Статья 282 и 148

Новая редакция Ст. 282 УК РФ

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Комментарий к Статье 282 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства являются конституционные права и свободы граждан, а также их честь и достоинство. Конституция гарантирует гражданам Российской Федерации права определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также запрещает разжигание расовой, национальной или религиозной розни: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ч. 2 ст. 29 КРФ). Конституция также охраняет честь и достоинство граждан (см. ч. 1 ст. 21).

2. Объективная сторона составов преступления характеризуется следующими деяниями: а) действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды; б) действиями, направленными на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

3. Сущность перечисленных деяний заключается в распространении взглядов и идей, возбуждающих чувство неприязни или ненависти к другим национальности, расе, религиозному вероисповеданию, образу жизни, быту, обычаям, культуре, семейному укладу, унижающих и оскорбляющих людей другой национальности, распространении дискриминационных оценок граждан в зависимости от их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ криминализированы и действия, направленные на пропаганду социальной розни.

Для квалификации деяния как преступления не имеет значения способ распространения таких идей и взглядов (устный, письменный, наглядно-демонстрационный), а также то, соответствуют ли в действительности приписываемые той или иной нации, расе, религии черты или нет.

4. УО наступает лишь в том случае, если деяния совершены публично или с использованием СМИ.

4.1. Публичность означает, что идеи и взгляды, возбуждающие национальную, расовую или религиозную вражду, распространяются в присутствии широкого круга людей (в случаях их устной формы) либо рассчитаны на последующее ознакомление с ними других лиц (например, расклеивание листовок, лозунгов, распространение аудио- и видеоматериалов), носят открытый и доступный для понимания характер.

4.2. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с использованием СМИ означает, что идеи и взгляды публикуются в печати, доводятся до людей через радио, телевидение, сеть Интернет.

5. Составы преступления по законодательной конструкции формальные. Преступление окончено (составами) в момент совершения указанных деяний.

6. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Исходя из направленности действий, целями преступления являются: возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; унижение национального достоинства; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. Мотив преступления чаще всего носит националистическую или религиозную окраску.

7. Субъектами преступного посягательства могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

8. Часть 2 коммент. статьи предусматривает УО за указанные действия, если они совершаются: а) с применением насилия или угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой.

8.1. Под насилием следует понимать умышленное причинение средней тяжести, легкого вреда здоровью или побоев либо ограничение свободы. В случае умышленного причинения тяжкого вреда здоровью содеянное надлежит квалифицировать по совокупности со ст. 111 УК.

8.2. Угроза применения такого насилия будет выступать в качестве квалифицирующего признака тогда, когда имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (см. комментарий к ст. 119 УК России).

8.3. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды лицом с использованием своего служебного положения означает, что оно совершается специальным субъектом — должностным лицом, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, лицом, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ, главой органа местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. коммент. к ст. 201, 285).

8.4. Совершение преступления организованной группой будет иметь место тогда, когда оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения данного деяния (см. коммент. к ст. 35).

9. Деяния, закрепленные в ч. 1 комментируемой статьи 282 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; в ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления в комментируемой статье сформулирована таким образом, что позволяет ставить вопрос о соответствии конституционным требованиям четкости, ясности и недвусмысленности правового запрета.

Фактически вместо описания действий, образующих преступление, закон предусматривает направленность любых действий на достижение одного из следующих результатов: а) на возбуждение ненависти (стойкой неприязни) или вражды (состояния напряженности, доходящего до столкновений) по признакам пола, расы, национальности и иных указанных в диспозиции обстоятельств социально-демографического характера; б) на унижение достоинства человека по таким признакам; в) на унижение группы лиц по таким признакам.

Следовательно, любые действия, отвечающие указанной экстремистской направленности, могут квалифицироваться по комментируемой статье: агитация, дискриминация, разрушение или осквернение предметов культа или исторических памятников, тенденциозное освещение исторических фактов, пропаганда исключительности или неполноценности и т.п.; при квалификации преступления также следует учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Об экстремистской направленности, в частности, могут свидетельствовать формирование и подкрепление отрицательного этнического стереотипа; перенос пороков и недостатков отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу; утверждения об изначальной враждебности определенной религии или нации и т.п.

Способность тех или иных действий породить указанные в законе негативные социальные изменения должна устанавливаться с помощью заключения экспертизы (филологической, психолингвистической и т.п.).

2. Альтернативно-обязательными признаками преступления являются публичная обстановка (совершение соответствующих действий в присутствии большого числа людей, не относящихся к обычному семейному кругу, или в месте всеобщего доступа) или использование средств массовой информации.

3. Преступление окончено независимо от того, удалось ли виновному посеять ненависть или вражду, унизить хотя бы одного человека. Клевета, оскорбление, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина и неквалифицированное уничтожение или повреждение памятников истории и культуры полностью охватываются данной нормой и не требуют квалификации по совокупности. Иначе соотносится рассматриваемое преступление с преступлениями, предусмотренными ч. 2 ст. 243, п. «б» ч. 2 ст. 244 и ч. 2 ст. 280 УК РФ. В первом из этих случаев необходима совокупность, в остальных — подлежат применению указанные нормы, а не комментируемая статья.

4. Применительно к п. «в» ч. 2 возможна совокупность со ст. 282.1 УК РФ.

Гостиницы отказывают в заселении, работодатели ― в трудоустройстве, парикмахерские ― в стрижке, военкоматы ― в праве служить в армии. Со всем этим сталкиваются россияне, чьи имена не похожи на «славянские». Вопреки закону бытовая ксенофобия распространилась и на частный предпринимательский сектор, и на сферу государственных услуг, причем отказы в обслуживании часто объясняются вполне прагматичными причинами. «Лента.ру» попыталась разобраться в них и выяснить, как можно бороться с такой дискриминацией.

В середине сентября 2013 года в Москву на биеннале современного искусства приехала фотограф из Ташкента Умида Ахмедова. Она решила остановиться в одном из хостелов на Брянской улице, но по телефону ей сходу заявили, что пускают на ночлег только лиц «русско-славянской внешности». Своего сайта у хостела нет, зато есть объявление на сайте по поиску жилья. В условиях заселения там указано: «Ждем адекватных, порядочных людей славянской внешности без алкогольных привычек». Этот случай, разумеется, не единственный, когда потенциальных постояльцев ограничивают в заселении по национальному признаку. Например, в прошлом году спортсменов-каратистов из Чечни отказались селить в гостиницу в Нижнем Новгороде. Как заявлял тогда тренер команды Магомед Надаев, персонал гостиницы сначала сообщил, что места есть, но увидев отметки о регистрации, в заселении отказал, указав, что мест нет. Сообщение об этом поступало в прокуратуру Нижнего Новгорода. О результатах рассмотрения жалобы неизвестно.

«Любое предложение товаров и услуг ― это публичная оферта, и она должна заключаться с любым потребителем. Любой потребитель имеет право воспользоваться услугами. Сам предприниматель не вправе регулировать: этим окажу услугу, этим продам, а этим ― нет», ― ссылается на документы Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль». Его слова четко подтверждает Гражданский кодекс. Согласно п.1 ст. 426, «коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора», а п. 3 ст. 423 уточняет, что «отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».

В некоторых случаях коммерческие организации могут вводить дополнительные правила. Так, работа ресторанов и кафе помимо Гражданского кодекса регулируется и «Правилами оказания услуг общественного питания». Единственное, что может сделать ресторан или кафе, согласно одному из пунктов, ― это установить внутренние правила, которые не противоречат российским законам. Например, запретить курить или находиться в помещении в верхней одежде. А гостиницы, по «Правилам предоставления гостиничных услуг в России», могут отказать в заселении всего в двух случаях: при отсутствии свободных номеров или при нарушении потенциальным постояльцем общественного порядка. «С хостелами все сложнее, ― говорит Ламшин. ― Определение, что это такое, еще только появляется в правилах и стандартах. А пока этого понятия официально нет, они себя чувствуют достаточно вольготно. Хостелы часто не зарегистрированы как юридические лица, незаконно работают и творят что хотят».

Дискриминация Ахмедовой в Москве или выходцев с Кавказа в Тольятти, которым отказали в допуске в городские ночные клубы, — это частные случаи бытовой ксенофобии. Связана она, как правило, не с нелюбовью к определенным нациям как таковым, а с тотальным неприятием их культуры. Сотрудники заведений боятся, что если они пустят кого-то «не своего» к себе, то обязательно столкнутся с непривычной им культурой поведения и отпугнут своих постоянных посетителей. В 1980-х годах британские исследователи назвали такой подход «новым расизмом». Это уже не расовый предрассудок, а предубеждение в отношении образа жизни «чужака» и страх, что его поведение на «нашей территории» будет вызывающим и принесет много проблем.

Например, хозяева тольяттинских клубов напрямую говорили журналистам, что не пускали выходцев с Кавказа потому, что боятся конфликтов. Так же рассуждают и некоторые военные. В России военкоматы стараются не призывать в армию молодых людей из Чечни и Дагестана. «Неофициально военкоматы говорят, что это связано с тем, что «покупатели”, представители воинских частей, которые приезжают на сборный пункт, не стремятся брать в часть молодого человека, который является мусульманином или уроженцем Северного Кавказа. По их мнению, из-за этого будут проблемы с образованием землячеств, дедовщиной, с отказом исполнять какие-то обязанности», ― говорит Владимир Тригнин, адвокат и председатель столичной Военной коллегии адвокатов. Похожая ситуация сложилась и в сфере аренды квартир: очень часто в объявлениях указывается, что жилплощадь хозяева сдадут только «лицам славянской внешности». «Это может быть связано не обязательно с ксенофобией. Может быть, они бы и сдали жилье иностранцам, но они не хотят сдавать, опасаясь привлечь внимание правоохранительных органов», ― считает Елена Буртина, зампредседателя Комитета помощи беженцам «Гражданское содействие».

По закону

Запрет на дискриминацию внесен в 19-ю статью Конституции. Кроме того, дискриминация, допущенная при любых обстоятельствах, является административным правонарушением и сама по себе, без привязки к конкретной сфере деятельности. Согласно статье 5.62 КоАП, гражданина, допустившего нарушение прав и свобод человека на основании того, что он иной национальности или расы, ждет штраф в размере от тысячи до трех тысяч рублей; если в дискриминации виновно юридическое лицо ― штраф повышается до 50-100 тысяч рублей. Есть аналогичная статья и в Уголовном кодексе ― 136-я. Она касается тех, кто третирует людей «с использованием своего служебного положения»; при этом наказание по ней куда жестче: штраф до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы до 480 часов, либо принудительные работы до пяти лет или даже лишение свободы на тот же срок.

Подробнее всего защита от дискриминации прописана в трудовом праве. Запрет на нее встречается буквально на каждом шагу трудоустройства. 2 июля 2013 года были приняты поправки в закон «О занятости населения». Они определяют, что «пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, положение человека, возраст, место жительства, отношение к религии, убеждения» и еще целый список «обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников», в объявлениях указывать не разрешается. Но и прежде трудовое законодательство запрещало «прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ (…) в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности» (ст. 64 Трудового кодекса). За нарушение этих положений предусмотрены наказания. Согласно статье 5.27 КоАП «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», за дискриминацию грозит штраф от тысячи до пяти тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц ― приостановление деятельности до 90 суток и штраф до 50 тысяч рублей.

Есть дополнительные требования и к врачам. «Министерство здравоохранения и социального развития Карелии подтвердило информацию о том, что в республике врач-гинеколог отказалась принять пациентку из-за ее национальной принадлежности», ― вслух читаю я новость медицинскому юристу Жанне Алтунян. Этот случай произошел в июле 2013-го. Как сообщала русская служба «Би-би-си», врач-гинеколог отказала в приеме мусульманке, заявив, что «она сама еврейка и не будет принимать пациентку в «платочках”». «Да это же противоречит всем федеральным законам, кодексам, клятве врача, наконец!» ― возмущается Алтунян. Согласно клятве, врач обязан «действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения». Юрист сходу называет ст. 11 закона «Об основах охраны здоровья граждан», по которой отказ в оказании медпомощи не допускается. Если врач не принял пациента и это повлекло серьезную угрозу жизни и здоровью, то врач попадает сразу под две статьи УК: ст. 124 ― «Неоказание помощи больному» и ст. 125 ― «Оставление в опасности».

Доказать факт дискриминации по национальному признаку очень сложно. В первую очередь, нужно зафиксировать, что отказ в обслуживании был связан именно с национальностью. «Лучше всего, конечно, получить письменный отказ с изложением причин. Однако вряд ли в реальности вы такую бумагу получите. Поэтому лучший способ ― это свидетели. Дальше вариантов действий много: обратиться в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей, в суд», ― советует Аншаков. Если пациенту отказали в медицинской помощи и это обернулось серьезными последствиями, то надо писать в прокуратуру.

Сложнее дело обстоит с трудоустройством. По словам Елены Герасимовой, директора Центра социально-трудовых прав, правоприменительная практика по делам о дискриминации при приеме на работу остается неразвитой. Она приводит в пример случай, когда работодатель письменно подтвердил, что не берет на работу барменом одного из ее клиентов именно из-за национальности ― явившийся на собеседование оказался представителем коренных народов Севера. «Но работодатель попросту сослался, что решение об отказе в приеме работе приняло лицо, которое не было на это уполномочено. И эта аргументация очень сильная. Но мы в итоге это дело выиграли и настояли на компенсации», ― говорит Герасимова. Иногда приходится идти и на уловки. Так, самый простой способ добиться призыва выходца с Кавказа в армию ― зарегистрировать его на срок более трех месяцев в другом регионе России, рассказывает Владимир Трингин.

По понятиям

Дискриминация не всегда наказывается законом. С одной стороны, объявления об аренде квартиры с указанием «сдам славянам» незаконны. С другой ― собственник квартиры может самолично определять, кому он сдаст свою квартиру и даже не объяснять причин отказа. Такое проявление ксенофобии остается в легальном поле. Но и здесь не всегда удается определить, что национальные предрассудки первичны. «Только в десяти процентах случаев возникают недопонимания. Да и то, напрямую с ксенофобией они редко связаны. Как правило, люди просто не определились и не договорились по имущественным вопросам: аренде, цене, претензии какие-то появились, или договаривались сначала на одно, а получили другое. А потом люди пытаются найти объяснение в национальном вопросе», ― уверен Бахром Исмаилов, юрист-правозащитник и член рабочей группы комитета по охране здоровья Государственной Думы.

По закону, единственный, кто может совершенно легально обращать внимание на национальность человека, ― это полицейский. Основанием для проверки документов или задержания человека, как правило, служит ориентировка. Национальность в ней ― это важнейшая деталь, которая сама по себе уже может стать причиной для подозрений, говорит Исмаилов. Поэтому даже если доказательно установить, что полицейские останавливают сотни киргизов на основании исключительно их этнической принадлежности, это не возымеет никаких последствий. Если существует ориентировка на уроженца Киргизии, то полицейский имеет право проверить всех киргизов в городе. В США такая практика получила название racial profiling (дословно ― «расовое профилирование») и означает, что сотрудники полиции заочно подозревают всех латиноамериканцев в нелегальной иммиграции, арабов и мусульман ― в терроризме, а афроамериканцев ― в продаже оружия и наркотиков. Эту практику в Америке уже неоднократно подвергали критике за нарушение презумпции невиновности человека, но она до сих пор не изжита.

Впрочем, российские исследователи считают, что повышенное внимание полицейских к иностранцам в нашей стране объясняется не предрассудками, а чисто экономическим интересом. Такой тезис еще в 2011 году выдвинул петербургский социолог Борис Гладарев, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований. В своем исследовании «Милиция и этнические мигранты. Практики взаимодействия», проведенном в Петербурге и Казани, он изучил причины напряженных взаимоотношений полицейских с одной стороны и мигрантов, представителей других этносов ― с другой. В одном из интервью социолог рассказывал: «Наше общество очень иерархично, рядовые сотрудники милиции ― нередко сами приезжие в крупные города, люди с финансовыми и культурными проблемами, находятся на низкой ступени иерархии, трудовые мигранты и этнические мигранты тоже внизу иерархической лестницы. И та, и та группа хочет чего-то достичь в большом капиталистическом городе, и это просто перераспределение ресурсов на низшей ступени российской иерархии, а ксенофобия и расизм ― лишь средство».



Статья посвящена рассмотрению международной защиты от расовой дискриминации. Делается вывод о главной роли органов ООН в борьбе против расизма. С момента формирования ООН, принимали главные акты о правах человека и равенстве между всеми людьми.

Ключевые слова: права человека, расовая дискриминация, защита от расовой дискриминации, Дурбанская декларация.

Key words: human rights, racial discrimination, protection against racial discrimination, Durban Declaration.

Искоренение всех форм дискриминации является одной из основных целей Организации Объединенных Наций с момента ее основания. Равенство перед законом представляет собой основополагающие принципы международного права в области прав человека и главные элементы человеческого достоинства. Международные правозащитные нормы формируются и действуют исходя из основополагающего принципа равного уважения в отношении всех людей и свободы от дискриминации, по каким бы то ни было причинам.

Дискриминация также является одной из основных причин конфликтов и проявлений насилия, особенно в отношении женщин и девочек, которые не ослабевают во всем мире. Во времена экономического кризиса неравенство может усугубиться, и представители уязвимых групп сталкиваются с еще большими опасностями, изоляцией и преградами на пути к пользованию своими правами. Многие из них подвергаются ксенофобии, которой могут способствовать меры строгой экономии и ужесточение миграционного законодательства. В то же время за последние годы мир стал свидетелем активного стремления людей добиться соблюдения своих прав.

Несмотря на усилия, предпринятые на международном и национальном уровнях, группы населения, подвергающиеся дискриминации, продолжают сталкиваться с нетерпимостью и насилием. Существующие международные правовые договоры и стандарты не в достаточной степени включены в национальные правовые системы и политические курсы. Кроме того, национальные системы и механизмы защиты недостаточно сильны для борьбы со всеми формами дискриминации.

Борьба с дискриминацией является центральной задачей трех договорных органов, а именно Комитета по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД), Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и Комитета по правам инвалидов (КПИ).

Данный вопрос представляет особенный интерес в связи с тем, что 21 век ознаменовался обострением числа и интенсивности международных, межгосударственных и внутригосударственных конфликтов, основанных на религиозном, национальном, расовом и этническом отличие одних людей от других. Жертвами и беженцами (вынужденными переселенцами) в данных конфликтах стали миллионы людей в Азии, Африке, Латинской Америки, Европе. Необходимо дальнейшее усовершенствование международного и национального законодательства, регулирующего вопросы обеспечения и защиты, гражданских прав человека в этнических конфликтах, а также не допущения (запрета) дискриминации людей по этническому признаку. Это позволит локализовать существующие этнические конфликты, не допуская их разрастания по странам и континентам.

Главными юридически обязательными международными положениями по предотвращению и запрету нарушений гражданских прав человека, в том числе дискриминации и связанных с дискриминацией других форм нетерпимости, на современном этапе являются положения Устава ООН (ст.1, 55 и 75). Пункт 3 статьи 1 гласит, что одна из целей ООН заключается в «уважении прав человека и основных свобод без какого-либо различия в отношении расы, пола, языка или религии». Статья 55 Устава также ссылается, помимо ряда других прав, право на экономическое, социальное и культурное развитие, на уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех «без проведения различия в отношении расы, пола, языка и религии». Статья 56 создает в развитие статьи 55 обязательство для государств-членов предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией с тем, чтобы достигнуть целей, изложенных в статье 55. Эта статья совместно с п.1 статьи 13 послужила правовым основанием для наделения таких органов ООН, как Генеральная Ассамблея ООН и Экономический и социальный совет, определенными полномочиями по выполнению поставленных перед ООН целей и созданию органов, специализированных на международной защите прав личности (Комиссия по правам человека, Верховный комиссар по правам человека, Центр по правам человека и некоторые другие).

Эти органы ООН, а также межправительственные конференции государств-членов, разработали ряд международно-правовых актов, которые закрепили гражданские права человека и стали серьезными средствами предотвращения и запрета дискриминации, нетерпимости и ксенофобии.

Одним из первых международных актов, обратившихся к вопросу защиты гражданских прав человека, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая «матерью» других международно-правовых документов в области прав человека. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Статья 2 гласит: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Всеобщая декларация провозглашает основополагающие права и свободы, прямо содержащие запрет дискриминации: равенство перед законом и право, без всякого различия, на равную защиту закона, право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации (ст.7).

Расовая дискриминация недопустима в современном обществе. Когда произносишь фразу «Расовая дискриминация», сразу вспоминается США. Едва ли найдётся человек, который не знает, что творилось в Соединённых Штатах Америки до второй половины 19 века. Истории людей, лишенных из-за темного цвета кожи всех человеческих прав, широко известны: об этой исторической эпохе писали книги, снимали фильмы. Но многие полагают, что расовая дискриминация закончилась после Гражданской войны в США, когда все чернокожие рабы получили долгожданную свободу. На деле это не так: вплоть до 20 века расовая дискриминация имела место быть, причём не только за океаном.

Расизм — это идеология, в основе которой лежит представление, что человеческий род неравноценен как физически, так и умственно. Исходя из этого, расисты убеждены, что представители разных рас и этнических групп заслуживают разного обращения. Дискриминация — это предвзятое отношение и лишение прав представителей определенной группы людей по причине их принадлежности к этой самой группе. Суммируя два изложенных выше определения, выводим третье: расовая дискриминация — это предвзятое отношение и лишение прав представителей той или иной расы или этнической группы. Расизм и расовая дискриминация очень опасны: будучи широкораспространенными, они могут привести к расколу общества и государства.

Расизм и расовая дискриминация как преступления против человечества. Расизм и расовая дискриминация — это болезни общества и государства, которые могут истощить его до такой степени, что в первоначальном виде оно просто перестанет существовать. Но с проявлениями расизма и расовой дискриминации можно и нужно бороться.

Защита прав человека является одной из задач международного сообщества для поддержания международного мира и безопасности. Очевидно, что всякое грубое и массовое нарушение прав человека, где бы оно ни происходило, прямо или косвенно наносит ущерб человеческому достоинству, всему обществу и угрожает международному миру и безопасности.

В Уставе ООН закреплено, что «поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам» является одной из целей деятельности ООН (п.3 ст.1 Устава ООН). Для достижения указанной цели Устава ООН предпринимаются различные шаги, в том числе учреждаются специальные органы и комиссии, проводятся крупные международные конференции (Тегеранская конференция по правам человека 1968г., Венская всемирная конференция по правам человека 1993г.), принимаются международные документы специального и общего характера (конвенции, декларации, резолюции) и т. д.

С 31 августа по 7 сентября 2001г. состоялась Дурбанская конференция против расизма, расовой дискриминации и связанной с ними нетерпимости, по завершении которой была принята Дурбанская декларация против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, а также соответствующая Программа действия. В международно-правовой литературе принято оба этих документа совместно именовать ДДПД.

ДДПД состоит из преамбулы и 122 параграфов, в нем раскрываются следующие вопросы: источники, причины, формы и современные проявления расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости; меры по предупреждению, просвещению и защите, направленные на искоренение расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости на национальном, региональном и международном уровнях; стратегии достижения полного и эффективного равенства, включая международное сотрудничество и укрепление механизмов ООН и других международных механизмов по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Проблема расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости является актуальной на протяжении многих столетий. Она является причиной множества межэтнических, национальных войн и корнями уходит в историю человечества, а в некоторых случаях может даже привести к трагедии международного характера.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 года. Вступила в силу 4 января 1969 года. Конвенция принята в развитие положений Всеобщей декларации прав человека (1948) и Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963). Участниками конвенции, по данным на декабрь 2015 года, являются 177 стран.

Конвенция под расовой дискриминацией понимает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.

Конвенция обязывает государства-участники осуждать расовую дискриминацию и безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами.

Конвенция обязывает государства-участники запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения.

Конвенция обязывает государства-участники обеспечить каждому человеку, на которого распространяется их юрисдикция, эффективную защиту и средства защиты через компетентные национальные суды и другие государственные институты в случае любых актов расовой дискриминации, посягающих на его права человека и основные свободы. Конвенция обязывает государства-участники принять немедленные и эффективные меры, в частности, в областях преподавания, воспитания, культуры и информации, с целью борьбы с предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, поощрения взаимопонимания, терпимости и дружбы между нациями и расовыми или этническими группами.

С расизмом необходимо бороться ежедневно и повсеместно, 21 марта в Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации, учрежденный резолюцией Генеральной Ассамблеи, все внимание международного сообщества приковано к этой проблеме.

Дурбанская декларация и Программа действий — ключевых документов, принятых на Всемирной конференции ООН по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости в 2001 году в Южной Африке. Эти документы являются центральными документами в области предотвращения и искоренения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. В них выражена твердая приверженность мирового сообщества бороться с этими проблемами. Документы также служат основой для правозащитной деятельности в этой области.

Дурбанская декларация и Программа действий содержат широкий ряд мер по борьбе с расизмом во всех его проявлениях. В документах подчеркивается важность защиты прав всех групп, страдающих от расовой дискриминации, а также их прав на свободное и равноправное участие в политической, социально-экономической и культурной сферах.

Несмотря на прогресс, достигнутый с 2001 года, расизм и его проявления продолжают оставаться проблемой во всем мире. В то время, как все страны мира продолжают бороться с нетерпимостью и предрассудками, интернет стал новым инструментом для их распространения.

Необходимо реализовать положения Дурбанской декларации и Программы действий. Годовщина принятия этих документов, является возможностью для всех государств подтвердить свою приверженность коллективным и дифференцированным мерам, изложенным в этих документах, и активизировать усилия, направленные на борьбу против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Литература:

Человек, не достигший совершеннолетия, не в состоянии самостоятельно критически осмыслить информацию, распространяемую религиозными деятелями, и легко поддается внушению.
Это приводит к тому, что в периодически случающихся коллизиях религиозных догматов с Законодательством России у молодых людей складывается ложное впечатление о приоритете т.н. «священных книг» над законами РФ.
Кроме того религиозные воззрения предполагают веру в сверхъестественные силы, способные повлиять на жизнь и здоровье людей. Что приводит к падению авторитета других государственных институтов, таких как здравоохранение, правоохранительные органы, суд и др.
Мы считаем, что религия тлетворным образом влияет на людей:
* Ухудшает здоровье нации, снижает срок жизни.
* Препятствует технологическому прогрессу и модернизации экономики.
* Вносит раздор среди граждан, исповедующих разные религии, и становится причиной ожесточенных конфликтов.
* Провоцирует безынициативный, инфантильный либо наоборот фанатичный образ жизни под контролем религиозных авторитетов. Что в некоторых случаях угрожает территориальной целостности нашей страны.
Мы считаем, что религия, как часть культурного наследия народов РФ, должна остаться только предметом изучения гуманитарных наук, а никак не мерилом общественной морали и ориентиром жизненного пути для молодого поколения.
Конституция и Законодательство Российской Федерации исчерпывающим образом определяют нормы поведения человека в обществе. Для закрепления в обществе государственных приоритетов на развитие образования, укрепление института семьи и улучшения демографической ситуации достаточно Федеральных Целевых Программ.

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Развитие информационных технологий в Казахстане, как и в других странах, повлекло за собой ужесточение законодательства. Все чаще граждане РК попадают в исправительные учреждения за высказывания в социальных сетях. Только в ноябре-декабре стало известно о том, что 22-летний североказахстанец осужден к 3 годам лишения свободы за разжигание межнациональной розни, еще один житель СКО — к 5,5 годам лишения свободы за призывы присоединиться к России. Житель Щучинска за пропаганду терроризма был приговорен к 6 годам лишения свободы.

МИА «Казинформ» на основании предоставленной Министерством внутренних дел РК информации подготовило подборку статей из Уголовного кодекса, согласно которым за действия в социальных сетях грозит наказание вплоть до лишения свободы.

Статья 130. Клевета

За клевету, распространяемую в СМИ и социальных сетях, предусмотрено наказание в виде штрафа до 2000 МРП, либо исправительных работ в том же размере, либо ограничения свободы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Статья 131. Оскорбление

Оскорбление, выраженное в неприличной форме, влечет за собой штраф до 200 МРП либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до 180 часов.

Статья 147. Сбор и распространение личных и семейных тайн

За сбор личных и семейных тайн, которые были получены с использованием служебного положения, взлома или перехвата, УК РК предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет или без такового.

А за их распространение полагается лишение свободы на срок до 7 лет.

Статья 161. Пропаганда или публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Статья 174. Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни

За умышленные действия, направленные на оскорбление национальной чести и достоинства, религиозных чувств, пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, грозит наказание в виде ограничения свободы на срок от 2 до 7 лет либо лишения свободы на тот же срок.

Статья 179. Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан

За такие действия с использованием социальных сетей предполагается лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

Статья 180. Пропаганда или публичные призывы к нарушению целостности Республики Казахстан

Совершение этих действий с использованием СМИ и соцсетей наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Статья 207. Нарушение работы информационной системы или сетей телекоммуникаций

За умышленные действия или бездействие предусмотрены штраф размером до 2000 МРП либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового.

Статья 256. Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма

Наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества.

Статья 274. Распространение заведомо ложной информации

За распространение заведомо ложной информации, создавшей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, грозит штраф в размере до 5000 МРП либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок от 2 до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Статья 373. Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации

Наказывается штрафом в размере до 3000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 375, 376, 378. Посягательство на честь и достоинство Президента РК, депутата Парламента РК, представителя власти

Оскорбление Президента РК наказывается штрафом в размере до 3000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В отношении депутата — штраф в размере до 2000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

За оскорбление представителя власти предусматривается штраф в размере до 300 МРП либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до 240 часов, либо арестом на срок до 75 суток.

При этом публичные выступления, содержащие критические высказывания об их деятельности, не влекут уголовной ответственности.

Статья 402. Действия, провоцирующие к продолжению участия в забастовке, признанной судом незаконной

Такие нарушения наказываются штрафом в размере до 1000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *