Сроки по уголовным делам

Нюансы исчисления срока следствия

Два месяца – стандартный срок следствия. Порядок проведения предварительного следствия по уголовному делу разрешает следователю закончить производство и в меньший срок, который не ограничен. Правда, такое встречается на практике редко, в основном на местном уровне и в отношении рядовых преступлений.

Любое продление рассматривается как вынужденная мера, когда по объективным причинам расследование не может быть завершено в установленный срок.

Статья 162 УПК РФ определяет случаи, когда определенные временные отрезки исключаются из расчета срока следствия:

  1. Период обжалования следователем постановления прокурора о возвращении дела:
  • для дополнительного расследования;
  • для изменения обвинения (объема и (или) квалификации);
  • для пересоставления обвинительного заключения;
  • для устранения недостатков в расследовании.
  1. Период, в течение которого производство по уголовному делу было приостановлено.

В первом случае, если обжалование следователем постановления прокурора прошло успешно, дело направляется в суд. Если к этому моменту срок следствия истек, он не считается нарушенным. В случае отказа в удовлетворении жалобы следователя и возврата ему дела для производства дополнительного следствия, истекший к этому моменту срок должен быть продлен. Иначе расследование не может быть продолжено.

Вторая ситуация – штатная. Решение о приостановлении принимается очень часто, особенно по нераскрытым преступлениям. Если основания для приостановления отпали или нужно продолжить расследование, производство возобновляется и устанавливается срок следствия на 1 месяц. Дальнейшее продление осуществляется по общим правилам, с учетом истекшего к моменту приостановления уголовного дела срока и дополнительного 1-месячного срока.

В случае если производство по делу было прекращено, а затем возобновлено, для дополнительного следствия также устанавливается 1-месячный срок. Дальнейшее продление осуществляется по общим правилам и учитывает прошедший к этому моменту срок следствия до прекращения и после возобновления.

Продление срока следствия

Очень большое количество уголовных дел расследуется с нарушением 2-месячного срока следствия. Часто это происходит по объективным причинам: дело довольно-таки сложное, требуется, например, производство экспертиз и (или) допрос большого количества свидетелей. Но нередко причина – банальная волокита по делу, в том числе провоцируемая большой нагрузкой на следователей.

Первый раз срок досудебного следствия может быть продлен только до 3 месяцев. Это, в принципе, считается обычным явлением. Лояльно к такому продлению и законодательство. Решение принимается руководителем следственного органа, в чьем подчинении находится следователь, ведущий расследование.

Второе продление разрешается в пределах 12 месяцев. Если к этому моменту прошло, например, уже 3 месяца следствия, дополнительный срок следствия может составлять 9 месяцев, не более. Решение принимается на вышестоящем уровне. Продлить срок вправе руководитель соответствующего следственного органа регионального уровня или любой из его заместителей. Ходатайство следователя о продлении должно быть мотивированным. Формальное основание – особая сложность расследования. Как правило, в качестве конкретных оснований приводятся: производство экспертиз, допрос большого количества свидетелей, многочисленность обвиняемых, множественность эпизодов преступных действий и т.п. Порой продление вынужденная мера. Так бывает, в частности, когда производство приостанавливалось, общий 3-месячный срок следствия истек, а прояснить ситуацию (например, установить виновное лицо) удалось только к концу срока. Здесь объективно необходимо продлевать расследование, чтобы провести нужные следственные и процессуальные действия для завершения производства по делу.

УПК РФ допускает продление срока свыше 12 месяцев, при этом не устанавливая границ. Такое решение носит исключительный характер и принимается на федеральном уровне – руководителем (его заместителями) следственного органа в составе соответственно МВД/ФСБ или Председателем СК РФ. Для такого продления нужны очень веские причины. Зачастую так долго расследуются резонансные дела: терроризм, громкие убийства, многоэпизодные сексуальные преступления и т.п.

Несмотря на то, что решение о продление срока следствия принимается руководителем соответствующего следственного органа, инициатором всегда является следователь, ведущий расследование. Он готовит постановление о продлении срока следствия и представляет его вместе с материалами дела. Это должно быть сделано не позднее 5 суток до истечения срока расследования – важный момент, который порой становился поводом для оспаривания стороной защиты факта продления следствия. Если постановление о продлении будет признано незаконным, все последующие следственные и процессуальные действия – автоматически незаконны. И хотя суды на практике всячески стараются отказать в удовлетворении таких жалоб, принятие иного решения нельзя исключить.

На практике удовлетворяются почти все постановления следователя о продлении срока следствия. В ином случае потребуется принимать какое-то иное процессуальное решение, а речь может идти только о прекращении или приостановлении производства. Тем не менее, продление на региональном и, тем более, федеральном уровне грозит следователю дисциплинарным взысканием.

Сроки расследования в форме дознания

По многим делам следствие не проводится – расследование ведется в форме дознания. Все статьи УК РФ, по которым ведется дознание, перечислены в части 3 ст. 151 УПК РФ.

Сроки дознания отличаются от сроков предварительного следствия и составляют гораздо меньший период времени:

  1. Стандартный срок – 30 суток с момента возбуждения уголовного дела. Он может быть продлен еще на 30 суток по решению надзирающего прокурора.
  2. В случае приостановления и возобновления дознания дополнительный срок органичен 10 сутками.
  3. Продление дознания возможно на срок до 6 месяцев. Самая распространенная причина – производство экспертизы. Хотя только этим перечень оснований не ограничен, главное – обосновать продление. Решение принимается районным прокурором или его заместителями.
  4. Предельный срок дознания – 12 месяцев. Продление на этот срок допускается только в связи с направлением запроса об оказании правовой помощи в иностранном государстве. Решение принимается прокурором регионального уровня.

Поскольку дознание по некоторым делам может осуществляться следователями СК РФ, все решения о продлении сроков дознания принимаются в такой ситуации руководителем следственного органа СК соответствующего уровня (местного/регионального), а не прокурором.

Сроки рассмотрения уголовных дел регулируются на законодательном уровне.

Данные периоды напрямую зависят от формы предварительного расследования.

Каковы сроки рассмотрения обращений граждан в полиции? Узнайте об этом из нашей статьи.

Законодательный регламент

Любой противоправный поступок, подпадающий под нормы уголовного законодательства, становится основанием для проведения расследования.

Рассмотрение уголовных дел — это сложная, длительная процедура, состоящая из нескольких стадий.

Все стадии регламентированы на законодательном уровне. Начинается процесс с принятия устного или письменного заявления от пострадавшего гражданина.

На основании этого заявления следователем, дознавателем или прокурором возбуждается уголовное дело. Это происходит при наличии доказательств, свидетельств или результатов экспертизы, подтверждающих слова заявителя.

Как только дело возбуждено, начинается стадия предварительного расследования. Существуют две формы: следствие, дознание (ст. 150 УПК).

Необходимость в следствии возникает по всем уголовным делам, рассматривающим тяжкие, особо тяжкие преступления. Этот вариант позволяет в полной мере провести все необходимые мероприятия с целью выяснения обстоятельств дела.

Организация следствия позволяет максимально точно установить истину, соблюдая при этом права всех сторон. Сроки проведения следствия устанавливаются на законодательном уровне — ст. 162 УПК.

Дознание — это упрощенная форма расследования.

Оно применяется по отношению к преступлениям небольшой, средней тяжести.

Законом также определяются сроки дознания — ст. 223 УПК.

Установка предельных временных границ необходима для защиты интересов обвиняемого в преступлении гражданина, для осуществления контроля вышестоящими инстанциями над действиями должностных лиц, для оперативного получения компенсации пострадавшей стороной.

Предварительное следствие и расследование: в чем разница? Ответ узнайте прямо сейчас.

Сроки

Сколько может идти следствие по уголовному делу? Допустимая продолжительность ведения следствия и дознания отличается.

Следствия

Максимальная длительность процесса — 2 месяца. Это время, которое проходит с возбуждения дела до завершения расследования.

Под завершением понимается: передача прокурору (с обвинительным заключением), суду (с постановлением о необходимых принудительных медицинских мерах), прекращение дела.

Допустимый период продления — 3 месяца.

При особых обстоятельствах, когда дело отличается повышенной сложностью, допускается еще одно продление — до 12 месяцев.

Вынести такое решение могут только должностные лица соответствующего уровня (руководители органов, заместители руководителей).

Больше этого срока процесс может затягиваться в особых, исключительных случаях.

Сколько времени рассматривается дело в суде? Читайте об этом .

Дознания

Максимальная продолжительность — 30 суток. При наличии такой необходимости прокурором может быть принято решение о продлении — на 30 суток.

Если дело усложняется потребностью в проведении экспертизы, длительность процедуры может составлять до 6 месяцев.

В исключительных случаях, когда исполняется запрос о правовой помощи, решение вопроса может затянуться до 12 месяцев.

Сколько длится процесс?

Уголовно-процессуальное законодательство активно применяет термин «разумные сроки», обращаясь к уполномоченным органам.

На практике установленные законом предельные временные промежутки рассмотрения правонарушений часто искусственно увеличиваются.

Возможность оперировать достаточно условным и размытым понятием «разумных сроков» дает право уполномоченным органам месяцами и годами рассматривать дела.

Подобное происходит в результате постоянных приостановок, возобновлений, возвращений дел прокурором на доработку и т.д.

Современное законодательство не предусматривает конкретный механизм определения адекватной продолжительности расследования.

В итоге происходит нарушение прав всех сторон — пострадавший не может оперативно получить положенную ему компенсацию, а виновный гражданин длительное время ограничивается в своих правах (в том числе может находиться под стражей) в ожидании вердикта.

В случае явного нарушения разумных периодов расследования конкретного дела сторона защиты имеет право подать обращение об ускорении решения вопроса.

От чего зависит?

Длительность процесса зависит от следующих факторов:

  1. Правовая, фактическая сложность дела. При наличии явной вины подозреваемого, сознавшегося в правонарушении, и четкой доказательной базы у стороны обвинения процесс принятия решения может легко уложиться в минимальные промежутки, установленные законом. Но большинство дел не обладают такой прозрачностью. Часто у обвинения нет явных доказательств, у стороны защиты есть возможности для оспаривания имеющихся улик, возникает необходимость в проведении экспертизы.
  2. Поведение участников процесса. Нередко важные участники дела не являются в уполномоченные органы. Это могут быть ключевые свидетели происшествия, пострадавшие лица и даже сами обвиняемые. В последнем случае результатом неисполнения обязательств может послужить заключение обвиняемого под стражу.

    Если же он намеренно скрывается от правоохранительных органов, то степень его вины только возрастает. В любом случае, подобное поведение участников приводит к затягиванию дела.

  3. Компетентность действий должностных лиц. Успешность решения вопроса и соблюдение временных норм во многом зависит от профессионализма должностного лица, занимающегося делом.

    Неэффективное проведение необходимых мероприятий, нарушение процессуального порядка осуществления следственных действий, совершение ошибок, из-за которых прокурор возвращает дело, и другие неквалифицированные поступки специалистов могут значительно увеличить время решения вопроса.

  4. Своевременность проведения необходимых процедур (экспертизы, осмотра и т.д.). Некоторые данные, получаемые в результате проведения следственных мероприятий, являются достоверными только при условии соблюдения необходимых сроков.

    Так, запоздалое проведение экспертизы или осмотра места происшествия может привести к утере важных доказательств.

Статья 162 УПК РФ. Срок предварительного следствия

Полный текст ст. 162 УПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 162 УПК РФ.

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом .

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа .

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями .

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой_2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия .

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия .

Комментарий к статье 162 УПК РФ

1. В срок предварительного расследования включается время со дня возбуждения дела и до момента направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.

2. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного расследования следует указывать:
— дату возбуждения уголовного дела, а в случае соединения в одном производстве нескольких дел — дату возбуждения каждого из них, приостановления и возобновления производства;
— краткое описание события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства), в случае совершения многоэпизодных преступлений фабулу излагать сжато;
— основные доказательства виновности обвиняемых (допускается представление отдельной справки, содержащей подробный анализ доказательств, не подлежащих преждевременному разглашению);
— даты задержания и избрания меры пресечения в отношении каждого обвиняемого;
— сущность предъявленного обвинения;
— сведения о личности обвиняемых, обоснование необходимости дальнейшего содержания под стражей;
— сведения о движении дела: назначении судебных экспертиз, ознакомлении с материалами дела, направлении дела в суд, а также иных решений по делу (к постановлению может прилагаться справка с более детальной информацией о движении дела);
— причины, в силу которых следствие не может быть окончено в установленный срок, и объем предстоящей работы по делу.

3. При повторном возбуждении ходатайства отражать, выполнены ли следственные действия, для производства которых испрашивалось предыдущее продление, причины их невыполнения и принятые в связи с этим меры.

4. В препроводительных документах обязательно указывать, изучалось ли уголовное дело, какие нарушения и недостатки выявлены в организации расследования, какие меры приняты для устранения обнаруженных просчетов.

5. В случае производства следственных действий по уголовному делу в период, когда срок по нему не был продлен в установленном к.с. порядке, полученные доказательства должны быть признаны недопустимыми. Составленными с нарушением требований УПК могут быть признаны и принятые в этот период следователем (дознавателем и др.) процессуальные решения, в том числе обвинительное заключение (обвинительный акт или обвинительное постановление).

6. Истечение срока предварительного расследования не влечет за собой автоматической отмены избранной обвиняемому меры пресечения.

7. В срок предварительного следствия не включается «время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221» УПК. Названное «время» начинает течь с момента вынесения прокурором постановления о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Если решение прокурора следователем не было обжаловано, не включенное в срок предварительного следствия «время» завершается по истечению 72 часов с момента поступления к следователю возвращенного прокурором на основании п.2 ч.2 ст. 221 УПК уголовного дела. Если следователь обжаловал соответствующее постановление прокурора, в срок предварительного расследования не входит «время на обжалование» до момента поступления к следователю решения вышестоящего прокурора по его жалобе.

8. В ч.6 к.с. учтено предоставление законодателем прокурору права отменять незаконные или необоснованные постановления руководителя следственного органа, следователя о приостановлении предварительного следствия (ч.1.1 ст. 211 УПК) и о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч.1 ст. 214 УПК). Для исполнения указаний прокурора по уголовным делам, по которым прокурором приняты искомые решения, законодатель позволяет устанавливать срок для исполнения указаний прокурора способом, аналогичным тому, что предусмотрен для уголовных дел возвращенных прокурором следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п.2 ч.1 ст. 221 УПК).

9. В ч.6 к.с. законодатель употребляет выражение «руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело». Под таковым здесь подразумевается руководитель следственного органа, в подчинении которого находится следователь, в производстве которого находится уголовное дело. Руководитель следственного органа вправе принять к своему производству возвращенное прокурором уголовное дело. В этом случае он же по этому уголовному делу будет устанавливать срок исполнения указаний прокурора (дополнительного следствия).

10. Итак, руководитель следственного органа в уголовном процессе может выступать в двух статусах, как должностное лицо, контролирующее деятельность подчиненных ему следователей, и как орган предварительного следствия, принявший уголовное дело о подследственном ему преступлении к своему производству. Причем всегда это руководитель того следственного подразделения, в котором находится или в которое поступило для производства предварительного следствия уголовное дело.

11. Важно, какую функцию применительно к данному делу собирается осуществлять руководитель следственного органа: функцию процессуального контроля или функцию предварительного расследования. Если он занимается лишь процессуальным контролем, то течение установленного им в пределах одного месяца срока начинается со дня поступления уголовного дела от него к подчиненному ему следователю. Если руководитель следственного органа воспользуется предоставленным ему ч.2 ст. 39 УПК правом производства предварительного следствия лично, рассматриваемый срок будет исчисляться с тех суток, когда:
1) им самим вынесено постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия, возобновлении предварительного следствия и об установлении срока предварительного следствия;
2) к нему поступило уголовное дело и постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела (если уголовное дело из возглавляемого им следственного органа не истребовалось, со дня поступления ему указанного постановления);
3) к нему поступило уголовное дело с постановлением о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия.

12. Пунктом 11 ч.1 ст. 39 УПК предусмотрено право руководителя следственного органа возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Если основания принятия такого решения имеются, но руководитель следственного органа решил принять дело к своему производству и лично произвести дополнительное расследование, постановление о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного предварительного следствия не выносится. Руководитель следственного органа выносит постановление об отмене вынесенного подчиненным им следователем постановления о приостановлении предварительного следствия, о возобновлении предварительного следствия и об установлении срока предварительного следствия, а затем принимает уголовное дело к своему производству.

13. Может случиться ситуация, когда следователь представил руководителю следственного органа на утверждение постановление о прекращении уголовного дела, а последний считает, что данное постановление не может быть им утверждено, так как по делу необходимо произвести дополнительное расследование. Если руководитель следственного органа решил лично произвести данное дополнительное расследование, ему рекомендуется вынести постановление об отмене постановления следователя и принять уголовное к своему производству.

14. К каким первым выводам мы приходим? Во-первых, начало течения срока, о котором идет речь в ч.6 к.с., напрямую зависит от того, кто именно руководитель следственного органа сам или же подчиненный ему следователь будет производить по делу предварительное следствие.

Во-вторых, использованное законодателем в ч.6 к.с. словосочетание «руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело», не безупречно. Не трудно заметить, что рассматриваемый субъект уголовного процесса, уж в первом случае (когда осуществляет одну лишь функцию процессуального контроля) точно, не является «руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело». Уголовное дело к своему производству обычно принимает подчиненный ему следователь. И именно он, а не руководитель следственного органа, будет являться тем лицом, «в производстве которого находится уголовное дело».

15. Конечно, можно было бы встать на путь буквального толкования исследуемого словосочетания. Тогда следует заявить, что у руководителя следственного органа закрепленное в ч.6 к.с. право имеется только, когда он сам выступил в качестве следователя и принял дело к своему производству. А о следователе, к которому поступило уголовное дело, в ч.6 к.с. речь идет только потому, что согласно ч.2 ст. 39 УПК, приняв уголовное дело к своему производству и производя предварительное следствие в полном объеме, руководитель следственного органа обладает полномочиями следователя.

16. Однако вряд ли такое толкование искомых словосочетаний отвечает духу исследуемой нормы права. Несомненно, следователем, о котором идет речь в ч.6 к.с. обычно является именно следователь (хотя может быть и следственная группа), а не руководитель следственного органа. А, под «руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело», законодатель подразумевает непосредственного руководителя (руководителя следственного органа) следователя, которым уголовное дело будет принято к своему производству. Именно будет, будет принято к производству. Принятие уголовного дела к своему производству — это процессуальное решение, часть предварительного следствия. Предварительное же следствие — это деятельность (совокупность процессуальных решений и процессуальных действий), содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования. Оно не может быть осуществлено вне установленных (имеющихся, продленных) сроков предварительного расследования.

17. Поэтому, по общему правилу, прежде чем уголовное дело «поступит» к следователю, оно окажется у его начальника — у руководителя следственного органа. Последний с ним ознакомится, вынесет постановление об установлении срока предварительного следствия и поручит производство предварительного следствия по делу подчиненному ему следователю.

18. Почему мы здесь написали «по общему правилу»? Да потому что правила ч.6 к.с. распространяются и на те случаи, когда на момент установления срока предварительного расследования уголовное дело находится у следователя. Например, следователь вынес незаконное постановление о приостановлении предварительного следствия, и уголовное дело оставил в своем сейфе. Руководитель следственного органа ознакомился с постановлением и отменил его, установив предусмотренный ч.6 к.с. срок предварительного расследования. В этой ситуации уголовное дело у следователя не забирали. Поэтому оно к нему и не поступало. Как было отмечено выше, днем «поступления дела» к следователю в этом случае будут те сутки, в течение которых он получил постановление руководителя следственного органа об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия, возобновлении предварительного следствия и об установлении срока предварительного следствия.

19. Начало течения срока, о котором идет речь в ч.6 к.с., напрямую зависит от того, кто именно руководитель следственного органа сам или же подчиненный ему следователь будет производить по делу предварительное следствие.

20. Отмена постановления о прекращении производства по уголовному делу не позволяет учитывать при исчислении общего срока предварительного расследования, время с момента вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу до вынесения постановления об отмене постановления о прекращении уголовного дела (установлении срока предварительного расследования).

21. Отмена постановления о приостановлении предварительного следствия, в котором было указано хотя бы одно из предусмотренных ч.1 ст. 208 УПК оснований, не позволяет в связи с этим включить в общий срок предварительного расследования время, прошедшее после вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия до вынесения постановления об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия, возобновлении предварительного следствия и об установлении срока предварительного следствия.

Если же ни одного основания приостановления предварительного следствия в одноименном постановлении указано не было, правила ч.3 к.с. на данную ситуацию не распространяются. Иначе говоря, время, прошедшее после вынесения данного незаконного постановления о приостановлении предварительного следствия до вынесения законного постановления о приостановлении предварительного расследования или окончания производства по делу, должно учитываться при определении размера общего срока предварительного расследования.

22. То обстоятельство, что постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия, возобновлении предварительного следствия и об установлении срока предварительного следствия признано незаконным и необоснованным и отменено, не позволяет не включать в общий срок предварительного расследования время, в течение которого предварительное расследование осуществлялось в установленный в порядке ч.6 к.с. руководителем следственного органа срок.

23. Если постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия отменено, даже когда в нем же было зафиксировано решение об установлении срока предварительного расследования, время производства дополнительного расследования в полной мере учитывается при определении общей продолжительности произведенного по уголовному делу предварительного следствия.

24. Осталось несколько слов сказать о самом праве руководителя следственного органа устанавливать срок предварительного расследования «в пределах одного месяца». Заметьте, законодатель именует принятие такого решения правом руководителя следственного органа. Но это не только одна из имеющихся у него возможностей. Даже скорее это обязанность названного субъекта уголовного процесса. О «праве» здесь идет речь не в том смысле, что руководитель следственного органа — непосредственный начальник следователя может не устанавливать срок предварительного расследования вообще. Предварительное расследование не может осуществляться вне его срока. Поэтому установление срока предварительного расследования после возобновления производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, возвращения уголовного дела для производства дополнительного следствия не право, а обязанность уполномоченного на то лица.

25. Термин «право» законодатель употребил здесь для того, чтобы указать на конкретного участника уголовного процесса, который может и должен вынести соответствующее постановление, и, главное, предусмотреть временные границы устанавливаемого срока предварительного (дополнительного) расследования.

26. Процессуальное решение об установлении срока предварительного расследование при возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия уполномочен принимать руководитель следственного органа, в который «поступило» уголовное дело.

27. Срок возобновленного предварительного расследования не может превышать один месяц с момента «принятия» следователем дела к своему производству. Именно этот смысл заложен законодателем в фразу «установление срока предварительного следствия в пределах одного месяца».

28. О значении понятия «процессуальное действие» см. комментарий ст. 49 УПК.

29. См. также комментарий ст. 39, 221, 237 УПК.

Консультации и комментарии юристов по ст 162 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 162 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *