Создание реорганизация и ликвидация образовательных организаций

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра философии образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

на тему

«Реорганизация, ликвидация образовательных учреждений»

Выполнила:

студентка 1 курса

группа 2

Москва – 2011

Введение

Образовательное учреждение — это юридическое лицо, и порядок его реорганизации и ликвидации регулируется законодательством Российской Федерации. Проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.

В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Сегодняшнее законодательство не содержит четкого определение термина «реорганизация». В действующем Гражданском кодексе РФ перечислены лишь формы реорганизации, а также установлены общие принципы ее проведения. Гражданский кодекс РФ сосредотачивает внимание в основном на вопросах правопреемства, оформления передачи прав и обязанностей, а также защиты прав кредиторов.
С формально – юридической точки зрения реорганизация представляет собой процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Цель данной работы — рассмотреть особенности реорганизации и ликвидации образовательного учреждения.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:

  1. Изучить нормативную базу, регулирующую порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения

  2. Рассмотреть формы реорганизации образовательного учреждения

  3. Ознакомиться с особенностями ликвидации образовательных учреждений

  4. Изучить перечень документов, необходимых для реорганизации и ликвидации образовательного учреждения и требований ним.

Информационной базой исследования служит законодательство России в сфере регулирования деятельности юридических лиц и в сфере образования.

  1. Порядок реорганизации образовательного учреждения.

Порядок реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в Российской Федерации регулируется Гражданским Кодексом РФ (ст. 57-64) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 34, 50).

Необходимо отметить, что при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

Реорганизация юридического лица (образовательного учреждения) возможна в нескольких формах:

  • Реорганизация в форме слияния. При реорганизации в этой форме двух юридических лиц другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к третьему юридическому лицу, возникшему в результате слияния; первые два юридических лица прекращают свою деятельность. В отношении первых двух образовательных учреждений необходимо выполнить все действия, предусмотренные статьями 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».

  • Реорганизация в форме присоединения. При реорганизации в форме присоединения одного юридического к другому юридическому лицу, к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица; в отношении присоединяемого образовательного учреждения необходимо соблюдать требования статей 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».

  • Реорганизация в форме разделения. При реорганизации в форме разделения создается два или более новых юридических лица, а прежнее прекращает свое существование, в отношении него необходимо соблюдать требования статей 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».

  • Реорганизация в форме выделения. При реорганизации в форме выделения юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются. На их базе создается одно или несколько новых юридических лиц; к каждому из юридических лиц переходят по разделительному балансу или акту (ст. 59 ГК РФ) в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.

  • Реорганизация в форме преобразования. Под реорганизацией образовательного учреждения в форме преобразования понимается либо изменение его организационно-правовой формы, либо изменение статуса (типа, вида, категории) образовательного учреждения (например, преобразование начальной общеобразовательной школы в основную или основной в среднюю или наоборот). В случае прекращения реализации образовательной программы того или иного уровня необходимо обеспечить перевод учащихся в соответствии с п.17 ст. 50 Закона РФ «Об образовании».

В подпункте б ст. 28 ЗОО РФ указано, что к компетенции РФ в области образования относится установление порядка реорганизации и ликвидации только федеральных государственных образовательных учреждений.

Порядок реорганизации и ликвидации должен устанавливаться каждым уровнем государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления для своих образовательных учреждений. Однако органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять только порядок собственных действий и мероприятия, необходимые для создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений строго в рамках порядка, установленного федеральным законодательством.

Реорганизация образовательного учреждения может быть осуществлена только по решению его учредителя.

  1. Порядок ликвидации образовательного учреждения

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

а) в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления — для муниципальных образовательных учреждений;

б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона «Об образовании»).

Согласно п.17 ст.50 в случае прекращения деятельности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.); указывать, каким образом будет реализовано право на образование граждан, учащихся данного учреждения, детей дошкольного возраста; отражать вопросы возможности дальнейшего трудоустройства работников учреждения; содержать прогноз последствий реорганизации или ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

3. Решение о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения оформляется постановлением главы администрации муниципального образования.

Данное решение должно быть согласовано представительным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления имеет право отклонить решение учредителей образовательного учреждения о его реорганизации и ликвидации в срок не позднее одного месяца со дня принятия этого решения, если иной порядок согласования не предусмотрен уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 62. ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

1.обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

  1. назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

  2. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.



В статье раскрыты правовые основы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Также выявлены особенности создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Ключевые слова: образовательные организации, создание образовательной организации, реорганизация, ликвидация, лицензирование.

Образовательные организации создаются путем приобретения такого статуса на основании федерального законодательства: Гражданского кодекса Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций, Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» , Федерального закона 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» ; Федеральный закон от 23 июня 2002 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ; а также иные нормативные правовые акты (подзаконные акты Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации), которые регулируют правовой статус организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Запись о создании образовательной организации содержится в государственном реестре, который ведется в бумажном и электронном виде регистрирующим органом Министерства юстиции Российской Федерации. Для государственной регистрации представлены:

– заявление о государственной регистрации образовательной организации;

– решение о создании организации образования в виде протокола, договора или иного документа;

– учредительные документы (устав) организации образования;

– документ об уплате государственной пошлины.

После государственной регистрации такого юридического лица в качестве некоммерческой организации в Федеральной налоговой службе по месту нахождения образовательной организации Министерство юстиции Российской Федерации направляет информацию и документы для внесения записи в Единый государственный реестр Юридические лица (ЕГРЮЛ) на свою налоговую регистрацию и внебюджетные фонды, а также открывает текущий счет в кредитной организации для образовательной деятельности. Однако право на осуществление такой деятельности с образовательной организацией возникает впоследствии — после получения лицензии, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» . Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за образованием, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере образования. Для образовательных организаций (соискателей лицензии) в соответствии с указанным постановлением предъявляются определенные лицензионные требования:

– наличие имущественных прав или иных прав на здания, сооружения и территории;

– наличие материально-технического обеспечения учебной деятельности, оснащение помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов;

– наличие условий для охраны здоровья обучающихся;

– наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соблюдении санитарных правил зданий, сооружений, оборудования и другого имущества;

– наличие образовательной организации в безопасной учебной среде, воспитание обучающихся, работников образовательной организации;

В образовательной организации созданы специальные условия для обучения студентов с ограниченными возможностями.

Для получения лицензии организация образования (лицензиат) подает заявку и копии определенных документов в орган лицензирования.

Для получения лицензии образовательные организации, планирующие реализацию образовательных программ в области обороны, миграции, контроля и надзора в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области борьбы с их незаконным оборотом, представляют копии документы в лицензирующий орган, которые не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ведет сводный реестр лицензий, а также содержит информацию о лицензиях, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта информация также размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». За выдачу лицензии или переоформление, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере, установленном налоговым законодательством.

В Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 261-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», религиозные организации вправе создавать образовательные организации. Статья 3 этого закона гласит, что в Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания, в том числе исповедание любой религии, предоставление религиозного образования и религиозного образования.

Централизованные религиозные организации, в соответствии со своими уставами, имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозных кадров (для таких организаций) путем реализации образовательных программ на основе лицензии на осуществление образовательной деятельности. Теологические учебные заведения подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.

В статье 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» уточняется, что религиозные организации также могут обучать детей в государственных и муниципальных учебных заведениях по вопросам религии вне образовательной программы, однако требуется письменный запрос от родителей и детей. Более того, закон указывает, что религиозное образование и религиозное образование не являются образовательной деятельностью.

В Российской Федерации создаются образовательные организации для учащихся с девиантным (социально опасным) поведением в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Учредителями таких организаций являются субъекты публичного права. К ним относятся государственные специализированные образовательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (государственные учреждения), которые предназначены для обеспечения психологической, медицинской и социальной реабилитации, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе. В таких образовательных организациях учащиеся могут получать начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также начальное профессиональное образование. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральным законодательством, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов.

Образовательная организация, независимо от ее вида и типа, с момента ее создания приобретает гражданские права и выполняет юридические обязанности, то есть наделена правоспособностью (особой), содержание которой соответствует уставным целям — предоставление образовательных услуг (бесплатно или за плату). Образовательная организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доход, но только для достижения целей, ради которых она была создана, не противореча законным положениям.

Учредителем (основателем) образовательной организации является ее основатель (или учредители), то есть человек, который решает создать эту организацию. В законодательстве перечислены возможные учредители образовательной организации:

– субъекты публичного права: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты;

– юридические лица любой юридической формы;

– физические лица — граждане Российской Федерации.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 120), Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (статья 102), имущество образовательной организации, необходимое для осуществления ее деятельности, принадлежит учредителю на основании права собственности или права оперативного управления (ограниченное право собственности) .

Если учредителей несколько, то между ними заключается учредительное соглашение, определяющее их права и обязанности, и между учредителями и образовательной организацией, определяющим эти правоотношения, заключается соглашение.

Учредитель имеет право создавать образовательные организации любого рода. Учредителями могут быть одно или несколько физических лиц, а также одно или несколько юридических лиц или смешанное число таких участников, но создание образовательных организаций несколькими субъектами публичного права не допускается. Например, основатель МГУ им. М. В. Ломоносова является только Российской Федерацией, Московский государственный педагогический университет также является Российской Федерацией, Московский областной государственный университет является субъектом Российской Федерации (Московская область) и др.

В некоторых случаях в законе прямо указываются учредители образовательной организации. Итак, согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организаций, где студенты-инвалиды получают образование (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного, с задержкой психического развития) создаются только власти государственная власть субъектов Российской Федерации . Учредитель регистрирует образовательную организацию как юридическое лицо, определяет язык образования, назначает ее руководителя, принимает решение о реорганизации и ликвидации образовательной организации, контролирует обращение движимого и недвижимого имущества на своем балансе, устанавливает правила для приема студентов и образовательных учреждений, а также других условий, обеспечивающих функционирование организации образования.

Физические и юридические лица имеют право быть учредителями частной образовательной организации, которая осуществляет общее и профессиональное образование на различных уровнях.

Следует отметить, что иногда при создании частных образовательных организаций учредители должны иметь определенный статус, например, получение теологического и религиозного образования возможно, если учредителем такого юридического лица является определенная религиозная организация или централизованная религиозная организация.

Образовательные организации реорганизуются или ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, с учетом специфики образовательной деятельности, а также подзаконными актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Порядок реорганизации и ликвидации определяется либо учредителем организации образования (добровольно), либо по решению органов государственной власти.

Реорганизация или ликвидация общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, осуществляется по решению местных органов власти, но с учетом мнения жителей этого сельского поселения. В статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что одно или несколько сельских поселений (поселков, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и другие местные органы власти .

Реорганизация образовательных организаций в соответствии со ст. 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть осуществлены в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования с указанием правопреемства на основании передаточного акта.

Ликвидация образовательной организации влечет за собой прекращение ее деятельности без передачи прав и обязанностей другим лицам.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 367 уточняет особенности реорганизации и ликвидации образовательной организации на основании решения комиссии по оценке последствий таких процедур. В этом случае Комиссия оценивает последствия решения о реорганизации или ликвидации организации образования; готовит заключение об оценке последствий таких процедур; при необходимости дает оценку дальнейшей деятельности образовательной организации. В состав комиссии входят представители Министерства образования и науки Российской Федерации и общественных объединений (занимающихся образовательной деятельностью), а в некоторых случаях могут входить представители высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых расположена образовательная организация. Решение комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов, и составляется заключение о проведении определенной процедуры. Образовательная организация считается реорганизованной или ликвидированной после внесения сведений о ней в государственный реестр.

Таким образом, создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций имеет свои особенности, что связано с особенностью сферы деятельности данных экономических субъектов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация» (ред. от 29.07.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 26.11.2019) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  5. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 03.07.2019) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  7. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (ред. от 29.11.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *