.

4. Носят общий характер, т.е. распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия и не исчерпываются одноразовым применением, действуют многократно, как угодно долго во времени.

5. Имеют определенную форму выражения: содержатся в сознании людей (моральные нормы, обычаи, традиции, мифы) либо имеют писаную форму (т.е. закреплены в письменных источниках – правовые нормы).

6. Действие их обеспечивается (поддерживается, контролируется) соответствующими социальными институтами, социальными группами. Например, обычаи обеспечиваются родовой общиной, моральные нормы – обществом в целом, религиозные нормы – религиозными общинами, церковью, правовые нормы обеспечиваются государством.

7. Содержание их обусловлено социально-культурным и экономическим уровнем развития общества.

Основные функции социальных норм:

1. Регулятивная – воздействуют на поведение людей и приводят его в соответствие с моделями, заложенными в правилах (нормах). Тем самым регламентируют взаимодействия людей, поддерживают стабильность функционирования общества.

2. Охранительная – предупреждают, охраняют общество от нарушений моделей, образцов поведения, закрепленных в нормах, путем указания на возможное наказание, устрашение.

3. Транслирующая – передают определенный социальный опыт.

4. Воспитательная – воздействуют на сознание людей, формируют у них систему социальных предпочтений, ценностей.

Основные виды социальных норм:

1. С точки зрения содержания и сфер действия различают следующие виды социальных норм: экономические, политические, юридические, эстетические, этические, религиозные, моральные, языковые, мифы, обряды, ритуалы и другие.

2. По регулятивным особенностям различают: обычаи, мораль, право, корпоративные нормы.

Обычаи- это правило поведения людей, сложившееся исторически, вошедшее в привычку, обеспеченное силой общественного мнения.

Мораль-это свод правил нравственности.

Право- это система общеобязательных норм, признанных и охраняемых государством.

Были также мононормы-правило поведения людей, соответствующее нерасчленённому общественному сознанию(нет деления на область морали, на область права).

Кашанина: мононормы – чушь, но если были то это нормы единые для всех.

Мальцев говорит что мннонормы есть и сегодня: неубей, не укради(и нормы морали и права, религии одновременно).

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Совета ККОООР

Протокол № 18 от 22.06.2018 г.

Председатель правления ККОООР

В.В.Уманцев

Положение

О мерах общественного воздействия, применяемых к членам Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов

  1. Общие положения

  1. Основными задачами настоящего положения является укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание членов общества в духе точного и неуклонного соблюдения природоохранного законодательства, а так же установления единого порядка применения правлением и дисциплинарной товарищеской комиссией общества охотников и рыболовов мер общественного воздействия к членам общества, попустившим нарушение законодательства по охране природы, Устава ККОООР и другие проступки.

  2. За нарушения законодательства в области охраны природы, за проступки несовместимые с пребыванием в Организации, нарушения правил охоты и рыболовства; постановлений правления, совета райгорорганизации, ККОООР; положений Организации об охоте; неподчинения указаниям работников специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, работников УВД, штатных работников Организации, районных, городских организаций и охотничье-рыболовных хозяйств, егерей по предъявлению документов, удостоверяющих право на охоту и рыбную ловлю при осуществлении охоты и рыбной ловли; систематического или однократного грубого нарушения членом Организации норм и требований настоящего Устава или Устава районной, городской организации охотников и рыболовов; когда действие или бездействие члена Организации подрывает авторитет или деловую репутацию Организации и ее структурных подразделений, а также наносит материальный или моральный ущерб Организации, ее структурным подразделениям и их руководящим органам, препятствует выполнению Уставных целей и задач Организации. правления и ДТК в праве применять к членам общества меры общественного воздействия, соответствующие меры, предусмотренные настоящим Положением за похожие нарушения.

  3. Правления и ДТК обществ разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение нарушений природоохранного законодательства, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание членов обществ в духе высокой сознательности и дисциплины, строгого соблюдения законов, требований Устава ККОООР.

  4. Члены общества, совершившие нарушения не могут быть подвергнуты мерам общественного воздействия иначе, как на основаниях и в порядке, установленном Уставом ККОООР, настоящим Положением и положением о ДТК.

  5. Члены общества, совершившие нарушения, привлекаются к ответственности по месту их учета в обществе охотников и рыболовов. Нарушения, совершенные членами совета, правления, ревизионной комиссии, ДТК, штатными работниками обществ и охотничье-рыболовных хозяйств, а также государственных природоохранных органов рассматриваются на заседании ДТК вышестоящего общества.

  1. Основные положения

  1. Правление ДТК квалифицирует нарушение, как совершенное умышленно, если лицо его совершившее сознавало противоправный характер своего действия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Если член общества, совершивший нарушение, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия, либо бездействия, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение, либо не предвидел возможности таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть, то нарушение квалифицируется совершенным по неосторожности.

  2. Меры общественного воздействия применяются в целях воспитания члена общества, совершившего нарушение, в духе неуклонного соблюдения природоохранного законодательства, Устава ККОООР, и дисциплины, уважения к другим охотникам и рыболовам, добросовестного выполнения обязанностей члена общества, а так же предупреждения совершения новых нарушений, как самим нарушителем, так и другими членами общества.

  3. При малозначительности совершенного нарушения правление или ДТК может освободить члена общества от ответственности.

  4. За нарушение правил охоты, Устава ККОООР, совершение других проступков членами общества, к ним могут быть применены следующие меры общественного воздействия:

— замечание,

— выговор,

— строгий выговор

— исключение из членов общества охотников и рыболовов.

  1. Применение к члену общества меры общественного воздействия в виде замечания или выговора влечет за собой принятие мер определяемых правлением райгорорганизации, ККОООР.

  2. Наложение меры общественного воздействия в виде строгого выговора влечет за собой лишение почетных званий, права приобретения путевок в Организации (ККОООР) на последующий сезон охоты.

  3. Решения ДТК о применении мер общественного воздействия утверждаются правлением райгорорганизации, ККОООР.

  4. При наложении меры общественного воздействия учитывается характер совершенного нарушения, личность нарушителя, степень его вины, обстоятельства смягчающие или отягчающие его ответственность.

  5. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершенное нарушение (проступок) признаются:

— чистосердечное признание и раскаяние нарушителя;

— добровольное возмещение нарушителем ущерба или устранение им причиненного вреда;

— положительная характеристика нарушителя, предоставленная организацией по месту учета;

— активное участие нарушителя в деятельности организации охотников и рыболовов.

10. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение, признаются:

— продолжение противоправного или недисциплинированного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц или других членов общества прекратить его;

— повторное, в течение года, совершение нарушения, за которое член общества уже подвергался мере общественного воздействия, либо иным установленным законом мерам воздействия, о которых ранее не было известно;

— совершение нарушения членом общества, являющимся штатным работником государственных органов или общества охотников и рыболовов;

— совершение нарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— вовлечение в совершение нарушения других членов общества, либо несовершеннолетних;

— совершение нарушения в состоянии алкогольного опьянения.

11. Правление или ДТК, рассматривающие дело о вынесении меры общественного воздействия могут признать смягчающими или отягчающими и другие обстоятельств, не указанные в настоящем Положении.

12. Все меры общественного воздействия, кроме случаев исключения из общества, действуют в течение одного года со дня вынесения соответствующего решения правлением или ДТК общества.

13. При совершении членом общества нескольких нарушений меры общественного воздействия применяются по совокупности совершенных проступков.

14. За нарушение, не подлежащее видам ответственности, предусмотренных действующим законодательством, мера общественного воздействия может быть применена к члену общества не позднее, чем через 3 месяца со дня совершения нарушения, а при длящимся нарушении – 3 месяца со дня его обнаружения.

15. Член общества, в отношении которого применена мера общественного воздействия — замечание, выговор или строгий выговор, считается не подвергавшимся таковой, если он не совершил нового нарушения в течение года после исполнения меры общественного воздействия.

16. Вопрос о приеме в общество исключенного может быть рассмотрен по его заявлению на общих основаниях, но не ранее чем через 3 года после исключения, а в случае совершения нарушителем уголовно-наказуемого деяния, через 3 года со дня погашения судимости.

III.Примерный перечень нарушений, за которые к членам общества применяются меры общественного воздействия

  1. Примерный перечень нарушений, за которые к членам общества применяются меры общественного воздействия в виде замечания:

1.1.общие нарушения Устава ККОООР, и другие проступки:

— небрежное отношение к инвентарю и имуществу, принадлежащему обществу охотников и рыболовов, не приведшее к его порче либо ущербу;

— несвоевременное снятие или несвоевременная постановка на учет в обществе охотников и рыболов;

1.2. нарушение правил производства коллективной охоты:

— нахождение в загоне с заряженным ружьем, без особого на то разрешения;

— стрельба по зверю, идущему на соседний номер, либо по животному, упавшего после выстрела другого охотника;

1.3. нарушение правил охоты и порядка любительского рыболовства:

— не сдача путевки на рыбную ловлю по месту ее приобретения в установленный срок и другие незначительные нарушения.

2. Нарушения, за которые к членам общества применяется мера общественного воздействия в виде выговора:

2.1. общие нарушения Устава ККОООР и другие проступки:

— нарушение внутреннего распорядка в охотничье-рыболовном хозяйстве, не повлекшее за собой других видов ответственности;

— неподчинение указаниям на охоте или рыбной ловле, если это не привело к привлечению к другим видам ответственности, срыву охоты, нарушению техники безопасности или другим последствиям;

— нарушение правил пожарной безопасности в охотничьих угодьях, базах и т.д. не повлекшее за собой материального ущерба;

— охота с незарегистрированной охотничьей собакой;

— нарушение правил других видов пользования животным миром, если они повлекли за собой привлечение к административной ответственности;

— нарушение правил племенного собаководства, если они не привели к серьезным последствиям в племенном деле, либо к грубым нарушениям морально-этических норм;

2.2. нарушение правил коллективной охоты:

— отсутствие документа с росписями участников охоты, проведения с ними инструктажа по технике безопасности;

— невыполнение распоряжений егеря, контролирующего лица или старшего бригады, не повлекшее за собой привлечения к другим видам ответственности;

— самовольный уход с номера раньше сигнала отбоя;

— передача разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки во впемя охоты другому лицу;

2.3. нарушение правил и порядка любительского рыболовства:

— лов рыбы без путевки в рыбном хозяйстве;

— нарушение правил любительского рыболовства, за исключением грубых правил, за которые нарушитель не привлекался к административной ответственности.

3. Нарушения, за которые членам общества применяется мера общественного воздействия в виде строгого выговора:

3.1. Общие нарушения Устава ККОООР и другие проступки:

— нарушение правил техники безопасности на охоте или рыбной ловле, не повлекшее других видов ответственности;

— натаска, притравка или нагонка собак в отведенных для этой цели местах, но без надлежащего на то разрешения;

— неумышленное убийство охотничьей собаки;

— укрывательство пойманной охотничьей собаки, несообщение о ее поимке в общество охотников и рыболовов;

— нарушение правил других видов пользования животным миром, правил охраны среды обитания диких животных, если эти действия повлекли за собой применение меры административного воздействия совместно с гражданско-правовой ответственностью;

— нарушение правил племенного собаководства, если оно привело к серьезным последствиям в племенном деле и грубым нарушениям морально-этических норм;

— неэтичное поведение по отношению к другим членам общества на охоте, рыбной ловле, или на охотничье-рыболовной базе.

3.2. Нарушение правил коллективной охоты:

— передача или перепродажа разрешений на добычу охотничьих ресурсов, путевок другим лицам;

— уклонение от добора зараненного на охоте животного и несообщение о ранении животного администрации хозяйства, или органу осуществляющему надзор за соблюдением правил охоты;

— стрельба вдоль стрелковой линии и за границей своего сектора, не повлекшая несчастного случая;

— стрельба при нахождении в загоне без соответствующего на то разрешения;

— охота без контролирующего лица;

3.3. Нарушение правил и порядка любительского и спортивного рыболовства:

— использование моторных плав. средств на водоемах или участках водоемов обществ в запрещенный период;

— превышение норм вылова рыбы;

— ловля рыбы на запрещенных участках;

— выезд на водоем на незарегистрированных плав. средствах;

— выезд на лед водоема на автотранспорте;

— загрязнение водоемов и берегов, мытье транспортных средств у водоемов.

4. Нарушения, за которые к членам общества применяются меры общественного воздействия в виде исключения из общества охотников и рыболовов:

— совершение преступления или правонарушения в области охраны и использовании животного мира, в том числе нарушения правил охоты и рыболовства, или другого уголовно-наказуемого правонарушения, по которому имеется приговор суда или постановление о привлечении к административной ответственности, а также нарушения, из-за которых последовало изъятие охотничьего оружия или других орудий незаконной добычи административными органами, судами и органами МВД;

— нарушения постановлений правления, совета райгорорганизации, ККОООР; положений Организации об охоте; неподчинения указаниям работников специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, работников УВД, штатных работников Организации, районных, городских организаций и охотничье-рыболовных хозяйств, егерей по предъявлению документов, удостоверяющих право на охоту и рыбную ловлю при осуществлении охоты и рыбной ловли; систематического или однократного грубого нарушения членом Организации норм и требований настоящего Устава или Устава районной, городской организации охотников и рыболовов; когда действие или бездействие члена Организации подрывает авторитет или деловую репутацию Организации и ее структурных подразделений, а также наносит материальный или моральный ущерб Организации, ее структурным подразделениям и их руководящим органам, препятствует выполнению Уставных целей и задач Организации;

— оскорбление членов правления, совета при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Председатель Совета ККОООР А.А. Майструк

Ответственный секретарь И.А. Франская

Теория и история государства и права

УДК 340.12

В.С. Бялт*, С.Н. Трипутин**

Система социального регулирования: теоретико-правовой аспект

В статье проводится теоретико-правовой анализ системы социального регулирования. Рассматривая существующие научные подходы к пониманию и классификации социальных норм. Исследуя каждый из видов социальных регуляторов, авторы формулируют и обосновывают собственные выводы по анализируемой проблеме.

Ключевые слова: социальное регулирование, социальная норма, право, мораль, обычаи, традиции, религия, корпоративные нормы.

V.S. Bjalt*, S.N. Triputin**. The system of social regulation: theoretical and legal aspect. In the

Keywords: social regulation, social norms, law, morality, customs, traditions, religion, corporate standards.

Исследование вопросов, связанных с упорядочением общественных отношений с целью придания им желаемого направления развития, имеет существенное теоретическое и практическое значение. Анализ системы социального регулирования выступает одним из необходимых условий развития теоретико-правовой науки в аспекте соотношения правовых норм с другими видами социальных норм, а также, несомненно, способствует систематизации научных знаний в области правоведения. Современная юридическая наука рассмотрению системы социального регулирования уделяет серьезное внимание . Это позволяет утверждать, что данная проблема изучена достаточно глубоко.

Социальные нормы являются неотъемлемым элементом жизнедеятельности человека, определяют перспективы развития современной культуры, а также обусловливают пути гармонизации отношений человека с обществом, государством и самим собой. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин говорит о целесообразности совершенствования системы социального регулирования. В частности, он обращает особое внимание на необходимость корректировки некоторых правовых норм . Исходя из этого, мы можем констатировать, что вопросы, касающиеся анализа и теоретико-правовой характеристики системы социального регулирования, являются весьма актуальными. Значение термина «норма» определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» . В философии под нормой понимается «предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки» . В научной литературе встречаются различные определения понятия социальной нормы, а также разнообразные классификации социальных норм.

Н.С. Нижник понимает социальные нормы как общие правила социального взаимодействия людей, связанные с их волей и сознанием, которые обусловлены историческим развитием общества. С её точки зрения, социальные нормы следует классифицировать следующим образом. По регулятивной специфике норм выделяются моральные нормы; нормы обычаев, традиций, привычек; религиозные нормы; политические нормы; семейные нормы; эстетические нормы; правила этикета, обрядов, ритуалов; правовые нормы. По сфере действия следует различать экономические, политические, религиозные,

экологические нормы и социальные нормы, действующие в других сферах общественной жизни . Р.А. Ромашов определяет социальные нормы как выработанные обществом правила поведения, которые закрепляют и регулируют поведение людей, их объединений и тем самым, закрепляют типичные социальные связи и отношения . По его мнению, наиболее значимым критерием классификации социальных норм является их социальная направленность. На основе данного критерия социальные нормы можно подразделить на нормы права, нормы морали, нормы религии, традиции, обычаи, корпоративные нормы, правила этикета . О.В. Мартышин трактует социальную норму как правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе. Он различает следующие основные виды социальных норм: 1) нормы обычаев, традиций, ритуалов; 2) нормы религии; 3) нормы морали; 4) корпоративные нормы; 5) нормы права. Также О.В. Мартышин говорит о наличии политических, экономических, эстетических, языковых и других норм . А.Ф. Черданцев указывает, что система социального регулирования включает в себя: обычаи, нормы морали, корпоративные нормы, религиозные нормы и нормы права . С точки зрения М.Н. Марченко, под термином «социальные нормы» понимаются такие нормы или правила поведения, которые регулируют отношения между индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом . Н.И. Матузов считает, что социальные нормы — это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Он включает в систему социальных норм на основании социальной направленности, сферы действия и способа формирования такие нормы, как: нормы права, нормы морали, нормы религии, обычаи, традиции, деловые обыкновения, политические и эстетические нормы, нормы этикета и приличий . С.А. Комаров определяет социальные нормы как правила поведения людей в обществе, носящие общий характер, создающиеся в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловленные экономическим базисом общества. На его взгляд, социальные нормы, исходя из способов установления и обеспечения, подразделяются на правовые, моральные, корпоративные нормы и обычаи, а в зависимости от содержания сферы регулируемых отношений могут быть разделены на политические, этические и эстетические нормы . В.К. Бабаев полагает, что социальная норма — это сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между людьми правило общежития, которое отражает интересы и потребности людей, а также упорядочивает их поведение в обществе. По его мнению, к социальным нормам, кроме правовых норм, относятся: обычаи, традиции, корпоративные нормы, политические нормы, нормы морали, религиозные нормы .

Несмотря на некоторые расхождения в определении понятия социальной нормы среди учёных-правоведов, безусловно, можно утверждать, что существуют определенные атрибутивные признаки социальных норм, к которым можно отнести следующие:

— регулируют отношения между людьми;

— являются результатом исторического развития общества;

— определяют границы возможного или должного поведения;

— действуют непрерывно во времени;

— обладают многократностью действия;

— носят неперсонифицированный характер;

— поддерживаются определенными мерами обеспечения;

— соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества .

Исходя из вышеприведенных признаков, можно сформулировать следующее определение. Социальная

норма — это определенный стандарт общезначимого поведения участников общественных отношений, возникающий в процессе исторического развития и функционирования общества, определяющий границы возможного или должного поведения и поддерживаемый определенными мерами обеспечения.

Что касается классификации социальных норм, то, на наш взгляд, среди социальных норм можно выделить следующие основные их виды: моральные нормы, обычаи, традиции, религиозные нормы, корпоративные нормы, правовые нормы.

Рассмотрим подробнее каждый из видов социальных норм.

Основными социальными регуляторами, распространяющимися на все общество, являются право и мораль. Для того чтобы раскрыть их сущность, необходимо определиться с терминологией — что есть «право» и что есть «мораль», выявить соотношение данных понятий, а также исследовать взаимное влияние друг на друга указанных социальных регуляторов. Традиционно право понимается как система общезначимых, формально определенных правил поведения, принимаемых от имени государства, распространяющих своё регулятивное охранительное воздействие на всех членов общества, обеспечиваемых системой государственных гарантий и санкций .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мораль — это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми социальные субъекты руководствуются в своих действиях , т.е. мораль — это определённые правила поведения в обществе с позиции добра и зла.

Таким образом, мы можем отметить, что одним из существенных критериев отличия права от морали выступает сфера действия: мораль регулирует практически все общественные отношения, т.к. почти каждому действию (бездействию) можно дать нравственную оценку, право же регулирует наиболее важные общественные отношения, и только те, которые в состоянии упорядочить.

Мораль оказывает серьезное влияние на содержание и функционирование права, поскольку субъекты правотворчества имеют свои собственные суждения и представления о зле и добре .

Теория и история государства и права

Право, в свою очередь, также влияет на мораль, закрепляя прямые предписания соблюдать нормы нравственности. Согласно нормам гражданского права, «если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда» . В соответствии с нормами семейного права, «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» . В уголовном законодательстве содержится целая глава, посвященная преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности .

Влияние морали на право проявляется также и в правоприменительной деятельности. Например, в уголовном законодательстве содержится норма, согласно которой «при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного…» . При привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности также учитываются общепринятые нормы морали: «Военнослужащему, к которому применено дисциплинарное взыскание — снижение в воинском звании на одну ступень — при объявлении взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещаются срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личное достоинство военнослужащего» . «Объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных — запрещается» .

Резюмируя вышеизложенное, необходимо указать следующее:

— право условно мы можем понимать как систему правил поведения в обществе с позиции закона, а мораль — как систему правил поведения с позиции добра, обусловленную «золотым правилом нравственности» — поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой;

— в свете правил формальной логики понятие «мораль» представляется более широким по отношению к понятию «право»;

— право и мораль тесно взаимосвязаны друг с другом, оказывают непосредственное влияние друг на друга, право в морали находит нравственную основу, а мораль в праве — официальную поддержку.

Отдельно остановимся на рассмотрении таких социальных регуляторов, как обычаи, традиции, религиозные и корпоративные нормы.

Анализируя обычаи и традиции, следует указать, что без их всестороннего исследования сложно сформировать комплексное представление о системе социального регулирования .

Обычаи часто трактуются как правила поведения, довольно распространённые и устойчивые среди определённого круга лиц, которые соблюдаются добровольно в силу длительного и многократного повторения . В юриспруденции обычаи разделяются на внеправовые и правовые. Последние обладают юридической силой вследствие того, что они отражаются в праве и охраняются правом. В качестве примеров правовых норм, в которых упоминается понятие «обычай», можно привести следующие. «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая» . «Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» . «Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту» . Конституция Российской Федерации, не употребляя слово «обычай», тем не менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат» .

Традиции представляют собой элемент социального и культурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Иначе говоря, традиции — это определённым образом исторически сложившиеся духовные ценности, которых люди придерживаются в своей общественной и личной деятельности . С нашей точки зрения традиции, не противопоставляющие себя правовым нормам, и оказывающие определённое эмоционально-воспитательное воздействие на людей в аспекте их мотивации на общественно значимое и полезное поведение, безусловно, должны поддерживаться обществом.

Влияние норм религии на общественные отношения с позиции их упорядочения в современном обществе бесспорно . Религиозные нормы, являясь немаловажным социальным регулятором, оказывают влияние на поведение не только отдельных людей, но могут определять и линию действия отдельных значительных общественных групп . Р.А. Ромашов утверждает, что «защита субъективных прав членов общества осуществляется не одним государством; в этом сложном многоаспектном процессе принимают участие также общественные организации, особое место среди которых принадлежит церкви» . Ю.В. Ячменёв, характеризуя религиозные нормы, отмечает что «религия в отличие от правосознания снабжает уверенностью не только в оправданности и справедливости конкретного поступка в ситуации конфликта и неопределённости, но она поддерживает сомневающегося и колеблющегося надеждой получить одобрение в мире ином. Религия является областью дозволений и запретов, которые одновременно санкционируют поведение в качестве морально-доброго (благочестивого) и законного (законопослушного), хотя в конкретном случае оно может расходиться с требованиями закона» .

Корпоративные нормы следует понимать как принимаемые в определённых организациях правила, устанавливающие порядок взаимодействия между членами этих организаций . Корпоративные нормы регулируют в основном вопросы, касающиеся внутреннего организационно-правового характера функционирования организации.

Следует отметить, что в свете взаимосвязи корпоративных и правовых норм некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами .

Таким образом, можно утверждать, что помимо права в обществе существуют и оказывают определенное корректирующее воздействие на сознание и поведение людей и другие социальные регуляторы, наличие которых детерминировано нравственными, историческими, культурными, духовными и организационными особенностями формирования и развития общественных отношений. Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:

1) система социального регулирования выступает важнейшим элементом жизнедеятельности человека, а также служит необходимым условием взаимодействия личности, общества и государства;

2) в научной литературе нет единого чётко установленного понятия социальной нормы; различные учёные-правоведы приводят и обосновывают свои классификации социальных норм;

3) доминирующую роль в системе социального регулирования, несомненно, занимают правовые нормы, поскольку именно посредством права регулируются наиболее важные общественные отношения;

4) для всестороннего уяснения сущности системы социального регулирования, бесспорно, необходимо учитывать специфику каждого вида социального регулятора, обусловленную историческими, национальными, политическими и экономическими особенностями возникновения, существования и преобразования соответствующих социальных норм.

Список литературы

— 25 декабря; СЗ РФ. — 2009. — № 1. — Ст. 1, 2; 2014. — № 6. — Ст. 548; № 30. — Ч. 1. — Ст. 4202.

3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30 декабря

2015 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16; СЗ РФ. — 2016. — № 1 (ч. I). — Ст. 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— № 27 (ч. II). — Ст. 4238

9. О политических партиях : Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 9 марта

2016 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 29. — Ст. 2950; СЗ РФ. — 2016. — № 11. — Ст. 1493

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. // Российская газета. — 2015. — 4 дек.

12. Алиев, Я. Л., Сагайдак, А. Ю. Традиции и традиционализм как факторы формирования правосознания сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.

— 2015. — № 4 (68).

13. Андрбшина, О. Е. Социальное регулирование организационного поведения : дис. … канд. социолог. наук. — Орел, 2003.

— Ростов-н/Д., 1999.

16. Грузов, Ю. В. Взаимодействие права и морали в социальном регулировании : дис. … канд. философ. наук. — Иваново, 2005.

17. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник / 6-е изд., дополн. — СПб.: Издательство Юридического института, 2001.

18. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник / 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014.

Теория и история государства и права

19. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права : учебник / 4-е изд., испр. и доп.

— М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.

20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой; 20-е изд. — М.: Русский язык, 1988.

21. Посашкова, А. Л. Взаимодействие религиозных и правовых норм в правообразовании : дис. … канд. юрид. наук. — Владимир, 2010.

— СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

24. Сидоренко, Н. И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности : дис. … докт. филос. наук. — М., 1997.

25. Солкина, П. А. Социальные нормы и их реализация в жизни общества : дис. … канд. филос. наук. — Красноярск, 2012.

26. Станисловайтис, Р. И. Обычаи и традиции в механизме социального действия права : автореф. дис. … докт. юрид. наук. — Вильнюс, 1989.

28. Теория государства и права : учебник / под ред. Р.А. Ромашова. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Теория государства и права : учебник для вузов / под общ. ред. О.В. Мартышина. — М.: Норма, 2007.

30. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева; 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014.

31. Теория государства и права : учебное наглядное пособие / под ред. Н.С. Нижник. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.

32. Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М, 2003.

33. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. — М.: Юрайт, 1999.

34. Швец, Д. С. Социальная норма и девиации: теоретический анализ : дис. … канд. социол. наук. — М., 2006.

УДК 342.5

И. Е. Ильичёв*, С. А. Лазарева**

Нигилизм: понятие и классификация

Новая парадигма противодействия экстремизму определяет нигилизм в качестве первопричины формирования психологии экстремизма и терроризма . Всестороннее исследование нигилизма как многогранного социального явления современности позволит разработать технологии противодействия социально опасным формам нигилизма в контексте единой методологии противодействия экстремизму и терроризму. В статье исследуется эволюция понятийных представлений о нигилизме с момента его возникновения как социального явления до наших дней.

Ключевые слова: нигилизм, понятие, история, философия, культура.

Keywords: nihilism, the concept, history, philosophy, psychology, culture.

Общество, государство, отдельные социальные слои разрабатыва­ют правила, которые предписывают, как следует поступать в том или ином случае, чтобы достичь поставленной цели и в то же вре­мя не нарушить прав и интересов других людей.

С помощью этих правил осуществляется регулирование отношений между людьми, т.е. социальное регулирование.

Виды социального регулирования:

1. Нормативное — это упорядочение поведения людей при по­мощи общих правил (норм), которые распространяются на все случаи данного рода и на всех субъектов. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — это определенный стан­дарт, образец позитивного поведения.

2. Индивидуальное — это упорядочение поведения людей при помощи разовых решений, относящихся только к строго опреде­ленному случаю или к конкретным лицам.

Важнейшим способом согласования противоречивых интересов людей и их объединений является нормативное регулирование. Оно осуществляется с помощью социальных норм.

Социальные нормы — правила поведения, регулирующие отноше­ния между людьми.

Признаки социальных норм:

— являются правилами (образцами) поведения;

— имеют общий характер. Это означает, что они: рассчитаны не на одного или нескольких человек, а на многих, по­именно не указанных (неперсонифицированность); регу­лируют не отдельный случай или конкретное обществен­ное отношение, а типичные ситуации или вид обществен­ных отношений; рассчитаны на многократное повторение;

— подкрепляются силой или авторитетом соответствующей социальной общности — общества, класса, социальной группы, церкви, государства;

— имеют неблагоприятные последствия (например, в перво­бытном обществе — изгнание из рода) для нарушителя со­циальной нормы.

Помимо социальных норм существуют еще технические. Технические нормы — это правила наиболее рационального об­

ращения людей с природой, с орудиями труда.

В качестве примера технических норм можно назвать правила агрономии, агрохимии, выполнения строительных работ, государственные стандарты и т.д.

Особенности технических норм’.

— регламентируют не отношения между людьми, а отноше­ния человека к объектам природы и техники;

— их содержание определяется законами природы и техники;

— в качестве мер их обеспечения выступают негативные по­следствия нарушения естественных законов, технических правил. Так, нарушение правил ухода за сельскохозяйст­венными культурами приведет, в лучшем случае, к умень­шению урожайности.

Следует отметить, что у социальных и технических норм име­ется общее — человеческая деятельность. Главным объектом регу­лирования всех социальных норм является поведение (деятельность) людей. На тот же объект направлены и технические нормы. И в этом аспекте можно говорить о социальном значении технических норм, которое возрастает с развитием научно-технического про­гресса. Но по уровню социальной значимости технические нормы могут существенно различаться. Наиболее значимые технические нормы наделяются правовыми санкциями и называются технико­юридическими (или социально-техническими) нормами.

Социально-технические нормы — это технические нормы, закре­пленные в законодательстве. Они закрепляются в юридических ак­тах и обретают значение государственного стандарта, за нарушение которого может накладываться соответствующая санкция. Так, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта могут по­следовать административные, а в некоторых случаях и уголовные санкции. Уголовное законодательство предусматривает ответствен­ность за нарушение правил строительных работ и т.п.

Классификация социальных норм проводится по разным осно­ваниям.

Виды социальных норм по содержанию:

— политические — это правила поведения, регулирующие от­ношения между нациями, классами, социальными группа­ми, направленные на завоевание, удержание и использова­ние государственной власти. К ним относятся нормы пра­ва, программы политических партий и т.д.;

— нормы культуры, или этические нормы. Это правила пове­дения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т.д.);

— эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;

— организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и об­щественных организаций. Например, уставы обществен­ных организаций.

Наиболее распространенное основание классификации — по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются:

— на нормы права (правовые нормы);

— нормы морали (нравственности);

— религиозные нормы;

— корпоративные нормы;

— нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обык­новения).

Рассмотрим их подробнее.

Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы — система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины, наиболее важные общественные отношения.

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

К нормативному относится регулирование посредством норм, т. е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества — в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.

Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов — ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *