У меня нет образования

Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?

Содержание

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Личные и профессиональные качества преподавателя

Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией. А для этого надо постоянно изучать литературу по специальности, быть в курсе последних достижений в своей области и не жалеть времени на подготовку к занятиям. Также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты. Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе. Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебеыми заведениями, но не должна превышать 900 часов в год. Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу. Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педаогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Научная деятельность преподавателя

Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов. Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе. К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской — это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

Возможно, Вам будет интересно:

Публикация статей в журналах ВАК

3 способа разместить свою статью в eLIBRARY самостоятельно

Время чтения: 7 минут(ы)

Учитель – одна из профессий, имеющих важное социальное значение, и уважаемых обществом. Именно поэтому многие выпускники школ хотят связать свою карьеру с педагогической деятельностью. О том, как и где можно освоить профессию учителя, мы сегодня и поговорим.

Кто такой учитель (педагог): что нужно знать о профессии?

Педагог – это специалист, который обучает детей различным отраслям знаний, а также принимает меры к их воспитанию и социализации. Учитель – это профессия, которая имеет множество разновидностей. Подразделение на различные направления происходит в зависимости от области преподавания. Вот основные из них:

  • педагог раннего развития;
  • преподаватель русского и литературы;
  • учитель биологии и химии;
  • преподаватель физкультуры;
  • преподаватель английского языка;
  • учитель технологии;
  • педагог-психолог;
  • педагог профессионального обучения;
  • педагог дополнительного образования.

Вопреки распространенному мнению, в обязанности учителя входит не только собственно преподавание. Помимо него он организует и проводит различные мероприятия среди учеников (к ним относится классный час, олимпиады по школьным предметам), участвует в общественной жизни образовательного учреждения, в совещаниях по итогам его работы.

Такова общая характеристика специальности.

История возникновения профессии учитель

История профессии учитель уходит корнями в античность. В Древней Греции существовал особый тип рабов, которых приставляли к мальчикам, достигшим возраста семи лет. В их обязанности входило обучение ребенка чтению и письму, правилам поведения в обществе, верховой езде и передача ряда других знаний. Именовались эти рабы педагогами, что дословно можно перевести как «ведущий ребенка». Они дали название всей профессии.

Со временем греки стали привлекать для обучения детей свободных специалистов, не являвшихся рабами. Богатые люди нанимали в качестве наставника для своего чада именитых философов. Ярчайший пример такой практики – Александр Македонский, которого обучал сам Аристотель.

Специальность перекочевала и в Древний Рим. Там появились публичные заведения, где обучали детей. Они назывались школами. Именно тогда профессия приобрела черты, максимально приближенные к современным. До этого школ как таковых не существовало, дети проходили только домашнее обучение.

Если взглянуть на историю, можно найти интересные факты о профессии учитель. Вот некоторые из них.

  • На Руси профессия официально возникла в Х веке, когда князь Владимир издал указ о необходимости обучать грамоте детей дворян.
  • Слово «школа» — греческого происхождения и означает «отдых». Школой раньше называли философские беседы в свободное время. Современное значение термин обрел только в Древнем Риме.
  • В школах России до 1917 года повсеместно применялись телесные наказания. Их отменили только после свержения самодержавия.

Таково краткое описание истории профессии.

Задачи и обязанности

Вот какие обязанности обычно выполняет педагог согласно своей должностной инструкции:

  • обеспечивает получение учениками знаний, уровень которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС);
  • способствует воспитанию учеников;
  • способствует социализации и гармоничному формированию личности учеников;
  • периодически проходит курсы повышения квалификации;
  • проводит различные мероприятия с учениками;
  • участвует в общественной жизни школы;
  • подготавливает и предоставляет руководству статистическую отчетность о результатах своей работы.

Работа и зарплата

В Москве заработок педагога составляет от 40 000 до 80 000 рублей, а в регионах – от 25 000 до 50 000 рублей.

У представителя профессии неплохие перспективы карьерного развития. Он может занять должность директора школы или перейти работать в управление образования муниципалитета или субъекта федерации.

В столице найти работу учителю не трудно в связи с тем, что его заработок невелик для Москвы. В провинции трудоустроиться сложнее.

Плюсы и минусы профессии

Вот основные преимущества профессии:

  • творческий характер работы;
  • социальная значимость профессии;
  • возможность служебного роста.

А это – ее недостатки:

  • не очень высокий уровень дохода;
  • сложность трудоустройства в провинции;
  • высокий уровень стресса.

Как стать хорошим учителем?

Какие навыки нужны?

Вот какие способности, качества и навыки требуются педагогу.

  • Любовь к детям. Это – главное качество специалиста, без которого он не сможет работать.
  • Умение объяснять, передавать знания. Учитель должен доходчиво объяснять материал, чтобы ученики могли его понять и усвоить.
  • Коммуникабельность. Преподавание – это общение, поэтому для него необходима коммуникабельность.
  • Эмпатия. Педагог должен чувствовать эмоции своих учеников.
  • Хорошая фантазия. В педагогике нередко приходится проявлять фантазию и применять творческий подход.
  • Стрессоустойчивость. Преподавание всегда связано с высоким уровнем стресса.
  • Организаторские способности. Преподаватель не только передает знания, но и организует учеников, поэтому он в определенной мере должен быть управленцем.
  • Ответственность. Педагог отвечает за своих подопечных.
  • Терпение. Не всегда получается без проблем донести до детей знания, поэтому учителю нужно терпение.
  • Готовность к обучению. Профессиональный стандарт, установленный правительством, требует от учителей время от времени совершенствовать свои навыки. График прохождения курсов повышения квалификации педагогов определяется их руководством.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Чтобы работать учителем в средней школе, необходимо высшее образование. Оно требуется даже для работы учителем физкультуры. Чтобы преподавать в младших классах, достаточно среднего специального.

Какие предметы нужно сдавать на учителя?

Для поступления в педагогический ВУЗ на ЕГЭ сдают следующие экзамены:

  • русский язык;
  • математику;
  • профильные предметы (например, для тех, кто хочет стать учителем истории – это история и обществознание).

Для поступления в ССУЗ потребуется сдать только математику и русский, а для подготовки на курсах не нужно сдавать ничего.

Сложно ли и стоит ли учиться?

Если вчерашнему выпускнику школы легко даются профильные предметы, учиться на педагога ему будет не сложно. На вопрос, стоит ли учиться, однозначного ответа нет. У учителей низкая зарплата и сопряженная со стрессом работа. Обучение имеет смысл, если человек по-настоящему заинтересован педагогикой.

Сколько лет учиться на учителя после 9 и 11 класса?

В ССУЗе обучение после одиннадцатого класса длится тридцать четыре месяца, а после девятого – сорок шесть.

Возможно ли дистанционное обучение?

Дистанционно обучится педагогике можно, поступив на заочное отделение ВУЗа или ССУЗа. Кроме того, есть онлайн-курсы для повышения квалификации.

Как стать учителем без педагогического образования?

Согласно Федеральному закону «Об образовании» стать учителем может человек без педагогического образования. Однако он должен иметь высшее или среднее специальное образование в той области, в которой будет преподавать. Например, у учителя физики должно быть физическое или математическое образование.

Курсы на педагога доступны и не имеющим пед. образования, а их прохождение поможет эффективнее общаться с детьми и передавать им знания.

Сколько часов должны быть курсы повышения квалификации для педагогов?

Согласно действующим стандартам, курсы повышения квалификации учителей не могут длится менее шестнадцати часов в год. По результатам учебы ее руководитель готовит отзыв о курсах повышения квалификации педагогов на каждого учителя и направляет его директору школы. В случае положительного отзыва повышение квалификации считается пройденным.

Сколько часов курсов нужно для аттестации учителя на 1 категорию?

Учителя делятся на несколько категорий в зависимости от их профессиональных навыков. Чтобы перейти в более высокую категорию, нужно пройти курсы повышения квалификации и сдать после этого особый экзамен. Продолжительность таких курсов для сдачи экзамена на первую категорию составляет семьдесят два академических часа.

Как стать учителем года?

Чтобы стать учителем года, необходимо:

  • получить направление на конкурс «Учитель года» от руководства школы;
  • подготовить две-три лекции по профильной тематике;
  • провести показательный урок в соответствии с подготовленными лекциями в присутствии комиссии;
  • кратко доложить комиссии о результатах занятия.

Если педагог проведет урок лучше всех, а подаваемый им материал будет самым качественным, он получит почетное звание.

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации педагогов?

Оплата периодического повышения квалификации учителей должна производиться за счет средств бюджета.

Будут ли учителя сдавать ЕГЭ по своему предмету?

Несмотря на то, что некоторые школы требуют от учителей сдачи ЕГЭ по своему предмету, прямой обязанности по такой сдаче закон и федеральные стандарты для педагогов не предусматривают.

Где учиться на педагога?

ВУЗы и академии

Вот пять московских педагогических ВУЗов.

  • Московский педагогический государственный университет. Стоимость подготовки – 220 000 в год.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Размер платы за обучение – 185 000 в год.
  • Московский социально-педагогический институт. Цена годичной программы – 190 000.
  • Московский городской педагогический университет. Двенадцать месяцев обучения здесь обойдутся студенту в 170 000.
  • Московский государственный областной университет. Стоимость учебы – 182 000 за один год.

Ниже перечислены педагогические ВУЗы Санкт-Петербурга.

  • Институт специальной педагогики и психологии. Цена на обучение – 145 000 в год.
  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Стоимость годичной подготовки – 160 000.
  • Санкт-Петербургский государственный университет. Размер платы за обучение на протяжении двух семестров – 175 500.
  • Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Стоимость подготовки – 158 000 в год.
  • Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Цена учебы – 189 000 за год.

Все перечисленные образовательные организации – государственные и имеют бюджетное отделение, на котором можно учиться бесплатно. Срок обучения равен шести годам для тех, кто хочет получить магистрскую степень, и четырем годам для студентов, желающих стать бакалаврами.

Колледжи и техникумы

Вот пять техникумов и колледжей столицы, в которых можно освоить профессию.

  • Педагогический колледж №10. Стоимость годичного обучения – 120 000.
  • Социально-педагогический колледж. Цена подготовки – 96 000 в год.
  • Колледж технологии и дизайна. Размер платы за двенадцатимесячную программу – 110 500.
  • Педагогический колледж № 18. Цена подготовки на протяжении двух семестров – 85 000.
  • Спортивно-педагогический колледж. Стоимость учебы – 70 000 в год.

Педагогические ССУЗы работают и в северной столице.

  • Педагогический колледж № 4. Цена образования – 58 000 за год.
  • Педагогический колледж № 1 имени Н. А. Некрасова. Стоимость годичной подготовки – 62 000 в год.
  • Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина. Размер платы за двенадцатимесячную программу равен 45 000.
  • Политехникум межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха. Стоимость учебы – 39 500 в год.
  • Ленинградское областное заочное педагогическое училище. Цена годичной подготовки – 40 000.

Все указанные ССУЗы – государственные и имеют бюджетное отделение, на котором можно учиться бесплатно. Срок учебы равен тридцати четырем месяцам для абитуриентов, окончивших одиннадцать классов, и сорока шести месяцам для тех, кто окончил девять классов.

Курсы и тренинги

Вот где в Москве можно пройти педагогические курсы.

  • Курсы «Фоксфорд». Стоимость – от 490 за одно занятие, продолжительность – по желанию обучаемого.
  • Центр онлайн-обучения педагогов «Экстерн». Стоимость – от 1 190 до 2 290, длительность – от 72 до 108 академических часов.
  • Курсы по скорочтению для педагогов в школе «Супермозг». Стоимость – 15 000, срок – один месяц.
  • Учебный центр «Педкампус». Цена – от 1890 до 24 900, срок – в зависимости от программы подготовки.
  • Курсы «МЭШ». Стоимость – 12 000, срок – четыре недели.
  • «Дрофа» (курсы). Цена – 250, длительность – три дня.
  • «Центр педагогического мастерства». Эти курсы можно пройти бесплатно, так как их организует правительство Москвы.

Похожие программы есть и в Санкт-Петербурге.

  • Дистанционные курсы повышения квалификации для учителей от портала «Инфоурок». Стоимость – 1 180, срок – семьдесят два академических часа.
  • Курсы «Оказание первой медицинской помощи» в АНО ДПО «Педагогический альянс». Цена – 6 500, срок – пять дней.
  • Курсы техники Монтессори в преподавательской школе «Золотая бусина». Цена – 11 000, срок – двадцать дней.
  • Курсы по финансовой грамотности для учителей при санкт-петербургском филиале ВШЭ. Стоимость – 15 500, длительность – полтора месяца.
  • Курсы ИКТ в АНО ДПО «Анэкс». Стоимость – 12 500, время – три недели.
  • Курс «Ментальная арифметика для педагогов» в Центре развития ребенка. Цена – 8 000, срок – десять дней.
  • «Международный центр лингвистической подготовки и профессиональных коммуникаций». Стоимость – 4 500, длительность – две недели.

Таким образом, учитель – профессия, требующая любви к детям, терпения, ответственности, умения объяснять. Освоить ее можно в ВУЗе или ССУЗе. Кроме того, существует множество курсов повышения квалификации для учителей. Преподавать в школе может и человек без педагогического образования. Однако у профессии есть два существенных минуса – высокий уровень стресса и небольшой уровень заработка ее представителя.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку: 1 0

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями. Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть. Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.
После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания. В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть. Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете. Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.
Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия. Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Этим летом случилось мне стать педагогом. Да не простым, а художественно-изобразительным. «Случайность» — отшучиваюсь я обычно. «Как бы не так!» –ехидно откликается нутро. И есть с чего.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Сколько себя помню, а это примерно с возраста полутора-двух лет, я люблю рисовать. В родительском доме пылятся стопки моих детских альбомов. Там в основном «каля-маля», но есть и достойные экземпляры. Сейчас же рисую почти всегда, когда говорю по телефону. Иногда, как только начинаю засыпать на скучных совещаниях. И крайне редко — по вдохновению, чтоб в багет и на стену в спальне.

«Нужно начать действовать, когда услышишь колокольчик. Куда бы он ни звал, после первого шага станет легче, а узор будет все отчетливей. Глупо звонить в колокольчик самим, но еще глупее его не слышать, — сказал Кот и исчез, оставив в воздухе только серый полосатый хвост».

Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»

При этом учиться именно рисовать я никогда не пробовала. В начально-школьные годы лишь украдкой всматривалась в окна конторы, за которыми полубоги, сидевшие у мольбертов, колдовали над очередной драпировкой. И даже мысли не допускала, что я тоже могу так. По-настоящему. И у меня получится. Когда спросила у мамы, почему были и хореография, и флейта, и плавание, и театралка, и даже тхэквондо, а рисования никогда не было, услышала ожидаемые: «А зачем? Ты и так всегда хорошо рисовала». Принято.

К слову, в начальной школе, то есть в свои восемь-десять, я уже вела уроки у одноклассников, по особому позволению классного руководителя, частенько отсутствовавшего по каким-то своим великоважным причинам. Началом своей педагогической деятельности решительно признаю именно те далёкие времена.

С лёгкостью преодолев ступень начальной школы, я поступила в гимназию № 1400 (примечение: «случайно» оказавшуюся при Ленинском педагогическом университете), которую окончила с отличием. Путь был предопределён: результаты выпускного школьного экзамена приравнивались к вступительному в МПГУ. Только и оставалось выбрать факультет.

Делов-то. И я выбрала! Магически манящие шесть букв в конце списка — «Дизайн». И это был первый случай за всё время учёбы, когда моих родителей вызвали в школу. Оказалось, что факультет этот только в моих романтических мечтах был притягательным и крайне желанным, а в реальной жизни — открытым всего год-два назад и вбиравшим в себя никуда более не поступивших горе-студентов. А школе, не побоюсь этого слова, Гимназии, негоже было направлять туда своих медалистов-отличников. Так я не стала дизайнером. И педагогом я тоже не стала. Тогда. Хотя уроки педагогики и практика в стенах родной школы сложились кирпичиками в моё педагогическое начало.

Спустя годы высшего образования и разного опыта работы мне посчастливилось стать сотрудником именитого рекламного агентства. Того самого, про которое снимают кино, и в котором трудился во благо каждый уважающий себя креативщик.

К креативному классу (читай: «полубогам») я себя по-прежнему не отношу, а скромно стою в сторонке. Но там-то и случилось чудо! Я разрешила себе прийти на занятия по рисованию, которые затеял кто-то из полубогов в офисе в послерабочее время

Занятия вёл художник Юрий Кушевский, человек прекрасный во всех отношениях. И до того он заразителен в своём таланте, что не рисовать рядом с ним просто невозможно. Даже если совсем нет настроения, и ты устал, и ничего не хочется, и руки из того самого места.

Моя потребность в рисовании проявилась на уровне базовых, жизненно необходимых. Захотелось чего-то такого фундаментального, академического, с корочкой на выходе. Несмотря на высокий градус эмоций, к выбору образовательного учреждения я подошла весьма рационально: по географии и графику занятий. И вуаля, я в ряду студентов педагогического колледжа № 16.

О прелестях среднего профессионального образования я обязательно
расскажу отдельно. Сейчас же поделюсь самым важным за время учёбы открытием: через рисование ко мне пришло понимание, что педагогика занимает меня куда сильнее. Финал сей басни добрый — все экзамены пройдены, диплом учителя наконец получен. Но ощущения подсказывают, что это только самое начало.

Почему предмет «Изобразительное искусство» нужен каждому школьнику

5 курсов, где детей научат рисовать, делать мультики и комиксы

Как общались педагоги и ученики до появления «Вотсапа» и «ВКонтакте»

Продолжение длиннопоста про учёбу в глубинке США, на этот раз про особенности культуры и социальную жизнь в университете. Кстати, обычно я про Канаду пишу что-нибудь, но сейчас перерыв, набираюсь свежих идей, можно сказать.

В прошлом посте я обошёл стороной общие впечатления:

1. Когда я только доехал до университета, то первое, что бросилось в глаза — это внешний вид учебных корпусов, общежитий, лужаек и прочего, а именно — высочайшая степень ухоженности. Напомнило это, пожалуй, игру The Sims, я думаю, многие помнят. В игре мне всё казалось жутко рафинированным, такие красивые здания, ровненькая травка, деревца, калиточки и т.д., я ещё подумал, что так в жизни не бывает. Но в университете всё выглядело примерно также, как будто с картинки — сверх-ухоженные здания, всё чистенькое, аккуратное камушек к камушку, лужайки с идеально подстриженной травкой и так далее.

2. Слово «кампус” сразу зазвучало как цивилизационная единица. Кампусом в России у нас называлось несколько зданий, случайно раскиданных по городу, было не очень ясно, почему бы их просто не назвать корпусами без кампуса. В американском университете кампусом называлась огромная территория, которая вся принадлежала университету. По ней ходили университетские автобусы и никакие другие, на ней располагалась некоторая инфраструктура, общежития, учебные здания, центры, кафешки. По сути это был почти что город, тем более, что никакой настоящий город к этой территории не примыкал. Повторюсь, что студентов в университете было несколько десятков тысяч, и большинство из них жили как раз на территории университета в разного формата общежитиях.

3. Как следствие ухоженности, на территории университета было очень чисто, обувь улицей почти не маралась, пыли тоже было мало. Возможно, как следствие этого многие студенты легко плюхались на пол в ожидании чего-либо. Например, в России ровные ребята предпочитают проводить время на корточках, а выносливые терпеливо держаться в стойке. В американском университете народ сразу садился попой на пол, по которому все ходят ногами, это поначалу удивляло, ну а потом я и сам стал также располагаться — удобно, а что.

4. Американцы в России считались толстыми и не следящими за собой — студентов в университетах это касалось не особенно. Студенты, во-первых, многие молодые, а во-вторых, часто были не чужды спорту, избытка полных я никогда не видел, а вот спортивных было очень много.

5. С другой стороны, имеет смысл отметить, что я был не единственный персонаж из бывшего советского блока, а к нам в университет приехали учиться парни и девушки из стран Восточной Европы и России, и мы как международные студенты из «родственных государств” иногда пересекались в отделе для международных студентов. Удивительно, но поголовно почти все восточноевропейские девушки к концу второго семестра заметно располнели. Если бы я их почаще видел, то может и не придал бы значения, но так как мы собирались изредка, а располнели они в диапазоне от сильно до очень сильно, не заметить было трудно. Причём, только они, американки какими были, такими и остались. Да и парни из Восточной Европы тоже особо не поменялись — я сам схуднул скорее (но я сильно много не ел, так полезнее, и экономия-с). Только девушки. Ошибки в закономерности быть не может, их было больше 10 таких. Даже не знаю, чем это объясняется, может еда какая-то другая совсем.

6. Типичная одежда студента в моём университете — это майка и джинсы или шорты, независимо от пола. Для России это диковато, но лично я так привык, что даже не задумывался об этом. Ношение футболок с джинсами смотрелось очень органично, тем более, климат намного мягче — например, сходила такая студентка на пару, потом заглянула с ходу в спортзал, ополоснулась в душе, поменяла футболку, побежала по своим делам дальше. Считайте, весь кампус ходил в такой одежде. А ещё футболки были типичным раздаточным материалом при любых событиях, там вручили, здесь вручили, даже покупать не нужно. Хотя в Валмарте они копейки стоят, но лишние 5-10 долларов не лишние, как говорится, тем более, для международного студента.

7. Из разницы в одежде между девушками и парнями можно отметить только длину шорт, а именно — парням запрещалось носить шорты короче определённой длины. То есть, все мужские шорты были примерно по колено, такие же точно продавались в магазинах. Связано это было с тем, что более короткие шорты рисковали обнажить первичные мужские половые признаки. Что касается девушек, то в подходящую погоду очень многие из них носили чрезвычайно короткие шорты, блистая ногами на всю Ивановскую.

8. Косметикой девушки пользовались мало, но не сказать, что не пользовались совсем. Также это достаточно индивидуально, например, некоторые редкие девушки очень любили накрашивать глаза до сильного перекрашивания, но это не вызывало никакой заметной реакции окружающих.

Бытовые вопросы

Как в первом посте упоминалось, у меня была стажировка по гранту, предполагавшему оплату общежития, поэтому я поселился в общежитии. Общежития имелись пошикарнее и попроще, меня соответственно поселили в варианте попроще. Комната на двоих, соседом у меня был некий чёрный парнишка, средней комплекции и довольно симпатичный внешне. Он пользовался популярностью не только у своей чёрной подружки, но и (секретным образом) у ряда других барышень. Не смотря на то, что это был мой сосед, он был мне не слишком интересен (а я ему), и я с ним почти не разговаривал, в основном «привет” и «пока”.

В комнате располагались пристроенные к стене столы для занятий, стулья, две кровати, микроволновка и встроенные шкафы для одежды, небольшой холодильник. Здание общежития напоминало придорожные мотели, если кто помнит по американским фильмам. Такие же тоже жалюзи на окошках, смотрящих во внутренний дворик, только этажей было побольше, штук 6. В подвальном этаже находились стиральные машины, приходишь туда со своим порошком, заправляешь, кидаешь монетку — оно стирается. Общественные, но особой антисанитарии там не было, стирал то народ в основном джинсы да футболки с трусами, никаких ковриков с кошачьей шерстью, так что было нормально. Комнаты объединялись в блоки, прямо как в российских общагах, на один блок имелся туалет и несколько душевых с полупрозрачными дверьми. Расселяли народ по половому признаку, и такого, чтобы в одном блоке жили парни и девушки, я никогда не видел. Над унитазом стандартно висела распечатка: «Не забудь смыть за собой”. Ремонт в комнате был в принципе простейший, бетонный пол и стены, выкрашенные краской.

Убираться нужно было, естественно, самостоятельно, что делалось редко — студентам лениво, а на улице чисто, особо грязи не заметно. По комнатам ходили в основном в обуви, как с улицы зашёл, так и ходишь, почти везде так было, кроме, может, случаев, где международные студенты жили вместе и привыкли снимать обувь. Да что там, сосед в ботах и на кровать заваливался. С другой стороны, не нужно думать, что всё зарастало грязью, личная гигиена всегда была на уровне выше привычного. Сосед мылся в душе раза 3-4 за день, а то и чаще. Каждый раз после душа лосьон, дезодорант, новое бельё, футболка, носки, а всё старое идёт в стирку.

Это было очень типично для американцев в среднем, одежда простая, но чистота одежды и личная гигиена всегда на первом месте. В России это отличается, у нас народ может и днями ходить в одинаковой одежде и не мыться, кто-то экстремальный и подольше недели протянет, вроде ни в чём не бывало. Нас, международных студентов, собрали на ориентации перед первыми занятиями в августе, и почти первым делом сообщили, чтобы мы в одинаковых рубашках каждый день не гоняли, говорят — хотя бы чередуйте их через день, даже если не стираете! Видно, координатор по международным студентам не вчера родился, знал, что поменять сходу привычки довольно трудно, так что предложил промежуточный рецепт по мимикрии.

Социальная жизнь

Атмосфера в университете действительно чем-то напоминает такие фильмы как The Social Network или Monsters University — народа много, движение, мероприятия. За учёбу платятся немаленькие деньги, и за эти деньги получаешь всё, что нужно для жизни, — вот тебе компьютерные центры, вот тебе библиотеки, оборудование, вот тебе лаборатории, вот тренажёрные залы, (можешь ещё доплатить и) вот тебе безлимитные обеды в столовой, вот тебе автобусы по кампусу, но главное — это университетская среда, можно пробовать разные вещи, предметы, направления, искать себя — в университете есть вся необходимая база для этого, настоящее царство знаний. Также после гомогенной российской провинции интересно глазеть на народ из разных краёв и стран — космополитичность, характерная для крупных городов, в уменьшенном масштабе.

Но с космополитичностью не всё однозначно.

Америка называлась плавильным котлом, только котёл плавит слоями. В университете были ярко выраженные субстраты народа, которые много общались между собой и заметно меньше с кем-то ещё. В основном разделение было по этно-культурному признаку, чёрные тусовались отдельно, белые отдельно, местные отдельно, иностранные студенты отдельно, индийцы отдельно, китайцы отдельно, немцы отдельно, русские отдельно, и так далее, особенно это становилось заметно в столовой: белые не подсаживаются обедать к чёрным, азиаты к белым. В американском обществе это сформулировано как проблема, и даже в учебниках имеются преисполненные горечью эссе на эту тему.

На фоне вышеизложенного наблюдения университетом поощряются различные мероприятия, направленные на взаимную интеграцию, часто проводятся культурные фестивали национальной еды и тому подобного. Ходить на такие весьма утилитарно, особенно студентом, потому что там можно и зрелище созерцать, и поесть бесплатно, но взаимной интеграции они особо не помогают.

Из фестивалей еды больше других запомнился индийский (из разряда «плохое запоминается лучше хорошего”). Во-первых, еду там было есть невозможно, она была жутко острой, самой острой, что мне доводилось пробовать. Во-вторых, они устроили КВН на своём языке, я даже не знал, что КВН у кого-то ещё есть, думал, это наша национальная забава. Когда языка не понимаешь, то КВН выглядит до безобразия убого: однообразные выражения лиц и смешки, начинаешь обращать внимание на то, как местные «звёзды” выделываются, в общем, я культурно просветился. С театральными постановками такого эффекта не возникало, их можно было смотреть даже на иностранном языке без перевода.

В США принято музицировать и петь. Каждую неделю кто-то устраивал мини-концерт, это мне нравилось больше всего остального. То ли потому, что они в школе учатся музыке (как Лиза Симпсон), то ли это особенность культуры, а может потому, что на английском без акцента пели, интонация звучит нативнее и воспринималась живее, но студентов, которые умели замечательно петь, было много, часто мне казалось, что российская эстрада отдыхает. Музыкальные выступления были разнообразны по жанрам, от джаза, классики, попсы до пения госпелов американским чёрным хором.

А вот клубов ночных в университете не было. Ночью вообще все спали в основном, ведь многим рано вставать, занятия с 8 утра. Потанцульки народ устраивал порой на выходные, но под это дело занимались отдельные помещения, а если время года и погода подходящие были, то отдельные луга где-нибудь в стороне от общежитий, даже никакую сцену не строили — пикап подвезли с колонками и светом, поехали.

Если кто помнит по фильму The Social Network, в университете также имелись некие Братства и Сестричества. Почему-то (я погуглил причины, но тем не менее) обычно они назывались странными наборами греческих букв, вроде Альфа Зета Фи. Я не заметил особенной тяги местных студентов туда попасть, напротив, в среднем отношение к ним было такое, что они слегка повёрнутые. Также, почему-то, пару раз я слышал такое, что они они устраивают закрытые вечеринки, местами сексуально раскрепощённые. Может выдумка, не знаю, никаких внешних признаков я не отметил. Некоторые товарищи с таких братств выступали иногда, танцевальные разминки-кричалки демонстрировали, чем ещё они занимались, я не в курсе.

В среднем студенты мне казались достаточно разобщёнными, во всяком случае по отношению ко мне, но и не только ко мне, а как бы по большому счёту. В каком-то смысле это серьёзный плюс, ты не привязан ни к какой учебной группе, потому что групп в российском понимании там нет, ты сам по себе и занимаешься своими делами, а людей, в основном, объединяли интересы, но обретение близких знакомых в университете у меня шло туже, чем в России. Отчасти это перекликалось с сегрегационными мотивами общения, типа ты говоришь на английском с акцентом, значит ты какой-то не такой. Не то, что всегда, и не то, что это доктрина была такая, просто так получалось иногда, оставалось такое впечатление. Если сравнивать с Торонто, где я сейчас живу, то здесь всем вообще до лампочки на твой акцент, коль скоро ты изъясняешься свободно, вопрос даже не стоит, хотя я в университетской среде и не вращаюсь сейчас, может там как-то иначе всё (вряд ли).

Зато была категория людей, которые всегда были готовы с тобой пообщаться и даже немного понянчиться — христиане из религиозных объединений, регулярно устраивавшие крупные встречи. На территории кампуса университета действовало несколько христианских церквей, таких как баптисты, методисты, протестанты и некоторые другие, быстро разобраться в разнице может быть трудно. В этом состоит существенное различие между американской и российской культурами — в Америке нет централизованной государственной религии. В России её вроде как тоже нет, но фактически имеется признанный институт православной церкви, и когда нас окружает только православная церковь, вполне естественно, что всё остальное воспринимается подозрительным. Только в США я понял «ошибку американских священников”, которые едут в Россию на миссию, полагая, что к ним будут относиться также, как в американской глубинке, а в итоге получают косые непонимающие взгляды, ведь в России ненормально иметь несколько разных конфессий на одной улице, ты если религиозный христианин, то либо православный, либо сектант с мрачными замыслами.

Посещать религиозные мероприятия мне в целом нравилось. Дружественная тусовка, люди расположены к тебе особенно тепло, хотя и однобоко, но я не чувствовал, что они хотят меня сконвертировать в свою общину, скорее просто они следовали правильному поведению для добропорядочного христианина. Опять же, можно бесплатно поесть! Причём, я никогда не скрывал, что я неверующий и не разделяю религиозного мировоззрения, это никого не отталкивало. Общение было нормальным, а вот часть встречи, посвящённая изучению Библии, скучноватой. Вообще, церковь, как правило, принимает пожертвования, предпочтительно в размере 10% дохода, согласно заветам, поэтому чем больше прихожан, тем лучше для церкви, отсюда и деньги в организации. Но люди к этому относятся нормально, потому что церковь тратит деньги на прозрачные мероприятия, как бы на общее дело, на улучшение местного сообщества, на разные праздники и так далее, в общем это не вызывает диссонанса.

К слову про религиозность, американское студенчество показалось мне намного более религиозным, чем российское. В России почему-то религиозность принимает либо оголтелый характер, либо наоборот у людей неприятие религии, а есть вроде верующие, но в церковь почти никогда не ходят и вообще не касаются вопроса — российские студенты часто именно такие. В американском университете люди в основном верили в Бога почти все, с детства главный праздник — Рождество, а церковь является частью жизни в сообществе, посещение её по воскресеньям входит в морально-социальные обязательства.

В одном классе речь как-то зашла, кто во что верит. Только один американец назвал себя агностиком, остальные верующие, зато студент из Восточной Европы сообщил, что является атеистом. Некоторые люди не могли понять, что это такое. Одна девушка начала его переспрашивать, что это означает: «Ты не веришь, что есть Бог?” — «Нет”. — «Вообще, что-ли? Совсем нет?” — «Вообще”. — «А кто есть?” — «Никого нет, вообще никого. И после смерти ничего нет”. — «Ого”. Было заметно, что она искренне удивлена и ранее с подобным мировоззрением не встречалась.

Раз речь идёт про религиозность, то добавлю, что сексуально-раскрепощённые вечеринки, которые могут представляться при словах «американский университет”, казались в американском университете намного менее вероятным явлением, чем, скажем, на условном «дне группы” в отвлечённом российском вузе, как раз потому, что многие американские студенты настолько религиозны. То есть, для России, например — если не брать в расчёт национальные регионы — достаточно редко, чтобы кто-то серьёзно рассуждал на тему «секса до свадьбы быть не должно”. Среди американцев была такая категория людей, причём это касается и девушек, и юношей, и они не были зациклены на религии, обычные ребята. Как минимум, изрядное количество человек считали, что если уж секс есть, то они взяли на себя обязательства, дело явно движется к свадьбе, и никак иначе.

Пожилые американские четы часто производили впечатление крепкой пары людей, которые не только всю жизнь друг с другом, но и дорожат этим. Такие семьи, как и семьи других возрастов, можно было наблюдать на спортивных соревнованиях. При университете имелся в наличии свой профессиональный стадион, на котором разыгрывались соревнования по бейсболу, американскому футболу и т.д., а иногда и концерты случались. Спортивные соревнования были обычно масштабными, на них с округи и даже из соседних штатов съезжалось много американских трейлеров, таких домов на колёсах, зачастую очень дорогих, наподобие как в фильме «Знакомство с родителями”.

Народ расставлял трейлеры по кампусу и вытаскивал мангалы в ожидании матчей. Заезжие взрослые американцы очень дружелюбны, а также, вероятно, обстановка располагает их пообщаться, это даже слегка удивляет после сравнительно прохладных отношений между студентами. Приехавшие на матчи жарили мясные сосиски и неоднократно звали меня угоститься бутербродом, когда я проходил мимо. Несколько раз они даже взяли мой адрес, чтобы отправить мне открытку, как они сказали. В итоге на Рождество я, недоумевая, получил несколько посылок с подарками от практически незнакомых людей. Было, конечно, приятно.

Соревнования на стадионе проходили шумно, но без заметных инцидентов. Преступности в студенческом городке я никакой почти не видел, полиции я тоже ни разу не видел. По всему городку были расположены тревожные кнопки, которые предполагалось нажимать в случае происшествий. Максимальное правонарушение, которое я, пожалуй, встречал, это когда в лобби одного из корпусов завалился здоровенный чёрный чувак и со всей дури долбанул по вендинговой машине со снеками. Автомат закачался, и несколько снеков высыпалось в окошко, которые господин вандал подобрал и удалился. Из присутствующих в лобби кто-то посмотрел на него одобрительно (в основном чёрные бро), кто-то неодобрительно, но никаких практических действий и кар, известных мне, за этим происшествием не последовало.

Трудоголизм (или нет) в работе

Заодно довелось мне поработать. Казалось бы, найти работу на кампусе будет довольно трудно, потому что студентов много, и многие не против заработка — а нужно помнить, что в «городе” работы особо не было, потому что города как такового не было, университет был вместо города. Однако как-то так сошлось, что с поиском работы я не перенапрягся, и поработал в двух независимых местах.

Мне нравилось проводить время с ребятами из факультета археологии, с ними можно было выезжать на местные раскопки, поковыряться в земле, выкопать пару древнеиндейских артефактов — романтика. Там же на кафедре я спросил, есть ли какая-то работа для меня, и один из профессоров быстро подобрал мне работёнку, состоящую в том, чтобы зубной щёткой отмывать от грязи найденные наконечники индейских стрел (звучит недурно). Почему-то наконечников было много, так что мыть их можно было бессрочно.

С работой я справлялся плохо. То есть, отмывал стрелы я хорошо, но почему-то у меня уходило на это много времени, точнее, я знаю, почему: мне казалось, что их нужно отмыть кардинально, чтобы хоть сейчас на полку в музей, но мыли их для других целей и в музей выставлять не собирались. В итоге КПД моего мытья был нижайший. Профессор пыхтел, сетовал, что я мою слишком тщательно и слишком медленно, но что-то мне мешало их мыть быстро, иногда бывает такое состояние, называется «тупняк”. В общем, не смотря на плохую работу, меня терпели и не увольняли, так что я их мыл довольно долго, пока не пришлось бросить, так как устроился на обязательную стажировку и совмещать не получалось.

По правилам учёбы, мне нужно было пройти стажировку в какой-то «настоящей компании”, поэтому я обратился в одну из возможных, куда меня взяли. Стажировка могла бы быть неоплачиваемой, что случалось нередко, но мне повезло, так как организация была околобюджетной, наверное, у них подразумевалась оплата стажировок. Суть организации сходилась к тому, что они должны были сводить статистические данные по муниципальным округам, чтобы правильно считать голоса выборщиков. Сказать, что работники организации перетрудились, я точно не могу. Как минимум половину рабочего дня они гоняли кофей и залипали в отвлечённых вопросах. Кстати, американцы на работе гоняют не чай, а именно кофе. Его потребляют в нереальных количествах, такое ощущение, что ни один офис не обходится без кофе. Моя же роль состояла ни в чём. Поначалу мне давали копировать какие-то бумажки, потом я просто много сидел на кухне и пил кофе. Оставшиеся дни мне сказали, что можно вообще не приходить, потому что делать нечего, а заплатили, как будто я продолжал появляться.

Если приглядеться, то различий между стилями работы в этой около-бюджетной организации и какой-нибудь родственной по духу российской мало. Когда сравниваю, то россияне «вроде не бездельники и могли бы жить”, вообще говоря, среди россиян, по-моему, большое количество людей работает очень много и ответственно (хотя есть и прослойка из разряда «вас много, а я одна”), не вывозит именно экономика в целом. Но это уже другая тема совсем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *