Уполномоченный президента по правам ребенка

Федеральные Уполномоченные:

  • Сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — ombudsmanrf.ru
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка — http://deti.gov.ru/ rfdeti.ru
  • Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей — ombudsmanbiz.ru

Сайты Уполномоченных в регионах России:

Алтай Республика: http://www.upch04.ru/

Алтайский край: http://www.protmen.ru/

Амурская область: http://www.amurupch.ru

Архангельская область: http://www.pomorupolnom.ru/

Астраханская область: http://www.ast-ombu.ru

Башкортостане: http://upch.bashkortostan.ru/

Белгородская область: http://www.belregion.ru/author/authorized/human.php

Брянская область: http://www.upchbrk.com/

Бурятия Республика: http://ombudsmanrb.ru/

Владимирская область: http://ombudsman33.ru/

Воронежская область: http://ombudsman-vrn.ru/

Волгоградская область http://hr34.ru/

Вологодская область: http://up35.ru/

Дагестане: http://www.dagombu.ru/

Забайкальский край:http://xn--80aafugaowfhl4a3g.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/

Ингушетии: http://ingushombudsman.ru/

Ивановская область: http://ombudsman.ivanovoobl.ru/

Иркутская область: http://ombudsman.r38.ru/asp/default.aspx

Калининградская область: http://ombudsman39.ru/

Калмыкии: http://kalmombudsman.ru

Карелии: http://ombudsman-karelia.ru/

Коми: http://upch.rkomi.ru

Калужская область: http://www.ombudsman.kaluga.ru/

Карачаево-Черкесская Республика: http://upchkchr.ru/

Кемеровская область: http://ombudsmankuzbass.ru/

Кировская область: http://www.ombudsman.kirov.ru/

Камчатский край: http://www.prava41.ru/

Костромская область: http://www.upch44.ru/

Краснодарском крае: http://kubanombudsman.org/

Курская область:http://ombudsman-kursk.ru/

Красноярском крае: http://www.ombudsmankk.ru/

Липецкая область: http://ombudsman-lipetsk.ru/

Ленинградская область: http://ombudsman47.ru/

Марий Эл: http://portal.mari.ru/ombudsman/Pages/main.aspx

Москве: http://www.ombudsman.mos.ru/

Московская область: http://www.upchmosobl.ru/

Ненецком Автономном округе: http://ombudsmannao.ru/

Нижегородская область:http://www.upchnn.ru

Новгородская область: http://www.ombudsman53.ru/

Новосибирская область: http://www.upch.nso.ru/

Омская область: http://ombudsman.omsk.ru/

Оренбургская область: http://ombudsman-oren.ru/

Орловская область: http://www.ombudsman57.ru/

Пензенская область: http://ombudsmanpnz.ru/

Пермском крае: http://ombudsman.perm.ru/

Приморском крае: http://ombu.primorsky.ru/

Псковская область http://ombudsman.pskov.ru/

Ростовская область: http://ombudsman.donland.ru/

Рязанская область: http://ombudsman.ryazangov.ru/

Саха (Якутия): https://iu-upch.sakha.gov.ru/

Самарская область: http://www.ombudsman.samara.ru/

Санкт-Петербурге: http://www.ombudsmanspb.ru/ http://www.spbdeti.org/

Саратовская область: http://ombudsman64.ru/

Свердловская область: http://ombudsman.midural.ru/

Смоленская область: upolchel.admin-smolensk.ru

Ставропольский край: http://www.stavropol-ombudsman.ru/

Тамбовская область: http://ombudsman.tmbreg.ru/

Тверская область: http://ombudsman-tver.ru/

Татарстане: http://upch.tatarstan.ru/

Тульская область http://ombudsman.tularegion.ru/

Томская область http://ombudsman.tomsk.ru

Тюменская область: https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/ombudsmann/news.htm

Удмуртская Республика: http://ombudsman.udmurt.ru/

Ульяновская область: http://www.ombudsman73.ru/

Хабаровский край: http://www.pravo.khv.ru/

Ханты-Мансийский АО — Югра: http://www.upch.admhmao.ru/

Чеченская Республика: http://www.chechenombudsman.ru/

Челябинская область: www.ombudsman74.ru/

Чувашская Республика: http://gov.cap.ru/

Ярославская область: ​​http://up76.ru

Уполномоченные по правам человека в республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Мордовия не имеют отдельных сайтов в интернете. Адреса и телефоны этих, а также всех других уполномоченных, имеющих сайты, можно узнать на этой странице нашего сайта (после перехода по ссылке нажмите ctrl+f для поиска по странице). Если в вашей области есть сайт Уполномоченного и он не фигурирует в нашем списке, пожалуйста, напишите нам об этом.

Национальные институты прав человека в странах пост-СССР


Азербайджан: Уполномоченный по правам человека


Армения: Защитник прав человека


Грузия: Народный защитник


Казахстан: Уполномоченный по правам человека


Кыргызстан: Омбудсман (Акыйкатчы)


Латвия: Омбудсман


Литва: Контролеры сейма


Молдова: Парламентские адвокаты

Узбекистан: Уполномоченный олий меджлиса (омбудсман)

Украина: Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека

Эстония: Канцлер юстиции

Омбудсманы в непризнанных автономиях бывшего СССР:

  • Защитник прав человека в Нагорном Карабахе
  • Уполномоченный по правам человека в Абхазии
  • Уполномоченный по правам человека в Южной Осетии
  • Уполномоченный по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике

Национальные институты прав человека стран Европы

Австрия: Народный защитник

Албания: Народный адвокат

Андорра: Raonador del Ciutada

Бельгия: Федеральный омбудсман

Болгария: Институт омбудсмана

Босния и Герцеговина: Институт омбудсмана

Венгрия: Парламентский уполномоченный

Германия: Институт прав человека; Комиссар Бундестага

Греция: Омбудсман; Национальная комиссия по правам человека

Дания: Институт прав человека; Парламентский Омбудсман

Ирландия: Омбудсман; Комиссия по правам человека

Исландия: Институт омбудсмана

Кипр: Уполномоченный по вопросам администрации

Люксембург: Комиссия по правам человека; Омбудсман

Мальта: Парламентский омбудсман

Черногория: омбудсман

Нидерланды: Национальный омбудсман

Норвегия: Парламентский омбудсман; Норвежский центр по правам человека, Омбудсман по делам детей

Польша: Народный защитник

Португалия: Национальный омбудсман

Румыния: адвокат народа

Сербия: Защитник прав человека

Финляндия: Парламентский омбудсман; Омбудсман по делам меньшинств

Франция: Медиатор Республики; Консультативная комиссия по правам человека

Хорватия: Институт омбудсмана Омбудсман по правам детей

Чехия: Народный защитник прав

Испания: Народный защитник

Швеция: Омбудсман для детей;
Парламентский Омбудсман

Национальные институты прав человека в других странах мира

Австралия: Комиссия по правам человека, Федеральный Омбудсман

Аргентина: Национальный Комиссар по правам человека Аргентины

Венесуэла: Защитник граждан

Индия: Национальная комиссия по правам человека

Канада: Комиссия по правам человека Канады

Малави: Комиссия по правам человека Малави

Марокко: Комиссар по правам человека

Мексика: Национальная Комиссия по правам человека

Нигерия: Комиссия по правам человека

Новая Зеландия: Комиссия по правам человека

США: Комиссия по правам человека, омбудсман Аляски

Руанда: Национальная комиссия по правам человека

Южная Корея: Национальная комиссия по правам человека

Другие сайты:

  • Комиссар по правам человека Совета Европы
  • Омбудсман Европейского Союза
  • Европейский Институт Омбудсмана
  • Информационная сеть о правах ребенка (CRIN ) — выступает за мир, где каждый ребенок пользуется всеми правами человека, обещанными ему ООН, региональными организациями и правительствами стран.

Есть что добавить в наш список? Напишите нам об этом.

Наши друзья:

«Нове Кіно» – студия неигрового кино, направление деятельности которой — производство учебно-просветительских и историко-документальных фильмов.

На заседании рассмотрены ряд вопросов, среди которых:

1. Комитет поддержал инициативу, предложенную депутатами Государственной Думы B.Л. Пашиным, В.В. Кулиевой и А.В. Андрейченко о включении учреждения, созданного Правительством Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов и уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере, в перечень организаций, на погашение займов у которых возможно направление средств материнского (семейного) капитала.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с возможностью направления средств материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения.

В настоящее время Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлен перечень организаций, с которыми допускается заключение договора займа, в том числе обеспеченного ипотекой, за счет средств материнского (семейного) капитала.

На сегодняшний день это:

а) банки,

б) кредитные потребительские кооперативы, проработавшие не менее 3 лет,

в) сельскохозяйственные кооперативы, проработавшие не менее 3 лет,

е) единый институт развития в жилищной сфере (АО ДОМ.РФ);

2. Предварительно рассмотрен поступивший от Правительства Российской Федерации законопроект об уточнении полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Соответствующее изменение предлагается закрепить в статье 4 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

3. В качестве Комитета-соисполнителя рассмотрен законопроект, предлагающий внести в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» изменение, закрепляющее необходимость маркировать знаком информационной продукции анонсы зрелищных мероприятий, согласно требованиям, установленным Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Кроме того, законопроектом предлагается установить, что производитель, распространитель указанной продукции средства массовой информации будет вправе заключить с лицом, предоставившим ему для опубликования анонс зрелищных мероприятий, гражданско-правовой договор, по которому на указанное лицо возлагается обязанность обозначить такой анонс знаком информационной продукции.

4. Вместе с тем, Комитетом рассмотрены примерная Программа законопроектной работы Комитета и примерный График проведения мероприятий в период осенней сессии 2020 г., а также предложения в проект Плана мероприятий Комитета на 2021 г.

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО

Это право защищено международными

правовыми актами.

Организация Объединенных Наций провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» (Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г)

Полезные интернет-ссылки

http://www.echr.coe.int — Европейский Суд по правам человека

http://www.unicef.org —Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)

http://www.ed.gov.ru — Министерство образования РФ

http://www.hro.org — Права человека в России

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в РФ

Полезные телефоны

Комитет по опеки и попечительству мэрии города Новосибирска — (383)-227-45-88

Телефон доверия — (383)-310-39-09

Телефон доверия Управление молодежной политики Новосибирской области -(383)-202-07-55

Отдел опеки и попечительства администрации Кировского района г. Новосибирска — (383)-227-48-29

Официальный сайт Управления ФСКН России по Новосибирской области http://gnk.nsk.ru/

Нормативно-правовые документы

1 уровень – международный

q Декларация прав Ребенка (1959г.)

q Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.)

q Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

2 уровень – государственный

q Конституция Российской Федерации

q Гражданский кодекс Российской Федерации

q Семейный кодекс Р Ф (1995г.)

3 уровень – федеральный

q Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (1998 г.)

q Федеральная программа развития образования в России (2000 г.)

q Федеральная президентская программа «Дети России» (1994 г.)

Заповеди для родителей

v Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты.
Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

v Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

v Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

v Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может быть и больше. Потому что у него еще нет привычки.

v Не унижай!

v Не кори себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, а кори — если можешь и не делаешь.

v Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

v Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

v Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

lex теж

НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

Г. В. Синцов*

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. Права человека в иерархии ценностей любого общества должны занимать особой положение. В Российской Федерации в последнее время на это обращается все большее внимание. Значимое место в защите прав и законных интересов граждан занимает уполномоченный по правам ребенка как специальное должностное лицо, призванное защитить права несовершеннолетних. Изучение опыта становления института детских региональных омбудсменов и их конституционно-правового статуса позволит проанализировать степень развития этого института как независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в нашем обществе.

Уполномоченный по правам ребенка — относительно новый институт в Российской Федерации. Однако за время его функционирования он зарекомендовал себя с положительной стороны, как на федеральном, так и на региональном уровне. В статье анализируется роль и место уполномоченного по правам ребенка в системе органов государственной власти, проводится анализ конституционно-правового статуса данного института, а также рассматривается статус детских омбудсменов в зарубежных странах. C точки зрения защиты интересов несовершеннолетних урегулирование конституционно-правового статуса уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации является необходимым. Это подтверждает и тот факт, что опыт работы региональных уполномоченных по правам ребенка также свидетельствует о том, что данный институт стал важным звеном в системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, конституционно-правовой статус, защита прав ребенка, международные правовые акты, детский омбудсмен, органы государственной власти.

001: 10.17803/1729-5920.2016.116.7.160-166

Одной из актуальных проблем современной России является защита прав несовершеннолетних. Активное решение данной проблемы должно исходить как со стороны каждой отдельной семьи, так и государства. Интерес государства к детям, в свою очередь, переплетается с ослаблением устоев, когда традици-

онные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка1.

Защита прав несовершеннолетних имеет высокое международное значение. Свидетельство этому — ряд международных правовых актов,

© Синцов Г. В., 2016

* Синцов Глеб Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой частного и публичного права Пензенского государственного университета g_sintsov@mail.ru

440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40

направленных на охрану прав и интересов ребенка.

Основными международными документами в сфере защиты прав детей считаются Конвенция о правах ребенка, принятая единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., участником которой является Российская Федерация, и Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция № A/RES/52/2).

Конвенция учитывает и закрепляет в своих статьях практически все аспекты жизни и положения ребенка в обществе. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, а ее положения сводятся к четырем основным требованиям, обеспечивающих права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция установила правовые нормы ответственности государства, при этом создав Комитет ООН по правам ребенка как специальный механизм контроля за деятельностью государств в осуществлении защиты прав ребенка2.

Со дня подписания Конвенции Российская Федерация сделала определенные шаги в направлении приведения отечественного законодательства в соответствие нормам международного права. Одним из таких шагов стало создание института уполномоченного по правам ребенка. С 2002 г. данные институты создавались в субъектах Российской Федерации. И только 1 сентября 2009 г. Указом Президента РФ № 986 была учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка3.

Введение должности уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, безусловно, важный шаг. Однако ученые сходятся во мнении, что многие вопросы деятельности уполномоченного по правам ребенка так и не закреплены в законодательстве.

В теории права и на практики с момента учреждения должности уполномоченного по правам ребенка ведутся дискуссии о необходимо-

сти принятия отдельного федерального закона, в котором бы устанавливался правовой статус института уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, а также нюансы взаимодействия федерального ом-будсмена с региональными. Рассмотрим вопрос правовой характеристики данного института.

Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации учреждается как должность при Президенте РФ. Обратимся к определению понятия «должность». Согласно толковому словарю должность:

а) служебное положение, место в каком-либо учреждении, на предприятии и т.п. и связанные с ним служебные обязанности;

б) род, вид служебного занятия, работы4.

В юридическом словаре под должностью понимается установленная в определенном порядке первичная структурная единица штатного расписания той или иной государственной или негосударственной организации, определяющая содержание и объем полномочий, размер денежного содержания и место в иерархической структуре организации лица, ее замещающего5.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно сводному перечню государственных должностей Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (в ред. от 25 июля 2014 г.) «О государственных должностях Российской Федерации»6 должность уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ не является государственной должностью Российской Федерации.

Интересно, что, обращаясь к анализу сходных институтов уполномоченных в Российской Федерации, мы наблюдаем явные противоречия в определении их статуса. Напримеру, в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2013 г.) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» уполномоченный при Президенте РФ по защите прав

2 Симанович Л. Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы юве-нальной юстиции. 2010. № 6. С. 3—8.

3 Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. М. 2010. Т. 1. С. 1168.

5 Азрилиян А., Азрилиян О., Калашникова Е., Квардакова О. Юридический словарь. М., 2014. С. 1152.

6 Российская газета. 1995. 17 янв.

предпринимателей и его рабочий аппарат определяются как государственный орган с правом юридического лица7.

В связи с различным закреплением в законодательстве статуса уполномоченных обратимся к понятию «государственный орган». А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин раскрывают сущность органа государственной власти посредством анализа его особенностей:

— орган государственной власти — это в традиционном понимании организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности;

— государство наделяет орган государственной власти собственностью и материальными ресурсами;

— орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность;

— государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение;

— наличие структуры государственного органа8. М. В. Баглай раскрывает понятие органов

государственной власти посредством выделения следующих признаков:

— каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти;

— орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения имеют обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства;

— деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методами, установленными правовыми актами.9 Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин делают вывод, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями — уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке10.

Что же касается международного понимания статуса уполномоченного, или омбудсме-на, то, по мнению международной ассоциации юристов, омбудсмен — это «служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших на государственные органы, служащие, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады»11.

Таким образом, сформировалось два подхода к пониманию конституционного статуса уполномоченных, один подход утверждает, что омбудсмен представляет собой индивидуализированную должность, другой понимает, что омбудсмен — это орган государственной власти или служба. В пользу того и другого подхода высказываются ряд ученых.

Так, по мнению Н. В. Комбарова, уполномоченный является индивидуализированным институтом и это его отличительная особенность. Именно такой характер делает уполномоченного «наименее бюрократизированным среди органов современного государства и требует относительно незначительных финансовых затрат на его функционирование»12. Кроме того, индивидуализированному органу первоначально проще на уровне отдельных субъектов Российской Федерации отработать формы

7 Российская газета. 2013. 13 мая.

8 Конституционное право России / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. М., 2008. С. 329.

9 Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 2009. С. 409.

10 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2010. С. 325.

11 См.: Комарова В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. 1999. № 9. С. 21.

12 Комбаров Н. В. Правовой статус уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) // Журнал правовых и экономических исследований. 2008. № 4. С 14—19.

и приемы защиты, в том числе и детскому ом-будсмену выработать механизм защиты несовершеннолетних.

С. Е. Акульшина определяет статус уполномоченного как институт и государственный правозащитный орган, осуществляющий свою деятельность в целях соблюдения прав и свобод гражданина при его взаимоотношениях с государством и способствующих гармонизации общественных отношений. Одним из основных принципов деятельности омбудсмена является обладание статусом органа государственной власти13.

Понятие «конституционно-правовой статус» достаточно сложное и многообразное. Обратимся к мнению различных ученых. Так, С. А. Авакьян считает, что под статусом необходимо понимать «оформленное нормативным актом положение органа, организации, объединения, должностного лица, личности. Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия»14.

А. Н. Лебедев указывает, что под статусом субъекта права следует понимать правовое положение субъекта права по отношению к другим субъектам права, с которыми он потенциально может вступать в правоотношения. Содержанием правового статуса является совокупность прав и обязанностей субъекта права, которые он может потенциально приобретать, вступая в возможные правоотношения15.

Таким образом, в юридической литературе правовой статус изначально рассматривался как сложное явление, которое выходило за рамки системы юридических прав и обязанностей и включало в себя различную совокупность структурных элементов — правоспособ-

ность, дееспособностью, деликтоспособность (ответственность), гарантии реализации прав и свобод и т.д. По мнению М. Ю. Шамрина, статус — это совокупность прав, обязанностей, функций, целей и принципов деятельности, ответственности за принятие решений и неисполнение полномочий16.

Таким образом, в юридической литературе правовой статус изначально рассматривался как сложное явление, которое выходило за рамки системы юридических прав и обязанностей и включало в себя различную совокупность структурных элементов — правоспособность, дееспособность, деликтоспособность (ответственность), гарантии реализации прав и свобод.17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос статуса уполномоченного по правам ребенка невозможно рассмотреть в отрыве от принципов создания данного института. Н. В. Комбаров, проанализировав институт ом-будсмена в России и зарубежных странах, пришел к выводу, что «существует четыре основных модели создания такого ведомства:

1) омбудсмены, учрежденные специальным законом, который принимается парламентом;

2) омбудсмены, учрежденные в соответствии с законодательством об охране детства;

3) омбудсмены, должности которых учреждены в рамках существующих государственных органов;

4) омбудсмены, должности которых учреждены неправительственными организациями, которые работают под их эгидой»18.

В основном ведомства детских омбудсме-нов учреждаются законами. Такие нормативные правовые акты определяют статус, принципы деятельности и полномочия создаваемых институтов омбудсменов. По оценке специалистов, органы, созданные подобным путем, не зависят от правительства. Подотчетны они в первую очередь парламенту, и этот

13 Акульшина С. Е. Институт уполномоченных по правам человека как один из способов внесудебной защиты прав ребенка // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Вып. № 28. 2010.

14 Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2000.

15 Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации: основы концепции, конституционная модель, практика. М., 1999. С. 26.

16 Шамрин М. Ю. Совершенствование законодательства о статусе уполномоченного по правам ребенка: теоретический аспект // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 3—2 С. 225.

18 Комбаров Н. В. Мировой и российский опыт создания института уполномоченного по правам ребенка // Журнал правовых и экономических исследований., 2009. № 2. С. 37—48.

факт дает им относительную свободу от правительственных решений, а в некоторых странах такие органы наделены правом проводить законотворческую экспертизу нормативных правовых актов по вопросам их ведения.

В ряде случаев ведомства омбудсменов включаются в существующие законодательно учрежденные органы. Во Фламандском регионе Бельгии законодательно учрежденная организация «Кале ен Жезин», занимающаяся охраной детства, организовала в 1992 году службу омбудсмена по делам детей до шести лет. Ей поручено обеспечивать надлежащее функционирование организаций и учреждений, занимающихся охраной детства, а также способствовать оказанию помощи малолетним детям. Омбудсмен является государственным служащим при государственном учреждении. Это ограничивает свободу его действий по сравнению с независимыми омбудсменами, однако считается, что взаимодействие его ведомства с правительством расширяет возможности проведения исследований в интересах детей, а официальный статус придает больший вес представляемым отчетам19.

Что же касается способов назначения на должность уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, то до настоящего времени они остаются различными. Обозначим эти способы:

— парламентский — независимый, самостоятельный уполномоченный по правам ребенка, назначаемый законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

— в рамках органа исполнительной власти;

— в структуре аппарата уполномоченного по правам человека. Исследование, проведенное М. Ю. Шамриным, показало, что в настоящее время в каждом субъекте РФ, за исключением города федерального значения Севастополя, учреждена должность уполномоченного по правам ребенка.

На сегодняшний день в нескольких субъектах Российской Федерации эта должность входит в институт уполномоченного по правам

человека. Однако в этих субъектах существует тенденция к разделению данных институтов. По мнению уполномоченного по правам ребенка в РФ Павла Астахова, наиболее предпочтительной формой правовой регламентации института детского омбудсмена как раз является принятие специальных законов на уровне субъектов Российской Федерации20.

В некоторых субъектах омбудсмены назначаются на должность высшими должностными лицами. Статус таких уполномоченных регулируется региональными нормативными правовыми актами, а именно указами президентов (глав) республик (Республика Дагестан, Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика), постановлениями и распоряжениями губернаторов (Ставропольский и Приморский края, Чукотский автономный округ, Белгородская область). По мнению М. Ю. Шамрина, данный вариант функционирования омбудсменов непродуктивен. Принцип независимости деятельности не реализуется. Работа уполномоченных находится в ведении некомпетентных государственных служащих. В таких субъектах омбудсмен выполняет задачи, поставленные главой региона. Федеральный уполномоченный при Президенте РФ, в свою очередь, никак не может влиять на реализацию компетенции защитников ребенка в таких субъектах.

В некоторых регионах, а именно в Чеченской Республике, Камчатском, Пермском, Красноярском и Забайкальском краях, Ростовской области омбудсмен встроен в структуру института уполномоченного по правам человека. Такое положение уполномоченного тоже нельзя назвать идеальным, потому что цели уполномоченного по правам ребенка могут быть достигнуты только в случае функционирования в рамках самостоятельного государственного органа. Находясь же в ведении уполномоченного по правам человека, защитник детей будет ограничен в возможности выбора действий для выполнения важных задач. Возможно, что и проблемам детей будет уделяться меньше внимания. Аналогичная модель института защиты детства реализована во Франции21.

19 Комбаров Н. В. Мировой и российский опыт создания института уполномоченного по правам ребенка. С. 39.

20 Официальный сайт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. URL: http://www. rfdeti.ru/.

21 Шамрин М. Ю. Совершенствование законодательства о статусе уполномоченного по правам ребенка. С. 225-234.

По мнению М. Ю. Шамрина, предпочтительной моделью функционирования уполномоченного по правам ребенка представляется парламентская, предполагающая назначение уполномоченного представительным органом власти и реализацию правового статуса уполномоченного по правам ребенка на основе комплексного профильного закона. Деятельность так называемого парламентского уполномоченного, правовой статус которого регулируется специальным законом, реализуется на основе принципа независимости. Многие субъекты РФ движутся в этом направлении (Республики Тыва и Хакасия, Чувашская Республика и др.). Можно сделать вывод, что модели учреждения института уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ, в соответствии с которыми уполномоченные по правам ребенка входят в структуру аппарата уполномоченного по правам человека или исполнительной власти, не позволяют до конца обеспечить реализацию принципа независимости в их деятельности22.

Организационно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка непосредственным образом влияет на успешность его работы.

Можно согласиться с мнением С. Е. Акульши-ной о том, что встроенность должности уполномоченного в структуру исполнительной власти, фактическое подчинение вышестоящему руководителю ограничивает действия по полноценной защите прав и законных интересов ребенка23.

В заключение можно сделать вывод, что институт уполномоченного по правам ребенка является особым правовым механизмом в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Отсутствие федерального закона о детском омбудсмене вносит коррективы в его деятельность. Кроме того, нечеткое определение его конституционно-правового статуса не позволяет ему в полной мере осуществлять свои правозащитные функции. Институт детского омбудсмена уже зарекомендовал себя как эффективный механизм защиты прав несовершеннолетних. Законодательное закрепление конституционно-правового статуса данного института позволит выйти на новый уровень в деятельности по защите законных прав и интересов несовершеннолетних.

БИБЛИОГРАФИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Акульшина С. Е. Институт уполномоченных по правам человека как один способов внесудебной защиты прав ребенка // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. — Вып. № 28. — 2010.

2. Баглай М. В. Конституционное право РФ. — М., 2009.

3. Комарова В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. — 1999. — № 9.

4. Комбаров Н. В. Мировой и российский опыт создания института уполномоченного по правам ребенка // Журнал правовых и экономических исследований. — 2009. — № 2.

5. Комбаров Н. В. Правовой статус уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) // Журнал правовых и экономических исследований. — 2008. — № 4.

6. Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации: основы концепции, конституционная модель, практика. — М., 1999.

7. СимановичЛ. Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы юве-нальной юстиции. — 2010. — № 6.

8. Шамрин М. Ю. Совершенствование законодательства о статусе уполномоченного по правам ребенка: теоретический аспект // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2013. — № 3—2.

Материал поступил в редакцию 12 октября 2015 г.

22 Шамрин М. Ю. Административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка : дис. … канд. юрид. наук. М., 2015

23 Акульшина С. Е. Указ. соч.

УНИВЕРСИТЕТ

имени О.Е. КУТАФИНА

НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

COMMISSIONER FOR CHILDREN’S RIGHTS IN THE SYSTEM OF GOVERNING INSTITUTIONS

SINTSOV Gleb Vladimirovich — Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Private and Public Law at

Penza State University

440026, Russia, Penza, Krasnaya street, 40

2. Baglay M. V. Constitutional Law of Russia. Moscow, 2009.

3. Komarov V. V. Commissioner for human rights in the Russian Federation // State and law. 1999. No. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 30. Законные представители ребенка

Законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14 лет, являются их родители, усыновители, опекуны.

Законные представители осуществляют представительство детей и защиту их прав и охраняемых законом интересов в отношениях с любыми лицами во всех организациях и органах, в том числе в судах, без специального полномочия на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения опекуна.

Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищаются родителями, усыновителями или попечителями, за исключением случаев, когда действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Свердловской области, а также настоящим законом предусмотрено право несовершеннолетнего самостоятельно вступать в гражданские, брачно-семейные, трудовые и иные правоотношения и защищать свои права и интересы.

Представительство и защита интересов детей, находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные организации, организации социальной защиты населения или другие аналогичные организации, осуществляются в соответствии с гражданским законодательством этими организациями.

При отсутствии у ребенка родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, исполнение обязанностей опекуна или попечителя, в том числе представительство и защита прав и охраняемых законом интересов ребенка временно, до определения ребенку конкретной формы воспитания, возлагается на орган опеки и попечительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *