Ст 116 воздушного кодекса РФ

СТ 120 ВЗК РФ

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Содержание

Комментарий к Статье 120 Воздушного кодекса России

Комментируемой статьей 120 ВЗК России установлена ответственность за просрочку в доставке пассажира, багажа или груза. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Указанная норма исключает из числа оснований применения соответствующего штрафа такое нарушение договора перевозки пассажира со стороны перевозчика, как задержку отправления транспортного средства, что может иметь принципиальное значение в ситуации, когда пассажир отказывается от перевозки из-за длительной задержки отправления самолета. При таких обстоятельствах пассажир в соответствии с п. 2 ст. 795 ГК РФ вправе требовать возврата уплаченной провозной платы. Представляется, однако, что и в данном случае перевозчик не может быть освобожден от уплаты законной неустойки, установленной ГК РФ, в размере, предусмотренном статьей.

Необходимо отметить, что в ГК РФ отсутствуют нормы об ответственности перевозчика за несвоевременную доставку багажа.

В соответствии со статьей 795 ГК РФ перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия в пункт назначения. В этих случаях перевозчик (воздушно-транспортное предприятие) уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном комментируемой статьей.

Помимо ссылки на непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности транспортной организации, ст. 795 ГК РФ и почти текстуально воспроизводящая ее комментируемая статья 120 Воздушного кодекса России называют устранение неисправности транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажира, а также иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.

В случае, когда речь идет об устранении неисправности транспортного средства, подразумевается транспортное средство, поданное под погрузку. Применительно к самолетам — объявлена посадка. Ссылка воздушно-транспортного предприятия на то, что самолет не может быть подан к очередному рейсу в связи с задержкой в аэропорту отправления, не принимается во внимание, так как перевозчик должен выполнить свои обязательства перед пассажирами, предоставив другой самолет.

Не могут быть приняты во внимание и такие обстоятельства, как неисправность поставщика горючего для заправки самолета, отсутствие денег для оплаты услуг наземных служб аэропорта и т.п. Все эти обстоятельства охватываются риском предпринимательской деятельности, которую ведут коммерческие транспортные организации.

Международные перевозки пассажиров подчиняются правилам, согласованным в международно-правовых актах. Применительно к воздушному транспорту, например, следует назвать Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, подписанную в Варшаве 12 октября 1929 г. и ратифицированную СССР в 1934 г. (Варшавская конвенция).

Гватемальский протокол 1971 г., касающийся пассажирских перевозок, повысил предел ответственности перед пассажиром и установил, что она наступает независимо от вины воздушного перевозчика. Правда, Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 г. (принята в Монреале, но еще не вступила в силу) в ст. 19 указывает, что за вред, причиненный вследствие задержки при перевозке пассажиров, багажа или груза, перевозчик отвечает, если не докажет, что им, его служащими и агентами были приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что у него не было возможности принять такие меры. Поэтому в связи с противоречивостью решений, предлагаемых Гватемальским протоколом и Монреальской конвенцией, следует руководствоваться действующей в России Варшавской конвенцией.

В соответствии со ст. 19 Варшавской конвенции перевозчик несет ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажира. Конвенция не раскрывает понятие вреда. Представляется, что термин «вред» в данном контексте охватывает как имущественный, так и моральный вред. При этом любая оговорка, клонящаяся к освобождению перевозчика от ответственности, является недействительной и не порождает никаких последствий (ст. 23 Варшавской конвенции).

Таким образом, и в международных воздушных перевозках ответственность за просрочку в доставке пассажира не может быть снята с перевозчика ссылкой на условия, помещенные на обороте авиабилета, о праве перевозчика отменить рейс, изменить расписание без предупреждения пассажира.

Согласно ст. 120 Воздушного кодекса России нельзя считать, что пассажир добровольно соглашается с условиями договора перевозки, обозначенными в авиабилете. Он участвует в договоре присоединения, условия которого односторонне навязаны перевозчиком. Пассажир — сторона, присоединившаяся к договору, а согласно п. 2 ст. 428 ГК РФ «присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушения обязательства либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора».

Оценивая условия договора перевозки пассажира, установленные перевозчиком, следует также иметь в виду норму ст. 16 Закона о защите прав потребителей: условия договора, ущемляющие права потребителей, по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными. Включенные в авиабилет сведения о том, что время отправления и прибытия, указанное в билете, расписании или других документах, не гарантируется и не является условием договора перевозки, ущемляют права пассажира-потребителя по сравнению со ст. 792 ГК РФ и ст. 103 Воздушного кодекса РФ.

Статья 83. Авиационная безопасность
1. Авиационная безопасность — состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.2. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.3. Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации — противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
Статья 84. Обеспечение авиационной безопасности
1. Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.2. Авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции»;
5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.3. Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.4. Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.5. При осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе:
1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;
2) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;
3) давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;
4) при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;
5) задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.6. Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 85. Предполетный и послеполетный досмотры
1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.2. Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.Проведение предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.При выполнении международных полетов воздушных судов предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» проводится после осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.3. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.4. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.
Статья 85.1. Персональные данные пассажиров воздушных судов
1. В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.2. Порядок передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в указанные в пункте 1 настоящей статьи автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 1.

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 21 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 246, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N2 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, ст. 2023, ст. 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351) следующие изменения:
1) в статье 107:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки груза грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку».
б) дополнить пунктами 3, 4, 5, 6 в следующей редакции:
«3. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
4. Если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1 , 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, уплаченная за воздушную перевозку сумма не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром фактически не использованы услуги.
5. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с тем, что состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.
6. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктом б пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается».
2) статью 108 изложить в следующей редакции:
«Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира
1. В случае отказа пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При отказе пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, но позднее установленного в соответствии с настоящим пунктом срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
2. В случае если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги.
Сборы, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги, подлежат возврату пассажиру.
Перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных им на маршруте воздушной перевозки тарифов.
3. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с внезапной болезнью пассажира либо болезнью или смертью члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма.
4. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязано информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы, до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы устанавливается федеральными авиационными правилами».
Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение пункта 3 Протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи от 15 декабря 2010 г. N 7, предусматривающего подготовку предложений по внесению в Воздушный кодекс Российской Федерации изменений, устанавливающих порядок и условия возврата, а также отказа в возврате авиакомпанией денежных средств, уплаченных пассажиром за воздушную перевозку, при его отказе от полета, в целях создания условий для снижения стоимости воздушных перевозок для пассажиров.
В целях совершенствования порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки законопроектом предусмотрены следующие изменения в ст. 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с действующей статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходя из основных начал гражданского законодательства, базирующихся на принципах добросовестности, разумности и справедливости, предусмотренных статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, пассажир вправе отказаться от услуги по перевозке до момента ее оказания.
При этом оказание пассажиру услуги по перевозке возможно, если он зарегистрировался на рейс до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете.
В этой связи законопроектом предусматривается, что возврат уплаченных за воздушную перевозку сумм осуществляется в случае отказа пассажира от полета до истечения установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете. Согласно действующей ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации при отказе пассажира от полета более чем за 24 часа до отправления воздушного судна перевозчик не имеет права на возмещение расходов на бронирование и оформление перевозочных документов, фактически понесенных им до отказа пассажира от перевозки, что является экономически необоснованным и нарушает принципы равенства сторон и справедливости, предусмотренные статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, отсутствие у перевозчика правовых оснований для возмещения фактически понесенных им расходов на бронирование и оформление перевозочных документов препятствует корректному формированию цен на авиаперевозки и влечет увеличение их стоимости для пассажиров, поскольку указанные риски включаются в стоимость перевозки и оплачиваются пассажиром независимо от того отказывается он от перевозки или нет.
В целях создания правовых условий для экономически обоснованного формирования цен на авиаперевозки законопроектом предусмотрено, что сборы за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, фактически использованные пассажиром до отказа от перевозки удерживаются перевозчиком из возвращаемой пассажиру суммы.
Реализация указанных положений законопроекта будет осуществляться в соответствии со ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками на основе тарифов и сборов. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «0 защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителей») потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
При этом статьей 39 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие главы 3 данного закона, могут определяться другими законами.
Согласно статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Таким образом, ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность авиакомпаний по возврату пассажирам провозной платы в случае отказа от перевозки независимо от условий заключенного договора воздушной перевозки пассажира.
При этом общепринятая международная практика, успешно используемая иностранными авиакомпаниями, предусматривает заключение договоров воздушной перевозки на различных условиях:
с гибкими условиями, по которым возврат уплаченной за воздушную перевозку суммы или изменение даты и времени вылета возможны в любое время;
с ограничениями по возможности изменения даты и времени вылета;
с условием о том, что провозная плата при отказе пассажира от перевозки не возвращается (далее — невозвратные тарифы).
Применение невозвратных тарифов позволяет иностранным авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые востребованные даты и направления по сниженным ценам. Пассажиры, для которых цена авиабилета является определяющим фактором, в первую очередь социально незащищенные слои населения, имеют возможность забронировать свою перевозку заранее по сниженной цене. При этом нивелируется риск того, что пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки в связи с тем, что авиабилет не будет продан.
За счет заключения договоров воздушной перевозки на различных условиях (чем выше тариф, тем гибче условия договора воздушной перевозки) иностранные авиаперевозчики сегментируют пассажиропоток и имеют возможность предложить перевозку, как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой.
Анализ статистических данных авиакомпаний «Аэрофлот — российские авиалинии», «Авиакомпания «Трансаэро», ГТК «России», «Сибирь», «ЮТэйр», выполняющих 70 процентов пассажирских перевозок, показывает, что сумма возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажиров от перевозки, включая отказы пассажира от перевозки более чем за сутки и менее чем за сутки, с учетом процентного количества повторной продажи билета после отказа пассажира от перевозки, составляет в среднем 8 процентов от выручки по продажам услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами.
Учитывая, что суммарная выручка от продажи услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами по отрасли за 2010 год составила 284,1 млрд. рублей, 8 процентов от этой суммы составляет 22,7 млрд. рублей.
Соответственно риски отказа пассажиров от перевозки, учитываемые российскими авиакомпаниями при формировании тарифов, приводят к суммарному увеличению стоимости перевозки на 22,7 млрд. рублей.
Таким образом, добросовестные пассажиры, выполняющие условия договора воздушной перевозки, покупая авиабилеты «переплачивают» в год сумму в размере 22,7 млрд. рублей.
Также необходимо отметить, что согласно ст. 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных авиакомпаний, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
Учитывая, что соглашения о воздушном сообщении не регулируют вопрос возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки, возврат провозной платы иностранными авиакомпаниями осуществляется согласно статьям 1210, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством иностранного перевозчика.
Таким образом, иностранные авиакомпании, продающие на территории Российской Федерации услуги по воздушной перевозке, применяют невозвратные тарифы, что позволяет им предлагать пассажирам более низкие тарифы, что, в свою очередь, создает условия для оттока пассажиров с российских авиакомпаний и их привлечения на рейсы иностранных авиакомпаний.
При этом предоставление указанных конкурентных преимуществ иностранным авиакомпаниям и создание неравных конкурентных условий для российских авиакомпаний нарушает п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г . N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
С учетом изложенного, содержащийся в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации запрет на применение авиакомпаниями невозвратных тарифов приводит:
— к ограничению доступности услуг воздушного транспорта для граждан Российской Федерации, в связи с их высокой стоимостью;
— к созданию для российских авиакомпаний неравных конкурентных условий с иностранными авиакомпаниями.
Установление права российских авиакомпаний на применение невозвратных тарифов с сохранением возможности выбора пассажиром условий договоров, предусматривающих возврат провозной платы при отказе от перевозки, позволит суммарно снизить уровень тарифов, имеющих условие об их невозвратности, на 6,8 млрд. рублей (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки, учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов).
Для сравнения объем субсидирования авиакомпаний, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N2 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» в 2010 году составил 2,5 млрд. рублей, что позволило предложить перевозку пассажирам по сниженным ценам. При этом рост объема пассажирских перевозок на субсидируемых направлениях в 2010 году составил 24,7 процента.
Таким образом, наделение авиакомпаний и пассажиров правом заключать договора воздушной перевозки на различных условиях, предусматривающих в случае отказа пассажира от перевозки как полный возврат провозной платы или возврат с удержанием неустойки, так и невозвратные тарифы:
позволит российским авиакомпаниям дополнить тарифную сетку экономичными невозвратными тарифами и предложить пассажирам определенное количество авиабилетов на различные направления по существенно сниженной цене;
позволит пользоваться услугами воздушного транспорта как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой;
приведет к увеличению подвижности населения;
увеличит пассажирооборот российских авиакомпаний;
увеличит налоговые отчисления российских авиакомпаний в федеральный бюджет;
окажет позитивное влияние на экономику в целом.
С учетом изложенного законопроектом предусматриваются изменения в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым в качестве основного правила устанавливается, что в случае отказа пассажира от перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов.
В проекте сохраняется положение действующей статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации о том, что при отказе пассажира от перевозки позднее установленного срока с пассажира удерживается сумма, в размере не более 25 процентов от уплаченной за перевозку суммы.
Исключением из основного правила согласно законопроекту является случай, когда стоимость перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности. В этом случае уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от полета не возвращается, за исключением сборов за фактически неиспользованные пассажиром до отказа от перевозки услуги по договору воздушной перевозки, которые подлежат возврату пассажиру.
При этом перевозчик или уполномоченное им лицо обязано предоставить пассажиру информацию об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
В целях гарантирования прав пассажиров на выбор условий заключаемых договоров законопроектом предусматривается, что перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных перевозчиком на маршруте воздушной перевозки тарифов.
Согласно законопроекту положения п. 1 и 2 ст. 108 в редакции законопроекта об уведомлении за 24 часа об отказе от перевозки, об удержании неустойки и о невозвратных тарифах не распространяются на случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки в связи с болезнью пассажира, либо в связи с задержкой или отменой отправления воздушного судна, иными действиями перевозчика, предусмотренными пунктом 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82.
Согласно законопроекту в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки пассажиру должна быть возвращена уплаченная за воздушную перевозку сумма.
В целях исключения противоречий законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок возврата пассажиру уплаченных за воздушную перевозку сумм в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушениями со стороны пассажира, аналогичный порядку, предусмотренному ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не повлечет изменения расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Для реализации федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» потребуется утверждение приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».
Срок подготовки указанного приказа Минтранса России — 1 месяц со дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации».
Головным исполнителем по разработке приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» является Минтранс России.

Прим. ред.: Законопроект опубликован на сайте Минэкономразвития РФ.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации

1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Статья 2. Воздушное законодательство Российской Федерации

1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила — нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации

Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации

Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полётов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 6. Понятие уполномоченных органов

В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.

Статья 7. Принадлежность имущества авиации

Имущество гражданской и экспериментальной авиации — воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полётов воздушных судов средства — в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения — только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.

Статья 7.1. Объекты инфраструктуры воздушного транспорта

1. К объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся следующие объекты:

1) аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;

3) объекты единой системы организации воздушного движения;

4) наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;

5) здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг, обеспечения государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства.

2. Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры воздушного транспорта являются взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлётно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трёх этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.

Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации

1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:

1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолётах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полётов гражданских воздушных судов;

2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат лётной годности выдаётся на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к лётной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлёгких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

2.1) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат лётной годности выдаётся на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к лётной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлётной массой 30 килограммов и менее;

3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.

3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 8.1. Обязательная аттестация авиационного персонала экспериментальной авиации

1. Специалисты авиационного персонала экспериментальной авиации подлежат обязательной аттестации.

Обязательная аттестация специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации проводится уполномоченным органом в области оборонной промышленности с участием организаций экспериментальной авиации.

2. Порядок проведения обязательной аттестации авиационного персонала экспериментальной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами.

Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации

1. Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Утратил силу.

3. Выдача соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.

4. Выдача соответствующей лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.

5 — 7. Утратили силу.

Статья 10. Приостановление действия сертификатов и их аннулирование

1. Действие сертификатов может быть приостановлено, а равно в их действие могут быть введены ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

2. Сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 491-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июня 2018 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 мая 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2016 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 5 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2016 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 мая 2016 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 мая 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 июля 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 января 2015 г., за исключением положений, для которых частью 2 статьи 3 названного Федерального закона установлен иной срок вступления их в силу

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 июня 2014 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 129-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2012 г.

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2008 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 июня 2008 г., за исключением изменения статьи 117 настоящего Федерального закона в части дополнения пунктом 1.2, которое вступает в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 июня 2008 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 ноября 2007 г.

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2006 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2006 г.

Федеральный закон от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 апреля 2005 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 1999 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *