Статья 184 административного кодекса Украины

Статьей 38 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлено, что административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня его выявления.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24 июня 1988 года № 6 «О практике рассмотрения судами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях» постановлено, что при проверке соблюдения органом (должностным лицом) установленного статьей 38 КоАП Украины двухмесячного срока применения административного взыскания судам следует иметь в виду, что при длящихся правонарушениях (самоуправное занятие жилого помещения — статья 151 КоАП Украины, нарушение или невыполнение установленных правил пожарной безопасности — статья 175, неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей — статья 184 и др.) указанный срок исчисляется со дня выявления правонарушения.

В теории административного права различают продолжаемые и длящиеся административные правонарушения следующим образом.

Так, продолжаемым административным проступком называют ряд идентичных проступков, которые совершаются неоднократно с одинаковой целью, формой вины, теми же субъектами, средствами действия и которые составляют в совокупности единое правонарушение (например, мелкое хищение государственного или коллективного имущества).

Однако длящимися административными проступками являются проступки, связанные с длительным, непрерывным неисполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой (например, проживание без паспорта, самовольное строительство домов или сооружений и т. п.), прекращаются либо исполнением регламентированных обязанностей, либо привлечением виновного в неисполнении лица к ответственности. Очень часто эти правонарушения являются последствиями противоправного бездействия.

То есть длящиеся правонарушения характеризуются тем, что лицо, совершившее какие-либо определенные действия или бездействие, находится далее в состоянии непрерывного продолжения этих действий (бездействия). Эти действия непрерывно нарушают закон в течение какого-либо времени. Иногда такое состояние продолжается значительное время и все время виновный непрерывно совершает правонарушение в виде неисполнения возложенных на него обязанностей.

Таким образом, длящиеся правонарушения прекращаются, если факт этих правонарушений выявлен компетентным органом при проведении проверок (например, в случае выявления следующих проступков: отсутствия учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета (учета результатов предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства), бухгалтерского учета объектов налогообложения, ведения его с нарушением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, других правонарушений, связанных с начислением налогов, и установить каковые можно только в ходе документальной проверки на основании первичных документов). Взыскание за такие административные правонарушения может быть наложено в срок не позднее чем через два месяца со дня его выявления (с даты составления и подписания акта проверки).

К административным правонарушениям, имеющим разовый характер, относятся следующие проступки: несвоевременное представление деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений на внесение платежей в бюджеты и государственные целевые фонды и т. п. День совершения правонарушения — это, например, нарушение предельного дня представления декларации о доходах в налоговый орган, нарушение предельного срока представления платежных документов в учреждения банков, относительно уплаты налогов, собраний и т. п.

Взыскание за такие административные правонарушения может быть наложено в срок не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения. При решении вопроса об отнесении административного правонарушения к категории длящегося правонарушения или правонарушения, носящего разовый характер, необходимо учитывать суть нарушения.

Заместитель Министра А. ИГНАТОВ

За безответственное отношение к своим родительским обязанностям на граждан Днепропетровщины суды региона наложили штрафы на сумму около 43 тыс. грн.

Невыполнение родителями обязанностей по надлежащему воспитанию, обучению и развитию своих детей всегда остается актуальным. По статистике, именно низкий уровень семейного воспитания и недостаток общения — одна из самых характерных причин совершения правонарушений среди детей.

Только в течение 2017 года в суды Днепропетровской области поступили 2 369 дел о нарушении ст. 184 Кодекса Украины об административных правонарушениях (невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей). Рассмотрены 2 192 дела. Общая сумма штрафов, наложенных на горе-родителей, составила 42 646 грн, из них оплачено — около 5 тыс. грн.

Один из таких случаев недавно произошел в Днепре. Ленинский районный суд привлек к административной ответственности женщину 1987 г.р. по ч.2 ст. 184 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Гражданка, которая временно нигде не работает, не выполняет свои родительские обязанности по воспитанию несовершеннолетней дочери, из-за чего в начале 2018 года ребенок ушел из дома и начал заниматься бродяжничеством. На судебное заседание нарушительница не явилась. Кроме того, в мае прошлого года женщина уже привлекалась к административной ответственности по этой же статье.

Суд постановил привлечь правонарушительницу к административной ответственности в виде штрафа в доход государства.

Административная ответственность

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, которая наступает за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Украины об административных правонарушениях и другими нормативными актами.

Важно помнить, что основанием административной ответственности являются не только проступки, предусмотренные нормами административного права, но и нарушения, предусмотренные нормами других отраслей права (например, жилищного, трудового, земельного и др.)

К нарушителям применяются административные взыскания (предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация, лишение специального права, общественные работы, исправительные работы, административный арест). Исключение предусмотрено ст. 21 КоАП, согласно которой орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя может освободить его от административной ответственности, передав материалы на рассмотрение общественности для принятия мер общественного воздействия.

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Вместе с тем, есть все основания говорить об административной ответственности юридических лиц, как о самостоятельном виде административной ответственности. В случае совершения правонарушения юридическим лицом возможно три вида правовых последствий: привлечение к ответственности только должностного лица, как за нарушение таможенных правил; привлечение к ответственности одновременно и юридического, и должностного лица, как в случае совершения нарушения в сфере ограничения монополизма; привлечение к ответственности только юридического лица, как в случае нарушения правил градостроительства.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания (ст.24 КУОАП):

1) предупреждение;

2) штраф;

2-1) штрафные баллы;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

5-1) общественные работы;

6) исправительные работы;

6-1) общественно полезные работы;

7) административный арест;

8) арест с содержанием на гауптвахте.

Законами Украины могут быть установлены и другие, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий. Законами Украины может быть предусмотрено административное выдворение за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

Административная ответственность наступает с достижением 16-летнего возраста (ст. 12 КоАП). Совершение административного проступка несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

За совершение административных проступков в возрасте от 16 до 18 лет к несовершеннолетним могут быть применены следующие меры воздействия:

а) обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего;

б) предупреждение;

в) выговор или строгий выговор;

г) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу с согласия коллектива, а также отдельным гражданам по их просьбе (ст. 24 и КоАП).

Возмездное изъятие, конфискация предметов и лишение права управления транспортными средствами могут применяться как основные, так и как дополнительные административные взыскания; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — только как дополнительное; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как основные, так и дополнительные административные взыскания, другие административные взыскания, могут применяться только как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законом случаях предупреждение фиксируется иным установленным способом.

Штраф представляет собой денежное взыскание, налагаемое на граждан и должностных лиц за административные правонарушения в случаях и размере, установленных законом. Именно штраф является самым распространенным видом наказания за административный проступок.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии по решению суда и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства по решению суда. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в частной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законами Украины.

Конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права. Лишение права охоты применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение этого права не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение права управления транспортными средствами применяется сроком до трех лет за грубое или повторное нарушение порядка пользования этим правом или на срок до десяти лет за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также в случае невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение требований установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, уклонение от осмотра на наличие алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно пребывания под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции.

Общественные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления. Общественные работы назначаются судом на срок от двадцати до шестидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Общественные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются судом.

Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается также только судом. Этот вид взыскания не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *