Суд идет на первом канале

О программе

В каждом выпуске проекта рассматриваются особо тяжкие уголовные дела, основанные на реальных преступлениях.
Под председательством судьи — Степанова Валерия Ивановича — 12 присяжных оценивают доказательства вины или невиновности подсудимого, представленные сторонами обвинения и защиты. В напутственном слове присяжным судья подчеркивает, что при вынесении вердикта они должны руководствоваться не только нормами закона, но и жизненным опытом. И это верно. Именно жизненный опыт помогает коллегии присяжных беспристрастно оценить показания потерпевших, свидетелей и подсудимого -человека, преступившего закон.
После напряженных и нередко противоречивых показаний всех участников уголовного процесса дело часто принимает неожиданный поворот. И зрители наравне с присяжными — двенадцатью людьми, не имеющими юридического образования, — могут понять, как сложно вынести вердикт! Ведь он должен быть справедливым, так как от этого зависит жизнь человека!
Наблюдая за дебатами присяжных в совещательной комнате, зрители телеканала НТВ получают возможность оценить золотое правило юриспруденции, исходящее из презумпции невиновности человека: «Лучше оправдать 10 виновных, чем осудить одного невиновного».

Детективы давно стали одним из наиболее популярных жанров развлекательной литературы и кино. Преступление, совершенное кем-то неизвестным, проницательный детектив, едва заметные невооруженным глазом улики — и как апофеоз, наказание преступника. То есть суд. Телевидение тоже делало популярный продукт и с момента своего становления не чуралось классических детективов. А вот жанр судебного шоу был решением, наверное, не самым очевидным — хотя и менее затратным, чем съемка очередного сериала или фильма.

Арбитраж как решение

closeДжудит Шейндлин, ведущая шоу «Судья Джуди»

Джудит Шейндлин, ведущая шоу «Судья Джуди»

Wikimedia

Первые судебные шоу появились на Западе еще на радио, а в конце 1940-х мигрировали и на телевидение. Тогда в США вышло сразу несколько похожих передач вроде «Перед судом» (On Trial) или «Ваш свидетель» (Your Witness) на канале ABC, перебравшийся с радио «Famous Jury Trials» — в общем, уже к концу 50-х их было очень много (при том, что часть программ-первопроходцев успела закрыться). Быстро был выработан общий подход к созданию таких шоу, основным элементом которого стала обязательная драматизация дела, рассматриваемого в телесуде, —

Реклама

за отведенное время выпуска нужно было создать некую интересную коллизию, которая разрешалась в конце.

А уж были ли судебные шоу основаны на настоящих делах настоящих судей, кто именно сидел в судейском кресле (например, это мог быть отставной юрист или просто актер), был ли суд третейским (когда обе стороны согласились принять его решение к исполнению) или же постановочным — это не имело никакого значения. Ни для аудитории, ни для авторов программ.

Как и все жанры-долгожители, судебные шоу к середине 90-х годов оказались в чем-то вроде застоя — и нашли выход из этого положения:

почти полностью ушли от постановочных дел в область арбитража, постановления которого обязательны для участников.

Участники же таких шоу, в свою очередь, получают некий гонорар за то, что их внутренние дела становятся достоянием многомиллионной аудитории. Такое положение привело к тому, что судьями в шоу приглашались только те, кто имел хоть какой-то юридический опыт, — доверять свою судьбу актерам было бы все же чересчур. Самым ярким примером такого подхода стала программа «Судья Джуди» — она выходит с 1993 года (сейчас на CBS), а ведет ее отставной адвокат и судья Джудит Шейндлин.

Судебные шоу, как правило, выходят во время дневного эфира и, судя по исследованиям, теряют свою аудиторию менее других форматов дневного вещания. К концу нулевых на американском ТВ их было примерно столько же, сколько и различных ток-шоу, а в 2012-м, согласно исследованию, телесуды твердо занимали второе место по рейтингам среди дневных шоу, уступая только комедийным и игровым программам. Имелись и целые каналы, посвященные судебным битвам, — как, например, кабельные truTV (сначала назывался Court TV) или Justice Central.TV.

От человека до суда

closeЛеонид Каневский в программе «Следствие вели…»

Леонид Каневский в программе «Следствие вели…»

НТВ

В СССР похожую функцию выполняла передача «Человек и закон», которая выходила с 1970 года. Впрочем, скорее это была не имитация настоящего суда, как на Западе, а альманах, посвященный проблемам в стране; эту же направленность «Человек и закон» сохранил и сейчас — программа до сих пор выходит на Первом, являясь одним из долгожителей российского телевидения, а ведет ее Алексей Пиманов.

Также весьма опосредованно примыкает к данному жанру выходящий на НТВ документальный цикл Леонида Каневского «Следствие вели…», посвященный громким уголовным делам советского времени.

Что касается собственно судебных шоу, то настоящий расцвет их случился в середине нулевых — в январе 2004 года РЕН ТВ начал показ шоу «Час суда», ведущим которого (а также судьей) был адвокат Павел Астахов.

В шоу рассматривались только гражданские дела, основанные на присланных зрителями материалах, но с изменением фамилий истцов и ответчиков и обстоятельств событий.

В том же месяце РЕН ТВ запустил и дочерний проект — «Час суда. Дела семейные», в котором разбирались конфликты между родственниками. В эфире канала он продержался три года и в 2007-м отправился на «Домашний» — уже под названием «Дела семейные».

Астахов и другие

closeКадр из шоу «Суд присяжных» (НТВ)

Кадр из шоу «Суд присяжных» (НТВ)

НТВ

Астахов, кстати, продолжил вести «Час суда» и после того, как стал уполномоченным при президенте по правам ребенка (в 2009-м), а закрылась программа осенью 2012 года. «Дела домашние» закрылась немногим раньше — весной того же года.

В 2005-м судебные баталии на телеэкране заинтересовали другие каналы.

2 августа на Первом стартовал «Федеральный судья», а на «России 1» — «Суд идет». Оба шоу были посвящены уголовным делам, а роль судей тоже исполняли адвокаты — по закону, действующие судьи не могли работать и на телевидении. Закрылись эти программы тоже почти одновременно:

«Федеральный судья» завершился в конце 2011 года, а «Суд идет» — в апреле 2010-го.

В 2007-м свое судебное шоу презентовал канал ДТВ (позже сменивший название на «Перец», а сейчас ставший «Че») — он запустил «Судебные страсти», посвященный гражданским делам. А в 2008-м на НТВ начался «Суд присяжных», который тоже был посвящен уголовным делам; любопытно, что к моменту старта программы такой суд действовал не во всех регионах России (хотя впервые был введен еще в 1993 году в шести областях).

Сейчас российское телевидение, можно сказать, от судебных шоу отдыхает. Запущенное после закрытия «Федерального судьи» на Первом канале «Право на защиту» продержалось в эфире только полгода (еще несколько месяцев ее показывал Пятый канал). На НТВ продолжает выходить «Суд присяжных», а на «Домашнем» идет придуманная Астаховым (и первоначально, в 2010-м, стартовавшая на РЕН ТВ) «По делам несовершеннолетних» — посвященная, как следует из названия, правонарушениям, которые совершили подростки.

Сейчас сложно сказать, состоится ли возвращение судебных шоу в эфир российского телевидения. Если учитывать западный опыт, то этот формат всегда будет востребован в том или ином виде. Возможно, потому, что в нем пропускается самая длинная часть любого расследования — сбор доказательств, сюжет сразу переходит к самому интересному — наказанию преступника. Но пока что отечественные телевизионщики воздерживаются от анонсов каких-либо аналогов «Часа суда» или «Федерального судьи».

Известный адвокат с широкими взглядами на жизнь Николай Бурделов восседает на судебном троне и в каждом из выпусков выносит вердикт трем судебным делам. Ровно как Бурделов сидит в кресле судьи, истец и ответчик стоят у соответствующих трибун, подчиняясь воле судьи, который запросто может при помощи пристава отправить участника программы в клетку за непослушание в зале суда. Допрос истца и ответчика, позволяет судье установить факты по делу, руководствуясь буквой закона. В случае недостаточности доказательств имеется возможность пригласить со стороны истца или ответчика свидетелей, если таковые имеются. Невзирая на страсти, кипящие в зале суда, Бурделов примет однозначное и бесповоротное решение. Никакие, даже самые мерзкие, откровенные, безобразные действия ответчика, истца и свидетелей не смогут запутать судью и заставить принять неверное решение.

Что посмотреть еще? Какой фильм?

Отличные подборки на сегодня: 👍 Что посмотреть: кино

Что сейчас идет по телевизору?

НТВ


7.3

14:00 Место встречи

Телепередачи и и все последние новости

Жительница красноярска Екатерина Бородачева, которая в ток-шоу на Первом канале рассказала, как ее избивал муж, сообщила, что суд определил место жительства ее сыновей — они будут жить с мамой.

— Дети со мной! Так определил суд! Сказать, что я нервничала это ничего не сказать, но верила до последнего и надеялась! — пишет в Intagram Бородачева.- Со слезами на заседании я знаю, что переживала не только я! Спасибо вам всем! Я горда за себя, что мне не пришлось врать и обманывать, я все делала честно! Каждому жить с тем, что он делал! Нельзя идти против природы на поводу у своих амбиций! Я рада, поеду обниму пацанов.

В конце июня Екатерина сообщала, что забрала детей из Сочи, куда их увез отец мальчиков.

Напомним, блогер из Красноярска Екатерина Бородачева рассказала в эфире «Первого канала» о том, как муж избивал ее и о том, что теперь он не отдает ей детей. Выпуск программы «Мужское/Женское» с участием красноярки вышел в пятницу, 22 мая.

Свою историю Екатерина рассказывала еще в начале марта в своем инстаграме. Она поделилась фотографиями побоев и рассказала, что после расставания с мужем дети улетели к нему в Сочи. После этого она получила от бывшего супруга смс со словами «Больше детей ты не увидишь». Вот уже несколько месяцев девушка не может вернуть сыновей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *