Срок оплаты за квартиру

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации оплата населением коммунальных услуг осуществляется по тарифам, утвержденным для ресурсоснабжающих организаций в соответствии с действующим законодательством, исходя из объемов потребления, определенных по показаниям приборов учета или (в их отсутствии) по нормативам потребления.

Регулирование тарифов на горячую воду по 31.12.2012 включительно определялось Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и принятыми в его развитие Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520.

Данные тарифы устанавливались для организаций коммунального комплекса из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, включающей в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и стоимость тепловой энергии на ее подогрев до нормативной температуры горячей.

Правительством Российской Федерации 08.11.2012 было принято постановление № 1149 «О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее по тексту — Постановление № 1149), положения которого существенно изменили методологию определения тарифов на горячую воду.

В настоящий момент тариф на горячую воду состоит из двух компонентов:

— на холодную воду (для закрытой системы) или теплоноситель (для открытой системы) (в платежных документах строка «подача воды»);

— на тепловую энергию, необходимую для подогрева холодной воды

(в платежных документах строка «нагрев воды»).

При этом для определения объема тепловой энергии, используемой на нагрев исходной воды, при расчете платы за горячую воду по двухкомпонентным тарифам необходим такой показатель, как количество тепловой энергии, используемой для подогрева исходной воды до необходимой температуры.

Согласно пункту 3 Постановления № 1149 Министерству регионального развития Российской Федерации необходимо внести изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в части утверждения нормативов на подогрев воды и применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду при расчете платы граждан за данную коммунальную услугу.

Сроки внесения изменений не определены и на сегодняшний день данные изменения отсутствуют.

В целях сохранения преемственности платежей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и в целях недопущения неопределенности при применении утвержденных в установленном порядке двухкомпонентных тарифов на горячую воду Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области даны рекомендации по порядку проведения расчетов за горячую воду письмом от 23.01.2013 № 354 (далее – Письмо).

Количество тепла, необходимое для приготовления 1 куб. метра горячей воды для индивидуального потребления и на общедомовые нужды в целях горячего водоснабжения должно быть одинаковым и не должно превышать величины, рекомендованной в Письме.

Данные рекомендации руководителям муниципальных образований Свердловской области изложены в письме Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 20.03.2013 № 11-01-81/1662.

Однако данные письма не являются нормативными актами и носят временный рекомендательный характер, а несоблюдение указанных рекомендаций не влечет за собой реализации мер административного воздействия.

В связи с этим отдельные исполнители коммунальных услуг в нарушение рекомендаций, указанных в письмах Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, при начислении платы за горячую воду применяют фактические показания общедомовых приборов учета тепловой энергии, используемой на нагрев горячей воды.

Тарифы на горячую воду для ресурсоснабжающих организаций на 2014 год утверждены следующими постановлениями РЭК Свердловской области:

— открытая система — от 13.12.2013 № 129-ПК;

— закрытая система – от 13.12.2013 № 130-ПК.

Нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды для города Екатеринбурга утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 27.08.2012 № 132-ПК.

Пример расчета платы за горячую воду.

Условия для расчета:

1. Семья из 2-х человек проживает в доме с полным благоустройством, в квартире площадью 40 кв. м.;

2. Поставщиком горячей воды является ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», для которой постановлением РЭК Свердловской области от 13.12.2013 № 129-ПК с 01.07.2014 утвержден тариф на горячую воду в размере:

-компонент на теплоноситель – 20,27 руб./куб. метр

— компонент на тепловую энергию — 1486,94 руб./Гкал;

3. Многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета горячей воды;

4. Индивидуальный прибор учета горячей воды отсутствует.

5. В доме проживает 200 человек;

6. Площадь помещений, входящих в состав общего имущества – 500 кв. метров;

7. Площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме – 5000 кв. метров.

Плата за горячую воду в месяц составит:

В жилом помещении:

подача – 2*4,01*20,27=162,56 рублей;

нагрев – 2*4,01*0,0478*1486,94=570 рублей.

На общедомовые нужды:

подача- 0,036*500*40/5000*20,27=2,92 рублей;

нагрев – 0,036*0,0478*500*40/5000*1486,94=10,23 рублей.

Условия для расчета:

1. Семья из 2-х человек проживает в доме с полным благоустройством, в квартире площадью 40 кв. м.;

2. Поставщиком горячей воды является ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», для которой постановлением РЭК Свердловской области от 13.12.2013 № 129-ПК с 01.07.2014 утвержден тариф на горячую воду в размере:

-компонент на теплоноситель – 20,27 руб./куб. метр

— компонент на тепловую энергию — 1486,94 руб./Гкал;

3. Многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета горячей воды;

4. В соответствии с показаниями индивидуального прибора учета за месяц израсходовано 5 куб. метров горячей воды.

5. В доме проживает 200 человек;

6. Площадь помещений, входящих в состав общего имущества – 500 кв. метров;

7. Площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме – 5000 кв. метров.

Квартира построена, но дом не сдан в эксплуатацию. Когда наступает обязанность оплачивать ЖКУ?

Собственник жилого или нежилого помещения начинает платить за жилищно-коммунальные услуги со дня возникновения права собственности на эти помещения (регистрации в БТИ).

Дольщик (при долевом строительстве) – с момента заключения договора, предусматривающего передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, либо с момента подписания акта приемки-передачи жилого помещения.

Наниматель, арендатор жилого помещения – со дня заключения договоров найма, аренды жилых помещений.

Член организации застройщиков – со дня сдачи жилого дома (квартиры) в эксплуатацию.

В Гражданском кодексе отмечается, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате сборов по общему имуществу, а также издержках по его содержанию.

Нет договора, платить за ЖКУ не нужно?

Отсутствие договора на получение ЖКУ или отказ от заключения подобного договора никак не освобождает граждан от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги или платы за пользование жилым помещением. Иными словами, если у вас нет договора на теплоснабжение, но квартира отапливалась весь отопительный сезон, то не платить по счетам нельзя – по факту услуга была предоставлена. Если граждане не хотят заключать договор на вывоз мусора в частном секторе, это также не означает, что они не должны оплачивать такую услугу как обращение с ТКО, поскольку она оказывается всем плательщикам ЖКУ – отходы вывозятся из контейнеров по схеме, утвержденной в исполкоме. Аргументы – «мусор закапываем в огороде», «вывозим на свалку», «вообще не мусорим» в данной ситуации не состоятельны.

Не платить можно только в случае отсутствия договора на дополнительные жилищно-коммунальные услуги. Их граждане могут получать (или не получать) по желанию. В перечень таких услуг входят: установка и техническое обслуживание запорно-переговорных устройств (домофоны) и систем видеонаблюдения, работа вахтеров (консьержей), аренда напольных грязезащитных ковровых покрытий, обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание. В этом случае работает правило: нет договора – нет оплаты.

Когда платить, чтобы избежать долгов и пеней?

Оплачивать ЖКУ необходимо не позднее 25-го числа следующего за ним месяца. Например, счета за июль необходимо оплатить до 25 августа, счета за август – до 25 сентября и т.д.

При этом необходимо иметь в виду, что ответственность за оплату жилищно-коммунальных услуг (и за долги) лежит не только на собственнике квартиры (нанимателе жилья, дольщике и т.п.), но и на всех проживающих совместно с ним совершеннолетних членах семьи (в том числе и бывших), если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.

Если квартира (иное помещение) принята по наследству с долгами, то обязанность их погасить возникает у наследников данной квартиры. Порядок погашения установлен ст. 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Где платить?

Самый классический способ – оплатить ЖКУ в любом отделении почты. Требуется: физическое присутствие и извещение на оплату. Также можно заплатить в отделении банка: в кассе или инфокиоске (в зале, как правило, присутствует специалист, который подскажет, как это сделать).

Владелец банковской карточки может оплатить коммунальные платежи через Интернет-банкинг. Банки подключают к этой системе каждого клиента. После авторизации на сайте банка необходимо выбрать раздел «Коммунальные платежи» или «Оплата услуг» – «ЕРИП» (система единого расчетного и информационного пространства) и следовать дальнейшим инструкциям. Понадобится также знать номер лицевого счета (указан в извещении).

Можно воспользоваться QR-кодом. Он расположен в правом верхнем углу извещения на оплату ЖКУ. Для этого необходимо установить на смартфоне специальное приложение, например, в Viber (Настройки / QR-код), v-banking и др. и следовать дальнейшим инструкциям. Преимущества платежей с помощью Интернет-банкинга или мобильных приложений в том, что они осуществляются без комиссии и круглосуточно, позволяют совершать платежи автоматически и хранить данные обо всех операциях.

Что будет, если гражданин станет должником?

Задолженность за ЖКУ (более двух месяцев) приведет к неприятностям. Например, начнет образовываться пеня. Это 0,3 процента от неуплаченной в установленный срок суммы платежа за каждый день просрочки. В данной ситуации пеня будет начисляться расчетной программой автоматически. Допустим, за коммуналку нужно заплатить 30 рублей, гражданин заплатил с опозданием в 20 дней. В первый день ему начислят пеню на 30 рублей (30+0,3 %), во второй на 30 рублей 9 копеек (30,09+0,3 %), на третий на 30 рублей 18 копеек (30,18+0,3 %) и так далее. Подобный расчет приведет к тому, что пеня очень быстро превысит сумму долга и платить придется гораздо больше.

При значительных долгах за ЖКУ оказание коммунальных услуг могут приостановить – отключить газ, электричество и т.д. При этом после погашения задолженности необходимо будет оплатить и возобновление предоставления ЖКУ.

Кроме того, организации, предоставляющие услуги ЖКХ, могут инициировать судебное разбирательство с должником, запрет на выезд за границу. Но самой большой неприятностью может стать выселение из квартиры. Для нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда и членов его семьи это означает «выселение без предоставления другого жилья», для собственников квартир – «продажа квартиры и выселение в меньшее по площади помещение или уступающее по своим потребительским качествам, в том числе в ином населенном пункте».

Как списать пеню?

Местный исполком может принять решение о списании пени гражданам, имеющим просроченную задолженность. Основанием для списания может послужить трудная жизненная ситуация – каждый случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке.

Для списания пени граждане подают заявление в произвольной форме в организацию, производящую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, с указанием причин возникновения задолженности. В случае необходимости данная организация запрашивает у госорганов и организаций справки либо документы о доходах и имущественном положении гражданина и членов его семьи, совместно с ним проживающих, необходимые для решения вопроса о списании пени. Эти документы граждане могут представить и сами.

Решение о списании пени или об отказе в ее списании исполком принимает в течение 20 календарных дней. В решении о списании пени указывается период, за который производится списание пени, и ее сумма. В решении об отказе – основания для отказа.

Если списать пеню не удастся, то можно подать в суд иск о снижении размера пени в связи с ее несоразмерностью последствиям нарушения обязательства (значительное превышение размера пени над суммой невозвращенного долга).

Яна Щука, портал коммунальной грамотности населения

скачать:

Тема 63

«Нормативы потребления коммунальных услуг.

Повышающие коэффициенты: когда они применяются?»

(Слайд 2) Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (КУ) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг (КУ), определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (КУ).

Норматив – это утвержденный количественный показатель объема потребления коммунального ресурса на 1 человека в месяц или на 1 квадратный метр жилого помещения при отсутствии прибора учета. Зависит от вида услуги.

Например, норматив потребления холодной воды в крае в зависимости от характеристик дома составляет от 1,2 до 7,6 кубометров на человека, а норматив потребления тепловой энергии рассчитывается исходя из квадратных метров и для жителей Ставрополя составляет от 0,00136 до 0,0221 гигакалории на квадратный метр. В других территориях показатель может отличаться.

Нормативы устанавливаются для ресурсов:

  • в жилом или нежилом помещении;
  • в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД);
  • при использовании земельного участка и надворных построек.

Индивидуальные приборы учета

(Слайд 3) Для определения фактического объема потребленного ресурса все потребители услуг водо- и электроснабжения обязаны установить приборы учета воды и электроэнергии (при наличии технической возможности). Это предусмотрено Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

Если индивидуального прибора (ИПУ) нет, для расчета платы за коммунальные ресурсы используется норматив потребления КУ.

Если техвозможности установки ИПУ нет, собственникам необходимо обратиться к исполнителю КУ (управляющую компанию, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию) и получить акт обследования, подтверждающий отсутствие техвозможности установки такого прибора.

От установки ИПУ также освобождаются собственникам МКД, признанного ветхим, аварийным или подлежащими сносу.

Критерии наличия/отсутствия технической возможности, форма акта обследования и порядок его заполнения описаны в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 627.

Индивидуальными приборами тепловой энергии в обязательном порядке оснащаются МКД, введенные в эксплуатацию с января 2012 года, все новостройки, МКД после реконструкции и капремонта (опять же при наличии технической возможности). Счетчики газа в своих квартирах должны установить те, у кого помещения отапливаются с использованием газового оборудования.

Платить за воду и электроэнергию по нормативам, как правило, не выгодно, поскольку это объем коммунального ресурса, который рассчитан по специальным формулам и который теоретически может потребить один человек в месяц. К тому же, если собственники помещений в МКД обязаны оснастить принадлежащие им помещения приборами учета используемых воды и электрической энергии, но не исполнили эту обязанность, при расчете платы за КУ в отношении собственника применяется повышающий коэффициент 1,5 к нормативу потребления соответствующего вида КУ, который он должен оплатить. При этом не имеет значения использует собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает его внаем другим лицам.

Обратите внимание! В данном случае применение повышающего коэффициента направлено на стимулирование потребителей к оборудованию жилых помещений ИПУ и не является штрафной санкцией. При этом, если собственник докажет, что установка счетчиков в квартире технически невозможна, повышающие коэффициенты применяться не будут.

Установка ИПУ позволяет существенно сократить расходы на потребляемые ресурсы, так как размер платы за них будет рассчитываться по фактическим показаниям таких приборов. А они, как правило, существенно отличаются от нормативов в меньшую сторону.

(Слайд 4)

Приведем пример. Допустим, в 3-х комнатной квартире проживает 4 человека. Холодное и горячее водоснабжение централизованное. Газ используется только для приготовления пищи. Счетчики на воду и электроэнергию установлены. Сравним, сколько будут платить жильцы в квартире с аналогичной характеристикой, но без счетчиков:

Нормативная правовая база

(Слайд 5) Нормативы рассчитываются согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов на содержание общего имущества многоквартирного дома (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – правила № 306)), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (Правила № 354)) и принятых на региональном уровне нормативных актов.

В Ставропольском крае нормативы на коммунальные ресурсы и услуги утверждает министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее – минЖКХ СК). Соответствующие приказы размещены на официальном сайте минЖКХ СК www.mingkhsk.ru в разделе «Деятельность».

Срок действия утвержденных нормативов не менее трех лет. В этот период они не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных Правилами № 306. Например, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт или изменились климатические условия и объем потребления коммунальных ресурсов изменился более чем на 5 процентов и т.д.

Нормативы определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

Рассмотрим их подробнее.

Нормативы потребления коммунальных услуг

МинЖКХ СК установлены нормативы потребления КУ для услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения. А также на тепловую энергию на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению. Соответствующие приказы размещены на сайте минЖКХ СК в вышеуказанном разделе.

  1. Газоснабжение (приказ минЖКХ СК от 11 марта 2016 г. № 87);
  2. Холодное/горячее водоснабжение, водоотведение (приказ минЖКХ СК от 16 мая 2013 r. № 131 o/д);
  3. Электроснабжение (приказ минЖКХ СК от 29 августа 2012 г. № 298-од);
  4. Тепловая энергияна подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению (приказ минЖКХ СК от октября 2016 г. №399).

(Слайд 6) При определении нормативов для разных КУ учитывались разные характеристики дома:

  • для горячего и холодного водоснабжения – этажность постройки, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, износ внутридомовых инженерных систем и др;
  • для электроснабжения – количество комнат в квартире, площадь дома, износ внутридомовых инженерных систем;
  • для газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;
  • для газоснабжения (при расходе газа для приготовления пищи и (или) подогрева воды) — износ внутридомовой инженерной системы газоснабжения;

В каких случаях размер платы за КУ

рассчитывается по нормативу?

(Слайд 7)

Помимо отсутствия счетчиков есть еще ряд ситуаций, когда возможен расчет платы за КУ по нормативу.

  1. Нарушен порядок подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам и при этом невозможно определить мощность несанкционированно подключенного оборудования. Исполнитель рассчитает плату за КУ исходя из объема, определенного на основании норматива с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
  2. Обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, находящегося у потребителя, вызвавшее искажение показаний прибора. В этой ситуации показания прибора не используются для расчета платы за КУ. Исполнителем производится перерасчет исходя из объема, рассчитанного на основании норматива с применением повышающего коэффициента 10 (п. 81(11) Правил), но не более, чем за три месяца, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета и до даты устранения такого вмешательства.
  3. Потребитель неоднократно (два и более раза) не допускал исполнителя или уполномоченное им лицо в свое жилое помещение для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, проверки достоверности представленных сведений о показаниях таких приборов учета. При условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета, плата за КУ рассчитывается, исходя из нормативов потребления КУ с применением повышающих коэффициентов (п. 85 (3) Правил).

Плату за КУ пересчитывают после того, как потребитель подаст письменное заявление о применении индивидуальных приборов учета или распределителей для расчета размера платы за услуги и будут сняты показания с приборов или распределителей (п.60 (1) Правил).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов

на содержание общего имущества в МКД

(Слайд 8)

Норматив потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (КР на СОИ), применяется для расчета размера платы за холодную, горячую воду, отведение сточных вод и электроэнергию, потребляемые при выполнении минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. №290.

Эти ресурсы необходимы для нормального функционирования МКД, удобства и безопасности его жителей. От этого зависит работа лифта, насосного оборудования, домофона, освещение подъезда, подвала, технических помещений и придомовой территории, влажная уборка и промывка систем водо- и теплоснабжения и т.д.

В квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг эти расходы отражены в верхней строчке, в составе платы за содержание общего имущества.

Важно! Собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности.

Обязанность по оплате КР на СОИ также возложена на владельцев и пользователей нежилых помещений — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в нежилых помещениях МКД, а также в жилых помещениях, используемых не в целях проживания.

Правила расчета размера платы за потребление таких ресурсов приняты, чтобы правильно учитывать коммунальные ресурсы в каждом доме и распределять затраты в соответствии с реальным потреблением.

Ознакомиться с нормативами на КР на СОИ можно на сайте министерства в вышеуказанном разделе.

  1. Холодная и горячая вода, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества МКД (приказ минЖКХ СК от 29 мая 2017 г. №162);
  2. Электроэнергия, используемая в целях содержания общего имущества МКД (приказ минЖКХ СК от 29 мая 2017 г. №161);

Внимание! Данные нормы не распространяются на МКД с непосредственным способом управления или дома, в которых способ управления не выбран или выбранный способ управления не реализован. Для данных домов плата за КР на СОИ осталась в составе коммунальных услуг и порядок их расчета не изменился.

(Слайд 9) При определении нормативов потребления КР на СОИ учитывается:

для холодной и горячей воды — этажность, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием;

для электроэнергии — количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств.

При определении нормативов потребления КР на СОИ также учитывается износ внутридомовых инженерных систем.

Расчет платы за КР на СОИ предусматривает включение разной площади общего имущества для разных ресурсов. Так при начислении платы за холодную и горячую воду учитывается вся площадь помещений, входящих в состав общего имущества, исключая чердаки и подвалы.

А вот при расчете размера платы за электроэнергию учитывается вся площадь помещений, входящих в состав общего имущества – без исключений.

(Слайд 10) Закон допускает четыре способа расчета платы за КР на СОИ:

Без проведения общего собрания собственников:

1.1 если нет автоматизированной системы передачи показаний прибора учета — по нормативу, с последующим перерасчетом в Порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (не утвержден);

1.2 если есть автоматизированная система передачи показаний прибора учета – по ОДПУ.

По решению общего собрания собственников:

2.1 исходя из среднемесячного объема с последующим перерасчетом в Порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (не утвержден);

2.2 по показаниям ОДПУ.

Право решать, каким порядком пользоваться оставлено за жителями каждого дома. Жителям домов, которые реально потребляют ресурсов меньше, чем заложено в нормативах, нужно просто провести общее собрание и выбрать удобный для себя способ расчетов.

Одна из распространенных ситуаций, когда в МКД есть коллективный прибор учета, плату за КР на СОИ начисляют по нормативу, но в конце года отказывают в перерасчете.

Исполнители услуг (управляющие компании, ТСЖ и ЖСК) совершенно справедливо ссылались на отсутствие порядка перерасчета, который должно утвердить Правительством Российской Федерации. Мол, пока нет порядка – нет и перерасчета.

Однако Верховный суд Российской Федерации пришел к выводу, что действующее законодательство допускает перерасчет платы за КР на СОИ в случае, если фактическое потребление таких ресурсов ниже установленного норматива. Отсутствие порядка не должно нарушать права граждан и приводить к неосновательному обогащению управляющей организации. Она обязана произвести перерасчет по итогам года.

  1. Как платить за коммунальные услуги в Беларуси

Коммунальные услуги – это комплекс услуг, получаемых потребителями и необходимых для комфортного пользования помещением и проживания в нём. В Республике Беларусь заметно различаются тарифы на оказываемые жилищно-коммунальные услуги для физических и юридических лиц (юридические лица производят оплату по более высоким ставкам)

В список жилищно-коммунальных услуг входят:

  • Техническое обслуживание зданий
  • Содержание помещений общего пользования (подъездов) в надлежащем санитарном состоянии
  • Работы по благоустройству домов и придомовых территорий
  • Техническое обслуживание лифта
  • Электроэнергия, необходимая для эксплуатации лифта
  • Капитальный ремонт жилых зданий
  • Холодное водоснабжение
  • Канализация
  • Теплоэнергия
  • Вывоз и обезвреживание твёрдых бытовых отходов
  • Электроэнергия
  • Газ
  • Телефон

Тарифы фиксированы, как правило, по всей стране, однако различаются в зависимости от того, обеспечивают ли полностью ли они возмещают так называемые экономически обоснованные затраты на своё оказание. Так, различаются цены для физических и юридических лиц, а также иначе производится расчёт цены не электроэнергию и воду, потребляемую сверх предусмотренных государством нормативов.

Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги в РБ и различных аспектов их предоставления производится с помощью решений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Указов Президента и других законодательных актов.

Последняя реформа в этой сфере произошла 1 января 2016 года, когда была применена структуризация понятий «техническое обслуживание» и «пользование лифтом», а также была отменена льгота на НДС при оплате газа и электроэнергии.

С той целью, чтобы процесс оплаты жилищно-коммунальных услуг был максимально прост и занимал минимум времени и сил, необходимо заранее собрать следующие данные:

  • Какие именно коммунальные услуги потребитель собирается оплачивать прямо сейчас
  • Сколько кубометров воды и газа необходимо оплатить
  • Реквизиты, нужные для оплаты тех или иных услуг

Существует несколько способов оплаты коммунальных услуг:

  • В почтовом отделении
  • В отделении банка
  • С помощью банкомата или инфокиоска
  • Через интернет

Наиболее удобной формой оплаты является оплата через интернет с использованием данных о банковской карте. Это повышает мобильность клиента, экономит личное время, позволяет избежать нежелательного общения и является незаменимым для людей, которые имеют определённые сложности с передвижением по городу. При оплате через интернет вводить реквизиты необходимо только в первый раз. Система запомнит все данные, и последующие оплаты будут занимать всего несколько минут. А использование предлагаемой сегодня услуги «Автооплата» и ей подобных позволяет не только оплатить все услуги одним щелчком, но даже настроить автоматическую оплату выбранных позиций в определённые даты.

Что касается сроков оплаты коммунальных услуг, то потребителям необходимо чётко помнить, до какого числа всё непременно должно быть оплачено. Крайний срок – 25 число месяца, следующего за отчётным. Таким образом, оплатить жилищно-коммунальные услуги за ноябрь 2015 года необходимо было до 26 декабря того же года. При несвоевременной оплате потребитель сталкивается с некоторыми трудностями: во-первых,за просроченные платежи начисляется дополнительная пеня, что увеличивает сумму, необходимую к выплате, а во-вторых, некоторые услуги прекращают предоставляться в случае, если они не были оплачены, сразу после 25 числа.

В соответствии с п. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Порядок оплаты за коммунальные услуги установлен жилищным законодательством, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца включительно, следующего за истекшим месяцем. При этом договором управления МКД либо решением общего собрания членов ТСЖ (жилищного кооператива) может быть установлен иной срок внесения платы (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

За несвоевременную и (или) неполную оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрена обязанность должников уплатить кредитору пени в установленных размере и порядке (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).

За несвоевременную и (или) неполную уплату взносов на капитальный ремонт предусмотрена обязанность собственников помещений уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).

Справка. Ключевая ставка (ставка рефинансирования)

Предоставление информации о порядке и форме оплаты коммунальных услуг

Организации или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги (исполнители), обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета.

Информация предоставляется путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении таких услуг, и размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом или комплекс жилых домов, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей (пп. «п» п. 31 Правил № 354).

Если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не установлен порядок оплаты, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов, при этом уведомлять поставщика услуг или управляющую компанию не требуется (Письмо Минстроя России от 04.09.2015 N 28485-ОЛ/04).

Основания внесения платы за коммунальные услуги

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься (п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ):

– на основании платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. При этом платежные документы могут представляться в том числе в электронной форме либо размещаться в информационной системе;

– на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в информационной системе. Такой информацией являются сведения о начислениях, размещенные в системе, а также содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Способы внесения платы за коммунальные услуги

В настоящее время существует несколько способов оплаты потребителем жилого помещения и коммунальных услуг. Так, в частности, потребитель по своему выбору вправе (п. 65 Правил № 354):

1) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет, через информационно-платежные терминалы, банкоматы, депозиторы, с помощью мобильного телефона, с использованием систем электронных платежей, долгосрочных поручений о списании денежных средств, в соответствии с которыми банк ежемесячно перечисляет со счета клиента оговоренные платежи, и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ. Подтверждающие оплату документы должны храниться не менее трех лет со дня оплаты;

2) поручать внесение платы за коммунальные услуги другим лицам;

3) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период (месяц) частями, не нарушая при этом установленный срок внесения такой платы;

4) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Рассрочка оплаты задолженности за жилищно-коммунальные услуги

Наличие задолженности за жилищно-коммунальные услуги влечет отключение в жилом помещении коммунальных услуг, взыскание задолженности в судебном порядке, в том числе путем ареста имущества, начисление пени. Существует вариант мирного урегулирования вопроса – рассрочка оплаты задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с п. 72 – 77 Правил № 354, рассрочка задолженности по коммунальным платежам может быть предоставлена гражданину в случаях:

– если размер платы за коммунальные услуги в определенном расчетном периоде превысил более чем на 25% размер платы за коммунальные услуги, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года (п. 72). Такой вид рассрочки предоставляется при условии внесения платежей равными частями в течение 12 месяцев, включая тот месяц, с которого была предоставлена рассрочка;

– если у потребителя коммунальных услуг возникли непредвиденные ситуации (болезнь, увольнение, потеря кормильца), из-за которых он не может оплачивать коммунальные услуги, в том числе погашение задолженности, в полном размере (п. 75). В этом случае получение рассрочки происходит по соглашению сторон, оно должно быть оформлено в письменном виде, и в нем отражаются сведения об условиях и порядке предоставления рассрочки.

Соглашение о рассрочке задолженности также может быть составлено по соглашению сторон (потребителя и поставщика коммунальных услуг).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *