Срок давности административного

Административное нарушение представляет собой действие, которое противоречит соответствующему законодательству. Такое действие может быть осуществлено гражданином или юридическим лицом. К категории правонарушений можно отнести не только конкретные действия, но также и отсутствие действий, что может признаваться общественно опасным. Между уголовными и административными нарушениями есть отличия, которые заключаются в степени общественной опасности. Тут также используется срок исковой давности. Он обладает своими характерными нюансами.

Какими могут быть сроки исковой давности по административным правоотношениям?

Исковая давность – это определенный срок, устанавливающийся для защиты законных прав, а также интересов конкретного лица, чьи права оказались нарушенными. Исковая давность может оказаться своеобразным стимулирующим фактором для участников соответствующих отношений. Если были совершены нарушения, важно своевременно предъявить требования, связанные с обеспечением их защиты. Только так можно рассчитывать на адекватную защиту собственных интересов и непосредственных прав. Если истечет срок давности, лицо просто лишается судебной административной защиты.

Во всех современных отраслях законодательства используются определенные сроки давности. Они регламентируются законодательными документами. По административным делам сроки исковой давности регулируются особенным способом в соответствии с кодексом. Согласно законам существуют свои особенности относительно давности привлечения виннового лица в нарушении к административной ответственности. К примеру, в делах об административных нарушениях срок составляет пару месяцев с момента совершения такого нарушения. Если дела рассматриваются в судебном порядке, срок может увеличиваться дополнительно на один месяц. Срок давности по нарушениям, связанным с таможенным законодательством, может составлять до шести лет. Все дела такого типа могут быть урегулированы до начала суда.

Консультация по вопросам, связанным с исковой давностью

Иногда необходимо проконсультироваться со специалистом в сфере административных правовых нарушений, узнать у него основные нюансы, связанные со сроком давности. Просто и удобно это можно будет сделать при помощи юридического портала. На посреднической площадке будет просто найти подходящего специалиста с нужной квалификацией, который и ответит на вопросы, связанные с исковой давностью.

В марте 2017 года в Уфе на Игоря Зинченко* составили протокол о вождении в пьяном виде (ч.1 ст. 12.8 КоАП). Изначально дело поступило в мировой суд по месту совершения нарушения, но оттуда его передали в суд по месту жительства Зинченко. Он спустя более чем год после даты протокола и принял решение оштрафовать водителя на 30000 руб. и лишить его прав на полтора года. Решение поддержали вышестоящие инстанции. Однако водитель оспорил его в ВС. Он ссылался на то, что срок давности истёк, и суды опоздали с привлечением его к ответственности. В судах же ссылались на приостановку срока исковой давности на время передачи дела из одного суда в другой.

КАСКО и ОСАГО ВС объяснил, когда автостраховку не заплатят

В вопросе сроков давности разобрался Верховный суд. Там признали: судебные акты нижестоящих инстанций незаконны и должны быть отменены (дело № 49-АД19-13).

При привлечении к административной ответственности за правонарушение срок давности составляет год. Согласно ч.1 ст. 29.5 КоАП дело об административном правонарушении рассматривают по месту совершения. Но по ходатайству фигуранта производства суд можно заменить на другой — по месту жительства, напомнил ВС.

Если такое ходатайство удовлетворили — срок давности приостанавливается с момента его удовлетворения до момента поступления материалов в суд по месту жительства фигуранта. Время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности.

Это единственный случай, когда такой срок в делах об административных правонарушениях можно приостановить, подчеркнули в ВС, сославшись на п. 14 Постановления Пленума № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». При этом наличие ходатайства обязательно, а судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ по поводу продления сроков давности.

В деле Зинченко мировой судья направил материалы дела по месту жительства — но соответствующего ходатайства тот не заявлял, указал ВС. А значит срок давности не приостанавливался и истек спустя год после правонарушения. ВС отменил акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу.

*Имена участников спора изменены редакцией

Смидовичский районный суд (Еврейская автономная область) — Гражданское Суть спора: 3.149 — Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов Дело № 2а-791/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2016 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Куликовой Е.А.
при секретаре Холщевниковой Е.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в п. Смидович административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области к Нетеребской о взыскании налога, пени,
УСТАНОВИЛ:

11.08.2016 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области обратилась с административным иском к Нетеребской Ю.А. о взыскании налога, пени. Свои требования мотивировал тем, что за административным ответчиком в 2012, 2013 годах зарегистрировано транспортное средство: SUBARU FORESTER, государственный регистрационный знак №, мощностью двигателя 150 лошадиных сил. Указанное имущество является объектом налогообложения, а административный ответчик – плательщиком налога. Всего задолженность по транспортному налогу составляет за 2012 год – рублей, за 2013 года – рублей, всего рублей. В связи с неуплатой налога в установленный срок в адрес налогоплательщика были направлены требования № 4633 от 25.02.2015 об уплате транспортного налога за 2013 год в сумме рублей и пени; № 875 от 19.01.2014 об уплате транспортного налога за 2012 год в сумме рублей и пени. До настоящего времени задолженность по налогу не уплачена. Исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пеней. В связи с чем, сумма пени по транспортному налогу составляет рублей 12 коп. Просит о восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании транспортного налога и пени.

Определением суда от 12.08.2016 данное административное исковое заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено административное дело.
В предварительное судебное заседание истец — Межрайонная ИФНС России №1 по ЕАО, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, своего представителя не направила. В деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции по имеющимся материалам в деле.
Административный ответчик Нетеребская Ю.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, судебное извещение вернулось с отметкой «истек срок хранения». Данные обстоятельства указывают на то, что административный ответчик по собственному волеизлиянию не явилась за почтовой корреспонденцией, следовательно, уведомлена надлежащим образом.
Суд не усматривает оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), административный истец просил рассматривать дело без участия его представителя, явка административного ответчика не является обязательной и не признана судом таковой. Ответчик не сообщил суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истца и ответчика.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее — контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно административному исковому заявлению ответчик Нетеребская Ю.А., проживающая по адресу: , ИНН №, имеющая в собственности транспортное средство: SUBARU FORESTER, государственный регистрационный знак №, мощностью двигателя 150 лошадиных сил, является плательщиком транспортного налога.
Согласно п.1 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4 статьи 69).
Согласно списку почтовых отправлений Филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Кемеровской области административному ответчику 26.02.2015 (согласно почтовому штемпелю) направлено требование № 4633 об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов по состоянию на 25.02.2015. Срок исполнения указан до 07.04.2015. В указанный срок исполнения не последовало. Обязанность по уплате налогов в бюджет налогоплательщик самостоятельно не исполнил, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Днем истечения срока исполнения требования №4633 об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов считается 07.04.2015. Следовательно, с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО вправе была обратиться в суд до 07.10.2015 включительно.
Однако Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО обратилась в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица 11.08.2016, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока обращения в суд.
Одновременно при подаче административного искового заявления административный истец просил восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления в отношении Нетеребской Ю.А., установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ, указывает, что причиной пропуска установленного шестимесячного срока для направления административного искового заявления послужило соблюдение требований п. 7 ст. 125 КАС РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО не представлено, равно как не представлено доказательств наличия взыскиваемой задолженности и оснований ее бесспорного и принудительного взыскания.
Согласно пп. 4 п.1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях ходатайство истца-гражданина о восстановлении пропущенного срока исковой давности может быть удовлетворено судом лишь в исключительных случаях, под которыми понимаются признанные судом уважительными обстоятельства, связанные с личностью гражданина, из-за которых срок исковой давности был пропущен.
В административном исковом заявлении административным истцом не указаны уважительные причины, по которым своевременно не были приняты решения о взыскании задолженности и не были поданы иски в суд.
Ссылка административного истца на соблюдения требований п. 7 ст. 125 КАС РФ не является уважительной причиной пропуска процессуального срока.
Таким образом, суд считает необходимым применить исковую давность по настоящему делу, отказав административному истцу Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления и соответственно исковых требований о взыскании транспортного налога и пени в связи с пропуском срока исковой давности.
С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (ст. 207 ГК РФ).
Таким образом, административный истец на дату обращения с административным иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по пени за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.
По смыслу норм ст. 48 НК РФ, ст. 138 КАС РФ, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.
Поскольку был установлен факт пропуска срока без уважительной причины, суд должен был принять решение без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
С учётом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО к Нетеребской Ю.А. о взыскании транспортного налога, пени, отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании с Нетеребской задолженности по транспортному налогу и пени, отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области к Нетеребской о взыскании транспортного налога и пени, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Куликова

Суд:

Смидовичский районный суд (Еврейская автономная область)

Судьи дела:

Куликова Е.А. (судья)

Судебная практика по:

Исковая давность, по срокам давности
Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ

Новая редакция Ст. 4.6 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Комментарий к Статье 4.6 КоАП РФ

Административно-правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закреплен статьей 25.1 КоАП. При этом срок вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении регулируется статьями 31.1, 31.2 КоАП, а окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания — статьей 31.10 КоАП. Данные нормы необходимо учитывать для правильного исчисления срока, в течение которого физическое, должностное или юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию, и со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, с которого начинает течь один год.

При применении административного наказания, исчисляемого определенным сроком (лишение специального права, административный арест и дисквалификация), день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении.

Другой комментарий к Ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Сущность установленного данной статьей срока заключается в том, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, и является сроком погашения данного наказания. Он выполняет определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых административных правонарушений.

Признание лица подвергнутым административному наказанию влечет для него правовые последствия. При определенных условиях наказание может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, служить квалифицирующим признаком для применения более строгой меры наказания. Однако признание лица подвергнутым административному наказанию не может повлиять на квалификацию административного правонарушения: сколько бы раз одно и то же лицо ни совершало административное правонарушение, ни одно из совершенных правонарушений не может перейти в другой юридический состав.

Срок погашения административного наказания не дифференцируется в зависимости от вида, срока и размера административного наказания. Он равен одному году.

Течение срока погашения начинается со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания: в случае наложения административного наказания в виде предупреждения начало погашения годичного давностного срока совпадает с днем назначения наказания; срок окончания исполнения административного наказания при назначении штрафа, административного ареста, лишения специального права, дисквалификации совпадает соответственно с выплатой штрафа, со сроком окончания фактического отбывания административного ареста или с истечением срока, на который гражданин был лишен специального права, а также с истечением срока дисквалификации должностного лица; давностный срок принудительного административного выдворения исчисляется с момента фактического выдворения.

Совершение нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания. Он начинает течь с момента исполнения административного наказания, назначенного уже за вновь совершенное административное правонарушение.

Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.

Основанием полного погашения административной наказанности является истечение годичного срока, предусмотренного данной статьей, и несовершение в течение указанного периода нового административного правонарушения. С момента погашения срока административной наказанности лица факт совершения им в прошлом административного правонарушения при совершении нового не может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность.

Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказанию, то срок погашения исчисляется со дня окончания исполнения того взыскания, которое по времени было исполнено последним.

30 мая 2019

Согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, разъяснено течение указанного срока, когда постановление о назначении административного наказания не исполнено. К примеру, не уплачен штраф, не отбыт административный арест, не исполнены обязательные работы и т.д.

Так, Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что при решении вопроса о том, считается ли лицо подвергнутым административному наказанию в соответствии с положениями статьи 4.6 КоАП РФ, подлежит установлению момент окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в полном объеме.

Частью 2 статьи 31.2 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 данного кодекса (когда штраф оплачен в течение двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа в размере половины его суммы).

В части 1 статьи 31.9 КоАП РФ определено общее правило, согласно которому постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

При применении статьи 4.6 КоАП РФ и решении вопроса о том, считается ли лицо подвергнутым административному наказанию, подлежит установлению момент, когда исполнение постановления о назначении административного наказания было окончено в полном объеме, учитывая при этом положения статьи 31.9 КоАП РФ о сроках давности исполнения постановления о назначении административного наказания.

В том случае, когда отсутствуют сведения об уплате административного штрафа в течение двух лет со дня вступления постановления о назначении данного административного штрафа в законную силу, а также не имеется сведений о перерыве течения названного срока давности, днем окончания исполнения постановления о назначении административного штрафа (независимо от календарной даты, когда судебным приставом-исполнителем принято решение об окончании исполнительного производства) будет являться день, в который истекли два года со дня вступления данного постановления в законную силу.

Следовательно, лицо будет считаться подвергнутым соответствующему административному наказанию до истечения одного года с указанного дня.

Источник: Прокуратура Тюменской области
Дата создания: 30.05.2019
Дата обновления: 20.06.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *