Установление сервитута в судебном порядке

Алгоритм установления сервитута земельного участка в судебном порядке и условия его прекращения

Под сервитутом понимается право ограниченно пользоваться чужим недвижимым имуществом. Наиболее распространен земельный сервитут, когда собственник недвижимости (земельного участка) имеет право ограниченного пользования соседним участком, например, для прохода или проезда к своему участку (п. 1 ст. 274 ГК РФ; ст. 23 ЗК РФ).

По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, которое требует установить его, и собственником соседнего участка. Если стороны не придут к соглашению об установлении сервитута или об определении его условий, лицо, которое требует установления сервитута, должно обратиться в суд (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Если не было достигнуто соглашение об установлении земельного сервитута, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, есть ли у вас право требовать установления сервитута

Установления сервитута вправе требовать, в частности, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), а также лицо, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования (п. п.

Сервитут — судебная практика

1, 4 ст. 274 ГК РФ).

Если вы владеете участком на ином основании, например арендуете участок по договору, вы не вправе требовать установления сервитута.

Установить сервитут можно, только если ваши нужды нельзя обеспечить другим способом. Как правило, сервитут устанавливается для обеспечения прохода или проезда через соседний участок (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Шаг 2. Составьте исковое заявление об установлении сервитута и уплатите госпошлину

В исковом заявлении необходимо указать, что вы обращались к собственнику соседнего земельного участка с предложением установить сервитут, однако не достигли соглашения по определенным причинам. Например, собственник отказался заключить соглашение, не направил ответ, не согласился с вашими условиями и т.д.

Укажите в исковом заявлении срок, цели и условия установления сервитута, а также отметьте, что ваши нужды не могут быть обеспечены иначе, кроме как его установлением.

Сервитут может быть не только срочным, но и постоянным (п. 4 ст. 23 ЗК РФ). Если вы желаете установить постоянный сервитут, укажите это в исковом заявлении.

Размер госпошлины за подачу иска составляет 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Шаг 3. Подготовьте и подайте в суд документы

Иск об установлении сервитута подается в районный суд по месту нахождения земельного участка (ст. ст. 24, 30 ГПК РФ).

К исковому заявлению потребуется приложить, в частности, следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):

  • документы, подтверждающие право собственности или другое право (право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования) на участок (другую недвижимость);
  • документы, подтверждающие обоснованность ваших требований. Это могут быть, например, выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) о земельном участке, справка от правления дачного кооператива (товарищества), заключение эксперта или оценщика;
  • доказательства обращения к собственнику соседнего участка, а также доказательства его отказа установить сервитут или несогласия с условиями сервитута (если имеются);
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • паспорт представителя и доверенность (если от вашего имени в суде будет действовать представитель).

По окончании судебного рассмотрения дела получите решение суда об установлении сервитута или об отказе в таковом.

Шаг 4. Обратитесь в Росреестр

Для государственной регистрации сервитута и кадастрового учета соответствующей части земельного участка необходимы следующие документы (ч. 4 ст. 44, ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; п. 3 ст. 274 ГК РФ):

  • заявление о государственной регистрации сервитута;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия вашего представителя (если с заявлением обращается ваш представитель);
  • решение суда об установлении сервитута.

За государственную регистрацию сервитута необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления орган регистрации прав возвращает заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ст. 17, ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Справка.Размер госпошлины

Размер госпошлины за государственную регистрацию сервитутов в интересах физических лиц составляет 1 500 руб. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с учетом коэффициента 0,7 (пп. 31 п. 1 ст. 333.33, п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883):

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить (Информация Росреестра от 26.07.2017; Информация Росреестра от 17.10.2017; п. 3 Приложения 5 к Положению о платежной системе Банка России, утв. Банком России 29.06.2012 N 384-П).

О ходе оказания услуги (например, поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) вы можете быть уведомлены посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137).

Шаг 5. Получите выписку из ЕГРН

Следует учитывать, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в ЕГРН. Если вы не зарегистрируете сервитут в территориальном органе Росреестра и не получите подтверждения такой регистрации, сервитут нельзя считать установленным (п. 9 ст. 23 ЗК РФ).

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН (ч.

Исковое заявление об установлении сервитута здания

1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).

Связанные вопросы

Что такое земельный сервитут и как он устанавливается? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Об утверждении формы заявления об установлении публичного сервитута на земельный участок (часть земельного участка) и перечня прилагаемых к нему документов"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 28 апреля 2010 г. N 18-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПУБЛИЧНОГО

СЕРВИТУТА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК (ЧАСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА)

И ПЕРЕЧНЯ ПРИЛАГАЕМЫХ К НЕМУ ДОКУМЕНТОВ

В целях реализации постановления Правительства Омской области от 3 марта 2010 года N 39-п "Об утверждении Порядка проведения общественных слушаний об установлении нормативным правовым актом Омской области публичного сервитута" приказываю:

Утвердить:

1) типовую форму заявления об установлении публичного сервитута на земельный участок (часть земельного участка) (приложение N 1);

2) перечень документов, необходимых для установления публичного сервитута на земельный участок (часть земельного участка) (приложение N 2).

Министр имущественных

отношений Омской области

А.М.Стерлягов

Приложение N 1

к приказу

Министерства имущественных

отношений Омской области

от 28 апреля 2010 г. N 18-п

___________________________________

(наименование органа исполнительной

власти Омской области, уполномоченного

на рассмотрение заявления об установлении

публичного сервитута на земельный участок

в соответствии с законодательством

Омской области)

Заявление

об установлении публичного сервитута на земельный

участок (часть земельного участка)

От ____________________________________________________________________

(для юридических лиц — полное наименование, организационно-правовая

форма, сведения о государственной регистрации; для физических лиц —

фамилия, имя, отчество, паспортные данные; для индивидуальных

предпринимателей — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной

регистрации) (в случае подачи настоящего заявления представителем заявителя

дополнительно указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные

представителя заявителя)

_______________________________________________________________________

__________________________________________________ (далее — заявитель).

Адрес заявителя(ей): __________________________________________________

(место нахождения юридического лица;

______________________________________________________________________.

место регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя)

Телефон (факс) заявителя(ей): ________________________________________.

Прошу(сим) установить публичный сервитут на земельный участок (часть

земельного участка, отображенную на кадастровом паспорте земельного

участка) с кадастровым номером (учетным кадастровым номером) ______________

_________________, площадью __________ кв.м, местоположение которого

установлено: ______________________________________________________________

______________________________________________________________________,

разрешенное использование ____________________________________________,

сроком _______________________________________________________________.

(указывается дата начала и окончания действия сервитута либо

пишется "постоянный")

Цель установления публичного сервитута: ______________________________.

Приложение:

_______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, подпись)

"___" ___________ 20__ г.

Приложение N 2

к приказу

Министерства имущественных

отношений Омской области

от 28 апреля 2010 г. N 18-п

ПЕРЕЧЕНЬ

документов, необходимых для установления публичного

сервитута на земельный участок (часть земельного участка)

1. Кадастровый паспорт земельного участка, в отношении которого (части которого) предлагается установить публичный сервитут (в случае, если часть земельного участка не поставлена на государственный кадастровый учет, представляется межевой план на часть земельного участка).

2. Обоснование необходимости установления публичного сервитута земельного участка (части земельного участка).

3.

Алгоритм установления сервитута земельного участка в судебном порядке и условия его прекращения

Копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, подписавшего заявление, копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица, подписавшего заявление.

4. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, подписавшего заявление.

5. Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная не ранее чем за один месяц до обращения с заявлением об установлении публичного сервитута на земельный участок (часть земельного участка) (в случае подачи заявления индивидуальным предпринимателем либо его представителем).

6. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц, выданная не ранее чем за один месяц до обращения с заявлением об установлении публичного сервитута на земельный участок (часть земельного участка) (в случае подачи заявления представителем юридического лица).

7. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут.

Многие, кто имеет в собственности земельный участок, при поверхностном ознакомлении с отраслевой законодательной базой, наталкиваются на непонятный термин "сервитут". Конечно, изучив содержание данного термина становится понятно, что ничего хорошего собственнику участка он не сулит, потому что сервитут подразумевает под собой ничто иное как ограничение в пользовании собственным земельным участком.

Кто-то скажет, что подобное невозможно, т.к. если участок находится в законной собственности, то о каких ограничения в пользовании им может идти речь? Ведь это противоречит положениям гражданского законодательства о праве собственности.

К сожалению (или к счастью) это не совсем так, потому что этим же гражданским законодательством и предусмотрено наложение сервитута в случаях, когда это требуется.

В нашей статье мы поговорим о том, что конкретно из себя представляет сервитут, в каких случаях он может быть наложен, и какие есть законные методы решения данной проблемы.

Что такое сервитут земельного и в каких случаях он может быть наложен

Как мы уже отметили, сервитут представляет из себя ограничение в правах пользования земельным участком. Т.е. у гражданина имеется в собственности земельный участок, на пользование определенной частью которого наложено ограничение, или как мы говорим — сервитут.

В гражданском законодательстве разделяется два вида сервитута: частный и публичный. Поговорим о них более подробно.

Понятие частного сервитута

Данный вид сервитута имеет место когда сторонами правоотношений являются частные лица. К примеру, мы имеем в собственности земельный участок в условном дачном поселке. В силу территориального устройства поселка, наш сосед по участку может на него попасть только через наше владение. Т.е. другого варианта для этого у него нет.

Другая ситуация: сосед по земельному участку может попасть, к примеру к реке опять же только через наш участок, и никак иначе. Значит получается, либо мы предоставляем ему подобное право в добровольном порядке, либо он будет вынужден обратиться за защитой в администрацию поселения или суд.

В следствии проверки информации, и проведения определенных процедур, на часть нашего земельного участка может быть наложен этот самый сервитут. Проще говоря, пользоваться в полной мере нашим участком мы не сможем, пока не отпадет необходимость в действии сервитута.

Частный характер сервитута, как мы уже сказали подразумевает ограничение в пользовании участком одного или нескольких собственников, и только тогда, когда заявителями выступает одно, или несколько лиц. Т.е. инициатором наложения сервитута выступает такой же собственник, как и мы.

При этом, важно знать, что наложение сервитута не в коем случае не подразумевает ограничение во владении и распоряжении участком. Часть, на которую наложен сервитут по прежнему остается в нашей собственности, и является неотъемлемой от общей площади земельного участка.

Конечно, ни одна законодательная норма не может иметь односторонний порядок. Т.е. ситуация, когда права одного гражданина нарушаются в угоду соблюдения интересов другого, сама по себе абсурдна.

Поэтому, законом предусмотрена возможность собственника, в определенных случаях, требовать платы от лиц, в пользу кого установлен сервитут, если подобное не противоречит закону.

Что из себя представляет публичный сервитут

Вторым основным видом сервитута является так называемый публичный сервитут. Несмотря на то, что это два подвида одного правого механизма, они имеют существенные различия между собой.

Дело в том, что инициатором публичного сервитута является государство (в частности муниципальное образование). Подобный вид сервитута не требует соответствующего согласия граждан, и обычно он направлен на ограничение (временное или постоянное) интересов большого количества граждан. Простой пример: по линии, проходящей через весь дачный поселок планируется прокладка железнодорожных путей. Если иного выхода нет, получается, что ограничение действует в отношении всех владельцев по инициативе государства.

Отказаться от подобного сервитута нельзя, т.к. по сути спорить с государством в большинстве случаев смысла нет.

Сервитут — судебная практика

Плюс, это делается в исключительных случаях, тогда. когда альтернативного варианта попросту нет. Значит ни один суд не встанет на сторону собственников.

Но в таких случаях, собственник земельного участка имеет возможность предложить муниципальному образованию выкупить у него данный земельный участок по соразмерной цене. Государственный орган может пойти на подобную сделку, если будет установлен факт того, что после наложения сервитута собственник не может пользоваться данным участком, как это было ранее. И только в значительной мере.

Как происходит установление сервитута на часть земельного участка

Как нами было отмечено, сервитут в подавляющем большинстве случаев устанавливается именно на часть земельного участка. В редких случаях — на участок целиком. К второму случаю обычно относятся случаи, когда гражданин имеет пожизненное право пользования, владения и распоряжения участком.

Когда речь идет именно о части земельного участка, то ее в точности определяют стороны, после чего, соответствующим государственным органом создается специальный план, в котором отражена точная сфера действия сервитута. Нарушение данных границ является административно наказуемым деянием. Естественно, что стороны данных правоотношений должны быть посвящены в содержание данного плана.

Обязательно ли производить регистрацию сервитутов на земельные участки

Согласно действующему законодательству, наложение сервитута как на участок целиком, так и на отдельные его части, независимо от того, имеется ли добровольное соглашение между собственниками или нет, должно в обязательном порядке пройти государственную регистрацию в Едином государственном реестре прав. Более того, сервитут вступает в законное действие только после проведения государственной регистрации.

Какова судебная практика установления сервитута на земельном участке

Говоря о позиции судов по данному вопросу, можно отметить, что имеется огромное количество рассмотренных дел, которые в свою очередь можно разлить на два подвида: иски от собственников земельных участков, об отмене или невозможности установления сервитута и иски от лиц, требующих установления сервитута в свою пользу. Суд примет сторону собственника участка и не станет устанавливать сервитут (либо его отменит) в следующих случаях:

  • установить сервитут требует лицо, не имеющее на это право
  • имеются альтернативные "нейтральные" варианты решения
  • необходимость в дальнейшем действии сервитута отпала сама собой
  • закончился срок действия сервитута

И наоборот, суд примет сторону лица, заявляющего о необходимости у в установлении сервитута в следующих случаях:

  • истец должен доказать, что иного выхода из ситуации нет
  • предполагаемый размер сервитута соразмерен потребностям истца

Как оценить сервитут земельного участка: возможные трудности

Следует отметить, что оценка сервитута представляет собой довольно сложный процесс. При этом, особая сложность присутствует в тех случаях, когда между сторонами не имеется взаимного согласия. Значит, при оценке должно браться в расчет огромное количество факторов, таких как направление сервитута (собственно для чего он вводится), понесенные собственником убытки и многое другое. Для более подробного ознакомления с данной процедурой, рекомендуем вам ознакомиться с документом под название "Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут".

Как снять сервитут с земельного участка: возможные варианты

Собственно вариантов для снятие сервитута существует несколько:

  • по обоюдному согласию с лицом в пользу кого был установлен сервитут
  • дождаться срока окончания действия сервитута
  • разрешить проблему в судебном порядке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *