Увольнение за судимость

Запрет приема на работу на определенные виды деятельности лиц, которые были осуждены за совершение некоторых видов преступлений

Законом ограничено право приема на работу на определенные виды деятельности лиц, которые были осуждены за совершение некоторых видов преступлений.

Запрещается прием на работу, связанную с материальной ответственностью, лиц, ранее судимых за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена в установленном порядке (ст. 348 Трудового кодекса Республики Беларусь). Несмотря на то что Трудовой кодекс данное правило содержит в главе, предусматривающей особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, данная норма распространяется и на случаи приема на материально-ответственные должности по основной работе.

Сам факт осуждения за указанные виды преступления, если судимость в установленном порядке снята или погашена, не является препятствием для приема на работу на материально ответственные должности.

Не может быть принято на работу лицо, лишенное приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, на эти должности или для этой деятельности в течение назначенного судом срока.

Статья 51 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Этот вид наказания лишает осужденного права в течение установленного приговором срока занимать должности, связанные с осуществлением определенных обязанностей или полномочий, либо заниматься определенной деятельностью. Указанное наказание назначается в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет. В приговоре суда должно быть указано, какие конкретно должности и на какой срок нельзя занимать осужденному.

Этот вид наказания может быть назначен в качестве основного, а также в качестве дополнительного к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы и др. Например, приговором суда лицо может быть лишено права заниматься преподавательской деятельностью, права выполнять работу, связанную с материальной ответственностью, права занимать руководящие должности, права занимать должности в торговых организациях, права заниматься предпринимательской деятельностью и др. Предписания приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации предприятия, учреждения, организации.

Согласно ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь администрация организации при назначении лицу наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязана:

■ не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности или от занятия тем видом деятельности, права на занятие которой он лишен;

■ внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода деятельностью лишен права заниматься;

■ направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении предписаний приговора.

Уголовно-исполнительная инспекция при исполнении данного вида наказания ведет учет осужденных; контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий, учреждений, организаций по месту работы осужденного, а также органами, которые обязаны аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенной для осужденного.

Если занятие деятельностью, права заниматься которой гражданин лишен по приговору суда, требовало специального разрешения (лицензии), то правомочные органы не позднее трех дней после получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию (ст. 33 УИК).

При вынесении приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если между сторонами (работником и нанимателем) не достигнуто соглашение о переводе на другую работу, выполнение которой не запрещено приговором суда, работник, занимавший должность, которая запрещена ему приговором, подлежит увольнению по п. 5 ст. 44 ТК — вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы.

Если же факт лишения права занимать определенные должности был установлен после приема на работу, работник подлежит увольнению по п. 3 ст. 44 ТК — нарушение установленных правил приема на работу. При увольнении по п. 3 и 5 ст. 44 ТК выходное пособие не выплачивается.

Увольнение по ст. 44 ТК не предусматривает обязанность нанимателя принимать меры к переводу работника, который подлежит увольнению, на другую работу, выполнение которой ему не запрещено. Однако при наличии возможности для перевода на другую работу и при согласии работника это делать не запрещается.

Срок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок исполнения наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к аресту, ограничению свободы, направлению в дисциплинарную воинскую часть, лишению свободы срок исполнения данного наказания исчисляется со дня освобождения осужденного от отбывания указанных видов наказания.

После истечения срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, установленного приговором суда, или в случае освобождения от отбывания данного вида наказания в установленном законом порядке работник вправе потребовать выдать ему взамен трудовой книжки ее дубликат без внесения в него записи о наказании. Эта обязанность нанимателя предусмотрена п. 4 ст. 32 УИК.

Запрет приема на работу отдельных категорий работников при наличии судимости

Для отдельных категорий работников основанием для отказа в приеме на работу является наличие судимости, в частности, для отказа в приеме на государственную службу (подп. 1.10-1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующим дополнением; далее — Закон).

При этом Закон не конкретизирует, отказ в принятии на государственную службу влечет наличие судимости вообще либо наличие неснятой или непогашенной судимости.

Судимым признается лицо, осужденное к какому-либо наказанию. Лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленные законом сроки. Сущность судимости состоит в том, что осуждение к наказанию порождает определенные неблагоприятные для осужденного правовые последствия, которые не входят в содержание наказания.

Судимость — это обусловленное осуждением за совершенное преступление правовое состояние осужденного, характеризующееся ограничением его прав и свобод в течение предусмотренного Уголовным кодексом срока.

Начальным моментом возникновения состояния судимости считается день вступления в законную силу приговора суда. Судимость длится в процессе отбывания наказания и после отбытия лицом основного и дополнительного наказания в течение сроков, установленных Уголовным кодексом (ст. 97 УК).

Так называемые общеправовые последствия судимости не предусмотрены каким-либо единым правовым актом. В основном они заключаются в ограничении возможности находиться на государственной службе, а также поступить на службу в правоохранительные органы, пользоваться активным и пассивным избирательным правом. Указанные правоограничения применяются только в случаях, предусмотренных законодательными актами, и на большую часть осужденных не распространяются.

Прекращение состояния судимости происходит путем ее погашения или снятия. Погашение судимости означает автоматическое ее аннулирование (прекращение) при наличии условий, указанных в Законе.

Правила о погашении судимости распространяются на всех осужденных, за исключением лиц, допустивших особо опасный рецидив. Условием погашения судимости является прошествие определенных сроков, если они не были прерваны. Истечение предусмотренных ст. 97 УК сроков автоматически погашает судимость и не требует никаких судебных или иных решений.

Снятие судимости — это осуществляемое судом до истечения установленных сроков прекращение состояния судимости лица, которое перестало представлять опасность для общества.

Правовое значение погашения и снятия судимости заключается в том, что они полностью аннулируют правовые последствия уголовной ответственности (ст. 99 УК). Это означает, что отрицательная нравственная и правовая оценка совершенного преступления и лица, его совершившего, утрачивает силу. С правовой точки зрения такое лицо считается не совершавшим преступления, не привлекавшимся к уголовной ответственности, не подвергавшимся наказанию и не отбывавшим его.

С момента погашения или снятия судимости лицо, в прошлом судимое, признается несудимым и к нему не могут применяться правоограничения, связанные с наличием судимости.

Нормативные правовые акты, устанавливая ограничения в приеме на определенные виды службы, в большинстве случаев указывают в качестве ограничения наличие непогашенной и неснятой судимости (ст. 348 ТК).

Статья 9 Закона Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате» также предусматривала, что основанием для отказа в приеме на государственную службу являлось наличие непогашенной и неснятой судимости.

Представляется, что в Законе также должно быть оговорено, что на государственную службу не принимаются граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость. При этом в качестве аналога может быть использован Избирательный кодекс Республики Беларусь. Кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 60 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Ввиду специфических функций, выполняемых прокурорскими работниками, работниками органов милиции, судьями, на службу в правоохранительные органы, а также на должность судьи не могут быть приняты лица, имеющие или имевшие судимость.

Так, ст. 40 Закона Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О Прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями устанавливает, что не могут быть назначены на должности прокурорских работников лица, ранее совершившие преступления.

Статья 36 Закона Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции» с последующими изменениями и дополнениями предусматривает, что не могут быть приняты на службу в милицию лица, ранее совершившие умышленное преступление.

Статья 62 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями предусматривает, что судьей может быть гражданин, не совершивший порочащих его проступков.

Полагаем, что подп. 1.10-1 ст. 33 Закона следует изложить следующим образом: «наличия у него непогашенной или неснятой в установленном порядке судимости, если законами об отдельных видах государственной службы не установлено иное».

Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2016 N 55-КГ16-5 Требование: О признании незаконными приказов о временном отстранении от работы, допущении к работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула. Обстоятельства: По мнению истца, представление следователя по уголовному делу не является основанием для отстранения работника от работы, поскольку согласно ст. 114 УПК РФ только суд может вынести соответствующее постановление. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку педагогический работник (истец) подвергался уголовному преследованию за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 290 УК РФ, которое относится к умышленным тяжким преступлениям, работодатель исполнил предусмотренную ст. 331.1 Трудового кодекса РФ обязанность и правомерно отстранил данного работника от работы на основании таких сведений.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Чебокчиновой Н.М., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представление следственного органа от 7 апреля 2015 г. не является законным основанием для отстранения Чебокчиновой Н.М. от работы согласно положениям статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, а также таких оснований не имелось и в соответствии со ст. 331.1 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку истец подвергалась уголовному преследованию за преступление, не предусмотренное абзацами третьим и четвертым части 2 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации.

Постановление Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 12-АД16-3 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за привлечение к образовательной деятельности педагогического работника без заключения с ним трудового договора и без сведений о его соответствии требованиям действующего законодательства. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения заявителем вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, срок давности и порядок привлечения к ответственности соблюдены.

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Решение Верховного Суда РФ от 23.05.2016 N АКПИ16-263 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 74.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121.

Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних установлены частью первой статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации кроме прочего для лиц, имевших судимость за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей этой статьи.

Новая редакция Ст. 351 УК РФ

Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 351 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является установленный порядок производства полетов и подготовки к ним.

Правила полетов и подготовки к ним либо иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов определены наставлениями, руководствами, инструкциями и другими нормативными актами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

2. К военным летательным аппаратам относятся находящиеся на вооружении боевые (истребители, бомбардировщики, штурмовики) и транспортные самолеты, самолеты-заправщики, вертолеты и другие летательные аппараты.

3. С объективной стороны нарушение правил полетов представляет собой несоблюдение их во время взлета самолета, его полета и посадки; нарушения правил подготовки к полету включают: несоблюдение порядка технического обслуживания летательного аппарата на земле, выпуск в полет неисправных аппаратов и т.д.

4. Уголовно наказуемыми являются лишь такие нарушения, которые повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия.

5. К иным тяжким последствиям могут относиться причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью членам экипажа и другим людям, разрушение летательного аппарата, вывод из строя важных аэродромных коммуникаций, срыв выполнения боевой задачи и др.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной виной.

7. Субъектами преступного посягательства могут быть командир корабля, пилот, штурман, бортинженер, техник самолета, руководитель полетов, врач и другие военнослужащие, на которых возложены обязанности по обеспечению полетов и подготовки к ним.

8. Деяния, описанные в статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 351 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составам, предусмотренным ст. ст. 263 и 271 УК РФ. Правила полетов, подготовки к ним, правила эксплуатации военных летательных аппаратов установлены ведомственными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона состоит в нарушении правил: а) полетов, т.е. движения воздушного судна с начала взлета до окончания посадки; б) подготовки к ним, т.е. процесса приведения в готовность летного состава к выполнению полетных заданий; в) иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов.

3. Преступление окончено с момента причинения смерти человека либо наступления иных тяжких последствий (например, вред здоровью человека, существенный материальный ущерб, срыв боевого задания и т.д.).

Новая редакция Ст. 331 ТК РФ

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий к Статье 331 ТК РФ

Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. Статьей 331 ТК предусмотрено наличие образовательного ценза для заключения трудового договора. Данная норма имеет силу в случаях, когда в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ, в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».

Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным.

Перечень образовательных учреждений, предусматривающих наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении типового положения об образовательном учреждении. На данный момент Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения (положения):

о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;

об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;

о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;

об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;

об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;

о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;

об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;

о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;

об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;

о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;

об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;

об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;

о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;

о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;

об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;

об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;

об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.

Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. К педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования). К педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).

Чаще всего образовательный ценз не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, кроме работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Вместе с тем понятием «образовательный ценз» не предусматривается дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

Образовательный ценз включен в квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Однако допускаются отступления от этого правила. В частности, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не требует наличия у них образовательного ценза.

Министерством образования установлен порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников в соответствии с Положением Минобразования России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258. Приказом от 26 июня 2000 г. N 1908 Минобразования России утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепляющее порядок аттестации по должностям, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Квалификационные категории вторая, первая и высшая присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет. Для работников высших учебных заведений присвоение квалификационных категорий не установлено. Наличие квалификационных категорий в настоящее время предусмотрено для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, среднего общего, начального и среднего профессионального.

Статья 331 ТК не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего перечень негативных условий, отсылая к уже установленным действующим федеральным законом. Часть запретов предусмотрена Законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Одновременно с тем перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден. Однако некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

Статья 331 ТК предусматривает, что подобный запрет может быть введен только федеральным законом. Но в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ перечень медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ.

В случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Педагогическая деятельность может быть запрещена лицам, имеющим судимость за определенные преступления. Перечень преступлений устанавливается федеральным законом. В данный момент статьей 53 Закона об образовании определены категории преступлений в зависимости от их характера и степени общественной опасности, а не конкретные составы преступлений. В частности, педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Тяжкие преступления — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. Под особо тяжкими преступлениями понимаются умышленные деяния, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. К числу тяжких преступлений относятся как умышленные, так и неосторожные деяния. Педагогическая деятельность запрещена только лицам, имеющим судимость за умышленные тяжкие преступления.

Другой комментарий к Ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья содержит специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Закон предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, и не допускаются лица, которые в качестве уголовного наказания лишены права заниматься педагогической деятельностью, имеют судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, недееспособны и имеют отдельные виды заболеваний.

2. Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. По смыслу ст. 331 ТК РФ наличие образовательного ценза предусмотрено законом для заключения трудового договора, если в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 56). Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным. В числе требований к работнику может быть предусмотрено наличие определенных умений или навыков, но не образовательного ценза.

3. Перечень образовательных учреждений, которые предусматривают наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении Типового положения об образовательном учреждении. В настоящее время Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения:

об учреждении начального профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;

о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;

об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;

о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;

об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;

об общеобразовательной школе-интернате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;

о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;

о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;

об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;

о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;

об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;

об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;

о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;

о межшкольном учебном комбинате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;

об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;

об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;

об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.

4. Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования: начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. Например, к педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования), к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).

5. Образовательный ценз, как правило, не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, за исключением работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Понятие «образовательный ценз» не предусматривает дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

6. Квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, как правило, включают образовательный ценз. Вместе с тем допускаются и отступления от этого правила. Так, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не предусматривает наличия у них образовательного ценза.

Министерство образования и науки устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников (Положение о Минобрнауки России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258). В настоящее время указанные функции выполняются Министерством образования и науки РФ (п. 5.2.12 Постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280) Минобразования России Приказом от 26 июня 2000 г. N 1908 утвердило Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепляющее порядок аттестации по должностям, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Квалификационные категории первая, вторая и высшая присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет. Наличие квалификационных категорий в настоящее время предусмотрено для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, среднего общего, начального и среднего профессионального образования (см., например, п. 53 Типового положения о среднем специальном учебном заведении). Для работников высших учебных заведений присвоение квалификационных категорий не установлено.

7. Статья 331 ТК РФ не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего условия, по которым лица не допускаются к педагогической деятельности, а отсылает к тем запретам, которые уже установлены действующими федеральными законами либо могут быть приняты по отдельным вопросам. В частности, часть запретов предусмотрена законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден, но некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

Статья 331 предусматривает, что перечень заболеваний утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития (п. 1 Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Вид нормативного акта определяется полномочиями и видом актов, издаваемых министерством. Поскольку ранее данный перечень устанавливался исключительно федеральным законом, законодатель понизил уровень нормативного акта, устанавливающего перечень заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности.

8. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

9. Педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ и УК РСФСР. Данная норма полностью совпадает с требованиями ст. 53 Закона об образовании. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК).

В действующей редакции законодатель более корректно обращается к понятию уголовно-правового института судимости. Ранее действовавшая редакция запрещала занятие педагогической деятельностью всем лицам, которые имели судимость, т.е. всем лицам, когда-либо осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления. Между тем п. 6 ст. 86 УК предусматривает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, по смыслу уголовного закона погашение или снятие судимости устраняет препятствия для занятия педагогической деятельностью. В соответствии со ст. 86 УК судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 6 лет, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — 8 лет после отбытия наказания. Судимость может быть снята и ранее указанных сроков. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то суд может по ходатайству осужденного снять с него судимость ранее истечения срока ее погашения.

10. Недееспособность как препятствие к осуществлению педагогической деятельности в качестве самостоятельного основания встречается впервые. Поскольку признание гражданина недееспособным производится вследствие наличия психического расстройства, которое приводит к неспособности гражданина понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (ст. 29 ГК РФ), постольку такое препятствие являлось подразумеваемым и, как правило, охватывалось перечнем медицинских заболеваний. Специального указания, запрещающего занятие педагогической деятельностью, в решении суда о признании гражданина недееспособным не требуется, порядок и основания признания лица недееспособным устанавливаются гражданским (ст. 29 ГК РФ) и гражданско-процессуальным (гл. 31 ГПК) законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Согласно абзацам третьему и четвертому части второй статьи 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 января 2010 года N 127-0-0, такое ограничение, обусловленное спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся и не может рассматриваться как несоразмерное, не согласующееся с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Ограничение, установленное статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с обучающимися детьми.

Если основания, препятствующие осуществлению трудовой деятельности возникли до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 351.1 ТК РФ введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ), трудовой договор подлежит прекращению по п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

При этом, частью 3 статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

При применении положений пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления из числа указанных в этих положениях, при том, что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 19-П указывается, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование надлежащих изменений к педагогической деятельности, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних во всяком случае не могут допускаться (а работающие – подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации преступлений, лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *