Статьи о трудоустройстве выпускников

Павлова Инна Анатольевна
ГАПОУ ЧР «ЧТСГХ»
Выпускники средних специальных учебных заведений являются наиболее перспективной и активной частью населения. Так, в 2014 году в России СУЗами было выпущено более полутора миллионов молодых специалистов. При этом в условиях сложной экономической ситуации важной проблемой государства и общества выступает их трудоустройство. Решение проблем занятости молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволило бы не только поднять экономику страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и подняло бы престиж России в международных масштабах. Особенность ситуации заключается в том, что в настоящее время именно выпускники СУЗов наиболее не востребованы на рынке труда. Таким образом, проблема трудоустройства молодежи, в частности, молодых специалистов является актуальной проблемой и требует пристального внимания со стороны общества и государства.
Само понятие «молодой специалист”, предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии, ушло в прошлое. Сегодня «молодой специалист” – выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.
Проблема трудоустройства молодых специалистов не оставила в стороне и Чувашскую республику. По мнению сотрудников Департамента федеральной государственной службы занятости населения, на региональный рынок труда с каждым годом выходит все большее количество выпускников учреждений основного профессионального образования, не имеющих возможность применить полученные знания и умения на практике.
Молодые специалисты составляют сегодня 48% общей численности экономически активного населения страны, при этом они имеют наименьшую конкурентоспособность на рынке труда. Выпускники СУЗов проигрывают специалистам со стажем в силу ряда и внутренних, и внешних причин.
К внутренним – можно отнести:
• отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду и нежелание менять размеренный уклад «легкой” жизни за «надежным родительским плечом”;
• амбициозность выпускников современных сузов;
• завышенные требования к условиям и оплате труда;
• нежелание строить карьеру с самых «низов”;
• отсутствие четкой профессиональной определенности;
• отсутствие навыков поиска работы и общения с работодателями.
Внешними факторами низкой конкурентоспособности выпускников СУЗов являются следующие:
• несоответствие специализации и квалификации выпускников требованиям рынка;
• отсутствие у выпускников учебных заведений требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта;
• отсутствие четкого правового механизма трудоустройства молодых специалистов;
• дискриминация женщин при приеме на работу;
• неосведомленность выпускников о своих правах и возможностях в поисках работы;
• существование определенного дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и соответствующим предложением специальностей со стороны ищущих работу.
Так, в связи с возрастанием спроса на рабочие профессии обозначилось некоторое улучшение с трудоустройством выпускников учреждений начального профессионального образования, что совпадает с общей для всей страны тенденцией. Виден хоть и относительно медленный, но неуклонный рост доли выпускников учреждений среднего профессионального образования, обращающихся в службу занятости населения сразу после завершения обучения. По прогнозам Минтруда России на ближайшее время, свыше 40 % выпускников учреждений профессионального образования не смогут найти работу по специальности. С учетом же того, что государственные органы работают с данными, отражающими только зарегистрированную безработицу, реальность может оказаться гораздо более удручающей. Так, по мнению некоторых ученых, уровень зарегистрированной безработицы может быть в 15 раз ниже уровня фактической безработицы.
Можно с уверенностью сказать, что молодые специалисты — основа инновационной экономики. Но уровнем их подготовки отечественные работодатели удовлетворены далеко не всегда. В системе образования по отдельным специальностям сформировался явный дисбаланс — либо спрос превышает предложение, либо наоборот.
Рассмотрим эту проблему касаемо профильных для техникума профессиям. Предварительно был очерчен круг специальностей выпускаемых ЧТСГХ и круг профессий, которые сходны по содержанию труда и, возможно, могут совмещаться с интересующими. Например, довольно востребованная сегодня техническая профессия техник-строитель, подготовка которого проходит в ЧТСГХ, на рынке труда имеет несколько профессий, так или иначе, с ней связанных. Чаще всего это профессии – техник по эксплуатации и строительству зданий и сооружений, техник по монтажнику внутренних санитарных технических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляция; техник-геодезист; специалист по земельно-имущественным отношениям; техник по монтажу, наладке и эксплуатации электрооборудования промышленных и гражданских зданий; техник по водоснабжению и водоотведению; техник-электромеханик по эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики; техник по эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования.
Уже первоначальный анализ востребованности профессий выпускаемых ЧТСГХ, по вакансиям службы занятости и по материалам газетных объявлений, выявил несколько групп профессий. Одни из них имеют на рынке труда города довольно высокий спрос, другие постоянный, но не высокий, а на третьи — спрос вообще отсутствует.
Наиболее благоприятные условия на рынке труда у выпускников, получивших профессию инженера-строителя, программиста, инженера-механика, бухгалтера.
Слабая динамика востребованности наблюдается на специальности: специалист по электроснабжению, специалиста производственно-технического отдела.
Низкая востребованность, а то и полное его отсутствие, наблюдается на следующих специалистов: юрист, бухгалтер, техник по эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования.
ЧТСГХ также вносит неоспоримый вклад в работу по трудоустройству своих выпускников. Центр по трудоустройству специалистов ведет многогранную работу по содействию в трудоустройстве выпускников ЧТСГХ. Свою работу центр ведет в тесном взаимодействии со Службой занятости населения.
Своей деятельностью Центр оказывает как непосредственное, так и косвенное содействие трудоустройству молодых специалистов.
Проводятся ярмарки вакансий и встреча с работодателями, способствующие включению студентов в базу кадрового резерва предприятий, приглашению их на производственную практику и дальнейшему трудоустройству. Осуществляется содействие в профессионально-деловой и социально-психологической адаптации выпускников (профориентация, психологическая поддержка и т.п.). Ведется совместная, планомерная работа с Управлением по труду и занятости населения Чувашской Республикой в плане трудоустройства выпускников, состоящих у них на учете. Сотрудники Центра связываются с молодыми специалистами и предлагают им свою помощь в трудоустройстве. Со всеми соискателями проводится работа, направленная на выявление причин отказа в трудоустройстве и поиска приемлемой работы. В комплексе мероприятий – профессионально-личностное тестирование, которое позволяет соискателю увидеть себя со стороны и выявить свои слабые и сильные стороны.
Однако, несмотря на все прилагаемые усилия, серьезное влияние на состояние молодежного рынка труда в регионе оказывает несоответствие структуры рынка образовательных услуг потребностям регионального рынка труда. Создается впечатление, что эти рынки существуют и развиваются независимо друг от друга. В результате молодые люди получают неверные ориентиры при выборе места учебы и специальности, а также при выходе на рынок труда. То есть, как бы заранее программируется их низкая конкурентоспособность.
В основе ускоренного роста подготовки специалистов с высшим образованием в большинстве случаев лежат не сегодняшние требования рынка труда, а традиционно высокая ценность вузовского образования в глазах родителей и молодежи. Однако в силу оторванности значительной части инвестиций в высшее образование от потребностей регионального рынка труда они оказываются малоэффективными, становясь, по сути, инвестициями в увеличение безработицы.
Чтобы сгладить остроту этой проблемы и отрицательные ее последствия, представляется необходимым:
• перестроить систему профориентационной работы в школе, которая перестала воспитывать уважительное отношение к труду, к профессии рабочего;
• проведение программ переобучения службой занятости. Основные виды его — первоначальное обучение и переподготовка. На их долю приходится около 80% слушателей программ переобучения;
• организация ярмарок вакансий или дней карьеры. Обычно они приурочены к получению выпускниками дипломов и проходят под эгидой служб занятости ведущих вузов страны. Интерес работодателей к ним растет с каждым годом;
• уделять внимание профессиональной ориентации студентов уже на 1 курсе обучения. Проведение тестов, бесед с психологом помогут будущему молодому специалисту определиться с выбором будущей специализации. Молодой человек с 1 курса должен определить, с чем он хотел бы связать свою жизнь;
• расширить участие региональных органов в формировании образовательного пространства и вывести из тени филиалы негосударственных вузов, которые готовят кадры без учета потребностей региона;
• сделать гласными показатели востребованности выпускников на рынке труда; на основе банка данных службы занятости составлять и публиковать рейтинги учебных заведений по уровню востребованности их выпускников на региональном рынке труда.
Не отрицая необходимости реформирования системы профессионального образования, нельзя не заметить, что время для решительных шагов в этом направлении выбрано не совсем удачно. В соответствии с замыслом реформаторов основная масса студентов вузов сможет претендовать лишь на степень бакалавра, которая дается после четырех лет обучения. Следовательно, время обучения для большинства студентов сокращается на один год. Последствия такого развития событий нетрудно предвидеть — это усиление напряженности на молодежном рынке труда и рост безработицы. С учетом ситуации с занятостью (усугубившейся в связи с кризисными явлениями) своевременность этого шага вызывает большие сомнения. Было бы логично в период кризиса удерживать молодежь как можно дольше в учебных заведениях.
Таким образом, влияние ряда экономических, социально-политических, духовных факторов делает проблему трудоустройства и занятости молодых специалистов достаточно актуальной. Очевидно, что все многообразие и сложность этой проблемы не может быть сведено только к выполнению выше обозначенных предложений. Однако решение этих задач помогут снять остроту проблемы.

УДК 378.374

В. Е. Черноскутов

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов, анализируются факторы, мешающие им устраиваться на работу своевременно и по специальности. Особое внимание уделяется проблемам подготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: студенты, работодатель, органы власти, трудоустройство, целевая контрактная подготовка.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о трудоустройстве молодежи, особенно выпускников высших учебных заведений. Сегодня многие работодатели не хотят брать молодых специалистов на работу, так как у них нет опыта работы, а производственные практики в вузах не дают необходимой профессиональной подготовки. Нехватка профессионального опыта, знаний теоретических основ и реалий рыночных отношений часто становится определяющим критерием при отборе кадров.

Актуальной проблемой в трудоустройстве выпускников высших учебных заведений является устройство на работу по специальности, полученной в вузе. Многие выпускники образовательных учреждений вынуждены после окончания обучения проходить соответствующую переподготовку. По данным Росстата, лишь 40 % россиян работают по специальности, полученной за время учебы. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Основной причиной работы не по специальности является то, что в институте дают в основном фундаментальные знания — студенты не получают должной практической подготовки1.

По мнению экспертов, исследующих трудовой потенциал современной России, основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются:

— отсутствие действенного механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

— слабая заинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профо-риентационной работы с абитуриентами и студентами;

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2015. № 2. © В. Е. Черноскутов, 2015

1 См.: Мазин А., Мазина А. Выпускники вузов на рынке

труда // Человек и труд. 2011. № 5. С. 34—38.

— недостаточное внимание вузов к изучению изменений требований, предъявляемых к квалификации работников на рынке труда, и емкости самого рынка по конкретным профессиям и специальностям;

— несовершенство кадровой политики большинства российских организаций, ориентированной в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

— отсутствие у большинства выпускников необходимой социально-трудовой культуры — навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

— в отдельных случаях — завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у определенной части выпускников учреждений профессионального образования.

В настоящее время государство не стимулирует предприятия и организации к обеспечению рабочими местами выпускников учреждений профессионального образования. Необходима современная система информирования абитуриентов, обучающих, выпускников вузов и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг, помогающими решать конкретные вопросы трудоустройства2.

Трудности с устройством на работу после окончания вуза по специальности связаны и с тем, что на рынке труда на некоторые специальности существует незначительный спрос (экономисты, юристы, социологи, психологи и т. п.), а на другие, напротив, спрос повышен (технические специальности). Данная проблема носит общегосударственный характер: сначала государство, население вкладывают существенные средства на подготовку соответствующих специалистов, а затем вынуждены тратить немалые деньги еще и на их переобучение.

2 См.: Аношин А. В. Интеллектуальный потенциал трудовых ресурсов современной России: формирование, сохранение, использование // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. № 2. С. 14.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов обусловлены целым рядом факторов, в том числе и переходом на европейскую систему образования. Если раньше вузы выпускали специалистов, то сейчас идет первая волна выпускников-бакалавров. Многие работодатели отдают предпочтение специалистам, считают бакалавриат более низкой ступенью высшего образования.

Особенно актуальной является проблема трудоустройства выпускников при подготовке будущих менеджеров государственного и муниципального управления (ГМУ). Органы власти нуждаются в высококвалифицированных кадрах, так как от их работы в первую очередь зависит эффективность управления территориями и в конечном счете уровень жизни населения. При подготовке будущих управленцев необходимо применять методы, направленные на формирование не только профессиональных компетенций, но и ценностей, установок будущей профессиональной деятельности. Будущие менеджеры ГМУ должны:

— знать и понимать сущностные особенности профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего;

— уметь ставить цели своего профессионального развития (в том числе, карьерные);

— владеть технологиями саморазвития, самоменеджмента;

— принимать участие в обучающихся мероприятиях, развивающих программах.

При подготовке кадров для органов власти важно не только формировать профессиональные компетенции, но и развивать личностные качества. В процессе обучения ведущими должны быть активные и интерактивные формы и методы обучения, которые способствуют формированию умения действовать1.

Решение проблемы трудоустройства выпускников вузов, по нашему мнению, требует не только совершенствования учебного процесса, усиления практической направленности в подготовке кадров, но и развития систематического взаимодействия вузов, работодателей и органов власти. Они должны сотрудничать в решении многих вопросов подготовки и трудоустройства молодых специалистов.

Определенный опыт успешного взаимодействия вуза, работодателей и органов власти в вопросах трудоустройства выпускников накоплен Сибирским институтом управления — филиалом РАНХиГС (ранее — Сибирская академия государственной службы). Это касается прежде всего целевой контрактной подготовки (ЦКП) молодых специалистов, поступающих на обучение, по направлению органов власти Сибирского региона. С первых лет своей деятельности вуз стремится готовить специалистов для органов власти с учетом специфики будущей деятельности. Основной формой работы в этом направлении является це-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

левой прием студентов на обучение за счет федерального бюджета в рамках квот, выделяемых органам власти Сибирского федерального округа (СФО). Данный вид деятельности регулируется Договором о сотрудничестве между вузом и органом государственной власти субъекта РФ СФО.

В условиях отсутствия реального распределения выпускников вузов целевая контрактная подготовка превратилась в реальный и действенный механизм адресной планомерной подготовки высококвалифицированных специалистов для органов государственной власти и органов местного самоуправления СФО. За 15 лет работы в рамках ЦКП подготовлено более 1 000 молодых специалистов.

Необходимо отметить, что в работе по организации ЦКП существуют как объективные, так и субъективные трудности, в первую очередь в вопросе трудоустройства выпускников целевого приема. Опыт показывает, что направляющие организации не всегда проявляют должное внимание к вопросам трудоустройства целевиков: не гарантируют им карьерного роста и получения социального пакета, не создают мотивации для возвращения молодого специалиста в организацию, направлявшую его на обучение. По этим и некоторым другим причинам значительная часть молодых специалистов, обучавшихся по целевому приему, не трудоустраиваются в организациях, направивших их на обучение.

Существующий в настоящее время механизм реализации целевой контрактной подготовки специалистов, введенный в Российской Федерации в 1995 г.2, значительно устарел и является малоэффективным, так как не достигает поставленной цели (задачи), а именно подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для удовлетворения потребностей в квалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений отраслей бюджетной и социальной сфер отдаленных регионов страны.

В настоящее время в работе по целевой контрактной подготовке наиболее острыми проблемами являются:

— несбалансированность спроса и предложения по конкретным специальностям и направлениям подготовки;

— восприятие абитуриентами и их родителями поступления по целевому контракту как льготы без необходимости исполнения обязательства по отработке определенного количества лет;

— отсутствие механизма контроля за исполнением выпускником ЦКП обязательств по отработке определенного количества лет в организации, которая направила его на обучение;

— отсутствие механизма контроля за предоставлением выпускнику ЦКП места работы по специальности, полученной в вузе;

2 См.: О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием : постановление Правительства Рос. Федерации от 19 сент. 1995 г. № 942. Закон утратил силу.

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

— отсутствие стимулов на муниципальном уровне и уровне самого образовательного учреждения для закрепления молодых специалистов на селе, в отдаленных районах.

В настоящее время появились новые возможности в развитии целевой контрактной подготовки специалистов, связанные с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В новом законе более подробно прописан целевой прием, сказано, что существенными условиями договора о целевом обучении должны являться обязательства по трудоустройству выпускников вуза в организации, которая направила их на обучение1.

Новые перспективы в развитии адресной целевой контрактной подготовки высококвалифицированных специалистов открываются и с принятием Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы». В данном законе указано, что органы местного самоуправления могут осуществлять организацию подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе. В договоре о целевом обучении предусмотрено обязательство гражданина в прохождении муниципальной службы в указанном органе в течение установленного срока по окончании вуза2.

В целях создания действенных и эффективных правовых основ обеспечения учреждений социальной и бюджетной сфер Российской Федерации сельскохозяйственных и отдаленных районов квалифицированными кадрами с высшим и средним профессиональным образованием необходимо принять федеральный закон о целевой контрактной подготовке специалистов в учебных заведениях Российской Федерации и закреплении их в сельскохозяйственных и отдаленных районах РФ, который бы внедрил механизм финансирования целевой подготовки специалистов по профессиям, требуемым для общества и государства, путем межбюджетных трансфертов. Одним из возможных путей решения исследуемой проблемы может стать введение на государственном и муниципальном уровне налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов.

Решение проблемы трудоустройства выпускников во многом зависит и от активности самих студентов. В подавляющем большинстве случаев информацию о потенциальном месте работы студенты получают от друзей, родственников, зна-

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием

механизма подготовки кадров для муниципальной службы : федер. закон от 30 марта 2015 г. № 63-Ф3 // РГ. 2015. 6 апр.

комых; почти половина выпускников черпает информацию в интернете и СМИ. Важным способом поиска работы может выступать также обращение в службу занятости и участие студентов в ярмарках вакансий или днях карьеры.

Успехов в поиске работы может добиться только тот выпускник вуза, который открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению, умеет адаптироваться в быстро меняющихся обстоятельствах.

Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников зависит и от приобретения студентами практического опыта работы по профилю подготовки за время обучения в вузе, от профориентации студентов для работы в конкретных предприятиях и организациях. В этих целях необходимо не только повышать эффективность учебных практик, но и расширять практику временного найма студентов старших курсов и молодых специалистов на разовые работы (рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, занятость на общественных работах, деятельность в качестве волонтеров и др.).

Временная занятость студентов старших курсов, а также выпускников вузов не только позволит им получить практический опыт, но и заработать позитивную репутацию. Для значительной части студентов работа во время учебы является реальным способом заработать средства на обучение, помогает приобрести практические навыки и умения по специальности, получаемой в вузе. В современных условиях это возможность соответствовать требованиям работодателя, поскольку иные способы вхождения в профессию (практика, стажировка во время учебы) не решают данной проблемы3. Совмещение учебы с работой требует развивать навыки индивидуального обучения на основе современных информационных технологий.

Определенный опыт содействия студентам и выпускникам в устройстве на временную и постоянную работу накоплен в Сибирском институте управления, где на протяжении многих лет этому вопросу уделяется большое внимание. В 2013 г. в институте был создан центр развития карьеры и работы с выпускниками. Центр осуществляет консультационную и методическую подготовку студентов старших курсов к выходу на рынок труда. В этих целях организует дни карьеры, выставки, встречи с работодателями, информирует студентов и выпускников о состоянии рынка труда, вакансиях и требованиях к кандидатам на замещение вакантных должностей, участвует в организации практики и стажировок студентов, ведет базу данных потенциальных работодателей, проводит презентации профессий с участием компаний-работодателей и органов власти. Разработан и функционирует раздел центра на сайте института. В 2014/2015 учебном году проведены ярмарки вакансий совместно с Управ-

3 См.: Аношин А. В. Указ. соч.

лением Федерального казначейства и Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области. Центр заключил договоры о сотрудничестве с 29 крупными компаниями и органами власти Сибирского региона по вопросам организации практики и трудоустройства выпускников. Большой интерес у студентов вызвали конференции «День открытых возможностей», «Уникальный ресурс Сибири», семинар-практикум «Как правильно выбрать профессию и спланировать карьеру», мастер-класс «Интегральное проектирование карьеры».

В апреле 2015 г. в Сибирском институте управления на высоком организационно-методическом уровне прошел кадровый форум «Дни карьеры: вызовы рынка». В рамках работы форума прошли мастер-классы «Выпускники сегодня: как отобрать лучших», «Как решать бизнес-кейсы», деловая игра «Делаем будущее», ток-шоу «Бизнес и вузы — курс на сближение», презентация программ для молодых специалистов, выставки компаний-партнеров: Сибирского банка ОАО «Сбербанк России», АО «Альфа-банк», «Сибирского филиала ОАО «Мегафон»» и др. Перед студентами на форуме выступили ведущие эксперты по подбору персонала из Москвы и Новосибирска. Руководитель отдела персонала ЗАО «НГС» представил информационный доклад «Портрет новосибирского соискателя», в котором привел данные о профессиях, востребованных на рынке труда в г. Новосибирске. При этом указывается, что большинство работодателей сегодня предпочитают брать на работу лиц, имеющих трудовой стаж, лишь каждая десятая вакансия не требует наличия опыта работы. В силу этого студентам необходимо уже во время учебы получить определенный опыт трудовой деятельности как в рамках учебных практик, так и посредством временной работы. Проводимая центром карьеры работа вызывает большой интерес у студентов и потенциальных работодателей и дает первые положительные результаты.

Определяя пути решения исследуемой проблемы — трудоустройства выпускников вузов в соответствии с полученной специальностью, необходимо также совершенствовать и систему оценки эффективности работы высшего учебного заведения. В ходе оценки вуза, на наш взгляд,

необходимо учитывать в первую очередь следующие показатели:

— востребованность выпускников вуза на рынке труда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— результаты трудоустройства выпускников вуза в соответствии с полученной специальностью;

— качество работы в аспекте практико-ориен-тированной подготовки будущих специалистов;

— результаты взаимодействия вуза и работодателей на всем протяжении подготовки специалистов — от момента набора студентов до трудоустройства выпускников по окончании института;

— уровень и качество сотрудничества вуза и работодателей в вопросах целевой контрактной подготовки специалистов, организации практики студентов, проведения научно-исследовательской и проектной работы;

— степень и формы участия работодателей в определении содержания образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— наличие и уровень работы филиалов вузовских кафедр в крупных организациях, предприятиях, учреждениях;

— сотрудничество вуза, работодателей и органов управления образованием при анализе потребности рынка труда по конкретной специальности.

Сознавая важность и необходимость совершенствования оценки эффективности работы вуза, считаем, что в первую очередь нужно учитывать уровень взаимодействия высшего учебного заведения и работодателей в вопросах трудоустройства будущих специалистов.

Проблема трудоустройства выпускников вузов, по нашему мнению, в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной и сложной, требовать к себе особого внимания как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общества в целом. Очевидно, что вузам предстоит осваивать и развивать новые подходы к профессиональной подготовке специалистов, к организации трудоустройства выпускников. Поэтому необходимо более детально исследовать позитивный опыт работы по трудоустройству выпускников вузов, трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты при поиске работы, что, возможно, позволит более эффективно справиться с этой проблемой.

V. E. Chernoskutov

TOPICAL PROBLEMS REGARDING STUDENTS AND UNIVERSITY GRADUATES EMPLOYMENT

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *