Центр доступное жилье

Кто может быть участником Программы:

  • одинокие молодые граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее – признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий), возраст которых от 18 лет
    и не превышает 35 лет;
  • супруг, супруга и, при наличии, их несовершеннолетние дети, составляющие молодую семью, если возраст хотя бы одного из супругов, признанного в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, не превышает 35 лет;
  • одинокие родители, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, возраст которых не превышает 35 лет,и их несовершеннолетние дети, составляющие неполную молодую семью.

Первоочередное право на получение государственного содействия в рамках Программы имеют следующие участники Программы:

    • Молодые семьи, изъявившие желание получить социальную выплату в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам
      в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
    • граждане, являющиеся нанимателями и (или) собственниками комнат в коммунальных квартирах, в случае приобретения или продажи жилого помещения в данных коммунальных квартирах, если в результате данные коммунальные квартиры становятся отдельными, а также в случае расселения коммунальной квартиры в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»;
    • имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Виды государственного содействия в рамках Программы:

  • приобретение жилья у оператора Программы на условиях беспроцентной рассрочки сроком до 10 лет (первоначальный взнос в размере не менее 30 % от стоимости жилья; оплата 70 % от стоимости жилья в течение 10 лет на условиях беспроцентной рассрочки);
  • предоставление за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальной выплаты (безвозмездно) для приобретения жилья на первичном или вторичном рынках недвижимости Санкт-Петербурга или Ленинградской области в размере 40 % от расчетной (средней) стоимости жилого помещения и дополнительно по 5 % от расчетной (средней) стоимости жилого помещения на каждого имеющегося в семье ребенка;
  • предоставление оператором Программы целевых жилищных займов на беспроцентной основе сроком до 10 лет в порядке и на условиях, определяемых Правительством Санкт-Петербурга, на оплату до 70 процентов от стоимости приобретаемых у любых физических и юридических лиц, кроме оператора Программы, жилых помещений.

Молодые семьи, удовлетворяющие условиям Подпрограммы (возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия Санкт-Петербургом решения о включении молодой семьи – участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет), также смогут получить социальную выплату (безвозмездно) за счет средств федерального бюджета (размер социальной выплаты можно уточнить у оператора Программы).

В случае рождения (усыновления) ребенка в период участия в Программе ее участникам могут быть предоставлены дополнительные социальные выплаты для оплаты части стоимости жилого помещения, приобретаемого у оператора Программы либо приобретаемого у иных юридических или физических лиц с использованием средств ипотечного жилищного кредита, в размере 5 % от расчетной (средней) стоимости жилого помещения на каждого родившегося (усыновленного) ребенка.

Участники Программы имеют возможность использовать средства материнского (семейного) капитала при приобретении жилого помещения при условии достижения вторым, третьим и последующими детьми трех лет со дня рождения (усыновления).

При этом использование участниками Программы средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам, выданным им на приобретение (строительство) жилого помещения, допустимо до истечения трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей.

Документы, необходимые для участия в Программе:

Для участия в Программе, граждане, соответствующие условиям Программы, изъявившие желание принять участие в Программе (далее — заявители), должны обратиться в структурные подразделения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» (далее – Многофункциональный центр) или в АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» (далее – оператор Программы) и представить следующие документы:

  • заявление на приобретение жилого помещения у оператора Программы или застройщика или заявление на получение социальной выплаты или заявление на получение целевого жилищного займа по формам, утверждаемым Жилищным комитетом;
  • документы, содержащие сведения о месте жительства заявителей:
  • справку о регистрации по месту жительства (форма № 9), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд»;
  • справку о характеристике жилого помещения (форма № 7), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд»;
  • документы, подтверждающие основания владения и пользования заявителями занимаемыми жилыми помещениями, в случае, если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
  • копии документов, удостоверяющих личность заявителей;
  • копию свидетельства о заключении брака (при наличии брачных отношений);
  • копию свидетельства о расторжении брака (при расторжении брачных отношений);
  • копию свидетельств о рождении детей (при их наличии);
  • копии паспортов совершеннолетних заявителей.

Копии указанных документов должны быть нотариально удостоверены. Представление копий, не имеющих нотариального удостоверения, допускается только при условии предъявления оригинала.

Для получения дополнительной социальной выплаты участники Программы представляют оператору Программы следующие документы:

· Заявление на получение дополнительной социальной выплаты по форме, установленной Жилищным комитетом.

· Свидетельство о рождении ребенка.

· Документы об усыновлении ребенка (в случае усыновления ребенка).

· Документы, подтверждающие наличие остатка задолженности, подлежащего оплате участником Программы при его приобретении у оператора Программы или другого юридического лица при участии в долевом строительстве жилого помещения либо размер основного долга по обязательствам участника Программы перед кредитором по кредитному договору, предоставленному на приобретение жилого помещения, частичная оплата которого производилась в том числе за счет средств социальной выплаты.

На основании вышеуказанных документов Жилищный комитет в течение 14 дней принимает решение о предоставлении участнику Программы дополнительной социальной выплаты либо об отказе в предоставлении участнику Программы дополнительной социальной выплаты.

Решение Жилищного комитета о предоставлении участнику Программы дополнительной социальной выплаты или об отказе в предоставлении участнику Программы дополнительной социальной выплаты доводится, в том числе письменно, до сведения участника Программы с обоснованием причин отказа в сроки и в порядке, установленные Жилищным комитетом.

В случае обращения от имени заявителя доверенного лица необходимо дополнительно предъявить следующие документы:

  • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность, оформленную в соответствии с действующим законодательством, подтверждающую наличие у представителя прав действовать от лица заявителя и определяющую условия и границы прав представителя.

В случае обращения от имени заявителя законного представителя (опекуна, попечителя) необходимо дополнительно представить следующие документы:

  • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства об установлении опеки и попечительства).

При предъявлении заявителями оригинала документа и незаверенной копии документа Многофункциональный центр или оператор Программы заверяет копии представленных документов, дополняет их справкой о регистрации по месту жительства (форма № 9), в случае наличия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд», характеристикой занимаемого жилого помещения (форма № 7), в случае наличия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд», справкой о постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Многофункциональный центр направляет пакет документов оператору Программы.

Оператор Программы ведет единую базу участников Программы, формирует Сводные списки согласно условиям Программы и направляет документы граждан для принятия соответствующего решения в Жилищный комитет.

Как работает Программа при приобретении жилого помещения на условиях беспроцентной рассрочки:

При приобретении жилого помещения на условиях беспроцентной рассрочки у оператора Программы участники Программы оплачивают единовременно первоначальный взнос в размере 30 % от стоимости жилья и вселяются в квартиру. Оплату оставшихся 70 % от стоимости жилья участники Программы оплачивают на условиях беспроцентной рассрочки, предоставляемой сроком до 10 лет, ежемесячно равными платежами.

При этом часть общей площади жилья (в рамках установленных Программой норм) приобретается по стоимости строительства, реконструкции (капитального ремонта) или приобретения жилых помещений оператором Программы в целях последующей продажи участникам Программы, а излишки площади жилья (разница между общей площадью квартиры и установленными Программой нормами общей площади жилья) необходимо будет оплатить по рыночной стоимости (на основании рыночной оценки).

Жилое помещение оформляется в собственность участника Программы после внесения первоначального взноса, с обременением залога до полной оплаты.

Порядок рассмотрения документов граждан при приобретении жилья у оператора Программы:

В первую очередь рассматриваются документы заявителей, которые имеют первоочередное право на получение государственного содействия в соответствии с Программой с учетом наиболее ранней даты постановки заявителей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во вторую очередь рассматриваются документы заявителей, которые не имеют первоочередного права на получение государственного содействия в соответствии с Программой, но имеют наиболее раннюю дату постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как работает Программа при приобретении жилого помещения на рынке недвижимости с использованием средств социальной выплаты:

При выборе участником Программы варианта приобретения жилого помещения на первичном или вторичном рынках недвижимости Санкт-Петербурга или Ленинградской области участник Программы должен обратиться в Уполномоченный банк, а при приобретении жилого помещения с использованием средств ипотечного жилищного кредита – в кредитное учреждение, предоставляющее участнику Программы ипотечный жилищный кредит (далее – кредитное учреждение).

Параметры сделки купли-продажи жилого помещения или параметры приобретения жилого помещения при долевом участии в строительстве участника Программы подлежат согласованию Уполномоченным банком или кредитным учреждением (в случае приобретения жилого помещения с использованием средств ипотечного кредита) с Жилищным комитетом.

Участники Программы имеют возможность направить средства социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате квартира становится отдельной) на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого гражданина – участника Программы с учетом занимаемого жилого помещения, полученным в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно, при условии, что получатель социальной выплаты был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа).

Порядок рассмотрения документов граждан для предоставления социальных выплат в рамках Программы:

Вопрос о предоставлении заявителю социальной выплаты для приобретения жилого помещения на рынке недвижимости рассматривается Жилищным комитетом.

В первую очередь рассматриваются документы заявителей, которые имеют первоочередное право на получение государственного содействия в соответствии с Программой и наиболее раннюю дату постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во вторую очередь рассматриваются документы заявителей, которые не имеют первоочередного права на получение государственного содействия в соответствии с Программой, но имеют наиболее раннюю дату постановки заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как рассчитать размер социальной выплаты:

Размер социальной выплаты, предоставляемой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в рамках Программы для приобретения жилого помещения на рынке недвижимости, определяется оператором Программы, исходя из:

1. Стоимости 1 кв.м жилого помещения в Санкт-Петербурге, применяемой для расчета размера социальных выплат, соответствующей утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья (в руб.) по субъектам Российской Федерации, подлежащей применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат (уточнить текущую стоимость 1 кв.м жилого помещения в Санкт-Петербурге, применяемой для расчета размера социальных выплат можно у оператора Программы).

2. Норм общей площади жилья, в рамках которых может быть оказана государственная поддержка в рамках Программы:

— 33 кв. м общей площади жилья – для молодых граждан, не состоящих в браке и одиноко проживающих, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

— 42 кв. м общей площади жилья – для молодых и неполных семей в составе двух человек, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

— 18 кв. м общей площади жилья – молодых граждан, не состоящих в браке и не одиноко проживающих, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В отношении участников Программы, имеющих в своем составе членов семьи, не признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, государственная поддержка в рамках Программы оказывается в пределах 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, признанного в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

3. Количества процентов, установленных Программой для предоставления участникам Программы социальных выплат:

— по 40 % от расчетной стоимости жилого помещения на взрослых членов семьи;

— по 5 % на каждого имеющегося в семье ребенка.

В результате размер социальной выплаты составит:

Для одиноких молодых граждан – 40 % от расчетной стоимости жилья.

Для молодой семьи, не имеющей детей — 40 % от расчетной стоимости жилья.

Для молодой или неполной семьи, имеющей одного ребенка — 45 % от расчетной стоимости жилья.

Для молодой или неполной семьи, имеющей двоих детей — 50 % от расчетной стоимости жилья.

Для молодой или неполной семьи, имеющей трех детей — 55 % от расчетной стоимости жилья, и т.д. в зависимости от количества детей в молодой семье.

Размер социальной выплаты определяется по формуле:

С = Ст х Рп х Кп

где: С – размер социальной выплаты;

Ст – применяемая для расчета размера социальной выплаты стоимость 1 кв.м. жилого помещения в Санкт-Петербурге, соответствующая утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья (в руб.) по субъектам Российской Федерации, подлежащей применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат;

Рп – размер общей площади жилого помещения в пределах норм общей площади жилого помещения, установленных Программой;

Кп – количество процентов от стоимости жилого помещения, установленное Программой, для предоставления участникам Программы социальной выплаты или дополнительной социальной выплаты.

Размер социальной выплаты определяется на дату принятия Жилищным комитетом решения о предоставлении заявителю социальной выплаты и перерасчету не подлежит.

Срок действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты:

Участники Программы, в отношении которых Жилищным комитетом принято решение о предоставлении социальной выплаты (далее – получатель социальной выплаты), получают Свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

Срок действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет 12 месяцев.

Срок действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты может быть продлен не более чем на два месяца при условии предоставления в Жилищный комитет документа (заключенного договора), определяющего порядок и условия внесения паевого взноса членом жилищного или жилищно-строительного кооператива, либо документов, подтверждающих проведение государственной регистрации прав собственности, возникающих из договора, являющегося основанием для перехода права собственности на жилое помещение, приобретенное в том числе за счет средств социальной выплаты, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Участникам Программы, в отношении которых Жилищным комитетом принято решение о предоставлении социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы, выдается свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Срок действия свидетельства составляет не более 7 месяцев от даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Как работает Программа при приобретении жилого помещения

с использованием средств целевого жилищного займа:

Предоставление оператором Программы участникам Программы целевых жилищных займов на беспроцентной основе сроком до 10 лет в порядке и на условиях, определяемых Правительством Санкт-Петербурга, на оплату до 70 процентов от стоимости приобретаемых у любых физических и юридических лиц, кроме оператора Программы, жилых помещений.

Куда обращаться для участия в Программе:

  • в структурные подразделения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг»;
  • в АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» по адресу: наб. р. Мойки д. 58, к.3 , лит.А, тел.: 640-57-22,www.gorcenter.spb.ru

Нормативные документы:

  • Закон Санкт-Петербурга от 11.04.2001 № 315-45 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1539 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье».

Как получить доступное жилье в Казахстане: «7-20-25», «Бақытты отбасы» и «Әскери баспана»

За годы независимости в Казахстане возведен 141 миллион квадратных метров жилья. Государство разрабатывает единую модель жилищного развития в стране, где основным принципом является повышение доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения. Первый Президент Казахстана — Елбасы Нурсултан Назарбаев с целью улучшения жилищных условий населения и создания доступных возможностей инициировал внедрение новых программ ипотечного кредитования, которые позволили повысить доступность жилищной ипотеки.

Госпрограмма «Нұрлы жер» объединяет в себе новые механизмы поддержки жилищного строительства. В 2018 году была запущена программа «7-20-25», которая в течение 5 лет должна помочь 650 тыс. семьям или более 2 млн граждан в приобретении собственного жилья. В 2019 году по инициативе Елбасы запущена новая программа «Бақытты отбасы» с льготной ставкой в 2% и первоначальным взносом 10%. До конца года не менее 6 тыс. семей приобретут жилье в рамках этой программы. В первую очередь, многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. С 2020 года 10 тыс. таких семей ежегодно будут обеспечиваться жильем.

В Послании народу РК «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил разработать единую жилищную политику, которая будет соответствовать различным уровням семейного дохода. В течение трех лет необходимо решить вопрос предоставления жилья малообеспеченным многодетным семьям, стоящим в очереди, а гражданам, которые не располагают доходами для приобретения жилья в собственность, надо дать возможность проживания на условиях социальной аренды.

На эти цели к 2022 году государством будет выделено свыше 240 млрд тг. Правительству до конца года поручено создать единую национальную систему учета очередников на арендное жилье, а также на получение льготных жилищных займов по программе «Бақытты отбасы».

Очередность ежегодно увеличивается на 50 тыс. человек, при вводе социального жилья на 20 тыс. семей. В этой связи, по программе «Нұрлы жер» предусматривается введение градационной системы обеспечения жильем граждан в зависимости от их возможностей и статуса. К примеру, арендное жилье без выкупа будет предоставляться очередникам, не имеющим доходы либо имеющим доход, ниже прожиточного минимума на члена семьи (29,7 тыс. тг).

Программа «Бақытты отбасы» будет доступна очередникам, имеющим доход, не превышающий на каждого члена семьи 2-х кратной величины прожиточного минимума (59,4 тыс. тг).

Кредитное жилье МИО будет реализовываться очередникам, имеющим доход на каждого члена семьи от двукратной до 3,1-кратной величины прожиточного минимума (92 тыс. тг).

Граждане, имеющие доходы свыше 3,1-кратной величины прожиточного минимума, смогут воспользоваться инструментами программ «7-20-25», «Баспана Хит», «Орда» от АО «ИО «КИК», «Свой дом» от АО «ЖССБК».

Данные подходы обеспечат адресность государственной поддержки и повысят эффективность планирования строительства жилья.

За 7 лет очередность на получения жилья в акиматах городов и регионов возросла в 3,5 раза

В принятии масштабных мер по строительству доступного жилья для широких слоев населения системную роль играет холдинг «Байтерек», поскольку является единым оператором в реализации государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер».

К примеру, акиматы, за счет получаемого фондирования через механизм выпуска своих облигаций, обеспечивают строительство и реализацию кредитного жилья по фиксированным ценам.

Данный механизм позволяет оборачивать средства по «револьверному» принципу каждые 2 года и повторно направлять на новое строительство без дополнительного выделения ресурсов. Ежегодно в данной системе оборачиваются 100-110 млрд тг, что позволяет акиматам обеспечивать ввод 12 тыс. кредитного жилья.

Жилстройсбербанк, в свою очередь, стимулирует спрос и реализацию построенного акиматами жилья путем выдачи населению льготных жилищных займов под 5% годовых. Первоначальный взнос составляет не менее 20% с возможностью использования жилищных сертификатов. На сегодня в системе ЖССБК числится 1,46 млн договоров с суммой накоплений 716,7 млрд тг. За весь период деятельности выдано свыше 208 тыс. займов на 1,52 трлн тг, из них за период реализации госпрограммы «Нұрлы жер» выдано 18,3 тыс. займов на 139 млрд тг.

С 2005 года уровень обеспеченности жильем увеличился на 23% и составил 21,6 квадратных метров на 1 человека. По поручению Елбасы, необходимо к 2030 году довести данный показатель до стандартов ООН — 30 квадратных метров на 1 человека. В среднем, c учетом изменения численности населения, требуется увеличить жилищный фонд на 66% к 2030 году по сравнению с текущим его значением. Для этого необходимо сохранить темпы ежегодного ввода нового жилья на уровне 8-10%.

Отмечается интересная тенденция: чем больше государство строит социальное жилье, тем больше растет очередь на него.

На сегодня очередность в акиматах возросла в 3,5 раза (на 1 января 2012 г. — 147 тыс., на 1 июля 2019 г. составила 512 тыс. человек). Это обусловлено демографическими процессами, урбанизацией и трудовой миграцией населения.

В среднем спрос ежегодно растет на 50 тыс. человек при предложении социального жилья порядка на 20 тыс. семей.

По прогнозным расчетам для ускоренного сокращения очередности на предстоящие 10 лет потребуется порядка 6 трлн тг, что позволит обеспечить жильем 552 тыс. граждан. При этом, средства являются возвратными.

Для этого выстраивается лестница доступности жилья в зависимости от доходов очередников с учетом прожиточного минимума.

По первому направлению очередникам, не имеющим доходы либо имеющим доход на 1 члена семьи ниже 1 прожиточного минимума будет предоставляться арендное жилье без выкупа.

По второму направлению очередникам, имеющим доходы на члена семьи до 2-х размеров прожиточного минимума будет предложено льготное кредитование под 2% годовых, со сроком на 25 лет, с первоначальным взносом 10% («2-10-25»).

По третьему направлению очередникам, имеющим доходы до 3,1 прожиточного минимума на члена семьи, кредитное жилье акиматов под 5% годовых, со сроком на 25 лет, с первоначальным взносом 20% («5-20-25»).

По четвертому направлению граждане, имеющие доходы свыше 3,1 прожиточного минимума на члена семьи, смогут воспользоваться льготным кредитованием под 7% годовых, со сроком на 25 лет, с первоначальным взносом 20% («7-20-25») и рыночными продуктами («Баспана-хит», «КИК-Орда», «Свой дом» ЖССБК).

Данные подходы обеспечат адресность государственной поддержки и эффективность использования средств.

В июне т. г. запущена отдельная программа «Арендное жилье для учителей и врачей». Источником финансирования являются доходы казахстанцев и рыночное привлечение ресурсов. За счет микширования средств и снижения операционных расходов в предстоящие 2 года планируется направить до 40 млрд тг на данный продукт. Это позволит обеспечить порядка 3 тыс. врачей и учителей по всей стране. При этом арендная ставка по ежемесячному платежу составит 3,1% годовых.

Таким образом, на 1 октября 2019 года число очередников в акиматах составило 526 тыс. человек, что в сравнении с аналогичным показателем 2012 года больше в 3,5 раза. При этом, в составе основную долю — 44 % занимают социально-уязвимые слои населения и 42% государственные служащие, работники бюджетных организаций и военнослужащие.

Как получить жилье по государственной программе «Нұрлы жер»?

Программа «Нұрлы жер» нацелена на комплексное решение жилищных вопросов различных слоев населения страны. Программа включает строительство арендного жилья без выкупа, строительство кредитного жилья, развитие индивидуального жилищного строительства, стимулирование строительства жилья частными застройщиками.

Для приобретения кредитного жилья, построенного местными исполнительными органами, необходимо:

· быть вкладчиком ЖССБК;

· иметь накопления либо внести единовременно первоначальный взнос в размере не менее 20% от стоимости приобретаемого жилья;

· иметь наличие гражданства РК или статус оралмана;

· иметь постоянную регистрацию по месту жительства в городах Нур-Султан и Алматы, не менее двух последних лет на дату подачи заявления для заявителей, претендующих на приобретение жилья в данных городах;

· подтверждение отсутствия жилья;

· подтверждение платежеспособности.

В рамках программы «Нұрлы жер» по итогам 9 месяцев по линии кредитного жилья было построено 4 330 квартир или 258,1 тыс. кв. м к годовому плану 38,3%.

По линии «арендное жилье» 2 344 квартир или 137,6 тыс. м² к годовому плану 15,6%.

Лидирующие позиции по вводу жилья занимают города Нур-Султан и Алматы.

При соответствии заявителя требованиям Программы, ему предоставляется заем по ставке 5% годовых на срок до 25 лет. Первоначальный взнос для получения предварительного жилищного займа — не менее 20% от стоимости приобретаемого жилья. Для получения промежуточного жилищного займа — не менее 50% от стоимости приобретаемого жилья.

Ценовые параметры строительства и реализации кредитного жилья МИО за 1 квадратный метр в чистовой отделке: до 180 тыс. тенге в городах Нур-Султане, Алматы и их пригородных зонах, Шымкенте, Атырау, Актау, Туркестане, до 140 тыс. тенге в остальных регионах.

Претендовать на участие в Программе могут вкладчики ЖССБК, в том числе являющиеся очередниками МИО. Не менее 50% жилья в реализуемом объекте распределяется среди очередников МИО. В случае отсутствия спроса среди очередников МИО, жилье реализуется иным вкладчикам ЖССБК.

Жилье, построенное в рамках Программы, ввиду своей низкой, по отношению к рыночной, стоимости пользуется большим спросом среди населения. С начала реализации программы ЖССБК выдано 19 300 займов.

По итогам сентября текущего года, за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 8,8 млн кв. метров жилья, что составляет 99,8% к аналогичному периоду 2018 года. Процент ввода жилья к годовому плану составил 67,7%. Всего по республике сдано 76 484 единиц жилищ, в том числе — 32 779 индивидуальных домов.

Нур-Султан

В столице за десять месяцев 2019 года за счет госинвестиций введено более 980 квартир. Из них 250 кредитных квартир, более 730 арендных квартир. До конца текущего года акиматом города будет введено еще более 650 кредитных квартир.

Строительство кредитного жилья через систему жилстройсбережений

С начала текущего года предоставлено 364 квартиры, из которых 182 являются очередниками акимата города (14 многодетных семей). В ноябре текущего года, по данному направлению планируется предоставить 250 квартир, из которых 125 являются очередникам акимата города.

Арендное жилье без права выкупа

В рамках данного направления в 2019 году предоставлено 351 квартира, в том числе: 191 — социально уязвимым слоям населения, 160 — многодетным семьям. В ноябре текущего года по данному направлению планируется предоставить 433 квартиры, из которых 87 квартир многодетным семьям.

Вместе с тем, акиматом города ведется работа по приобретению на рынке недвижимости 1 050 квартир, для предоставления их в аренду без права выкупа, сроком до пяти лет для работающей молодежи.

Алматы

В 2019 году в рамках Программы «Нұрлы жер» распределено более 1200 кредитных квартир по линии ЖССБ, 305 квартир по линии арендного жилья с выкупом.

Также за 2019 год из коммунального жилищного фонда города распределено 282 квартиры в рамках «Нұрлы жер» без права выкупа.

В рамках госпрограммы «Бақытты отбасы» 284 семьи получили жилищные сертификаты.

В июле 2019 года началась выдача жилищных займов очередникам местных исполнительных органов по категории «неполные семьи», «многодетные семьи», «семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов» под 2%.

По Программе принято 1790 заявлений. В настоящее время Банк рассматривает 312 направлений очередников города, уже выдано 109 кредитных займов.

Шымкент

Сегодня более 10 тыс. молодых людей и молодых семей города находятся в очереди на получение жилья. В текущем году из республиканского бюджета предусмотрено 6 480 млн тг, планируется ввести в эксплуатацию 904 квартиры общей площадью 58 500 м2. Ведется строительство 6 домов на 304 квартиры, строительство которого планируется завершить в ноябре 2019 года.

Как получить жилье по ипотечной программе «7-20-25»?

Программа «7-20-25» на данный момент является самой выгодной ипотечной программой с низкой процентной ставкой вознаграждения по займу — 7%, размер первоначального взноса определен в размере 20% от стоимости жилья (максимальная стоимость жилья — 25 млн тг для Астаны, Алматы, Актау, Атырау, Шымкент и 15 млн тг для других регионов), срок погашения займа увеличен до 25 лет.

По поручению Первого Президента РК — Елбасы в 2018 году Национальный Банк РК разработал ипотечную программу «7-20-25». Программа предназначена для широкого круга населения для приобретения жилья на первичном рынке по годовой ставке 7% с первоначальным взносом 20% от стоимости жилья на 25 лет.

«7-20-25» предоставляет новые возможности улучшения жилищных условий для каждого казахстанца с доступными условиями кредитования. Впервые в Казахстане принята жилищная программа, рассчитанная исключительно на первичный рынок от застройщика, которого участник программы выбирает сам. С заемщика не взимается комиссии за предоставление и обслуживание займа. А также страхование залогового имущества и жизни заемщика не является обязательным, при необходимости страхования, все расходы должен брать на себя банк, который выдает заем. Ни один из существующих ранее ипотечных продуктов не имел подобных условий кредитования.

Для получения займа по программе «7-20-25» физическое лицо должно подходить по нескольким условиям:

· гражданство Казахстана

· отсутствие на территории РК жилья на праве собственности

· наличие постоянного подтвержденного дохода от предпринимательской или трудовой деятельности

· отсутствие ипотечных кредитов.

Всего с начала реализации Программы, по состоянию на 24 октября т. г. по городу Нур-Султан от граждан, желающих приобрести жилье в банки второго уровня, поступило 5 980 заявлений на сумму 81,9 млрд тг, из них банками займодателями одобрено 3 790 заявлений на сумму 52,3 млрд тг — что является наивысшим показателем среди всех регионов Казахстана.

В целях поддержки корпуса квалифицированных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в области (здравоохранения, образования, культуры и спорта, оказывающих специальные социальные услуги, департамента полиции) акиматом города Нур-Султан покрывается часть первоначального взноса в виде жилищного сертификата номиналом 1 млн тг для приобретения жилья. В настоящее время вышеуказанным сферам деятельности из бюджета города Нур-Султан выдано 397 жилищных сертификатов на сумму 397 млн тг.

Кто может претендовать на получение жилья по программе «Бақытты отбасы»?

В Казахстане насчитывается около 340 тыс. многодетных семей, имеющих четырех и более детей, из них официально в очереди в акиматах как нуждающиеся в жилье состоят 31 725 тысяч семей. Для данной категории граждан с июля 2019 года запущена программа льготного ипотечного кредитования «Бақытты отбасы» под 2% годовых. Это беспрецедентная поддержка малообеспеченных многодетных семей, которая инициирована Елбасы. Первоначальный взнос составляет от 10% с возможностью использования жилищных сертификатов от акиматов. Программа «Бақытты отбасы» предназначена для кредитования многодетных семей, неполных семей и семей, имеющих или воспитывающих детей-инвалидов, имеющих низкие доходы.

При этом, стоимость жилья не должна превышать 15 млн тг в гг. Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Атырау, Актау и до 10 млн — в остальных регионах.

На сегодня при плане выдачи на 2019 год в 50 млрд тг, Жилстройсбербанком принято 4 589 заявок на 46,6 млрд тг, из них выдано 2 875 займов на 29,3 млрд тг.

Начиная с 2020 по 2023 годы в соответствии с поручением Главы государства, ежегодный план выдачи составит не менее 10 тыс. заявок в год или порядка 100 млрд тг.

Условия кредитования:

· ставка по займу — 2% годовых;

· первоначальный взнос для получения предварительного жилищного займа — не менее 10% от стоимости приобретаемого жилья; для получения промежуточного жилищного займа — не менее 50% от стоимости приобретаемого жилья;

· срок займа — до 20 лет.

· целевое назначение займа — приобретение жилья на первичном (в том числе кредитного жилья МИО) и вторичном рынках;

· максимальная сумма займа при приобретении жилья в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Актау, Атырау не более 15 млн тг, в иных регионах не более 10 млн тг;

· залоговое обеспечение — приобретаемое жилье либо иное имущество, соответствующее требованиям ЖССБК.

Акиматом города Нур-Султан покрывается часть первоначального взноса в виде жилищного сертификата номиналом 1 млн тг для приобретения жилья на первичном рынке. Для участия в программе выдано 2 365 направлений (834 многодетных семей, 1 143 неполных семей, 388 семей с детьми-инвалидами), из которых 521 выдано кредитных займа на сумму 7,2 млрд тг (198 многодетным семьям, 239 неполным семьям, 84 семьям, имеющим детей-инвалидов), из указанного числа выдано 50 жилищных сертификатов по 1 млн тг для покрытия части первоначального взноса.

Какие условия предлагает программа «Әскери баспана»?

ЖССБ разработан продукт «Әскери баспана» — льготное кредитование под 8% годовых. Как известно, с января 2018 года внесены изменения в законодательство, позволяющие военнослужащим осуществлять накопления в ЖССБК за счет получаемых жилищных выплат. Жилье можно приобрести на первичном и вторичных рынках. На сегодня военнослужащими открыто 86,4 тыс. спецсчетов с общей суммой поступлений 149,3 млрд тг. ЖССБК выдано 6,5 тыс. займов на 99 млрд тг.

Также реализуются отдельные программы для социально-значимых профессий. Для учителей и врачей с июня 2019 года запущена программа по обеспечению арендным жильем с правом выкупа. Общий объем финансирования на 2019-2020 года составляет 40 млрд тг, что позволит приобрести на рынке 3 тыс. квартир. Арендное жилье предоставляется без первоначального взноса под 3,1% годовых. Предусмотрено право досрочного выкупа жилья без каких-либо штрафных санкций. Сегодня министерства здравоохранения, образования и науки формируют списки сотрудников, которым будет предоставлено жилье, в том числе и по регионам.

Как работающая молодежь может получить арендное жилье без права выкупа?

В рамках реализации Года молодежи по поручению Елбасы в программу «Нұрлы жер» были включены механизмы финансирования строительства арендного жилья без выкупа для работающей молодежи городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

Заявитель для получения арендного жилища без права выкупа предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:

· заявление по форме согласно приложению к настоящим Правилам;

· копия документа, удостоверяющего личность заявителя (оригинал представляется для идентификации личности);

· копия документа об образовании;

· копия свидетельства о заключении брака (при наличии);

· копия свидетельства о рождении детей (при наличии);

· справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества на заявителя и всех членов семьи;

· справка с места работы;

· справка о доходах за последние шесть месяцев, подтверждающая ежемесячных доход заявителя в размере не менее 40 месячных расчетных показателей;

· документы, подтверждающие трудовой стаж в соответствии со статьей 35 Трудового кодекса Республики Казахстан;

· справка о наличии и номере банковского счета и выписка об остатке и движении денег по банковскому счету;

· документы, подтверждающие личные достижения заявителя в различных сферах деятельности (при наличии).

Подсчет баллов осуществляется по балльной системе:

· заявителю, освоившему профессию согласно перечню 100 наиболее востребованных рынком специальностей — 10 баллов;

· при наличии семьи — 5 баллов, за каждый год в зарегистрированном браке — 2 балла;

· при наличии одного ребенка — 1 балл, за каждого последующего ребенка — 2 балла;

· при осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности не менее 1 года — 5 баллов, за каждый год -1 балл;

· при наличии личных достижений заявителя в различных сферах деятельности — 2 балла;

· за трудовую деятельность в бюджетных организациях (государственных учреждениях и государственных предприятиях) — 5 баллов, за каждый год стажа — 1 балл;

· за каждый год накоплений на сберегательных счетах (депозитах) в банках второго уровня — 2 балла.

При равенстве баллов преимущество имеют претенденты, подавшие заявления ранее по дате подачи заявления.

Как применение цифровых технологий отражается на жилищном строительстве?

Холдингом «Байтерек» в июне 2018 года запущен Интернет-портал по мониторингу объектов, финансируемых в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» и собственный Ситуационный центр. Портал предназначен для местных исполнительных органов, которые размещают электронную информацию о ходе строительства жилых объектов в регионах. Все эти данные визуализируются в интерактивном Ситуационном центре в режиме реального времени. Данные решения позволяют проводить дистанционный мониторинг всех строящихся объектов с применением видеокамер, дронов и других технологий. «Умные» камеры с высокой точностью распознают технику на объектах, этапы строительства и движение рабочей силы. Появилась возможность отслеживать освоение выделенных средств и вырабатывать соответствующие решения на основе анализа данных.

На сегодня электронная база данных включает порядка 300 строящихся объектов, по каждому из которых имеется детальная информация.

Для представителей технического надзора создано специальное мобильное приложение, которое позволяет загружать данные с телефона, находясь на стройплощадке.

Дисциплина заполнения отражается в графиках производственных работ, можно увидеть сколько раз представитель технического надзора был на объекте.

Кроме того, на примере этого проекта можно увидеть, как цифровизация экономит ресурсы. Прежний формат мониторинга строительства требовал 8 рабочих часов в неделю на сбор информации и еще 8 часов — на свод и анализ нашими экспертами.

Новый портал сокращает это время в 8 раз. Сегодня требуется всего лишь 1 час на получение информации и 1 час — на ее обработку. Цифровой формат мониторинга ежегодно будет экономить порядка 30 млн тг. бюджета холдинга.

Открываются большие возможности к удешевлению строительства жилья и объектов инфраструктуры через применение так называемых «Онлайн Маркетплейсов», которые на своей платформе смогут объединить напрямую заказчиков и поставщиков без посредников.

Холдинг уже начал работу в данном направлении. Это позволит уменьшить операционные расходы всех сторон в среднем на 20%.

При этом внедрение системы долгосрочных офтейк-контрактов по фиксированным ценам позволит обеспечить загруженность домостроительных комбинатов и отечественных производителей стройматериалов.

Маркетплейсы должны быть максимально открытыми и предоставлять полный объем информации, что просто нейтрализует недобросовестных поставщиков.

Если учитывать, что доля стройматериалов в себестоимости строительства составляет свыше 55%, то цена строительства за 1 кв.м. жилья может быть снижена в среднем на 10%.

Подобные платформы необходимо создавать и для рынка недвижимости, где население, коммерческие банки, девелоперы, частные застройщики и государственные органы также смогут объединиться на единой площадке и предоставлять свои услуги.

С августа 2017 года по линии Жилстройсбербанка запущен Интернет-портал недвижимости «Baspana.kz», который объединил на своей платформе всех клиентов ЖССБК, строительные компании и государственные органы.

Теперь казахстанцы удаленно могут получить онлайн-консультацию по условиям госпрограммы «Нұрлы жер», информацию о готовых и строящихся объектах, стоимости квадратного метра и продуктах банка.

На портале уже зарегистрировано более 153 тыс. пользователей, размещено 356 объектов по госпрограмме «Нұрлы жер».

Всего через онлайн-площадку было подано более 222 тыс. заявлений на участие в пуле покупателей жилья, реализовано населению более 17 тыс. квартир по фиксированным ценам общую сумму 155 млрд тг. На стадии реализации находится порядка 29 тыс. квартир на сумму 277 млрд тг.

С расширением линейки ИТ-услуг и внедрением элементов системы «Умный дом» масштабы экосистемы доступного жилья значительно возрастут.

К примеру, внедрение в полноценном режиме Единой информационной системы ЖКХ «Е-SHANYRAQ» позволит жителям участвовать в управлении домом онлайн, обеспечив прозрачность и мониторинг за целевым использованием средств управляющими компаниями.

Жители в режиме реального времени смогут проверить правильность выставления счетов, исходя из показаний счетчиков и утвержденных тарифов. Установка умных приборов учета позволит снизить стоимость услуг в среднем на 35%.

Таким образом, полномасштабная цифровизация строительной отрасли, применение SMART-технологий и повсеместная доступность связи являются одними из ключевых факторов, на основе которых формируется Экосистема доступного жилья, которая в свою очередь, стимулирует смежные отрасли экономики.

В конечном счете это будет оказывать содействие продуктивной занятости, созданию рабочих мест и равного доступа для населения к экономическим и производственным ресурсам и возможностям.

Что нужно знать о долевом строительстве?

Для частных застройщиков основным вопросом при строительстве жилья является доступное финансирование.

На сегодня одной из ключевых проблем в жилищном строительстве является «дорогое» фондирование для застройщиков и требование по наличию обеспеченной залоговой базы со стороны коммерческих банков.

Если в 2009 году доля строительства в портфеле банков составляла более 20%, то сегодня этот показатель сократился в 3 раза и не превышает 7%.

Холдинг «Байтерек» как финансовый оператор имеет возможность привлекать рыночные ресурсы, микшировать с текущими финансовыми потоками и удешевлять фондирование для частных застройщиков без каких-либо «посредников».

Имеется возможность оказывать поддержку строительным компаниям через механизмы субсидирования и гарантирования кредитных ресурсов.

К примеру, через субсидирование кредитов застройщиков, Фондом «Даму» поддержаны 87 проектов на общую сумму 91,6 млрд тг. Это позволило удешевить рыночные кредиты для строительных компаний на 50%.

Дополнительно новый механизм гарантирования долевого жилищного строительства через ФГЖС (Фонд гарантирования жилищного строительства) позволяет добросовестным частным застройщикам привлекать средства населения под 0%.

Для граждан, кто хочет приобрести жилье на коммерческом рынке за счет собственных или заемных средств, предоставляются гарантии на завершение долевого строительства. Прежде всего оно направлено на сохранность средств граждан и защиту от недобросовестных застройщиков. Для этого в 2016 году был принят новый Закон о долевом участии в жилищном строительстве.

По Закону привлечение средств от населения на долевое строительство разрешено только при наличии разрешения акимата либо гарантии нашей дочерней организации — Фонд гарантирования жилищного строительства.

Если строительная компания получила гарантию Фонда, эта информация будет выложена на сайте www.hgf.kz. На сегодня уже одобрены проекты на общую сумму 137,9 млрд тг. Это позволило защитить вклады населения на приобретение свыше 9,8 тыс. квартир на коммерческом рынке.

Если такой гарантии нет, то у застройщика должно быть разрешение акимата на привлечение средств дольщиков, данную информацию необходимо уточнить в соответствующем акимате. Это нужно сделать обязательно, в противном случае вся ответственность и все риски ложатся на дольщика.

Кстати, по закону получить у акимата разрешение на привлечение средств дольщиков застройщик может только в двух случаях: если он за свой счет возвел каркас здания, а это 40-60% от общей стоимости проекта или если получил банковское финансирование.

Если же застройщик не показывает гарантию фонда, а акимат заявляет, что по данному объекту не выдано соответствующее разрешение, советуем не идти на риск, вкладывая деньги. Правильнее будет обратиться в правоохранительные органы.

Инвестиционно-строительная компания «АКВАТЕРН» совместно с Жилищным Комитетом Санкт-Петербурга продолжает реализацию квартир в ЖК «Гармония» по программе «Молодежи — доступное жилье».

Кто может быть участником Программы:

  • одинокие молодые граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо
    на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее – признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий), возраст которых от 18 лет
    и не превышает 35 лет;
  • супруг, супруга и, при наличии, их несовершеннолетние дети, составляющие молодую семью, если возраст хотя бы одного из супругов, признанного в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, не превышает 35 лет;
  • одинокие родители, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, возраст которых не превышает 35 лет,
    и их несовершеннолетние дети, составляющие неполную молодую семью.

Первоочередное право на получение государственного содействия в рамках Программы имеют следующие участники Программы:

  • молодые семьи, изъявившие желание получить социальную выплату в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»
    (далее – Подпрограмма);
  • являющиеся нанимателями и (или) собственниками комнат в коммунальной квартире в случае возможности приобретения оператором Программы для указанных участников программы либо самими участниками Программы, в том числе с использованием средств ипотечного кредита, комнат у других собственников комнат, проживающих в данной квартире, если в результате такого приобретения квартира становится отдельной, а также в случае расселения коммунальной квартиры в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга по расселению коммунальных квартир в Санкт-Петербурге;
  • имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Виды государственного содействия в рамках Программы:

  • приобретение жилья у оператора Программы на условиях беспроцентной рассрочки сроком до 10 лет (первоначальный взнос в размере
    не менее 30 % от стоимости жилья; оплата 70 % от стоимости жилья в течение 10 лет на условиях беспроцентной рассрочки);
  • предоставление за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальной выплаты (безвозмездно) для приобретения жилья на первичном или вторичном рынках недвижимости Санкт-Петербурга или Ленинградской области
    в размере 30 % от расчетной (средней) стоимости жилого помещения и дополнительно по 5 % от расчетной (средней) стоимости жилого помещения на каждого имеющегося в семье ребенка;
  • предоставление оператором Программы целевых жилищных займов на беспроцентной основе сроком до 10 лет в порядке и на условиях, определяемых Правительством Санкт-Петербурга, на оплату до 70 процентов от стоимости приобретаемых у любых физических и юридических лиц, кроме оператора Программы, жилых помещений.

Молодые семьи, удовлетворяющие условиям Подпрограммы (возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия Санкт-Петербургом решения о включении молодой семьи – участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет), также смогут получить социальную выплату (безвозмездно) за счет средств федерального бюджета (размер социальной выплаты можно уточнить у оператора Программы).

В случае рождения (усыновления) ребенка в период участия в Программе ее участникам могут быть предоставлены дополнительные социальные выплаты для оплаты части стоимости жилого помещения, приобретаемого у оператора Программы либо приобретаемого у иных юридических или физических лиц с использованием средств ипотечного жилищного кредита, в размере 5 % от расчетной (средней) стоимости жилого помещения на каждого родившегося (усыновленного) ребенка.

Участники Программы имеют возможность использовать средства материнского (семейного) капитала при приобретении жилого помещения при условии достижения вторым, третьим и последующими детьми трех лет
со дня рождения (усыновления).

При этом использование участниками Программы средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам, выданным им на приобретение (строительство) жилого помещения, допустимо до истечения трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей.

Документы, необходимые для участия в Программе:

Для участия в Программе, граждане, соответствующие условиям Программы, изъявившие желание принять участие в Программе (далее — заявители), должны обратиться в структурные подразделения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» (далее – Многофункциональный центр) или в ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» (далее – оператор Программы) и представить следующие документы:

  • заявление на приобретение жилого помещения у оператора Программы или застройщика или заявление на получение социальной выплаты или заявление на получение целевого жилищного займа по формам, утверждаемым Жилищным комитетом;
  • документы, содержащие сведения о месте жительства заявителей: справку о регистрации по месту жительства (форма № 9), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд»;
  • справку о характеристике жилого помещения (форма № 7), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд»;
  • документы, подтверждающие основания владения и пользования заявителями занимаемыми жилыми помещениями, в случае, если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
  • копии документов, удостоверяющих личность заявителей;
  • копию свидетельства о заключении брака (при наличии брачных отношений);
  • копию свидетельства о расторжении брака (при расторжении брачных отношений);
  • копию свидетельств о рождении детей (при их наличии);
  • копии паспортов совершеннолетних заявителей.

Копии указанных документов должны быть нотариально удостоверены. Представление копий, не имеющих нотариального удостоверения, допускается только при условии предъявления оригинала.

В случае обращения от имени заявителя доверенного лица необходимо дополнительно предъявить следующие документы:

— паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
— доверенность, оформленную в соответствии с действующим законодательством, подтверждающую наличие у представителя прав действовать от лица заявителя и определяющую условия и границы прав представителя.

В случае обращения от имени заявителя законного представителя (опекуна, попечителя) необходимо дополнительно представить следующие документы:

— паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
— документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства об установлении опеки и попечительства).

При предъявлении заявителями оригинала документа и незаверенной копии документа Многофункциональный центр или оператор Программы заверяет копии представленных документов, дополняет их справкой о регистрации по месту жительства (форма № 9), в случае наличия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд», характеристикой занимаемого жилого помещения (форма № 7), в случае наличия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд», справкой о постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Многофункциональный центр направляет пакет документов оператору Программы.

Оператор Программы ведет единую базу участников Программы, формирует Сводные списки согласно условиям Программы и направляет документы граждан для принятия соответствующего решения в Жилищный комитет.

В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее – свидетельство), срок действия которого составляет не более 7 месяцев (с 09.09.2015) с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

  • Расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи – участника программы и норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по городу Димитровграду.

§ Норматив стоимости 1 квадратного метра в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.06.2016 № 419/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2016 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2016 года» по Ульяновской области (городу Димитровграду) составляет 32 085 рублей (ежеквартально данный норматив подлежит уточнению в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством).

  • Размер общей площади жилого помещения, с учётом которой определяется размер социальной выплаты, устанавливается следующим образом:
    — для семьи численностью 2 человека – 42 м2;
    — для семьи численностью 3 и более человек – 18 м2 на 1 человека.

Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

— 30% расчетной (средней) стоимости жилого помещения, определяемой в соответствии с программой, для молодых семей, не имеющих детей;
— 35% расчетной (средней) стоимости жилого помещения, определяемой в соответствии с программой, для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более.

Социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться:

а) на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья);

б) на оплату цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) на осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива);

г) на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство объекта индивидуального жилищного строительства;

д) на оплату цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство объекта индивидуального жилищного строительства, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения Правительством Ульяновской области списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, устанавливается для семей разной численности с учетом членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося индивидуального жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории Ульяновской области.

Ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формируется и направляется в Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) список (по установленной форме) всех участников программы.

При формировании списка молодые семьи указываются в следующем порядке (в соответствии с пунктом 11.3 Порядка):

а) молодые семьи — участницы программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005;

б) молодые семьи, имеющие трех и более детей;

в) молодые семьи, указанные в подпунктах «г», «д», «е» настоящего пункта, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации;

г) молодые семьи, признанные участницами областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006 — 2010 годы и не получившие свидетельства на право получения социальной выплаты;

д) молодые семьи, признанные участницами областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы и не получившие свидетельства на право получения социальной выплаты;

е) молодые семьи — участницы программы.

Основаниями для исключения молодой семьи из списка являются (в соответствии с пунктом 13 Порядка):

а) выявление недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах;

б) реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) местных бюджетов;

в) достижение одним из супругов (родителем в неполной семье) возраста 36 лет до принятия Министерством решения о включении молодой семьи – участника программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году;

г) расторжение брака в молодых семьях, не имеющих детей;

д) отзыв согласия на обработку персональных данных;

е) письменное заявление членов молодой семьи об исключении из списка;

ж) непредставление документов после включения семьи в список претендентов в указанный срок без уведомления Администрации города;

з) получение свидетельства на право получения социальной выплаты.

С 16 марта 2012 года муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей» (ранее Городская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы») была передана в Муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ», расположенное по адресу: г.Димитровград, ул.Хмельницкого, д.112

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *