Светодиодные лампы и ДПС

Что говорит нам закон?

Будем разбирать самый распространенный случай — это когда у вас есть обычный автомобиль, его фары и отражатели предназначены для работы с галогеном, вы покупаете светодиодные лампы, которые подходят под ваш цоколь и устанавливаете их себе в авто.

Закон здесь уже предусматривает нарушение согласно пункту 3.1 (перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств)

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

И скорее всего инспектор вам постарается вменить, часть 3 статьи 12.5 КоАП, которая гласит

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

То есть, как бы попадаем по полной. Можно лишиться прав — аж до одного года. Однако здесь есть лазейки и не всегда так просто доказать что у вас стоят светодиоды.

Лазейки в законе

Начну с того что — согласно приказу МВД, контроль за техническими параметрами происходит только на стационарном посту, инспектором технического надзора ГИБДД И ТОЛЬКО СРЕДСТВАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ внесенными в государственный реестр типов и средств измерений!

То есть обычный рядовой сотрудник ГИБДД, в 95% случаев не имеет таких полномочий — самое ГЛАВНОЕ КВАЛИФИКАЦИИ и оборудования, а значит, он не может проверить у вас лампочки.

Для примера, ксенон вычисляется на раз, ДАЖЕ ОБЫЧНЫМ СОТРУДНИКОМ БЕЗ ОБОРУДОВАНИЯ, достаточно открыть капот:

Во-первых, он имеет другой цвет, нежели положенный обычным галогеновым лампам (а это уже пункт 3.1) и вычислить это не трудно

Во-вторых, после того как откроете капот, инспектор может увидеть блоки розжига и заподозрить вас в неправомерной установке. А установка таких блоков это уже изменение в конструкции

В-третьих, на КСЕНОНЕ должна обязательно стоять автоматическая коррекция фар, линзы, и омыватель. Если этого НЕТ – ВЫ ПОПАЛИ.

А вот с LED лампочками в фарах головного света не все так просто. Они имеют четкую светотеневую границу, они имеют практически такой же цвет что и галоген (ну может чуть белее, хотя производители сейчас подбирают очень хорошо). У них нет никаких блоков розжига, то есть конструктивно фара не страдает (и из подкапотного пространства ее вычислить очень сложно). ДА и определить их также не просто даже визуально, потому как зачастую закрыты металлическими колпачками снаружи.

НО что делать, если инспектор ГИБДД попался очень настойчивый и хочет прямо таки доказать что у вас стоит что-то плохое в фарах? Даю расклад по пунктам:

  • Вас останавливает инспектор, кстати, сейчас вы его можете снимать и лучше это делать, для вашего доказательства, если вдруг понадобиться (просто поверните в его сторону видеорегистратор, попросите друга снимать, ну если нет ни того ни другого можете снимать сами). Но нужно это делать максимально корректно, без всякого рода задираний!
  • Отдаете ему права и задаете вопрос, а какая причина остановки? Допустим, он говорит – «что есть подозрение на установку ксенона» и говорит – «открывайте капот и тушите фары». Тут друзья, нужно понимать, что это просьба, а не приказ, И КАК БЫ ВЫПОЛНЯТЬ ЕГО ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ! Вам нужно задать вопрос – «для осмотра или для досмотра». Если «ДЛЯ ОСМОТРА» пусть ходит и осматривает, вы не должны ничего открывать и выключать. Если «ДЛЯ ДОСМОТРА», то ему нужны два понятых для того чтобы по закону досмотреть ваш авто (а как правило это ночь, если фары горят, и найти их не так-то просто), конечно инспектор (по закону) может вас снимать на камеру, но лучше ему про это не говорить (пусть ищет понятых).
  • ДОПУСТИМ, ОН приводят двух понятых, теперь они могут открывать ваш автомобиль, лезть под капот, багажник и прочее. ТЕПЕРЬ – ЕСЛИ ОНИ ОТКРЫВАЮТ КАПОТ и видят там блок розжига ксенона, то вам капец (пахнет лишением прав). А вот если ваша светодиодная лампа СПРЯТАНА ПОД КРЫШКУ в фаре, и снаружи ничего не видно, ТО ВСЕ ХОРОШО. РАЗБИРАТЬ ФАРУ (нарушать конструктивную целостность) – НЕЛЬЗЯ!

Согласно статье 27.9 КоАП

  1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Если же все сотрудник ГИБДД нарушит целостность, тем самым он вызовет неисправность которая запрещает эксплуатацию ТС.

  • Есть и такой вариант, что инспектор не разбирая определил снаружи – ЧТО У ВАС СТОЯТ СВЕТОДИОДЫ. Еще раз читаем статью 12.5 часть 3, «цвет огней и режим работы» которых не соответствует требованиям ГОСТ. Ссылаются на ГОСТ 51709 – он очень большой, но нам нужно понять из него, что все световые приборы должны работать в постоянном режиме, кроме сигналов поворота и аварийной сигнализации (эти должны работать в проблесковой сигнализации). Свет фары называется «постоянный ближний» НА НЕ СООТВЕТСТВИИ его работы уже должен проверять сотрудник технического надзора, а не сотрудник ГИБДД, который как мы выяснили, не имеет на это КВАЛИФИКАЦИИ.
  • НУ и последнее опять 12.5 часть 3 — «цвет огней и режим работы». Если у вас цвет фар белый, а не синий или желтый (как скажем на КСЕНОНЕ). То вас по этой статье привлечь НЕЛЬЗЯ! Хотя если дойдет дело до технического контроля и далее суда то могут.

НУ и для прочего спокойствия, НО ЭТО ТОЛЬКО В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ, с некоторыми лампами идут различные сертификаты (хотя это по сути фикция), на соответствие всем ГОСТАМ! Этим можно «козырять» уже перед сотрудником технического надзора (если вдруг проверили) – «мыл не знал, сказали что есть все разрешения, сертификаты и прочее». То есть вина как бы, лежит не на вас, а на производителе – ПРАВ ВАС ЛИШИТЬ НЕ МОГУТ.

Вот такая вот канитель, как видите с этими лампами очень все не просто, сотрудники ГИБДД про это знают и поэтому с ними попросту не связываются. ДА и если честно определить их сложно, ведь они реально похожи на мощный галоген.

Mercedes-Benz C-class Наташенька ›
Бортжурнал ›
Оффициальный ответ ГИБДД на установку светодиодной ленты в фары и любителям колхозного ксенона!

Вопрос : Если установить светодиодную ленту белого цвета свечения во внутрь фары, у официального сервисного дилера обслуживающего автомобиль, которая будет работать совместно с габаритными огнями.Нарушение какой статьи КОАП РФ инспектор ДПС может мне инкриминировать 12.5ч1 или 12.5ч3 и разъясните почему именно ту а не иную из этих статей КОАП РФ.

Ответ :
Согласно требованиям пункта 4.3.2.3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» при эксплуатации автотранспортного средства допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если она предусмотрена изготовителем автотранспортного средства, одного дополнительного сигнала торможения над основными, двух противотуманных фар и не более двух противотуманных фонарей. Установка других источников света и световозвращателей, не предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации автотранспортного средства, не допускается. Следовательно, установка указанной Вами светодиодной ленты будет относиться к перечню неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Управление указанным транспортным средством должно квалифицироваться сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос : Я хотел установить на свой автомобиль (Киа Спектра — снята с производства)Дневные ходовые огни путем добавления дополнительных белых светодиодов в передние фары и подключения их по существующему ГОСТу. Будет ли это нарушением правил дорожного движения?

Ответ :
Сообщаем Вам, что в соответствии с изменениями, внесенными в главу 19 «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами» Правил дорожного движения Российской Федерации Постановлением Российской Федерации от 10.05.2010 года № 316 в светлое время суток для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди должны быть включены «дневные ходовые огни» белого цвета. Согласно требованиям ГОСТа Р 51709 на транспортных средствах (кроме прицепов) рекомендуется установка спереди дневных ходовых огней белого цвета. До оснащения заводами-изготовителями выпускаемых транспортных средств такими огнями в соответствии с Одобрением типа транспортного средства вместо них можно использовать фары ближнего света или противотуманные фары.
В случае управления автомобилем с установленными светодиодами в передних фарах, не предусмотренными заводом-изготовителем для конкретной модели транспортного средства будет квалифицироваться сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ (управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), что влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Дополнил для любителей установить колхозный ксенон!
Вопрос : Если на автомобиль установить автокорректор фар, омыватель фар, а в штатной фаре заменить галогеновую лампу на биксеноновую линзу, в которой установлена ксеноновая лампа, то можно будет ездить с таким ксеноном или нет? биксеноновая линза имеет сертификат соответствия. заранее спасибо за ответ.

Ответ :
В соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720 и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07 декабря 2000 года № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» установка на транспортном средстве автокорректора, омывателя фар и газоразрядных источников света (ксеноновых ламп) возможна только в случае комплектования данным оборудованием заводом-изготовителем в соответствии с Одобрением типа транспортного средства.
В случае управления автомобилем с указанным выше оборудованием и источниками света, не предусмотренными заводом-изготовителем для конкретной модели транспортного средства будет квалифицироваться сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ (управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), что влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Устал отвечать на одни и те же вопросы, инспектор выписывает протокол с изъятием лед ламп, ксенона и прочего дерьма на основании КОАП 12.5 часть 3 Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

вот пример

Является ли светодиодная лампа разрешенным аналогом для галогенной лампы

Прежде чем говорить о том, что LED лампа и галогеновая все же разные вещи обратимся к техническим документам, регламентирующим использование подобных источников света на ТС. На настоящий момент «Технически регламент Таможенного союза» для нас стал некой Меккой в отношении технических требований к автомобилям. И именно здесь можно найти кое-что интересное о различиях между галогеном и светодиодными лампами.

«класс источника света» — характеристика физического принципа излучения света: лампа накаливания (класс 0); лампа накаливания с наполнением колбы галогеносодержащими газами (класс H), газоразрядная лампа (класс D), светоизлучающий диод (класс LED);

Отсюда становится понятным, что класс LED это совсем не галокенки и не ксенон. Само собой говорить о том, что одно можно заменить другим не приходится. Так как по сути устанавливая лампу с другим принципом излучения света мы меняем класс для источника света в фаре. Здесь есть и еще одно любопытное замечание по установки ламп LED, опять все из того же Технического регламента Таможенного союза (Приложение №4)

1.3. Требования к устройствам освещения и световой сигнализации
1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар. Фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, должны быть оснащены работоспособным устройством фароочистки.

Резюмируем. Светодиодные фары должны иметь адаптивную систему позволяющую автоматически корректировать пучок света на дороге. Понятно зачем это было сделано, дабы не слепить встречных, тем самым обеспечить безопасность. Ну и наличие дворников, форсунок чего-то подобного для омывания фар обязательно тоже!
Теперь можно уже и подводить итог о том, что светодиодная лампа не только сама по себе является другим классам источника света, но и при применении ее в фарах требует двух условий:

— адаптивной автоматической системы наклона фары;
— фароочистителей.

Если у вас пошло что-то не так, то есть лампы есть, а предпосылок под них нет, то само сбой в этом случае могут приключиться проблемы с законом.

О режиме работы светодиодных ламп

Многие из автомобилистов считают «притянутой за уши» обоснование на счет режима работы. То есть вроде как цветовая гамма не изменилась и лампы не моргают, а значит режим работы, по которому будет предъявлено обвинение это совсем не то, что нам хотят преподнести. Здесь можно долго спорить, но если взять уже имеющуюся практику, то можно процитировать выдержку из постановления от 21 июня 2017 г. по делу № 05-0402/350/2017 Судебный участок № 350 Савёловского судебного района (Город Москва)

Письмом Минпромторга РФ от 16 июня 2009 года N 132/с разъяснено, что разработка и производство фар транспортных средств осуществляется под конкретный источник света, предназначенный к использованию в фарах транспортных средств, в соответствии с требованиями международных правил — Правил ЕЭК ООН. Согласно этим Правилам каждая фара должна иметь маркировку, где указывается категория источника света, с которым необходимо осуществлять эксплуатацию фары на транспортном средстве. При этом под режимом работы световых приборов, исходя из диспозиции указанной выше нормы, следует понимать совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий, в свою очередь светораспределение согласно Правил ЕЭК ООН определяется категорией используемого источника света и конструкцией светового прибора.

Собственно выводы на счет режима работы делайте сами… Также можно снова обратиться к ТРТС, где в приложении №9 можно найти

9.4. При установке на транспортное средство не предусмотренных его конструкцией устройств освещения и световой сигнализации, а также изменении конструкции фар (изменении класса источника света в них) должны выполняться (с учетом категории транспортного средства) требования Правил ЕЭК ООН №№ 48, 53, 74, пункта 1 приложения № 3 к настоящему техническому регламенту.

Теперь открываем Правила ЕЭК ООН №48 (это Правила для машин, а № 53 и №74 для мотоциклов и мопедов), на которые и ссылается ТРТС. И тут можно найти:

2.7.6 совмещенные огни: Устройства, имеющие разные источники света или единый источник света, работающий в различных режимах (например, в различном ОПТИЧЕСКОМ, МЕХАНИЧЕСКОМ или электрическом режиме), полностью или частично общие освещающие поверхности и общий корпус.

То есть Правила допускают ОПТИЧЕСКИЙ режим работы и даже какой-то там механический… А это вам не хухры-мухры, это международный документ! В итоге утверждение только на счет мерцания, как электрического режима работы лампы, не состоятельно. А это значит, что при возможной замене лампы и по факту источника света, вполне возможно нарушить режим работы для лампы. Получается как-то так.

Ну и еще одна выдержка из ТРТС

9.2. При необходимости замены предусмотренного конструкцией транспортного средства источника света на источник света того же класса с иными фотометрическими характеристиками либо иного класса, такая замена может быть проведена только совместно со световым модулем, соответствующим заменяемому источнику света, либо фары в сборе. Не допускается установка нештатных световых модулей в случае, если освещающая поверхность рассеивателя в зоне прохождения пучка света нештатного светового модуля имеет оптические элементы, участвующие в формировании пучка света. В случае изменения класса источника света необходимо заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии Правилам ЕЭК ООН, применяемым в отношении соответствующих типов фар и источников света, фотометрических параметров фары с замененными источниками света и световыми модулями.

То есть по идее даже лампы менять можно на другой источник света в фаре, однако необходимо иметь заключение, проще говоря одобрение или сертификат о том, что такие лампы прошли оценку на соответствие безопасности в составе фары такого ТС.

Штраф за установку светодиодных ламп в блок фару если ранее такие лампы не были предусмотрены

Вначале стоит обратиться к перечню неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС, и найти там следующие пункты 3.1…

Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

…и п. 3.4

На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора

В общем если лампы нет, а может с ней что-то не так, или рассевиватели к лампе не подходят, то это нарушение. А нарушение как мы знаем не может не остаться безнаказанным, по крайней мере на бумаге, а как бывает в жизни вы знаете более нашего. Так вот, номинально здесь надо применить статью 12.5 КоАП РФ, часть 3.

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы … цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Отсюда видно, что за использование светодиодных ламп положен даже не штраф, а лишение водительских прав.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *