Субъекты крупного предпринимательства рк

Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к субъектам малого, среднего или крупного предпринимательства. Отнесение к той или иной категории дает определенные льготы, преимущества или, наоборот, возлагает дополнительные обязанности и ответственность. Критерии, по которым происходит это деление, определены законом.

Кто определяет категорию субъекта предпринимательства?

К какой категории субъекта предпринимательства будет относиться созданное предприятие: малому, среднему или крупному, предприниматель выбирает сам при регистрации бизнеса, с учетом установленных законом условий. Эти условия установлены статьей 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Они не являются запретами и ограничениями. Если предприниматель в ходе своей деятельности не будет соблюдать заявленные условия, то он просто утратит первоначальный статус (например, субъекта малого предпринимательства), и перейдет в другую категорию (среднего предпринимательства). Санкций за это не установлено, но некоторые льготы и преимущества могут быть утрачены.

Чем подтверждается категория субъекта предпринимательства?

Пунктом 1 статьи 25 Предпринимательского кодекса к компетенции органов Министерства национальной экономики отнесено ведение реестра субъектов предпринимательства (электронной база данных, содержащей сведения о категориях субъектов предпринимательства). Согласно пункту 2 указанной статьи, а также пункту 19 Правил ведения и использования реестра субъектов предпринимательства информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки, удостоверенной электронно-цифровой подписью заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.

Получить электронную справку можно, воспользовавшись государственной услугой «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства» на портале «Электронное правительство» или на портале «Электронное лицензирование». Порядок выдачи справки регулируется Правилами оказания государственной услуги «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства».

Справка выдается только в отношении того субъекта, который обращается с запросом.

Какие параметры определяют статус субъекта предпринимательства?

На статус субъекта предпринимательства влияют:

  • среднегодовая численность работников;
  • среднегодовой доход;
  • в некоторых случаях — виды деятельности.

Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя. Списочная численность работников, в среднем за год, определяется путем суммирования средней численности работников в среднем за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или сумма доходов субъектов предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние 3 года, поделенная на 3.

Субъект частного предпринимательства может быть отнесен только к одной из трех категорий, установленных пунктами 3-6 статьи 24 Предпринимательского кодекса.

К субъектам малого предпринимательства относятся

— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство:

  • со среднегодовой численностью работников не более 100 человек
  • и среднегодовым доходом не свыше 300 000-кратного месячного расчетного показателя (МРП), установленного действующего на 1 января соответствующего финансового года.

(пункт 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса)

Субъектами малого предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро;
  • охранную деятельность;
  • деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

(пункт 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса).

К субъектам среднего предпринимательства относятся:

— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства, то есть отвечающие следующим критериям:

  • среднегодовая численность работников от 101 до 250 человек;
  • и (или) среднегодовой доход выше 300 000-кратного МРП, но не превышает 3 000 000-кратного МРП включительно.

(пункт 5 статьи 24 Предпринимательского кодекса).

К субъектам крупного предпринимательства относятся:

— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев:

  • среднегодовая численность работников более 250 человек
  • и (или) среднегодовой доход свыше 3 000 000-кратного МРП

Сыбанкулов Е. М.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

14.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Сыбанкулов Ернат Мухаметкалиевич, соискатель. Должность: прокурор Жамбылской области Республики Казахстан Место работы: Прокуратура Жамбилской области Республики Казахстан Место учебы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Аннотация: В статье дана характеристика действующего законодательства Республики Казахстан о предпринимательстве и предпринимательской деятельности, обоснована актуальность его кодификации, анализирована история его становления и связь с законодательством СССР и Казахской ССР.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, кооператив, торговая деятельность, законодательство о торговле, о предпринимательстве, о личном доходе, свобода экономической деятельности, налоги, бюджет, бизнес.

KAZAKHSTAN LEGISLATION ON BUSINESS ACTIVITY: HISTORY OF FORMATION AND CURRENT STATE

Собственное законодательство Республики Казахстан о предпринимательской деятельности1 начало создаваться по сути только после распада СССР и обретения республикой статуса самостоятельного государства в качестве субъекта международного права.

Это связано с тем, что правовая система республики до этого в течение длительного времени была тесно вплетена в правовую систему Российской Империи, а затем и СССР. В 20-м столетии более 70 лет все сферы общественной жизни республики по существу регулировались либо непосредственно законами Союза ССР, либо республиканскими законами, принятыми в развитие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик.

Поэтому собственное национальное законодательство Республики Казахстан, в том числе о предпринимательстве, вобрало в себе все, что было положительного в законодательстве как Российской Империи так и советского периода развития республики и Союза ССР.

Первые зачатки собственного законодательства о предпринимательстве в республике возникли еще до распада СССР в 80-е годы ХХ в. в период «перестройки», когда в СССР появились законы о кооперативном движения и активизировалась внешнеэкономическая деятельность, в том числе и не государственных субъектов экономической деятельности. В этот пери-

1 Предпринимательство в Республике Казахстан в современном его понимании представляет собой альтернативу феодальному и командно-административному способу производства и обмена.

од были приняты Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 года и «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года, которые определили для республики правовые основы осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц и узаконили право граждан на занятие деятельностью, направленной на получение личного дохода2. Постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» от 2 декабря 1988 г. № 1405 определило в качестве важнейшей задачи — создание необходимых условий для активного включения предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций в различные формы внешнеэкономической деятельности на принципах валютной самоокупаемости, развития социалистической предприимчивости3.

Официальным признанием предпринимательства в Казахстане и в СССР стало принятие указанного Закона СССР «О кооперации в СССР», в котором были закреплены основы рыночной системы. Но распространялись его положения не на всех предпринимателей. Только кооперативам можно было ис-

2 Мороз С.П. Предпринимательское право Республики Казахстан. Курс лекций. — Алматы: КОУ, 2008. — С.29

3 Постановление Совета Министров СССР от 02.12.1988 N 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» (утратило силу)// http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-normy/z7p.htm

Проблемы экономики и юридической практики

1’2017

пользовать наемный труд, что фактически легализовало частную собственность и право устанавливать свободные рыночные цены на собственную продукцию4. Законом предусматривалась возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов, у кооперативов также не было платежей в бюджет. 6 июня 1988 года было принято Положение «Об организации деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР), которым был введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий, что дало малым предприятиям республики большую самостоятельность в хозяйственной деятельности и статус юридического лица5. Постановлением Совета Министров СССР «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 7 марта 1989 г. № 203 была установлена система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которая включала в себя регистрацию участников внешнеэкономических отношений; декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР; порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения; меры оперативного регулирования внешнеэкономических связей и другие вопросы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

С принятием данных нормативно-правовых актов начался переход к осуществлению реформ в области внешнеэкономической деятельности и постепенному формированию системы предпринимательского законодательства Республики Казахстан.

В сложившихся обстоятельствах 11 декабря 1990 г. был принят Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР». Данный закон стал новеллой в правовой системе Казахстана, поскольку впервые провозгласил принцип свободы предпринимательской деятельности и расширил субъектный состав лиц, допускаемых к занятию предпринимательской деятельностью: граждан Казахской ССР, лиц без гражданства, юридических лиц Республики Казахстан, иностранных физических и юридических лиц. Закон Казахской ССР «Об иностранных инвестициях» от 7 декабря 1990 г. был направлен на формирование в республике экономики открытого типа и должен был способствовать скорейшему переходу страны на общепринятые в мировой практике принципы развития национальной экономики. В это же время в Казахстане был заключен первый внешнеэкономический договор, сторонами в котором выступали Советский Союз, с одной стороны, и американская корпорация «Шеврон» — с другой6.

Положения всех указанных союзных и республиканских законов в правовой системе республики действовали еще в течение ряда лет и после обретения республикой статуса самостоятельного государства.

Первый этап в развитии собственного отечественного предпринимательского законодательства приходится на 1991-й год и характеризуется формированием правовых основ деятель-

6 Контракт века // http://www.e-reading.club/chapter.php

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ности субъектов предпринимательской деятельности в принятых в тот период законодательных актах, среди которых: Закон Республики Казахстан «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Республике Казахстан» от 11 июня 1991 г.; Закон Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» от 21 июня 1991 г.; Закон Республики Казахстан «О концессиях в Республике Казахстан» от 23 декабря 1991 г.; Закон Республики Казахстан «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 25 декабря 1991 г. и др.7.

Особое влияние на развитие предпринимательства в этот период оказал Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства» от 4 июля 1992 г. № 1543-Х11, который определил основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепил политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

Важную роль в становлении национальной системы законодательства о предпринимательстве, сыграла кодификация гражданского законодательства. Гражданский кодекс РК (общая часть), являющийся основным специальным нормативным актом в области регулирования частноправовых отношений, был принят 27 декабря 1994г., одновременно с Законом Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях». С момента введения его в действие (с 1 марта 1995 г.) были признаны утратившими силу преамбула, статья 1-223 Гражданского кодекса Казахской ССР 1963 г. и статья 1-73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Остальные статьи Гражданского кодекса и Основ гражданского законодательства продолжали действовать до 1 июля 1999 г — до введения в действие Особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан, Законов Республики Казахстан «О собственности», «О предприятиях», «О залоге» 1991 г.8.

Данный период представляет собой начальный этап развития рыночных отношений в Республике Казахстан, создания совершенно новой законодательной системы, что является характерным признаком любого независимого и суверенного государства. Этот период характеризуется также появлением системы предпринимательского законодательства, важнейшим звеном которого стал Гражданский Кодекс.

В дальнейшем, преследуя цель поощрения и содействия развитию предпринимательства в республике, казахстанским законодателем последовательно принимаются законы «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997 г. и «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г., которые можно рассмотреть в качестве начала второго этапа становления отечественного пред-при нимател ьского законодател ьства.

Путем принятия Закона об индивидуальном предпринимательстве законодатель пытался обеспечить эффективную реализацию установленного Конституцией республики права граждан на свободу предпринимательской деятельности и сформировать комплекс государственных гарантий для сферы индивидуального предпринимательства.

7 Мороз С.П. Предпринимательское право Республики Казахстан. Курс лекций. — Алматы: КОУ, 2008. — С.31.

8 Мороз С.П. указанное сочинение. — С.31-32.

Сыбанкулов Е. М.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Закон о государственной поддержке малого предпринимательства закрепил следующие принципы государственной поддержки малого предпринимательства:

— принцип приоритета развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;

— принцип комплексности государственной поддержки малого предпринимательства;

— принцип доступности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства;

— принцип международного сотрудничества в области поддержки и развития малого предпринимательства9.

Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 г. оказал огромное положительное влияние на становление предпринимательского законодательства республики. Основными его задачами стали:

— внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау;

— поощрение поступления на внутренний рынок высококачественных товаров и услуг;

— государственная поддержка и стимулирование отечественных производителей;

— развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

— создание новых рабочих мест;

— улучшение окружающей природной среды и т.п.

В соответствии с положениями данного закона инвесторам, осуществляющим капиталовложения в приоритетные секторы экономики, предоставлялись существенные преференции и льготы (включая инвестиционные налоговые преференции, освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставление натурных грантов). Законодателем в качестве приоритетных были определены те секторы экономики, развитие которых является жизненно важным для молодого независимого государства, таких как обрабатывающая промышленность, социальная сфера, объекты города Астаны и др.

Существенно стимулировал участие субъектов малого бизнеса в предпринимательской деятельности Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 16 июля1997 г. № 163-!, установив, что 10% от общего объема закупаемых государством товаров (работ, услуг) должны быть приобретены у субъектов малого предпринимательства10.

Начало третьего этапа развития национального законодательства в сфере предпринимательства ознаменовалось введением в действие Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г., систематизировавшем правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, объединив их в едином законодательном акте. Это стало, своего рода, первым опытом консолидации законодательства в сфере предпринимательства в республике, в результате которого на смену многочисленных актов, регулировавших правоотношения в сфере предпринимательства, пришел нормативный правовой акт, который установил основные принципы осуществления предпринимательской деятельности в Казахстане.

30 октября 2015 года Президент Республики Казахстан подписал Предпринимательский кодекс, который состоит из 7 разделов, 31 главы и 324 статей. Был подписан также сопутствующий закон «О внесении изменений и дополнений в не-

10 Мороз С.П. Указанное сочинение. — С.34.

которые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства», которым предусматривается внесение изменений и дополнений в 11 кодексов и 100 законов. Этим событием был ознаменовано начало 4 этапа становления казахстанского законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятию данного акта предшествовала 4-х годичная работа по обсуждению и поиску компромиссов среди цивилистов республики. Не вдаваясь в дискуссию по поводу целесообразности принятия данного кодекса, отметим следующее. Если сравнивать то, что изначально предусматривалось Концепцией Предпринимательского кодекса в 2011 году и конечным результатом, то можно сделать вывод о том, что это два совершенно разных по содержанию проекта. Если первый вариант, включал в себя нормы, входящие в предмет регулирования гражданским законодательством и, тем самым, дробил его, то принятый вариант является документом, систематизирующим нормативные правовые акты, затрагивающие сферу государственного регулирования предпринимательской деятельности, правовые, экономические, социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в РК.

Система законодательства в сфере предпринимательства наряду с национальными нормативными правовыми актами включает и международные правовые акты: многосторонние и двусторонние договоры, конвенции, ратифицированные РК, например, Конвенция ООН о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), Договор о создании Евразийского экономического союза от 29 мая 2014 года, многочисленные соглашения об избежании двойного налогообложения, о взаимном поощрении и защите инвестиций и др. Большинство элементов системы предпринимательского законодательства представляет собой специальные законы, что вполне соответствует многообразию форм и видов осуществления в республике предпринимательской деятельности и отражает комплексную и сложную структуру предпринимательских правоотношений.

Таким образом, современное казахстанское законодательство в сфере предпринимательства представляет собой систему различных законодательных актов, состоящей из множества специальных законов и подзаконных нормативных актов, во главе которой стоят Гражданский и Предпринимательский кодексы Республики Казахстан.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76%.

Список литературы:

1. Мороз С.П. Предпринимательское право Республики Казахстан. Курс лекций. — Алматы: КОУ, 2008. — С.29

2. Постановление Совета Министров СССР от 02.12.1988 № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» (утратило силу) // http://www.bestpravo.ru /sssr/gn-normy/z7p.htm

4. Этапы становления малого предпринимательства // studme.org/12631113/ekonomika/maloe_predprinimatelstvo_rossii

Проблемы экономики и юридической практики

1’2017

5. Контракт века // http://www.e-reading.club/chapter.php /1029984/15/Nazarbaev_-_Kazahstanskiy_put.html

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Сыбанкулова Е. М. «Законодательство Республики Казахстан о предпринимательской деятельности: история становления и

современное состояние». Статья Сыбанкулова Е.М. посвящена актуальной теме. Актуальность ее заключается, прежде всего, в приоритетности малого и среднего предпринимательства в развитии экономики республики в современных условиях и обусловленной этим необходимостью качественного правового регулирования общественных отношений в данной сфере экономики.

Исходя из такой позиции автор анализирует законодательство республики о предпринимательской деятельности и его связь с законодательством Союза ССР и Казахской ССР. Показывает, что в современное законодательство республики имплементировало все положительное, имевшееся в правовом регулировании предпринимательской деятельности в советский период ее истории.

В статье даны классификация этапов становления современного законодательства республики о предпринимательской деятельности и научная характеристика его кодификации.

Положения и выводы, содержащиеся в статье, имеют определенное значение для совершенствования правотворческой деятельности законодательной власти Республики Казахстан и могут быть использованы в практической деятельности предпринимателей и правоприменительных органов республики.

Вывод: Статья может быть рекомендована для опубликования в журнале, включенном в Перечень, утвержденный решением ВАК Ми-нобрнауки России для публикации основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора юридических наук и ученой степени кандидата юридических наук.

Заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации доктор юридических наук

К.И. Амирбеков

Отличия субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства

Согласно закону «О предпринимательстве» в Республике Казахстан выделяются три формы ведения предпринимательской деятельности: малая, средняя и крупная. Свою принадлежность к определенному статусу должны подтверждать сами субъекты предпринимательства. В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан субъекты частного предпринимательства предоставляют финансовую и налоговую отчетность по месту регистрационного учета в налоговых органах, в котором предусмотрены критерии соотнесения их тому или иному виду субъекта частного предпринимательства (малого, среднего или крупного).

К субъектам малого предпринимательства относятся:

  • индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников не более 50 человек
  • юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000-кратного МРП

Субъектами малого предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах
  • проведение лотереи
  • деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса
  • деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов
  • банковскую деятельность (или отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента)
  • аудиторскую деятельность
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг
  • деятельность кредитных бюро

К субъектам среднего предпринимательства относятся:

  • индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек
  • юридические лица со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000-кратного МРП

К субъектам крупного предпринимательства относятся:

  • юридические лица со среднегодовой численностью работников более 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше 325 000-кратного МРП.

Субъектами крупного предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *