Уполномоченные по защите прав предпринимателей

Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ создан одним из первых в стране. Необходимость его учреждения вызвана большим количеством накопившихся проблем в этой сфере, невысокой включенностью малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие страны. При том, что предпринимательство обладает большим потенциалом и способно существенно влиять на уровень и удовлетворенность жизнью населения, развивая производство и создавая рабочие места.

Развитию предпринимательства мешают многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, некачественное исполнение государственных функций и услуг субъектам предпринимательства, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения, значительный объем отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Создание благоприятного инвестиционного климата, эффективного корпоративного и антимонопольного законодательства, снятие административных барьеров и бюрократических проволочек – основные задачи в сфере поддержки предпринимательства. Это реально, если опираться на общественные организации предпринимательства, взаимодействовать с госорганами, федеральными надзорными и контролирующими ведомствами. Институт Омбудсмена должен дать импульс в поиске правовых инструментов и методов решения проблем и вопросов в сфере предпринимательства.

Деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей строится в полном соответствии с Законом, который обеспечивает его независимость и не подотчетность.

Первые шаги в работе Уполномоченного – систематизация обращений и жалоб для выявления существенных проблем и вопросов в сфере предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, изучение и анализ существующего опыта взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества, установление контактов с предпринимателями и мониторинг «болевых точек» через электронные средства коммуникации.

Это позволяет оперативно реагировать на нарушения прав и притеснения представителей малого и среднего бизнеса (в первую очередь на муниципальном уровне), наладить обратную связь, организовывать он-лайн конференции с должностными лицами, раскрывать опыт работы в тех или иных регионах, оказывать различные виды поддержки предпринимателям.

Сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Башкортостане видится как рабочий инструмент взаимодействия, обмена информацией с представителями малого и среднего бизнеса, с государственными и общественными органами республики.

И такой инструмент у нас появился!

Вместе мы преодолеем преграды и внесем свой вклад в процветание Башкортостана!

m

Теория и история государства и права

O. A. Egoshin

Keywords: political and legal views, patriotic thinkers, military punishment, the First World War, the revolution.

EGOSHIN Oleg A. — associate professor of legal state and municipal management, the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: oae03.egoshin@yandex.ru

УДК 342.5

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Казакова Валентина Вячеславовна,

аспирант кафедры административного, финансового и информационного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Нижегородский институт управления), г. Нижний Новгород. E-mail: kazakovavalentlna.nn@mall.ru

В статье рассмотрены основы правового статуса института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, определено его место в механизме государственного аппарата. Обращено внимание на сущностную характеристику полномочий бизнес-омбудсмена, обосновывается целесообразность усиления юридической ответственности за воспрепятствование его законной деятельности.

Ключевые слова: бизнес-омбудсмен, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, правовой статус, государственный орган, государственная должность Российской Федерации, властные полномочия, административная ответственность.

Необходимость существования института уполномоченного по защите прав предпринимателей активно обсуждалась в правительственных и бизнес кругах в течение длительного периода времени, в результате чего была однозначно определена целесообразность функционирования структуры, призванной стать дополнительной гарантией развития предпринимательского сообщества, социально-экономической среды России. Вместе с тем, вопросы правовой статуса данного института, его места в механизме государственного управления понимались неоднозначно .

Идея создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности была впервые зафиксирована в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и озвучена Президентом России В. В. Путиным в выступлении 21 июня 2012 г. на Петербургском международном экономическом форуме. Однако ее родоначальником по праву считается ОПОРА России — Общероссийская общественная ор-

ганизация малого и среднего предпринимательства, целью деятельности которой является содействие консолидации предпринимателей и иных граждан в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации .

Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» данная должность была учреждена официально. Отличительной особенностью указанного акта от аналогичных явилось отсутствие каких-либо норм, определяющих правовой статус рассматриваемого института. Данный пробел был преодолен с принятием Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) . Нельзя не отметить, что еще до принятия окончательного решения по данному вопросу на федеральном уровне в ряде субъектов России в порядке опережающего нормотворчества (пилотных проектов) были приняты региональные

Казакова В. В.

нормативные правовые акты, к сожалению, не всегда удачные, регламентирующие функционирование уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации .

Анализ нормативно-правовой основы деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей позволяет рассматривать его в качестве специализированного бизнес-ориентированного омбудсмена. Он совместно со своим аппаратом является государственным органом, а сам он непосредственно замещает государственную должность Российской Федерации . Основное назначение Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей состоит в обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, соблюдения указанных прав органами публичной власти и должностными лицами. Учреждение его обусловлено необходимостью ликвидации избыточных административных барьеров, коррупционных проявлений, тормозящих развитие страны и угрожающих национальной безопасности.

В качестве основных задач деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей определены: защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств; осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами публичной власти; содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; взаимодействие с предпринимательским сообществом; участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Для решения обозначенных задач Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей наделен правом направлять органам публичной власти предложения, рекомендации о принятии нормативных правовых актов, приостановлении действия актов, отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов, давать заключения на проекты нормативных правовых актов, опосредованно обращаться в высший орган конституционного контроля России.

Основным инструментом данного института по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является рассмотрение поступивших к нему жалоб субъектов предпринимательской деятельности, по итогам которого он обязан (на выбор) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты; передать жалобу в орган государст-

венной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов; обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности; обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности; обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя; направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы; беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления; в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях «экономической направленности» без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы; принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках госу-

дарственного контроля (надзора) или муниципального контроля; одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления.

Указанные полномочия нашли отражение и конкретизацию в текущем нормотворчестве на всех уровнях публичной власти (федеральном, региональном, муниципальном). Вместе с тем, к сожалению, вступивший в юридическую силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации , к сожалению, вообще не содержит упоминания об Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

На практике сложилась в определенной мере парадоксальная ситуация. В идеале бизнес-сообщество должно рассматривать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в качестве своего законного представителя, что предположительно должно повысить привлекательность данного института для обращений по фактам нарушения прав предпринимателей. Вместе с тем, массового потока обращений к нему на сегодняшний день не наблюдается, что, конечно, отнюдь не свидетельствует об отсутствии нарушений. Напротив, органы прокуратуры по-прежнему вскрывают далеко не единичные факты проведения контролирующими органами проверок хозяйствующих субъектов с превышением компетенции, проведения проверок неуполномоченными должностными лицами, с нарушением сроков, без законных оснований . Более того, некоторые авторы указывают на статистические данные, согласно которым от 70 до 80 % обращений к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей свидетельствуют о конфликтах бизнесменов не с властью, а между собой .

Особое значение в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеют сформированные при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей институциональные структуры: назначаемые им общественные представители, осуществляющие представительские и экспертные функции; экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах; общественные приемные, оказывающие субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь; эксперты.

Важно отметить, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в настоящее время не обладает реальными властными полномочиями, хотя его деятельность и носит публичный характер. Данный институт допол-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теория и история государства и права

няет существующие средства защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции органов публичной власти. В определенной мере его существование обусловлено недостаточной результативностью работы существующих правоохранительных органов и судов, несмотря на проводимые в них периодические институционально-организационные мероприятия. Так, в 2012 году в целях обеспечения защиты прав предпринимателей в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в составе Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства создано специализированное Управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, состоящее из двух подразделений: отдела по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и отдела по надзору за законностью проверок органов контроля. Аналогичные подразделения образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации .

В большей степени рассматриваемый институт нацелен на «мягкое» урегулирование (разрешение) отношений и спорных вопросов между бизнесом и властными структурами. Для него характерна целенаправленная правозащитная деятельность, осуществление функций посредничества между государством и предпринимательским сообществом, защита публично-частных интересов. Законодательством не предусмотрено принятие им самостоятельных реально властных решений. В этой связи, как верно отмечается в юридической литературе, эффективность функционирования данного института во многом зависит от степени взаимодействия с иными уполномоченными, властными и предпринимательскими структурами . Данное обстоятельство побуждает его к активному взаимодействию (сотрудничеству) с подобными структурами . На доктринальном уровне в научных исследованиях высказываются предложения о путях совершенствования рассматриваемого института посредством наделения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей дополнительными правами .

В заключение отметим, что федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 17.2.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, которое может быть осуществлено в виде вмешательства в его деятельность с целью повлиять на его решения; неисполнение должностными лицами его законных требований либо воспрепятствование его деятельности в иной форме; несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления ему информации (документов, материалов, ответов на обращения) . Вместе с тем, установленные санкции за подобные деяния (до трех тысяч рублей или дисквалификация

Казакова В. В.

до года) вряд ли можно признать соответствующими их общественной вредности, и, несомненно, требуют ужесточения.

Литература

3. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

4. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (с послед изм. и доп.) // Российская газета. 1995. 17 янв.

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2333.

6. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3509.

7. Положение о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации (утверждено Генеральной прокуратурой Российской Федерации 4 июня 2014 г.) . Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

8. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (заключено в г. Москве 26.11.2012 г. №12/01-20/А60-28-500) . Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

9. Соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации» (заключено в г. Москве 29.10.2013 г. № 325) . Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

10. Гаврилин Ю. В. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности от незаконного и необоснованного уголовного преследования // Адвокатская практика. 2013. № 6. С. 25-28.

11. Кирилловых А. А. Уполномоченный по правам предпринимателей: основы правового статуса в системе правозащитных институтов // Законодательство и экономика. 2013. № 11. С. 26-34.

12. Мохов А. А. Институт Уполномоченного по правам предпринимателей в России // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 4. С. 12-15.

13. Сергеев С. Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение и углубление внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 12-17.

14. Чубенко И. С. Защита прав предпринимателей // Законность. 2014. № 12. С. 17-19.

15. Чубенко И. С. Реализация прокурорско-надзорных полномочий в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства // Законность. 2012. № 10. С. 9-12.

V. V. Kazakova

2 июля 2020 года состоялось заседание постоянного комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской областной Думы, на котором с Докладом о деятельности Уполномоченного за 2019 год выступила Светлана Нижегородова.

В аппарат Уполномоченного за период в 2019 году поступило 305 обращений, из них 108 сложных письменных жалоб. Для сравнения только за четыре месяца в аппарат Уполномоченного поступило более 380 обращений от субъектов предпринимательской деятельности по проблемным вопросам, в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Основные темы обращений бизнеса за отчетный период стали: налоговая нагрузка и урегулирование спорных вопросов с налоговыми органами; завышенные и/или необоснованные тарифы естественных монополий (тарифы на электроэнергию, необоснованность ж/д тарифа, плата за вывоз ТКО); неналоговые нововведения и связанные с этим затраты предпринимателей и требования к ним (маркировка и другие таможенные вопросы; незаконное уголовное преследование; проблемы административного давления и необоснованные результаты проверочных мероприятий; задолженность по государственным и муниципальным контрактам; необходимость совершенствования законодательства с учетом мнения предпринимательского сообщества.

— 24%- жалоб поступило на правоохранительные органы, 18% — ФНС и 10% жалоб на органы местного самоуправления. Количество жалоб предпринимателей на органы МВД и следствия остается стабильным: 26 жалоб в 2019 году (при 24 жалобах в 2018 году). По большинству жалоб Уполномоченным направлены соответствующие обращения в Прокуратуру Калининградской области, по ряду жалоб приняты меры прокурорского реагирования – отметила бизнес-омбудсмен.

В 2019 году количество возбужденных в отношении предпринимателей уголовных дел осталось практически неизменным. Растет количество уголовных дел, переданных в суд. В 56% случаев вынесен обвинительный приговор. Согласно предоставленной Прокуратурой Калининградской области за 2019 год информации, из 25 уголовных дел, переданных для судебного разбирательства, только одно возвращено прокурору для устранения препятствий рассмотрения дела в суде.

Общее количество субъектов предпринимательской деятельности в Калининградской области за 2019 год сократилось на 5,4 %.

Количество действующих юридических лиц сохранило тенденцию на снижение, их количество в 2019 году сократилось на 11,2 % из них: 86 % — в связи с исключением из реестра по решению регистрирующего органа, 14 % — по решению компании

Тенденция умеренного роста количества индивидуальных предпринимателей (в т.ч. крестьянских/фермерских хозяйств). По состоянию на 01.01.2019 их количество составляло 31 666, на 01.01.2020 – 32 596) — рост составил около 3%.

По информации аппарата Уполномоченного, общая сумма задолженности перед предпринимателями за 1 полугодие 2019 года в Калининградской области составляла более чем 170 млн. рублей и была существенной. По состоянию на конец 2019 года, в результате совместной работы Прокуратуры региона и Уполномоченного, сумма бесспорной задолженности по муниципальным контрактам, источником финансирования которых явились бюджетные средства, снизилась на 72,6 млн. рублей — до 97,4 млн. рублей.

— Важным инструментом для вынесения проблем бизнеса региона на федеральный уровень является взаимодействие с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Нашли поддержку такие вопросы, как проблема «калининградского транзита» — данная проблематика поддержана федеральным уполномоченным, направлено соответствующее обращение в Правительство РФ и указанная проблема включена в Доклад федерального бизнес-омбудсмена Президенту РФ. Также, мною были вынесены такие региональные вопросы, как проблема завышенной тарификации при перевозках ж/д транспортом в Калининградскую область с территории России, проблема отмены ЕНВД и необходимости изменения параметров льготных режимов. Все озвученные региональные проблемы были поддержаны федеральным бизнес-омбудсменом, как требующие федеральных решений – рассказала Светлана Нижегородова.

В заключении своего выступления бизнес-омбудсмен отметила планы работы на 2020 год. Это продолжение деятельности Уполномоченного по защите законных прав и интересов предпринимателей: работа с отдельными обращениями предпринимателей о нарушении их прав и законных интересов, а также работа по решению системных проблем, затрагивающих интересы предпринимателей региона и негативно влияющих на предпринимательский климат региона.

В 2020 году планируется также развитие общественных институтов в рамках деятельности Уполномоченного и популяризация примирительных процедур — создание по площадке Уполномоченного Центра содействия переговорам.

После обсуждения ежегодного доклада в рамках комитета, парламентарии поддержали включение отчетного документа Уполномоченного в повестку дня заседания Калининградской областной Думы.

Общественные приемные в г. Смоленске созданы с целью защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, ликвидации нарушений прав предпринимателей, повышения правовой грамотности субъектов, расширение информирования бизнеса о возможностях государственной поддержки.

Общественная приемная решает следующие задачи:

  • Организация предоставления субъектам предпринимательской деятельности и их объединениям консультационной, информационной, правовой и иной помощи в рамках деятельности института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  • Организация первичной экспертизы по материалам обращения субъектов предпринимательской деятельности;
  • Анализ и обобщение проблем, указанных в обращениях предпринимателей, изучение причин их возникновения;
  • Подготовка материалов (резюме конфликта, экспертного заключения и др.) для последующего направления Уполномоченному;
  • Организация освещения деятельности Уполномоченного в открытых источниках.

Функции общественной приемной:

  • Прием жалоб и обращений, поступающих в адрес Уполномоченного;
  • Разъяснение заявителю способов и порядка защиты нарушенных прав;
  • Обработка и рассмотрение полученных устных и письменных жалоб и обращений, поступивших Уполномоченному.

Уважаемые предприниматели! Приемные Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей находится по адресам:

Адрес месторасположения общественной приемной: г.Смоленск, ул. Карла Маркса 14

График работы общественной приемной: третий вторник каждого месяца с 15:00 до 16:30 ведется прием субъектов МСП Google карты

Адрес месторасположения общественной приемной: г. Смоленск, ул. Тенишевой, 15 «Мой бизнес» 8-й этаж, окно #4

График работы общественной приемной: каждый вторник с 9:00 до 18:00 (перерыв с 13:00 до 14:00) в общественной приемной на территории центра оказания услуг «Мой Бизнес» ведется прием обращений от субъектов МСП

Google карты

Личный прием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области Ефременкова Алексея Владимировича — третий вторник каждого месяца с 15:00 до 16:30 в помещении общественной приемной.

В ходе приема оказывается консультативная помощь, помощь в оформлении обращения, разъяснение о способах и порядке защиты нарушенных прав и.т.д

Предварительная запись по телефону: 8(4812) 20-46-35 — Анна

Предприниматели Москвы через приемную могут обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей в случае нарушения их прав со стороны государственных органов, превышения полномочий контролирующих институтов, рейдерских захватов и прочей неправомерной деятельности через общественную приемную.

Кроме того, общественная приемная занимается повышением правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности. Она организовывает консультации по вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей, краткосрочные программы обучения, занимается первичной правовой экспертизой жалоб и обращений предпринимателей, сбором и подготовкой материалов по обращениям граждан.

Правом обратиться к уполномоченному с жалобой на любые нарушения своих прав и законных интересов решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, местного самоуправления и любых других организаций обладают индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в Москве либо осуществляющие на территории столицы предпринимательскую деятельность.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный может передать ее в государственный орган, в компетенции которого находится решение этого вопроса, либо обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов или незаконными решений и действий госорганов. Кроме того, уполномоченный может направить в соответствующий орган обращение о привлечении конкретных должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной, а также рекомендации по восстановлению законных прав пострадавших предпринимателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *