Степень локализации

В стране растет объем реализации машин, в том числе отечественной сборки, благодаря локализации производства. Компании и дальше намерены инвестировать в это направление, уходя от импорта комплектующих и удешевляя конечный продукт.

В 2017 году в России продажи авто выросли на 11,9 процента (реализовано около 1,6 миллиона единиц), и положительная пока тенденция сохраняется. При этом, как рассказала на международном форуме автомобилестроения TIAF в Казани директор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи, 75 процентов в производстве легковых авто занимают иномарки. Доля российских брендов сокращается, в то же время растет доля производства KIA, Volkswagen, Renault, Nissan и Toyota. «В следующем году рынок вырастет на 10-14 процентов, производство — на 4-9. Положительная тенденция продолжится вплоть до 2021 года», — считает эксперт.

Затем, по словам Арабаджи, в экономике страны сначала наступит стагнация, далее — планомерный спад. У производителей еще есть время нарастить продажи и приблизиться (а возможно, и превзойти) к показателям пятилетней давности. Больше всего шансов у грузовых. Здесь отставание от продаж 2013 года составляет «всего» 24 процента, а по производству — 11. В этом году также ожидается рост продаж грузовиков на 11 процентов. Половину рынка сейчас занимают российские бренды КАМАЗ и ГАЗ.

К примеру, автогигант из Набережных Челнов по-прежнему является главным «двигателем» отрасли в Татарстане. Как отметил замминистра промышленности и торговли республики Ильдар Мингалеев, КАМАЗ выпустил в прошлом году 38 600 грузовиков, объем реализации продукции — более 130 миллиардов рублей. В этом году завод замахнулся на выпуск 40 тысяч автомобилей. Также компания объявила, что инвестирует три миллиарда рублей в модернизацию кузнечного завода. Она продлится три года и повысит производительность линии выпуска коленвалов в три с половиной раза.

Около 800 миллионов рублей будет выделено на строительство в Дагестане дилерского центра. Также республика рассчитывает и на совместное производство КАМАЗа и Daimler AG по выпуску грузовых кабин за 200 миллионов евро, оно должно открыться в 2019 году. Всего участники авторынка Татарстана в 2017 году заработали почти 256 миллиардов рублей, в то время как в 2016-м этот показатель был равен 193 миллиардам.

86 процентов проданных в прошлом году автомобилей были собраны в России

Еще одним ключевым игроком в регионе в последнее время стала компания Ford Sollers, которая выпустила в прошлом году более 33 тысяч автомобилей и 20 тысяч двигателей. Предприятие, чьи инвестиции оцениваются в 1,5 миллиарда долларов (один миллиард вложен в татарстанские заводы), делает ставку на локализацию производства. Ее главная цель — сокращение числа привозных компонентов для сборки.

«Сегодня локализация производства составляет 60 процентов. Компания в России надолго, потому рассматривается вопрос долгосрочного сотрудничества с местными поставщиками. Сегодня у нас 80 поставщиков первого уровня, стараемся отладить систему так, чтобы поставляемые компоненты по максимуму производились в России. К примеру, около 98 процентов металлических изделий производим из российской стали, сотрудничаем с местными компаниями в штамповке деталей. Это типичный пример так называемой вертикальной интеграции, когда от сырья до изготовления детали все делается в России», — рассказал директор по локализации и развитию поставщиков Ford Sollers Николай Ходосевич.

Что касается локализации в масштабах всего авторынка страны, то 86 процентов из всех проданных машин в прошлом году были собраны именно в России.

Публикации — Машиностроение

В 2015 году в связи с обострением мировой политической и экономической обстановки Правительством РФ был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, включавший в себя комплекс мер в отношении системообразующих предприятий. Одним из ключевых направлений стала поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых товаров, в том числе высокотехнологичных . Особую актуальность в этих условиях обрели вопросы определения уровня локализации производства того или иного вида продукции на территории России, в частности для железнодорожной техники.

Предпосылки разработки Методических подходов расчета уровня локализации продукции железнодорожного машиностроения

С целью исполнения Плана, утвержденного Правительством РФ, ОАО «РЖД» приняло программу импортозамещения закупаемой для нужд компании продукции, в рамках которой одним из условий сотрудничества с иностранными поставщиками стало постепенное доведение степени локализации производства железнодорожной продукции в России до 80%. Для обеспечения реализации программы холдингом также была разработана собственная методика определения уровня локализации, однако его расчет, проводимый в рамках данной методики, не носил характер окончательного . Так, в соответствии с п. 1.3 данной методики на ее основании должны быть разработаны методики определения уровня локализации для групп товаров в разрезе структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД», учитывающие специфику и номенклатуру продукции, закупаемой для конкретного хозяйства, а также закрепляющие регламент определения уровня локализации и формирования требований к поставщикам.

В настоящее время в нормативно-правовой базе РФ отсутствует единый и утвержденный на федеральном уровне документ по оценке и определению уровня локализации продукции транспортного машиностроения. ИПЕМ счел целесообразным восполнить данный пробел и разработал собственные методические подходы проведения таких работ.

В процессе формирования базиса для оценки уровня локализации производства железнодорожной техники были проанализированы российские методики, разработанные для отраслей железнодорожного машиностроения (методика ОАО «РЖД») , автомобилестроения , станкостроения , электротехнической и телекоммуникационной отраслей .

Методика ОАО «РЖД»

В рамках данной методики расчет уровня локализации проводится по формуле:

где Bi – среднестатистический расчетный удельный вес технологической операции (B1, B2, B3) в структуре трудоемкости производства продукции;

МЗiOT – материальные затраты отдельной технологической операции (B1, B2, B3), произведенной в России;

ТЗiOT – расходы на оплату труда в отдельной технологической операции (B1, B2, B3), произведенной в России;

ИЗiOT – расходы на НИОКР и ОКР, приобретение патентов, ноу-хау и т. д. отдельной технологической операции (B1, B2, B3), произведенной в России;

CiОБЩ – общая сумма материальных и трудовых затрат и расходов на НИОКР и ОКР, приобретение патентов, ноу-хау и т. д. отдельной технологической операции (B1, B2, B3). Под технологическими операциями B1, B2, B3 понимаются следующие процессы:

  • изготовление основных компонентов, модулей и элементов продукции (В1);
  • их монтаж и сборка (В2);
  • программирование, функциональное тестирование и проверка работоспособности продукции (В3).

Таким образом, методика ОАО «РЖД» учитывает как долю комплектующих, материалов и работ, произведенных/выполненных на территории РФ в рамках выпуска анализируемой продукции, так и долю затрат на научные исследования и разработки, осуществленные для запуска ее производства.

Методика автомобилестроения

Расчеты уровня локализации в сфере производства автомобилей в России методически более простые. Так, среднегодовой уровень локализации производства узлов и агрегатов для моторных транспортных средств рассчитывается по следующей формуле:

где V – таможенная стоимость всех автокомпонентов и их частей, ввезенных российским юридическим лицом на территорию РФ для производства узлов и агрегатов для моторных транспортных средств;

P – общая стоимость всех узлов и агрегатов, произведенных в России.

Таким образом, в рамках данной методики предлагается расчет уровня локализации посредством выявления доли затрат на комплектующие, материалы и услуги российского происхождения от общего объема затрат на производство.

Методика станкостроения

В сфере производства станков была проанализирована методика определения уровня локализации зарубежных производств на территории России, разработанная ассоциацией «Станкоинструмент» в 2015 году. Она носит рекомендательный характер и предназначается для компаний, которые осуществляют свою деятельность в области станкостроения, в частности для компаний − членов ассоциации. В данной методике степень локализации производства оборудования определяется по формуле:

где С – средняя себестоимость производства единицы оборудования;

Кимп – затраты на комплектующие изделия иностранного производства;

Мимп – затраты на материалы иностранного производства;

Уимп – затраты на услуги сторонних иностранных организаций.

Фактически расчет уровня локализации на основании данной методики, так же, как и в методике автомобилестроения, осуществляется посредством выявления доли затрат на комплектующие, материалы и услуги российского происхождения от общего объема затрат на производство единицы оборудования.

Методика электротехнической отрасли

Данная методика была разработана ПАО «Россети», одним из крупнейших потребителей электротехнической продукции на территории России. Она предназначена для внутреннего пользования и оценки уровня локализации электротехнического оборудования, используемого самой компанией, в соответствии с формулой:

где УЛпр – уровень локализации производственного процесса, определяемый на основе затрат на приобретение локализованных изделий и локализованных работ в процессе производства продукции;

Кнаук – коэффициент, учитывающий уровень локализации компетенций предприятия;

Кс – коэффициент, учитывающий наличие сервисных центров на территории России.

Показатель УЛпр рассчитывается по формуле:

где Сj – расходы по j-й статье затрат в составе себестоимости производства рассматриваемого вида продукции, представленные на основе данных бухгалтерского учета за отчетный период, предшествующий дате оценки;

αj – коэффициент, отражающий уровень локализации j-й статьи затрат в составе себестоимости производства продукции (%);

С – себестоимость производства продукции.

Если компоненты/услуги по j-той статье затрат произведены на территории России, то αj = 100%. В противном случае αj = 0%.

В структуру С были включены следующие статьи затрат:

  • сырье, материалы и комплектующие, входящие в состав продукции;
  • услуги подрядных или контрактных организаций и частных лиц;
  • амортизация объектов основных средств, в том числе объектов недвижимого имущества, оборудования, транспортных средств, инструментов, организационной и офисной техники;
  • заработная плата работников;
  • амортизация и расходы на программное обеспечение, лицензионные отчисления, интеллектуальную собственность, включая затраты на конструкторскую и технологическую документацию;
  • расходы на аренду зданий и сооружений, помещений, их ремонт и поддержание в технически исправном состоянии.

Статьи себестоимости с удельным весом менее 1% относительно общей величины себестоимости принимались к учету укрупненно и отражались как «Прочие расходы».

Коэффициент (Кнаук), учитывающий интеллектуальную составляющую производственного процесса (уровень наукоемкости производства и локализации компетенций), определяется на основе прироста стоимости нематериальных активов предприятия (Δиа):

Δиа = ИА0 — ИА-1,

где ИА0 – стоимость интеллектуальных активов производителя на конец текущего отчетного периода;

ИА-1 – стоимость интеллектуальных активов производителя на конец предыдущего отчетного периода.

Исходя из значения Δиа, коэффициент Кнаук определяется следующим образом:

  • если Δиа > 0, то Кнаук = 1;
  • если Δиа ≤ 0, то Кнаук = 0,9.

Коэффициент Кс, который учитывает наличие на территории России сервисных центров, обслуживающих данную продукцию (оборудование) и основные комплектующие, определяется следующим образом:

  • если такие сервисные центры на территории России присутствуют, то Кс = 1;
  • если отсутствуют, то Кс = 0,9.

Таким образом, в рамках данной методологии уровень локализации продукции определяется на уровне жизненного цикла изделия.

Методика телекоммуникационной отрасли

В сфере телекоммуникаций проект методики предполагает следующую формулу определения уровня локализации:

Ул = (Ут + Ум + Ук + Уп) × Nф,

где Ут – уровень локализации производственно-технологических операций при изготовлении оборудования (%);

Ум – коэффициент использования отечественных материалов при выполнении локализованных производственно-технологических операций (%);

Ук – коэффициент использования комплектующих российского производства при выполнении локализованных производственно-технологических операций (%);

Уп – уровень владения программным обеспечением, используемым в изделии (%);

Nф – доля технологических операций, производимых на территории РФ при финишной сборке изделия.

Необходимым условием получения статуса российской продукции для телекоммуникационного оборудования должна быть 100-процентная локализация производственных операций при финишной сборке изделия, то есть при Nф = 1. Если хотя бы одна технологическая операция в рамках данного этапа выполняется за пределами РФ, то оборудование автоматически не получает указанный статус. Методика схожа с той, которая применяется в станкостроении, так как определяет долю затрат на комплектующие, материалы и услуги российского происхождения.

Формирование основных положений новых методических подходов

После ознакомления с представленными методиками был определен ряд инструментов, комплексное применение которых позволяет наиболее точно оценить эффекты от локализации продукции железнодорожного машиностроения. Для расчетов в методике ИПЕМ были выбраны следующие показатели:

  • доля комплектующих, материалов и работ, произведенных/выполненных на территории России, в финансовом выражении;
  • обязательный критерий финишной сборки/монтажа изделия полностью на территории России;
  • обязательный критерий производства на территории России высокотехнологичных комплектующих;
  • обязательный критерий производства на территории России комплектующих, влияющих на безопасность эксплуатации подвижного состава.

Обязательность сборки/монтажа конечной продукции на территории РФ обусловлена необходимостью соответствия требованиям постановления Правительства РФ «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» . В перечень операций, выполнение которых необходимо на территории РФ, также были добавлены условия использования российских программных продуктов и проведения тестирования/ программирования конечной продукции. Такой подход связан с важностью обеспечения кибербезопасности на сети железных дорог России.

Обязательность производства на территории РФ высокотехнологичных комплектующих (принадлежность комплектующих к высокотехнологичным осуществляется на основании критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции ) была обусловлена необходимостью стимулирования привлечения инвестиций на развитие отрасли железнодорожного машиностроения и, как следствие, повышения наукоемкости производства основной продукции.

Обязательность производства на территории РФ компонентов, влияющих на безопасность эксплуатации подвижного состава, обусловлена необходимостью повышения безопасности работы железнодорожного транспорта.

В связи с идентичностью требований, предъявляемых к высокотехнологичным изделиям, а также компонентам, влияющим на безопасность эксплуатации подвижного состава, было принято решение об объединении данных элементов конструкции подвижного состава в категорию «ключевые комплектующие».

Например, для тепловозов были выделены следующие ключевые комплектующие, локализация которых необходима на территории России:

– компоненты, влияющие на безопасность:

  • рама и кузов;
  • кабина;
  • автосцепное устройство;
  • тормозное оборудование;
  • тележки;
  • системы управления, диагностики, контроля, защиты и сигнализации;

– высокотехнологичные изделия:

  • силовая электроника;
  • микропроцессорные системы;
  • дизельный двигатель.

Аналогичные перечни были составлены по всем типам подвижного состава.

Проведение расчетов уровня локализации комплектующих подвижного состава

ИПЕМ предлагает осуществлять расчет уровня локализации комплектующих в соответствии с таблицей 1. В столбцах 2-7 делаются отметки, если указанное условие по рассматриваемому комплектующему изделию было выполнено на территории России.

Также в столбцах 2-4 указывается доля (по стоимости в рублях) сырья/материалов/ работ, произведенных/выполненных на территории России, от общего объема сырья/материалов/работ, произведенных/выполненных в процессе создания комплектующего изделия. Если указанная доля составляет более 70%, то условие локализации продукции считается выполненным.

В столбцах 5-7 отмечается выполнение/невыполнение в формате «да» или «нет» для советующей операции/условия на территории России.

Столбец 6 заполняется для следующих комплектующих:

  • электрооборудование;
  • cистемы управления, диагностики, контроля, защиты и сигнализации;
  • климатическое оборудование;
  • оснащение вагонов.

Для признания локализации комплектующих по столбцам 5-7 необходимо выполнение данных технологических операций полностью на территории Российской Федерации. Отдельно для столбца 6 авторские права на использование, изменение программного продукта и его распространение должны быть закреплены за российской компанией.

При наличии пяти и более отметок в столбцах 2-7 (при обязательных отметках в столбцах 5-7) в столбце 8 устанавливается признак локализации Dj = 1 (локализовано). При наличии менее пяти отметок комплектующие признаются нелокализованными на территории России и им присваивается признак локализации Dj = 0 (не локализовано).

Локализация конечной продукции

Согласно представленной методике, конечная продукция считается локализованной в том случае, если ее окончательная сборка (либо окончательное производство) осуществляется на территории России. Уровень локализации определяется в процентах по формуле:

где Aj – расчетный удельный вес j-того узла, комплектующего, работ в цене подвижного состава/услуги;

N – общее число узлов, комплектующих, работ, локализуемых на территории России.

Расчетный удельный вес Aj узла, комплектующего изделия или работы определяется в соответствии с типом продукции.

Выводы

Разработанные ИПЕМ методические подходы расчета уровня локализации продукции транспортного машиностроения на территории России предназначены для использования производителями подвижного состава и его заказчиками, а также регулирующими органами. Их применение позволяет определить фактический уровень локализации как конечной продукции, так и комплектующих к ней. Ключевой особенностью предлагаемых подходов является акцентирование внимания на требованиях, предъявляемых к локализации высокотехнологичных компонентов, а также комплектующих и операций, влияющих на безопасность эксплуатации подвижного состава.

Разработанный инструментарий актуален для тех случаев, когда в рамках заключаемых договоров поставки подвижного состава в требованиях к продукции указывается требование по обязательной локализации ее производства либо назначается ее минимально допустимый уровень.

Саакян Ю.З., генеральный директор ИПЕМ

Поликарпов А.А., заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ

Техника железных дорог №3 (47) август 2019

Список использованной литературы

1. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р.

2. Типовая методика определения уровня локализации производства продукции, закупаемой ОАО «РЖД», утв. распоряжением ОАО «РЖД» № 1480р от 10.06.2015.

3. Порядок, определяющий понятие «промышленная сборка» моторных транспортных средств и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов, утв. приказом Минэкономразвития России № 73, Минпромэнерго России № 81, Минфина России № 58н от 15.04.2005 (ред. от 07.12.2017).

4. Методология определения российских производителей на основе уровня локализации (ассоциация «Станкоинструмент»), 2015 год.

5. Методика оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации, ПАО «Россети», 2016 год.

6. Методика определения уровня локализации телекоммуникационного оборудования, произведенного на территории Российской Федерации, 2017 год.

7. Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (ред. от 13.03.2018).

8. Критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, утв. приказом Минпромторга России №1618 от 1.11.2012.

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ в Телеграм-канале!

Также по теме:

  • Ключевые показатели железнодорожного машиностроения в 2014-2019 годах, 10 сентября, 2019
  • Техника железных дорог, №3 (47), 16 августа, 2019
  • Особенности долгосрочного прогнозирования на рынке грузовых вагонов, В. Савчук, А. Поликарпов, А. Слободяник, «Техника железных дорог», 26 февраля, 2019
  • Рынок фиксирует сохранение роста цен на комплектующие для грузовых вагонов, 3 апреля, 2019

Ежегодно производители иномарок в России тратят на закупку комплектующих за рубежом $50 миллиардов

В автопроме надо не только отказываться от импорта, но и активизировать экспорт — поднять его с нынешних 5% до 12 — 14%. Локализация же производства почти у всех иностранных компаний не дотягивает до заявленных 60%, что приводит к потере устойчивости российского автопрома. Об этом говорили на стартовавшей накануне в Набережных Челнах межрегиональной конференции «Качество — основа конкурентоспособности современного автопрома».

ВКЛАД АВТОПРОМА В ВВП РОССИИ 0,4%, В ЧЕХИИ — 3,8%

В ИТ-парке Набережных Челнов накануне стартовала третья межрегиональная конференция «Качество — основа конкурентоспособности современного автопрома». За два дня ее участники заслушают пару десятков докладов, поучаствуют в работе четырех тематических круглых столов и посетят четыре предприятия автопрома. Организаторами конференции выступили министерство промышленности и торговли РТ, ПАО «КАМАЗ», ГНК «Поволжский центр качества» и другие компании и ведомства. Открывая мероприятие, замминистра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев подробно рассказал о том, как много в республике делается для поддержки бизнеса и автопрома. В частности, имеется своя служба стандартизации, создан Камский центр кластерного развития, внедряются энергосберегающие технологии и инновации. Проводится и работа по диверсификации бизнеса, чтобы автопроизводители поставляли свою продукцию и в другие сферы: РЖД, «Газпрому», «Роснефти», «Лукойлу», АвтоВАЗу, ГАЗу, предприятиям оборонно-промышленного комплекса и так далее. В качестве удачного примера такой работы Мингалеев привел «Газпром». По словам чиновника, 5 лет назад совокупный объем поставщиков машиностроительной отрасли РТ для этой компании был 3 — 4 млрд. рублей, а сейчас он составляет 10 — 11 миллиардов.

Первый заместитель гендиректора КАМАЗа Юрий Герасимов в приветственной речи также не был многословен. Основное внимание он уделил теме качества продукции и импортозамещению. По словам Герасимова, КАМАЗ в этом отношении успешен. «КАМАЗом в плане повышения качества достигнуты неплохие результаты. По сравнению с 2014 годом уровень рекламаций по изделиям собственного производства снизился на 27,9 процента, по комплектующим изделиям — на 57,8 процента, уровень дефектности — на 57,5 процентов. Среднее количество дефектов на один автомобиль уменьшилось в среднем в 5 раз», — сообщил топ-менеджер.

Далее на трибуну вышел Эдуард Черкин, эксперт германской компании «Роланд Бергер», которая занимается стратегическим консультированием по многим направлениям экономики, в том числе и по автопрому. Фирма также напрямую работает с большинством ведущих автопроизводителей мира. Для начала эксперт обрисовал незавидное нынешнее положение российского автопрома: падение экономического спроса, серьезное давление вызовов мировой экономики, падение уровня доходов населения. И как следствие всего этого — глубокий кризис отрасли: по сравнению с 2012 годом падение по рынку более чем в два раза. Ранее, кстати, эта компания уже составляла прогноз положения дел в российском автопроме. Так вот сейчас, констатировал Черкин, сбывается пессимистический вариант.

Однако в плохом есть и хорошее, считает эксперт. «С точки зрения вклада автомобильной отрасли в ВВП страны и создания рабочих мест она имеет серьезный недооцененный потенциал», — высказал Черкин свое мнение и проиллюстрировал его слайдами. Согласно приведенным данным, в автопроме РФ занято всего 0,8% от совокупности рабочей силы (в Германии, например, этот показатель в три раза выше — 2,5%). А вклад отрасли в ВВП у нас и вовсе на уровне 0,4%. В той же Германии уровень находится на точке 3,5%, а в Чехии — 3,8%. Далее эксперт перешел в практическую область: «С одной стороны, правительство приняло несколько поддерживающих мер, например, инициировало программу локализации производства в обмен на льготные ставки. Но многие автопроизводители не смогли достичь заявленного уровня локализации, и они сталкиваются с проблемами поставщиков».

Кстати, по данным «Роланд Бергер», максимальная локализация в РФ достигнута в производстве Lada — 81%, рядом же и Renault — 75%, остальные модели не дотягивают до установленных 60%. В частности, Ford, выпускаемый компанией Ford-Sollers, находится лишь на уровне 37%. «И тут уже требуется новая парадигма по локализации производства автокомпонентов. Нужны другие правила игры с другими показателями, с реалистичными целевыми уровнями по локализации», — резюмировал Черкин.

Обратим внимание, что на слайде были приведены данные по итогам 2014 года, о чем Черкин не упомянул. Думается, с представленными цифрами некоторые производители не согласились бы. Например, упомянутый Ford-Sollers утверждает, что локализация у него — 50%, а в 2016 году дойдет до 60%. Об этом говорил первый вице-президент Ford-Sollers Адиль Ширинов на открытии завода двигателей компании в ОЭЗ «Алабуга». Ширинов и ранее неоднократно подчеркивал, что инвестиционные усилия СП идут четко в ногу с требованиями российского законодательства, не быстрее и без отставаний. Более того, СП не одобряет идей о снижении лимитов локализации в России для зарубежных производителей. Ширинов отмечал в разговоре с журналистами, что более свободные условия промсборки нужны предприятиям, которые не хотят или не могут встраиваться в экономику страны, предпочитая легкий путь — сборку импортных комплектующих. «Мы считаем, что 166-е постановление нужно сохранить в том виде, в каком оно существует», — резюмировал Ширинов позицию Ford-Sollers.

Эдуард Черкин

ТО, ЧТО ФОРМУЛА УСТАРЕЛА, ПОНИМАЮТ И В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Вернемся к общей ситуации с локализацией автопрома в стране. Что конкретно Черкин подразумевает под «новыми правилами игры» по локализации, он не сказал. Но вполне вероятно, что имеется в виду формула, по которой этот показатель рассчитывается. В этом году тема поднималась дважды. 13 октября помощник министра экономического развития РФ Елена Лашкина заявила о приостановке соглашений о промсборке для 7 иностранных компаний, среди которых засветился партнер КАМАЗа — дочернее предприятие американской корпорации Modine «Модине Рус», поставляющий на автогигант радиаторы и другие системы охлаждения. Менее чем через неделю прошло новое сообщение: режим промсборки отменен и для «Кнорр Бремзе КАМА» — совместного предприятия автогиганта и немецкой компании Knorr-Bremse Systeme fur Nutzfahrzeuge GmbH, которая поставляет на КАМАЗ тормозные системы и модули управления. Среди других компаний, которых якобы тоже подвергли таким же санкциями, называли и «Вистеон Автоприбор Электроникс», осуществляющий поставки электроники на АвтоВАЗ, Sollers и Ford.

Напомним, что соглашения о промсборке в России минэкономразвития заключило примерно со 100 иностранными компаниями (это было в 2010 — 2011 годах). В обмен на льготы компании-участники обязались постепенно наращивать локализацию производства: использовать российское сырье, углублять обработку изделий и т. д. Отмена режима промсборки оказалась бы для них губительной. Без него пришлось бы платить таможенные сборы в размере 13 — 17%, при режиме промсборки платежи составляют от 0% до 5%. Но тогда вопрос разрулился: КАМАЗ опубликовал официальное сообщение, что получено разъяснение от минэкономразвития, и соглашение о промсборке с его СП продолжает действовать.

Тем не менее осталась «подвисшей» тема расчета формулы уровня локализации. То, что она устарела, признают и в правительстве. Еще в августе замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов заявлял о возможном пересмотре системы расчета из-за снижения курса рубля. Но до реальных действий не дошло. Что и аукнулось октябрьскими «сенсациями». В частности, эксперт рынка, глава национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин считает, что показатели локализации предприятий пострадали из-за резкого роста валютной составляющей. «Компании импортировали определенную номенклатуру на будущий год, и у них был один объем, а в результате из-за спада производства удалось реализовать на заводы существенно меньшее число готовых деталей, — цитируют Блохина «Известия». — Образовались складские остатки. А в формуле расчета локализации учитываются цены ввезенных компонентов, а не фактически реализованных, отсюда и падение уровня локализации».

Ильдар Мингалеев

«КОГДА МЫ ГОВОРИМ, ЧТО САНКЦИИ ПОВЛИЯЛИ, ЭТО НЕ СОВСЕМ ТАК»

Черкин в итоге делает вывод, что в настоящее время автомобильная промышленность РФ находится на распутье. С одной стороны, есть возможность максимально увеличить локализацию и трансформироваться в экспортную модель, с другой — столкнуться с возвратом к импортной модели, если курс рубля вернется на предыдущие, более красивые для него уровни. «В связи с вступлением России в ВТО автопром столкнулся с вызовами, которые сделали привлекательной импортную модель производства с учетом все время дорожающего производства в России, — продолжил Черкин. — В этих условиях полноценного местного производства тех инвесторов, что пришли в страну, мы не можем наблюдать. И следующая эпоха развития автопрома требует существенной локализации. Концепция, которая была ранее выбрана, не до конца сработала. К 2020 году надо все-таки выходить на полноценное производство с полной локализацией, включая крупные узлы и агрегаты, продукцию с высокой добавленной стоимостью, и развивать экспорт».

Последнее направление, по мнению эксперта, стало сейчас привлекательным из-за низкого курса рубля. Падение российской валюты привело к тому, что в некоторых случаях себестоимость производства в РФ сравнялась с той, что есть в Китае. «Но вопрос: надолго ли такая ситуация? Настолько долго, насколько сохранится текущий паритет валют. Но возможность по развитию экспорта у России сейчас уникальная, — резюмировал Черкин. — Как воспользоваться этой возможностью? Во-первых, налаживанием экспортных связей, во-вторых, необходима государственная поддержка. Но просто гонка за объемами не обеспечит успех на мировых рынках. Одновременно надо работать над производительностью, эффективностью производства».

Игорь Коровкин

Позже тему локализации затронул и исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. Он также не стал витать в облаках и назвал положение дел в автопроме и в целом в экономике страны тяжелым, учитывая, что, в общем, падение производства составило 30%, а по отрасли — 35%. «Когда мы говорим, что санкции на это повлияли, это не совсем так, — прокомментировал он статистику. — Последние пять лет в стране постоянно снижается рост ВВП: с 4,5 процента в 2010 году до 0,2 процента в 2014-м, в 2015-м. По прогнозам, ожидается минус 3 — 4 процента. Одновременно снижается и ВВП на душу населения — с 10,7 тысяч долларов до 8,2. Отсюда и снижение спроса, и снижение продаж производителей». Говоря же об уровнях локализации производства, Коровкин заметил, что в зависимости от сегмента они «очень разные». «С точки зрения основных российских производителей мы себя, казалось бы, чувствуем себя неплохо, — заверил он. — Уровень локализации заявляется 80 — 85 процентов. Но самое главное, что в эти 15 — 20 процентов входят критичные комплектующие, без которых производство высокого качественного уровня невозможно. Поэтому, конечно, несмотря на относительно высокий уровень локализации, нам необходимо решать вопрос с высококачественными, высокотехнологичными изделиями. Иначе нельзя говорить, что мы уходим от импортной зависимости».

Весь объем импорта автокомпонентов и запчастей в РФ Коровкин оценил в $100 млрд. в год. Из них 50% — комплектующие для иномарок российской сборки. Иными словами, ежегодно порядка $50 млрд. уходят из страны как раз из-за невысокой локализации иностранных компаний. «Этими деньгами мы поддерживаем производителей автокомпонентов в Словакии, Словении, той же Турции, где это производство развито», — делает вывод исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России». Одновременно с этим он высказывает свое мнение о задачах, которые должны быть решены к 2020 году путем программы импортозамещения в автопроме. В частности, уровень локализации у иностранных компаний должен быть не ниже 60 — 70%, необходимо также повысить уровень экспорта до 12 — 14% (сейчас — 5%), снизить дефектность продукции автопрома в три раза от нынешнего уровня, ежегодно обновлять автопарк страны на 6 — 8%, а не на 4%, как сегодня.

Фото: Сергей Кудрявцев Видео: Сергей Кудрявцев

Правительство утвердило новые критерии локализации производства судов в РФ, соответствие которым необходимо для получения господдержки. Об этом 17 апреля пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на текст документа.
По данным издания, новые критерии дают значительные преференции производителям морских судов. В частности, документ позволит ССК «Звезда» собирать в РФ нефтяные танкеры и газовозы из блоков, изготовленных в Южной Корее. При этом винты и винторулевые колонки должны быть отечественного производства. В этом случае судно будет считаться произведённым в РФ.
В то же время к промысловым, речным и судам типа река-море предъявляются более жёсткие требования. Так, необходимо наличие российского техпроекта. Закладка и сборка корпуса судна должны производиться с использованием блоков, произведенных в ЕАЭС. При этом доля отечественных блоков постепенно возрастает до 90% к 2024 году.
Новый порядок может привести к тому, что часть заказов уйдёт за границу, утверждают собеседники газеты.
Напомним, критерии отнесения промышленной продукции к произведённой в РФ сформулированы в постановлении правительства от 17.07.2015 №719.
Фото: Sudostroenie.info

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

В узком смысле под уровнем локализации понимается доля комплектующих российского производства в автомобилях. В широком смысле при подсчёте локализации учитываются не только компоненты и запчасти, произведённые внутри России, но и все затраты, связанные с обеспечением производства автомобилей — вода, электричество, заработная плата рабочим и многое другое.

По состоянию на I полугодие 2013 года, самого высокого уровня локализации достиг московский завод «Автофрамос» — 75 %. У калужского завода «Фольксваген Груп Рус» локализация составляет около 50 %, а петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» достиг локализации в 47 %, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей, которая осуществляется на территории предприятия. Средний уровень локализации комплектующих на российских заводах «Форд Соллерс», «Ниссан Мануфактуринг Рус» и «ПСМА Рус» превышает 30 %. На остальных предприятиях, работающих в режиме промышленной сборки, уровень локализации составляет 15 — 20 %, что в основном объясняется более поздними сроками реализации их проектов.

Производства автомобилей

Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус

Автомобиль Hyundai Solaris Подробнее см. также: Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус

Начиная с первого дня коммерческого производства, уровень локализации на заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) составляет 45 %.

В мае 2011 года генеральный менеджер по закупкам «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Ян Сук О заявил: «По сравнению с другими зарубежными производствами компании у российского завода доля локализации мала. Мы планируем её увеличить, в том числе за счёт местных поставщиков». Он сказал, что у Hyundai к производителям компонентов всего лишь два требования: «Во-первых, качество деталей не должно отличаться от понятия «качество» компании Hyundai. Во-вторых, цена должна быть конкурентоспособной». По его словам, интерес вызывают четыре группы комплектующих: штампованные металлические детали, литые изделия, резинотехнические, а также пластиковые изделия, в основном детали интерьера. Единственным исключением могут стать элементы автомобиля, связанные с безопасностью (подушки безопасности, некоторые детали кузова). «Эти компоненты мы разрабатываем сами, возможно, мы и хотели бы локализовать их в России, но этот процесс занимает слишком много времени и ресурсов», — заявил Ян Сук О.

В сентябре 2017 года отмечалось, что уровень локализации моделей, производящихся на заводе «ХММР», составляет 47 %. Среди компонентов, которые выпускаются в России, — кузовные панели, приборные панели, бамперы, дверные рамы, бензобаки, подвеска, сиденья, кондиционеры, обогреватели, глушители, элементы внутренней отделки, электрические жгуты, тормозные и топливные трубки и стёкла.

ПСМА Рус

Подробнее см. также: ПСМА Рус

По состоянию на март 2013 года локализация производства седана Peugeot 408, который с июля 2012 года выпускается на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, достигла отметки 33 %. Для этой модели в России производятся кузовная штамповка, стёкла, панели интерьера, сиденья, колеса, шины и другие комплектующие. Сиденья для Peugeot 408 поставляет американская компания Lear, бамперы для новой модели на своих российских мощностях производит канадская компания Magna, а французская компания Faurecia, предприятие которой также находится в Калуге, поставляет внутренние и внешние пластиковые элементы, включая приборную панель, обшивку дверей, а также выхлопную систему. Основной же процент локализации обеспечивают штампованные детали кузова, которые на «ПСМА Рус» поставляют калужское СП «Гестамп-Северсталь» и московский завод «Альфа Аутомотив Техноложиз». При этом оставшиеся комплектующие для Peugeot 408 поставляются от зарубежных поставщиков: порядка 50 % — из Европы, 10 % — из Китая и 5 % — из Аргентины.

В феврале 2013 года генеральный директор по операциям в России, Украине и СНГ группы «PSA Peugeot Citroёn» Бернд Шантц заявил: «Сейчас работаем над тем, чтобы уровень локализации для моделей, которые мы будем собирать в Калуге, составил 60 %. Нас вполне устраивает качество российских компонентов. Но смущает цена. Она выше, чем на аналогичные детали европейского производства. Но я довольно оптимистично смотрю в будущее и уверен, что через несколько лет вопрос с поставщиками удастся решить. Число производителей компонентов будет расти, и конкуренция позволит выровнять цены. Пока же в Калуге мы используем очень сложную логистическую схему. Ведь компоненты приходят на завод из России, Европы, Латинской Америки и Китая. Кроме того, приходится привозить часть компонентов из Китая. В итоге могут возникать сложности с работой этой непростой цепочки. Нас также беспокоит плавающий курс рубля. А чем выше будет уровень локализации, тем меньше будут волновать колебания на финансовых рынках».

Производства Volkswagen в Калуге и Нижнем Новгороде

Автомобиль Volkswagen Polo sedan Подробнее см. также: Фольксваген Груп Рус

С 2011 года легковыми шинами бренда Cordiant, которые производятся на Ярославском шинном заводе (принадлежит компании «Кордиант»), комплектуются Volkswagen Polo и Skoda Fabia, выпускаемые «Фольксваген Груп Рус» в Калуге.

В конце 2012 года директор по производству Skoda на нижегородской площадке Оливер Грюнберг заявил: «Локализация в России очень сложна, базовые поставщики практически отсутствуют, поэтому сейчас локализация составляет единицы процентов. Однако мы рассчитываем, что уровень локализации будет расти, и к 2016 году мы выйдем на 60 % локализации в России». Тогда же замминистра инвестиционной политики Нижегородской области Олег Зайцев сказал, что сейчас ряд производителей автокомпонентов в Нижегородской области номинирован на поставку компонентов для сборки автомобилей марок Skoda в Калуге, в том числе СП Группы ГАЗ с бельгийской компанией Bosal и французской Valeo.

По состоянию на начало сентября 2013 года все комплекты автомобильного стекла, используемые для производства автомобилей группы Volkswagen в Калуге, импортировались.

7 сентября 2013 года китайская компания Fuyao Glass Industry Group открыла в Калуге предприятие по производству автомобильного стекла. Президент Fuyao Glass Industry Group Цао Дэван заявил, что значительная часть автостекла, выпускаемого «Фуяо Стекло Рус», будет поставляться группе Volkswagen, российские производства расположены в Калуге и Нижнем Новгороде. Это будет ещё одним шагом по увеличению процента локализации при производстве автомобилей группы Фольксваген в России.

В настоящее Volkswagen ведёт строительство в Калужской области завода по производству автомобильных двигателей. Запланированный ежегодный объём производства составит 150 тыс. двигателей. Запуск предприятия намечен на начало 2015 года. С 2015 года двигатели с этого предприятия будут поставлять для автомобильных заводов Фольксвагена в Калуге и Нижнем Новгороде.

Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде

Подробнее см. также: Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде

В июле 2013 года глава подразделения Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег заявил, что на момент начала производства Mercedes-Benz Sprinter Classic на мощностях Горьковского автозавода уровень локализации автокомпонентов для этой модели составляет около 20 %. Он добавил, что на сегодняшний день компания номинировала 11 российских поставщиков и в дальнейшем намерена расширять этот перечень. По его словам, часть комплектующих выпускается на нижегородской площадке — в частности, панель приборов и люк крыши. Кроме того, в ближайшее время на все автомобили Sprinter Classic российского производства будут устанавливаться дизельные двигатели OM646, тестовая сборка которых недавно началась на Ярославском моторном заводе «Группы ГАЗ» (сейчас моторы поставляются из Германии). Следующим важным этапом в локализации производства Sprinter Classic, который с самого начала выпускается на ГАЗе по полному циклу, включающего сварку и окраску кузовов, станет организация штамповочного производства. Как отметил Морнинвег, это позволит значительно расширить номенклатуру локализованных деталей, благодаря чему компания сможет сократить затраты на логистику.

Производство автомобилей Mercedes в Набережных Челнах

Подробнее см. также: Производство автомобилей Mercedes в Набережных Челнах

В декабре 2012 года гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что по некоторым моделям, производимым «Мерседес-Бенц тракс востоком», процент локализации доходит до 22 %. Он также сказал: «В среднесрочной перспективе мы планируем вывести средние показатели на уровень более 30 %».

Рено Россия

Автомобиль Renault Logan Подробнее см. также: Рено Россия

В 2006 году уровень локализации на заводе «Автофрамос» (позже он был переименован в «Рено Россия») составлял 30 %.

25 декабря 2008 года пресс-центр компании Renault сообщил о том, что производство Renault Logan на заводе в Москве локализовали до 40 %.

В декабре 2008 года отмечалось, что на модели Renault Logan московского производства в настоящее время устанавливают следующие детали и элементы российского производства:

  • Бамперы
  • Приборную панель
  • Сидения
  • Всю световую технику
  • Зеркала заднего вида
  • Выхлопную систему
  • Аккумулятор
  • Колёсные диски с шинами
  • Некоторые другие кузовные детали

По состоянию на конец 2008 года, в список российских поставщиков компании «Автофрамос» входит около 25 предприятий.

В августе 2010 года компания «СИБУР — Русские шины» начала поставщики шин Cordiant для первичной комплектации собираемых на московском «Автофрамосе» Renault Logan и Renault Sandero.

В сентябре 2017 года отмечалось, что уровень локализации моделей, производящихся на московском заводе «Рено Россия», составляет 63,8 %. В России производятся штампованные детали, стёкла, дверные панели, наружные зеркала, замки, бамперы, педали, комбинации приборов, колёса, фары, сиденья, топливные баки, двигатели и многое другое.

По состоянию на 2019 год у завода «Рено Россия» самый высокий уровень локализации производства среди иностранных автопроизводителей, заводы которых расположены на территории России, — около 70 %.

Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия

Подробнее см. также: Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия

По состоянию на осень 2010 года, уровень локализации производства автомобилей Toyota в Санкт-Петербурге составлял 11,6 %.

По состоянию на лето 2012 года, уровень локализации производства автомобилей Toyota в Санкт-Петербурге составлял 15 %. Таким же он был и летом 2013 года.

Планируется, что на предприятии будут открыты цеха штамповки и производства пластиковых деталей, после чего локализация увеличится примерно до 30 %.

На 2017 год заявлена достижение локализации 30 %.

Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус

Подробнее см. также: Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус

По состоянию на лето 2012 года, в среднем уровень локализации на «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» составлял около 17 %.

В сентябре 2017 года отмечалось, что средний уровень локализации моделей, производящихся на российском заводе Ниссан, составляет 64 %. В России делают кузовные элементы, стеклоподъёмники, комбинации приборов, выхлопные системы, сиденья, коврики, стёкла, топливные баки, бамперы, боковые зеркала заднего вида, аккумуляторы, кондиционеры, аудиосистемы, колёса, шины и множество других комплектующих.

Ford Sollers

Подробнее см. также: Ford Sollers

Летом 2007 года губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков заявил, что ранее процент локализации при производстве автомобилей Ford во Всеволожске составлял 30 %, а в настоящее время достигает 60 %.

По состоянию на лето 2013 года, на завод под Санкт-Петербургом, производящий автомобили Ford, двигатели поставлялись из-за рубежа.

В мае 2013 года компания Ford Sollers начала строительство моторного завода в Елабуге, где с 2015 года и начнут выпускаться двигатели. Это будут 1,6-литровые агрегаты Duratec мощностью 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. Ежегодный объём производства составит 105 тыс. агрегатов, что позволит оснастить треть всех собираемых в России автомобилей Ford и значительно увеличить процент локализации продукции компании.

I полугодии 2015 года Ford Sollers существенно увеличил автомобильного листа российского производства. Доля российского проката достигла 75 %, и вскоре Ford Sollers рассчитывает закупать весь автолист в России. Поставщики автоконцерна — ММК и «Северсталь».

Производство General Motors в Санкт-Петербурге

К июлю 2012 года уровень локализации производства автомобилей General Motors составил 12 %.

Компания General Motors взяла на себя обязательства по локализации производства в России к 2017 году до уровня 60 %.

Производство General Motors в Нижнем Новгороде

В начале 2013 года General Motors начала сборку седанов Chevrolet Aveo на мощностях Горьковского автозавода. Производство организовано по полному циклу, включая такие операции, как сварка, окраска, сборка. По состоянию на начало 2013 года все комплектующие поставляются из Южной Кореи, однако в перспективе уровень локализации планируется довести до 50 %.

Поставщики для автомобильных производств

Gestamp Северсталь

Завод «Gestamp Северсталь» заработал в конце апреля 2009 года. Его строительством в 2007 году занялась британская компания Stadco. Позже 50 % долей в проекте она передала Gestamp. При этом Gestamp создала совместное предприятие с «Северсталью», в котором российская компания получила 25 %. Сейчас это СП полностью контролирует завод «Gestamp Северсталь» во Всеволожске. Аналогичное предприятие партнёры построили в Калуге, где расположен завод Volkswagen.

В 2012 году компания инвестировала 150 млн рублей в расширение производства на треть, с 16 до 23 тыс. кв. м, для нового контракта с заводом Nissan. Таким образом, общий объём инвестиций в предприятие достиг €100 млн.

По состоянию на середину 2013 года, компания «Gestamp Северсталь» вела поставки элементов кузовов на заводы Ford, GM, Nissan и Hyundai.

Производство комплектующих на «АвтоВАЗе»

«АвтоВАЗ», освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с 2014 года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan.

Северсталь

В 2013 году доля компании «Северсталь» в поставках металлопроката для автопроизводителей, локализовавших свое производство в России, составила 23 %.

Производятся поставки в адрес калужского предприятия Volkswagen Group Rus, где череповецкий металл используется для производства VW Polo Sedan. Автолист ЧерМК используется для производства моделей, выпускаемых на московском заводе Renault. Производятся поставки для проектов General Motors: череповецкий металл используется для производства таких моделей, как Daewoo Nexia, Matiz, Gentra, Damas, Chevrolet Cobalt, Lacetti, Spark. Компания «Северсталь» также осуществляет поставки металлопроката таким международным автомобильным концернам в России как Hyundai-Kia, PSA.

ММК

В I полугодии 2015 года ММК увеличил поставки автомобильного листа иностранным автоконцернам почти в 25 раз до 6189 тонн.

2012 год

В августе 2012 года отмечалось, что, согласно данным автопроизводителей, самого высокого уровня локализации на сегодняшний день достиг «Автофрамос» — 60 %, всеволожский Ford локализовал 30 % комплектующих для Focus. Volkswagen для своих автомобилей закупает у российских поставщиков около 50 % комплектующих. Петербургский завод Hyundai достиг локализации в 45 %, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей, которая осуществляет на территории предприятия. «ПСМА Рус», в июле 2012 года запустивший производство Peugeot 408, локализовал более 30 % компонентов для новой модели. На остальных предприятиях, работающих в режиме промышленной сборки, уровень локализации составляет 15-20 %, что в основном объясняется более поздними сроками реализации их проектов.

Ссылки

  • Раздел о локализации на сайте Autostat
  • Уровень локализации иномарок в России в 2013 году
  • В калужском автокластере добились самой высокой локализации производства в России. 19 июня 2014
  • Magna разработает проект автокластера в Калининграде
  • Мирослав Кроупа, региональный директор Skoda Auto по России и странам СНГ («Клаксон»)
  • Поставщики Ford Sollers узнали о планах по локализации
  • Renault начинает собирать Megane и Fluence в России
  • Audi будет собирать в России автомобили для чиновников
  • Sollers подвел итоги первого года жизни Fiat Ducato на российском рынке
  • Gestamp ускорит локализацию
  • Выпуск южнокорейских автомобилей в России превысил 500 000 единиц
  • Nissan собирает автокомпоненты
  • Спад продаж уронил прибыль «Соллерса»
  • Сборка и локализация иномарок в России. 11 марта 2010
  • На заводе «Гестамп-Северсталь-Калуга» запущены две новые производственные линии
  • Производители автомобилей и комплектующих обсудили перспективы своего сотрудничества в России
  • Детальный анализ
  • Эффект локализации улучшил статистику в машиностроении. 2 октября 2013 года

Примечания

  1. Renault Logan уже на 40 % россиянин
  2. «Автофрамос» — лидер по локализации производства иномарок в РФ
  3. Корейская тактика локализации
  4. Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге
  5. Корейская тактика локализации
  6. Калужский Peugeot 408 локализован на треть
  7. Бернд Шантц, гендиректор по операциям в России, Украине и СНГ группы PSA Peugeot Citroёn («Клаксон»)
  8. Код доступа к собственному сейфу. Что даст «Кордианту» рейтинг поставщика уровня A от Volkswagen
  9. Volkswagen присвоил холдингу «Кордиант» высший рейтинг уровня «А»
  10. Volkswagen запустил на ГАЗе полную сборку Skoda Yeti
  11. Китайская «Fuyao Glass IG» будет производить автомобильное стекло в России
  12. Китайцы открыли в Калуге завод по производству автостекла
  13. Китайская «Fuyao Glass IG» будет производить автомобильное стекло в России
  14. Volkswagen запустил на ГАЗе полную сборку Skoda Yeti
  15. Концерн Volkswagen строит завод по производству двигателей в Калуге
  16. Российский Mercedes-Benz Sprinter Classic локализован на 20 %
  17. Daimler локализует в России производство грузовых кабин
  18. Через два года иностранные автопроизводители локализуют производство минимум на треть. Уровень локализации сборки иномарок в России (в %)
  19. В 40-процентную локализацию производства автомобиля входят не только компоненты и запчасти, произведенные внутри страны, но и все затраты, связанные с обеспечением производства — вода, электричество, заработная плата рабочим, и многое другое
  20. Renault Logan уже на 40 % россиянин
  21. Renault Logan уже на 40 % россиянин
  22. Renault Logan уже на 40 % россиянин
  23. Код доступа к собственному сейфу. Что даст «Кордианту» рейтинг поставщика уровня A от Volkswagen
  24. Итоги недели : Производство ПВХ компаундов запущено в Туле. Freudenberg увеличивает мощности по выпуску геотекстиля в России
  25. Автофрамос: смена шин
  26. «СИБУР-русские шины» приступил к поставкам на конвейер завода Renault в России
  27. Матвиенко поблагодарила Путина за поддержку в создании автомобильного кластера в Петербурге
  28. Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге
  29. Мощность петербургского завода Toyota может быть увеличена до 80 тысяч автомобилей в год
  30. Мощность петербургского завода Toyota может быть увеличена до 80 тысяч автомобилей в год
  31. Производство Тойота в Санкт-Петербурге: 10 лет и 280 000 выпущенных автомобилей
  32. Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге
  33. В Ленобласти построят завод по производству автозапчастей
  34. FORD С РОССИЙСКИМ МОТОРОМ: Таким двигателем оснастят треть всех собираемых в стране автомобилей марки
  35. FORD С РОССИЙСКИМ МОТОРОМ: Таким двигателем оснастят треть всех собираемых в стране автомобилей марки
  36. ММК резко увеличил продажи проката автопроизводителям. Благодаря более гибкой политике ММК поставил на автозаводы больше металла, чем конкуренты — НЛМК и «Северсталь». 30 июля 2015
  37. GM закрутит русские детали
  38. GM закрутит русские детали
  39. Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге
  40. Первые Chevrolet Aveo сошли с конвейера Горьковского автозавода
  41. «Gestamp Северсталь» строит планы
  42. «Gestamp Северсталь» строит планы
  43. «Gestamp Северсталь» строит планы
  44. Наполовину русские: как иномарки спасаются локализацией. 21 августа 2015
  45. Фотоэкскурсия на новое производство двигателей Renault на ВАЗе
  46. «Северсталь» начала тестовые поставки под проекты Nissan
  47. «Северсталь» увеличила поставки иностранным автопроизводителям на 20 %. 10 июня 2014
  48. ММК резко увеличил продажи проката автопроизводителям. Благодаря более гибкой политике ММК поставил на автозаводы больше металла, чем конкуренты — НЛМК и «Северсталь». 30 июля 2015
  49. В России выпущено более 4 млн иномарок. 24 августа 2012 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *