Ст 87 об исполнительном производстве

Какие изменения нам несет новый Закон Украины «Об исполнительном производстве» (далее – Закон)?

Изменения в основном связаны с введением института частных исполнителей, но есть и другие.

Настоящим Законом (статьей 2) определены принципы исполнительного производства. Согласно им и во их исполнение должны будут действовать государственные и частные исполнители. Этими принципами являются:

1) верховенство права;

2) обязательность исполнения решений;

3) законность;

4) диспозитивность;

5) справедливость, беспристрастность и объективность;

6) гласность и открытость исполнительного производства;

7) разумность сроков исполнительного производства;

8) соразмерность мер принудительного исполнения решений и объема требований по решениям;

9) обеспечение права на обжалование решений, действий или бездействия государственных исполнителей, частных исполнителей.

Также законом предусмотрен новый вид исполнительного документа – постановление частного исполнителя о взыскании основного вознаграждения. Возникновение этой новации обусловлено объективными причинами – изменениями реалий исполнительного производства и введением института частных исполнителей.

Статьей 7 Закона предусмотрена возможность взыскателя самостоятельно направлять исполнительный документ о взыскании периодических платежей непосредственно к лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и прочие доходы.

Автоматизированной системе исполнительных производств и Единому реестру должников посвящены статьи 8 и 9 Закона. Эти статьи определяют информационное наполнение и условия функционирования этой системы и реестра. Частью 3 статьи 9 Закона возложена обязанность на нотариусов и лиц, осуществляющих государственную регистрацию имущества и обременений, уведомлять органы исполнительной службы об имуществе, относительно которого обратилось к ним лицо, на момент обращения находившееся в Едином реестре должников, и отказать в совершении регистрационных действий, даже если в реестре отсутствует информация о наложении ареста на имущество и средства должника. Частью 4 статьи 9 Закона предусмотрено условие о признании сделки недействительной, если она заключена во время пребывания лица – стороны сделки в Едином реестре должников и если эта сделка привела к невозможности удовлетворить требования взыскателя за счет имущества, которое было предметом этой сделки.

Предусмотрено, что лицо вносят в Единый реестр должников одновременно с открытием исполнительного производства. Исключение лица из этого реестра проводится одновременно с вынесением постановления об окончании исполнительного производства, возврате исполнительного документа взыскателю на основании пунктов 1, 3, 11 части первой статьи 37 настоящего Закона или возврате исполнительного документа в суд на основании статьи 38 настоящего Закона или в день установления исполнителем факта отсутствия задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей. То есть исключить лицо из Единого реестра должников возможно и до вынесения постановления, предусматривающего прекращение исполнительного производства. Данное обстоятельство позволит исполнителю быстро реагировать на изменения в исполнительном производстве и позволит защитить интересы «добросовестных должников».

Статьей 12 Закона изменены по сравнению с действующим на сегодня Законом Украины «Об исполнительном производстве» сроки предъявления к исполнению исполнительных документов – исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение трех лет (ныне установлен срок – один год), кроме удостоверений комиссий по трудовым спорам и исполнительных документов, по которым взыскателем является государство или государственный орган, которые могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение трех месяцев.

В новом Законе не будет такого основания прерывания срока предъявления исполнительного документа к исполнению, как частичное исполнение решения должником.

Отдельной статьей (статья 13) устанавливаются сроки принятия решений исполнителями по отдельным исполнительным действиям.

Интересные изменения произошли в статье 15 Закона, определяющей стороны исполнительного производства. В отличие от действующего Закона «Об исполнительном производстве» среди должников также отмечается государство.

В части 1 статьи 18 Закона указаны основные требования к исполнению исполнителем своих обязанностей, и к этим требованиям в сравнении с действующим законом добавлена эффективность. Поскольку именно эффективности и не хватает исполнительному производству сейчас.

В перечень обязанностей исполнителя, уже определенных согласно действующему законодательству, добавлены следующие обязанности:

– осуществлять регистрацию обременений имущества в процессе и в связи с исполнительным производством;

– принимать решения об отсрочке и рассрочке исполнения решения (кроме судебных решений) при наличии письменного заявления взыскателя;

– получать от банковских и других финансовых учреждений информацию о наличии счетов и/или состоянии счетов должника, движении средств и операциях по счетам должника, а также информацию о договорах должника о хранении ценностей или предоставлении должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком.

Кроме обязанностей исполнителей увеличен также перечень обязанностей должника. К уже существующим добавлены следующие:

– допускать в установленном законом порядке исполнителя к жилью и другим владениям, помещениям и хранилищам, принадлежащим ему или которыми он пользуется, для осуществления исполнительных действий;

– по решениям имущественного характера представить исполнителю в течение пяти рабочих дней со дня открытия исполнительного производства декларацию о доходах и имуществе должника, в том числе об имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами, о счетах в банках или других финансовых учреждениях, об имуществе, находящемся в залоге (ипотеке) или у других лиц, или о средствах и имуществе, принадлежащих ему от других лиц, по форме, установленной Министерством юстиции Украины;

– сообщить исполнителю об изменении сведений, указанных в декларации о доходах и имуществе должника, не позднее следующего рабочего дня со дня возникновения соответствующего обстоятельства;

– предоставлять объяснения по фактам неисполнения решений или законных требований исполнителя или иного нарушения требований законодательства об исполнительном производстве.

В статье, регламентирующей участие в исполнительном производстве понятых (статья 22), отсутствуют в сравнении с действующим законодательством положения о праве понятых на компенсацию расходов понятых, понесенных ими в связи с участием в исполнительных действиях.

Важным моментом нового исполнительного производства является обязанность взыскателя перед подачей заявления об открытии исполнительного производства уплатить авансовый взнос в размере 2 % суммы, подлежащей взысканию.

Сумма этого авансового взноса ограничена 10 минимальными размерами заработной платы, а по решению неимущественного характера – в размере одного минимального размера заработной платы с должника – физического лица и в размере двух минимальных размеров заработной платы с должника – юридического лица.

От уплаты авансового взноса освобождаются взыскатели по решениям о:

– взыскании заработной платы, восстановлении на работе и по другим требованиям, следующим из трудовых правоотношений;

– вычислении, назначении, перерасчете, осуществлении, предоставлении, получении пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;

– возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью физического лица;

– взыскании алиментов;

– возмещении имущественного и/или морального вреда, причиненного вследствие совершения уголовного правонарушения.

От уплаты авансового взноса также освобождаются государственные органы, инвалиды войны, инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов I и II групп, граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в случае их обращения в органы государственной исполнительной службы.

Интересно, что этот авансовый взнос возвращается взыскателю только в случае реального взыскания с должника, также взыскателю возвращается неиспользованная исполнителем сумма этого аванса. По требованию взыскателя исполнитель предоставляет ему отчет об использованных средствах авансового взноса. То есть в этом случае мы имеем некий аналог сбора или пошлины взыскателя, который изъявил желание начать принудительное исполнение решения.

Насколько это эффективно, покажет только практика.

Новый Закон предусматривает наложение на должника обязательства по уплате исполнительного сбора сразу с открытием исполнительного производства. Размер исполнительного сбора не изменился – 10 % от суммы, фактически взысканной.

Исполнительный сбор согласно статье 27 Закона не взимается по:

1) исполнительным документам о конфискации имущества, взыскании периодических платежей, наложении ареста на имущество для обеспечения исковых требований, по исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению;

2) в случае исполнения решений Европейского суда по правам человека;

3) если исполнение решения осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения выполнения решений суда в порядке, установленном Законом Украины «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений»;

4) по исполнительным документам о взыскании исполнительного сбора, взыскании расходов исполнительного производства, штрафов, наложенных исполнителем в соответствии с требованиями настоящего Закона;

5) в случае исполнения решения частным исполнителем.

Также исполнительный сбор не взимается в случае окончания исполнительного производства на основании пункта 9 части первой статьи 39 настоящего Закона, если решение было исполнено до вынесения постановления об открытии исполнительного производства.

Итак, новое исполнительное производство будет стоить денег уже и взыскателю, который обязан уплатить авансовый взнос для подачи заявления об открытии исполнительного производства. Это весьма сомнительна новация, поскольку лицо, обращаясь к такому инструменту, как исполнительное производство, уже понесло какие-то материальные затраты, и целью исполнительного производства является именно возвращение этих потерь, а тут оно еще и обязано уплатить авансовый взнос, который неизвестно, будет ли возвращен.

Также должник лишен права на семидневный срок на добровольное исполнение решения по исполнительному документу без уплаты исполнительного сбора. С этим трудно не согласиться, поскольку сама суть исполнительного производства заключается в принудительном исполнении решений, то есть лицо по определенным причинам добровольно это решение не исполняет, и предоставление ему семидневного срока для добровольного исполнения является не совсем логичным.

В новом Законе у исполнителя отсутствует обязанность уведомления руководителя ГИС о намерениях осуществить исполнительные действия в праздничные и нерабочие дни, а также в ночное время.

О приостановлении исполнительного производства по новому Закону оставлено 9 оснований, с наступлением которых исполнитель обязан исполнительное производство остановить. Не осталось положений, дающих право исполнителю остановить исполнительное производство (в отличие от действующего Закона «Об исполнительном производстве»).

В новом Законе отсутствует обязанность исполнителя провести все необходимые действия по исполнительному производству в течение шести месяцев со дня открытия исполнительного производства.

Возможно, это связано с введением института частных исполнителей и с возможным уменьшением в связи с этим нагрузки на государственных исполнителей.

Остановимся на основаниях окончания исполнительного производства. К уже существующим добавлены следующие:

– принятие Национальным банком Украины решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка-должника;

– окончание срока, предусмотренного законом для соответствующего вида взыскания, кроме случая, если существует задолженность по взысканию соответствующих платежей. Это условие является важным, поскольку есть отдельные практические случаи, когда исполнители закрывали исполнительные производства о взыскании алиментов в связи с достижением ребенком 18-летнего возраста при имеющейся задолженности по ним;

– направление исполнительного документа в суд, который его выдал, в случае, предусмотренном частью третьей статьи 63 настоящего Закона;

– если взысканные с должника в полном объеме средства не затребованы взыскателем течение года и в связи с этим направлены в Государственный бюджет Украины;

– если средств, поступивших от реализации заложенного имущества (по исполнительному документу об обращении взыскания на заложенное имущество), недостаточно для удовлетворения требований взыскателя – залогодержателя, а также если имущество, являющееся предметом ипотеки, передано ипотекодержателю или приобретено им в соответствии с требованиями Закона Украины «Об ипотеке» по исполнительному документу об обращении взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки.

Несколько изменен порядок обращения взыскания на имущество должника, а именно:

Будет увеличен до 20 минимальных заработных плат размер взыскания по исполнительному документу, по которому обращено взыскание на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено такое жилье.

Также согласно части 8 статьи 48 нового Закона регламентирована периодичность проверки исполнителем имущественного положения должника.

Статья 56 регламентирует арест и опись имущества должника. Согласно этой статье арест и опись проводятся на основании соответствующего постановления, в статье определены все обязательные реквизиты и информация, которая должна быть в таком постановлении. По сравнению с действующим законом в новом Законе отсутствует такой документ, как Акт описи и ареста имущества должника. Такой Акт составляется только в случае передачи описанного имущества должника на хранение хранителю.

В положениях об определении стоимости имущества должника и его оценке сторонам исполнительного производства сначала дается 10-дневной срок на определение стоимости имущества.

Если такое согласие не достигнуто, государственный исполнитель определяет стоимость имущества по рыночным ценам. Для проведения оценки по регулированным ценам, оценки недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов исполнитель привлекает субъекта оценочной деятельности – субъекта хозяйствования.

Определен срок уведомления сторон о стоимости или получении отчета об оценке – не позднее следующего рабочего дня после дня определения стоимости или получения отчета об оценке.

Кроме того, исключено положение о рецензировании оценки имущества, что позволит сторонам сразу обращаться в суд с обжалованием оценки имущества.

В статье 61 Закона, регулирующей реализацию имущества, на которое обращено взыскание, по сравнению с действующим законодательством, отсутствуют «плавающие» границы уценки. Установлены четкие нормы уценки стоимости имущества. По действующему ныне законодательству все имущество может быть уценено до 50 % от первоначальной суммы оценки, а сейчас до таких пределов можно уценить только движимое имущество.

Очень важна статья, регулирующая исполнение решения о выселении должника. В этой статье не определен способ уведомления должника о выселении. Но, исходя из содержания статьи 28 нового Закона, такое уведомление должника отправляется простой почтовой корреспонденцией, не предусматривающей получения доказательств о получении адресатом письма. «Нечистые на руку» исполнители и взыскатели смогут использовать это положение в свою пользу, и это ставит под угрозу интересы должников. В этой статье факт уведомления исполнителем должника не ставится в зависимость от факта получения должником уведомления, достаточно лишь факта отправки такого уведомления. Это положение должно быть изменено, поскольку дает повод для злоупотреблений и нарушений прав.

Положения об отчислении из заработных плат, пенсий, стипендий не изменены.

Усилена ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

ВЫВОД:

Таким образом, сейчас нельзя сделать однозначный вывод о том, какой характер будут иметь изменения в исполнительном производстве, положительно они повлияют на продуктивность деятельности исполнителей или отрицательно. Ответ на этот вопрос даст только практика применения этого законодательства. Однозначно можно сделать вывод лишь о том, что новые законы направлены на ускорение исполнительных действий, что возымеет положительное влияние, некоторое уменьшение бюрократии во время принятия решений, исполнительное производство «подорожает» для обеих сторон исполнительного производства, что выражается во внедрении авансовых взносов, усилении ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, но не решена главная проблема – надлежащая оплата труда государственных исполнителей. Однако будем надеяться, что этот вопрос будет решен в ближайшее время.

1. Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара, или другое умышленное нарушение права на эти объекты, если это нанесло материальный ущерб в крупном размере, —

наказываются штрафом от двухсот до тысячи не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или исправительными роботами на срок от двух лет, или лишением свободы на тот же срок, с конфискацией соответствующей продукции, орудий и материалов, которые специально использовались для ее изготовления.

2. Одни и те же действия, если они содеянны повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или нанесли материальный ущерб в особо крупном размере, —

наказываются штрафом от тысячи до двух тысяч не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или исправительными роботами на срок от двух лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией соответствующей продукции, орудий и материалов, которые специально использовались для ее изготовления.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, содеянные служебным лицом с использованием служебного положения относительно подчиненного лица, —

наказываются штрафом от пятисот до тысячи не облагаемых налогами минимумов доходов граждан, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением воли на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Материальный ущерб считается причиненным в крупном размере, если его размер в двести и более раз превышает не облагаемый налогами минимум доходов граждан, а причиненный в особо крупном размере — если его размер в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогами минимум доходов граждан.

ПОРЯДОК
ПОЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ ИНФОРМАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЫЕЗД ДОЛЖНИКА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющегося судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю настоятельно рекомендует жителям и гостям Хабаровского края не уклоняться от исполнения обязательств по исполнительным документам, находящимся в службе судебных приставов и напоминает, что в арсенале службы применение ограничения на выезд за рубеж не единственная мера, применяемая к тем, кто не хочет добровольно исполнять Законы Российской Федерации.
Во избежание возникновения проблем при пересечении государственной границы для получения информации о наличии задолженности обратитесь в в отдел судебных приставов по месту регистрации.
Информация предоставляется гражданам, являющимся должниками по исполнительным производствам, при наличии документа удостоверяющего личность.
2 октября 2007 года N 229-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ (выдержки)
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также — граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также — организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями
1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.
3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.
4. Исполнительный документ, поступивший для исполнения в банк или иную кредитную организацию после отзыва у них лицензии, возвращается без исполнения направившему его лицу.

Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица
1. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;
2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;
3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.
3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе.
Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве
1. Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
2. В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.
3. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.
4. Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.
5. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом.
Статья 28. Перемена адреса во время ведения исполнительного производства
Лицо, участвующее в исполнительном производстве, обязано сообщать в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства. При отсутствии такого сообщения повестка, иное извещение посылаются по последнему известному адресу указанного лица и оно считается извещенным, хотя бы по этому адресу более не проживает или не находится.
Статья 29. Последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением
1. При отказе адресата принять повестку, иное извещение лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов.
2. Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если:
1) адресат отказался от получения повестки, иного извещения;
2) несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу.
Статья 64. Исполнительные действия
1. В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее — регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
2. Исполнительные действия, указанные в пунктах 2, 4, 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств. Поручение в иностранное государство направляется в порядке, установленном международным договором Российской Федерации.
Статья 65. Розыск должника, его имущества или розыск ребенка
1. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом. В таком же порядке выносится постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка.
2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа: по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя.
3. В случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, розыск должника-гражданина и розыск ребенка осуществляются органами внутренних дел.
4. Розыск должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина осуществляется Федеральной службой судебных приставов по заявлению взыскателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Расходы по розыску должника, его имущества и розыску ребенка относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
6. Расходы по розыску должника-гражданина и розыску ребенка определяются на основании заявления органа внутренних дел, осуществлявшего такой розыск, а расходы по розыску должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина — на основании расчета, производимого территориальным органом Федеральной службы судебных приставов.
Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
1. При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

2. Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.
3. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
4. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Статья 68. Меры принудительного исполнения
1. Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
2. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
3. Мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

Статья 99 ФЗ № 299-ФЗ. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 — 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 99 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

В пп. 56, 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

В случае обращения взыскания на суммы пенсий, зарплат должника на его счете не подлежит удержанию лишь процент суммы последнего зачисленного на счет платежа

Согласно частям 2, 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

В случае обращения взыскания на суммы пенсионных выплат, суммы выплачиваемой работнику заработной платы или иные доходы должника, перечисляемые на его счет, следует иметь в виду, что от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счет платежа (часть 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве).

Удержания производятся из пенсий, пособий и выплат кроме пособия по безработице

Правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).

Пособие по безработице законодательством не отнесено к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, поэтому на такое пособие может быть обращено взыскание по исполнительному документу.

Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий
Комментарий к статье 36
1. Комментируемая статья устанавливает сроки совершения исполнительных действий. В ее ч. 1 определен общий срок, в течение которого судебным приставом-исполнителем должны быть исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования, — два месяца со дня возбуждения исполнительного производства. Данный срок относится к исполнительному производству судебного пристава-исполнителя, в чьем производстве оно находится. Этот срок имеет организационный характер.
Как показывает судебная практика, взыскатели нередко обжалуют бездействие судебного пристава-исполнителя, связанное с тем, что исполнение не окончено в течение предусмотренного двухмесячного срока. В связи с этим следует особо отметить, что указанный срок не является пресекательным и после его истечения судебный пристав-исполнитель обязан совершать действия с целью исполнения исполнительного документа, о чем говорится в ч. 8 ст. 36 комментируемого Закона. В то же время данный срок должен ориентировать судебного пристава-исполнителя на необходимость своевременного принятия оперативных мер по совершению исполнительных действий, именно поэтому названный срок принято называть организационным.
Под общее правило о двухмесячном сроке исполнения не подпадает исполнение требований, указанных в ч. ч. 2 — 6.1 настоящей статьи.
2. Специальные сроки совершения исполнительных действий установлены для исключительных случаев, когда требуются оперативные действия судебного пристава-исполнителя ввиду особых объектов защиты.
Закон установил следующие специальные сроки:
1) если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом (ч. 2 комментируемой статьи). Так, в силу конституционной обязанности и семейного законодательства родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, поэтому в надлежащих случаях алименты выплачиваются родителями (одним из родителей) до достижения несовершеннолетним ребенком совершеннолетия. Если суд вынес решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, то суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ст. 206 ГПК; ст. 174 АПК);
2) постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 комментируемого Закона, должно быть исполнено в течение 15 дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения (ч. 3 настоящей статьи). В данном случае Закон устанавливает сокращенный срок для исполнения поручения судебного пристава-исполнителя. Необходимость в поручении возникает тогда, когда требуется совершение отдельных исполнительных действий или применение мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя;
3) содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 4 комментируемой статьи). Восстановление на работе относится к судебным решениям, подлежащим немедленному исполнению в силу ст. 396 ТК и ст. 211 ГПК. Законодатель выделяет данный случай немедленного исполнения из всех прочих, о которых речь идет в ч. 5 комментируемой статьи. Напомним, что ст. 211 (в отличие от ст. 212) ГПК установлены случаи обязательного немедленного исполнения судебных решений или судебных приказов, т.е. не зависящих от судейского усмотрения;
4) если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 5 комментируемой статьи). Данное положение касается всех случаев немедленного исполнения судебных актов: обязательное немедленное исполнение судебного акта в силу закона (ст. 211 ГПК; ч. 2 ст. 182 АПК); факультативное — по решению суда, вынесенному на основе заявления взыскателя (ст. 212 ГПК; ч. ч. 3 — 6 ст. 182 АПК);
5) требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, то не позднее следующего дня (ч. 6 комментируемой статьи).
Обеспечительные меры являются срочными и временными мерами, их эффективность зависит от того, насколько быстро они будут приняты. Именно по этой причине законом установлен столь сжатый срок. Если по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, невозможно исполнить определение об обеспечении иска в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, то исполнение должно быть произведено не позднее следующего дня. Такая ситуация может быть, например, при поступлении исполнительного листа поздно вечером, когда предприятие уже не работает, в выходные или праздничные дни и пр.;
6) требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном в отношении иностранного государства, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем структурного подразделения ФССП в двухмесячный срок со дня уведомления иностранного государства о возбуждении в отношении его исполнительного производства (ч. 6.1 комментируемой статьи).
3. В сроки, указанные в ч. ч. 1 — 6 ст. 36 комментируемого Закона, не включается время:
1) в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением (см. комментарий к ст. 38 настоящего Закона). Отложение является временной остановкой исполнительного производства;
2) в течение которого исполнительное производство было приостановлено (см. комментарии к ст. ст. 39 — 42 настоящего Закона). Приостановление является разновидностью временной остановки исполнительного производства. По общему правилу приостановление производства приводит и к приостановлению течения сроков;
3) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (см. комментарий к ст. 38 настоящего Закона);
4) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, о предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, об изменении способа и порядка его исполнения и до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;
5) со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы (см. комментарий к ст. 85 настоящего Закона);
6) со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации (см. комментарий к ст. 87 настоящего Закона).
Во всех вышеперечисленных случаях указанные сроки не включаются в сроки исполнения исполнительных документов.
4. О характере устанавливаемых в комментируемой статье сроков говорится в ее ч. 8: истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства. Данное положение свидетельствует об организационном характере рассматриваемых сроков.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный комментируемым Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный Законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.п.).
Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (ч. ч. 4 и 5 ст. 6.1 ГПК; ч. ч. 4 и 5 ст. 10 КАС; ч. ч. 4 и 5 ст. 6.1 АПК) <1>.
———————————
<1> См.: п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50, а также Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2215-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Диденко Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
5. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. Приведенная норма соответствует ст. 31.9 КоАП, в соответствии с которой постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу (т.е. в силу истечения срока давности).
В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 47 комментируемого Закона истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 комментируемой статьи) независимо от фактического исполнения этого акта является основанием для окончания исполнительного производства <1>.
———————————
<1> Определение ВС РФ от 27 августа 2015 г. N 303-КГ15-9922.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *