Статья 12 ОСАГО

Сегодня 28 апреля 2017 года вступили в действиями изменения в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения (ФЗ-49 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
До этого года при наступлении страхового случая, согласно полису ОСАГО, страховщик выплачивал денежные компенсации пострадавшим от имени виновника аварии. Однако в подавляющем большинстве случаев суммы выплат не хватало на качественный полноценный ремонт транспортного средства.
Такая ситуация требовала кардинальных изменений Закона об обязательном страховании, которые придали бы более высокую эффективность этому важнейшему инструменту, регулирующему взаимоотношения на дороге. И в 2017 году эти изменения приняли форму замены страховых выплат натуральным возмещением – оплаченным ремонтом повреждённого при аварии автомобиля. 28 марта обновлённый законодательный акт подписывается Президентом, а 28 апреля — вступает в силу.
Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года предписывает страховым компаниям отказаться от денежных компенсаций с переходом на материальное возмещение. На практике это означает, что отныне аварийный автомобиль будет ремонтироваться в СТО, с которым страховщик заключил договор об обслуживании. При этом владелец сможет при определённых условиях самостоятельно выбрать сервисный центр для восстановления повреждённого транспортного средства.
Обновлённые пункты Закона в общих чертах можно перечислить следующим списком:
• При наступлении страхового случая — ремонт повреждённых автомобилей за счёт страховой компании, заключившей договор с ремонтной мастерской;
• возможность выбора другого СТО (при наличии убедительных аргументов у владельца авто);
• определение требований к ремонтным мастерским;
• определение максимального срока ремонта (30 дней), после которого страховая компания обязуется выплачивать пеню;
• утверждённый список случаев, когда будет выплачиваться денежная компенсация;
• новый механизм обжалования действий страховых компаний (прямое обращение в Центробанк РФ)
Вступившие в силу изменения коснутся владельцев авто, которые приобрели страховой полис с 28 апреля 2017 года. Остальные собственники транспортных средств могут выбирать между денежной компенсацией и оплаченным ремонтом. Новый формат взаимодействия между страхователем и страховщиком уже вызвал ряд вопросов у автомобилистов. Основные сомнения касаются качества ремонтных работ, а также компетентности и возможностей станций технического обслуживания, с которыми заключает договор страховая компания. Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года определяет минимальное расстояние нахождения такого СТО от места проживания автовладельца (или места ДТП) – 50 км. При этом доставка повреждённого автомобиля даже на это расстояние потребует расходов, которые никто оплачивать не будет.
Описанные изменения в законе об ОСАГО с мая 2017 года вступят в силу во всех регионах РФ с переходным периодом, который продлится до 31 декабря 2018 года. В этом временном промежутке Центральный Банк РФ обязуется жёстко контролировать работу страховых компаний в новых условиях.

25 апреля 2002 года N 40-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Статья 3. Основные принципы обязательного страхования

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

Статья 5. Правила обязательного страхования

Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск

Статья 7. Страховая сумма

Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию

Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования

Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства

Статья 13. Утратила силу

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

Статья 14.1. Прямое возмещение убытков

Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования

Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств

Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования

Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования

Глава III. Компенсационные выплаты

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат

Статья 19. Осуществление компенсационных выплат

Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат

Глава IV. Страховщики

Статья 21. Страховщики

Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию

Статья 23. Утратила силу

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков

Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

Статья 26. Правила профессиональной деятельности

Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков

Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат

Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков

Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения

Глава VI. Заключительные положения

Статья 30. Информационное взаимодействие

Статья 31. Международные системы страхования

Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию

Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2020 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2020 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

    • Статья 1 Основные понятия
    • Статья 2 Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • Статья 3 Основные принципы обязательного страхования
      • Статья 4 Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
      • Статья 5 Типовые условия договора обязательного страхования
      • Статья 6 Объект обязательного страхования и страховой риск
      • Статья 7 Страховая сумма
      • Статья 8 Государственное регулирование страховых тарифов
      • Статья 9 Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
      • Статья 10 Срок действия договора обязательного страхования
      • Статья 11 Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • Статья 11.1 Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
      • Статья 12 Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • Статья 12.1 Независимая техническая экспертиза транспортного средства
      • Статья 13 Страховая выплата
      • Статья 14 Право регрессного требования страховщика
      • Статья 14.1 Прямое возмещение убытков
      • Статья 15 Порядок осуществления обязательного страхования
      • Статья 16 Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • Статья 16.1 Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
      • Статья 17 Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
        • Статья 18 Право на получение компенсационных выплат
        • Статья 19 Осуществление компенсационных выплат
        • Статья 20 Взыскание сумм компенсационных выплат
          • Статья 21 Страховщики
          • Статья 22 Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
          • Статья 23 Замена страховщика
            • Статья 24 Профессиональное объединение страховщиков
            • Статья 25 Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
            • Статья 26 Правила профессиональной деятельности
            • Статья 26.1 Соглашение о прямом возмещении убытков
            • Статья 27 Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
            • Статья 28 Имущество профессионального объединения страховщиков
            • Статья 29 Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
              • Статья 30 Информационное взаимодействие
              • Статья 31 Международные системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
              • Статья 32 Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
              • Статья 33 О вступлении в силу настоящего Федерального закона
              • Статья 34 Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

              Контроль над исполнением закона

              Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

              В 2019 году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

              В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

              Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2019 года.

Решение

Именем Российской Федерации.

18.09.2019 года. Город Донецк Ростовской области. Мировой судья в Донецком судебном районе Ростовской области на судебном участке № 1 ВоробьевН.А.,

при секретаре Фалиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО СК «Росгосстрах» к Кот <ФИО1> о возмещении ущерба,

Установил:

К ответчику, как к виновнику имевшего место 20.07.2016 года дорожно-транспортного происшествия, на основании п. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО истцом заявлено регрессное требование по выплате страхового возмещения.

Истец просил рассматривать дело в отсутствии его представителя в судебном заседании, извещен о времени и месте судебного заседания, его представитель в судебное заседание не явился.

Ответчик извещен о времени и месте судебного заседания (л.д. 78 — отчет сайта ФГУП «Почта России»), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил, об отложении судебного заседания не просил.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» извещено о времени и месте судебного заседания (л.д. 79 — отчет сайта ФГУП «Почта России»), его представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил, об отложении судебного заседания не просил.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, изучив представленные доказательства, отказывает в удовлетворении исковых требований. В соответствии с п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Положениями ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрена возможность участников дорожно-транспортного происшествия оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Частью 2 указанной статьи установлено, что в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет в страховую компанию также заявление о прямом возмещении убытков. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

В судебном заседании установлено, что по факту ДТП от 20.07.2016 года с участием автомобиля ГАЗ, имевшим государственные регистрационные знаки <НОМЕР> и полис серии ЕЕЕ <НОМЕР>, и автомобиля Suzuki Liana, имевшим государственные регистрационные знаки <НОМЕР>, полис серии ЕЕЕ <НОМЕР> (л.д. 23), потерпевший получил от своего страховщика 7531 рубль возмещения ущерба (л.д. 22 — копия платежного поручения), а истец, как страховщик причинителя вреда, возместил этому страховщику эти расходы (л.д. 21 — копия платежного поручения).

Указанные факты являются достоверными, так как никем не оспорены.

Судом установлено, что между истцом и ответчиком 18.02.2016 был заключен договор ОСАГО, срок окончания договора 17.02.2017 года (л.д. 23 — копия акта о страховом случае).

Суд отказывает истцу по причине недобросовестного исполнения своих обязанностей страховщика.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ). Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

Исходя из этих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, суд принимает во внимание, что ответчик является физическим лицом, заключил с истцом, который является юридическим лицом и осуществляет предпринимательскую страховую деятельность, договор ОСАГО в целях получения услуг страхования своей гражданской ответственности, — следовательно, ответчик является потребителем. Исходя из разъяснений п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются нормами главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон N 4015-1), Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) в части, не урегулированной специальными законами, а также правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 431-П (далее Правила), и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Суд учитывает разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, что основанные на п. «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ) положения о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред, являются элементом института страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств, основанного на принципе разделения ответственности, и направлены прежде всего на обеспечение баланса интересов страховщика и страхователя (Определения Конституционного суда Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 1058-О и N 1059-О).Суд учитывает, что истец, осуществляя страховую деятельность, стремится к прибыли, так как, в силу ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Ответчик обязан в силу Закона об ОСАГО страховать свою гражданскую ответственность, имеет право в силу ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» на получение от истца полную информации о предлагаемых страховых услугах, поэтому истец при заключении договора ОСАГО обязан был предупредить ответчика, что в случае ненаправления ответчиком, причинившим вред, экземпляра извещения в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия истцу, застраховавшему его гражданскую ответственность, к истцу, осуществившему страховое возмещение, переходят права требования потерпевшего к ответчику в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, — поэтому суд полагает, что истец при заключении договора ОСАГО с ответчиком действовал исключительно в собственных интересах, когда не проинформировал ответчика об этих обстоятельствах и такое поведение истца является недобросовестным, так как было направлено на извлечения преимущества за счет ответчика (получить право на регрессное требование к ответчику и за счет ответчика таким образом увеличить свою прибыль).

Согласно разъяснению п. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» признание судом причин пропуска причинителем вреда пятидневного срока для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии уважительными (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности исполнить свою обязанность) является основанием для отказа в удовлетворении требований страховщика, осуществившего страховое возмещение, о взыскании с причинителя вреда денежной суммы в размере осуществленного страхового возмещения на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.

Судом установлено, что причиной пропуска причинителем вреда пятидневного срока для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, является недобросовестное поведение истца, эта причина от ответчика не зависела, поэтому суд полагает, что ответчик пропустил срок по независящим от него причинам.

Истец обращался к суду с ходатайством об истребовании доказательств у АО «Страховой компании Опора», указывая, что истец обращался к АО «Страховой компании Опора» за получением материалов выплатного дела, но АО «Страховая компания Опора» запрос истца проигнорировало (л.д. 35-36), на что суд дал ответ (л.д. 43 — ответ, л.д. 46, 48 — доказательство отправки и получения ответа), в котором просил истца представить доказательства получения АО «Страховой компанией Опора» запроса истца, обращал внимание истца на п. 6.3 Соглашения о прямом возмещении убытков, на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.05.2019 года (л.д. 61-68 — копия решения, л.д. 70 — запрос суда, л.д. 73-72 — подтверждение отправления истцу судебного запроса ), которым АО «Страховая компания Опора» признано банкротом, в ее отношении введена процедура конкурсного производства, полномочия конкурсного управляющего возложено на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов»

Российским союзом автостраховщиков утверждено Соглашение о прямом возмещении убытков, в котором указано, что настоящие Правила профессиональной деятельности «Соглашение о прямом возмещении убытков» (далее — Правила) в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) являются правилами профессиональной деятельности, направленными на урегулирование отношений между членами Российского Союза Автостраховщиков (далее — РСА, Союз), а также отношений между членами РСА и РСА, возникающих при организации и осуществлении прямого возмещения убытков, а также при осуществлении РСА, в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО, компенсационных выплат страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков потерпевшему.

В п. 1.8 Соглашения указано, что при обмене письмами и уведомлениями, обмен которыми между Участниками, а также между Участниками и РСА, предусмотрен настоящими Правилами в электронном виде, в копию ставится адрес ООО «СПС» (pvu@autoins.ru). Фактом, подтверждающим доставку сообщения, направленного одним участником Соглашения другому, является получение копии сообщения ООО «СПС», где ООО «СПС» (далее — Информационно-расчетный центр, сокращенно — ИРЦ) — организация, выполняющая в рамках Прямого возмещения убытков функции:

§ по сбору, аккумуляции и анализу информации о составе и сроках денежных обязательств страховщиков, осуществляющих Прямое возмещение убытков, а именно: направленных Участниками Заявках, полученных Участниками и РСА Заявках, их Акцептах и Отказах в Акцепте, а также Требованиях и Платежных уведомлениях;

§ по осуществлению с определенной периодичностью и на постоянной основе расчета позиций страховщиков по выставленным и удовлетворенным требованиям для последующих расчетов по денежным обязательствам между Участниками;

§ по обеспечению Участников и РСА информацией, в том числе в электронном виде, необходимой для организации взаимодействия в рамках настоящего Соглашения;

§ по оказанию страховщикам и РСА информационных услуг, связанных с осуществлением Прямого возмещения убытков (передача статистических данных и другой информации), по их запросам.

Выполнения требований п. 1.8 Соглашения истец суду не представил, все обращения суда проигнорировал, поэтому суд отказал истцу в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, так как в силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ истец должен добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, тогда как истец создавал видимость исполнения обязанности по представлению суду доказательств, а, в действительности, необоснованно пытался переложить на суд свою обязанность собирать доказательства по делу.

Истец не представил суду доказательств, что осуществленная истцом выплата ущерба соответствует реальному размеру ущерба. Реальность наступления ущерба от ДТП доказывается, в частности, актом осмотра транспортного средства о причиненных повреждениях, экспертным заключением о величине восстановительного ремонта — истец осуществляет предпринимательскую деятельность в области страхования и поэтому не может этого не знать. Событие ДТП произошло 20.07.2016 года, истец обратился в суд с исковом заявлением 06.08.2019 года, то есть у истца было три года, чтобы собрать доказательства для подтверждения своих исковых требований, и, как видно из материалов дела, собиранию доказательств истцу ничто не препятствовало.

Исходя из изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований, так как:

— признает поведение истца при заключении договора ОСАГО недобросовестным по отношению к ответчику,

— признает, что ответчик по независящим от него обстоятельствам пропустил пятидневный срока для направления в адрес истца, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии,

— истец не доказал размер ущерба, наступившего в результате ДТП.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ.

Решил:

Отказать ПАО СК «Росгосстрах» в удовлетворении исковых требований к Кот <ФИО1> о возмещении ущерба.

Решение может быть обжаловано в Донецкий городской суд Ростовской области через мирового судью судебного участка № 1 Донецкого судебного района Ростовскойобласти в течение месяца.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО) в действующей редакции:

Статья 14 закона об ОСАГО. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.

к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;

л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

документа: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об ОСАГО» в действующей редакции

Комментарии к статье 14 закона Об ОСАГО, судебная практика применения

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017:

В п. 9, 44, 45, 72, 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержатся следующие разъяснения:

Право регрессного требования страховщика в случае сообщения страхователем недостоверных сведений при заключении договора ОСАГО.

Сообщение страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений, которое привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, не является основанием для признания такого договора незаключенным или для освобождения страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Из системного толкования положений абзаца шестого пункта 7.2 статьи 15 и подпункта «к» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО следует, что при наступлении страхового случая страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

Вместе с тем, если до наступления страхового случая со страхователя взысканы денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления им недостоверных сведений, у страховщика при наступлении страхового случая не возникает право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, поскольку страховая премия уплачена страхователем в полном объеме.

Отсутствие в полисе ОСАГО отметки о прицепе — не основание для отказа в страховой выплате, однако страховщик имеет право регресса к причинителю вреда

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан — владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО).

С 1 октября 2014 года, т.е. со дня введения утвержденных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица.

Следует принимать во внимание, что отсутствие в полисе обязательного страхования отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом, как того требует пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО, не может служить основанием для отказа страховой организации в осуществлении страховой выплаты. Вместе с тем применительно к подпункту «в» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО страховщик в указанном случае имеет право регресса к страхователю — причинителю вреда.

Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения если лицо не имело права на управление ТС или лицо не включено в договор ОСАГО

По договору обязательного страхования застрахованным является риск наступления гражданской ответственности при эксплуатации конкретного транспортного средства, поэтому при наступлении страхового случая вследствие действий страхователя или иного лица, использующего транспортное средство, страховщик от выплаты страхового возмещения не освобождается (преамбула, пункт 2 статьи 6 и подпункты «в» и «д» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО).

Презумпция причинения вреда лицом, находящимся в состоянии алкогольного опъянения

Если вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), к страховщику, осуществившему страховую выплату, переходит требование потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленной потерпевшему выплаты (подпункт «б» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО). Презюмируется, что вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения, если такое лицо отказалось от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Уважительные причины пропуска причинителем вреда 5-дневного срока для направления страховщику бланка извещения о ДТП

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, на водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию, возложена обязанность в течение пяти рабочих дней направить в адрес страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии (пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).

Признание судом причин пропуска причинителем вреда пятидневного срока для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии уважительными (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности исполнить свою обязанность) является основанием для отказа в удовлетворении требований страховщика, осуществившего страховое возмещение, о взыскании с причинителя вреда денежной суммы в размере осуществленного страхового возмещения на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *