Уведомление конкурсного управляющего о включении в реестр

Законом установлен специальный порядок предъявления требований к кредитной организации и рассмотрения возражений на отказ во включении таких требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии со ст. 185.89 Закона о банкротстве, конкурсный кредитор направляет заявление о включении в реестр требований кредиторов конкурсному управляющему кредитной организации.
Конкурсный управляющий рассматривает предъявленное в ходе конкурсного производства требование кредитора и по результатам его рассмотрения не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований кредиторов в случае обоснованности предъявленного требования. В тот же срок конкурсный управляющий уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, или об отказе в таком включении в указанный реестр, или о включении в этот реестр требования в неполном объеме. В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются сведения о размере и составе его требования к кредитной организации, а также об очередности его удовлетворения.
По результатам рассмотрения конкурсным управляющим требования кредитора могут быть заявлены возражения в арбитражный суд таким кредитором не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня получения кредитором уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования.
Требования кредиторов, по которым заявлены возражения, рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.
По результатам такого рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении таких требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения этих требований.
Формы соответствующих заявлений вы можете скачать у нас на сайте.

В настоящей статьей разберемся с новыми правилами банкротства застройщика, расскажем о том, что изменилось в процессе при банкротстве застройщиков и поговорим о новых формах защиты дольщиков при банкротстве застройщика, способах финансирования строительства и расчетов с кредиторами.

В очередной раз законодатель предпринял попытку защитить дольщиков при банкротстве, внеся новые нормы в параграф 7 Закон о банкротстве «Банкротство застройщиков». Кроме того, новый пакет изменений Закона о банкротстве был принят в связи с изменениями Закона № 214.

Давайте же поговорим о плюсах и минусах, а также спорных вопросах новых норм Закона о банкротстве. Мы разделили новые нормы на несколько блоков основных изменений.

Содержание

1. Закон вводит нового участника дела о банкротстве застройщика – Фонд защиты прав граждан – участников строительства

Данное изменение вполне логично, вызвано изменениями в Закон № 214 и принятием специального закона о Фонде защиты прав граждан – участников строительства, на фонд возложены обязанности по финансированию мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и осуществление выплат за счет средств компенсационного фонда возмещения гражданам — участникам долевого строительства. Фонд начал свою работу с 20.10.2017 года, с этой даты застройщики обязаны были перечислять в фонд взносы в размере 1,2 % от цены ДДУ (неперечисление взноса являлось основанием для приостановления регистрации ДДУ). Проверить отчисления по вашему ДДУ вы можете на сайте фонда.

Законом о банкротстве данный фонд наделяется широкими полномочиями в рамках дела о банкротстве застройщике и даже больше.

На фонд возложены следующие полномочия в рамках банкротства:

1) аккредитация арбитражных управляющих в целях осуществления ими полномочий конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в деле о банкротстве застройщика;

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом (в случае, если застройщиком были уплачены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд в соответствии с Законом № 214;

3) право обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании сделок застройщика;

4) финансирование мероприятий по завершению строительства;

6) осуществление выплат участникам долевого строительства (в случае принятия собранием участников долевого строительства решения об обращении за выплатой).

2. Закон вводит понятие «участник долевого строительства»

Не будем цитировать закон о банкротстве. Укажем основные моменты. Понятие участника долевого строительства, с одной стороны, расширено (под данное понятие теперь попадают также покупатели жилых помещений в жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков), с другой стороны, данное понятие ограничено тем, что под данное понятие подпадает только гражданин (не юридическое лицо и скорее всего не индивидуальный предприниматель), имеющий требование к застройщику на основании ДДУ, заключенного в соответствии с Законом № 214, по которому застройщиком осуществлены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд, или внесший денежные средства по ДДУ на счет эскроу. Получается, если деньги по ДДУ вносились на счет эскроу и застройщик не перечислил взнос в компенсационный фонд, то данный дольщик по смыслу Закона о банкротстве не является участником долевого строительства.

3. Закон исключает некоторые процедуры банкротства застройщика при долевом строительстве, которые к застройщику теперь не применяются

При банкротстве застройщика не применяется процедура наблюдения и финансового оздоровления. При признании заявления о признании застройщика банкротом обоснованным суд открывает сразу конкурсное производство в отношении застройщика сроком на 1 год (оно может быть продлено по ходатайству участников на 6 месяцев). Данное нововведение направлено на сокращение сроков рассмотрения дел о банкротстве застройщиков. При этом в деле о банкротстве по-прежнему может быть применена процедура «внешнее управление» по общим правилам.

4. Закон вводит новые требования к конкурсному управляющему, который может участвовать в деле о банкротстве застройщиков

Для того чтобы пройти аккредитацию в фонде конкурсный управляющий должен соответствовать следующим критериям:

1) наличие стажа работы на руководящих должностях в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства не менее трех лет либо осуществление обязанностей арбитражного управляющего в процедуре, применяемой в деле о банкротстве застройщика (не менее трех процедур);

2) отсутствие в течение 3 лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы застройщика, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей.

5. Законом введен новый порядок включения в реестр требований участников строительства

Одним из последствий банкротства застройщика является то, что все требования кредиторов, в том числе участников долевого строительства, с момента введения процедуры конкурсного производства подлежат удовлетворению только в рамках дела о банкротстве, исполнительные производства прекращаются. В настоящее время денежные требования и требования о передаче жилого помещения участников строительства подлежат предъявлению конкурсному управляющему, а не в суд. Конкурсный управляющий рассматривает данные требования и включает в реестр, о чем направляет уведомление дольщику. Стоит оговориться о том, какие требования являются денежными требованиями участников строительства. К ним закон относит:

— требования о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и (или) денежных средств в размере стоимости имущества, переданного застройщику до расторжения такого договора;

— требования о возмещении убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика передать жилое помещение по договору, предусматривающему передачу жилого помещения;

— требования о возврате денежных средств, уплаченных по договору, признанному судом или арбитражным судом недействительным и предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) денежных средств в размере стоимости имущества, переданного застройщику по такому договору;

— требования о возврате денежных средств, уплаченных по договору, признанному судом или арбитражным судом незаключенным и предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) денежных средств в размере стоимости имущества, переданного застройщику по такому договору.

Иные денежные требования по-прежнему подлежат направлению в суд с предварительным направлением экземпляра заявления и документов арбитражному управляющему и должнику.

Законом установлен новый срок для включения в реестр – 3 (вместо 2 ранее в рамках конкурсного производства) месяца с даты получения уведомления от конкурсного управляющего о введении процедуры банкротства (а не даты публикации сведений), при этом данный срок может быть восстановлен по уважительным причинам. Кроме того, в связи с неприменением к застройщику процедуры наблюдения и финансового оздоровления с 01.01.2018 года, поэтому процедура «конкурсного производства» может быть единственной, если суд не введет также процедуру внешнего управления (данная процедура вводится, если есть основания считать, что платежеспособность застройщика может быть восстановлена, но это редко), важно дольщику не пропустить данный срок.

Срок рассмотрения требований конкурсным управляющим – 30 рабочих дней. При этом застройщик не может направить арбитражному управляющему возражения относительно требований (такая процедура новым законом не предусмотрена). Если дольщик не согласен с решением конкурсного управляющего (отказом во включении или включении неполных требований) или не согласен застройщик, то они вправе в течение 15 рабочих дней с момента получения от управляющего уведомления подать возражения в суд. При этом данный срок исходя из буквального толкования нормы закона не подлежит восстановлению. Непонятна пока процедура обжалования бездействия арбитражного управляющего, нерассмотрения заявления в срок. Видимо, придется в этом случае также обращаться в суд с жалобой на бездействие арбитражного управляющего.

Что касается очередей кредиторов при банкротстве застройщика, они претерпели некоторые изменения в связи с появлением нового участника дела о банкротстве — Фонда.

Очереди при удовлетворении денежных требований к застройщику-банкроту:

Первая очередь: требованиям о возмещении вреда жизни или здоровью.

Вторая очередь: требования о выплате выходных пособий, заработной платы и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

Третья очередь делится на 3 очереди:

1) денежные требования граждан — участников строительства, за исключением требований, указанных в других очередях;

2) требования Фонда, которые перешли к нему в результате осуществления выплат гражданам — участникам долевого строительства;

3) денежные требования граждан — участников строительства по возмещению убытков;

4) требования иных кредиторов.

Стоит также сказать о других последствиях открытия процедуры конкурсного производства:

— прекращается начисление пени и штрафов с этого момента, за исключением текущих платежей;

— срок наступления обязательств, возникших до введения процедуры считается наступившим (то есть срок, указанный в договоре, уже не имеет значения);

— вводятся ограничения при совершении сделок застройщиком, с момента открытия конкурсного производства их совершает от имени застройщика конкурсный управляющий, включая передачу квартир по актам дольщикам;

— снимаются все аресты с имущества застройщика.

6. Законом введены новые нормы относительно завершения строительства и расчетов с кредиторами, имеющими требования о передаче жилых помещений

Теперь, помимо предусмотренных ранее, мер финансирования строительства:

а) привлечение нового застройщика, передача ему прав на объект незавершенного строительства (поиск нового застройщика осуществляет конкурсный управляющий);

б) передача объекта незавершенного строительства ЖСК, созданного участниками строительства, для завершения строительства;

в) передача введенных в эксплуатацию объектов недвижимости дольщикам.

Вводятся также новые меры обеспечения прав дольщиков жилых помещений:

а) финансирование строительства компенсационным фондом, в этом случае фонд также приобретает права требования участника долевого строительства к застройщику.

б) выплата фондом возмещения участникам строительства с дальнейшим приобретением прав требований участника долевого строительства к застройщику.

В соответствии с Законом о компенсационном фонде выплата фондом возмещения участнику осуществляется в размере уплаченной цены такого договора, но не более предельной суммы возмещения, определяемой как произведение общей площади всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков, подлежащих передаче гражданину — участнику долевого строительства, но не более 120 кв.м., и показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения на первичном рынке жилья в соответствующем субъекте РФ, значение которого определяется в период, в который был заключен договор.

При этом выплата возможна только в том случае, если по данному ДДУ застройщик произвел отчисления в фонд. Кроме того, физическое лицо, которое приобрело у юридического лица — участника долевого строительства право требования по договору участия в долевом строительстве, предусматривающему передачу жилого помещения, после возбуждения производства по делу о банкротстве застройщика, не имеет права на получение возмещения по такому договору (то есть это ограничение относится к тем, кто приобрел после подачи заявления о признании застройщика банкротом права требования по договору уступки у юридического лица; к покупателям квартир по ДДУ напрямую от застройщика или по договору уступки, заключенному с физическими лицами, такое ограничение не применяется).

Решение о выборе способа дальнейшего финансирования, расчетов с участниками строительства принимается на общем собрании участников долевого строительства (по каждому многоквартирному дому в отдельности). И здесь нужно оговориться о новых правилах созыва этого собрания и кворуме. Во-первых, теперь если участников строительства многоквартирного дома более 500, собрание может проводиться в заочной форме. Участники строительства обладают на собрании участников строительства числом голосов, пропорциональным размеру их денежных требований и (или) требований о передаче жилых помещений по отношению к общей сумме денежных требований и требований о передаче жилых помещений, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений на дату проведения собрания участников строительства. Решения собрания участников строительства принимаются тремя четвертями голосов участников строительства, участвующих в голосовании по соответствующему вопросу (а не от всех участников строительства, как ранее). Собрание участников строительства правомочно в случае, если в нем участвуют не менее трети от общего числа участников строительства, которые обладают более чем половиной голосов от общего числа голосов участников строительства.

Таким образом, в виду изменений порядка принятия важных решений общим собранием дольщиков мы рекомендуем участникам долевого строительства принимать активное участие в общих собраниях по делу о банкротстве застройщика, чтобы обеспечить защиту своих прав.

7. Законом введены нормы, защищающие права дольщиков, получивших фактически квартиры от застройщика, без подписания акта приема-передачи

Законодательно закреплено, что такие дольщики вправе обратиться в арбитражный суд для признания права собственности на данную квартиру, если на более 1/3 квартир многоквартирного дома уже зарегистрировали дольщики свое право собственности либо имеются вступившие в законную силу решения суда о признании права собственности дольщиков.

Нет времени самостоятельно заниматься включением требований в реестр или оформлением права собственности на новостройку при банкротстве застройщика? Закажите комплексные услуги юриста с оплатой по результату. Работаем без предоплаты, во многих случаях поможем сэкономить на оплате госпошлины за рассмотрение иска судом. Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

Общее собрание дольщиков земель сельскохозяйственного назначения проводится в соответствии с правилами, установленными специальным законом – Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101 –ФЗ).

В соответствии со статьей 14.1. Закона № 101- ФЗ общее собрание участников долевой собственности проводится:

– по предложению участника долевой собственности,

– по предложению лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции,

– по предложению органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Полномочия общего собрания

Общее собрание дольщиков земель сельскохозяйственного назначения принимает решения по следующим вопросам.

1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;

2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;

4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;

5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее – уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;

7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;

9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами;

10) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Если общее собрание дольщиков проводится по инициативе органа местного самоуправления по месту расположения земельного участка, то участники долевой собственности должны быть извещены о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет».

Извещение о проведении общего собрания происходит не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания.

Одновременно с опубликованием сообщения о проведении общего собрания, соответствующее объявление должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Если общее собрание дольщиков проводится по инициативе органа местного самоуправления, извещение участников долевой собственности происходит не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания.

Если общее собрание дольщиков земель сельскохозяйственного назначения проводится по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, то орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.

Сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать следующую информацию:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

Кворум на общем собрании дольщиков земель сельскохозяйственного назначения

Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.

Решения на общем собрании дольщиков земель сельскохозяйственного назначения принимаются общим собранием открытым голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 Закона № 101 –ФЗ (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.

Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:

1) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

2) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

3) подписывает протокол общего собрания;

4) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.

Кто может принять участие в общем собрании дольщиков земель сельскохозяйственного назначения

В общем собрании дольщиков земель сельскохозяйственного назначения могут принять участие лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц (доверенность). Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Протокол решения общего собрания

Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.

Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.

Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.

Адвокат Светлана Жмурко

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

Земля и строительство
Последние публикации в прессе (Все публикации)

  • Зачем дачную амнистию хотят продлить еще на пять лет

    Комсомольская правда


  • «Новоселы обнаглели»: депутаты требуют защитить застройщиков от потребительского экстремизма

    Комсомольская правда

  • «На меня смотрели как на сумасшедшую»: пенсионерка пытается опротестовать налоги за оформленную на неё дорогую землю

    rt на русском

  • Как сэкономить на коммунальных платежах летом

    Комсомольская правда

  • Как прописаться на даче и стоит ли в это ввязываться. Пошаговая инструкция «КП»

    Комсомольская правда

Фото:Наталья Пылина/GIPERNN

В последние годы справляться с обязательствами по строительству жилой недвижимости застройщикам становилось все сложнее. Так, в 2019 году в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве была размещена информация о банкротстве более полутысячи компаний-застройщиков. С помощью наших экспертов — Дмитрия Смородинова, руководителя отдела развития Polozov Group и Никиты Филиппова, заведующего МГКА «Бюро адвокатов «Де-юре»» разбираемся в проблеме.

Основные причины банкротства застройщиков – ошибки в бизнес-планах, задержки с вводом объектов, некачественные маркетинговые расчеты, кассовые разрывы и сложности при переходе на проектное финансирование.

Кто может «запустить» банкротство компании?

Банкротство – иногда единственная возможность для застройщиков избавиться от долгов и претензий кредиторов, не выходя за рамки закона. Регулируется данная процедура ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)», он устанавливает особенный порядок банкротства организаций-застройщиков.

Фото: .com/nattanan23

По общему правилу направить в суд заявление об инициации процедуры банкротства имеют право:

  • компания-должник из-за невозможности производить выплаты кредиторам.
  • налоговая инспекция или другие контролирующие структуры, в случае длительного неисполнения компанией обязательных бюджетных платежей.
  • любой кредитор, перед которым организация не выполняет обязательства более 3-х месяцев, а сумма долга составляет не менее 300 тысяч рублей.

С недавнего времени инициировать банкротство проблемных застройщиков имеет право и Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства.

Дольщики и поставщики, как правило, не желают запускать долгий и сложный процесс. Например, процедура от подачи первого заявления до начала банкротства крупного застройщика СУ-155 продолжалась 9 лет.

Обычно инициаторами являются банки, при наличии непогашенных долговых обязательств десятки миллионов рублей. Кто именно будет инициатором банкротства, по большому счету не главное: интересы дольщиков в любом случае будут в приоритете.

Фото: .com/lukasbieri

Так, конкурсный управляющий, утверждаемый судом на время процедуры банкротства, фактически берет на себя обязанности директора компании-застройщика и по закону он должен блюсти права всех кредиторов должника, в а главное — приоритетное право дольщиков.

Добавим, с 1 января 2018 года банкротство застройщиков производится по особым правилам. В частности, при банкротстве компании-застройщика закон фиксирует переход сразу к конкурсному производству, без этапа наблюдения. Это сокращает сроки процесса банкротства и соответственно ускоряет достройку проблемного жилья, что очень важно для дольщиков. Процессы банкротства компаний-застройщиков проводятся при обязательном участии органов власти, наделенных соответствующими полномочиями. Власть контролирует соблюдение прав дольщиков, однако на практике этого часто недостаточно.

Фото: .com/succo

Этапы процедуры банкротства

Процедура под контролем арбитражного суда может длиться несколько лет. Начинается все с реабилитационных процедур:

  • наблюдение (проверяется финансовое состояние компании, созывается первое собрание кредиторов – проводится в течение 6 месяцев);
  • внешнее управление (длится 1,5 года, может быть продлено еще на 6 месяцев, внешний управляющий становится руководителем предприятия, объявляется мораторий на выплату долгов);
  • финансовое оздоровление (может длиться до 2-х лет, включает реструктуризацию долгов, восстановление платежей кредиторам).

Если «реанимировать» организацию не удалось, начинается этап ликвидации юрлица. Называется этот этап конкурсным производством. Продолжительность этапа 6 месяцев, возможно продление еще на такой же срок.

За это время управляющий распродает имущество и выплачивает долги. При банкротстве застройщиков на практике чаще всего применяются только наблюдение и конкурсное производство. Контроль и распределение конкурсной массы ликвидируемой компании находится в руках назначенного судом управляющего. От его умения и беспристрастности зависит справедливое погашение долгов.

Кандидатуру управляющего предлагает кредитор-инициатор. Если в арбитражный суд не представлена кандидатура, то суд выбирает специалиста на должность управляющего самостоятельно. Список претендентов подает в суд самоуправляющая организация арбитражных управляющих.

Фото: .com/mrganso

Очередность выплаты долгов

Через два месяца после публикации объявления о банкротстве компании-застройщика реестр требований закрывается. Законом установлена следующая очередность денежных выплат:

  • компенсации вреда здоровью;
  • выходные пособия, зарплаты, вознаграждения;
  • по денежным требованиям граждан — участников строительства и по требованиям Фонда, перешедшим к нему в результате осуществления выплаты возмещения гражданам;
  • расчеты с другими кредиторами.

После расчетов с первой очередью, начинаются расчеты со второй и далее по порядку. Исключение составляют залоговые кредиторы, которым выплачивается вне очереди 70% полученных средств от реализации заложенного имущества.

При банкротстве застройщика составной частью общих требований является дополнительный реестр граждан, участвующих в долевом строительстве. В списке указываются требования дольщиков о передаче жилых помещений. Граждане-участники строительства имеют право получить денежные средства или квартиру в недостроенном доме.

Погашение требований данной категории кредиторов осуществляется в третью, а не в четвертую очередь.

Льгот отдельным категориям граждан в процедуре банкротства юридических лиц не предусмотрено.

Как итог отметим: успех для дольщиков в процедуре банкротства застройщика во многом зависит от того, кто выбран конкурсным управляющим. Часто именно от него зависит, в чьих интересах будет развиваться процесс банкротства и появится ли в ходе банкротства компании-застройщика новый приобретатель, который будет достраивать проблемный объект.

При этом право предлагать кандидатуру конкурсного управляющего есть лишь у того, кто инициирует процесс банкротства.

Материал подготовила Татьяна Кузнецова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *