Условия и порядок заключения

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 1 (22). С. 94-100. © Н.А. Темникова, 2010

УДК 347.6

РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА В РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ REGISTRATION OF MARRIAGES IN RUSSIA: RANGE OF PROBLEMS

Н.А. ТЕМНИКОВА N.A. TEMNIKOVA

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в связи с существующей процедурой регистрации брака, и предлагаются пути их решения.

In this article the author considers the problems of marriage registration and proposes it’s solution.

Ключевые слова: регистрация брака, брачный возраст, процедура регистрации брака.

Key words: registration of marriage, marriage age, marriage registration procedure.

Государственная регистрация браков органами ЗАГС в нашей стране, как известно, существует с 1918 г. До Декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18.12.1917

регистрация браков, рождений и смертей производилась приходским духовенством, которое вело метрические книги. Некоторой особенностью отличались браки раскольников, записи о которых с 1871 г. производились полицейскими управлениями или волостными правлениями .

За более чем 90 лет произошло немало позитивных изменений законодательства о регистрации актов гражданского состояния. Однако следует отметить и наличие ряда проблем, которые до сих пор не нашли своего решения. В рамках статьи будут рассмотрены вопросы, (1) возникающие с необходимостью получения согласия органов местного самоуправления для регистрации брака с лицом, не достигшим 18-летнего возраста;

(2) процедура подачи заявления о заключении брака.

(1) Достижение брачного возраста является условием заключения брака во многих странах. Установление брачного возраста связано с тем, что в брак должно вступать дееспособное лицо, достигшее физической и социальной зрелости и осознающее значение своих действий. Заключение брака лицами, не достигшими брачного возраста, возможно в исключительных случаях. Процедура, со-

блюдение которой необходимо в данном случае, различается в разных странах.

Дореволюционное российское законодательство предусматривало обязательность получения согласия родителей на брак независимо от возраста (родительская власть над детьми не прекращалась, а ограничивалась в случае выхода дочери замуж или поступления сына на службу). Однако неполучение согласия родителей не влекло признание брака недействительным .

Декрет от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» сохранил брачный возраст, установленный ещё в дореволюционном законодательстве — 18 лет для мужчин, 16 лет для женщин. Было сохранено и специальное правило о том, что в Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве , сохранил те же возрастные пределы, однако снижение брачного возраста для жителей Закавказья уже не было воспроизведено. Закон не предусматривал возможности снижения брачного возраста. В силу ст. 77 брак, совершенный до достижения супругами или одним из них брачного возраста, признавался недействительным. Однако в случаях, когда дело было возбуждено после наступления брачного возраста или когда брак имел последствием рождение детей или бе-

ременность жены, суд не мог вынести решение о признании брака недействительным.

Кодекс законов о браке, семье и опеке впервые предусмотрел единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет. При принятии нормативного акта мнения о необходимости предусмотреть основания для снижения брачного возраста разошлись. В результате к ст. 5 КЗоБСО было принято примечание, в соответствии с которым местные исполкомы имели право в исключительных случаях по отдельным ходатайствам понижать брачный возраст, но не более чем на один год .

Необходимо учитывать, что до 1944 г. регистрация брака имела лишь доказательственное значение и лица, фактически состоящие в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, были вправе во всякое время оформить свои отношения путем регистрации, с указанием срока фактической совместной жизни (ст. 3).

Возможность снижения в отдельных исключительных случаях брачного возраста, но не более чем на два года, была предусмотрена и ст. 15 Кодекса о браке и семье РСФСР

. Разрешение на вступление в брак несовершеннолетнего давалось исполнительными комитетами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов.

В СК РФ это правило сохранилось, но разрешение на вступление в брак несовершеннолетнего при наличии уважительных причин даётся органами местного самоуправления (ст. 13 СК РФ). Закон не предусматривает необходимость учета мнения родителей (усыновителей, попечителей) для заключения брака несовершеннолетним, хотя именно родители, как правило, оказывают финансовую помощь такой семье, решают жилищный вопрос, помогают воспитывать детей.

За рубежом в случаях, когда брак заключается несовершеннолетним, учитывается мнение родителей. Так, например, во Франции несовершеннолетние не вправе заключать брак без согласия родителей. При наличии разногласия родителей считается, что согласие на брак имеется (ст. 148 ФГК)

. В Германии, Болгарии разрешение на вступление в брак до достижения совершеннолетия дает суд по семейным делам. К рас-

смотрению дела обязательно привлекаются законные представители несовершеннолетнего (§1303 Гражданского уложения Германии, ст. 12 Семейного кодекса Республики Болгарии) .

В странах, входящих в СНГ, разрешение на вступление в брак несовершеннолетнего дается судом (например, ст. 23 СК Украины

Таким образом, заключение брака лицом, не достигшим брачного возраста, является событием экстраординарным, что и требует соблюдения особого порядка. В этом случае в разных странах применяются как частно-правовые, так и публично-правовые механизмы.

Как отмечал А.И. Загоровский, «нормы семейного права заключают в себе в значительной степени элемент публичный», связывая эту особенность с деятельным участием государства в развитии семейно-правовых норм, необходимостью проведения принципов покровительства и защиты слабейших участников семейного союза . Однако в рассматриваемом нами случае органы местного самоуправления не обязаны при необходимости оказывать поддержку молодой семье, не несут никаких обязанностей и ответственности, вытекающих из выдачи такого разрешения. Закон не содержит и оснований для отказа в выдаче разрешения, кроме возраста, что необоснованно расширяет пределы усмотрения органов местного самоуправления. Зачастую для получения согласия на вступление в брак органы местного самоуправления требуют предоставить им характеристики из школы и иные документы, не предусмотренные законом.

Действительно, семья находится в сфере непосредственного публично-правового интереса, поскольку государство заинтересовано в стабильности семейных отношений, воспроизводстве населения и т. д. В то же время публично-правовое вмешательство должно быть обоснованным и целесообразным. Несомненно, в ряде случаев (наличие конфликта между ребенком и родителями, отсутствие родителей) следует сохранить возможность получения разрешения уполно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

моченного органа. Целесообразно предусмотреть, что таким уполномоченным органом является орган опеки и попечительства.

Но за основу следует принять усмотрение членов семьи: имеются ли исключительные обстоятельства для вступления несовершеннолетнего в брак. И.А. Михайлова справедливо отмечает: «Устанавливая подчас мелочную опеку родителей и попечителей при совершении несложных по содержанию сделок, законодатель полностью игнорирует волю названных лиц при вступлении в брак их несовершеннолетних детей» .

Таким образом, при наличии согласия родителей, усыновителей (либо одного из них) и уважительных причин (беременность, рождение ребенка, угроза жизни для одного из будущих супругов) предлагаем разрешить снижать брачный возраст непосредственно загсами. В случае разногласий между родителями возможно, как и в ряде стран, например во Франции, предполагать, что согласие получено.

Если же несовершеннолетний, собирающийся вступить в брак, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо сохранить публично-правовой контроль, но в этом случае предлагаем предусмотреть необходимость получения согласия органов опеки и попечительства.

(2) Отношения по регистрации актов гражданского состояния в науке относят к организационным (процедурным) . По классификации, данной О.А. Красавчико-вым , с момента подачи заявления о регистрации брака между лицами, вступающими в брак, возникает организационно-пред-посылочное отношение, целью которого является регистрация брака и возникновение брачного правоотношения.

Для возникновения брачного правоотношения необходимо взаимное согласие, добровольность и наличие соглашения, а также исполнение процедуры, предусмотренной законом.

Правовая процедура регистрации брака, используя определение процедуры, данной

В.Н. Скобелкиным, применительно к трудовым правоотношениям , представляет собой нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности, обеспечивающий реализацию материальных

норм семейного права и возникновение, изменение прекращение основанных на них имущественных и неимущественных правоотношений.

Эта процедура включает в себя этапы реализации, установленные нормами ФЗ «Об актах гражданского состояния» . Этапами регистрации брака, которые последовательно сменяют друг друга, являются: (1) подача и принятие заявления; (2) составление актовой записи о регистрации брака; (3) выдача свидетельства о регистрации брака.

Назначение этапа подачи заявления состоит в следующем: 1) подтверждение взаимного добровольного согласия на регистрацию брака; 2) декларирование и документальное подтверждение отсутствия обстоятельств, препятствующих заключению брака; 3) сообщение и документальное подтверждение необходимых для составления актовой записи сведений о лицах, вступающих в брак (ст. 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния»); 4) назначение даты и времени регистрации брака .

В отличие от законодательства ряда зарубежных стран в России отсутствует институт помолвки , и правовых отношений между лицами, желающими вступить в брак, с момента подачи заявления не возникает. Можно говорить лишь о действиях, носящих организационный характер и направленных на возникновение брачного правоотношения. Цель их — выявление всех необходимых для регистрации брака сведений, а также предоставление срока (за исключением случаев, когда регистрация производится в день подачи заявления) на обдумывание и подготовку свадебного торжества.

По мнению Н.А. Матвеевой, после принятия заявления о регистрации брака возникают односторонние обязательства органа ЗАГС при наличии условий и отсутствии препятствий к заключению брака юридически оформить отношения мужчины и женщины, которые по отношению к ЗАГСу и друг другу (кроме моральных) никаких обязанностей не несут, имея при этом лишь соответствующие права .

Вряд ли можно использовать понятие обязательства в этом случае. Орган ЗАГС в этом случае действует в пределах своих полномочий, и обязанность зарегистрировать

брак возникает на основании закона. Юридический факт, который является основанием для возникновения этой публично-правовой обязанности, — обращение граждан в орган ЗАГС.

Рассмотрим более подробно требования, предъявляемые законодателем к рассматриваемому этапу реализации процедуры регистрации брака. Подача заявления о заключении брака предполагает личную явку хотя бы одного из лиц, вступающих в брак. Если одно из лиц лично не может явиться в орган ЗАГС, волеизъявление оформляется отдельными заявлениями. Подпись этого лица должна быть нотариально удостоверена. Поскольку подача заявления — действие, носящее предварительный характер, насколько целесообразно сохранение существующей ситуации, когда невозможно представление заявлений через представителя? Часто регистрация брака производится по месту жительства родителей, что связано с тем, что именно они, как правило, несут финансовые затраты, и личная явка одного из вступающих в брак может привести к дополнительным расходам.

СК Украины в п. 3 ст. 28 предусматривает, что если женщина и (или) мужчина не могут по уважительным причинам лично подать заявление о регистрации брака в орган ЗАГС, нотариально удостоверенное заявление могут подать их представители. Полномочия представителя должны быть нотариально удостоверены.

Думается, подобное правило целесообразно предусмотреть и в российском законодательстве. Такая возможность не противоречит личному характеру самой регистрации брака. Поскольку подача заявления имеет организационное значение, нотариус, удостоверяя подпись под заявлением, должен проверить наличие подтверждающих документов, а также наличие добровольного согласия на заключение брака, доверенность также должна быть de lege ferenda нотариально удостоверена.

Пробельной является и ситуация, когда в брак желает вступить лицо, которое по причине физических недостатков, болезни, неграмотности не может лично подписаться под заявлением и в актовой книге. ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ст. 26) не содержит правил, позволяющих подать заяв-

ление о регистрации брака в таком случае, напротив, как обязательное требование указывается наличие подписи под заявлением (лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление, подпись лица, не имеющего возможности явиться в ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена). Отсюда можно сделать вывод о необходимости личной подписи под заявлением. Возможность применения по аналогии правила п. 3 ст. 160 ГК РФ в этом случае спорна, поскольку, как уже указывалось ранее, подача заявления о регистрации брака не является сделкой (основанием для возникновения правоотношения), а имеет организационные последствия.

Отсутствие возможности подписи заявления рукоприкладчиком создает затрудненность, а порою и невозможность регистрации брака с лицом, которое по объективным причинам не может собственноручно подписаться под заявлением. Представляется целесообразным непосредственно в законе предусмотреть возможность подписания заявления рукоприкладчиком, в случаях, когда лицо не может подписаться собственноручно. Подпись рукоприкладчика должна быть засвидетельствована нотариусом либо руководителем органа ЗАГС с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать её собственноручно.

Как уже было отмечено, при подаче заявления назначается и дата регистрации брака. В России de jure не предусмотрена возможность отложения регистрации, de facto же перенос регистрации возможен по согласованию со служащим органа ЗАГС. Исходя из наличия организационной возможности переноса регистрации брака, что подтверждается и правоприменительной практикой, следует непосредственно в ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусмотреть, что по уважительным причинам регистрация брака может быть отложена.

Возможность переноса регистрации брака существует, например, в Беларуси, где Инструкцией «О порядке совершения записей актов гражданского состояния» (утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 31.07.2000 № 16) допускается перенос дня и времени регистрации брака по просьбе лиц, вступающих в брак, если по уважительным причинам они не могут

явиться в орган ЗАГС в день регистрации брака. Причина неявки признается уважительной либо неуважительной руководителем органа ЗАГС.

СК Украины по-иному регулирует такую ситуацию, предусматривая, что заявление о регистрации брака теряет действие по истечению трех месяцев со дня его подачи (п. 4 ст. 28 СК Украины). Предполагаем, что наличие подобного правила желательно и в российском законодательстве.

Предлагаемые изменения не затрагивают основных принципов государственной регистрации брака. Их цель — снять ненужные ограничения, которые до сих пор существуют в законодательстве, а также устранить пробелы, которые создают препятствия заключению брака в ряде случаев.

1. СУ РСФСР. — 1917. — № 11. — Ст. 160.

2. Загоровский А.И. Курс семейного права. — М., 2003. — С. 44.

3. Там же.

4. СУ РСФСР. — 1917. — № 11. — Ст. 160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. СУ РСФСР. — 1918. — № 76-77. — Ст. 818.

6. СУ РСФСР. — 1926. — № 82. — Ст. 612.

7. См.: Свердлов Г.М. Брак и развод. — М.; Л., 1949. — С. 31.

8. Ведомости ВС РСФСР. — 1969. — № 32. -Ст. 1397.

9. Французский гражданский кодекс: учеб.-практ. комментарий. — М., 2008. — С. 84.

10. Гражданское уложение Германии / пер. с нем.

B. Бергманн. — М., 2006. — С. 335.

11. Семейный кодекс Украины: Закон Украины № 2947-ІІІ от 10.01.2002 г. // Офіційний вісник України. — 2002. — № 7.

12. Закон Республики Казахстан «О браке и семье» от 17.12.98 № 321-І. — Алматы, 2009. —

13. Загоровский А.И. Курс семейного права. —

С. 2-3.

15. См., напр.: Тарусина Н.Н. Брак по российскому семейному праву. — М., 2010. — С. 123.

19. Если брак в силу особых обстоятельств не заключается в день подачи заявления в соответствии со ст. 11 СК РФ.

20. Например, Украинский Семейный кодекс предусматривает, что лица, подавшие заявление о заключении брака, признаются помолвленными. Помолвка не создает обязанности заключить брак, но при отказе от заключения брака возникает право требовать возмещения затрат (исключение, если отказ от брака был вызван противоправным, аморальным поведением помолвленного либо сокрытием обстоятельств, имеющих важное значение для отказавшегося). См.: Ст. 30-31 Семейного кодекса Украины (ИЯЬ: http://meget.kiev.ua/).

21. См.: Матвеева Н.А. Сравнительное брачное право России, Украины и Беларуси. — М., 2008. — С. 71.

История регистрации актов гражданского состояния в России делится на два периода, границей между которыми служит Октябрьская революция 1917 года.

В Российской империи регистрацией рождения, браков и смерти ведала церковь, поэтому эти акты осуществлялись в рамках церковных обрядов. Сведения о рождении, браке и смерти регистрировались в хронологическом порядке в специальных метрических книгах, хранившихся при приходах. Эти книги получили фиксированную форму заполнения после 1724 года. Сначала это коснулось книг, имевшихся при православных приходах, позже появились законы о ведении книг подобного рода и для церквей других вероисповеданий. В своей деятельности духовные органы руководствовались Полным собранием законов Российской империи, указами императоров и определениями Священного Синода.

После Октябрьской революции 1917 года положение в сфере регистрации актов гражданского состояния изменилось. Советское государство установило монопольное право гражданской власти на данную область. С этой целью новое правительство начало реформу семейного законодательства.

18 декабря 1917 года ВЦИК и СНК РСФСР был издан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Данный декрет постановил, что только гражданский брак признается государством и имеет правовые последствия. В декрете прописывались правила вступления в брак. В частности, упоминалось о том, что гражданам, желающим вступить в брак, необходимо подавать заявления в отделы записей браков и рождений при земских управах. Дату издания данного декрета — 18 декабря 1917 года принято считать днем создания органов записи актов гражданского состояния России.

19 декабря 1917 года вышел Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака». Согласно этому документу бракоразводные дела изымались из компетенции судов духовных консисторий и передавались в ведение местных судов.

4 января 1918 года Наркомом юстиции и Наркомом местного самоуправления была издана «Инструкция об организации отделов записей браков и рождения», призванная претворить в жизнь положения декрета от 18 декабря 1917 года. Данная инструкция утвердила немедленное создание отделов записей браков и рождений при волостных, уездных и районных управах и определила их цели, задачи, функции и состав.

16 сентября 1918 года был принят первый советский кодекс — Кодекс об актах гражданского состояния, семье и опеке. Он окончательно закрепил ведение актов гражданского состояния как исключительное право органов государственной власти, а именно: отделов записей гражданского состояния. В этом же документе прописывалась структура органов ЗАГС. Она состояла из отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. Общее руководство местными отделами осуществлял Центральный отдел ЗАГС.

В 1922 году был образован Союз Советских Социалистических Республик, в связи с этим событием в 1923 году была начата разработка нового семейного кодекса. 19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке. Он закреплял уже сделанные преобразования в области брачно-семейных отношений.

В 30-е годы 20 века в стране изменилась политическая обстановка. Органы ЗАГС, хранившие важную информацию по учету населения, были включены в структуру подразделений образованного в 1934 году Наркомата внутренних дел. Это внесло определенные изменения в работу самих органов ЗАГС и службу их сотрудников. 27 августа 1937 года НКВД СССР издал приказ, согласно которому руководство органов ЗАГС по СССР стал осуществлять Отдел актов гражданского состояния НКВД СССР. Работой органов ЗАГС в союзных и автономных республиках, краях и областях руководили отделы актов гражданского состояния управлений НКВД соответствующего уровня. Сотрудникам органов ЗАГС были присвоены милицейские чины.

В годы Великой Отечественной войны органы ЗАГС продолжали выполнять свои функции в полном объеме. Граждане вступали в брак, разводились, регистрировали рождение детей. В Ленинграде в годы блокады работники отделов ЗАГС каждый день, страдая от голода и холода, сидя в насквозь промерзших помещениях, заполняли бланки и выдавали документы. За 900 страшных дней было зарегистрировано около 628 000 актов о смерти, многие умершие были записаны как «неизвестные», но и эти сведения очень помогли для составления знаменитой блокадной «Книги Памяти».

С 1956 года органы ЗАГС стали передаваться из подчинения МВД (переименованное в 1946 году НКВД) в ведение местных советов народных депутатов. С этого момента начинается история Комитета по делам ЗАГС Санкт-Петербурга. В 1957 году Исполнительный Комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся создал в своей структуре сектор ЗАГС для общего руководства деятельностью районных бюро ЗАГС Ленинграда.

В 1969 году был принят новый Кодекс о браке и семье РСФСР. Он постановил, что регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрах должна производиться отделами (бюро) ЗАГС исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Этим кодексом органы ЗАГС руководствовались в вопросах регистрации актов гражданского состояния вплоть до 1995 года.

Также в этот период проводились преобразования в деятельности по регистрации актов гражданского состояния. Вводились торжественные церемонии брака и рождения, открывались Дворцы бракосочетаний. В воскресный день 1 ноября 1959 года в Ленинграде в бывшем особняке фон Дервизов, в одном из лучших домов на набережной Невы, впервые в стране был от¬крыт Дворец бракосочетания.

Идея отмечать рождение новой семьи в торжественной обстановке, чтобы сделать это событие незабываемым, реализовалась в открытии Дворца бракосочетания, что стало огромным событием не только в нашем городе, но и в стране.

29 декабря 1995 года был принят новый Семейный кодекс Российской Федерации, 15 ноября 1997 года Федеральный закон № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». 29 ноября 2011 года Минюстом России был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации. Данные документы являются основополагающими в работе органов ЗАГС.

В 2006 году в связи с реорганизацией органов ЗАГС Санкт-Петербурга районные отделы ЗАГС были введены в структуру Управления, а с 1 января 2007 года в Санкт-Петербурге создан Комитет по делам записи актов гражданского состояния.

В настоящее время Комитет является органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, отвечающим за проведение государственной политики и осуществление управления в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством.

Комитет по делам записи актов гражданского состояния представляет собой централизованную структуру, состоящую из 15 районных отделов ЗАГС, 3 секторов ЗАГС, 4 дворцов бракосочетания, Дворца регистрации рождений «Малютка», Отдела регистрации актов гражданского состояния о смерти, Управления информационных технологий и ведомственного архива и 6 отделов Комитета. В ведении Комитета находятся 25 зданий и помещений, из них 8 объектов культурного наследия. Штатная численность сотрудников на 1 января 2017 года составляет 236 единиц. В Комитете особое внимание уделяется улучшению качества обслуживания населения, создаются комфортные условия для приёма граждан. Открываются новые помещения отделов ЗАГС, проводятся косметические ремонты.

Деятельность органов ЗАГС — это многогранная, интенсивная и ответственная работа. Каждый человек приходит в ЗАГС, чтобы зафиксировать важные события своей жизни: рождение, заключение брака, сюда обращаются по вопросам усыновления, установления отцовства, перемены имени, расторжения брака, смерти. Книги записей актов гражданского состояния содержат все этапы жизни каждого из нас. В них история отдельного гражданина, его семьи, из этого складывается история всего государства. Органы ЗАГС хранят эти книги 100 лет, а государственные архивы — вечно!

Вопросы заключения брака

Вопросы заключения брака регулируются Российским законодательством.

Основные документы, определяющие вопросы семьи и брака: Семейный кодекс Российской Федерации, где есть специальный раздел о заключении брака; и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Семейный кодекс Российской Федерации определяет условия и порядок заключения брака, а в Законе «Об актах гражданского состояния» прописана процедура государственной регистрации заключения брака.

В последнее время при подаче заявления на регистрацию брака специалистам отделов ЗАГС часто задают вопрос: «Возможно ли проведение регистрации брака не в отделе ЗАГС, а в кафе, ресторане, на теплоходе и т.д.?»

Порядок государственной регистрации заключения брака определен Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (статья 27). Некоторые фирмы, оказывающие услуги по проведению свадеб, предлагают молодоженам перед началом застолья провести «имитацию государственной регистрации». Государственная регистрация брака — это компетенция только органов ЗАГС. На свадьбе ее ведущие могут поздравить новобрачных и поведать гостям: где, когда, в какое время была произведена государственная регистрация брака, а молодожены покажут всем гостям документ о государственной регистрации.

А в каких случаях можно рассчитывать на регистрацию брака не только в органе ЗАГС?

Это может быть исключительно в случаях, когда один из вступающих в брак не может явиться в орган ЗАГС вследствие болезни или другой уважительной причины. Наличие болезни (другой уважительной причины) должно быть подтверждено медицинскими или иными документами, которые приобщаются к заявлению. В этом случае специалисты органа ЗАГС проведут государственную регистрацию брака либо в медицинском учреждении, либо на дому. Например, ситуация текущего года, когда у невесты в день регистрации брака на пути в органы ЗАГС начались роды. Специалисты отдела ЗАГС по просьбе жениха и невесты зарегистрировали брак в роддоме.

Для чего вообще нужна государственная регистрация брака?

Для начала давайте определимся с понятием «брак» как таковым. Брак — это юридически оформленный свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. Следовательно, государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

Имеет ли юридическую силу гражданский брак?

Исходя из определения «брак», данного выше, можно утверждать, что так называемый гражданский брак не имеет правового значения. Лишь религиозные браки, заключенные до основания органов записи актов гражданского состояния (до 1917 года или в период гражданской войны), приравниваются к зарегистрированным бракам.

При регистрации брака как быстро молодожены могут получить свидетельство о государственной регистрации брака?

Свидетельство о государственной регистрации брака составляется непосредственно перед церемонией бракосочетания, когда жених и невеста приехали в ЗАГС для регистрации, и вручается им в зале при проведении торжественной регистрации.

Какие услуги может предложить орган ЗАГС в день проведения бракосочетания? Являются ли они обязательными?

Орган ЗАГС, производящий в соответствии с законодательством государственную регистрацию брака, является органом исполнительной власти и не имеет права предлагать услуги молодоженам.

На практике в большинстве органов ЗАГС услуги вступающим в брак предлагают фирмы и организации, имеющие лицензии на такие виды услуг. Как правило, это услуги по музыкальному сопровождению при торжественной регистрации (различные обряды), видео- и фотосъемка. Право выбора услуг, а также принципиальное решение: заказывать их или нет — остается за вступающими в брак.

А можно ли вообще отказаться от торжественной регистрации брака?

Торжественная регистрация брака в соответствии с законодательством проводится только по желанию лиц, вступающих в брак.

Брак можно зарегистрировать и не торжественно в кабинете, где производится регистрация брака. Независимо от того торжественная регистрация или нет, специалисты органа ЗАГС спрашивают каждую пару о взаимном согласии на регистрацию брака и тепло поздравляют с этим важным в жизни каждого человека событием.

Вы подали заявление на регистрацию брака, вам назначается дата регистрации, но в день регистрации вы не можете прийти в орган ЗАГС в связи с тем, что случилось непредвиденное обстоятельство в семье. Как быть в этом случае?

Вам необходимо подойти в орган ЗАГС, куда вы подавали заявление на регистрацию брака, и написать заявление о переносе даты регистрации, указав причину. При наличии уважительной причины руководитель органа ЗАГС в соответствии со своими полномочиями может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

В свадебной суете утеряно свидетельство о регистрации брака. Как можно его восстановить? Где это можно сделать?

Можно обратиться в орган ЗАГС, где брак был зарегистрирован, предъявить документ, удостоверяющий личность, оплатить государственную пошлину и получить повторное свидетельство о браке уже в день обращения. Это касается документов и для любого другого акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство может быть выдано только тем лицам, на которых была составлена актовая запись. Другое лицо может получить свидетельство при представлении нотариально удостоверенной доверенности на получение повторного свидетельства о государственной регистрации от лица, на которого составлена актовая запись.

При вступлении в брак обязательно ли невеста должна взять фамилию жениха?

Нет, это не обязательно. Закон определяет, что при государственной регистрации заключения брака супругам по их выбору записывается общая фамилия или каждый из супругов остается под своей добрачной фамилией.

В какой момент нужно определиться с будущей фамилией?

В заявлении на регистрацию брака есть графа, в которой жених и невеста указывают, какую фамилию будут носить муж и жена после регистрации брака.

При подаче заявления на регистрацию брака невеста пожелала оставить свою девичью фамилию. После регистрации брака она передумала и решила взять фамилию мужа. Можно ли переменить фамилию уже после регистрации брака и что для этого нужно сделать?

Взять фамилию мужа можно, даже если после регистрации брака уже прошло какое-то время. Для этого существует акт государственной регистрации перемены имени (фамилии, имени, отчества).

Обратиться с заявлением по данному вопросу можно в орган ЗАГС по месту регистрации рождения либо по месту регистрации проживания. На эту процедуру Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» устанавливает срок в один месяц. Но если все необходимые для перемены документы находятся в пределах района или города и не нужно делать запросы в архивы ЗАГС других территорий, то срок может быть короче. Когда все документы собраны, производится государственная регистрация перемены фамилии: составляется актовая запись о перемене. На ее основании вносится изменение фамилии невесты в актовую запись о браке, выдается новое свидетельство о браке, старое изымается.

Далее уже со свидетельством о перемене фамилии и новым свидетельством о браке необходимо обратиться в паспортно-визовый отдел по месту проживания для замены паспорта.

Может ли муж взять фамилию жены после регистрации брака?

Муж имеет право взять фамилию жены в любое время, обратившись в орган ЗАГС с заявлением о перемене фамилии.

Какая минимальная сумма требуется для регистрации брака? Если жених и невеста — безработные и необходимой суммы нет, зарегистрируют ли их брак?

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при подаче заявления на регистрацию брака должна быть оплачена государственная пошлина в сумме 350 рублей «за государственную регистрацию брака, включая выдачу свидетельства». Если госпошлина не будет уплачена, заявление на регистрацию брака не может быть принято.

Хочу зарегистрировать брак с иностранным гражданином. Какие документы должны быть предъявлены в орган ЗАГС при подаче заявления на регистрацию брака?

Невеста (жених) — гражданка (гражданин) России должна предъявить:

— документ, удостоверяющий личность, — паспорт;

— свидетельство о расторжении брака, для тех, кто ранее состоял(а) в браке.

Жених (невеста) — гражданин (ка) другого государства предъявляет:

— документ, удостоверяющий личность, переведенный на русский язык, причем перевод должен быть нотариально удостоверен;

— документ, подтверждающий прекращение брака, если раньше иностранный гражданин состоял в браке, легализованный в компетентном учреждении того государства, где данный документ выдавался, переведенный на русский язык, перевод должен быть нотариально удостоверен;

— документ, подтверждающий, что иностранный гражданин в браке не состоит и препятствий к заключению брака не имеет, также легализованный, обязательно переведенный на русский язык, причем перевод нотариально удостоверен;

— документ, подтверждающий законность пребывания данного гражданина на территории России.

Вместе с заявлением на регистрацию брака предъявляются все необходимые в соответствии с законодательством документы! и квитанция (чек-ордер) на оплату госпошлины.

На каком языке проводится церемония бракосочетания, если один из вступающих в брак — иностранный гражданин и не понимает русского?

Церемония бракосочетания в России всегда проводится на государственном языке Российской Федерации — русском. А разъяснить иностранному гражданину суть, содержание церемонии бракосочетания можно до регистрации брака, и сделать это может работник органа ЗАГС при подаче заявления или невеста (жених).

Имеет ли свидетельство о браке, выданное в России, законную силу в других странах?

И для граждан России, и для граждан других стран свидетельство о браке, выданное в России, признается действительным (или имеет законную силу) на территории других стран при наличии их легализации либо удостоверении путем проставления специального штампа — апостиля.

Легализация или проставление апостиля не требуется, если между Россией и другими государствами подписаны договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, упрощающие эти процедуры.

Проставить апостиль на свидетельство о браке, а также на другие документы, подтверждающие государственную регистрацию актов гражданского состояния, можно в архивном отделе управления ЗАГС Ленинградской области.

Если вступающие в брак опоздали ко времени, назначенному для регистрации брака, в этот день их зарегистрируют?

Специалисты органа ЗАГС всегда найдут возможность зарегистрировать брак опоздавшей пары. Но все-таки лучше распланировать и организовать этот знаменательный, незабываемый для вас день так, чтобы приехать в орган ЗАГС заблаговременно, вовремя отдать документы на оформление, подготовиться.

Отдел ЗАГС администрации Бокситогорского района

Дата первого показа: 2017-11-29 16:48:24

Право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом.

Условия заключения брака и препятствия к его заключению определены в ст. 12–14 СК РФ. Общая цель закрепления таких норм в законе – обеспечить стабильность брака и прочность семейных отношений.

Условия заключения брака – это обстоятельства, наличие которых необходимо, чтобы брак имел правовую силу. Их соблюдение свидетельствует о законности заключенного брака. Поэтому, придавая большое значение государственной регистрации брака, закон устанавливает обязательные условия его заключения.

Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:

1) взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц;

2) достижение вступающих в брак лицами брачного возраста;

3) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, должно быть высказано ими свободно и независимо. Их обоюдная воля на заключение брака должна быть выражена лично, т.е. исходить непосредственно от лиц, сочетающихся браком. Соблюдение данного требования немаловажно, поскольку дает возможность должностным лицам органа загса убедиться в добровольности желания мужчины и женщины вступить в брак. В современной юридической литературе взаимное согласие на вступление в брак рассматривается как «согласованное встречное волеизъявление будущих супругов, направленное на возникновение брачного правоотношения», или как «свободное, осознанное волеизъявление заключить союз с конкретным человеком, намерение создать с ним семью, приобрести права и обязанности супругов», что в целом согласуется с традиционным взглядом на данное условие вступления в брак, как свидетельство брачующихся об ободной готовности создать семью.

Немаловажно, что свободное вступление в брак свидетельствует не только о взаимной и осознанной готовности к созданию семьи лиц, вступающих в брак, но и означает отсутствие принуждения в форме физического или психического насилия на их волю со стороны кого бы то ни было (угрозы, избиения, истязания или иные способы воздействия на психику).

Подобное принуждение может исходить как от одного из вступающих в брак, так и от их родителей, родственников, знакомых или иных лиц. Однако при этом следует отличать принуждение от родительских советов и рекомендаций по поводу целесообразности предстоящего брака.

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак выражается в их совместном письменном заявлении о заключении брака в орган загса. Если кто-то из них не имеет возможности явиться в орган загса для подачи совместного заявления, то волеизъявление на заключение брака может быть оформлено согласно ст. 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» отдельными письменными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, должна быть нотариально удостоверена. Согласие на вступление в брак выражается также и устно лицами, вступающими в брак, непосредственно при государственной регистрации заключения брака в органе загса и подтверждается их подписями.

Вторым обязательным условием заключения брака является достижение брачного возраста лицами, вступающими в брак. Брачный возраст можно рассматривать как юридический факт, с которым закон связывает возникновение брачной правоспособности.

СК РФ устанавливает единый брачный возраст для мужчин и женщин – восемнадцать лет, который совпадает с возрастом их гражданского совершеннолетия (ст. 21 ГК РФ). Совершеннолетие является той возрастной границей, при достижении которой молодые люди становятся полноправными гражданами: они обретают гражданскую дееспособность, становятся субъектами избирательного права, на них возлагается военная обязанность и т.п. Статья 13 СК РФ предусматривает возможность снижения брачного возраста. В брак может вступить лицо, достигшее шестнадцати лет, но с разрешения в каждом конкретном случае органа местного самоуправления по месту жительства этого лица и только при наличии уважительных причин. Закон не содержит перечня таких причин, учитывая многообразие жизненных ситуаций. Достаточно, чтобы эти причины орган местного самоуправления счел уважительными. Решение принимается с учетом обстоятельств каждого конкретного случая и исключительно в интересах несовершеннолетних лиц. На практике, чаще всего решение о снижении брачного возраста принимается при беременности невесты или при рождении у нее ребенка, при нахождении лиц, желающих вступить в брак, в фактических брачных отношениях.

Вопрос о снижении брачного возраста рассматривается органом местного самоуправления по просьбе лиц, желающих вступить в брак.

Государственная регистрация заключения брака лиц, которым снижен брачный возраст, осуществляется на общих основаниях. Вступление в брак гражданина до достижения им возраста восемнадцати лет влечет для него приобретение гражданской дееспособности в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об трате совершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Наряду с условиями заключения брака в Семейном кодексе предусмотрены препятствия к заключению брака.

Препятствия к вступлению в брак – это юридические факты, при наличии которых брак не может быть зарегистрирован, а в случае заключения является неправомерным и может быть признан недействительным в судебном порядке. Семейный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень препятствий к заключению брака.

В соответствии со ст.14 СК РФ к ним относятся:

наличие другого зарегистрированного в установленном порядке брака;

наличие близкого родства у будущих супругов;

наличие отношений усыновления между лицами, желающими вступить в брак;

недееспособность одного из вступающих в брак.

Брак не может быть заключен, если один из вступающих в брак уже состоит в зарегистрированном браке с другим лицом. Под другим зарегистрированным браком понимается не прекратившийся в установленном законом порядке прежний зарегистрированный брак. Данный запрет вытекает из принципа единобрачия (моногамии), согласно которому мужчина и женщина имеют право одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке. Принцип моногамии лежит в основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака во всех странах западной цивилизации. Поэтому непременным условием заключения действительного брака в соответствии с законодательством этих стран является не состояние в другом браке.

В соответствии с действующим семейным законодательством не допускается заключение брака между близкими родственниками.

В ст. 14 СК РФ содержится исчерпывающий перечень близких родственников, между которыми регистрация брака невозможна. К ним относятся родственники по прямой восходящей (родители, дети) и прямой нисходящей (дедушки, бабушки и внуки) линиям, а также между полнородными и неполнородными (общие отец или мать) братом и сестрой.

Запрещение браков между близкими родственниками продиктовано медико-биологическими и морально-этическими соображениями, связанными как с заботой о здоровом потомстве супругов (так как риск рождения детей с тяжелыми заболеваниями в результате подобных браков весьма значителен), так и с естественным неприятием цивилизованным современным обществом кровосмешения.

Родство более отдаленных степеней (дядя и племянница, двоюродные брат и сестра и т.п.) хотя теоретически может представлять опасность для здоровья детей будущих супругов, но в меньшей степени, а поэтому по закону не является препятствием к заключению брака. Не входят в число препятствий к заключению брака и отношения свойства, так как они не основаны на кровной близости происхождения.

Также, по закону не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными, поскольку их отношения приравниваются к отношениям родителей и детей по происхождению. В основу данного запрета положены нравственные и этические факторы. Запрет на заключение брака между усыновителем и усыновленным не распространяется на брак родственника усыновителя с родственником усыновленного. Что касается браков между усыновителями и потомством усыновленных, то в законе ничего прямо не говорится о недопустимости браков между ними. В литературе же высказано мнение, с которым следует согласиться, о невозможности подобных браков, так как на названных лиц должны распространяться те же правила, что и на родственников по прямой восходящей и нисходящей линии родства.

Еще одним препятствием к заключению брака является заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Согласно ст. 29 ГК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным установлен гражданским процессуальным законодательством.

Вследствие того, что недееспособные лица не могут понимать значения своих действий или руководить ими, они не способны выразить свою осознанную волю на вступление в брак. Указанный запрет к заключению брака также вызван заботой со стороны государства и общества о создании нормальной семьи и здоровом потомстве супругов.

Рассмотренный перечень препятствий к заключению брака, как уже отмечалось выше, является исчерпывающим. Отказ органа ЗАГСа в государственной регистрации заключения брака по иным основаниям будет неправомерным. Условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие заключению брака, должны устанавливаться органом ЗАГСа на момент государственной регистрации брака. Так, об отсутствии препятствий должно быть обязательно указано в заявлении лиц, вступающих в брак. Кроме того, эти лица – как мужчина, так и женщина, предупреждаются об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в брак.

Порядок заключения брака и его государственная регистрация регламентированы семейным законодательством и законом об актах гражданского состояния.

На территории РФ действительным браком, порождающим для супругов правовые отношения, признается только тот, который зарегистрирован в органах ЗАГСа. Государственная регистрация брака производится любым органом ЗАГСа на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган ЗАГСа составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака.

В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность, (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства, сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в браке), реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак, дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа ЗАГСа), серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке.

Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Посредством государственной регистрации заключения брака представляющие государственные органы ЗАГСа выполняют следующие основные задачи:

контролируют соблюдение установленных законом порядка и условий вступления в брак;

официально оформляют возникновение брачных отношений между мужчиной и женщиной, удовлетворяя их личные интересы и потребности в создании семьи;

получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждого факта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности и выработке основных направлений государственной семейной и демографической политики;

приобретают возможность осуществлять в будущем контроль за законностью возможных случаев расторжения брака.

Непосредственно сам порядок заключения брака регламентируется ст.11 СК РФ.

Лица, желающие вступить в брак, подают в отдел ЗАГСа составленное в письменной форме заявление о заключении брака между ними. В нем они должны подтвердить взаимное согласие на заключение брака, указать, что к вступлению в брак не имеется препятствий, предусмотренных ст.14 СК РФ.

Кроме того, в совместном заявлении о заключении брака лица, вступающие в брак, должны указать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из вступающих в брак, фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Следует иметь в виду, что факт подачи в орган ЗАГСа заявления о вступлении в брак свидетельствует лишь о первоначальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает никаких правовых последствий для них, то есть не связывает лиц, подавших такое заявление, взаимными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться в орган ЗАГСа в установленный срок для государственной регистрации заключения брака.

Однако, решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, должно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации брака.

Регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления и только в присутствии лиц, вступающих в брак.

Необходимо иметь в виду, что орган ЗАГСа вправе при наличии уважительных причин как сократить установленный законом месячный срок для заключения брака, так и увеличить его, но не более чем на месяц. Вопрос об этом решается руководителем органа ЗАГСа исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики. Так, сокращение месячного срока для вступления в брак считается возможным при наличии следующих обстоятельств, требующих более быстрого заключения брака: призыв жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, в том числе за рубеж, беременность невесты, рождение ребенка в результате внебрачной связи, наличие между сторонами фактических брачных отношений и т. п.

Лица, вступающие в брак, могут обратиться в орган ЗАГСа с заявлением об изменении месячного срока государственной регистрации заключения брака и в том случае, когда дата регистрации брака уже назначена. При наличии необходимых уважительных причин руководитель органа ЗАГСа принимает соответственно решение о сокращении или об увеличении срока и назначает новую дату государственной регистрации заключения брака.

Что же касается непосредственно самой государственной регистрации заключения брака, то согласно Закону об актах гражданского состояния она производится органами ЗАГСа в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

Общие правила здесь таковы. При приеме заявления орган ЗАГСа должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключения брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга. Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются должностным лицом органа ЗАГСа об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака. По согласованию с лицами, желающими заключить брак, орган ЗАГСа назначает время (день и час) государственной регистрации заключения брака. Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти или расторжения брака в том же органе ЗАГСа. По желанию лиц, вступающих в брак, орган ЗАГСа обеспечивает торжественную обстановку государственной регистрации заключения брака (выделяются благоустроенные помещения, приглашаются свидетели, знакомые и т.п.). Государственная регистрация производится в помещении органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются Законом «О государственной пошлине». Так, за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, государственная пошлина составляет однократный размер минимального размера оплаты труда.

Таким образом, предусмотренные ст.12 СК условия заключения брака вытекают из сущности и назначения брака. Их соблюдение необходимо для того, чтоб брак приобрел правовую силу. В противном случае, брак может быть признан недействительным, так как под условиями заключения брака в науке семейного права признаются обстоятельства, необходимые для того, чтобы брак был зарегистрирован и признан действительным. Рассмотренные условия заключения брака называют еще материальными условиями, чтобы подчеркнуть их отличие от условий, связанных с формой и процедурой заключения брака. Их перечень является исчерпывающим и не включает иных условий.

Пчелинцева Л.М. Семейное Право России. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., «Норма». 2004. С. 87.

Герасимов Л.П. Семейное право. Конспект лекций. М., «Юрайт-Издат». 2008. С.33.

Пчелинцева Л.М. Семейное Право России. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., «Норма». 2004. С.88.

Пчелинцева Л.М. Семейное Право России. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., «Норма». 2004. С.88.

Федеральный закон от 15.11.1997 №143 «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. № 244. 1997.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1 от 1 января 1996. Ст.13.

Герасимов Л.П. Семейное право. Конспект лекций. М., «Юрайт-Издат». 2008. С.34.

Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. А.В.Вишнякова. М., 2008. С.12.

Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. А.В.Вишнякова. 2008. М., С.12.

Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., » Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.101.

Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов..3-е издание. М.,» Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.101.

Кубанкина Е.И., Павленко В.В. Семейное право. Учебное пособие. М., Издательско-торговая корпорация» Дашков и К°».2008. С.18.

Регистрация заключения брака не должна производиться, если имеют место обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, предусмотренные ст. 14 СК РФ. Обстоятельства, при которых не допускается заключение брака следующие.

1. Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит в другом зарегистрированном браке.

Это условие соответствует принципу моногамного брака. При регистрации брака лица, состоявшие ранее в браке, должны предъявить документ, подтверждающий прекращение брака (свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга и др.). В соответствии с п. 2 ст. 25 СК РФ супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них.

2. Не допускается брак между близкими родственниками.

К близким родственникам относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители и дети, дедушка, бабушка и внуки; а также полнородные и неполнородные братья и сестры. При этом родство может быть и внебрачным. Это объясняется недопустимостью кровосмешения, высоким количеством заболеваний и пороков развития у потомства из таких браков. Не является препятствием к заключению брака двоюродное (двоюродные братья и сестры) и более дальнее родство, а также отношения свойства – не запрещены браки между сводными братьями и сестрами).

3. Запрещены браки между усыновителями и усыновленными.

Данный запрет обоснован как этическими, так и правовыми соображениями, поскольку отношения между этими лицами юридически приравнены к отношениям между родителями и детьми.

4. Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Это обусловлено как медицинскими соображениями, так и невозможностью недееспособного лица дать осознанного согласия на вступление в брак, что ведет к несоблюдению принципа добровольности брачного союза. Данное положение не касается лиц, ограниченных в гражданской дееспособности.

Никаких других ограничений для заключения брака, кроме четырех указанных выше, наше законодательство не предусматривает.

Недопустимость однополых браков напрямую в российском законодательстве не закреплена, однако Семейный кодекс РФ содержит прямые нормы о браке именно мужчины и женщины. Иного не допускается. Однополые браки, заключенные в других странах, где подобная процедура разрешена, в России не признаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *