Современные вызовы

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Губарьков С.В. 1 1 ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Владивостокский филиал В статье рассмотрены основные требования, предъявляемые к системе образования РФ в условиях формирования инновационной экономики. Для данного типа экономики потребуются специалисты нового типа, которые будут решать задачи творческого характера во взаимодействии с системами искусственного интеллекта. Представлены ключевые тренды развития мирового сообщества, включающие 6?базовых трендов (цифровизация, автоматизация, глобализация, экологизация, демографические изменения и сетевое общество) и 1?общий тренд (ускорение), влияющий на все остальные. Выделены основные вызовы, присущие системе российского образования с учетом мировых тенденций. Основным вызовом является тот факт, что современная модель «индустриального» образования принципиально несостоятельна: она формирует «навыки прошлого», а не «навыки будущего», и готовит учащихся к реальности, которой уже не будет! Основные вызовы, присущие системе российского образования, сгруппированы в 2?блока: вызовы – социальные раздражители и системные вызовы. Обозначены перспективы развития системы образования России. Выявлено, что новое качество высшего образования будет проявляться в следующем: изменится природа образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования в сторону увеличения модульности, самостоятельности и более активного вовлечения студентов в реальные проекты; повысятся требования к уровню освоения иностранного языка; будет усовершенствована система дистанционного высшего образования. 543 KB инновационная экономика цифровизация автоматизация глобализация экологизация сетевое общество система образования 1. Барбер М., Доннелли К., Ризви С.. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. – 2013. – № 3. – С. 152–229. 2. Доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире». . – Режим доступа: https://futuref.org/futureskills_ru. 3. Клячко Т.Л. Основные тенденции развития российской системы образования // Ректор вуза. – 2013. – № 4. – С. 14–21. 4. Овчинников М.Н. Изменения в системе российского высшего профессионального образования в свете глобальных социальных и управленческих трендов // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 6. – С. 19–26. 5. Овчинников М.Н. О трендах, унификации и разнообразии в высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 3. – С. 77–84. 6. Тайхлер У. Многообразие и диверсификация высшего образования: тенденции, вызовы и варианты политики // Вопросы образования. – 2015. – № 1. – С. 14–38.

Введение

В настоящее время многие эксперты прогнозируют, что очень скоро человечество столкнется с радикальным изменением экономического и общественного уклада. Этому способствуют современные достижения научно-технической революции и появление новых прорывных технологий. В долгосрочной перспективе новый технологический переход может привести к революционному прорыву в эффективности и производительности труда и росту экономики, но в краткосрочной он может стать причиной существенного дисбаланса в мировой экономике, углубляя неравенство и провоцируя риск глобальной структурной безработицы.

Многие из задач, выполняемых сейчас работниками в различных секторах экономики, будут автоматизированы или исчезнут в связи с изменением способа организации общества. Для новой экономики потребуются специалисты нового типа. Перед ними будут стоять задачи, которые потребуют творческого подхода и готовности к сотрудничеству с другими людьми и с системами искусственного интеллекта. Будет меняться сам подход к работе. Вместо привычной сейчас линейной карьеры в одной профессии человек будет заниматься реализацией своего призвания, меняя конкретную деятельность .

Цель исследования: выявить основные вызовы, присущие системе российского высшего образования, и обозначить перспективы развития данной системы.

Материал и методы исследования

В качестве основных методов исследования в работе использованы метод сравнительного анализа, системный и ситуационный подходы. Теоретическая основа работы включает труды российских и зарубежных ученых, направленные на исследование ключевых трендов развития мирового сообщества и основных вызовов, присущих системе российского образования (Барбер М., Доннелли К., Ризви С., 2013; Клячко Т.Л., 2013; Овчинников М.Н., 2015; Тайхлер У., 2015 и др.). Эмпирической основой статьи являются результаты авторского исследования, проведенного с использованием статистического анализа данных по системе российского высшего образования.

Результаты исследования
и их обсуждение

Для того, чтобы понять какие изменения будут происходить в системе образования, необходимо определить какие навыки будут востребованы в XXI веке. Эти навыки будущего формируются под влиянием основных трендов, оказывающих существенное влияние на все отрасли экономики, в т. ч. образование .

Ключевые тренды развития мирового сообщества включают 6 базовых трендов (цифровизация, автоматизация, глобализация, экологизация, демографические изменения и сетевое общество) и 1 общий тренд (ускорение), влияющий на все остальные .

Первый тренд – Цифровизация, т. е. перевод всех видов информации в цифровую форму, проникает абсолютно во все сферы деятельности. Она меняет подход к управлению предприятиями, городами и даже собственной жизнью. Появление сперва компьютеров, а затем технологий их объединения в сети стало одним из важнейших технологических прорывов человечества. Масштабы цифровизации весьма значительны и это ведет к тому, что Интернет становится «сетью всего»!

Повсеместная промышленная и бытовая компьютеризация привела нас в эпоху больших данных. Это, в свою очередь, открывает новые возможности для развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), подразумевающих способность вычислительных устройств самостоятельно решать сложные задачи. Благодаря постоянному росту производительности компьютеров и развитию технологий машинного обучения огромные потоки оцифрованных данных стали материалом для обучения искусственных нейронных сетей. Динамика скорости оцифровывания данных представлена на рисунке . С 2010 по 2020 годы ожидается пятидесятикратное увеличение объема оцифрованных данных!

Следующий шаг цифровизации – развитие био- и нейроинтерфейсов. Простейшие биоинтерфейсы – умные часы, электронные спортивные браслеты – уже стали обычным явлением повседневной жизни. Они позволяют оперативно анализировать и передавать информацию о собственном состоянии. Продолжением этого технологического пакета станут вживляемые датчики, передающие данные о состоянии организма на личный смартфон или лечащему врачу. Группа «НейроНет» Национальной технологической инициативы в РФ с 2014 года работает в направлении кардинального увеличения производительности умственного труда за счет интеграции мозга человека и вычислительных машин. Есть вероятность, что Нейронет как концепция связности станет следующим этапом развития нынешнего Интернета, в котором взаимодействие агентов (человек – человек, человек – машина) будет осуществляться на базе нейроинтерфейсов.

Динамика скорости оцифровывания данных в мире

Второй тренд – Автоматизация. Сегодня мы наблюдаем ускорение тренда, связанного с распространением автоматизированных технологий управления и производством материальных и цифровых продуктов. Речь идет не только о распространении роботов для выполнения различных физических задач, но и о значимой автоматизации рутинного когнитивного труда с помощью распространения систем слабого искусственного интеллекта. Автоматизация коснется не только физического труда, но и всего рутинного умственного труда – в первую очередь сфер, где человек пока еще выступает в роли посредника между различными системами. Например, обучив компьютерную систему достаточно эффективно вести бухгалтерию предприятия, нам уже не потребуется обучать этому новые программы (в отличие от новых сотрудников).

В модели экономики 2035 г. производственно-логистические системы практически не нуждаются в человеке! Ключевой вызов автоматизации и автономизации – высокая скорость изменений (менее одного поколения).

Третий тренд – Глобализация. Глобализация уже давно стала нашей реальностью. Производственные цепочки многих товаров уже давно преодолели национальные барьеры. Всё сложнее сказать, где именно произведен тот или иной продукт, ведь разные его части могли быть произведены в разных концах планеты. Само производство знаний также становится распределенным и глобальным: в таком проекте, как Большой адронный коллайдер, одновременно задействованы сотни ученых из десятков стран.

В настоящее время экономическая роль США и ЕС сокращается, а центр мировой активности постепенно смещается в Азию. В целом данный тренд оказывает очень сильное влияние на систему образования в мире и в России, в частности, поскольку смена баланса сил в экономическом и технологическом развитии оказывает существенное влияние на рынок труда.

Четвертый тренд – Экологизация. Запрос на «озеленение» заметен как «снизу» (повышение популярности здорового образа жизни, внимательного потребления), так и «сверху» (внедрение различных экологических государственных и отраслевых политик и стандартов). До определенного момента экология воспринималась в первую очередь как ограничение, накладываемое на экономическую активность ради поддержания чистоты окружающей среды. «Зеленые» навыки были нужны только тем, кто работал в сфере сохранения природы или контроля за выбросом отходов.

Сейчас мы наблюдаем постепенный переход к более целостному пониманию земной экосистемы и роли, которую играет человечество и создаваемые им технологии, в эволюции биосферы. Происходит интеграция экологического мышления практически во все сферы жизнедеятельности.

Главный вызов «экологизации» – наша неготовность к массовому переходу на новый стиль эко-цивилизации. И в этом направлении, безусловно, ведется работа в разных странах мира.

Пятый тренд – Демографические изменения. Скорость демографических изменений, с которыми человечество столкнулось за последнее столетие, не имеет прецедентов в истории.

Продолжительность жизни, которая и так уже достигла впечатляющих цифр, продолжает увеличиваться во многих странах мира. Согласно прогнозам ООН, средняя продолжительность жизни в мире в 2050 году увеличится до 76 лет. Однако, согласно исследованиям американского геронтолога Роберта Батлера, современное общество не готово принять в свои ряды активных людей старшего возраста, оно находится во власти сложившегося стереотипа о немощных стариках. При этом рост доли стареющего населения на фоне снижения доли молодых провоцирует ряд экономических проблем в развитых странах, так как финансировать пенсии для растущей доли пожилых становится все сложнее .

Изменяются роль женщин и модели детства. Результатами влияния демографических изменений на рабочие места является:

1. Формирование спроса на новые услуги (в том числе на обучение новым навыкам) людьми, продолжающими активную жизнь в возрасте 60+.

2. Рост спроса на специалистов, понимающих специфику старшего и младшего поколений во всех областях экономики.

3. Окончательное разрушение границ между жизненными периодами «подготовка-работа-пенсия» за счёт демографических изменений, которые приведут также к всеобщему признанию необходимости учиться и переучиваться в течение всей жизни.

Шестой тренд – Сетевое общество. Этот термин был предложен в 90-е годы европейскими социологами Яном ван Дейком и Мануэлем Кастельсом. Они предсказали, что распространение сетевых технологий коммуникации кардинальным образом изменит устройство общества и образ жизни каждого отдельного человека. В странах ОЭСР к глобальной сети уже подключено более 80 % населения, а в странах, где этот показатель ниже, наблюдается устойчивый рост пользователей.

Мы наблюдаем распространение новой сетевой культуры, которая проявляется в изменяющемся отношении людей к работе, потреблению, досугу и другим аспектам жизни. В частности:

1. Наблюдается увеличение числа людей, которые работают фрилансерами.

2. Стремительно распространяются идеи экономики совместного потребления.

3. Процесс игрофикации активно вторгается во все сферы жизни, в том числе, в образование.

Ускорение технологических и социальных изменений – это метатренд, который проявляется во всех шести ключевых трендах. Мир не просто изменяется, он изменяется нарастающими темпами и это доказано научным путем! Учитывая этот метатренд, стоит принять во внимание, что все изменения в обществе будут происходить быстрее, чем подобные преобразования происходили в прошлом. Перед человечеством стоит сложнейшая задача – справиться с возрастающей скоростью изменений в экономике и обществе!

Итак, рассмотрим к каким изменениям и вызовам для системы образования приводят все эти тренды.

Начнем с того, что современная модель «индустриального» образования принципиально несостоятельна: она формирует «навыки прошлого», а не «навыки будущего», и готовит учащихся к реальности, которой уже не будет!

Основные ограничения действующей системы образования проявляются в следующем:

– наблюдается слабое развитие творческих навыков обучающихся в силу консервативности учебных планов и их слабой гибкости в реагировании на изменения окружающей среды;

– сам процесс обучения нацелен на индивидуальные результаты, а не групповые;

– имеются существенные проблемы с формированием у обучающихся самостоятельности и эмпатии. А ведь именно эти качества будут востребованы в будущем!

К основным вызовам, присущим для российского образования, можно отнести:

1. Вызовы – социальные раздражители:

– школа не обучает полезным умениям (в том числе социальным компетенциям, поиску и оценке информации);

– в вузы поступает сегодня 60 % школьников, в то время как специалисты с профильным образованием составляют только 30 % занятых;

– в стране крайне слаба подготовка квалифицированных специалистов.

2. Системные вызовы:

– ресурсы не соответствуют масштабам;

– продолжающееся снижение качества образования;

– цикл негативного воспроизводства педагогического корпуса;

– снижение конкурентоспособности на глобальном рынке;

– структура выпускников не соответствует потребностям экономики;

– образование перестало работать как механизм социального перемешивания.

Данные вызовы накапливались давно, Минобрнауки и другие ведомства пытаются их решить, однако эти вызовы так и не утратили свою актуальность.

Рассмотрим также основные проблемы глобализации для системы образования России. Первая проблема касается появления новых провайдеров образовательных услуг, в частности, глобальных образовательных платформ. Человечество вступает в эпоху глобальных образовательных платформ. Появляются новые мощные игроки на рынке (EdX, Coursera, «Открытое образование», «Универсариум», «Лекториум», Eduson, Uniweb, «Нетология» и др.), которые аккумулируют все возможности цифровизации
и автоматизации для предоставления образовательных услуг в новом формате и качестве. Уже в самое ближайшее время эти игроки начнут существенно теснить университеты на рынке образовательных услуг, что приведет к перерождению университетов и освоению ими новых функций и ниш на рынке.

Вторая проблема связана с ростом численности населения и, соответственно, увеличением емкости мирового рынка образования, что усиливает конкуренцию между действующими игроками на рынке образования и привлекает новых игроков.

Третья проблема обусловлена сущностью процесса глобализации, при котором стираются национальные границы и появляются единые общемировые требования к качеству образования с учетом всех изменений, происходящих в обществе.

В числе основных последствий трансформации университетов можно выделить следующие:

1. Меняется концепция знания, что ведет к преобладанию «полезного (или прикладного) знания» над фундаментальными знаниями.

2. Университет сегодня действительно не храм науки, а место рыночных отношений между поставщиком и потребителем образовательных услуг.

3. В среде преподавателей наблюдаются явления ранжирования, что ведет к разделению преподавателей на категории: например, в ДВФУ выделяют следующие категории преподавателей – исследователь, академический преподаватель, эксперт (практик).

Структурные изменения в системе высшего образования в России привели к появлению новых типов образовательных организаций: национальные, федеральные и опорные университеты, национальные исследовательские университеты и другие типы.

Рассматривая перспективы развития системы образования России, необходимо помнить, что именно образование является основным драйвером инновационного развития страны. Именно образование способствует формированию интеллектуального капитала нации, является одной из главных сфер производства инноваций, выступает первым звеном инновационной цепочки, но, в силу различных причин, в настоящее время образование не удовлетворяет потребности общества и экономики.

Новая модель образования должна учитывать основные принципы инновационной экономики:

1. Опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;

2. Возникновение новых требований к компетенциям работников вследствие многократных, зачастую непредсказуемых изменений технологий;

3. Наличие двух инновационных контуров (порождения и продвижения инноваций, отбора и освоения инноваций).

В итоге, это формирует новые требования к результатам образования: запрос на массовость креативных компетентностей и запрос на массовую готовность к переобучению.

Выводы или заключение

Принципиальные отличия новой модели образования заключаются в том, что образование становится непрерывным в течение всей жизни. Это ведет к появлению открытого рынка образовательных программ, формированию прозрачной и понятной для всех системы признания результатов образования и появлению в качестве главных субъектов регулирования образовательного рынка – профессионального сообщества и потребителей. Также повышается роль самостоятельности в качестве главного фактора результативности образовательного процесса.

Инновационный характер образования проявится тогда, когда: процесс пересказа знаний из учебников будет замещен проектной работой, произойдет интеграция ряда образовательных программ с реальным производством, с целью формирования профессионалов для инновационной экономики будет создана система профессиональных стандартов и экзаменов, независимых от институтов образования, изменится роль государства в образовании.

Происходящие изменения в обществе меняют роль преподавателя, серьезные изменения происходят и на рынке труда преподавателей: среди преподавателей растет доля совместителей из других сфер деятельности, возрастает конкуренция на рынке интеллектуального труда, усиливаются механизмы замещения неэффективных преподавателей и поддержки эффективных.

Новое качество высшего образования найдет свое проявление в следующем: изменится природа образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования в сторону увеличения модульности, самостоятельности и более активного вовлечения студентов в реальные проекты; повысятся требования к уровню освоения иностранного языка; будет усовершенствована система дистанционного высшего образования.

Библиографическая ссылка

Губарьков С.В. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 6. – С. 52-57;

Люди живут в мире, скорость изменений в котором постоянно нарастает. У многих из нас это вызывает чувство «когнитивного диссонанса» и неопределенности. В последнее время данное явление многие футурологи описывают как будущее, которое быстрее, чем мы думаем, поэтому эти тренды сложно понять и принять.

Новое десятилетие (2020-2030 гг.) обещает принести миру новые достижения и прорывы в технологической сфере, которые будут носить очень часто революционный характер и могут повлиять на смены привычных для нас парадигм и устоев.

Несмотря на различные прогнозы относительно доминирования в 2020-х годах тех или иных ключевых технологических трендов/мейнстримов, следует сфокусироваться на таких мегатрендах предстоящего десятилетия:

Первое. Широкое распространение технологий вирутальной, дополненной и смешанной реальности (VR, AR, MR). Благодаря достижениям в области 5G, искусственного интеллекта, а также при растущих вычислительных мощностях компьютеров, потребительский опыт все больше будет перемещаться в виртуальный мир.

Второе. «Интернет вещей» или «Интернет всего». Все что, может быть подключено к интернету, в скором будущем станет «смарт» и станет частью глобальной экосистемы подключенных устройств и приборов, которые взаимодействуют между собой. Это приведет к такому феномену, как гиперподключенность. Когда благодаря глобальным спутниковым системам, сети беспилотников, камерам слежения, миллиардам различных датчиков и сенсоров, реально будет знать что угодно в любое время и в любом месте.

Третье. Стремительное проникновение искусственного интеллекта (ИИ) во все сферы жизнедеятельности человека. Развитие платформ «ИИ как услуга» (AIaaS) откроет для людей возможности взаимодействовать с ИИ практически в любой отрасли и любом профессиональном уровне. Всевозможные интеллектуальные помощники/ассистенты станут принимать непосредственное и активное участие в повседневных делах человека, помогая ему решать различного рода задачи творческого и прикладного характера.

Четвертое. Производство «по требованию» и «доставка по требованию». Экономика 4.0 создаст новую модель потребления — «instant economy of things». В условиях стремительного развития технологий 3D-печати, робототехники, искусственного интеллекта, логистики 4.0, персонализированную продукцию можно будет получить в течение быстрого периода времени, причем практически в любом месте.

Пятое. Активное развитие и доступность для потребительского рынка интерфейсов «мозг-компьютер» с высокой пропускной способностью. Благодаря развитию рынка нейроимплантов, подобно проекту Илона Маска Neuralink и другим похожим стартапам, произойдет настоящая революция в современных коммуникациях и способах взаимодействия человека в цифровом и физическом мире.

Шестое. «Клеточное сельское хозяйство», технологии генного редактирования и программирования, синтетическая биология. «Клеточное сельское хозяйство» или «сельское хозяйство в пробирке» используя стволовые клетки и систему биореакторов, позволит производить «искусственное мясо» с более высоким содержанием питательных веществ и значительно меньшим воздействием на окружающую среду, чем традиционные варианты животноводства. Генное редактирование/программирования вместе с потенциалом синтетической биологии кардинально изменят медицину, биологию, сельское хозяйство и т.п.

Безусловно, это не исчерпывающий список мегатрендов, которые определят технологический характер предстоящего десятилетия. Однако этот перечень сулит человечеству как новые возможности для развития, так и несет новые угрозы/вызовы, для решения которых сегодня необходимо инициировать, создавать новые формы и форматы коллабораций, как на глобальном, так и локальном уровнях.

Андрей Забловский, руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров.

Как отметил председатель правительства Дмитрий Медведев, одним из беспрекословных приоритетов государственной политики является создание современного образовательного пространства.

– Учебная среда должна позволить школьникам и студентам получать образование высокого, желательно, мирового уровня, отвечать на вызовы современного общества. Один из таких проектов посвящен масштабной реконструкции и строительству школ. В этом году мы должны создать почти 50 тысяч учебных мест, – подчеркнул Дмитрий Медведев.

Председатель кабмина добавил, что работа по формированию современной учебной среды также ведется и в рамках среднего профессионального образования.

«Мы создаем все условия для того, чтобы молодые люди могли выйти во взрослую жизнь с приличным багажом знаний, прикладных навыков, – уточнил Дмитрий Анатольевич. – О том, что система образования двигается в правильном направлении, говорят и отличные результаты нашей сборной на мировом чемпионате «WorldSkills -2017″. Впервые наши ребята стали победителями и призёрами этого турнира».

Что касается высшего образования, то в этом направлении реализуется программа по продвижению отечественных университетов в рейтинге лучших вузов мира. В частности, в скором времени государство начнет оказывать поддержку учебным заведениям, которые получат статус университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Так, до конца текущего года будет определено не менее 40 подобных центров в 30 регионах.

Отдельным приоритетом в государственной политике выделен экспорт образования. Так, в этом году был запущен проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который включает целый комплекс мер, направленных на повышение привлекательности «российской школы». В результате реализации проекта число иностранных студентов в российских вузах к 2025 году должно вырасти до 710 тысяч. Также планируется, что количество школьников, прошедших обучение по отечественным программам дополнительного образования в 2025 году будет вдвое больше показателей 2016 года. При этом по подсчетам экспертов, объемы средств, полученные от экспорта российского образования, вырастут более чем в 5 раз и превысят 373 миллиардов рублей.

Напомним, согласно проекту главного финансового документа страны на предстоящие три года, работу над которым на этой неделе начал Комитет Госдумы по бюджету и налогу, доля финансирования сферы образования в 2018-2020 годах увеличится до 4 % от общего объема федерального бюджета. Например, в следующем году по этой статье расходов планируется выделить на 44 миллиарда рублей больше, чем в 2017 году – общий объем ассигнований может составить 663 миллиарда рублей.

Описание:

15 ноября 2019 года в Минске состоится специализированная практическая конференция «Логистика: вызовы и возможности». Ее организатором является Европейский банк реконструкции и развития при поддержке Европейского союза.

Конференция «Логистика: вызовы и возможности» пройдет в рамках программы «Консультации для малого бизнеса в Беларуси», которая реализуется ЕБРР при финансировании EU4Business – инициативы Европейского союза, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства в странах Восточного партнерства. В фокусе конференции окажутся актуальные вопросы организации складской логистики.

Участниками и спикерами мероприятия станут как ведущие зарубежные консультанты, так и отечественные эксперты в сфере логистики, среди которых — международные консультанты ЕБРР Андреас Дюр, директор xpertlog GmbH (Австрия) и старший исполнительный партнер Lubandy Logistic Services e.U. Роберт Любанди (Австрия), а также ведущий банкир сектора производства и услуг ЕБРР Юрий Сериков (Беларусь) и другие.

«Европейский банк реконструкции и развития уже не один год оказывает необходимую поддержку малому и среднему бизнесу в Беларуси. Мы видим значительный ресурс для повышения потенциала белорусского малого и среднего предпринимательства и его вклада в экономику страны и готовы содействовать этому процессу. Одним из шагов в этом направлении является передача лучших международных отраслевых практик. Проведение специализированной практической конференции, посвященной вопросам складской логистики, – замечательная возможность для нас поделиться ноу-хау от экспертов в этой области с белорусским бизнесом», — отметила ведущий менеджер программы ЕБРР «Консультации для малого бизнеса в Беларуси» Ольга Кузнецова.

Главной особенностью предстоящей конференции станет ее прикладной характер: ее участникам будут представлены практические кейсы из практики белорусских и зарубежных компаний, на примере которых будут даны экспертные рекомендации по повышению логистического потенциала предприятий. Отдельный блок программы будет посвящен вкладу ЕБРР в развитие отрасли и обзору имеющихся в распоряжении этого института инвестиционных и консультационных инструментов.

Участие в конференции будет полезно топ-менеджерам и владельцам бизнеса, руководителям и директорам по логистике торговых, производственных и логистических компаний, складских помещений, представителям рынка e-commerce.

Подробности предстоящей специализированной практической конференции «Логистика: вызовы и возможности» можно узнать на сайте мероприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *