Тип образовательного учреждения

1. Согласно п. 1-2 комментируемой статьи с учетом положений ст. 11.1 Закона об образовании образовательной организацией является некоммерческое юридическое лицо, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии п. 5 ст. 33 Закона об образовании права юридического лица у образовательной организации в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательной организации. Признаки юридического лица определены в ст. 48 ГК РФ. Выступая в качестве юридического лица образовательная организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

С точки зрения форм собственности на имущество образовательных организаций такие организации подразделяются на государственные –федеральные или находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации (государственная собственность); муниципальные (муниципальная собственность); негосударственные (собственность граждан и (или) юридических лиц). В п. 3 комментируемой статьи подчеркивается, что федеральным государственным образовательным учреждением является образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (см. комментарий к ст. 11.1 ). Фактически, государственные и муниципальные образовательные организации могут быть созданы исключительно в организационно-правовой форме учреждений (см. комментарий к ст. 39).

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные организации на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

2. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (например, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).

По информации Минобразования России (см., в частности, Межведомственный информационный бюллетень «Образование в документах” № 9 2003 г. С. 95) в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ, имеются следующие типы и виды образовательных учреждений.

Тип » дошкольное образовательное учреждение” подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно — эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников);детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад.

Тип «общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа.

Тип » общеобразовательная школа — интернат” подразделяется на виды: общеобразовательная школа — интернат начального общего образования; общеобразовательная школа — интернат основного общего образования; общеобразовательная школа — интернат среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия — интернат; лицей — интернат; общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; кадетская школа — интернат.

Тип «общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ” подразделяется на виды: школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детский дом; детский дом — школа; специальный (коррекционный) детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Тип » специальное учебно-воспитательное учреждение открытого и закрытого типа (для детей и подростков с девиантным поведением)” подразделяется на виды: специальная общеобразовательная школа открытого типа; специальное профессиональное училище открытого типа; специальная общеобразовательная школа закрытого типа; специальное профессиональное училище закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа открытого типа.

Тип » образовательное учреждение начального профессионального образования ” подразделяется на следующие основные виды: профессиональное училище; профессиональный лицей.

Тип » образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста ” подразделяется на виды: начальная школа — детский сад; начальная школа — детский сад компенсирующего вида; прогимназия.

Тип » специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии ” подразделяется на виды: специальный (коррекционный) детский сад; специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат; специальное (коррекционное) профессиональное училище.

Тип » оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении ” подразделяется на виды: санаторная школа-интернат; санаторно-лесная школа; санаторный детский дом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тип » образовательное учреждение среднего профессионального образования” подразделяется на виды: техникум (училище); колледж.

Тип » другие образовательные учреждения для детей ” подразделяется на виды: межшкольный учебный комбинат.

Тип » образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ” подразделяется на виды: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Тип » учреждения дополнительного образования детей” подразделяется на виды: центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества различных наименований и направлений; станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий; клубы; детская студия по различным видам искусств; детский парк; школа по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта; музей детского творчества и др.; детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Тип » образовательные учреждения высшего профессионального образования ” подразделяется на виды: институт; академия; университет.

Тип » образовательные учреждения дополнительного профессионального образования ” подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования)- отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

3. В силу п. 5 комментируемой статьи деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

В частности, деятельность общеобразовательного учреждения регулируется Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196; общеобразовательной школы –интерната с первоначальной летной подготовкой — Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 N 1046; общеобразовательной школы –интерната- Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 612; вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения- Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1237; образовательного учреждения дополнительного образования детей- Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233; образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676; образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи- Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 867; образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста- Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204; дошкольного образовательного учреждения- Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677.

4. Согласно п. 6 комментируемой статьи государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации(см. комментарий к ст. 33).

5. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Данной норме корреспондирует ст. 55 ГКРФ, согласно которой структурные подразделения юридического лица, в частности, филиалы, осуществляют функции (часть функций) юридического лица, в том числе функции представительства. Филиалы, представительства и иные структурные подразделения не являются юридическими лицами; они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГКРФ).

6. п. 8 комментируемой статьи наделяет образовательные организации правом создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

Ассоциации (союзы) являются разновидностью основанных на членстве объединений юридических лиц, включающих в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации (п. 4 ст. 50 ГКРФ). Таким образом, возможно создание как смешанных ассоциаций (союзов), так и таких, которые объединяют исключительно коммерческие либо исключительно некоммерческие организации.

Правовое положение ассоциаций (союзов) определено ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях. Вопросы создания и деятельности ассоциаций (союзов), объединяющих юридические лица одной организационно-правовой формы, могут регулироваться специальным законодательством, в том числе законодательством об образовании. Статья 121 ГК РФ определяет особенности правового положения ассоциаций (союзов) вузов.

7. Правовые критерии отличия «ассоциации” от ”союза” не установлены; ГК РФ предусматривает единый правовой режим для данных объединений юридических лиц. Ассоциации и союзы являются самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, поэтому слово «ассоциация” (либо «союз”), заключающее в себе сведения об организационно-правовой форме юридического лица, должно быть обязательно включено в наименование соответствующего объединения (п. 5 ст. 121 ГК РФ). Нормы специального законодательства могут предусматривать дополнительные требования к наименованию ассоциаций (союзов), объединяющих юридические лица одной организационно-правовой формы. Учредителями (членами) ассоциаций (союзов) являются исключительно некоммерческие организации. ГКРФ не устанавливает дополнительных требований к количеству и субъектному составу учредителей (членов) ассоциаций (союзов) .После государственной регистрации ассоциации (союза) ее учредители становятся членами ассоциации (союза). Порядок приема в ассоциацию (союз) новых участников урегулирован п. 3 ст. 123 ГКРФ, которая определяет также права и обязанности членов ассоциации (союза).

В силу п. 3 ст. 123 ГКРФ члены ассоциации (союза) –образовательные организации сохраняют права юридического лица. Членство в ассоциации (союзе) не лишает образовательную организацию самостоятельности.

8. Ассоциации (союзы) образовательных организаций, являясь некоммерческими организациями, обладают специальной правоспособностью.

Одним из основных источников формирования имущества ассоциации (союза) являются имущественные вносы ее учредителей (членов), обязанность внесения которых, хотя прямо не установлена, однако, следует из смысла п. 2 ст. 123 ГКРФ.

Имущество ассоциации (союза) принадлежит ей на праве собственности. Учредители (члены) не имеют имущественных прав в отношении ассоциации (союза). Полученная ассоциацией (союзом) прибыль не распределяется между членами, также как не подлежит распределению между ними имущество, оставшееся после ликвидации ассоциации (союза).

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Однако, на членов возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциации (союза). Размер и порядок такой ответственности определяются учредительными документами ассоциации (союза).

Учредительными документами ассоциаций (союзов) является устав и учредительный договор (п. 1 ст. 122 ГКРФ; п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Учредительный договор должен предусматривать порядок совместной деятельности учредителей по созданию ассоциации (союза), условия передачи ей имущества, а также иные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГКРФ и п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях. Содержание устава ассоциации (союза) определено п. 2 ст. 52 ГКРФ.

Помимо вышеуказанных сведений учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать также сведения о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, а также другие сведения, предусмотренные п. 2 ст. 122 ГКРФ. Представляется, что эти сведения должны быть включены в устав ассоциации (союза).

В силу п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях для государственной регистрации ассоциации (союза) необходимо наличие как устава, так и учредительного договора.

9. Права и обязанности членов ассоциаций (союзов) определяются их учредительными документами в соответствии с требованиями ГК РФ и специального законодательства. В ст. 123 ГКРФ указаны те права и обязанности, которыми наделены члены ассоциаций (союзов) коммерческих или некоммерческих организаций любых организационно-правовых форм.

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами (консультационными, маркетинговыми, информационными и т. д. ). При этом правом на безвозмездное обслуживание наделены все члены ассоциации (союза) независимо от степени их участия в ее деятельности, размера имущественных взносов и иных обстоятельств, которые, впрочем, по смыслу ст. 123 ГКРФ, могут быть учтены при определении объема, количества и качества предоставляемых членам услуг ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) вправе добровольно выйти из нее лишь по окончании финансового года. Допускается также исключение членов из ассоциации (союза) по основаниям и в порядке, предусмотренным учредительными документами. Решение об исключении члена принимают все остальные члены ассоциации (союза). Порядок принятия такого решения (большинством голосов или единогласно) устанавливается учредительными документами ассоциации (союза).

Из содержания п. 2 ст. 123 ГКРФ следует обязанность члена ассоциации (союза) вносить имущественные взносы. Член ассоциации (союза) несет ответственность по ее обязательствам не только в период членства в ассоциации (союзе), но также в течение двух лет после выхода (исключения) из нее. Однако, порядок определения размера ответственности в этот период устанавливается законом: он определяется пропорционально взносу выбывающего (исключенного) члена. Согласно п. 3 ст. 123 ГКРФ вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по долгам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

В п. 3 ст. 123 ГКРФ урегулирован порядок и условия приема нового участника в ассоциацию (союз). Новый участник может войти в ассоциацию (союз) с согласия ее членов. Порядок принятия решения по данному вопросу определяется учредительными документами. В них же может предусматриваться в качестве условия приема в ассоциацию (союз) субсидиарная ответственность нового члена по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Устав — 2. Предмет, цели и виды деятельности учреждения

Индекс материала

Устав

1.Общие положения

2. Предмет, цели и виды деятельности учреждения

3. Работники учреждения

4. Порядок управления деятельностью учреждения

5. Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов учреждения

6. Имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения

7. Порядок внесения изменений в устав

8. Реорганизация и ликвидация, изменение типа учреждения

9. Внесенные изменения в Устав

Страница 11

Все страницы

Страница 3 из 11

2.1. Предметом деятельности Учреждения является обеспечение на территории муниципального образования «Город Курск» реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области, муниципальными правовыми актами города Курска и своим Уставом конституционного права граждан в Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха и оздоров-ления, создание условий для культурной, спортивной и иной деятельности населения; осуществление деятельности и оказание услуг, непосредственно направленных на достижение уставных целей.

2.2. Основной целью деятельности Учреждения является осуществле-ние образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования.

2.3. Для достижения уставной цели Учреждение осуществляет следу-ющие основные виды деятельности:
1) предоставление питания;
2) реализация адаптированных основных общеобразовательных про-грамм начального общего образования для лиц, зачисленных на обучение с 1 сентября 2016 года;
3) реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования;
4) реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования;
5) реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования;
6) реализация дополнительных общеразвивающих программ;
7) организация отдыха детей и молодежи;
8) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их ро-
дителей и педагогических работников;
9) коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся.
2.4. Иные виды деятельности Учреждения, не являющиеся основными, в том числе приносящие доход:

1) осуществление присмотра и ухода за учащимися в группах продленного дня;
2) организация и создание условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
3) создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения;
4) участие в пределах своих полномочий в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) организация, проведение, участие в проведении различных конкурсов, выставок, фестивалей, конференций, семинаров, соревнований, дней здоровья, туристских походов, тематических экскурсий, вечеров, встреч, экспедиций, других массовых мероприятий, в том числе спортивных, методических, различного уровня, в том числе для обучающихся в Учреждении и обучающихся в иных образовательных организациях (учреждениях), педагогических работников Учреждения и иных образовательных организаций (учреждений), как самостоятельно, так и по поручению и (или) согласованию с Учредителем;
6) осуществление деятельности и оказание услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, охраны здоровья граждан, отдыха и рекреации;
7) преподавание курсов по подготовке детей к обучению в школе;
8) организация и проведение в Учреждении практик обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы – образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования, основные программы профессионального обучения;
9) сдача имущества в аренду;
10) привлечение добровольных (благотворительных) пожертвований и целевых взносов, в том числе имущественных, физических и юридических лиц.
2.5. Учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным зада-нием деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ), относящихся к его основным видам деятельности.
2.6. Виды деятельности Учреждения, приносящие доход:
2.6.1.Оказание платных образовательных услуг:
1) обучение по предмету и (или) циклам предметов сверх часов и сверх программы по данному предмету, предусмотренных учебным планом Учреждения;
2) преподавание курсов по подготовке детей к обучению в школе, по изучению иностранных языков;
2.6.2.Иная приносящая доход деятельность:
1) организация и проведение семинаров, конференций, конкурсов, мастер-классов, ярмарок, выставок, выставок-продаж, презентаций, лекториев, фестивалей, стажировок по обмену опытом, аукционов продукции и проектов, школ профессионального мастерства, экскурсий, походов, праздничных, развлекательных, оздоровительных, спортивных, благотворительных, культурно — досуговых, театрально-зрелищных мероприятий и других открытых массовых мероприятий, в том числе со стартовым (вступительным) взносом;
2) сдача имущества в аренду;
3) оказание услуг физическим и юридическим лицам на базе спортив-ного зала, спортивной площадки Учреждения, прокат спортивного инвентаря;
4) привлечение добровольных (благотворительных) пожертвований и целевых взносов, в том числе имущественных, физических и юридических лиц.
2.7. В Учреждении образовательная деятельность осуществляется на русском языке.
2.8. Особенностями образовательной деятельности Учреждения явля-ются:
2.8.1. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного про-цесса. Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.
2.8.2. Содержание образования в Учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, утверждаемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и соответствующих примерных образовательных программ.
Основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования реализуются Учреждением через учебный план, урочную и внеурочную деятельность.
2.8.3. Учреждение реализует следующие основные общеобразовательные программы:
— начального общего образования;
— основного общего образования;
— среднего общего образования;
Учреждение реализует дополнительные общеразвивающие программы.
2.8.4. В Учреждении на уровне среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подго-товка обучающихся – граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
2.8.5. В Учреждении основные общеобразовательные программы осваиваются в очной форме.
С учетом потребностей и возможностей личности обучающегося основные общеобразовательные программы либо их отдельные разделы могут осваиваться в следующих формах: очной, в форме семейного образования, самообразования.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования в Учреждении в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
Условия и порядок получения образования в очной форме, форме семейного образования, самообразования определяется Положениями о формах получения образования, утверждаемыми Учреждением на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Курской области.
2.8.6. Для детей, нуждающихся в длительном лечении и не имеющих воз-можности по состоянию здоровья посещать Учреждение, на основании справки из лечебного учреждения (клинико-экспертного заключения учре-ждения здравоохранения) и заявления родителей (законных представителей) таких обучающихся Учреждение организует индивидуальное обучение на дому. Порядок организации обучения на дому регламентируется соответствующим Положением, принимаемым и утверждаемым Учреждением в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области.
2.8.7. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября. Если это число приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
Сроки начала и завершения каникул определяются календарным учебным графиком Учреждения, разрабатываемым и утверждаемым Учреждением самостоятельно.
2.8.8. Для обучающихся 1-4-х классов в Учреждении устанавливается пятидневная учебная неделя, для обучающихся 5-11-х классов устанавливается шестидневная учебная неделя.
2.8.9. Продолжительность урока (академический час) в Учреждении:
в первых классах: в первом полугодии (сентябрь-декабрь) – 35 минут; во втором полугодии (январь-май) – 45 минут;
во 2-х – 9-х классах – 45 минут;
в 10-х – 11-х классах – 45 минут.
2.8.10. Расписание уроков в Учреждении составляется отдельно для обяза-тельных и факультативных занятий с учетом положений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
2.8.11. Количество классов в Учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом положений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
2.8.12. Наполняемость классов и групп продленного дня Учреждения уста-навливается в количестве 25 обучающихся.
При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, но не менее 20 обучающихся.
2.8.13. В Учреждении на каждом уровне общего образования в классах наполняемостью 25 и более человек допускается деление классов на две группы при проведении учебных занятий и во время проведения практиче-ских занятий по предметам, поименованным в федеральном базисном учебном плане.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам, для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, при организации предпрофильной подготовки.
2.8.14. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в Учреждении может быть в установленном порядке введено обучение по различным профилям и направлениям.
2.8.15. В Учреждении устанавливается следующая система оценки знаний обучающихся:
— в 1-х классах применяется качественная оценка знаний обучающихся;
— во 2-х – 11-х классах для оценки знаний обучающихся применяется следующая система отметок в баллах: «5» – отлично, «4» – хорошо, «3» – удовлетворительно, «2» – неудовлетворительно, «1» – очень плохо.
2.8.16. Промежуточная аттестация во 2-х – 9-х классах проводится по четвертям, в 10-х – 11-х классах и по предметам, на изучение которых в учебных планах 5-х – 9-х классов отводится один час в неделю, – по полугодиям.
2.8.17. Форма, порядок проведения промежуточной аттестации и итогового контроля в переводных классах в данном учебном году устанавливаются календарным учебным графиком, утверждаемым директором Учреждения, и регламентируются локальным актом Учреждения.
2.8.18. В Учреждении освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающихся.
2.9. Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении (оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации) обеспечивается на договорной основе закрепленным соответствующим органом здравоохранения Курской области медицинским персоналом детской поликлиники. Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинских работников оказываются бесплатно.
2.10. Питание обучающихся в Учреждении осуществляет организатор общественного питания по договору с Учреждением, заключенным в установленном законом порядке. Режим и кратность питания обучающихся устанавливаются в соответствии с длительностью их пребывания в Учреждении и требованиями соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета города Курска осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены муниципальными правовыми актами города Курска. Обучающиеся Учреждения, не имеющие права на получение бесплатного питания за счет средств бюджета города Курска, обеспечиваются питанием, в том числе горячим питанием, за счет средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, собственных средств совершеннолетних обучающихся.
2.11. Обучающимся в Учреждении запрещается:
приносить, передавать или использовать оружие, алкогольные, сла-боалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, токсичные, наркотические средства и психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги и другие одурманивающие вещества;
распространять и использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам;
применять физическую силу для выяснения личных отношений, прибегать к методам запугивания и вымогательства;
производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для жизни и здоровья окружающих;
выражаться в здании Учреждения нецензурными словами.
За неисполнение или нарушение запретов, содержащихся в настоящем пункте Устава, к обучающимся могут быть применены в установленном порядке меры дисциплинарного взыскания.

Сопоставляя перечень типов образовательных организаций, содержавшийся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», и аналогичный перечень в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить, что действующее законодательство не упоминает о двух типах образовательных организаций, которые ранее были закреплены в российском законодательстве об образовании. Речь идет, во-первых, о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (подп. 5 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании») и, во-вторых, об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 7 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Действующее законодательство об образовании предусматривает создание образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующими полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 комментируемого Закона).

Таким образом, специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не упраздняются, а реорганизуются в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Подтверждение тому находим, в частности, в заключительных положениях комментируемого Закона. Так, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 «специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации».

Что же касается учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то они в соответствии с понятийным аппаратом действующего законодательства относятся не к образовательным организациям, а к организациям, осуществляющим обучение (ст. 31 комментируемого Закона).

Тип образовательной организации определяется при ее создании, реорганизации или переименовании и указывается в ее уставе.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи название образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Кроме того, в названии образовательной организации могут дополнительно использоваться:

— названия, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и особые образовательные потребности обучающихся;

— дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции (ч. 6 комментируемой статьи).

В связи с необходимостью переименования ряда образовательных организаций Минобрнауки России направило соответствующие разъяснения.

В письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» <313> указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является в том числе учреждение (казенное, бюджетное, автономное). Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в название образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в названии образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

<313> Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.

Минобрнауки России уточняет также, что к числу необязательных сведений, указываемых в названии образовательной организации по ее желанию или желанию ее учредителя, относятся следующие:

— указание на тип для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное или автономное учреждение;

— указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;

— указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (перечислены в ч. 6 ст. 23 Федерального закона об образовании);

— включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» <314>);

<314> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

— использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о некоммерческих организациях.

Таким образом, необходимость переименования образовательного учреждения будет связано в первую очередь с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом если в отношении образовательного учреждения по новому законодательству тип не меняется, то переименования не потребуется.

Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется, либо образовательные учреждения, в названии которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои названия в соответствие с Федеральным законом об образовании.

В ч. 5 ст. 108 определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Законом. Например:

— муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;

— специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, — в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, — в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования — в профессиональные образовательные учреждения;

образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования — в образовательные автономные учреждения высшего образования;

образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования;

образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

В письме Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. N ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений» <315> уточняется, что при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений в их наименовании с учетом требований п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <316> включается, в том числе, указание на собственника имущества. Поскольку в соответствии с ГК РФ и Законом об автономных учреждениях автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на базе имущества, находящегося соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, то при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их название должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».

<315> Официальные документы в образовании. 2013. Август. N 22.

Статья 107. Среднее профессиональное образование
1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни среднего профессионального образования:
1) подготовка квалифицированных рабочих;
2) подготовка специалистов среднего звена.
2. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования подразделяются с учетом установленных уровней среднего профессионального образования на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.
3. Программы подготовки квалифицированного рабочего реализуются в очной и очно-заочной формах обучения. Программы подготовки специалистов среднего звена реализуются в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированного рабочего и программам подготовки специалистов среднего звена, по которым не допускается получение образования в очно-заочной и (или) заочной формах, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.
4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами с учетом формы обучения и необходимости освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
5. Основные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются профессиональными образовательными организациями, а также могут быть реализованы образовательными организациями высшего образования.
6. Требования настоящей главы распространяются на образовательные организации высшего образования при реализации ими основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
Статья 108. Профессиональные образовательные организации
1. Профессиональная образовательная организация – это тип образовательной организации, предметом основной деятельности которой является реализация образовательных программ среднего профессионального образования различного уровня и направленности. Профессиональная образовательная организация вправе также реализовывать основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные и профессиональные программы, дополнительные профессиональные программы, а также осуществлять профессиональное обучение.
2. Основные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются в профессиональных образовательных организациях следующих видов:
1) профессиональный лицей – профессиональная образовательная организация, которая реализует программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации квалифицированного рабочего;
2) техникум – профессиональная образовательная организация, которая реализует программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена.
3. Вид и наименование профессиональной образовательной организации устанавливаются при ее создании и могут изменяться в установленном порядке учредителем или органами управления такой образовательной организации. В наименовании профессиональной образовательной организации может употребляться специальное наименование (училище, школа и др.) или указываться характер осуществляемой производственной деятельности.
4. Профессиональная образовательная организация самостоятельна в формировании своей структуры, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.
Статья 109. Особенности организации приема в профессиональную образовательную организацию
1. В профессиональную образовательную организацию для обучения по основным образовательным программам среднего профессионального образования принимаются граждане, имеющее основное общее и (или) среднее общее образование, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, по их заявлениям.
2. Прием в образовательные организации для получения среднего профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на общедоступной основе, за исключением приема для получения среднего профессионального образования по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. При приеме для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, образовательной организацией, а также в случае превышения поступающими имеющегося количества мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут проводиться вступительные испытания в порядке, определяемом образовательной организацией.
3. Прием граждан на второй и последующие курсы, перевод обучающихся в другую профессиональную образовательную организацию для продолжения обучения по основной образовательной программе среднего профессионального образования соответствующих уровня, профиля и направленности осуществляются при наличии свободных мест в профессиональной образовательной организации и при успешном прохождении аттестации в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования
Статья 110. Особенности реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами общего образования
1. Основные образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с основными образовательными программами общего образования, реализуются профессиональными образовательными организациями в целях обеспечения получения общего образования лицами, осваивающими основные образовательные программы среднего профессионального образования на базе начального общего или основного общего образования.
2. Основные образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с основными образовательными программами основного общего и (или) среднего общего образования, разрабатываются профессиональными образовательными организациями на основе соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и общего образования, с учетом требований к формированию таких образовательных программ и профиля получаемого среднего профессионального образования.
Основные образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с основными образовательными программами основного общего и (или) среднего общего образования, должны обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программы, предусмотренных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Требования к формированию основной образовательной программы среднего профессионального образования, интегрированной с основной образовательной программой основного и (или) среднего общего образования, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования, интегрированной с основными образовательными программами основного общего и (или) среднего общего образования, увеличивается на срок, необходимый для получения общего образования.
Статья 111. Особенности предоставления среднего профессионального образования гражданам с ограниченными возможностями здоровья
1. Среднее профессиональное образование граждан с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в профессиональных образовательных организациях всех видов в соответствии с основными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и адаптированными для обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья.
2. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профессиональными образовательными организациями должны быть созданы условия для получения среднего профессионального образования с учетом индивидуальных особенностей таких обучающихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *