Удостоверение и книжка спасателя

Стать спасателем

Но так же ли легко соответствовать этому статусу показали учебно-практические учения резервистов, прошедшие 23 апреля на территории учебно-спортивной базы Главного управления МЧС России по г. Москве.

Для начала стоит рассказать, кто такие резервисты. Это люди, на которых можно положиться при нехватке профессионалов во время ЧС. Существует 2 способа стать таковым. Способ первый. Вы студент, вы не можете пройти мимо чужой беды и хотите постоянно помогать людям. Тогда вы вступаете во всероссийскую общественную молодежную организацию «Всероссийский студенческий корпус спасателей». Сегодня студенческие спасательные отряды существуют на базе 20 учебных заведений. Вы проходите обучение, практику, стажировку и, если считаете нужным, аттестацию. В итоге у вас удостоверение спасателя, дающее право на ведение определенных видов поисково-спасательных работ. Конечно, вас не пустят в самый очаг происшествия, но без вашей помощи могут не обойтись.

Способ второй. Вы простой рабочий, житель Москвы и у вас такие же желания. Вы пишете заявление в отдел подготовки резервистов и далее по той же схеме. Единственная разница в том, что зачисления в отдел приходиться ждать минимум год — слишком много желающих. Но когда момент настал, вы три месяца проходите теорию с элементами практики, потом полноценную практику в составе профессионально-спасательного формирования, а затем работаете там же добровольцем. Опять же при желании можете пройти аттестацию для получения удостоверения и стать членом общественного поисково-спасательного отряда «Спасрезерв».

Именно такие люди и присутствовали не учебно-практических сборах. 27 команд по 6 человек должны были пройти 15 учебных точек. Первоочередная цель этих сборов — дать добровольцам возможность попрактиковаться и исправить свои ошибки. Второй, не менее важной, целью является сплочение команд. Они должны быть цельными сработанными коллективами.

Учебные точки можно условно поделить на 2 вида: работа с техникой и спасение людей. В первую входили правила вскрытия автомобиля, деформированного при ДТП; правила распилки деревьев; правила работы с мотопомпой; техника поиска людей в лесном массиве и техника спасения на льду водоема. Во второй спасали пострадавших в коллекторе, в тоннеле, в задымленном помещении, в колодце, на большой и малой вышках, в результате ДТП, в результате обрыва ЛЭП и химическо-опасной аварии.

Такие учения проходят 2 раза в год: весной и осенью уже несколько лет. Поэтому спокойно можно судить об уровне подготовки резервистов. Мнения участников и руководства сошлись в одном: нехватка практического опыта заметно сказывается. И те, и другие оценили эти сборы на троечку с плюсом. Еще одной причиной этого является большое количество новичков и, так называемых, проходящих людей. В этих учениях принимают участие абсолютно все: ученики, практиканты, стажеры, уже работающие добровольцы… Соответственно и уровень у всех разный. Немалую роль, конечно, играет желание ребят. При его наличии все получается гораздо лучше. Если же люди пришли «для галочки», то и результат соответствующий.

Мария Малкина

Ключевые слова: Доброволец, Формируем ДПО

Приказ ведомства вступает в силу с 14 февраля текущего года.

На лицевой стороне жетона гравируются слово «СПАСАТЕЛЬ» и регистрационный номер спасателя, на обороте прописываются его фамилия, имя и отчество, а также группа крови и резус-фактор.

Жетон размером 25 на 50 мм. и прямоугольной формы с округленными краями изготавливается из нержавеющей стали. Два отверстия по бокам жетона позволяют носить его на металлической цепочке с карабином на груди или на руке в виде браслета.

Первоначально жетон введен в 1997 году на основе методических рекомендаций. Сейчас его регламентирует Приказ МЧС России «Об утверждении формы и описания бланка удостоверения личности спасателя и жетона спасателя, а также положения о книжке спасателя» от 6 ноября 2019 года.

В книжке спасателя фиксируются сведения о выполнении аварийно-спасательных работ, а также готовности спасателя выполнять свои обязанности, подтвержденные аттестацией.

Формы удостоверения личности, книжка и жетон спасателя едины для всех аттестованных спасателей, независимо от территориальной и ведомственной принадлежности спасательных формирований, в которых они исполняют обязанности спасателя, включая добровольцев. Сейчас в России около 220 тыс. граждан аттестованы на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 14 января 2002 года N 19

ПОЛОЖЕНИЕ
о спасателях и добровольных спасательных формированиях Кыргызской Республики

(В редакции постановления Правительства КР от 27 июня 2016 года № 357)

I. О СПАСАТЕЛЯХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» настоящее Положение определяет правовую основу, задачи, права, обязанности и ответственность спасателей, режим работы (службы) и отдыха спасателей, порядок оплаты труда, правовую и социальную защиту спасателей и членов их семей и другие дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей, установленные решениями органов исполнительной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления и госадминистраций, а также гарантии социальной защиты граждан, не являющихся спасателями, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.2. Правовую основу в деятельности спасателей составляют Конституция Кыргызской Республики, законы, указы Президента Кыргызской Республики и постановления Правительства Кыргызской Республики, настоящее Положение и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

2. Спасатели, добровольные спасатели и их статус

2.1. Создание аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, а также руководство их силами и средствами осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

2.2. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, в том числе на акватории, горноспасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Кыргызской Республики.

2.3. Основными задачами спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований являются:

— спасение жизни людей и оказание им своевременной помощи;

— постоянная готовность к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях и акваториях.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований могут:

— участвовать в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям;

— участвовать в мероприятиях по отселению населения и отгоне сельскохозяйственных животных из зон чрезвычайных ситуаций;

— участвовать в разработке аварийно-спасательных средств, разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, а также планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

— осуществлять надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— осуществлять контроль за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

— вести пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участвовать в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

— участвовать в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Спасатели

3.1. Граждане Кыргызской Республики, достигшие возраста 21 год, имеющие среднее (полное) общее образование, имеют право на приобретение статуса спасателей на основании решения аттестационной комиссии при уполномоченном государственном органе в области Гражданской защиты после прохождения медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ и знаний по доврачебной медицинской помощи.

3.2. Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Кыргызской Республики и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

3.3. Гражданам Кыргызской Республики при присвоении им статуса спасателей аттестационной комиссией выдаются удостоверения установленного образца, книжка спасателя и жетон с нанесенным на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя, утвержденные уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты.

3.4. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателей утверждается уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты.

3.5. Спасатели один раз в два года проходят аттестацию, обучение по программам подготовки спасателей и им присваивается звание «Спасатель» соответствующей классности. Спасатели на водах и горноспасатели не реже 1 раза в год проходят аттестацию со сдачей установленных нормативов. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателя.

3.6. Аттестационная комиссия в количестве 9 человек для аттестации спасателей создается приказом Министра экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

3.7. По соглашению сторон путем заключения договора (контракта) осуществляется комплектование спасателей, пригодных к службе по состоянию здоровья и по заключению медицинских органов, уровню квалификации и на основе личного заявления.

3.8. Эффективность проведения поисково-спасательных работ (ПСР) напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы количеством освоенных смежных профессий, что обуславливается их квалификационными характеристиками.

3.9. Спасатель имеет следующую квалификацию (звание):

— мастер-спасатель;

— спасатель 1 класса;

— спасатель 2 класса;

— спасатель 3 класса.

Классность подтверждается 1 раз в два года.

3.10. Мастер-спасатель должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее или среднее специальное образование; участвовать в спасательных работах.

Звание мастер-спасатель присваивается приказом Министра экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики по представлению квалификационной комиссии.

3.11. Спасатель первого класса должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; владеть тремя специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.

3.12. Спасатель второго класса должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3.13. Спасатель третьего класса должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории «В» и одной из специальностей спасателя.

Спасатель должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку.

3.14. Для получения квалификации спасатель должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:

Спасатель первого класса: специальная командирская курсовая подготовка или любая из подготовок на жетон «Спасательный отряд», инструктор-методист по альпинизму, инструктор-методист по туризму, инструктор по подводному спорту, инструктор авиапожарной команды, инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, инструктор легководолазного дела; мастер аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических и других спасательных работ; спортсмен-разрядник по прикладным видам спорта (не ниже второго разряда) — альпинист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок.

Спасатель второго и третьего классов: пожарный-десантник, пожарный-парашютист, пожарный (респираторщик), газоспасатель, врач, фельдшер, кинолог, спасатель воздушного транспорта, начальник спасательного отряда альпинисткой базы, инженер (техник) по аварийно-спасательным работам, водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов, механик-водитель, взрывник, пиротехник, машинист землеройной или строительной техники, аквалангист, водолаз, стропальщик, такелажник, газорезчик, газосварщик, монтажник-высотник, радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи, медсестра, повар, матрос, судоводитель, оператор насосных станций, горнопроходчик, планшетист, электромонтер, машинист грузоподъемной техники.

Для организации и проведения профессионального обучения спасателей и поддержания постоянного высокого уровня их готовности к работе по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера в уполномоченном государственном органе в области Гражданской защиты разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и непрерывное.

Первоначальное (базовое) обучение должны пройти все спасатели аварийно-спасательных служб (формирований) в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус «спасателя» выдается книжка и жетон спасателя.

Непрерывное обучение — основная форма поддержания и повышения профессионального уровня спасателей, которая осуществляется на основе учебной программы подготовки спасателей разрабатываемой соответствующими подразделениями уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты.

(В редакции постановления Правительства КР от 27 июня 2016 года № 357)

4. Аттестация спасателей

4.1. Для оценки уровня готовности спасателей к работе в зоне чрезвычайных ситуаций они проходят аттестацию согласно Положению, утвержденному уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты.

5. Права, обязанности и гарантии деятельности спасателей

5.1. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб (формирований).

5.2. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

5.3. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право:

— на полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

— на беспрепятственный проезд, проход на территории и производственные объекты организаций и учреждений, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

— на использование для спасения людей и в случае крайней необходимости средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, независимо от форм собственности;

— на удаление всех лиц, не участвующих в проведении работ в зоне ЧС, в безопасную зону и требование соблюдения установленных мер безопасности.

Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе государственных медицинских учреждений и реабилитационных центров республики.

Спасатели в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на компенсационные выплаты, согласно Трудовому кодексу Кыргызской Республики и Закону Кыргызской Республики «Об охране труда».

5.4. Спасатели-военнослужащие имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О пенсионном обеспечении военнослужащих».

5.5. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и добровольных аварийно-спасательных формирований обязаны:

— совершенствовать свои теоретические знания и профессиональное мастерство;

— быть готовыми к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

— совершенствовать навыки действий, методы работы при чрезвычайных ситуациях как индивидуальные, так в составе аварийно-спасательных формирований;

— строго соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

— активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

— неукоснительно выполнять приказы, указания руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), в составе которых спасатели принимают участие.

5.6. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их следовании к месту аварийно-спасательных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.

5.7. В зоне чрезвычайных ситуаций при проведении работ по их ликвидации спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб (формирований), в составе которых проводят указанные работы.

5.8. Государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, должностные лица в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию статуса спасателей Кыргызской Республики.

5.9. Никто не имеет право принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).

6. Организация работы (службы), отдыха и оплаты труда спасателей

6.1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурства, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке, утвержденной руководителем аварийно-спасательной службы (формирования).

6.2. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом их особенностей и медицинских рекомендаций.

6.3. Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) производится в соответствии с трудовым договором (контрактом) не ниже размера минимального потребительского бюджета трудоспособного работника.

6.4. Профилактическая работа в зоне чрезвычайных ситуаций и питание приравнивается к проведению спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

6.5. Спасатели имеют денежные надбавки к должностному окладу за классность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Оплата производится за счет тех организаций, предприятий и учреждений в чьем ведении находится спасательная служба.

6.6. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 7 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.

Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере не ниже одной минимальной заработной платы в сутки.

7. Социальная защита спасателей и членов их семей, пенсионное обеспечение

7.1. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения предоставляются по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Кыргызской Республики.

7.2. Порядок обеспечения жилыми помещениями спасателей-военнослужащих и проживающих совместно с ними членов семей определяется Законом Кыргызской Республики «О статусе военнослужащих».

7.3. Порядок страхования спасателей-военнослужащих определяется Законом Кыргызской Республики «О статусе военнослужащих».

7.4. Члены семей спасателей-военнослужащих профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), погибших при исполнении служебных обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также члены семей спасателей из числа гражданских лиц, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на социальную защиту в соответствии с Законами Кыргызской Республики «О статусе военнослужащих» и «О государс- твенном пенсионном социальном страховании» соответственно.

7.5. Пенсионное обеспечение членов семей спасателей-военнослужащих по случаю потери кормильца осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О пенсионном обеспечении военнослужащих».

7.6. На спасателей-военнослужащих профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии социальной защиты, льготы, установленные Законом Кыргызской Республики «О статусе военнослужащих».

7.7. Социальная защита спасателей из числа гражданских лиц осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» и трудовым договором (контрактом).

7.8. При получении спасателями из числа гражданских лиц увечий и травм в период исполнения служебных обязанностей, повлекших за собой инвалидность, социальная защита осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О социальной защите инвалидов в Кыргызской Республике».

7.9. Решением органов исполнительной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие законодательству о труде, гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), членов внештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований).

7.10. В случае крайней необходимости отдельные граждане, не являющиеся спасателями, могут с их согласия привлекаться к участию в проведении аварийно-спасательных работ.

7.11. Решения о привлечении граждан, не являющихся спасателями, к проведению, аварийно-спасательных работ принимают руководители органов исполнительной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления, организаций.

7.12. Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ подлежат обязательному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, определяемые Правительством Кыргызской Республики.

7.13. Порядок предоставления жилья спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) из числа гражданских лиц определяется Жилищным кодексом Кыргызской Республики.

7.14. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое, медицинское и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Неиспользованные средства, поступившие по договорам от организаций, остаются в распоряжении аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.

(В редакции постановления Правительства КР от 27 июня 2016 года № 357)

8. Финансирование аварийно-спасательных служб и добровольных спасательных формирований

8.1. Финансирование аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет:

— государственного бюджета, фондов и иных средств органов местной государственной администрации, местного самоуправления, а также финансовых средств организаций, создающих аварийно-спасательные службы, добровольные аварийно-спасательные формирования;

— финансовых средств, поступающих от реализации договоров с организациями об их обслуживании;

— созданных резервов финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— фондов поддержки аварийно-спасательных служб (формирований), специальных фондов ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— страховых фондов и иных источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

8.2. Созданные профессиональные и добровольные спасательные формирования подлежат регистрации в уполномоченном государственном органе в области Гражданской защиты.

II. О ДОБРОВОЛЬНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

9. Структура и комплектование добровольных спасательных формирований

9.1. Добровольные спасательные формирования (ДСФ) — это отряды, созданные на базе соответствующих структур, занимающиеся спасением людей, объединением добровольцев, изъявивших желание внести свой вклад в выполнение патриотической и гуманной задачи — оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

9.2. Руководителями формирования являются командир, заместитель командира отряда, которые утверждаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

9.3. Обязанности руководителей и членов отряда определяются приказом руководителя организации, исходя из их типа (профиля) и других особенностей.

9.4. Зачисление в ДСФ производится приказом руководителя организации на основе личного заявления граждан Кыргызской Республики, достигших возраста 21 года, годных по состоянию здоровья и имеющих необходимую подготовку для выполнения спасательных работ при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Прием производится на добровольных началах, по контракту, в индивидуальном порядке.

9.5. При подаче заявления о зачислении в формирование кандидат обязан предъявить:

— медицинскую справку о годности к проведению спасательных работ по форме, установленной Министерством здравоохранения Кыргызской Республики;

— профессиональные квалификационные документы.

9.6. Первоначальное обучение кандидата-спасателя (стажера) проходит на базе соответствующего отряда в течение трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, кандидаты сдают экзамены и зачеты по программе подготовки к проведению спасательных работ, медицинской подготовке, технике безопасности при работе со специальным оборудованием, снаряжением, приборами и специальной техникой.

10. Организация работы и специальной подготовки членов формирований

10.1. В зависимости от типа (профиля) формирования для подготовки их членов разрабатываются специальные программы. Программы согласовываются с заинтересованными министерствами, ведомствами и утверждаются уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты.

10.2. По согласованию с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты, для подготовки и проведения аттестации используют материальную базу и преподавательский состав существующих учебных центров, школ, клубов ведомственных аварийных служб, учебных заведений и других государственных и общественных организаций в установленном порядке.

10.3. Уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты и его структуры оказывают необходимую научно-методическую помощь в разработке программ подготовки спасателей и формирований, обеспечении необходимой учебной литературой, наглядными пособиями, макетами; обобщает передовой опыт добровольных спасательных формирований.

10.4. В целях обеспечения единого управления силами и средствами в период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты и его структурные подразделения определяют:

— порядок оповещения и прибытия к местам чрезвычайных ситуаций;

— время погрузки в транспортные средства;

— возможный объем и виды работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— порядок получения оборудования, снаряжения, приборов, продуктов питания;

— задание на выполнение спасательных работ с указанием района и объекта.

Самостоятельный переход формирования с объекта на объект запрещается.

10.5. При прибытии в район бедствия формирование должно быть зарегистрировано в соответствующем территориальном органе уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты с предъявлением формуляра (паспорта) формирования и оперативного журнала.

Форма оперативного журнала и формуляра утверждается уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты и является единой для всех формирований.

(В редакции постановления Правительства КР от 27 июня 2016 года № 357)

10.6. При выполнении поисково-спасательных работ в оперативном журнале отмечаются виды проводимых работ, место, время их проведения и результаты.

По окончании поисково-спасательных работ записи заверяются территориальном органе уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты или уполномоченными на это лицами.

(В редакции постановления Правительства КР от 27 июня 2016 года № 357)

10.7. Транспортировка формирований осуществляется за счет организаций, предприятий и учреждений, на объектах которых произошли чрезвычайные ситуации.

10.8. При проведении поисково-спасательных работ должны соблюдаться необходимые меры безопасности.

11. Порядок привлечения спасательных формирований к проведению поисково-спасательных работ и их оплата

11.1. ДСФ привлекаются к проведению поисково-спасательных работ руководителями предприятий, организаций и учреждений при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера с последующей оплатой за проведение спасательных работ.

11.2. Оплата членам добровольных спасательных формирований производится в следующих размерах:

— за дежурство и участие в спасении людей — до 50% от минимальной заработной платы в сутки;

— за ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций — до 100% от минимальной заработной платы в сутки.

11.3. Оплата членам добровольных спасательных формирований производится за счет организаций, на объектах которых произошли чрезвычайные ситуации и были осуществлены спасательные работы.

12. Социальная защищенность и меры поощрения членов добровольных спасательных формирований

12.1. В случае временной нетрудоспособности члена ДСФ, наступившей в связи с выполнением обязанностей по оказанию помощи пострадавшим при ЧС, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, независимо от стажа работы в размере 100% заработка, а в случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине, ему назначается пенсия по инвалидности в размере, установленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

12.2. Члены ДСФ, активно принимавшие участие при спасении пострадавших, поощряются главами местных госадминистраций, органов местного самоуправления, руководителями организаций, предприятий, учреждений и общественных организаций в пределах их компетенции путем:

— объявления благодарности;

— выдачи подарков, материальных ценностей, денежных премий, бесплатных путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты;

— предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска сроком до 3 дней.

За особые заслуги в оказании помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, катастрофах и проявленные при этом мужество и героизм члены добровольного спасательного формирования представляются к государственным наградам в установленном порядке.

13. Материально-техническое обеспечение членов ДСФ

13.1. ДСФ обеспечиваются необходимыми помещениями, телефонной связью, мебелью и инвентарем создающими их организациями.

13.2. Расходы на содержание служебных помещений ДСФ, приобретение мебели, инвентаря, специальной литературы, бланков удостоверений, знаков, а также телефонные, почтовые, транспортные и другие расходы производятся за счет средств организаций, создавших эти ДСФ.

Для спасателей

Если вы хотите участвовать в программе «Спасатель рядом” и обладаете навыками оказания первой помощи (вы — спасатель, пожарный, врач, полицейский или прошли курсы оказания первой помощи), то вам нужно зарегистрироваться. После подтверждения актуальности данных и обучения, вы сможете получать вызовы в ситуациях, когда недалеко от вас человеку стало плохо и необходимо присутствие грамотного человека, обладающего навыками оказания первой помощи.

После регистрации и подтверждения анкеты, добровольный спасатель самостоятельно определяет время, когда он готов откликнуться на призыв о помощи и расстояние до пострадавшего, на котором он готов принять вызов.

Если вы находетесь в состоянии готовности к реагированию, то приложение периодически определяет ваше местоположение и учитывает эту информацию при поступлении вызова.

При получении сообщения о том что где-то рядом нужна помощь, спасатель, при необходимости, может связаться с отправителем сигнала SOS и уточнить конкретное местоположение. Приложение на карте показывает точку откуда произвели вызов и прокладывает маршрут к ней от местоположения спасателя.

По прибытии на место, спасатель подтверждает прибытие, оказывает первую помощь и, по окончании спасательных работ, заполняет карточку вызова.

Участие в программе «Спасатель рядом” — это реальная возможность применять свои навыки оказания помощи и помогать людям, попавшим в беду. От профессионализма, умений и скорости реагирования добровольного спасателя может зависеть жизнь человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *