В компетенцию исполнительных органов входит

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан во исполнение пункта 5.4 Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы(1), утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665, и регулирует вопросы организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации ими мероприятий Комплексного плана,а также координации данной деятельности.

2. Положения настоящего Порядка являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, реализующими мероприятия Комплексного плана, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и антитеррористическими комиссиями муниципальных образований.

II. Организация деятельности федеральных органов исполнительной власти

3. В целях организации деятельности по выполнению мероприятий Комплексного плана руководители федеральных органов исполнительной власти:

3.1. Организуют ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий Комплексного плана.

3.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, ответственное за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также подразделение, являющееся головным исполнителем(2), и соисполнителей мероприятий Комплексного плана из числа подразделений федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций.

3.3. Организуют контроль деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

3.4. Организуют методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти, в ходе которого:

осуществляется сбор и анализ практики деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Комплексного плана в соответствии со сферой деятельности федерального органа исполнительной власти;

разрабатываются и направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические и информационные материалы;

распространяется передовой опыт организации и проведения мероприятий по исполнению Комплексного плана.

3.5. Организуют закрепление в положениях о подразделениях федеральных органов исполнительной власти, должностных регламентах (инструкциях) сотрудников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма, соответствующих обязанностей.

3.6. Представляют в Национальный антитеррористический комитет информацию о результатах исполнения федеральными органами исполнительной власти мероприятий Комплексного плана (за первое полугодие – к 25 июля отчетного года, за год – к 25 января года, следующего за отчетным), по установленным в соответствии с пунктом 9.3 настоящего Порядка формам.

4. Головной исполнитель:

4.1. Координирует работу и осуществляет методическое обеспечение деятельности подразделений федерального органа исполнительной власти.

4.2. Определяет срок представления подразделениями федерального органа исполнительной власти отчетных документов.

4.3. Создает (при необходимости) рабочую группу по реализации мероприятий Комплексного плана.

4.4. Ежегодно, до 15 января направляет в аппарат НАК копию плана (раздела плана) по реализации федеральным органом исполнительной власти мероприятий Комплексного плана на текущий календарный год.

4.5. По запросу аппарата НАК направляет дополнительные документы и информацию.

5. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти:

5.1. Организуют ежегодное планирование деятельности по реализации Комплексного плана.

5.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, ответственное за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также подразделение, являющееся головным исполнителем.

5.3. Представляют в антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации отчетные документы о результатах деятельности по исполнению Комплексного плана по установленным ими формам и срокам.

III. Организация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

6. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

6.1. Организуют ежегодное планирование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Комплексного плана, а также их учет в государственных программах субъектов Российской Федерации в области профилактики терроризма.

6.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, ответственное за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также головного исполнителя из числа органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

6.3. Организуют контроль деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

6.4. Организуют закрепление в положениях о подразделениях органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностных регламентах (инструкциях) сотрудников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма, соответствующих обязанностей.

7. Головной исполнитель:

7.1. Координирует работу и осуществляет методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

7.2. Определяет срок представления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчетных документов.

7.3. Создает и организует деятельность рабочей группы по реализации мероприятий Комплексного плана.

7.4. Ежегодно, до 25 декабря направляет в антитеррористическую комиссию субъекта Российской Федерации копию плана по реализации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мероприятий Комплексного плана на очередной календарный год.

7.5. По запросу антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации направляет дополнительные документы и информацию.

7.6. Представляет в антитеррористическую комиссию в субъекте Российской Федерации отчетные документы о результатах деятельности по исполнению Комплексного плана по установленным ими формам и срокам.

IV. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

8. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется аппаратом НАК.

9. В целях реализации пункта 8 настоящего Порядка аппарат НАК:

9.1. Оказывает методическую и консультативную помощь федеральным органам исполнительной власти и антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации.

9.2. Осуществляет контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, в ходе которого:

проводит анализ и оценку планов, отчетных и иных материалов, представляемых федеральными органами исполнительной власти и антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации;

осуществляет проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.

9.3. Определяет формы отчетных документов о реализации Комплексного плана.

9.4. Запрашивает в федеральных органах исполнительной власти и антитеррористических комиссиях в субъектах Российской Федерации документы и информацию.

9.5. Осуществляет до 15 марта года, следующего за отчетным, подготовку доклада председателя Национального антитеррористического комитета Президенту Российской Федерации о реализации Комплексного плана.

10. Для выработки мер, направленных на повышение уровня организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, создается рабочая группа по реализации мероприятий Комплексного плана. Порядок работы группы, ее состав утверждаются заместителем председателя Национального антитеррористического комитета – руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета.

11. Координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации.

12. В целях реализации функции, предусмотренной пунктом 11 настоящего Порядка, антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации:

12.1. Рассматривают не реже 2 раз в год вопросы планирования, хода и результатов деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана.

12.2. Организуют взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации Комплексного плана.

12.3. Обеспечивают оказание методической и консультативной помощи антитеррористическим комиссиям муниципальных образований.

12.4. Определяют сроки предоставления территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления отчетных документов о результатах деятельности по исполнению Комплексного плана.

12.5. Представляют в Национальный антитеррористический комитет информацию о результатах исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятий Комплексного плана (за первое полугодие – к 25 июля отчетного года, за год – к 25 января года, следующего за отчетным), по установленным в соответствии с пунктом 9.3 настоящего Порядка формам.

13. Для выработки мер, направленных на повышение уровня координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, эффективности реализации Комплексного плана, антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации могут создавать рабочие группы по реализации мероприятий Комплексного плана.

(1) — Далее – Комплексный план.
(2) — Далее – головной исполнитель.

Глава III. ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

1. Правительство республики:

1) регулярно информирует Президента республики о выполнении поручений Президента и других направлениях своей деятельности;

Примечание

2) организует исполнение актов Президента республики и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами;

Примечание

3) выполняет поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента;

4) представляет на утверждение Президента государственные программы.

Примечание

2. Правительство согласовывает с Президентом республики планы законопроектных работ Правительства.

3. Президент республики отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Шхагапсоев Заурби Лелович

доктор юридических наук, профессор, начальник Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик

Президент России в системе разделения власти РФ: место и роль

О

места и роли Президента России в системе разделения власти в РФ. К настоящему времени можно констатировать тот факт, что ни в обществе, ни в законодательстве, ни в документах политических партий нет однозначного понимания в этом вопросе. На наш взгляд, следует согласиться с мнением A.M. Салмина о том, что это, в основном, является следствием двух причин: во-первых, юридической неопределенности, конституционной «непрописанности» самого института президентства; во-вторых, и это гораздо важнее, — ограниченности, и главным образом, нечеткости полномочий других институтов власти в сочетании с их реальной слабостью1.

Попытка разрешить данный вопрос была предпринята еще в самом начале формирования

системы органов государственной власти современной России. В дискуссиях о месте и роли Президента России в системе разделения властей столкнулись две позиции: одни юристы предлагали определить его статус как «высшего должностного лица», функционально возглавляющего исполнительную власть2, другие же — «высшего должностного лица и главы государства»3. На наш взгляд, последний вариант внес бы еще больше неясности в данный вопрос.

В конечном итоге по предложению ряда участников Конституционного совещания положение Президента Российской Федерации было определено через понятие «глава государства». Этот вариант также не позволяет однозначно решить рассматриваемую проблему, хотя определение Президента Российской Федерации как главы государства наиболее адекватно отражает функции и полномочия, которыми он располагает по действующей Конституции России.

Для определения места и роли Президента РФ в системе разделения власти в России

дним из актуальных направлений в области государственно-правовых исследований, несомненно, является анализ

1 См. подробнее: Салмин А. М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в Российской Федерации // Полис. 1996. № 1. С. 7-32.

2 См.: Васильев А. Г. К вопросу о роли президента и истории // Комсомольская правда. 1991. 23 марта.

3 См.: Марченко М.Н. Политико-правовой статус президента // Вестник МГУ. Сер. II. Право. 1992. № 2. С. 3-12.

могут быть использованы различные приемы и подходы. На наш взгляд, наиболее методологически верным является анализ функциональной направленности института президента сквозь призму единства, разделения, взаимного контроля и взаимодействия ветвей государственной власти.

Согласно принятой в России конституционной модели организации государственной власти, Президент РФ не входит непосредственно ни в исполнительную, ни в законодательную, ни в судебную ветвь власти. Данное положение не дает, на наш взгляд, конституционных оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия самостоятельно.

По мнению ряда юристов, отсутствие конституционной нормы жестко привязывающей Президента России к какой-либо из ветвей власти, порождает известную неопределенность в вопросе о правовом статусе и полномочиях Президента РФ и, прежде всего, его права «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти1. На наш взгляд, сам по себе факт не включения Президента России ни в одну из трех ветвей власти (ст. 10) не имеет столь категоричного значения в вопросе о правовом статусе Президента. По утверждению В.Е.Чиркина, в мировой конституционной практике нет модели разделения власти в «чистом виде». Классическим вариантом, с точки зрения реализации принципа разделения властейсчитается американская модель республиканской формы правления, но и в ней нет непреодолимых границ между ветвями власти2.

Представляется, что на современном этапе государственного строительства не лучшим вариантом было бы наличие в Конституции, наряду с тремя ветвями власти, еще четвертой ветви -президентской. Это может формально показаться логичным, но тогда институт российской пре-

зидентства действительно в правовом отношении встал бы над ветвями власти. В этом случае Президент РФ автоматически получал бы конституционную возможность легально оказывать на них серьезное давление, что, несомненно, не согласуется с провозглашенным российской Конституцией принципом разделения властей.

Конечно, основываясь на том, что ст. 10 Конституции России не следует рассматривать в отрыве от ч. 1 ст. 11, можно настаивать на отнесении института президентства к одной из трех ветвей власти (тем более, что согласно классической трактовке теории разделения властей, полномочия любого должностного лица в государстве должны относиться к одной из трех ветвей власти). Но к какой?

Формальный анализ статей Конституции России, характеризующих статус и место Президента РФ, как уже было сказано выше, не дает возможности ответить на этот вопрос. Анализ же практики их реализации позволяет утверждать не только о тесной взаимосвязи главы государства с исполнительной властью, но и о фактическом ее возглавлении3. Однако необходимо заметить, что «буква» Конституции не содержит аргументов о «президенциализации» исполнительной власти. Этого мнения придерживаются большинство исследующих правовой статус главы государства ученых. Конституционная модель создает образ президента как главы государства, гаранта всех конституционных институтов, что, в свою очередь, означает: Президент РФ юридически не является главой исполнительной власти и не входит каким-либо образом в ее систему.

Однако у Президента есть существенные и обширные управленческие полномочия. Многие из них касаются непосредственно правительства, федеральных министерств и ведомств, но не распространяются на органы исполнительной власти субъектов федерации. Президент РФ осуществляет мощное воздействие на Правитель-

2 См. подробнее: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 15-23; Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 1996. С. 44-55.

ство России путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти; в его непосредственном ведении находится ряд федеральных органов исполнительной власти1. Но все эти полномочия вписываются в модель главы государства, призванного обеспечивать единство государства и государственной власти в целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов государства, а, следовательно, не могут быть оценены как чисто исполнительские. Поэтому юридически грамотнее утверждать, что Президент России обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в нее.

Одновременно Президент РФ обладает полномочиями и других ветвей власти. Он, в частности, участвует в законотворчестве, используя свое право законодательной инициативы, подписания и обнародования законов, а также отлагательного «вето» (ст. 84, ч. 3 ст. 107), т. е. реализует законодательные полномочия. Кроме того, в предусмотренных Конституцией случаях, Президенту России предоставлено право распускать Государственную Думу (ст. 109). Участвует Президент и в организации судебной власти (п. «е» ст. 83, п. «в» ст. 89, ч. П ст.128). Конституция устанавливает право Президента РФ обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст.ст. 85 и 125).

Как известно, современная трактовка принципа разделения властей предполагает совместные усилия и взаимодействие всех ее2 составляющих в пределах, очерченных Конституцией. Именно это положение отрицает многовластие. Излишний акцент только на разделение властей привел, как мы знаем из недавней истории России, к определенному дисбалансу, потере значительной степени управляемости государством. Ветви государственной власти имеют не только единый социальный характер (согласно ст. 3 Конституции, единственным ее источником является многонациональный народ России). Единство государственной власти проявляется также и в организационно-правовом смысле как структура государства, построенная на основе общих принципов, в проводимой государственными органа-

ми единой политике, в принципиально единых методах деятельности3. Без этого обществу грозят хаос, анархия,распад.

Исходя из важности единства государственной власти, главам Конституции России, посвященным трем ветвям власти, предшествует глава о Президенте РФ. С нее начинается изложение в Конституции системы органов государственной власти России, что, помимо прочего, обусловлено особым значением Президента России в организации государственной власти РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Можно говорить лишь о практическом разграничении функций государства между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Задача данных властных структур — обеспечить деятельность институтов государства, а задача Президента РФ — гарантировать функционирование Конституции и конституционного строя, защищая при этом суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служа народу (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ.

В силу этого Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам, как уже было сказано, непосредственно не принадлежит ни к одной из ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что Президент России устанавливает основные направления внешней и внутренней политики государства. Эти положения Конституции раскрывают функциональное назначение должности главы государства. В них выражается целевая нагрузка данного органа государства и с ними

1 Барейнбойм П.Д. Никсон против США (1993 г.). К вопросу о доктрине разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 10. С. 52-55.

напрямую связан предоставляемый Президенту России объем государственно-властных полномочий.

Несомненно, широкий спектр реализуемых главой государства полномочий позволяет первоначально сделать вывод о том, что Президент России возвышается над Парламентом и Правительством. Но из содержания гл. 1 Конституции России не следует исключительность института Президента РФ в системе органов государственной власти. Содержание этой главы и последующих положений Конституции определяют место Президента России в соответствии с системой разделения властей. В ст. 11 Конституции Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами РФ. Его первое место в перечне федеральных органов (ст. 11) вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с полупрезидентской, т. е. смешанной формой правления1. Вместе с тем, ни в ст. 10, провозглашающей разделение властей, ни в ст. 11, определяющей основы государственной власти РФ и ее субъектов, Президент России не исключен из системы разделения властей, на что обращено внимание в решении Конституционного Суда от 31 июля 1995 г.2 Следовательно, несмотря на специфический характер президентской власти, она является составной частью государственно-властной триады.

Используемая в Конституции формулировка — «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», «…определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», содержит в себе несколько ключевых положений, характеризующих роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России. Во-первых, в качестве главы государства Президент России является первым из должностных лиц в государстве, легитимация власти которого прошла через институт всенародных выборов. Благодаря этому власть главы государства верифицирована так же, как Государственной Думы. Во-вторых, возложенные на Президента обязанности реализуются им персонально при помощи,

как конституционного авторитета должности, так и личного авторитета (в идеале должно быть достаточно президентского слова или инициативы для устранения имеющихся нарушений Конституции и федерального законодательства3). В-третьих, деятельность Президента России на занимаемом посту в любых ее проявлениях должна оперировать положением, согласно которому, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их защита — обязанностью государства, а, следовательно, и главы государства. В-четвертых, обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов РФ, Президент России интегрирует российскую государственность. Будучи наделенным Конституцией РФ значительными нормотворческими полномочиями, контролируя исполнительную власть и выполняя некоторые квазисудебные полномочия в качестве арбитра в спорах между органами государственной власти, он определяет эффективность и действенность всех институтов власти в РФ, действуя только в пределах, установленных Конституцией России.

Далее из Конституции следует, что Президент России принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Установлено также, что Президент РФ может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т. е. на основании конституционных норм.

Анализ практики применения президентских полномочий за то время, которое данный институт власти функционирует в России, свидетельствует о том, что они, главным образом, связаны с реализацией таких целей, как обеспечение целостности и единства Федерации, устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов РФ положениям федеральной Конституции и федеральным законам

Особая роль Президента как главы государства проявляется и в том, что он исполняет возложенные на него Конституцией России задачи не только лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти,

2 См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.

3 Характерный пример — рассмотрение запроса Президента РФ в Конституционный Суд России о соответствии Устава Тамбовской области Конституции РФ. Тамбовская Дума сразу же после его поступления в Конституционный суд РФ, т. е. еще до его рассмотрения по существу запроса, пересмотрела свой Устав и приняла довольно значительное число поправок // Туманов В. А. Указ. соч. С. 13.

обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. В реализации этой задачи ему призван помочь институт Представителей Президента, право назначения, которых Президент России реализует в соответствии со ст. 83 Конституции России.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе — новая должность в Администрации Президента РФ, введенная в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и совершенствования контроля за исполнением их решений. Эта должность учреждена указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» последующими изменениями и дополнениями взамен прежде действовавшего института полномочных представителей в субъектах РФ. Этим же указом утверждены Положение о полномочных представителей президента РФ и перечень федеральных округов с указанием субъектов РФ, входящих в их состав.

Всего образовано семь федеральных округов: 1) Центральный федеральный округ, центр

— г. Новосибирск; 7) Дальневосточный федеральный округ, центр — г. Хабаровск.

Помимо федеральных округов, Представители Президента России имеются в ряде федеральных органов государственной власти (Государственной Думе, Конституционном суде).

С этой же целью Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной властей. Общеизвестны, в частности, еженедельные встречи Президента с Председателем Правительства, частые встречи с руководителями палат Федерального Собрания.

Необходимо обратить внимание и на то, что

Президенту России принадлежит право определять именно «основные направления» во внутренней и внешней политике. Это означает, что, с одной стороны, Президенту как лицу, избранному на этот пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой стороны — что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной властей государства — Парламента и Правительства России. Основным, хотя и не единственным, документом, в котором Президент определяет ключевые направления внутренней и внешней политики, являются ежегодные Послания Президента Федеральному Собра-

нию1.

В ст. 80 Конституции указано, что Президент как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Поскольку Президент действует как глава государства, было бы неправильно ограничивать роль Президента только представительскими функциями, которыми нередко наделяются главы некоторых государств. Реализуемые им при этом полномочия не требуют какого-либо удостоверения. Это, в частности, вытекает из сложившейся практики и международно-правовых норм. Так, в Венской конвенции о праве международных договоров указано, что глава государства считается представляющим свое государство «в целях признания текста международного договора или согласия государства на обязательность для него договора без необходимости предъявления своих полномочий»2.

Кроме того, особенность статуса Президента России проявляется и в том, что в ряде внут-рифедеральных отношений он выступает как от имени федеральных органов государственной власти (например, при заключении договоров между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Федерации), так и как глава государства в целом, в состав которого входят субъекты Федерации (например, при определении задач единой системы исполнительной власти в Российской Федерации).

Таким образом, определения места Президента в системе органов государственной вла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Необходимо напомнить, что ранее (в советский период) основные направления внутренней и внешней политики государства оформлялись в виде партийных директив, а лишь затем приобретали форму общесоюзного закона, обязательного к исполнению всеми органами и должностными лицами государства. Ныне эта сфера деятельности, хотя и принадлежит Президенту, но одновременно является сферой приложения политических интересов Правительства и Парламента России. Данная практика существует в любом демократическом государстве.

2 См.: Международное публичное право. Т. 1. Сборник документов. М: Изд-во «БЕК», 1996. С. 69.

сти России позволяет сделать следующие выводы:

1. Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у Президента РФ всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются и могут проявиться в экстраординарных, непредвиденных условиях, получая признание парламента как де-факто или опираясь на судебное толкование Конституции.

2. В системе федеральных органов государственной власти Президент России занимает особое положение. Конституционно он не входит ни в одну из ветвей власти, но конструкция его статуса такова, что позволяет Президенту РФ при реализации полномочий главы государства не только соприкасаться с ветвями государственной власти, но и подавляюще доминировать в структуре власти. На наш взгляд, для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти Президент России должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не доминировать над ними.

3. Несмотря на то, что руководящее положение Президента России наиболее активно проявляется в отношении федеральной исполнительной власти, структура которой им определяется, единую исполнительную вертикаль в РФ возглавляет все же федеральное Правительство (ст. ПО). По справедливому замечанию А.Ф. Ноздрачева, юридически исполнительная власть в нашем государстве не является бицефалом.

4. Представляется необходимым на конституционном уровне более определенно закрепить структурную схему разделения государственной власти на три ее классических ветви: законодательную, исполнительную и судебную и более полно определить структурный и функциональный составы исполнительной власти. В частности, долговременным интересам российского государства в большей степени отвечала бы модель президентской республики, где глава государства одновременно является также главой исполнительной власти и, как следствие, несет всю полноту ответственности за ее деятельность. Сегодняшняя ситуация в этом вопросе не предполагает политической ответственности главы государства за деятельность Правительства России даже в тех случаях, когда инициатором проводимых в рамках исполнительной власти мероприятий являлся он сам. Правительство в этом случае представляет собой лишь орудие в руках Президента, выполняя функции своеобразного

«громоотвода» в случае неудачи проводимых реформ. Возможно, такое положение Президента России по отношению к ответственности за деятельность Правительства и является целесообразным на данном этапе развития российской государственности (как стабилизирующий фактор), но в дальнейшем нам представляется необходимым создание модели, в которой ответственность была бы персонифицирована в зависимости от инициатора проводимых реформ. Это способствовало бы повышению качества президентской деятельности.

5. При определении места Президента России в системе органов государственной власти необходимо учитывать функциональное назначение каждой ветви власти. Большинство полномочий Президента Российской Федерации относится к сфере деятельности (как уже было сказано выше) федеральной исполнительной власти, где за ним закреплены нередко и решающие прерогативы. Однако это не исключает — более того, предполагает — активную деятельность Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации при осуществлении функций государственной власти.

Вместе с тем, задачи Президента России как гаранта Конституции неизмеримо ответственнее любого органа. Президент обязан принимать все дозволенные законом меры по защите конституционного строя, реальному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Несомненно, Президент РФ не единственный страж и хранитель Конституции, но его роль более весома. В случае выявления нарушений, а также при недостаточности принимаемых мер по реализации конституционных положений он обязан обратить на них внимание государственного органа, независимо от его места в системе власти, и потребовать безотлагательного устранения отмеченных нарушений.

6. Усилия Президента России по координации, объединению действий законодательной, исполнительной и судебной структур власти нельзя рассматривать как прямое директивное руководство или ограничение их самостоятельности, так как они не выходят за рамки границ, очерченных Конституцией и федеральными законами. Сказанное, однако, не умаляет роли и деятельности Президента в этом направление. Основным механизмом реализации этого направления являются не только и не столько конкретные

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс»
(рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян)
(«Юстицинформ», 2014)Решение вопроса о природе органов местного самоуправления не может быть отделено от рассмотрения особенностей взаимодействия органов государственной власти, относящихся к разным ее ветвям, с органами местного самоуправления. При этом если общие нормотворческие функции представительных органов, а равно контролирующая деятельность судебной власти представляются достаточно ясными и применимыми ко всем органам местного самоуправления в равной мере, то определение степени эффективности решения вопросов управленческого плана требует уяснения вопроса о том, с какими именно органами местного самоуправления должны взаимодействовать государственные органы исполнительной власти, т.е. посредством какого именно субъекта должно осуществляться публичное управление на местном уровне. В связи с изложенным возникает вопрос о применимости принципа разделения властей на уровне местного самоуправления с целью определения специальной системы органов, осуществляющих функции социального управления на местах.

Источник: Большая Российская энциклопедия : в 30 т. том: Россия / отв. ред. С. Л. Кравец. — Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004. — С. 418-421.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание — представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Здание Совета Федерации

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Государственная дума — нижняя палата парламента — представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Гос. думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).
В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Гос. думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Здание Государственной думы

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.
Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.
Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ.
Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).
В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *