Социальный педагог в реабилитационном центре для несовершеннолетних

действий, ветераны военной службы, ветера- сделать вывод о значимости пенсионных

ны государственной службы, ветераны тру- выплат как меры социальной поддержки седа). Данное разнообразие позволяет нам мей в современной России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беляев В. П. Право социального обеспечения / В. П. Беляев, А. Н. Мануковская,

О. Е. Фарберова. — М. : РДЛ, 2008. — 240 с.

2. Ершов В. А. Право социального обеспечения / В. А. Ершов. — М. : Гросс-Медиа : РОСБУХ, 2009. — 312 с.

3. Лушников А. М. Теория права социального обеспечения : прошлое и настоящее /

А. М. Лушников, М. В. Лушникова, Т. Ю. Барышникова. — Ярославль : Изд-во Ярослав, ун-та, 2008. — 288 с.

4. Право социального обеспечения / отв. ред. К. Н. Гусов. — М. : Проспект (ТК Велби), 2008. — 640 с.

5. Удалова А. В. Право социального обеспечения / А. В. Удалова. — М. : Омега-Л, 2008. —

196 с.

Поступила 28.11.11.

{

і

|

К

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫИ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ Е. Н. Коломасова, Д. Р. Мусалеева

Л

*

В данной статье рассматривается деятельность социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних как один из способов защиты безнадзорных детей и детей-сирот. Основные направления работы данного типа учреждений представлены на примере ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних » Радуга» «.

Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них кризисные явления в семье — нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми, резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития .

В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадапти-

рованных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.

Социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социально-защитных детских учреждений. Они позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг,

© Е. Н. Коломасова, Д. Р. Мусалеева, 2012 |

) которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социально-защитных учреждениях . Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних — специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По состоянию на 2011. г. в России насчитываются 187 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, в которых находятся 28 167 воспитанников. На территории Республики Мор-I довия расположены четыре социально-реа-I билитационных центра, в которых находятся 179 детей .

Подробнее рассмотрим один из них. ГУ СО «Социально-реабилитационный центр | для несовершеннолетних ,,Радуга»» был открыт 2 октября 1995 г. Данный центр является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Республики Мордовия оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате отклонений психосоциального развития и неблагоприятных условий существования. В учреждение круглосуточно принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно или по инициативе родителей (законных представителей).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центр рассчитан на 50 мест. На сегодняшний день в учреждении проживают 55 человек: 29 девочек, 26 мальчиков. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.

Основная цель социально-реабилитационного центра — обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью выраженности дезадаптации, а также профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. В функции учреждения входят: обеспечение временного проживания

несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, принятие участия в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи, оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, разработка и реализация программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из трудной жизненной ситуации, и др. В структуру данного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних входят следующие отделения: при-емно-диагностическое, отделение социально-правовой помощи, отделение социальной реабилитации, семейно-воспитательная группа.

С воспитанниками данного учреждения работает целый ряд квалифицированных специалистов. В штат сотрудников входят социальный педагог, психолог, логопед, социальный работник, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, медицинский работник и др.

Приоритетным направлением центра является создание условий для индивидуального подхода к каждому ребенку. Большое внимание уделяется социальной адаптации вновь поступивших детей, а также самореализации и самоактуализации, досуговой деятельности воспитанников.

Несовершеннолетним, поступившим в социально-реабилитационный центр, предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в центре. Адаптация воспитанника достигается, если работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней среда обитания, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку и веру в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также незнакомое ранее отно-

ВЕСТНИК Мордовского университета ( 2012 ( № 1

шение заботы. Главное внимание состоит в том, чтобы в стенах центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них со-циально-значимые потребности. Адаптация проходит более успешно, если несовершеннолетний с первых шагов своего пребывания в реабилитационном центре поставлен в позицию соучастника, созидателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя. Важно дать детям возможность создавать свой дом. Каждый ребенок по своему вкусу создает » дизайн » у своей кровати, навешивая плакаты, рисунки и т. д. На первых порах взрослые не спорят с ним, даже если вкусы подростка оставляют желать лучшего. Главное состоит в том, чтобы ребенок пережил чувство своего собственного дома. Когда у ребенка упрочится доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять их к лучшему.

В жизни социально-реабилитационного центра необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для ребенка важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Ее создает все — и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, и возможность найти любимое местопребыва-ние в учреждении. В процессе социализации и социальной адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, так как социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Важным направлением в работе с ребенком в данном центре является социальная реабилитация. Сущность социальной реабилитации несовершеннолетних в стационарных условиях заключается в восстановлении утраченных ими социальных связей, социального статуса, а также в устранении или возможно полной компенсации ограничений жизнедеятельности. Реабилитационные мероприятия побуждают подростков к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения личности ребенка к труду, досуговой деятельности .

Помимо социальной адаптации и реабилитации в центре используются различные виды терапий в работе с детьми, такие как арттерапия, песочная терапия, игровая терапия, иппотерапия и др. Так, например, иппотерапия — новая технология социальной работы, применяемая в данном учреждении. Иппотерапия — одна из форм лечебной физической культуры, которая использует весьма необычный «спортивный снаряд» — живую лошадь. Любые заболевания и отклонения в состоянии здоровья человека влекут за собой уменьшение доли мышечных усилий, увеличивая при этом опасность возникновения многих заболеваний, напрямую связанных с малоподвижным образом жизни — гиподинамией. Иппотерапия оказывает комплексное воздействие на организм человека, улучшает физическое состояние, нормализует деятельность нервной системы.

Также центр сотрудничает и с рядом других учреждений и организаций Мордовии. Например, в целях активизации работы по профилактике детбкого дорожно-транспортного травматизма и обеспечения безопасности детей, а также в рамках проекта «Крепкая семья» Мордовское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» совместно с Октябрьским местным отделением ВО О «Молодая гвардия Единой России» Республики Мордовия, Госавтоинспекцией МВД по Республике Мордовия и региональным отделением Межрегионального патриотического общественного движения «Наследники Победы» 29 сентября 2010 г. в Государственном учреждении социального обслуживания » Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»» провели широкомасштабную акцию под названием «Я — пешеход!».

Таким образом, социально-реабилитационный центр выступает одним из субъектов социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, принимая участие в выявлении и устранении причин И условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказывая социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства. А так- j же центр содействует возвращению несовершеннолетних в семьи.

1. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития : понять, чтобы помочь /

А. О. Дробинская. — М. : Шк. пресса, 2005. — 96 с.

2. Поддубная Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб. пособие для

студентов высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Академия, 2008. — 320 с.

3. Савинов А. Н. Организация работы социальной защиты : учеб. пособие для студентов

учреждений сред. проф. образования / А. Н. Савинов, Т. Ф. Зарембо. — 2-е изд., стереотип. —

М. : Академия, 2004. — 192 с.

4. Холостова Е. И. Социальная реабилитация : учеб. пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. — М Дашков и К0, 2002. — 340 с.

Поступила 28.11,11.

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА К. Н. Коршунова

Статья посвящена анализу процесса конструирования региональной модели социальной защиты детства для совершенствования системы социальной защиты детства на уровне Российской Федерации.

Социальная трансформация российского общества, либерализация и регионализация социальной политики обусловливают актуальность социального конструирования региональных моделей социальной защиты детства. Конструкционистский подход к разработке региональных моделей социальной защиты детства представляется наиболее продуктивным в современных российских условиях, поскольку его применение делает возможным выявление наиболее важных социальных проблем региона и конструирование адекватных рациональных подходов к их решению.

В условиях перехода к рыночной экономике система социальной защиты детства приобретает значение важнейшего инстру-I мента государственной социальной политики, коренным образом влияющего на решение социальных проблем детей в субъектах Российской Федерации. Поэтому необходимо принципиальное реформирование системы помощи детям и защиты их прав. На сегодняшний день у нас отсутствуют действенные механизмы защиты прав детей. Причем речь идет не только о защите прав в утилитарном, преимущественно социально-юридическом аспекте. Прежде всего,

имеется в виду защита права ребенка на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне. То есть в принципиальном плане под социальной защитой детства мы понимаем не только предоставление мер социальной поддержки, назначение и выплату детских пособий, а создание ему условий для позитивной социализации; в которых он сможет в полной мере самореализоваться.

Научное осмысление понятия социальной защиты детства позволяет обозначить достаточно серьезную проблему. В отличие от конкретного практического наполнения теоретические конструкции этого понятия весьма неконкретны и зачастую противоречивы.

Весьма примечательно, что только половина ведомств в субъектах РФ (министерства, департаменты, комитеты), ответственных за организацию социальной защиты детства, используют этот бренд «Социальная защита» в своих названиях. И речь идет не только и не столько о названиях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

План работы воспитателя ОГКУСО СРЦН «Радуга» Телковой В.Ю. Смена в сутки (будни) 7.40.- приём смены. Цель: уточнить состав, самочувствие, состояние здоровья детй. 7.45 – уход в школу – беседа: позитивный настрой на учебу, на предстоящий день. 8.00.-13.10. — работа с детьми в школе – наблюдение, контроль за посещением уроков, организация второго завтрака, беседа с детьми, которые свободны от уроков по теме: учёба (интерес к учебе, учебные интересы, связанные с ориентацией на будущую профессию); поведение (дисциплинирован, отсутствие конфликтов с учителями, с учениками, агрессивность); общение в школе (имеет друзей, пользуется популярностью, отсутствуют недоброжелатели, отзывчивость, открытость, является ли опорой педагога); личностные особенности ( тревожность, уверенность, самооценка, скромность); общение в семье ( атмосфера в семье, взаимопонимание, доверие, контроль за поведением, самостоятельность) 13.10.-13.30. Возвращение со школы с детьми в центр. 13.30.-14.00.- Обед. Цель: организация приема пищи. Обратить внимание на правила приема пищи, этикет. 14.00.-16.00 – посещение мероприятий в городе: выставка, посвящённая 40-летию переименованию города в НКЦ, прогулка; цель: расширять кругозор, прививать правила культурного поведения в общественных местах и методы конструктивного общения. – групповая и индивидуальная работа с воспитанниками: — выполнение домашнего задания с детьми; — подготовка детей к праздникам, мероприятиям (разучивание песен, стихов, сценок); — подготовка и участие в городских конкурсах рисунка; — подготовка и сборы детей к отправке в другие учреждения (ДБВЛ, ОГБОУ ОЦДК «Развитие», ОГБОУ «Центр патологии речи» и др.) — занятия со специалистами индивидуальные и групповые по допплану: психолог, дефектолог, педагог- организатор, инструктор по труду, специалист по компьютерной грамотности, репетиции Индивидуальная работа: цель: выявить настроение, психологическое состояние, проблемы — беседы на нравственно-этические темы: __________________________________ (поведение, общественная активность- инициативность, авторитет, уважение товарищей, выполнение общественных поручений, культура поведения в социуме) ______________ разрешение проблемных ситуаций (по факту проявления)__________________, профилактика: конфликтность, агрессивность, высокая двигательная активность, трудновоспитуемость________________________________________________________ 16.00. – полдник. Цель: организация приема пищи. 16.10.- репетиции 17.00 — реабилитационное занятие.- Цель: реализация задач нравственно-этического воспитания, привития детям коммуникативных навыков и знаний об обществе. «Мои возможности и способности» Настрой «Я рад с тобой общаться» Вводная часть Игра «Я похожий на других, я не похожий на других» (Дети берут мяч или клубок, высказывают мнение о себе и передают другому.) Педагог подводит итог, подчеркивая идею о наличии разных возможностей 2. Основная часть Игра «Я умею» (дети должны назвать умение, которое они могут делать лучше других) (спросить у ребят, давно ли они этому научились и трудно ли им было учиться). «Хочу научиться» (объяснить детям, что способности сами по себе не приходят, для развития умений в любом деле необходима тренировка и желание) — Чему бы вы хотели научиться? (ответы записываются на доске и обсуждаются возможности овладения этими навыками) Игра «А вам слабо?» (повторить за ведущими несколько движений) 3. Заключительная часть. Итог занятия: для того чтобы чему-то научиться, нужны желание и тренировка. 4. Ритуал прощания 18.00. – Индивидуальная работа с детьми. Цель: проверка домашнего задания, подготовка к школе 18.00 – 18.15. — Ужин; Цель: организация приема пищи. Обратить внимание на правила приема пищи, этикет. 18.20-19.00. — реабилитационно — воспитательное занятие. Цель: реализация задач нравственно-этического воспитания, привития детям коммуникативных навыков и знаний об обществе. «Культурный человек». Воспитатель: «Здравствуйте, я рада вас видеть!» (просит каждого ребенка поздороваться). Все ли правильно в ваших ответах? Можно ли здороваться сидя, если взрослый стоит? Можно ли сесть всем вместе или сначала должен сесть взрослый? А если вы уже сидите, а взрослый вошел? (Надо встать). (просит детей проиграть) А если мальчики сидят, а вошла девочка?(ситуация проигрывается) А если вы идете, а навстречу вам взрослые – как надо поступить? Остановиться? Приостановиться? Здороваться на ходу? А если вы идете по улице, вдали знакомый, нужно ли кричать, догонять? Кому можно сказать «привет» вместо «здравствуйте», а кому нельзя? Почему о человеке, который сказал «здорово» говорят, что он плохо воспитан? Протягивать ли руку? Кому? Снимать ли головной убор? Когда? Всем ли? А сейчас я вас покажу, как приветствуют друг друга японцы. Они считаются очень воспитанными людьми

  1. Здравствуйте – малый поклон – наклон головы.

  2. Здравствуйте – средний поклон – уважительный.

  3. Здравствуйте – глубокий поклон – с большим почтением.

очень уважаемым по возрасту, по мудрости, по работе. — Вам кажется, это смешно. Можно ли смеяться над чужими правилами, обычаями, традициями? В поклоне, в коротких словах привета заключено важное содержание: «Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Я тебе желаю здоровья, мира, счастья». — Давайте наше русское приветствие скажем по-разному. Ровесникам – привет и улыбка. Малознакомым – сдержанно, приветливо. Родным – нежно, ласково. Упражнение:

  1. Разошлись по группе – входит взрослый

  2. Сидят мальчики – входит девочка, женщина

  3. Дети идут навстречу друг другу

Заключительная часть Посидим в тишине, закройте глаза и подумайте, какие правила вы узнали сегодня, которых не знали раньше. Ритуал прощания. Дети сидят в кругу и говорят — Что бы вы могли пожелать всем людям, родным и не родным, если бы в руках была волшебная палочка? Спасибо вам, мои добрые волшебники!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *