В собранном виде

Под головными уборами чаще всего подразумевают, конечно же, шапки из меха. Хранение их – не такое уж простое дело, как может показаться неискушенной хозяйке. На самом деле, есть немало секретов. При плохом обращении вы рискуете безнадежно испортить свою любимицу. Давайте разберемся с проблемой хранения головных уборов в гардеробной. А помогут вам в этом наши полезные советы и фотогалерея.

Итак, в гардеробных шапки хранят, как правило, на полках над штангами. Глубина полки должна быть не менее 240 мм, высота – не менее 170 мм. Лучше, если полки будут попросторнее. Ведь всем известно: если мех долгое время тесно прижимается к чему-либо, появляются замины волоса. Избавиться от них потом будет непросто.

Ни в коем случае на шапку из меха не должен попадать свет. Он обесцвечивает мех. Лучше хранить шапки в коробках, плетеных корзинах (коробах) или специальных льняных или хлопчатобумажных мешочках. В крайнем случае, заверните головной убор в чистую бумагу.

Разумеется, во избежание потери формы, внутрь шапки нужно положить смятые газеты либо специальный каркас, представляющий из себя картонное кольцо. В коробку или мешочек не забудьте положить средства от моли. Они могут быть специальными покупными. А можно в качестве такого средства использовать апельсиновые корки, листочки герани.

Немаловажно, что при хранении в коробках или мешочках мех защищен не только от света, но и от пыли, которая также не лучшим образом воздействует на него в процессе хранения.

Мех не любит жару и сухость. Если влажность и температура в помещении не соответствуют нормам, необходимым для хранения меха, мездра быстро высохнет и шапка придет в негодность.

Размещайте полки, на которых вы будете хранить мех подальше от отопительных приборов. Перед тем как положить шапку на хранение ее необходимо тщательно просушить вдали от нагревательных приборов.

В гардеробе современных модниц, впрочем, присутствуют не только меховые зимние шапки. Есть в нем место и для летних легких шляпок, которые защищают от солнца или просто являются элементом стиля. Их хранение так же дело непростое. Они требуют места. Причем в отдельных случаях не малого.

Поля некоторых моделей огромны. А ведь мять их нельзя. Таким шляпам может найтись место, например, на незанятой мебелью стене, если такая есть в вашей гардеробной. В любом случае, полок глубиной 240 мм для них недостаточно. Нужно побольше пространства.

Внимание! Если вы не хотите пропустить появление новых материалов на этом сайте, то можете подписаться на рассылку «Красивые фотогалереи интерьеров разных комнат» через подписную форму, расположенную в правом верхнем углу.

Внимание! Этот сайт работает более 12-ти лет и является подробным коммерческим предложением обеспечить Вас технологией и изготовить для Вас специальное оборудование для доходного использования любого (даже подвального) помещения.
Пожалуйста, выбирайте за достоверные только сайты-старожилы. Начните читать это предложение с главной страницы сайта.

Все наши разработки направлены на приобретение пользователем дополнительного дохода от использования любых, даже подвальных помещений. В свою очередь любое использование помещений предполагает приобретение выгод от его использования круглы год.
На страницах нашего этого сайта мы пишем, что уже много больше десяти лет занимаемся распространением технологии выращивания любых растений в условиях простых помещений без естественного света. Оказалось, что используя для такого дела простое не тепличное отапливаемое зимой помещение, с единицы его площади можно приобретать значительно больший доход, чем от использования единицы площади дачного участка или остекленных теплиц.
Мы знаем, что найти нормальный по доходности способ вложения денег в настоящее время достаточно трудно, — мы считаем, что этот разработанный и уточненный неоднократно многолетними испытаниями наш вариант достоин внимания, т. к. может как решить продовольственную потребность, так и после упаковки и продажи организовать очень солидный доход для пользователя.
Свой род занятий мы, нам кажется, по праву назвали способом интеллектуальных инвестиций в предпринимателей и просто предприимчивых людей.
Итак. Суть такого предложения использовать любое (даже подвальное) помещение для организации выращивания коммерчески выгодных продуктов питания растительного происхождения, таких как укроп, петрушка, кинза, базилик, шпинат, различные салаты, клубника и даже некоторые овощи.
При применении нашей методики можно в простых подвальных помещениях выращивать также различные декоративные и лекарственные растения. . На страницах этого нашего сайта мы об этом и рассказываем.
Если у Вас нет времени или желания внимательно ознакомиться с нашими предложениями, то значит – не судьба, однако если же Вы имеете свободные денежные средства и хотите их выгодно инвестировать или Вы хотите в своей семье просто питаться чистейшей зеленью и овощами, то необходимо начать с ознакомления По вашей просьбе Вам могут быть представлены расчеты доходности использования вашей недвижимости, — Вам надлежит только сообщить некоторые параметры имеющегося у Вас в собственности помещения. Под наши разработки успешно может применен любой подвал частного дома или коттеджа с минимальной высотой потолков от 180 см. Совершенно уникальной возможностью увеличить ваши доходы может стать использование наших наработок и ваших подсобных помещений в вашем кафе, ресторане, продовольственном магазине. Очень доходным может стать развитие нашего проекта в помещениях торговых сетей.

На фотографии выше показан процесс выращивания базилика сорта «Лимонный».

На фотографии выше показано выращивание кориандра.

Петрушка «Итальянский Гигант».

Выращивать рукколу или индау не составит труда.

Выращенный в стакане укроп.

Выращиваем шпинат в любом (даже подвальном) помещении.

На фотографиях выше изображено смешанное выращивание различных салатов, доступное для выращивания в любом помещении.

Выращивать редис при определенных условиях тоже возможно.

Выращиваем смесь зеленных культур на все случаи жизни.

Выращивание зелоного лука «на перо».

Выращивание томатов в помещении.

Выращивание огурцов возможно даже в подвале.

В помещении возможно также выращивание рассады любых культур.

Для того частного случая, если ваше помещение совсем небольшое и заказывать у нас оборудование смысла нет, то предлагаем Вам приобрести пакет организационно-технической документации с консультациями, в ходе которых мы вместе с вами «впишемся» в ваше такое помещение и поможем Вам организовать даже в нем зеленый рай и круглогодичное интересное занятие.

Если Вам мешает сосредоточиться своеобразное оформление сайта, то активируйте эту ссылку и получите краткую суть нашего предложения на ваш компьютер и ознакомьтесь с ней, находясь даже вне сети Интернет.

  • Что такое карта «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Карта «Стрелка» с приложением «Тройка» –это удобный способ оплаты проезда на общественном транспорте Москвы и Подмосковья. На одной карте установлено сразу два транспортных приложения– «Стрелка» и «Тройка» с самостоятельными балансами для оплаты проезда.

  • Как выглядит карта «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Визуально карта похожа на обычную «Стрелку». На оборотной стороне карты размещен логотип «Тройка», контактная информация (телефоны службы поддержки и сайты «Стрелки» и «Тройки»), а также индивидуальные для каждой карты данные (штрих-код «Стрелки», номер и QR-код приложения «Тройка»)

  • Где приобрести карту «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Карта «Стрелка» с установленным приложением «Тройка» продается в кассах ГУП МО «Мострансавто».

Также карту «Стрелка» с приложением «Тройка» можно приобрести в кассах пригородных поездов на железнодорожных станциях:

  • Истра
  • Павшино
  • Голицыно
  • Звенигород
  • Люберцы

Дополнительные точки продажи в железнодорожных кассах Москвы:

  • Казанский вокзал
  • Ярославский вокзал
  • Курский вокзал
  • Павелецкий вокзал
  • Киевский вокзал
  • Савеловский вокзал
  • Белорусский вокзал
  • Сколько стоит карта «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Стоимость карты «Стрелка» с приложением «Тройка» составляет 200 рублей. Из них 80 рублей – это залог за карту, и 120 рублей сразу зачисляются на баланс.

При покупке пользователь получает карту «Стрелка» с дополнительным приложением «Тройка», запакованную вместе с информационным вкладышем в полиэтиленовую пленку. В информационном вкладыше указан привычный защитный код для регистрации в личном кабинете ЕТК «Стрелка», а также индивидуальный номер приложения «Тройка».

Важно! Баланс каждого из двух транспортных приложений, размещенных на карте «Стрелка» пополняется самостоятельно в сети пунктов пополнения «Стрелки» или «Тройки».

  • Нужно ли сохранять чек и информационный вкладыш после покупки карты «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Чек на покупку карты и информационный вкладыш сохранять необходимо. Чек понадобится при обращении в Пункты обмена и возврата карты «Стрелка» для возврата денежных средств на банковский счет пользователя или для переноса баланса на новую карту при ее утере.

Защитный код, который находится в информационном вкладыше карты «Стрелка» с приложением «Тройка», будет необходим для оперативной блокировки карты по телефону горячей линии 8 800 100 77 90, а также для регистрации в мобильном приложении «Стрелка».

  • Как использовать карту «Стрелка» с приложением «Тройка» для оплаты проезда в общественном транспорте Подмосковья?

После покупки карты «Стрелка» на балансе транспортного приложения «Стрелка» находится 120 рублей.

Баланс приложения «Стрелка» можно использовать для оплаты проезда на всех видах общественного транспорта Московской области: автобусах, частных маршрутках, трамваях, троллейбусах (маршруты – в разделе «Тарифы и маршруты»).

На карту «Стрелка» с приложением «Тройка» можно также записать билет или абонемент для оплаты проезда на пригородных электричках по всем железнодорожным направлениям как на обычную карту «Стрелка».

Важно! Карта «Стрелка» с приложением «Тройка» попадает в «СТОП-лист» при оплате проезда на общественном транспорте Подмосковья, если баланс «Стрелки» ниже 18 рублей. Это значит, что, если на балансе карты осталось менее 18 рублей, средства будут заморожены и оплата проезда на общественном транспорте Подмосковья будет возможна после пополнения «Стрелки».

  • Как использовать карту «Стрелка» с приложением «Тройка» для оплаты проезда в общественном транспорте Москвы?

Для оплаты проезда картой «Стрелка» с приложением «Тройка» на общественном транспорте Москвы необходимо пополнить баланс приложения «Тройка» в кассах и автоматах по продаже билетов ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс», ОАО «Центральная ППК» или агентской сети партнеров ГУП «Московский метрополитен».

Пополнение можно произвести несколькими способами: прямым и удаленным.

— Прямое пополнение производится в кассах и билетных автоматах ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс», в кассах «Аэроэкспресс», в Московском кредитном банке, терминалах сети «Элекснет», в сети салонов связи «Мегафон» (подробнее — http://transport.mos.ru/?pod=9bdcd10878e8675d4927f0c3022ff39c).

Важно! Перед началом использования убедитесь, что приложение «Тройка» на карте «Стрелка» успешно пополнено прямым путем в кассах Метрополитена или ГУП «Мосгортранс». При отсутствии билета на приложении «Тройка», записанного прямым путем, произвести поездку и удалённое пополнение будет невозможно.

  • Будет ли действовать система скидок при оплате проезда картой «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Условия оплаты проезда на общественном транспорте Московской области при интеграции транспортных систем «Стрелка» и «Тройка» не поменяются.

Система скидок по транспортному приложению «Стрелка» будет работать как на обычной карте «Стрелка». Скидка действует на маршрутах с регулируемым тарифом, а стоимость поездок снижаться в зависимости от их количества. Так, при использовании транспортного приложения «Стрелка» в течение 30 дней с даты первой поездки стоимость проезда на маршрутах городского и пригородного сообщений с регулируемым тарифом в пределах населенного пункта будет снижаться с 30 до 20 рублей (первые 10 поездок – по 30 рублей, следующие 10 поездок – по 28 рублей и так далее, вплоть до 20 рублей за поездку).

Расчетный период учета количества поездок останется прежним – 30 дней.

Внимание! Система скидок по приложению «Стрелка» действует только на маршрутах с регулируемым тарифом! Коммерческие перевозчики Подмосковья, которые работают по маршрутам с нерегулируемым тарифом, самостоятельно принимают решение о предоставлении скидки на проезд.

  • У карты «Стрелка» с приложением «Тройка» будет единый баланс?

Нет, при объединении двух транспортных приложений на одной карте («Стрелка» и «Тройка») пользователь оплачивает проезд с использованием 2 самостоятельных балансов: лицевого счета «Стрелки» (в Подмосковье), привязанному к транспортному приложению «Стрелка» и проездного билета «Кошелёк» «Тройки» (в Москве), привязанного к транспортному приложению «Тройка».

Реализуя первый этап интеграции двух транспортных систем, планируется изучить спрос и основные способы использования карты, чтобы на следующих этапах предложить жителям Москвы и Московской области более интересный и функциональный продукт. Например, интеграция двух транспортных карт на одном носителе.

  • Как пополнить баланс карты «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Пополнение баланса транспортного приложения «Стрелка» возможно более чем 20 способами: наличными, с банковской карты, электронными деньгами, с баланса счета оператора мобильной связи.

Важно! Рекомендуем заранее пополнять баланс карты «Стрелка». Карта «Стрелка» с приложением «Тройка» попадает в «СТОП-лист» при оплате проезда в общественном транспорте Подмосковья, если баланс транспортного приложения «Стрелка» ниже 18 рублей. Это значит, что, если на балансе транспортного приложения осталось менее 18 рублей, средства будут заморожены и оплата проезда на общественном транспорте Подмосковья будет возможна после пополнения «Стрелки».

  • Какой максимальный баланс карты «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Максимальный баланс транспортного приложения «Стрелка» — 5 тысяч рублей. Максимальная сумма оплаты проездного билета «Кошелёк» приложения «Тройка» — 3 тысячи рублей.

  • Сколько поездок можно оплатить картой «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Как и по обычной карте «Стрелка» пользователь карты с дополнительным приложением «Тройка» может оплатить с использованием транспортного приложения «Тройка» не более 10 поездок в сутки. Картой «Стрелка» можно оплатить 1 поездку на одном рейсе.

  • Какой срок действия транспортного приложения «Стрелка» и транспортного приложения «Тройка»

Транспортное приложение «Стрелка» функционирует в течение 5 лет с даты его первого использования. Остаток денежных средств можно вернуть или перевести на новое транспортное приложение, обратившись с заявлением в один из Пунктов обмена и возврата карты «Стрелка».

Срок действия записанных на транспортное приложение «Тройка» билетов установлен Постановлением Правительства Москвы от 15 декабря 2015 г. N 880-ПП «О проездных билетах и тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (за исключением железнодорожного транспорта).

  • Можно ли будет зарегистрировать карту «Стрелка» с приложением «Тройка» в личном кабинете на сайте и в мобильном приложении?

Да, пользователю при использовании транспортного приложения «Стрелка» будут доступны онлайн-сервисы «Стрелки» — личный кабинет на сайте strelkacard.ru и мобильное приложение. Они позволят удобно контролировать средства и отслеживать истории поездок и пополнения транспортного приложения «Стрелка» в режиме реального времени.

Скачать приложение можно через интернет-портал strelkacard.ru или через онлайн-магазины Google Play, AppStore и Windows Phone Store. После скачивания держателю карты останется привязать «Стрелку» к личному кабинету, пройдя авторизацию и получив PIN-код в SMS-сообщении.

Важно! Для регистрации в мобильном приложении понадобится защитный код карты «Стрелка», указанный в информационном вкладыше. Сохраняйте информационный вкладыш после покупки карты.

  • Как можно проверить баланс транспортного приложения «Стрелка» на карте «Стрелка» с дополнительным приложением «Тройка»?

Проверить баланс транспортного приложения «Стрелка» можно также как баланс обычной «Стрелки»:

  • личный кабинет на сайте strelkacard.ru;
  • мобильное приложение «Стрелка».

при пополнении:

  • в устройствах самообслуживания и интернет-сервисах банков-агентов (например, терминалы ПАО Сбербанк и сервис Сбербанк Онлайн);
  • в терминалах QIWI, Киберплат, Европлат и банкоматах Элекснет;
  • через системы электронных платежей «Яндекс.Деньги», WebMoney.

Узнать баланс транспортного приложения «Стрелка» также возможно благодаря услуге SMS-оповещения, которую можно подключить в личном кабинете на сайте strelkacard.ru (Внимание! Услуга платная. Стоимость услуги – 60 рублей за 30 дней ее использования).

  • Как можно проверить баланс приложения «Тройка» на карте «Стрелка»?

Для проверки билетов на городской общественный транспорт г. Москвы требуется приложить карту «Тройка» к желтым информационным терминалам, расположенным в вестибюлях станций метрополитена или к валидаторам при входе в салон наземного транспортного средства. Информация высветится на экране терминала/валидатора. Баланс билета «Кошелек» можно также проверить в терминалах агентов Метрополитена по пополнению (выбрать наиболее подходящий способ можно на сайте «Тройки» — transport.mos.ru).

Для проверки абонементов на пригородные поезда требуется обратиться в кассы пригородных электропоездов или использовать билетопечатающие автоматы ж/д перевозчиков. Контролер электропоезда может проверить записанный̆ на «Тройку» абонемент на переносном кассовом терминале.

По всем остальным вопросам по транспортному приложению «Тройка» можно обратиться в контакт-центр «Московского транспорта» по номеру телефона: +7 495 539 5454 с городского или на короткий номер 3210 с мобильного (МТС, Билайн, МегаФон)

  • Куда обращаться, если возникнут вопросы по использованию карты «Стрелка» с приложением «Тройка»?

Если у пользователя возникнут вопросы по использованию транспортного приложения «Стрелки», он может обратиться в службу клиентской поддержки «Стрелки» по следующим каналам:

  • телефон «горячей линии» 8 800 100 77 90;
  • форма обратной связи на сайте strelkacard.ru и в мобильном приложении;
  • почтовый сервис info@strelkacard.ru;
  • официальные сообщества «Стрелки» в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook.com, Twitter.com, Instagram.com)

Если у пользователя возникнут вопросы по использованию транспортного приложения «Тройка», он может обратиться в контакт-центр «Московский Транспорт»: 3210 (Билайн, Мегафон, МТС), +7 495 539-5454 (с городского), сайт transport.mos.ru.

  • Будут ли выпускаться карты «Стрелка» с приложением «Тройка» для льготных категорий граждан (учащихся, военных пенсионеров и т.д.)

На первом этапе реализации пилотного проекта эмиссия карт «Стрелка» с дополнительным приложением «Тройка» для льготных категорий граждан производиться не будет. В дальнейшем данное решение будет рассмотрено разработчиками.

  • Почему на карте «Стрелка» с приложением «Тройка» нет чипа как на обычной карте «Стрелка»?

Для карты «Стрелка» с приложением «Тройка» нет необходимости использовать чип.

За год работы Системы «Стрелка» пользователи карты «Стрелка» высоко оценили возможность пополнения карты в широкой агентской сети без необходимости записи данных на карту. Так как более 80% пополнений карты происходит дистанционно (например, с помощью мобильного приложения «Стрелка» и личного кабинета на сайте strelkacard.ru), разработчиками «Стрелки» было принято решение отказаться от носителя с контактной площадкой.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6,2005, вып. 2

Т.В. Антонов, Ю.Е. Смагин

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ИДЕЯ» В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА

При рассмотрении данной темы необходимо заметить, что само слово «идея» не принадлежит Платону, а входит в древнегреческую философию благодаря Демокриту, который идеями обозначал материальные оболочки вещей. В учении Демокрита идеи (е1с1о1а) означают то же самое, что и формы (фигуры), а потому атомы Демокрита отличаются друг от друга не по тяжести, не по цвету или температуре, а именно по форме (фигуре). «Оболочки» атомов можно постигать чувственными данными, тем не менее их существование, характеристики и свойства доступны для познания разумом. По Демокриту, идеи, или формы (фигуры), «открываются» разуму в вещах (предметах) в качестве бытия этих вещей (предметов).

Само слово «идея» (эйдос), происходящее от греческого глагола Ьогао (видеть, точнее, от основы аориста данног глагола), обычно переводится как «образ», «форма», «вид», «первообраз». Радикальное изменение в понимании слова (термина) «идея» вносит Платон. В философии Платона идея (эйдос) есть форма, постигаемая разумом, но не чувственными данными. У Платона идея используется и для обозначения сущности предмета, и для обозначения формы, фигуры и вида. Согласно Платону, идеи-формы недоступны чувствам потому, что их сущность абсолютно иная, чем сущность вещей чувственно воспринимаемого мира, т.е. идеи-формы у Демокрита суть телесны, тогда как у Платона идеи-формы не имеют телесного существования, поэтому формы суть нечувственные .формы, созерцание данных форм абсолютно иное, чем созерцание чувственных вещей и предметов.

Безусловно, определенную роль в становлении учения об идеях Платона сыграли Парменид и Зенон из Элей. Здесь важное значение имеет различие между сущностью и явлением, т.е. между тем, что истинно существует, и тем, что представляется существующим, но не имеет истинного бытия. Так, Платон утверждает: «Надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существует»1. Данное различие охватывает все предметы исследования, классы предметов, их свойств и характеристик, т.е. любому классу одноименных вещей чувственно воспринимаемого мира соответствует всякая не возникающая и не уничтожаемая безотносительная причина того, что делает вещь именно определенной вещью данного класса и никакого иного. Постижение этой причины, по Платону, возможно лишь разумом, следовательно, познать данную причину означает познать истинную сущность вещи. Платон утверждает, что постижение истинной сущности вещей представляется исключительно трудной задачей, но тем не менее она разрешима потому, что предмет исследования существует объективно в мире реального. Платон называет идеей (эйдосом) безотносительно и объективно существующую причину вещей (предметов) и ее безотносительных и объективных качеств и свойств2. Идея есть сущее «само по себе». Следует отметить, что выражение «само по себе» Платон заимствовал из философии своего учителя Сократа, в которой оно использовалось для обозначения абсолютного (безотно-

© Т.В. Антонов, Ю.Е. Смагин, 2005

сительного) существования добродетели. Однако Платон онтологизирует выражение «само по себе» — идеи сообщают вещам бытие и являются для них сущностью. Сфера3 идей для Платона представляется отнюдь не однородной, или же одноплановой, тем не менее идеи Платона можно «свести» в некую упорядоченность (но совсем не в строго обозначенную систему). Итак, во-первых, к области идей принадлежат идеи наивысших по ценности категорий бытия; это идеи абсолютных качеств: блага, истины, прекрасного, справедливого; во-вторых, идеи физических процессов и явлений (покой, движение, звук, цвет и т.п.); в-третьих, идеи отдельных разрядов существ (идея человека, идея животного и т.п.); в-четвертых, идеи предметов, полученных в результате человеческой деятельности в сфере ремесла (технэ) или искусства (стол, ложе, челнок и т.п.); в-пятых, идеи отношений, т.е. при определении равенства полагается существование идеи равенства самого по себе, которая доступна разуму, но не чувствам. Важно отметить, что в понятии об идее в учении Платона необходимо сочетается то, что именно и «делает» идею а) причиной, или источником, бытия вещей, их отношений, свойств и качеств; б) целью, к которой как к верховному благу устремляется все существующее4.

Платон в сфере познания бытия и сущностей бытия определяет идеи, относящиеся ко многим одноименным вещам, как роды и виды, где сами виды происходят из родов в результате разделения рода, или же множества, заключающего в себе род, на подчиненные роду части его полного объема. В гносеологическом смысле возникает задача постижения единого, охватывающего все свои частные разряды рода; одновременно существует обратная задача: различение всех видов этого рода. При этом рассмотрение сферы идей необходимо предполагает и искусство восхождения к роду, и искусство различения внутри рода входящие в него виды. Платон утверждает, что постижение идей означает созерцание умом самих сущностей, а не теней этих сущностей5. В процессе постижения идей предполагается метод соединения, т.е. восхождение умом до идей как до первоначал, обнаружение во многом одного или общего, при его достижении душа приводится к тому, что в понятии, или же посредством понятия душа уже созерцает идею в онтологическом смысле. Но существует и второй метод: деление, т.е. метод нисхождения, идущий от первоначал к видам, или же деление родов на виды6. Идеи Платона суть постигаемые умом фигуры (формы) вещей. Однако было бы некорректно обозначать идеи как исключительно формы. Идеи Платона обладают определенными признаками: объективность бытия идеи, независимость от каких-либо чувственных определений, безотносительность от всех условий и ограничений пространства и времени. Подобное понимание идеи Платон ярким образом заключает в следующие слова: «Прекрасное существует вечно, что оно ни возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни убывает; далее, что оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что в одном месте оно прекрасно, в другом безобразно; ни что для одних оно прекрасно, а для других безобразно»7.

У Платона идея противополагается любым подобиям, отображениям, воспринимаемым посредством чувственных данных. А потому чувственно воспринимаемые вещи суть всегда преходящи и изменчивы, следовательно, в них не существует ничего постоянного и устойчивого. Наоборот, идея прекрасного, т.е. прекрасное само по себе, или же истинно сущее прекрасное не подвержено никакому изменению, она (идея) абсолютно тождественна самой себе, следовательно, есть вечная сущность, или же такая сущность, которая не воспринимается никакими чувствами. Платон обозначает сущность прекрасного как бесформенную или безобразную, но это совсем не означает лишенность и отсутствие формы, это, прежде всего, означает нечувственный характер формы или образа.

Идеи Платона пребывают в умопостигаемой гиперурании, ее «занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души — разуму»8.

Однако в классических диалогах Платона идеи порой рассматриваются довольно схематично. Вещи «подобны» или «причастны» идеям. Если идея есть образец, а вещь подобие, то откуда возникает несовершенство вещи? Совершенная идея не может порождать несовершенство, в противном случае она не будет абсолютным «сущим». На позднем этапе творчества Платон вводит термин «материя» (hora). Именно материя ответственна за онтологическое несовершенство вещей, поскольку, являясь безвидным и бесформенным началом, она есть абсолютное иное, метафизическое зло, многое. Материя противостоит идее блага, абсолютному положительному полюсу. Кроме того, Платон утверждает, что человеку присуще ошибочное представление, обусловленное несовершенством способа мышления, что идеи пребывают в пространстве подобно чувственно воспринимаемым вещам. Основанием данного представления является материя, т.е. постигаемый «незаконным рассуждением» род пространства, причина обособления индивидуальных вещей чувственного мира: «Мы точно грезим и полагаем, будто все существующее должно неизбежно находиться в каком-то месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не находится ни на земле, ни на небе, то и не существует»9. Платон настаивает, что подобный взгляд, наделяющий идею чувственно воспринимаемой формой, неправильный, т.е. только в метафорическом смысле к идеям можно относить определения пространства и времени, поскольку идеи Платона запредельны относительно чувственного мира. Следовательно, в реальности существует не чувственное явление вещи (предмета), а ее умопостигаемая, не воспринимаемая чувствами, бестелесная сущность.

Сфера идей Платона есть упорядоченное множество, или сумма сущностей. Платон утверждает, что в сфере идей пребывают идеи высшего и низшего порядков. Так, идеи высшего порядка включают в себя идею истины и идею прекрасного. Однако наивысшая идея есть идея блага. «Благо не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше пределов сущности»10. Именно идея блага заключает в себе все множество идей в определенное единство, а это единство есть единство цели. Поэтому господствующий в мире порядок есть целесообразный порядок, т.е. все устремляется к благой цели. А поскольку любое временное и относительное существование имеет целью объективное бытие, тогда, будучи целью, оно есть одновременно благо. И это бытие есть сущность всех вещей и их образец». Кроме того, идея блага выступает как идея идей; она — Солнце, которое озаряет своим светом (идеями) чувственно воспринимаемый мир. В позднем диалоге «Парменид» идея блага постулируется в качестве абсолютного единого, которому нельзя приписать предикат существования. Оказывается, что идеи несовершенны в отношении идеи блага, они — совершенные образцы для вещей. Подобное несовершенство происходит из множественности идей. Идея блага, абсолютное единое, есть условие существования идей и источник их относительного совершенства. Деонтологизация идеи блага впоследствии была развита неоплатониками: трансцедентное Единое есть трансформированная платоновская идея блага.

Следуя логике Платона, все вещи стремятся достигнуть блага, тем не менее для чувственных вещей данная цель недостижима. Для живых существ наивысшая цель -это счастье, а счастье заключается в обладании этим благом, а потому душа устремляется к благу и ради блага делает все. Критерием относительного блага является обусловленное благо, следовательно, наивысшее из всех философских учений есть учение об идее блага. Так, Платон утверждает: «Без идеи блага все человеческие знания, даже наи-

более полные, были бы совершенно бесполезны»12. Целесообразность, следуя мысли Платона, заключается в соответствии вещи (предмета) ее идеи, поэтому постигнуть благо вещи (предмета) означает постигнуть саму идею данной вещи (предмета). Это ведет к тому, что постижение идеи означает сведение всех многообразных и чувственных явлений идеи к единству, или закону, который сверхчувствен и целесообразен13, т.е. Платон настаивает на сведении всех частных законов к единому и общему закону, и лишь потом из общего закона следует выведение всех частных. При этом общий закон вещей служит общим для них благом, а частные законы оказываются их частными благами14.

Важно отметить, что у Платона сфера идей абсолютно не противоположна миру чувственно воспринимаемых вещей. Иными словами, мир чувственных вещей пребывает в определенном отношении к сфере идей. Платон утверждает, что вещи причастны к идеям, т.е. сфере истинно сущего бытия (идеям) противопоставляется не мир чувственно воспринимаемых вещей, а мир небытия, т.е. материя. У Платона небытие есть материя, или же беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей. Необходимо добавить, что идея и материя не находятся в «равноправном» отношении: сфере идей принадлежит абсолютное превосходство, так как идеи суть истинно сущее бытие, а материя есть небытие, поэтому, следуя Платону, материя не может существовать без идеи. Налицо иерархическая субординация и отсутствие метафизического дуализма. Однако небытие существует по необходимости, и эта необходимость существования небытия не менее необходимости существования самого бытия. Но, чтобы материя могла существовать, необходимо существование самих непространственных идей. Поэтому чувственный мир, по Платону, не есть ни сфера идей, ни сфера материи, а представляет собой некое «среднее» между данными сферами. Здесь следует выделить, что над миром чувственных вещей не возвышается непосредственно сфера идей — между сферой идей и миром чувственных вещей находится мировая душа. Концепция мировой души излагается в позднем диалоге «Тимей», в других диалогах Платона речь идет исключительно об индивидуальных душах. Мир чувственных вещей является опосредованным порождением сферы идей и сферы материи, где первое являет собой мужское (активное) начало, а второе — женское (пассивное), т.е. любая вещь чувственного мира причастна и к своей идее, и к своей материи: то, что вечно, тождественно и неизменно в вещи, относится к идее, а коль скоро данная вещь причастна идее, тогда она ее подобие, или отображение (хотя несовершенное и искаженное). Но, поскольку вещь относится к материи, тогда она вовлечена в небытие. Поэтому мир чувственных вещей представляет собой постоянное становление. Посредством мировой души он причастен и бытию (сфере идей), и небытию (сфере материи), т.е. мир чувственных вещей заключает в себе противоположные определения сущего и несущего.

Впоследствии, в период позднего творчества, Платон меняет свой взгляд на собственную теорию идей. Если до «Парменида» и «Софиста» он утверждал, что идея есть бестелесная, умопостигаемая причина, в причастности к которой существуют все вещи чувственного мира, что идея есть совершеннейший образец всех несовершенных вещей, цель и понятие мышления о сущности вещей, то в названных диалогах Платон подвергает серьезному сомнению многие положения о природе (сущности) идей. Важное значение имеет вопрос о возможности самого существования идей в их предыдущих свойствах и значениях, в их отношении к вещам. Возникает дилемма: либо принять, что вечная идея словно бы «растворена» в бесконечном множестве порождаемых ею вещей, либо допустить, что идея, пребывая в вещах, полностью находится вне себя и в себе и тождественна в себе15. Итак, если допустить, что любая вещь есть то, что она есть, поскольку

участвует в одноименной идее, тогда существуют необходимо две возможности: либо идея должна полностью пребывать в каждой вещи, либо каждая вещь должна заключать в себе только часть своей идеи. Платон не принимает ни первое, ни второе положение, поскольку: а) идея не может пребывать в каждой из соответствующих этой идее вещей, при допущении такового единая идея необходимо должна была бы одновременно пребывать в различных местах; б) также идея не может частично пребывать в одноименной с ней вещью, поскольку идея оказалась бы делимой, т.е. была бы не единой. Следовательно, идея не может пребывать в вещах ни целиком, ни частично; а вещи не могут быть причастными своим идеям, или же участвовать в идеях16. Более того, непредставимо не только бытие идей, но также и способ, благодаря которому ум, по Платону, в состоянии постигнуть идеи. Но при условии «сличения» идей с вещами (поскольку между вещами и их идеями существует сходство) должна появляться новая идея для первых двух и для соответствующих им вещей, все это происходит до бесконечности. Предполагая, что данное положение истинно, приходим к парадоксальному следствию: для любой вещи должна существовать не Только единственная идея (это положение раннего Платона), а бесконечное множество обусловливающих ее идей. Именно этим положением Платона впоследствии будет апеллировать Аристотель в аргументированном возражении против теории идей своего учителя, которое получит название «третий человек». Однако необходимо заметить, что не Аристотель, а именно Платон развивает аргумент «третьего человека» в «Пармениде» и «Софисте». Платон в «Пармениде» определяет отношение между идеей и вещами парадоксальным образом: если представить, что идея есть прототип вещей, а вещи суть подобия идей, тогда каким образом согласовать существование несовершенных (а порою отвратительных и омерзительных) вещей с совершенством их идей, т.е. возможно ли допущение одновременного существования идей благого, справедливого и прекрасного с идеей неблагого, несправедливого и непрекрасного17. А все это ведет, по мысли Платона, к кардинальному изменению учения об идеях, т.е. необходимо отвергнуть основоположение о неизменности и неподвижности идеи. Отсюда следует, что отрицание в истинно сущем бытии движения исключает возможность истинного знания о сущем18. Эти трудности (скорее всего неразрешимые) не могут быть преодолены, по Платону, простым отрицанием существования идей, т.е. данное отрицание приводит к еще более фундаментальным трудностям, поскольку лишает знание собственного предмета постижения и лишает возможности осуществления диалектики как наивысшей философской науки и совершеннейшего знания.

Многие из этих затруднений были разрешены в позднем диалоге «Тимей». Дабы снять с идей функциональную перегрузку, Платон вводит в свою систему умопостигаемые числа. Безусловно, в этом аспекте Платон находится под влиянием позднего пифагореизма. Числа при помощи своей геометрической составляющей задают архитектонику чувственно воспринимаемого космоса. Можно сказать, они придают космосу упорядоченность и форму. Числа заменяют идеи качеств и отношений, которые усложняли отношение идей и вещей. По-видимому, Платон в некотором смысле отождествлял числа с идеями, поскольку в противном случае налицо было бы умножение, точнее удвоение, сущностей. Идея блага, идеи-числа, мировая душа, чувственно воспринимаемый космос, первичная материя — такова космологическая иерархия в диалоге «Тимей». Структура умопостигаемого космоса, сферы идей, на этом этапе разработана более тщательно и утонченно. Диалектичность идей-чисел, уравновешенная идеей блага, создает гармоничную и целостную картину сущего, опираясь на которую последующее поколение платоников будет развивать учение об идеях.

1 Тимей, 27(1

2 Конечно же, у Платона не существует строго рационалистической системы учения о идеях в современном смысле этого слова; здесь важно проследить именно эволюцию понимания идеи Платоном от ранних диалогов к более поздним. Также в данной работе намеренно не рассматривается полемика по поводу аутентичности платоновских диалогов.

3 Мы принципиально выступаем против общеупотребительного выражения «мир идей», поскольку оно не встречается в платоновских диалогах. Кроме того, слово «мир» невольно вызывает у читателя мысль о некотором месте, где существуют идеи. Локализация же идей противоречит их умопостигаемому характеру.

4 Необходимо подчеркнуть, что в понятии идеи Платона существует и другой смысл, характерный для современного обыденного сознания: идеи Платона уже не суть само бытие, а соответствующее бытию понятие о нем, например основополагающий принцип, мысль, намерение и т.д.

5 Государство, VII. 532с; 534Ь.

6 Федр, 249Ь-с; 265с1-266Ь; 277Ь.

7 Пир, 211а.

8 Федр, 247с.

‘ Тимей, 52Ь.

10 Государство, VI. 50%.

» Филеб, 53е-54с1; Теэтэт, 176е.

12 Государство, 505а-Ь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 0/10и г. ол»^ ^

14 Государство, 511 Ь-с.

15 Данная проблема как раз и была основной в средневековой схоластике, которая нашла свое выражение в знаменитом споре об «универсалиях».

‘»Парменид, 130а—131е.

17 Там же, 1ЗОЬ—с.

18 Софист, 249с-(1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *