Стандартизация в области охраны окружающей среды

Стандартизация – это установление единой и обязательной для всех объектов данного уровня системы государственных норм и требований (экологических стандартов) к управлению качеством окружающей природной среды.

Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов.

Стандартизация является одной из важнейших составных частей природоохранного законодательства. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ресурсов. Стандартизация обеспечивает применение единых и обязательных методов и правил охраны природы, а также единой терминологии. Стандарты качества природной среды относятся к нормативным законодательным документам по охране природы, которыми устанавливаются оптимальные характеристики окружающей природной среды, достигаемые при существующем уровне технического прогресса. Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими.

Стандартизация по охране окружающей среды, начатая в 80-е годы ХХ века, завершилась разработкой стандарта:

  • Документы общего характера, например, ГОСТ 17.0.0.01-78;

  • Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

Вся система государственных стандартов представлена следующими группами:

  • ГОСТы 17.1.. определяют вопросы охраны гидросферы и водопользования;

  • ГОСТы 17.2.. регламентируют вопросы охраны атмосферного воздуха, выбросы вредных веществ в атмосферу;

  • ГОСТы 17.4.. включат вопросы по защите почв от загрязнений, методы повышения плодородия и др.;

  • ГОСТы 17.5.. раскрывают вопросы охраны литосферы, включая правила и нормы землепользования, рекультивации и т.д.;

  • ГОСТы 17.6.. направлены на охрану и восстановление лесов, охрану флоры, не относящейся к сельскохозяйственным культурам;

  • ГОСТы 17.8.. посвящены вопросам ландшафтоведения, охраны и классификации ландшафтов;

  • Стандарты группы ГОСТ 12. раскрывают лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов, ПДУ физического загрязнения и радиационного воздействия.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

  • Нормативы качества окружающей среды;

  • Нормативы использования природных ресурсов;

  • Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду;

  • Экологические стандарты;

  • Нормативы санитарных и защитных зон.

6.3. Мониторинг окружающей среды и его основные виды

Понятие «мониторинг» было предложено еще в 1920-х годах. Программа ЮНЕСКО от 1974 г. определяет мониторинг как систему регулярных, длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающую информацию о состоянии окружающей среды, с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов на будущее параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. В нашей стране мониторинг получил развитие с1974 г. благодаря работам академика Ю. А. Израэля.

Мониторинг включает в себя следующие направления (рис.10):

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;

  • оценку фактического состояния окружающей среды и уровня ее загрязнения;

  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого загрязнения;

  • оценка прогнозируемого состояния окружающей среды.

Рис. 10. Блок-схема системы мониторинга (по Ю. Израэлю, 1979)

Различают несколько видов мониторинга. По территориальному признаку выделяют локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) и глобальный (биосферный, фоновый) мониторинги. По используемым методам  наземный, авиационный и космический. По методам исследований – химический, биологический, физический и другие.

Локальный – это мониторинг определенного объекта, который чаще всего подвержен интенсивным антропогенным нагрузкам. Его цель состоит в том, чтобы концентрация загрязняющих веществ антропогенного происхождения не превышала допустимых концентрации (ПДК). Разновидность локального мониторинга  импактный (англ. impact – влияние, воздействие) мониторинг, как правило, в особо опасных зонах и местах.

Региональный – это слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который, как правило, отличается от соседних по природным условиям (бассейны рек, лесные экосистемы, агроэкосистемы и т.д.).

Глобальный – это мониторинг, охватывающий биосферу Земли вцелом. Например, для оценки воздействия окружающей среды на наземные экосистемы используется информация об изменении площади тропических и лиственных лесов на всей нашей планете. Глобальный мониторинг называют еще фоновым или биосферным.

Фоновый (Базовый) – это слежение за общебиосферными, в основном, природными явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний. Фоновое состояние окружающей среды до начала интенсивного антропогенного воздействия ученые восстанавливают, например, по данным анализа колец старых деревьев, проб годовых слоев ледников, донных отложений.

В настоящее время в рамках деятельности Всемирной Метеорологической организации создана мировая сеть станций фонового мониторинга, которая охватывает все типы экосистем. Эта работа осуществляется под эгидой Программы ООН и координируется ЮНЕСКО. На территории России в 11 биосферных заповедниках расположены станции комплексного фонового мониторинга, они являются частью глобальной международной сети наблюдений.

Наземный мониторинг проводится для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, а также для наблюдений, которые не могут быть проведены другими методами. Например, для определения физических или химических параметров приземного слоя воздуха и почв, растительности или вод используют живые организмы  биоиндикаторы, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в окружающей среде. Чаще всего уровень и состав вредных воздействий оценивают по состоянию некоторых мхов и лишайников, способных накапливать вредные примеси с изменением массы и цвета.

Авиационный мониторинг проводится в целях инвентаризации лесов, выявлении площадей, пораженных пожарами, вредителями на региональном и локальном уровнях.

Космический мониторинг позволяет определить отдельные изменения в биосфере, которые при использовании других методов не выявляются. Например, с помощью спутниковых данных изучают границы тундры и лесотундры, что характеризует динамику глобального потепления.

Мониторинг окружающей среды – функция государственного управления, не включающая принуждение. Целью государственного экологического мониторинга является обеспечение достоверной информацией об истинном состоянии окружающей среды в нашей стране. Данная информация выдается бесплатно органам государственной власти и органам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, всем другим пользователям за определенную плату.

1. Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

2. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

3. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *