Take or pay

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев предположил, что в будущем торговля нефтью в мире может осуществляться по принципу take or pay («бери или плати»). Об этом он написал во вторник, 21 апреля на своей странице в Facebook.

Вопрос-ответ Что такое «бумажная нефть»?

Медведев также заподозрил картельный сговор в обвале нефтяных котировок, который произошел 20 апреля 2020 года. «Эта ситуация должна быть предметом самого внимательного анализа, поскольку подрывает восстановление мировой экономики. Вероятно, в будущем принципы торговли нефтью могут измениться, например, с учетом опыта заключения долгосрочных энергетических контрактов, использующих принцип «бери или плати» (take or pay)», — отметил заместитель главы Совбеза РФ.

20 апреля цена майских фьючерсов на нефть WTI к окончанию торгов на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) обвалилась почти на 300%, опустившись до минус 37,63 доллара США за баррель. Для нефти этой марки отрицательная цена была зафиксирована впервые в истории.

Что за договор по принципу «бери или плати»?

«Бери или плати» (англ. — take-or-pay) — норма построения договоров о поставках природного газа или других товаров крупным покупателям, которая широко используется на мировом рынке. В таком случае поставщик обязуется предоставить природный газ вплоть до зафиксированных в договоре максимальных объемов, а покупатель берет на себя обязательство при любых обстоятельствах оплатить определенную часть этих объемов, вне зависимости от того, сколько он выкупил в данный период.

Вопрос-ответ Что такое «грязная» нефть?

Принцип «бери или плати» позволяет свести к минимуму риски для поставщика по сбыту, на фоне капиталовложений, которые он вынужден осуществить для обеспечения поставок в максимальном объеме. В иных случаях данные риски были бы включены в стоимость газа.

Как давно используется принцип «бери и плати»?

Считается, что впервые этот принцип начал применяться в Нидерландах в 1959 году, где были обнаружены большие запасы газа в Гронингенском месторождении. Его разработка оказалась высокозатратной, а возведение инфраструктуры добычи и транспортировки голубого топлива велось на государственные деньги. Для возврата вложенных средств разработали принцип «бери или плати», при этом цены на газ были привязаны к стоимости нефти. С теми, кто собирался покупать газ, подписали долгосрочные многолетние контракты. В них был обозначен объем голубого топлива, который покупатель обязуется получить. Если же тот покупал не весь объем, он был вынужден заплатить штраф.

На данный момент данная схема активно используется на европейском рынке покупки и продажи газа.

«Газпром» не сможет больше требовать от Украины выполнения пункта контракта take or pay («бери или плати») в 2018 году в связи с отказом российской компании от поставок газа. Об этом глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявил в эфире украинского «5 канала».

«От того, что они сделали сегодня, а они сделали две вещи: не выполнили своих обязательства по контракту, который пересмотрел предыдущий суд, — это автоматически означает, что они не смогут больше требовать у нас в этом году take or pay», — заявил Коболев.

По словам главы украинской компании, потенциально это может привести к потере «Газпромом» сотен миллионов долларов, передает RNS.

Напомним, заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил ранее, что компания получила от «Нафтогаза» предоплату за поставки российского газа в марте 2018 года, однако вернула ее в связи с отсутствием дополнительного соглашения к контракту. Он уточнил, что с 1 марта поставки возобновлены не будут.

Стокгольмский арбитраж обязал в декабре прошлого года «Нафтогаз» покупать у «Газпрома» 5 млрд куб. м газа в год в рамках решения по судебному спору между двумя компаниями по цене на российский газ.

Президент Украины Петр Порошенко накануне призвал арестовать активы «Газпрома», если компания не выплатит НАК «Нафтогаз» средства по решению Стокгольмского арбитража.

Суд между «Нафтогазом» и «Газпромом» продолжается с июня 2014 года. «Газпром» потребовал взыскать с украинской компании долг за неоплаченное топливо и штрафы за недобор газа по контракту take or pay. Арбитраж иск российской компании удовлетворил, распорядившись взыскать с «Нафтогаза» около $2 млрд за уже поставленный газ.

Принцип «бери или плати», по задумке Минэкономразвития, будет применяться в абонентских договорах и договорах об организации перевозок. Он предполагает наличие в договоре условия об обязанности стороны-плательщика заказать и получить минимально оговоренное количество товара у исполнителя. В случаях, если минимально оговоренное количество товара не заказано – плательщик компенсирует определенную договором денежную сумму исполняющей стороне.

Законодательство Гражданский кодекс дополнят договорами «бери или плати»

Договоры, заключенные по принципу «бери или плати», по задумке МЭР, снизят вероятность возникновения финансовых потерь для поставщиков, перевозчиков или исполнителей товаров. Такие договоры призваны способствовать реализации инвестиционных проектов в сфере газоснабжения, железнодорожных и морских перевозок.

«Родившись в англосаксонской правовой системе по инициативе международных нефтяных гигантов, концепция «take or pay» очень давно и повсеместно используется в мировой практике», – рассказывает Андрей Тарапов, советник Dentons. Российские компании, особенно крупные игроки на сырьевом рынке, не стали исключением – они достаточно давно используют принципы «take or pay» в договорах, регулируемых российским правом, рассказывает юрист.

По его словам, до 2015 года конструкция «take or pay» была исключительно договорной и не основывалась на каких-либо определенных нормах ГК, а потому была «достаточно рискованной» и применялась с большой осторожностью. В 2015 же году ГК пополнился «первоначальными концепциями» рамочного и абонентского договора, что позволило российским компаниям, работающим на принципах «take or pay» «почувствовать под ногами правовую почву, пусть и весьма зыбкую». Новеллу юрист оценивает как логичное продолжение этого пути.

В проекте нововведений содержатся два важных и давно ожидаемых правила: концепция «take or pay» может применяться не только к купле-продаже, но и к услугам по перевозке и перевалке, а стороны договора «take or pay» имеют свободу действий в части согласования сверхнормативных объемов, поставки меньших объемов и установления разной цены за разные объемы.

Андрей Тарапов, советник Dentons

Алексей Горлатов, руководитель коммерческой практики Goltsblat BLP, в свою очередь отмечает, что законодательная инициатива Минэкономразвития направлена лишь на уточнение существующих положений, по сути, излагая реальные рыночные механизмы.

Принудительная ликвидация

Предложенные МЭР поправки в ГК также предполагают отмену правил о принудительной ликвидации обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ в случае, если по окончании второго или последующих финансовых лет их чистые активы окажутся ниже уставного капитала. Екатерина Дедова, партнер корпоративной практики Goltsblat BLP, поддерживает эту инициативу. Она отмечает, что существующие нормы о принудительной ликвидации и сейчас применяются крайне редко.

Кроме того, в настоящее время большое количество бизнеса создаётся и развивается именно на заемные средства – особенно в сфере всевозможных IT-стартапов. «При этом срок окупаемости таких проектов может превышать установленные действующим законом временные пороги, что, безусловно, не должно создавать для нормально развивающегося бизнеса риска его ликвидации», – подчеркивает юрист.

  • Законопроект

Минэнерго подготовило концепцию внутреннего рынка газа и направило ее на согласование в компании. В числе инициатив, разработанных энергетическим ведомством, есть введение платы за заявленный объем транспортировки — ship or pay. Эксперты считают, что инструмент окажет влияние на дисциплину поставщиков газа в единую систему газоснабжения, но вряд ли понравится независимым производителям.

Минэнерго наконец-то разработало концепцию внутреннего рынка газа. Об этом «Известиям» рассказал источник, знакомый с ситуацией, информацию также подтвердил высокопоставленный чиновник ведомства. По словам последнего, документ сейчас направлен в компании для ознакомления и согласования.

Концепция развития внутреннего рынка газа является составной частью Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2035 года и должна содержать в себе предложения по созданию механизмов, позволяющих формировать модель газовой отрасли страны.

По словам собеседника, знакомого с ходом работы над концепцией, за основу берется конкурентная модель рынка газа с едиными правилами для всех участников рынка, с постепенным сокращением госрегулирования. Стоит отметить, что доля рынка независимых производителей с 2011 по 2015 год выросла с 20% до 33%. Тем не менее, по словам собеседника, концепция предусматривает сохранение существующего порядка экспорта газа по трубопроводам. То есть отмены монополии «Газпрома» на экспорт газа не будет.

В целях развития конкуренции на внутреннем рынке Минэнерго было предложено ввести «предельное» ценовое регулирование, позволяющее «Газпрому» предоставлять скидки на газ потребителям, но, по словам собеседника «Известий», это предложение не нашло поддержки у независимых производителей газа.

Концепцией Минэнерго прописано также введение платы за заявленный объем транспортировки. Этот инструмент, по словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, уже давно применяется на мировом рынке. Ship or pay («транспортируй или плати») действует почти так же, как и другой инструмент хеджирования, — take or pay («бери или плати»).

По условиям последнего покупатель оплачивает весь законтрактованный газ, вне зависимости от того, сколько он в итоге выбрал, но при этом у него остается право отобрать этот газ в другое время.

По словам Алексея Гривача, что касается ship or pay, то тут более жесткие условия. Поставщик газа оплачивает транспортировку всего заявленного объема, и, в случае если он недопоставил в систему газ, у него нет возможности в будущем сделать это за счет уже оплаченного тарифа. Другими словами, компании будут подвергаться штрафам за невыполнение плана по транспортировке газа.

— По сути, это попытки «Газпрома» как-то дисциплинировать своих контрагентов, независимых потребителей газа, которые не несут сейчас никакой ответственности за то, что они не использовали заказанные транспортные мощности, под которые «Газпром» делал инвестиции и резервировал их для потребителей, — пояснил Алексей Гривач.

Аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров добавил, что это введение такого инструмента связано с применением опыта мировой практики.

— Например, у нас есть соглашение по транзиту с Чехией до 2029 года. Даже если мы не будем качать газ, все равно должны оплачивать транспортировку, — объяснил Валерий Нестеров.

По его словам, введение платы за объем транспортировки повысит дисциплину пользователей единой газотранспортной системы, однако вряд ли понравится независимым производителям.

Эксперты считают, что с введением принципа «транспортируй или плати» самым крупным независимым производителям — НОВАТЭКу и «Роснефти» — придется нести риски, связанные с недобором газа по заключаемым ими контрактам. Также они могут, в свою очередь, выставить своим покупателям условие take or pay. Но в этом случае у них снизится конкурентоспособность на рынке, так как гибкие условия контрактов были их преимуществом. Таким образом, не исключено, что с введением этого условия независимые производители будут постепенно переходить на прямые поставки газа конечным потребителям.

Алексей Гривач напомнил, что в свое время механизмы, связанные с дисциплиной отбора газа, не прижились.

— Попытки ввести схему «бери или плати» в конце 2000-х годов по контракту с промышленными потребителями в конечном счете не прижились. Они были отменены правительственными решением, — отметил он.

Переход на «бери или плати» выглядит скорее фантастически, особенно в период низкого спроса на нефть, потому что потребителям это будет попросту невыгодно, рассказала «Известиям» эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко 21 апреля.

Ранее в этот день зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев заявил, что ситуация с отрицательными ценами на фьючерсные контракты нефти напоминает «картельный сговор». По его словам, Россия готова продавать нефть по контрактному правилу «бери или плати» (take or pay), а также готова обсуждать этот вариант с партнерами.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев сообщил «Известиям», что принцип «бери или плати» сокращает риски производителя в отношении тех вложений, которые ему нужно сделать для обеспечения максимального объема поставок. То есть производитель поставляет сырье до максимального объема, покупатель при этом оплачивает часть товара, вне зависимости от того, сколько реально сырья он забрал.

«Эта схема работает на газовом рынке, но в продаже нефти переход на такой принцип может занять очень длительное время. И для этого нужна координация действий всех производителей», — отметил Артем Деев.

С ним согласен начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин, который считает, что в текущих условиях всеобщий переход на принцип «бери или плати» маловероятен.

«В теории допустить такие принципы можно, но для этого к нему должны подключиться все крупные игроки с добычей условно от 1,5 млн баррелей в сутки», — сказал Василий Карпунин.

В свою очередь эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков сказал «Известиям», что на газовых рынках, где существует принцип «бери или плати», наблюдается обратная тенденция.

«На газовом рынке наблюдается всё больший уход от системы «бери или плати». Она не становится превалирующей. Она сохраняется, но доля контрактов «бери или плати» скорее сокращается. Расширяется доля спотовой торговли, то есть краткосрочнных контрактов, когда цена формируется за счет баланса спроса и предложения», — отметил Игорь Юшков.

По его мнению, несмотря на «минутные» провалы, глобально существующий механизм ценообразования на нефть выгоден западным странам, поэтому вряд ли они пойдут на его изменение.

Накануне специалисты поделились прогнозом, что среднегодовая ценa нефти марки Urals в 2020 и 2021 годаx составит $25 и $35 за баррель соответственно при пессимистичном сценарии развития событий.

Нефть марки Urals 20 апреля торговалась по отрицательной цене — до минус $2 за баррель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *