Суд европейских сообществ является институтом ес

Арабей Елизавета

Система органов управления Европейским Союзом построена на институтах и органах власти. Институты ЕС – это высшие органы, осуществляющие самые важные и обширные полномочия ЕС. Институты ЕС можно определить как относительно обособленное , но в то же время составное подразделение аппарата ЕС, которое участвует в осуществлении его задач и функций, действует от имени и по поручению ЕС, имеет определенную компетенцию и структуру, а также наделено учредительными договорами властными полномочиями. Статус институтов закреплен в Договоре о ЕС и в Договоре о функционировании ЕС. В настоящее время к институтам отнесены: Европейский Парламент, Европейская Комиссия, Совет, Счетная палата, Суд, Европейский Центральный Банк и Европейский Совет. Каждый из этих институтов ЕС выполняет свою функцию, осуществляя на практике принцип разделения властей.

Европейская Комиссия – институт ЕС, аналогичный по своим полномочиям правительству государства, то есть органу исполнительной власти. Европейская Комиссия включает 27 человек, отвечающих за разные сферы управления. Каждое государство-член ЕС направляет в Европейскую Комиссию по одному участнику, но в пределах осуществления полномочий Комиссара Еврокомиссии это лицо действует не в интересах своего государства-члена, а в интересах ЕС. Независимость комиссаров, как основной принцип работы Европейской Комиссии, гарантируется запретом получать указания от кого бы то ни было, в том числе от представителей власти государства-члена ЕС. После вступления в силу Лиссабонского Договора Комиссия официально получила свое название «Европейская Комиссия». Дело в том, что Комиссия, в качестве исполнительного органа, была создана еще при создании европейских Сообществ, поэтому её официальным названием было «Комиссия Европейский Сообществ».

Лиссабонский договор также вносит изменения в количественный состав участников Европейской Комиссии: вместо одного представителя от каждого государства, в состав новой Европейской Комиссии, которая будет действовать с 2014 года, войдут 2/3 представителей от 27 стран. Члены Комиссии будут избираться на основе системы ротации между государствами-членами ЕС. Такая система начнет работать со следующего состава Европейской Комиссии, если только «Евросовет единогласно не примет иного решения», как сказано в Лиссабонской Договоре. Председатель Европейской Комиссии избирается большинством голосов Европарламента по представлению Европейского Совета. После этого Совет по предложению избранного председателя одобряет список государств-членов Еврокомиссии.

У Европейской Комиссии существует ряд основных функций, к которым относятся исполнительная, охранительная, инициативная.

Исполнительная функция заключается в претворении в жизнь предписаний учредительных договоров и других источников права, издании делегированного законодательства, принятие мер по исполнению регламентов, директив, решений, исполнении бюджета ЕС, управлении структурными фондами сообщества.

Охранительная функция это обеспечение соблюдения учредительных договоров, НПА институтов ЕС и других источников права ЕС государствами-членами, гражданами и юридическими лицами, расследование противоправных действий и бездействий государств-членов ЕС и привлечение их к ответственности перед Судом. Сама Европейская Комиссия может наказывать только хозяйствующих субъектов: физических лиц и юридических лиц.

Инициативная функция Европейской Комиссии заключается в подготовке нормативно-правовых актов и других документов, подлежащих принятию в ЕС. Европейская Комиссия обладает право на законодательную инициативу, регламенты и директивы Европарламента и Совета принимаются с подачи Европейской Комиссии.

Свои функции Европейская Комиссия осуществляет в следующих основных сферах: экономика, сельское хозяйство, бизнес, окружающая среда, транспорт, правосудие, внешние сношения, социальная сфера, наука и культура.

Европейский Парламент – представительный орган Европейского Союза. Все члены Европарламента избираются прямым голосованием. В соответствии с Лиссабонский Договором новый состав Европарламента, который будет избираться в 2014 году, будет состоять из 750 депутатов и председателя Парламента. Распределение мест в Парламенте будет происходить по принципу «снижающейся пропорциональности». Председатель Европейского Парламента избирается сроком на 2,5 года, то есть на половину срока полномочий европейского Парламента. Обычно этот пост занимает представитель крупнейшей фракции. Депутаты Европарламента объединяются во фракции не по принадлежности к государству-члену ЕС, а по политическим взглядам. органом представительства фракций в Европарламенте является Конференция представителей. Этот орган состоит из председателя Европарламента и председателей фракций. Функции Конференции представителей заключаются в планировании текущей деятельности Европарламента, проведение консультаций с государствами при назначении председателя Европейской Комиссии. Европейский Парламент работает в сессионном режиме. Открывается каждая сессия во второй вторник марта и состоит из 11 ежемесячных сессий, каждая из которых длится неделю. Комитеты Европарламента собираются по мере необходимости обсуждения того или иного вопроса.

К функциям, которые осуществляет Европейский Парламент, относятся законодательная, контрольная, бюджетная.

К законодательной функции относится издание нормативно-правовых актов. Европейский Парламент издает регламенты и директивы с согласия Совета. В разных сферах государственной деятельности у Европарламента разные полномочия. В некоторых сферах европейский Парламент принимает нормативно-правовые кта совместно с Советом. Кроме этого, существует процедура консультативного принятия акта, при которой Совет принимает нормативно-правовой акт, а Европейский Парламент может лишь воспользоваться правом отлагательного вето. Контрольная функция Европарламента – это осуществление контроля за деятельностью Европейской Комиссии и других институтов ЕС. Бюджетная функция Европейского Парламента заключается в обсуждении и принятии бюджета совместно с Советом.

Кроме вышеперечисленных функций Европейский Парламент абсолютным большинством дает согласие на вступление нового государства-члена ЕС, дает согласие на заключение международных договоров, назначает Омбудсмена, членов европейской Комиссии, счетной палаты и дирекции Европейского Центрального Банка. В соответствии с Лиссабонским договором Европейскому Парламенту поручено избрание председателя Европейской Комиссии.

Совет – межправительственный институт ЕС, состоящий из должностных лиц исполнительной власти государств-членов ЕС. Чаще всего в Совет входят министры. Особенности этого института в том, что Совет не имеет единственного состава. В зависимости от круга рассматриваемых вопросов в Совет входят соответствующие министры от государств-членов ЕС. Министры выражают и защищают позицию своего государства, имеют связь и взаимодействие с органом, который их направляет. Председателем Совета является государство-член ЕС, представители которого возглавляют все формации Совета. Государства-члены ЕС председательствуют в Совете в порядке очередности в течение полугода. Совет работает в сессионном режиме, в течение года в среднем проходит около 100 сессий, которые длятся 1-2 дня. Кроме официальных сессий есть неформальные заседания Совета. Голосование производится с учетом того, что у каждого министра есть определенное количество голосов, которые распределяются в зависимости от населения государства-члена ЕС, которое он представляет. Лиссабонский договор внес ряд изменений в систему голосования, принятую в Совете. Квалифицированным большинством считается голоса как минимум 55%членов Совета, а это как минимум 15 государств-членов ЕС, которые представляют как минимум 65% населения ЕС. Блокирующим меньшинством в соответствии с положениями Лиссабонского договора становятся четыре государства-члена ЕС. Такая система будет применяться

Свою законодательную функцию Совет реализует совместно в Европейским Парламентом. Бюджетная функция также выполняется совместно с Европейским Парламентом, а кроме того, Совет принимает бюджеты некоторых органов ЕС, например, Европола. Помимо таких основных функций Совет также определяет политику и координирует деятельность в сфере экономики, финансов, политики занятости. Совет созывает конференцию по пересмотру учредительных договоров ЕС и может самостоятельно вносить поправки в них без ратификации. Это относится только к отдельным положениям учредительных договоров.

Счетная палата — контрольный орган ЕС, учрежденный в 1992 году. В состав Счетной палаты входят 27 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Членов Счетной палаты назначает Совет после проведения консультаций с Европарламентом. В компетенцию Счетной палаты входит: проведение аудиторских проверок всех доходов и расходов сообщества и его органов, осуществление контроля за исполнением бюджета, предоставление расчетной ведомости Совету и Европарламенту, консультирование Совета по некоторым финансовым вопросам. По итогам года Счетная палата должна предоставлять отчет, в котором содержится оценка правильности управления финансами. Во исполнение своих полномочий Счетная палата наделена правом создавать внутренние палаты в своей структуре, которые занимаются подготовкой отчетов и заключений.

Судебный институт ЕС – Суд Европейского Союза, включающий в себя Суд Европейских Сообществ (Суд), Трибунал и Судебные палаты. Суд образуется из 27 судей и 8 генеральных адвокатов. Генеральные адвокаты призваны содействовать Суду. В их полномочия входит проведение независимых расследований и предоставление доказательств по делу. У каждого государства-члена ЕС есть один судья-гражданин. Генеральные адвокаты формируются по следующему принципу: по одному от Франции, Италии, Испании, Германии и Великобритании, а оставшиеся три адвоката назначаются из числа граждан остальных государств-членов ЕС. Срок полномочий Суда составляет 6 лет, а каждые три года проводится частичное обновление состава Суда. Решения Суда являются обязательными для всех лиц и государств-членов ЕС. К юрисдикции Суда относятся следующие дела: споры между государствами-членами ЕС, споры между государствами-членами ЕС и Европейской Комиссией, трудовые споры и гражданско-правовые споры. Кроме судебных полномочий у Суда существует преюдициальная юрисдикция. Это означает, что национальные суды государств-членов ЕС могут направлять запросы в Суд по поводу законности того или иного положения в отношении какого-либо конкретного дела, по которому национальный суд собирается вынести решение. Суд в свою очередь отвечает на запрос исходя не из существа дела, а из сути соответствующего положения. Таким образом, в случае исполнения преюдициальных полномочий Суд не решает за национальные суды как им разрешить спор субъектов, потому что это было бы расценено как вмешательство в судебный процесс, к которому Суд не имеет отношения, а лишь дает консультацию по поводу законности и обоснованности применения положений законодательства ЕС. Помимо вышеизложенных функций, Суд также осуществляет функции контроля не вступивших в силу международных договоров, рассматривает вопросы отрешения от должности должностных лиц, иски об обжаловании решений, действий и бездействий должностных лиц, а также Суд является кассационной инстанцией по отношению к Трибуналу и Судебным палатам.

Кроме Суда в системе судебных органов ЕС выделяется Трибунал, который является судом первой инстанции. Трибуна, который до вступления в силу Лиссабонского договора носил название Трибунал первой инстанции, был учрежден в 1989 году на основании Единого Европейского Акта. Трибунал не имеет своего статута, его правовое положение и функции закреплены в решении Совета. К юрисдикции Трибунала относятся споры между служащими Союза и самим ЕС, иски к институтам ЕС от физических и юридических лиц. Судебные палаты были учреждены с целью разгрузить Суд и Трибунал. Это судебные органы специальной юрисдикции, каждая из таких создаваемых палат рассматривает дела о нарушениях в какой-то конкретной сфере. На данный момент создана только одна Судебная палата — трибунал по делам публичной службы.

Европейский Совет получил статус института в соответствии с Лиссабонским договором. Европейский Совет является высшим политическим органом ЕС. В состав Европейского Совета входят главы правительств и государств-членов ЕС. К функциям Европейского Совета относятся определение основных стратегических направлений развития ЕС, выработка генеральной политической линии. Заседания Европейского Совета проходят не мене чем дважды в год и длятся два дня. Решения, которые вырабатываются главами государств и правительств в ходе заседаний Европейского Совета носят характер политической директивы.

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) также является институтом ЕС. ЕЦБ был основан в 1998 г. для управления обращением евро. Подробнее об этой организации можно прочитать в статье «Евро: стабильность и рост новой Европы».

Мнение генерального адвоката: лица с двойным гражданством Великобритании и ЕЭЗ, а также члены их семей все еще пользуются правом на свободное передвижение — пока

30 мая 2017 года генеральный адвокат Бот («ГА») Европейского суда представил мнение по��ле направления из Административного суда Англии и Уэльса касательно иска на судебный пересмотр, поданного супругом бипатрида с испанским и британским гражданствами, который опирался на права своей супруги в качестве гражданки ЕЭЗ, чтобы обратиться за картой резидента. В данном заявлении было отказано. Хотя следует проявлять осмотрительность, пока Европейский суд не вынесет окончательного решения позже в этом году, мнение ГА указывает на то, что британское правительство было слишком ограничительным в своем обращении с правами граждан ЕЭЗ после получения ими британского гражданства.

Обстоятельства направления были следующими: в 2014 году гражданин Алжира г-н Тофик Лунес женился на бипатриде с испанским и британским гражданствами. Супруга г-на Лунеса (г-жа Гарсия Ормазабал) осуществляла свои права на свободное передвижение в соответствии с Директивой 2004/38/EC, которая так же называется Директивой о гражданстве («Директива»), и в 1996 году переехала в Великобританию. Осуществляя таким образом свои права, в конечном итоге она получила статус постоянного резидента. Затем г-жа Гарсия Ормазабал обратилась за натурализацией в качестве гражданки Великобритании, и в 2009 году ее заявление было удовлетворено. Во всех смыслах супруга г-на Лунеса имела двойное гражданство ЕЭЗ и Великобритании.

В 2012 году британское правительство внесло поправки в Положения о ЕЭЗ от 2006 года («Положения»), которые перенесли Директиву в наше внутригосударственное законодательство. Внеся поправки в Положения, правительство заняло позицию, что после натурализации гражданина ЕЭЗ в качестве британского гражданина, он теряет право пользоваться правами ЕЭЗ, что, среди прочего, означало, что этот гражданин более не мог опираться на права на свободное передвижение в соответствии с Директивой, в том числе, чтобы перевезти членов своей семьи в Великобританию. Вместо этого он должен обращаться на основании более ограничительных Иммиграционных правил.

После заключения брака в 2014 году, г-н Лунес обратился за картой резидента в качестве члена семьи гражданки ЕЭЗ, осуществлявшей свои договорные права в Великобритании в соответствии с Директивой. В мае 2014 года в этом заявлении было отказано на том основании, что г-жа Гарсия Ормазабал более не считалась гражданкой ЕЭЗ вследствие предоставления ей британского гражданства. Соответственно, она более не могла опираться на свои права в соответствии с Директивой, и в свою очередь, г-н Лунес не мог воспользоваться ими.

Г-н Лунес подал иск на судебный пересмотр в Административный суд. Суд выразил озабоченность по поводу совместимости измененных Положений о ЕЭЗ, и поэтому направил следующий вопрос (представив Европейскому суду вышеуказанные фактические обстоятельства дела):

«вляются ли она и ее супруг выгодополучателями Директивы 2004/38/EC в значении статьи 3(1), в то время как она проживает в Великобритании и имеет как испанское, так и британское гражданство?».

ГА посчитал, что между осуществлением г-жой Гарсия Ормазабал прав в соответствии с Директивой и приобретением ею британского гражданства была неразрывная связь в том, что для приобретения указанного гражданства, сначала она должна была осуществлять свои договорные права в соответствии с Директивой. Хотя ГА согласился, что отдельные государства-члены должны решать, как переносить законодательство ЕС в свои внутригосударственные законы, он высказал мнение, что положение г-жи Гарсия Ормазабал изменилось после приобретения британского гражданства таким образом, что она более не была «выгодополучателем» прав на свободное передвижение в соответствии с Директивой, следовательно, г-н Лунес не мог воспользоваться ими, поскольку он не мог получить право на проживание от лица, которое более не было выгодополучателем.

Однако ГА посчитал, что в соответствии со статьей 21(1) Договора о функционировании ЕС («ДФЕС») и предыдущей судебной практики Европейского суда государства-члены должны вводить в действие принцип свободного передвижения. В статье 21(1) говорится:

«Каждый гражданин Союза имеет право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов при соблюдении ограничений и условий, предусмотренных Договорами и положениями, принятыми на основании последних».

Таким образом, действенность прав, гарантированных на основании статьи 21(1), требует, чтобы гражданам ЕС (в том числе пока что и бипатридам с гражданством ЕЭЗ и Великобритании) позволялось продолжить свою семейную жизнь в выбранном государстве-члене, гражданство которого они получили, заявив в §88 своего мнения:

«Более глубокая интеграция, которой желала г-жа Ормазабал в принимающем государстве-члене, став гражданкой этого государства, в конечном итоге лишит ее прав, предоставленных ей в отношении ее супруга законодательством ЕС, что явно навредит ее семейной жизни в том государстве, и, следовательно, в конечном счете интеграции, к которой она стремилась. Таким образом, то, что одной рукой дается, другой отнимается».

По сути условия для предоставления гражданину третьей страны производного права на проживание, который является членом семьи гражданина ЕС, в принципе не должны быть строже, чем те, заложенные в Директиве. Таким образом, британское правительство должно надлежащим образом учитывать действенность принципа свободного передвижения в соответствии со статьей 21(1) ДФЕС. Это следует из устоявшейся доктрины, что законодательство ЕС имеет превосходство над внутригосударственным законодательством государств-членов.

Невзирая на это заключение, вышеуказанное соображение является всего лишь мнением ГА, и Европейский суд должен рассмотреть это дело в полном объеме позже в этом году. Еще неясно, каково будет действие полного судебного решения Европейского суда, если суд согласится с мнением ГА, и каково будет практическое действие этого после выхода Великобритании из ЕС.

Договоры
Европейского Союза

Титульная страница документа ЕС, содержащего сводные договоры и документы, составляющие правовую основу ЕС

Расположение

Министерство иностранных дел Италии

Цель

Установление законов и принципов, в соответствии с которыми регулируется Европейский Союз

В договорах Европейского Союза представляют собой совокупность международных договоров между Европейским союзом (ЕС) государствами — членами , в которых излагаются ЕСЫ конституционной основы . Они создают различные институты ЕС со своими полномочиями, процедурами и целями. ЕС может действовать только в рамках полномочий, предоставленных ему этими договорами, и для внесения поправок в договоры требуется согласие и ратификация (в соответствии с их национальными процедурами) каждой подписавшей стороны.

Два основных функциональных договора, Договор о Европейском Союзе (первоначально подписанный в Маастрихте в 1992 году, он же Маастрихтский договор) и Договор о функционировании Европейского Союза (первоначально подписанный в Риме в 1957 году как Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, он же Римский договор), излагают, как работает ЕС, и есть ряд дополнительных договоров, которые связаны с ними. В эти договоры неоднократно вносились поправки другими договорами за 65 лет с момента их первого подписания. Сводная версия двух основных договоров регулярно публикуется Европейской комиссией.

56. Как распределяется юрисдикция между судами Европейского Союза?

Суд Европейских сообществ, который первоначально (до создания Трибунала первой инстанции и специализированных трибуналов) рассматривал все иски и преюдициальные запросы, предусмотренные в учредительных договорах, сегодня концентрирует свою деятельность на разрешении важнейших с правовой и политической точек зрения категорий дел.

В настоящее время к его ведению, в частности, отнесены все преюдициальные запросы национальных судов, а также наиболее политизированные дела искового производства, в которых истцом выступают государства — члены или органы Союза («Германия против Европейского парламента и Совета», «Комиссия против Европейского центрального банка» и т. д.).

Трибунал первой инстанции рассматривает только дела искового производства, как правило, возбуждаемые физическими и юридическими лицами. К его ведению также отнесены некоторые иски об аннулировании и из бездействия, подаваемые государствами-членами или институтами.

Наконец, Трибунал по делам публичной службы — единственный к 2010 г. из специализированных трибуналов Европейского Союза — в качестве судебного органа специальной юрисдикции рассматривает и разрешает исключительно трудовые (служебные) споры между Европейским Союзом и его служащими и иными сотрудниками.

Указанные правила распределения юрисдикции сохранены Лиссабонским договором 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос № 17). В дальнейшем планируется расширение юрисдикции Трибунала первой инстанции, переименованного Лиссабонским договором в «Трибунал» (см. вопрос № 47). К юрисдикции Трибунала дополнительно могут быть отнесены новые виды исковых дел, а также отдельные категории преюдициальных запросов.

С другой стороны, часть споров, которые в настоящее время рассматривает Трибунал, в дальнейшем могут быть переданы в юрисдикцию новых специализированных трибуналов.

Иски к государствам-членам (иски о нарушении обязательств) как самые политически ответственные дела и впредь планируется сохранить в исключительной компетенции Суда.

Перераспределение юрисдикции внутри судебной системы Союза в настоящее время, а равно после вступления в силу Лиссабонского договора, может производиться путем изменения Статута Суда, поправки в который вносятся в упрощенном порядке (см. вопрос № 48).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *