Участок леса

Утвердить прилагаемый перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Прим. ред.: текст распоряжения опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 03.06.2013, N 22, ст. 2849.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов

1. Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов:
амбар аварийный (емкость, резервуар);
база механизации для обслуживания и ремонта строительных машин и механизмов;
база бурения промысловая;
база бурильных труб;
база насосно-компрессорных труб;
база обсадных труб;
база обустройства месторождения;
база по ремонту бурового оборудования;
база по ремонту труб;
база производственная горизонтального бурения;
база производственного обслуживания;
база сжиженных газов;
база социально-бытового обустройства месторождений;
база тампонажного участка;
база управления производственно-технического обеспечения и комплектации;
база управления производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования;
база управления сервисного обслуживания техники и оборудования;
база эксплуатационно-разведочного бурения;
берегоукрепление;
вертолетная площадка;
водоем противопожарный;
водопровод;
газопровод магистральный;
газопровод;
газопровод-отвод;
гараж;
градирня;
дамба;
дорога автомобильная;
дорога вдольтрассовая;
здание административно-бытовое (временная постройка), в том числе для временного проживания, для охраны, для размещения противопожарной техники и инвентаря;
здание диспетчерской службы;
здание, сооружение производственное;
здание электрических сетей;
здание, сооружение вахтового поселка;
канал, траншея, шурф;
канализация;
комплекс дробильно-сортировочный;
комплекс перегрузочный портовый;
комплекс сгущения;
комплекс электроснабжения;
конвейер;
конденсатопровод и продуктопровод магистральные;
котельная, теплоэлектроцентраль;
лаборатория;
линия связи;
линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;
межпромысловый коллектор;
нефтепровод межпромысловый;
оборудование пользовательское для передачи и (или) приема сигналов электросвязи;
объект канализационных насосных станций;
объект подземного хранения газа;
объект производственно-технологического транспорта и спецтехники;
объект, обеспечивающий выполнение требований безопасности (пожарной, антитеррористической, промышленной);
объекты технической эксплуатации трубопроводного транспорта (для внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов);
отвал;
переход подводный;
переход трубопроводов через естественные и искусственные препятствия;
платформа стационарная для разведочного бурения;
плотина;
площадка инструментальная;
площадка производственная;
площадка размещения, накопления и обезвреживания отходов, в том числе шламовый амбар, полигон, шламонакопитель, хвостохранилище;
подстанция трансформаторная всех классов напряжения;
порт речной, причал, пристань;
промежуточный склад баллонов;
пруд-отстойник;
пульпопровод;
пункт аварийно-ремонтный;
пункт центральный сбора и подготовки нефти, газа и воды;
пункт электрический распределительный;
резервуар, парк резервуарный;
ремонтно-механическая мастерская;
септик;
сеть нефтегазосборная;
сеть тепловая магистральная;
скважина артезианская;
скважина поглощающая;
склад нефти и нефтепродуктов;
склад производственный;
сооружение водозаборное;
сооружение газохимического комплекса;
сооружение головное по подготовке газа;
сооружение для поддержания пластового давления;
сооружение для сжижения, хранения и регазификации газа;
сооружение мостовое;
сооружение обустройства нефтяного месторождения;
сооружение обустройства разведочных площадей;
сооружение очистное;
сооружение противооползневое, противоселевое;
станция газораспределительная;
станция кислородная;
станция компрессорная;
станция насосная;
станция нефтенасосная;
станция нефтеперекачивающая;
станция охлаждения газа;
станция холодильная;
стоянка автотранспорта;
тоннель, мост, эстакада;
трубопровод технологический;
установка комплексной подготовки газа абсорбционная;
установка комплексной подготовки газа;
установка нефтепромысловая;
установка обезвоживания и обессоливания нефти;
установка обезвоживания нефти с очисткой пластовой воды;
установка осушки газа в блочно-комплектном исполнении;
установка очистки газа от сероводорода;
установка подготовки нефти;
установка подготовки нефтяного газа;
установка утилизации попутного нефтяного газа;
участок (площадка) кучного выщелачивания;
хранилище газа подземное;
электростанция газопоршневая;
электростанция газотурбинная;
электростанция дизельная;
эстакада кабельная;
эстакада технологических трубопроводов.
2. Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в пункте 1 настоящего перечня):
база полевая торфяная производственная;
карьер;
предприятие по добыче и обогащению апатит-нефелиновой руды;
предприятие по добыче и обогащению природных руд, содержащих серу, бор, мышьяк и барий;
предприятие по добыче и обогащению фосфорной руды;
предприятие по добыче торфа;
предприятие угольной и сланцевой добывающей промышленности;
рудник;
разрез угольный;
фабрика (участок, цех) золотоизвлекательная.
3. Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов:
а) в лесопарковых зонах, за исключением заповедных лесных участков лесов:
дамба обвалованная земляная или каменной наброски;
дамба фильтрационная;
канава дренажная;
канал магистральный оросительных систем;
коллектор, селевое русло, другие каналы, включая сооружения на трассах, мосты, переходы, перепады, быстротоки;
колодец шандорный;
колодец шахтный;
объект водоотведения;
объекты системы охраны гидротехнического сооружения;
плотина;
система для осушения и обводнения лесных площадей;
сооружение ирригационных и мелиоративных систем;
сооружение судоподъемное;
участок автоматизированного полива;
шлюз, полушлюз судоходный;
б) в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением лесопарковых зон, лесов, расположенных в водоохранных зонах, и ценных лесов, за исключением заповедных лесных участков лесов (помимо объектов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта):
знак путевой береговой;
линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;
линия связи;
в) в эксплуатационных лесах, резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта):
водохранилище с плотинами из грунтовых материалов с железобетонными водопропускными сооружениями;
комплекс перегрузочный портовый специализированный;
комплекс перегрузочный портовый универсальный;
пирс;
порт-убежище;
порт речной механизированный;
пристань;
причал морской, набережная морская;
причал речной грузовой;
причал речной пассажирский;
район портовый грузовой для переработки грузов;
система оросительная и отдельно орошаемые массивы;
сооружения специализированные водного транспорта (за исключением знаков путевых береговых);
эллинг для хранения катеров и лодок.
4. Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов:
а) в зеленых зонах:
линия связи;
линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов
напряжения;
мачта и сооружение молниезащиты;
мачты локальных систем оповещения;
мачты системы ГЛОНАСС;
маяк;
оборудование пользовательское для передачи и (или) приема
сигналов электросвязи;
опора вдольтрассовой линии электропередачи;
пункт электрический распределительный;
сооружения противооползневые;
сооружения противоэрозионные гидротехнические и
противоселевые;
трансформаторная подстанция всех классов напряжения;
трубопровод подземный;
б) в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением зеленых зон, лесопарковых зон и городских лесов, в ценных лесах, а также в эксплуатационных и в резервных лесах, за исключением заповедных лесных участков соответствующих лесов (помимо объектов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта):
водопровод;
канализация;
берегоукрепление;
блокировка автоматическая путевая;
водоподъемное сооружение;
ворота;
газопровод магистральный;
дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия;
дорога железная;
здание производственное насосных и компрессорных станций, трансформаторных подстанций;
здание электрических и тепловых сетей;
здание производственной проходной;
комплекс электроснабжения;
конденсатопровод и продуктопровод магистральный;
котельная отопительная и отопительно-производственная;
лестница с ограждением для обслуживания и осмотра технологического оборудования (кроме одинаковых с лестницами зданий);
линия железнодорожной сигнализации и связи кабельная;
мост;
отвод от магистральных трубопроводов;
площадка с ограждением для обслуживания и осмотра технологического оборудования;
площадь производственная с покрытиями;
пункт аварийно-ремонтный отдельный;
путь второй двухпутной вставки;
путь подъездной (железнодорожный);
сеть газовая распределительная;
сеть тепловая магистральная;
система оборотного водоснабжения;
сооружение доочистки сточных вод;
сооружение защитное дорожное;
сооружение искусственное дорожное;
сооружение магистрального трубопроводного транспорта;
сооружение очистное;
станция газораспределительная;
станция насосная головная;
станция насосная канализационная;
станция нефтеперекачивающая промежуточная;
станция промежуточная перекачивающая;
тоннель;
трубопровод магистральный;
трубопровод технологический;
установка аккумуляторная;
устройство заземляющее;
фонарь;
централизация диспетчерская;
централизация электрическая;
цистерна (бак), резервуар и другие емкости (кроме емкостей для сжиженного газа) из черных металлов и алюминия;
электрификация существующих железных дорог;
элемент обустройства автомобильной дороги;
эстакада, галерея транспортная.
5. Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для переработки древесины и иных лесных ресурсов в эксплуатационных лесах, за исключением особо защитных участков лесов:
водозаборные сооружения (водозабор);
водопровод;
гараж;
здание административно-бытовое, в том числе для временного проживания, для охраны, для размещения противопожарной техники и инвентаря;
источник автономного электропитания силовой;
канализация;
колодец;
котельная;
линия связи;
линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;
мастерская ремонтно-механическая;
насосная станция;
площадка погрузочно-разгрузочная;
подстанция трансформаторная всех классов напряжения;
пути подкрановые;
путь подъездной (железнодорожный, автомобильный);
рейд сплавной;
сеть газовая распределительная;
сеть тепловая;
система дренажная;
склад вспомогательных материалов;
склад горюче-смазочных материалов;
склад готовой продукции;
склад запасных частей;
склад комплектующих изделий;
склад сырья;
сооружение очистное;
стенка причальная;
сток промышленный;
теплоэлектроцентраль;
цех производственный;
электростанция дизельная;
эстакада.
6. Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов:
а) в лесопарковых зонах:
площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников;
форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны);
элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина);
б) в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением лесопарковых зон, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, в ценных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта):
линия связи;
линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;
постройка временная, используемая в рекреационных целях;
трубопровод подземный;
в) в эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта):
бассейн крытый для плавания;
бассейн открытый искусственный;
велодром;
велотрек;
зал спортивный;
канализация;
каток с искусственным льдом крытый;
каток с искусственным льдом открытый;
кемпинг;
комплекс открытых плоскостных спортивных сооружений;
комплекс физкультурно-оздоровительный;
комплекс физкультурных сооружений;
корт теннисный;
котельная;
манеж легкоатлетический;
пирс;
площадка спортивная;
подстанция трансформаторная всех классов напряжения;
поле для гольфа;
поле для стрельбы из лука;
поле футбольное;
пристань;
сеть тепловая;
сооружение спортивное;
стадион;
стрельбище для пулевой стрельбы;
стрельбище для стендовой стрельбы;
тир;
трибуна стадиона с подтрибунными помещениями;
трибуна стадиона;
эллинг для хранения катеров и лодок.
7. Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления религиозной деятельности:
а) в защитных лесах, за исключением особо защитных участков лесов:
строение некапитальное, сооружение религиозного и (или) благотворительного назначения;
форма малая архитектурная религиозного и (или) благотворительного назначения;
элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка, скамейка, урна, наземная туалетная кабина);
б) в эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта), — здание, строение, сооружение религиозного и (или) благотворительного назначения.

Межеванием земель лесного фонда Российской Федерации называется комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ и измерению точных площадей лесных угодий.

Межевание лесных участков проводится в границах лесничеств. После проведения межевания земли лесного фонда подлежат постановке на государственный кадастровый учет.

Для каждого участка разрабатывается свой межевой план.

Ответственность за корректное проведение межевания земельного участка в составе лесного фонда несет уполномоченный кадастровый инженер.

Процедура межевания земель лесного фонда необходима прежде всего для того, чтобы исключить самовольный захват лесных угодий и противозаконное включение их в другие категории земель, поскольку это грозит вырубкой растительности для нужд строительства и, как следствие, ухудшением экологической и экономической ситуации в данном регионе.

Земли лесного фонда – что это?

Согласно законодательству нашей страны, к землям лесного фонда относятся две категории территорий:

  • лесные земли – территории, либо покрытые лесной растительностью, либо предназначенные для ее восстановления (гари, редины, прогалины, вырубки);
  • нелесные земли, используемые для ведения лесного хозяйства – болота, тропинки, просеки и т.д.

Порядок эксплуатации и охраны земель лесного фонда регламентируется Земельным кодексом и лесным законодательством Российской Федерации.

В статье 101 Земельного кодекса содержится требование о разграничении земель лесного фонда и иных территорий на основании вышеуказанной классификации. Согласно этому документу, к лесному фонду не относятся деревья и кустарники, расположенные на землях следующих видов:

  • землях сельхозназначения, в т.ч. на тех, что предназначены для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства;
  • землях транспорта – полосах отводов автомобильных и железных дорог;
  • землях населенных пунктов, используемых в том числе для жилищного, дачного и иного строительства (исключение составляют городские леса);
  • землях водного фонда (на полосах отвода водных объектов); землях иных категорий.

Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью специальных лесохозяйственных знаков и указываются в так называемых лесных картах — планово-картографических материалах, содержащих описание соответствующих угодий.

Проблемы межевания земель лесного фонда

Основными проблемами, возникающими в ходе проведения межевания лесных территорий, являются:

  • отсутствие в государственном кадастре недвижимости точных сведений об участках лесного фонда и прежде всего о координатах их границ. Это обусловлено устаревшей картографической базой, которая создавалась без учета ортофотопланов, широко применяющихся в геодезии в настоящее время.
  • не всегда корректное определение положения межевых знаков по отношению к ближайшему пункту опорной геодезической сети для земельных участков лесного фонда и других категорий.

Решение этих проблем возможно путем совершенствования методов сбора данных о лесных территориях, повышения квалификации кадастровых инженеров, а также унификации сведений государственного кадастра недвижимости и картографических материалов лесных угодий.

<p>Статья 32. Лицензия на пользование лесным фондом Лицензия с прилагаемыми к ней соглашениями между владельцем лесного фонда и лесопользователем должна содержать: описание границ участка лесного фонда; виды, размеры и порядок лесных пользований; сроки аренды; обязанности лесопользователя и арендодателя по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, условия и порядок финансирования лесохозяйственных мероприятий; размер арендной платы и сроки ее внесения; характеристику лесного фонда и требования к его состоянию по истечении срока лицензии; объемы поставок на государственные нужды. Лицензия может дополняться другими условиями пользования лесным фондом, не противоречащими настоящим Основам. Лицензия выдается лесхозом, а в лесах, находящихся во владении колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, — этими владельцами лесного фонда на основании совместного решения с районным (городским) Советом народных депутатов. Статья 33. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет Лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В лесорубочном билете предусматриваются место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, условия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозом, а также лесничеством, имеющим статус юридического лица. Ордер на мелкий отпуск древесины на корню является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных материалов. Ордер выдается лесничеством на основании данного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежа, сухостоя и бурелома, а также второстепенных лесных материалов. Лесной билет является документом, дающим право его владельцу на проведение побочных лесных пользований. В нем предусматриваются место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за проведение побочных лесных пользований. Лесной билет на проведение побочных лесных пользований выдается лесничеством на один сезон. Форма лесорубочного билета, форма ордера и форма лесного билета утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Статья 34. Права лесопользователей Лесопользователи имеют право: осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах; самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом; строить дороги, а также возводить временные постройки и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом. Статья 35. Обязанности лесопользователей Лесопользователи обязаны: вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов; соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечивать их тушение; не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины в местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки; производить очистку лесосек от порубочных остатков; приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах; проводить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ; осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет; выполнять условия, установленные лицензией; своевременно и в установленном размере вносить плату за пользование лесным фондом; соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции; предоставлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы, и органы государственной статистики. Статья 36. Защита и гарантии прав лесопользователей Вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов, не допускается, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранного законодательства. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и о возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде. Права лесопользователей могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящими Основами, другими законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При изъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме все прямые убытки, связанные с этим изъятием. Статья 37. Основания прекращения права пользования лесным фондом Право пользования лесным фондом прекращается в случаях: 1) истечения установленного в разрешительных документах сроков пользования; 2) отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда; 3) возникновения предусмотренного в разрешительных документах условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования предоставленными участками лесного фонда. Право пользования лесным фондом может быть досрочно прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование по предложению государственных органов управления лесным хозяйством в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом; 2) систематических (более двух раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду; 3) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других); 4) если лесопользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах; 5) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование; 6) систематического (более двух раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда; 7) выдачи лесорубочного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом; 8) возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя. Прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета владельцами лесного фонда или лесничествами, выдавшими эти разрешительные документы. При несогласии лесопользователя с решением о прекращении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд. Статья 38. Порядок прекращения права пользования лесным фондом В случаях, предусмотренных пунктом 3 части первой, пунктами 1, 3 и 7 части второй статьи 37 настоящих Основ, пользование лесным фондом прекращается непосредственно после принятия соответствующим органом власти решения об этом с уведомлением лесопользователя в письменной форме. В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 части второй статьи 37 настоящих Основ, решение о досрочном прекращении права пользования лесным фондом принимается органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование самостоятельно, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй статьи 37, — соответствующим органом власти совместно с органом управления лесным хозяйством по истечении установленного лесопользователю в предписании срока для устранения допущенных им нарушений и непринятии с его стороны мер по их устранению. Статья 39. Основания приостановления и ограничения права пользования лесным фондом Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный документ, в случаях: нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в разрешительном документе; невнесения в установленный срок платежа за пользование участками лесного фонда. Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования лесным фондом, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. В случае несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд. Статья 40. Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Статья 41. Виды рубок леса при заготовке древесины Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке рубок главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях. Заготовка древесины также осуществляется в порядке рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и для других подобных целей). Статья 42. Способы и виды рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности В лесах третьей группы рубки главного пользования направлены на эффективную и рациональную лесоэксплуатацию и проводятся способами, обеспечивающими их эффективное и своевременное восстановление. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно ценными древесными породами, на сохранение природоохранных функций этих лесов и позволяющими при этом вести их эффективную и рациональную эксплуатацию. В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природоохранных функций этих лесов, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойных и спелых древостоев. В лесах национальных природных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей). В лесах заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей). В горных лесах применяются способы рубок с учетом особого защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов. На особо защитных участках лесов может быть полностью или частично запрещено применение сплошнолесосечных рубок, а в необходимых случаях также применение других способов рубок главного пользования. Решение о запрещении рубок принимается соответствующими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по предложению государственных органов управления лесным хозяйством. Статья 43. Порядок заготовки древесины Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с региональными правилами (наставлениями). Порядок составления и утверждения региональных правил (наставлений) устанавливается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации. Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а также заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Статья 44. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок главного пользования Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда. Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается. Лесосечный фонд образуется из запасов перестойных и спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины в порядке рубок главного пользования. В пределах каждой группы лесов размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда лесозаготовителям устанавливается в порядке, определенном настоящими Основами. Статья 45. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования и прочих рубок Размер заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования лесом определяется по материалам лесоустройства исходя из установленных норм рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции, а размер заготовки древесины в порядке прочих рубок — в зависимости от объема работ по расчистке лесных участков под строительные объекты, прокладке просек и для других подобных целей. Статья 46. Порядок заготовки живицы Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки. При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки. Не допускается передача указанных в части первой настоящей статьи древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев. Правила подсочки этих древостоев, а также зоны их обязательной подсочки утверждаются государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации. Статья 47. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований юридическими и физическими лицами в установленном настоящими Основами порядке. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований утверждаются соответствующими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Статья 48. Порядок пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства Лесной фонд предоставляется в пользование для нужд охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, общественным охотничьим организациям, другим юридическим и физическим лицам. В этих целях им предоставляются в пользование участки лесного фонда в установленном настоящими Основами порядке. Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Пользователи участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными в случае превышения их численности сверх установленных нормативов. Заготовка древесины в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается только по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания редких и исчезающих видов животных. Порядок и условия пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства устанавливаются правилами пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства, утверждаемыми Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Статья 49. Порядок пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их уставам и положениям о них входит проведение указанных работ, владельцами лесного фонда могут предоставляться в пользование специальные участки лесного фонда. На этих участках может быть ограничено или запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицам, если это не совместимо с целями проведения научно-исследовательских работ. Порядок и условия пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях определяются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Статья 50. Порядок пользования лесным фондом в</p>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 декабря 2018 г. N 307-КГ18-19923

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Атриос» на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.08.2018 по делу N А56-43571/2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Атриос» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее — Комитет), выразившегося в невнесении сведений в государственный лесной реестр и несовершении необходимых действий, связанных с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Рощинского лесничества; обязании Комитета внести изменения в единый государственный реестр прав, исключив 63 принадлежащих Обществу земельных участка, совершив таким образом действия, связанные с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Рощинского лесничества, и внести сведения в государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении 63 земельных участков Общества к землям лесного фонда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2017 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018, требования удовлетворены.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 06.08.2018 отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на существенное нарушение судом округа норм права, просит отменить постановление от 06.08.2018 и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что Управлением Росреестра по Ленинградской области осуществлена государственная регистрация права собственности на спорные земельные участки, которые последовательно образованы путем раздела и последующего перераспределения земельного участка 47:01:00-00-000:0012, площадью 20968701 кв. м, ранее принадлежавшего СПК «Колхоз Нива», что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2004 по делу N А56-31673\2004. Судом в рамках указанного дела установлено, что данные земли не являются землями лесного фонда, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам N А56-10175\2013, N А56-37925\2013, N А56-37967\2013 установлено отсутствие у Комитета права распоряжаться указанными земельными участками, так как они относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

С учетом того, что границы принадлежащих Обществу указанных земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из категории земель лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации, Общество обратилось в Комитет с заявлением об исключении из государственного лесного реестра указанных выше земельных участков.

Письмом от 16.06.2017 N крг-01-7651\17-0-1 подтвердил ООО «Атриус» факт пересечения границ земельных участков, указанных в обращении, с Лесным участком Рощинского лесничества из категории земель лесного фонда.

Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел N А56-31673\2004, N А56-10175\2013, А56-35930\2017, а именно, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:00-00-000:0012 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, границы участков, принадлежащих заявителю, установлены в соответствии с действующим законодательством, на данные участки зарегистрированы права, которые никем не оспорены, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:01:00000006501, напротив, кадастровые работы не проводились, границы на местности не установлены до настоящего времени, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 1, 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое бездействие Комитета является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества.

Как следует из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10\22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Поскольку границы земельного участка установлены в 2006, необоснованным является вывод суда округа о том, что данный иск об установлении границ и не относится к иску о праве.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебный акт, состоявшийся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как установлено судами, на основании соглашения от 21.04.2016 о перераспределении земельных участков за Обществом 16-19.05.2016 зарегистрировано право собственности на 63 земельных участка, находящихся в Выборгском районе Ленинградской области, с указанием категории земель — земли сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования — для дачного строительства.

Перераспределенные земельные участки последовательно образованы из земельного участка площадью 20 968 701 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0012, расположенного в пос. Ленинское Выборгского района Ленинградской области. Таким образом, названный земельный участок является исходным для 63 земельных участков, право собственности на которые в настоящее время зарегистрировано за Обществом.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2004 по делу N А56-31673/2004 признан незаконным отказ администрации муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области» в удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива «Коопхоз «Нива» (далее — Кооператив) о приобретении в собственность названного земельного участка, находившегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования; на администрацию возложена обязанность предоставить Кооперативу указанный земельный участок. Этим же решением арбитражного суда установлено, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не землям лесного фонда.

В то же время в отношении лесного участка общей площадью 2 592 360 795 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:501, относящегося к землям лесного фонда, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-10175/2013 установлено наложение границ лесных участков, являющихся частями земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, на границы участков земель сельскохозяйственного назначения, образованных в результате последовательного переформирования земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:0012.

Факт двойного учета земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения не оспаривается сторонами. При этом в ЕГРП были внесены сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:501, а также сведения о государственной регистрации права собственности Общества на 63 земельных участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Общество обратилось в Комитет с заявлением от 23.05.2017 об исключении из государственного лесного реестра недостоверных сведений о нахождении в нем земель лесного фонда, имеющих наложение на принадлежащие Обществу участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В ответ Комитет направил письмо от 16.06.2017, в котором, подтвердив факт пересечения границ указанных в заявлении участков с лесным участком Рощинского лесничества, сообщил о невозможности внесения изменений в сведения государственного лесного реестра без внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на лесной участок, и в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка из земель лесного фонда, полагая, что имеется спор о праве на земельные участки, который может быть разрешен только в судебном порядке.

Общество, считая, что со стороны Комитета допущено незаконное бездействие по внесению изменений в сведения государственного лесного реестра и обеспечению внесения соответствующих изменений в сведения единого государственного реестра прав в части права Российской Федерации на лесной участок, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что границы участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации, не установлены; отнесение земельных участков Общества, образованных из земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:0012, к землям сельскохозяйственного назначения подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А56-31673/2004; границы принадлежащих Обществу земельных участков установлены в надлежащем порядке и на участки зарегистрированы права, никем не оспоренные; Общество представило Комитету первичные документы (свидетельства о государственной регистрации прав, кадастровые паспорта), необходимые для внесения соответствующих изменений в сведения государственного лесного реестра; в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель с 11.08.2017 законодательно (Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра.

Отменяя судебные акты и отказывая в удовлетворении требований, суд округа обоснованно исходил из следующего.

В данном случае в ЕГРН были внесены сведения о государственной регистрации как права собственности Общества на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, так и права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:501, относящийся к землям лесного фонда. Отсутствие в ЕГРН на момент рассмотрения настоящего спора сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок судами не установлено.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 этой статьи).

В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в частности, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 Кодекса.

Пунктом 2.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341, на Комитет возложены полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области.

Исключение из состава участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 территорий, на которые налагаются земельные участки Общества, связано с установлением границ таких территорий. Однако, как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 (далее — постановление от 29.04.2010 N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Таким образом, спор, связанный с установлением границ земельных участков, в том числе по причине их наложения, подлежит рассмотрению в исковом порядке, избранный Обществом способ защиты права следует признать ненадлежащим, не соответствующим характеру спорного правоотношения.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Атриос» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Сравнительно-правовой анализ определений лесного и земельного

участков

1 2 Гринь Е. А. , Сиденко А. А.

1Гринь Елена Анатольевна / Grin Elena Anatolievna — кандидат юридических наук, доцент;

2Сиденко Александр Александрович /Sidenko Alexandr Alexandrovich — магистрант, кафедра земельного, трудового и экологического права, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается термин «лесной участок», утверждённый Лесным кодексом Российской Федерации, проводится анализ соотношения понятий «земельный участок» «лесной участок» и «земельный участок в составе земель лесного фонда». Автор статьи на основании норм лесного и земельного законодательства определяет понятие «лесной участок».

Ключевые слова: лесной участок, земельный участок, государственный кадастровый учет.

Термин «лесной участок» оказался первым из появившихся новшеств нового Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее — Лесной кодекс). Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. содержал в себе только термины «участок лесов, не входящих в лесной фонд» и «участок лесного фонда» .

В ст. 9 Лесного кодекса 1997 г. было установлено, что в состав участков лесного фонда входят лесные земли, которые не покрыты лесной растительностью, нелесных участки земель и участки леса.

В лесной фонд не вошли леса, которые расположены на землях обороны, городских поселений — городские леса, сельских поселений. Согласно ст. 10 Лесного кодекса 1997 г., в составе таких лесов создавались участки лесов, не входящих в лесной фонд, на которые распространялись правила ст. 9 Лесного кодекса 1997 г.

В соответствие со ст. 7 Лесного кодекса, лесной участок — это земельный участок, у которого границы определяются согласно ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса.

В итоге, ст. 7 Лесного кодекса закрепляет лесной участок как земельный участок, отсылая к статьям Кодекса, где проводится разграничение этого земельного участка. Другими словами, Лесной кодекс не имеет полноценного легального понятия лесного участка. И это однозначно, большой недостаток со стороны правильной трактовки правовых норм. Это обстоятельство может привести к ложному пониманию статей законодательства и, как правило, к их неправильному применению. Как пример данного взгляда приведём пару закрепившихся в теориях понятий лесного участка, полученных цивилистами во время детального рассмотрения статей Лесного кодекса.

Комментируя Лесной кодекс, М. Ю. Тихомиров рассматривал особенности лесного участка. Новый Кодекс впервые содержит термин «лесной участок», при этом, не уточняя конкретного смысла этого понятия, а лишь указывает, что таким является земельный участок. Следовательно, лесной участок имеет следующие необходимые признаки: это часть поверхности земли; он расположен на землях лесного фонда или на землях обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса; в отношении него проведено лесоустройство и осуществлено проектирование по правилам ст. 69 Кодекса .

Все вышеперечисленные особенности определяют эту часть земли как юридическую категорию лесного законодательства — лесной участок.

Лесоустройство проходит на землях лесного фонда, обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены городские леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Государственный

кадастровый учет лесных участков действует на основе Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» .

Понятие лесного участка М. Ю. Тихомирова является корректным, хоть и громоздким по своей структуре, но определяет это понятие через наиболее обширную систему его особенностей и устанавливает полную характеристику лесного участка .

Также анализ доктринальных понятий лесного участка указывает на то, что нынешний подход Лесном кодексе к определению лесного участка не помогает единому однотипному пониманию термина в сообществе учёных-юристов.

В Гражданский кодекс Российской Федерации отсутствует определение земельного участка, но вещным правам на этот объект гражданских правоотношений отведена часть Кодекса .

В земельном законодательстве, земельный участок это часть земной поверхности, где определены границы в соответствии с федеральными законами.

Стоит заметить, что термин лесного участка, данный в ст. 7 Лесного кодекса, в своей конструкции копирует определение земельного участка, приведенное в ст. 11.1 Земельного кодекса, лишь придавая больше конкретики норме лесного права, где также определяются границы лесных участков.

Отметим, что в этих понятиях есть такой признак — ограниченность, то есть границы как земельного участка, так и лесного участка, закрепляют предел территории исполнения конкретных правовых норм.

Для определения границ и контрольной функции за соблюдением лесного законодательства важную роль играют лесничества, руководствующиеся нормами лесохозяйственных регламентов. Они утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации .

Лесохозяйственные регламенты необходимы для граждан, юридических лиц, которые осуществляют защиту, охрану, использование, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; порядок их разработки, состав лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и сроки их действия.

Использование лесного участка осуществляется только с соблюдения лесохозяйственного регламента лесничества, и только в границе расположения данного лесного участка. То есть, лесохозяйственный регламент имеет большую юридическую силу, чем любое постановление государственного органа или соглашение, предусматривающее передачу лесного участка, чтобы пользоваться им.

Согласно ст. 91 Лесного кодекса, Государственный лесной реестр — это сводная система информации об охране, защите, воспроизводстве, лесах, их использовании, о лесничествах и о лесопарках. Ч. 3 ст. 69 Лесного кодекса определяет данные государственного лесного реестра, как основание для выбора вида разрешенного использования лесного участка, а также его целевого назначения, где данная информация закрепляется во время процесса проектировании лесного участка в документации проекта.

Ст. 92 Лесного кодекса подчёркивает, что государственный кадастровый учет лесных участков выполняет свои функции на основе Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Касательно государственного кадастрового учета лесных участков, стоит уточнить их особенности, расположенные в Федеральном законе от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Этот закон конкретно определяет временный характер предоставления лесных участков в пользование, при этом, без проведения государственного кадастрового учета лесных участков, а также принципиальные особенности государственного кадастрового учета лесных участков.

Обобщая всё ранее сказанное про нормы лесного законодательства, дадим определение лесного участка: лесным участком является земельный участок, который прошел государственный кадастровый учёт, входит в состав земель лесного фонда и земель обороны и безопасности, на которых расположены леса, земли населенных пунктов, где располагаются городские леса, земли особо охраняемых природных территорий, на которых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расположены леса, и границы которого определяются в процессе проведения лесоустройства, и закреплены на местности с помощью лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, а вид разрешенного использования и целевое назначение конкретного участка закрепляется в лесохозяйственном регламенте лесничества и государственным лесным реестром, только в границах расположенного участка .

Из содержащихся в Лесном кодексе перечисленных условий можно определить земельный участок как лесной. Но это понятие лесного участка как земельного участка, верно исключительно только формально. Чтобы определить земельный участок как лесной важно не то, на каких категориях земель он расположен и как определяются границы участка, а то, что на этом земельном участке должна быть лесная растительность.

В результате, анализ ст. 67 Лесного кодекса и ст. 101 Земельного кодекса позволяет сделать логический вывод о том, что лесоустройство проводится на землях, что имеют лесную растительность, или на земле, где нет леса, но он предназначен для восстановительной функции. То есть лесной участок обязательно должен иметь на своей территории лес.

Особенность лесных участков в сравнении с земельными отмечена Верховным Судом РФ. Известно, что правовая природа этих участков не схожа. Лесные участки — это самостоятельные природные объекты, которые имеют особый правовой режим, определённый лесным законодательством, поэтому важен своей многофункциональной ролью леса и значимостью для общества. Помимо этого, лесное законодательство основывается на других базовых принципах, нежели земельное законодательство (ст. 1 ЗК РФ, ст. 1 ЛК РФ).

Помимо этого, в Земельном кодексе есть и понятие «земельный участок из состава земель лесного фонда», поэтому возникает резонный вопрос о соотношении понятий «лесной участок» и «земельный участок из состава земель лесного фонда». Принимая во внимание всё сказанное выше, основываясь на положениях Лесного кодекса, заключим, что понятие «лесной участок», имеет более широкий смысл, чем понятие «земельный участок из состава земель лесного фонда», потому что ст. 7 и 67 Лесного кодекса гласят, что лесной участок является земельным участком, что может располагаться на землях лесного фонда и на землях обороны и безопасности, где расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Проще говоря, основополагающее лесным законодательством термин «лесной участок» вбирает в себя предусмотренное Земельным кодексом понятие «земельный участок из состава земель лесного фонда», то есть суть земельного участка из состава земель лесного фонда такая же, как и лесной участок в составе земель лесного фонда. Однако это сходство формальное и зависит от самой терминологии Лесного кодекса. Признаки лесного участка, обычно, вторичны и формальны, в отличие от признаков земельного участка.

Литература

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 3 июля 2016 г.). № 51-ФЗ // СЗ РФ, 1994. № 32. Ст. 3301.

3. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016 г.).

4. Решение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. № ГКПИ07-936. Определение кассационной инстанции Верховного Суда РФ от 15 ноября 2012 г. № КАС07-572 оставило данное решение без изменения // СПС «КонсультантПлюс».

6. Гринь Е. А., Сиденко А. А. Процедура проведения аукциона по предоставлению лесных участков в аренду // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2015. № 109. С. 1181-1190.

7. Тихомиров М. Ю. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации (поглавный) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Понятие, уголовно-правовое значение, признаки добровольного отказа

Арпентьев В. О.

Арпентьев Владислав Олегович /Arpentyev Vladislav Olegovich — студент, кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права, Институт магистратуры Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Аннотация: в статье анализируются понятие, признаки и уголовно-правовое значение добровольного отказа.

Ключевые слова: понятие, анализ, добровольный отказ.

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с понятием, уголовно-правовым значением, а также признаками добровольного отказа. На основе проведенного исследования автором было выделено обобщенное понятие добровольного отказа, были рассмотрены его признаки, а также уголовно-правовое значение добровольного отказа.

Постановка проблемы. Добровольный отказ важный институт уголовного права, хотя в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ ему и посвящена всего одна статья . А. А. Тер-Акопов в научно-популярном издании, отвечая читателю на вопрос о том, «что такое добровольный отказ от совершения преступления», отметил: «На первый взгляд может показаться, что сама по себе формулировка — добровольный отказ от совершения преступления — не содержит проблемы и не нуждается в особых разъяснениях». Добровольный отказ является частым объектом для исследования со стороны теоретиков права, что мы наблюдаем, просматривая статистику последних лет.

В теоретическом плане проблема добровольного отказа не исчерпала себя. Актуальность исследуемой нами темы определяется тем обстоятельством, что многие теоретические вопросы касаемо добровольного отказа от совершения преступления до сих пор остаются дискуссионными. Статистика показывает, что сотрудники правоохранительных органов на практике сталкиваются с трудностями в определении признаков добровольного отказа, допускают серьезные ошибки посредством установления уголовной ответственности и назначения наказания лицам, добровольно отказавшимся от совершения преступления, и, наоборот, освобождая виновных от уголовной ответственности на основании ст. 31 УК РФ.

Рассмотрение основного материала. В рамках уголовного законодательства под добровольным отказом понимается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца .

Также под добровольным отказом понимают — добровольное и окончательное прекращение начатого преступления при осознании лицом возможности реального его завершения .

Согласно мнению А. А. Тер-Акопова, юридическое понятие добровольного отказа связано со значением слова «отказаться»: «перестать продолжать что-либо» . О таком отказе можно говорить только тогда, когда налицо определенные действия уже выполненные кем-то на «пути» к совершению преступления.

Основываясь на понятиях, как представленных нами в этой статье, так и на представленных в законе и юридической литературе, мы вывели свое обобщенное понятие добровольного отказа. Добровольный отказ — прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *