Техническая возможность

Паспорт услуги (процесса) по осуществлению технологического присоединения.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, за исключением заявителей указанных в пунктах 12 -14 Правил технологического присоединения.

Временное технологическое присоединение.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно по одному источнику электроснабжения (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, максимальная мощность которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт.

Технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации посредством пере-распределения максимальной мощности (в том числе опосредованное присоединение).

Составление и корректировка актов согласования технологической и (или) аварийной брони.

Восстановление ранее выданных документов о технологическом присоединении либо выдачу новых документов о технологическом присоединении при невозможности восстановления ранее выданных технических условий.

Оказание услуги на выдачу счета на оплату и счетов — фактур.

Технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации для юридических лиц или ИП в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

— максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций;
— сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями;
— для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость усиления электрической сети смежных сетевых организаций и (или) установки нового оборудования на принадлежащих таким лицам энергопринимающих устройствах и (или) генерирующих объектах.
Под вышестоящей смежной сетевой организацией понимается смежная сетевая организация, электрические сети которой имеют более высокий класс напряжения. В случае если все смежные сетевые организации имеют одинаковый класс напряжения, вышестоящей смежной сетевой организацией признается сетевая организация, присоединенная к электрической сети более высокого класса напряжения.
Сетевая организация (АО «Мособлэнерго») не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.
В случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с настоящими Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана заключить договор.

<< Назад в раздел

Регламент ПАО МОЭСК
Регламент АО ОЭК

— Федеральный закон Российской Федерации от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
— Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
— Градостроительный кодекс Российской Федерации;
— постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2017 № 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 — 2018 годах»;
— постановлением Правительства Москвы от 07.02.2012 № 23-ПП «О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме «личный кабинет» государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы»;
— приказ Минстроя России от 19.04.2018 № 236/пр «Об утверждении форм единых заявок, подаваемых заявителями через региональные порталы государственных и муниципальных услуг в целях получения технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в целях получения актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области), и примерного перечня сведений и документов, прилагаемых к ним»;
— приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра»;
— приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».

Отдельные императивные положения Правил технологического присоединения, возлагающих на сетевые организации обязанности по технологическому присоединению потребителей электрической энергии, противоречат не только нормам ГК РФ, но даже и техническим возможностям сетевых организаций. Ниже описана одна из таких проблем и предложен способ ее разрешения с точки зрения защиты прав сетевой организации.

Нельзя не подключить

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа…» в том числе утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Данные Правила:

– являются основным нормативно-правовым актом, регламентирующим процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей;

– определяют условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

– содержат требования к выдаваемым сетевой организацией техническим условиям, критерии наличия либо отсутствия технической возможности по присоединению энергопринимающих устройств потребителей.

По сути, Правила определяют взаимные права и обязанности потребителей и сетевой организации по отношению друг к другу. Нарушение сетевой организацией обязанностей, предусмотренных Правилами, влечет негативные последствия, связанные с привлечением сетевой организации к административной ответственности и введением санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В соответствии с п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Таким образом, возможность технологического присоединения поставлена в зависимость от наличия у сетевой организации технической возможности для технологического присоединения потребителя.

Данное положение представляется обоснованным. Сетевая организация, как и любая другая коммерческая организация, заинтересована в увеличении количества потребителей ее услуг, которое позволяют получать ей большую прибыль от своей основной деятельности. Однако с учетом дефицита электрических мощностей в нашей стране зачастую не всегда технически возможно присоединить нового потребителя.

Согласно п. 28 Правил техническая возможность на осуществление технологического присоединения имеется, если:

– сохраняются условия электроснабжения для прочих потребителей, ранее присоединившихся к электрической сети;

– отсутствуют ограничения на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым предполагается произвести технологическое присоединение;

– отсутствует необходимость реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

Если хотя бы одно из перечисленных условий отсутствует, то считается, что отсутствует и техническая возможность технологического присоединения (п. 29 Правил).

О необходимости учета наличия либо отсутствия технической возможности при оценке действий сетевой организации свидетельствует и имеющаяся судебная практика. Так, например, ФАС СКО в Постановлении от 17.06.2009 № А32-22094/2008-5/317 посчитал законными действия сетевой организации, отказавшей в технологическом присоединении потребителю при отсутствии технической возможности. Аналогичные выводы содержатся в Поста­новлении ФАС ВСО от 16.09.2009 № А10-1175/09.

Однако Постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 № 334 в п. 3 Правил был введен дополнительный второй абзац, определяющий, что критерий наличия либо отсутствия технической возможности не учитывается при присоединении определенной категории потребителей. В первую очередь речь идет о потребителях – юридических лицах с потребляемой мощностью менее 100 кВт, и потребителях – физических лицах с потребляемой мощностью менее 15 кВт.

Итак, в отношении обозначенной категорий потребителей сетевая организация обязана осуществить технологическое присоединение вне зависимости от наличия либо отсутствия технической возможности. Данное положение само по себе абсурдно, поскольку налагает на сетевую организацию обязанность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, которые в принципе технически присоединить нельзя.

Можно предположить, что законодатель, устанавливая такое условие, исходил из того, что мощность энерго­принимающих устройств указанных потребителей незначительна и сетевая организация в любом случае способна по результатам каких-либо технических мероприятий создать техническую возможность по их присоединению.

Однако практика несколько отличается от возможных предположений законодателя. К примеру, в случае пере­груженности объектов электросетевого хозяйства (или значительной удаленности энергопринимающих уст­ройств потребителя) присоединение даже одного дополнительного потребителя (пусть даже и с незначительной заявленной мощностью) может потребовать строительства новых трансформаторных подстанций, прокладки новых электрических сетей и т.д. На выполнение мероприятий подобного масштаба с целью присоединения одного-единственного незначительного потребителя у сетевой организации зачастую может быть недостаточно финансовых средств, не говоря уж о рентабельности подобных меропри­ятий.

Представляется, что положениями п. 3 Правил существенно нарушается баланс интересов между сетевой организацией и потребителями, а практическая реализация указанных положений является достаточно проблематичной.

Правила против Кодекса

К сожалению, судебных актов на уровне федеральных арбитражных округов, связанных с применением абз. 2 п. 3 Правил, в настоящее время нет. Вероятно, это связано с относительно непродолжительным существованием данной нормы. Соответственно сейчас невозможно проанализировать тенденции правоприменительной практики в отношении указанной нормы.

Тем не менее в случае возникновения судебного спора, связанного с применением абз. 2 п. 3 Правил, с целью защиты интересов сетевой организации можно использовать следующую правовую позицию. В силу п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия между нормами постановления Правительства РФ и ГК РФ применяются нормы ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора лишь при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить работы. Если нет возможности предоставить соответствующие товары (работы или услуги), то нет и обязанности заключать публичный договор.

Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным, и на него в полной мере распространяются нормы ст. 426 ГК РФ. Поэтому при его заключении необходимо учитывать наличие либо отсутствие технической возможности для осуществления технологического присоединения. И если такой возможности нет, в заключении договора об осуществлении технологического присоединения может быть отказано.

В рассматриваемом случае усматривается противоречие между нормами ст. 426 ГК РФ и абз. 2 п. 3 Правил технологического присоединения: Правила налагают обязанность на сетевую организацию по осуществлению технологического присоединения в любом случае, а ст. 426 ГК РФ предусматривает обязательное заключение договора лишь при наличии такой возможности (в том числе и технической).

Поскольку нормы ГК РФ имеют приоритет перед нормами Правил, абз. 2 п. 3 Правил применяться не может.

С целью доказывания отсутствия технической возможности сетевым организациям рекомендуется использовать институт судебной экспертизы, а также получить заключение компетентной технической организации либо органа технологического надзора (п. 31 Правил).

Выводы

Обобщая проблемы, связанные с применением абз. 2 п. 3 Правил, можно сделать следующие выводы:

– спорная норма Правил на практике является в некоторых случаях невыполнимой, поскольку полностью игнорирует технические возможности сетевой организации;

– сложившаяся судебная практика по вопросу применения абз. 2 п. 3 Правил в настоящее время отсутствует;

– с целью защиты сетевой организации от неблагоприятных последствий, вызванных невозможностью применения абз. 2 п. 3 Правил, рекомендуется ссылаться на противоречие данной нормы положениям ст. 426 ГК РФ.

А.Копылов

7. Критерии наличия технической возможности технологического присоединения и возможные ограничения.
Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям уполномоченной сетевой организации, электросетевой организации;
б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства электросетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из указанных критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, уполномоченная сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в Региональную энергетическую комиссию города Москвы для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном Региональной энергетической комиссией города Москвы, уполномоченная сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
В целях проверки обоснованности установления уполномоченной сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по указанным критериям заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти по технологическому надзору для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения.
Ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности возникают в случае, если полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
При наличии ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности допускается присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств в пределах величины мощности, не вызывающей ограничений в использовании потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных к данным сетям потребителей электрической энергии, либо в заявленном объеме по согласованию с указанными заказчиками.
8. Настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
— подача заказчиком (или от его имени и по поручению уполномоченным лицом) заявки на технологическое присоединение с указанием сведений и представлением документов согласно требованиям федерального законодательства РФ;
— подготовка технических условий и направление проекта договора, включающего технические условия;
— заключение договора;
— выполнение технических условий со стороны присоединяемого лица и со стороны сетевых организаций;
— выполнение действий по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети;
— проверка выполнения технических условий, составление акта о технологическом присоединении и выдача разрешения на присоединение мощности;
— осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заказчика к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заказчика (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);
— фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
Принцип «одного окна» — учитывая сложную топологию распределительных электрических сетей города Москвы, необходимость учета интересов максимально большого количества потребителей столицы и требования по обеспечению надежности, а также с учетом критериев сетевых узлов и критериев разграничения ответственности за выполнение технических условий, определенных Ростехнадзором, заявки потребителей на технологическое присоединение в городе Москве рассматриваются исключительно уполномоченной сетевой организацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *