В связи со снятием с производства

Всего найдено: 33

Вопрос № 299830

Вы даете «мертвые» ссылки, ответа под таким номером (174293) не существует. И подобных примеров масса. Вопрос № 232863 Уважаемая ГРАМОТА! Спасибо за ответы!!! Что бы мы без ВАС делали? :))) 1. Пожалуйста, уточните: как в статьях и т.п. (то есть НЕ в официальных документах) пишется слово ПРЕЗИДЕНТ в сочетании со страной: П(п)резидент Российской Федерации, П(п)резидент Украины, П(п)резидент США и т.п.? 2. Как правильно писать (строчная\прописная) ВЕРХОВНЫЙ СУД, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно писать: _президент Российской Федерации, президент Украины, президент США_. 2. См. ответ № 174293 . Вопрос № 201254 Здравствуйте! Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ. Где должны быть заглавные, а где строчные? Ответ справочной службы русского языка См. ответ № 174293 .

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, архив старых ответов на вопросы закрыт по техническим причинам. Пожалуйста, посмотрите вопрос 247015: там дается довольно полный ответ на ту же тему.

Вопрос № 297683

Грамота, добрый день. Очень-очень нужен ответ. Подскажите, слитно или раздельно пишется не. По техническим характеристикам (не)однотипные. Никак с коллегой не решим. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта. При раздельном написании подчеркивается отрицание.

Вопрос № 297116

Здравствуйте. Если в начале предложения стоит «Из них», нужна запятая в скобках? Из них 282 успешно поразили цели, 6 ракет отказали сразу после старта(,) и пуск 9 ракет не состоялся по техническим причинам.

Ответ справочной службы русского языка

Запятую ставить не нужно.

Вопрос № 280359

В русском словесном ударении — http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%F2%E0%E1%E0%EA&all=x — слово «табак» в род.п. ударение стоит на посл. слоге. но в дат. падеже табАку?
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Табака и табаку – формы родительного падежа. Ударение по техническим причинам было не указано. Исправлено. Спасибо, что заметили неточность!

Вопрос № 280256

Почему в браузере Опера нет интерактивных диктантов?

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, по техническим причинам в этом браузере наши диктанты не работают.

Вопрос № 278988

Добрый день! Нужны ли знаки препинания в предложении: «В связи с отсутствием технической документации предложений по техническим параметрам не имеем»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: В связи с отсутствием технической документации, предложений по техническим параметрам не имеем.

Вопрос № 276206

Здравствуйте, мне, например, интересно смотреть, какие вопросы задают люди. И частенько сталкиваюсь с таким:
_____
Вопрос № 241108
Точное определение слова — биеннале
ВТП
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 173747.
____
А того ответа нет. Почему удаляются вопросы? Порой удаляются интересные вопросы.

Ответ справочной службы русского языка

Ответы не удаляются, но, к сожалению, значительная часть архива «Справки» закрыта по техническим причинам.

Вопрос № 274170

Здравствуйте! Разбираюсь с постановкой тире. Не понятен пример в параграфе 177 «Правил русской орфографии и пунктуации». Цитата из Пушкина. Где там стоит тире после запятой, о которой говорится в тексте параграфа?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Имеется в виду тире после запятой после слова могилы (по техническим причинам запятая исчезла; поправили).

Вопрос № 274139

Добрый день!
На работе уже передрались, помогите, пожалуйста!
Юрист составил следующее предложение:
В случае отсутствия какого-либо товара на складах дистрибуторов производителя по причине снятия с производства товара с коротким циклом выпуска, поставщик оставляет за собой право согласовать равнозначную замену данного товара на аналогичный или превосходящий по техническим характеристикам без замены производителя.
Нужна ли запятая перед словом «поставщик»? И не нужны ли еще какие-либо знаки препинания в этом предложении.
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая нужна, чтобы обозначить границу оборота с предлогом в случае. Подробно об обособлении таких оборотов читайте в «Справочнике по пунктуации». Дополнительных знаков препинания не требуется.

Вопрос № 272346

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно написать название итальянского города — Санремо или Сан-Ремо? Орфографический словарь на вашем сайте даёт второй вариант, Словарь имён собственных говорит, что нужно писать СанРемо (с пометкой — «песенный фестиваль»). По-итальянски название города пишется слитно, но это не аргумент — по-эстонски Таллин пишется с двумя «н», однако это не повод повторять эти две «н» на русском.
Ответьте, пожалуйста, очень важно знать правильное написание как можно скорее!
Заранее спасибо!
Анна

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Сан-Ремо. Первая часть географических и др. наименований Сан- присоединяется дефисом (в словаре имен собственных по техническим причинам дефис пропал; исправлено).

Вопрос № 270751

Как правильно Сьерра-Леоне (большинство источников из Интернета) или СьерраЛеоне (вариант на вашем сайте http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%D1%FC%E5%F0%F0%E0-%CB%E5%EE%ED%E5&all=x ) ?

Ответ справочной службы русского языка

Конечно, Сьерра-Леоне. Дефис пропал при верстке по техническим причинам. Исправлено.

Вопрос № 267152

Доброе утро!
Как правильно расставить знаки кавычек в названии, если внутри — еще одни кавычки? Например, в предложении:
Я хочу рассказать вам о фильме «Координаты «Скайфолл» — нужны ли вторые кавычки после «Скайфолл» или нет?

Ответ справочной службы русского языка

В таких случаях лучше всего использовать кавычки разного рисунка: «Координаты «Скайфолл»», а если такой возможности нет (по техническим причинам), в конце оставляют только одни кавычки: «Координаты «Скайфолл». Кавычки одного рисунка рядом не повторяются.

Вопрос № 265485

Подскажите, почему и правильно ли это, что, например, во фразе «ОКБ «Вымпел» и «Федеральный космический центр «Байконур» не стоят закрывающие кавычки? Во всех документах, на сайте везде так написано. Ведь должно быть «ОКБ «Вымпел»» и «Федеральный космический центр «Байконур»» не так ли? Может быть есть какие-то допущения по игнорированию закрывающих кавычек?

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки одного рисунка рядом не повторяются. Написание «ОКБ «Вымпел»» недопустимо. Лучше всего использовать кавычки разного рисунка: «ОКБ «Вымпел»», а если такой возможности нет (по техническим причинам), в конце оставляют только одни кавычки: «ОКБ «Вымпел».

Вопрос № 265288

Добрый день! Я очень рада, что справочная служба возобновила работу.
Подскажите, географические названия славянского (но не русского) происхождения, состоящие из прилагательного и существительного, следует писать через дефис или раздельно? Например, название чешского города: Кутна-Гора или Кутна Гора? В чешском языке пишется раздельно. У вас в словаре имен собственных вообще слитно: КутнаГора. Это правильно? Почему?

Ответ справочной службы русского языка

Такие названия подчиняются общему правилу: пишутся через дефис иноязычные географические названия, дефисное написание которых, определяемое в словарном порядке, соответствует раздельному или дефисному написанию в языке-источнике. Правильно через дефис: Кутна-Гора. В словаре дефис по техническим причинам «потерялся», исправлено.

Вопрос № 263102

Сейчас часто стало встречаться выражение «Технологический перерыв». Является ли это выражение корректным? Или все-таки следует употреблять «Технический перерыв», а «технологический…» употребляют для придания большей значимости перерывам, устраиваемым по любому пустяку?

Ответ справочной службы русского языка

Это сочетание, действительно, «более солидное». Технологический перерыв — такой, который требуется в соответствии с технологией, обусловленный технологией производства. Технический перерыв — перерыв по техническим причинам (так можно назвать и экстренный перерыв).

Страницы: 2 3 последняя
Для подготовки статьи мы детально проанализировали 36 договоров аренды, из имеющихся в наших запасах, это не только московские ТЦ, но это позволяет нам понимать общую тенденцию действий сторон.
Один из основных моментов.
Из 36 договоров, 27 (!) содержат оговорку о возможности неисполнения обязательств в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы только в той части, в которой такие обстоятельства препятствуют исполнению, в остальной же части обязательства подлежат исполнению в полном объеме. Это означает буквально следующее, арендатор должен будет доказать, что такие обстоятельства (в нашем случае эпидемия) прямо не дают арендатору возможностей исполнить конкретное обязательство. Как доказать и кому – это уже другой вопрос.

А есть ли вообще форс-мажор?
В общем, это основной вопрос, который сейчас фигурирует на рынке. Упираемся мы в тексты договоров. Из 36 договоров, в 29 в качестве «органа», к которому должны обратиться стороны для подтверждения обстоятельств непреодолимой силы – мы нашли Торгово-промышленную палату. Как это проникло на рынок и в договоры, и кто стал родоначальником этого условия договора, мы сейчас не узнаем, но есть такой факт. Для облегчения души свалим все на арендодателей, ведь мы работаем с их типовыми формами. В остальных 7 указан «уполномоченный орган». По факту, мы столкнулись со следующим – ТПП в Москве не свидетельствует форс-мажоры по внутренним контрактам.
В частности, в имеющемся у нас письме от ТПП указано, что свидетельствование проводится только по внешнеторговым сделкам, к которым аренда не относится. ТПП ссылается на Положение о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) и на тот факт, что в данном Положении прямо указаны только внешнеторговые сделки, факт указания в договоре воли сторон на обращение в ТПП – роли не играет, по аналогии Положение не применяется, хотя мы полагали обратное.
У нас остаются «иные уполномоченные органы» и «иные государственные органы». У многих возникает вопрос, является ли Мэр города Москвы «иным уполномоченным органом»? С точки зрения пункта 2 статьи 5 Устава города Москвы высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы. Указом Мэра, о котором все знают, установлено «распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является …………………… обстоятельством непреодолимой силы». Можно ли на основании этого признания считать форс-мажор наступившим для договоров аренды? При системном толковании условий договоров, мы склоняемся к отрицательному ответу. Везде и повсеместно нужно доказывать, что эти обстоятельства мешают исполнять договор аренды, и в какой части мешают.
Следующая «замануха».
Ну, тут все 36 договоров, дружно говорят о том, что расторгнуть договор аренды можно только в случае если обстоятельства непреодолимой силы длятся 1-3-6 месяцев и более. То есть, даже если мы доказали, подтвердили, получили документы, с этого момента мы должны ждать некий срок, в течение которого обстоятельства должны длиться.

симостью от некоторых психоактивных веществ / А.В. Сухарев // Наркология. 2007. № 1. С. 45-54.

36. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психической адаптированности коренных народов Камчатского края: чукчей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 36-51.

37. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.

38. Сухарев А.В. Этнофункциональный аспект исследования ментальности // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 118-127.

40. Сухарев А.В. Опыт преодоления методологического кризиса: принцип исторической актуальности и этнофункциональная парадигма в психологии // Мир психологии. 2009. № 3 (59). С. 123132.

41. Сухарев А.В., Чулисова А.П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Ин-т психологии РАН, 2013.

42. Сухарев А.В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества в эпоху Возрождения: этнофункциональный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 129-141.

47. Юревич А.В, Журавлев АЛ. Психологические аспекты коррупции // Наука. Культура. Общество. 2013. № 2, 3. С. 81-92.

49. May R. The meaning of Anxiety. N. Y.: Pocket Books, 1979.

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМАНИПУЛЯТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТНО-СОУЧАСТВУЮЩЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация: происходивший в России с конца 1990-х годов рост криминогенноети лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в том числе за экономические преступления, обусловил увеличение числа случаев манипу-лятивных воздействий на сотрудников пенитенциарных учреждений с целью их вовлечения в решение актуальных для

В. М. Поздняков, И. С. Дорошенко

осужденных проблем противоправным способом. Изучение факторов и условий, предрасполагающих персонал колоний к вступлению во внеслужебные связи с осужденными (по двум контрастным группам — вступавшим во внеслужебные связи и преданным интересам службы), показало, что наряду с объективной причиной (прежде всего недо-

статочным финансово-материальным обеспечением сотрудников) весомо влияние и ряда характеристик их личности (эгоцентризм, тревожность и коммуникативная негибкость).

В свете положений Концепции субъектно-соучаствующего исправления осужденных, разработанной на основе историографического и компаративного исследований (В.М. Поздняков, 2000), была обоснована программа тренинга «Формирование антима-нипулятивной компетенции у сотрудников ФСИН России» и произошла его апробация среди сотрудников колонии в Тульской области со сложной оперативной обстановкой. Проведение тренинга, состоявшего из 11 групповых занятий продолжительностью по 2-2,5 часа каждое и базировавшегося на применении методов кейс-стади, ролевых игр и комплекса психотехнических упражнений по развитию профессиональной Я-концепции и стрессоустойчивости личности, позволило сотрудникам получить знания в области пенитенциарно-манипулятивных сценариев осужденных и опыт конструктивного противодействия их реализации. Данные психодиагностики показали, что после тренинга у 41 % участников снизился уровень ситуативной тревожности, а у 54 и у 27 %—соответственно показатели вербальной и физической агрессии. С учетом позитивности влияния тренинга не только на сотрудников «группы профессионального риска», но и на социально-психологический климат в коллективе учреждения, практика их проведения была распространена в УФСИН России ряда регионов.

Ключевые слова: антиманипуля-тивное поведение, исправление осуж-

денных, программно-целевой подход в обращении с осужденными, партисипа-тивный менеджмент, пенитенциарно-манипулятивные сценарии осужденных, пенитенциарная стрессоустойчи-вость, профессионально-ролевая позиция, профессиональная Я-концепция, соучаствующее взаимодействие в пенитенциарном учреждении, социально-психологическая компетентность.

Проведенные историографическое и компаративное исследования , а также учет требований международных нормативных актов по обращению персонала пенитенциарных учреждений с осужденными позволили обосновать Концепцию соучаствующего исправления осужденных. Она базируется на принципах субъектно-соучаствующей методологии, разработанной в противовес объектно-деятельностной парадигме, доминировавшей в научных исследованиях и практике отечественных пенитенциарных психологов , а её суть состоит в полноценном учете психологических закономерностей и механизмов просоциальной трансформации личности и групп осужденных в местах лишения свободы на основе включения их в разноплановые исправительные программы. Данные программы (режимно-дисциплинирующего, социально-правового, нравственно-духовного, образовательного, трудового, психологического, досугово-бытового и иного характера) должны разрабатываться с учетом психодинамики активности осужденных на разных этапах отбывания наказания и осуществляться не только усилиями персонала исправительного учреждения, но и путем широкого привлечения специалистов гуманитарно-

го профиля и институтов гражданского общества.

Субъектно-соучаствующий подход требует применять в управлении исправительным учреждением технологию партисипативного менеджмента. При этом, учитывая, что термин «рапо1-райоп» в большинстве иностранных языков (английский, немецкий, французский и др.) означает «соучаствование», обращение с осужденными следует осуществлять с учетом их особенностей (направленность и другие свойства личности, криминально-пенитенциарный статус и др.), но строить взаимодействие с ними на основе установки «другой человек — ценность» (Е.Л. Доценко, 1996) и с «ориентацией на уровни правового и нравственного общения» (В.Н. Сагатовский, 1980). В обеспечении индивидуально-дифференцированного подхода к осужденным и реализации мониторинга эффективности воздействия комплекса указанных программ на осужденных наиболее ответственна роль штатных психологов исправительного учреждения, на которых возлагается диспетчерская функция.

Реализация субъектно-соучаст-вующего подхода в обращении с осужденными требует повышения социально-психологической компетенции сотрудников и формирования у различных категорий персонала новых профессионально-ролевых позиций. Так, начальники отрядов колонии, реализующие прежде всего организационно-управленческую функцию, должны быть полноценными «партисипативными менеджерами» . Социальные работники, обеспечивающие привлечение институтов гражданского общества к исправительной деятельности в колонии

и к социальной реадаптации отбывших наказание в постпенитенциарный период, должны занимать позицию «социального адвоката» (от лат. advocare— призывать на помощь ). Для социальных педагогов важным является занятие позиции «соучастного наставника», способного осуществлять на них антрополого-развивающее воздействие . Штатные психологи исправительных учреждений должны не только реализовывать мероприятия по оказанию психологической помощи осужденным , но и выступать для сотрудников в качестве «коучей», то есть специалистов, способных оказывать им поддержку в профессионально-личностном росте .

Для практической верификации Концепции соучаствующего исправления осужденных в 2004 г. в рамках Плана НИР НИИ ФСИН России была реализована комплексная тема «Оптимизация взаимодействия сотрудников УИС с осужденными». В качестве отдельного направления в ней выступила экспериментальная апробация тренин-говой программы «Формирование ан-тиманипулятивной компетентности сотрудников исправительных колоний». Её актуальность обусловливалась ростом уровня криминогенности лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в том числе такой категории, как осужденные за экономические преступления. Именно в связи с противоправной активностью последних, основанной на манипулятивных воздействиях на окружающих, осложнилась обстановка в колониях и начался рост должностных преступлений и дисциплинарных проступков среди личного состава.

Учитывая, что сотрудники УИС России являются специальными субъектами правовых отношений, а любое их вступление во внеслужебные связи с осужденными рассматривается как факт, требующий, как минимум, дисциплинарно-служебной проверки, были изучены факторы и условия, предрасполагающие к этому, а также личностные особенности контрастных групп персонала: вступавших во внеслужебные связи с осужденными и преданных интересам службы. В качестве психодиагностического инструментария использовались методики: тест «Агрессивность» А. Баса — А. Дарки, «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина» , Проективный тест «Отношение к Другому» (МИРП) . Программа профилактики внеслужебных связей сотрудников с осужденными разрабатывалась по методической модели «постдиагностический тренинг-коррекция» .

В ходе исследования выявлено, что одним из ключевых моментов вступления сотрудников во внеслужебные связи с осужденными выступают наличие у исправительных учреждений недостаточного финансово-материального обеспечения и использование данного обстоятельства осужденными за экономические преступления, которые обладают способностью решать свои проблемы путем применения манипулятивных воздействий на людей. При этом манипуляциям осужденных присущ ряд специфичных признаков, которые установлены в сравнении с данными исследований зарубежных (Э. Берн, 1956; Г. Франке, 1963; Дж. Маркс, 1979, Э. Шостром, 1992 и др.) и отечественных (Г.В. Грачев, 1998; Е.Л. Доценко, 1997; Л.И. Рюм-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шина, 1997; С.Г. Кара-Мурза, 2000; Г.Г. Почепцов, 2000; О.Р. Онищенко, 2005 и др.) ученых:

1) демонстрация осужденными открытости во взаимодействии с сотрудником колонии и аргументированность заявления о возникновении у них объективной, жизненно важной проблемы, но одновременно скрытность истинной цели, носящей противоправный характер. В итоге именно «психологическая закамуфлированность» воздействия в общении устремляет внимание сотрудника только в просоциально значимом направлении;

2) для повышения доверительности осужденные во взаимодействии с сотрудниками нейтрализовывали у последних паттерны профлояльности и имеющиеся психологические защиты, а также происходило подключение к парциально-эгоистичным субличностям человека через соблазн;

3) осужденными задействовались у сотрудников элементы мотивации более низкого уровня (прежде всего житейско-бытовой), чтобы их действия прагмати-зировались и содействовали цели, важной манипулятору;

4) у сотрудников, на которых воздействовали, дополнительно создавали впечатление, что они поступают мудро и в собственных интересах.

Сравнение поведенческих особенностей контрастных групп сотрудников УИС — преданных интересам службы и вступивших во внеслужебные связи с осужденными — показало, что конструктивное, остающееся в правовых рамках обращение с осужденными возможно лишь при наличии у персонала направленности личности, позволяющей в общении эффективно осущест-

влять «отделение через соединение» (по терминологии М.Ш. Магомед-Эминова ). При этом благодаря социально-психологической компетентности персонал способен, с одной стороны, соблюдать в полной мере права человека в условиях лишения свободы и быть диалогичным во взаимодействии с осужденными, а с другой — реализовывать ответственное дистанцирование от ма-нипулятивных воздействий осужденных и показывать им неконструктивность подобного поведения при нахождении в колонии .

Психодиагностическое обследование сотрудников, вступавших во внеслужебные связи, показало, что для 63 % из них по данным шкалы «Оп» теста «Отношение к другому» типично построение поведения с ориентацией на «цель личного успеха», а не «успеха дела. Кроме того, одновременно у 53 % сотрудников, вступавших во внеслужебные связи с осужденными, выявлен высокий показатель физической агрессии, а у 62 % — вербальной агрессии. Это может свидетельствовать о предрасположенности данной категории сотрудников подбирать окружение вокруг себя и проявлять жесткость по отношению к противникам, в том числе путем активного преодоления их сопротивления. Данный вывод базируется на выявлении у 69 % указанной категории сотрудников высокого уровня ситуативной тревожности. В беседах с ними установлено, что тревожность возникала как реакция на различные профессионально-психологические стрессоры, в том числе из-за постоянного ожидания агрессивной реакции или негативной оценки со стороны окружающих, воспринимаемых как угроза их самоуважению или статусу.

Выявленные объективные и субъективные детерминанты, предрасполагающие сотрудников колоний к вступлению во внеслужебные связи с осужденными, позволили разработать Программу тренинга формирования антиманипу-лятивной устойчивости личности, избрав следующие ориентиры:

1) раскрытие сотрудникам сущности манипулятивных воздействий и психотехнических особенностей их реализации осужденными при взаимодействии с персоналом колонии;

2) коррекция у сотрудников неблагоприятных для профессионально-служебной деятельности установок и личностных особенностей;

3) формирование и совершенствование у сотрудников навыков антимани-пулятивного поведения в различных ситуациях.

Указанные целевые ориентиры предопределили следующие методические задачи при реализации Программы тренинга:

• раскрытие сотрудникам психологических закономерностей манипуляции. Обеспечивается через информирование личного состава на разноплановых примерах, имевших место в практике колоний, чтобы в итоге возникло понимание того, что манипуляции осужденных, с одной стороны, могут быть весьма разными по форме и степени интенсивности (от уловок и ситуативной лжи до скрытого стимулирования определенных факторов мотивации и «промывания мозгов» сотрудников ), а с другой — манипулятивные воздействия необходимо отличать от случаев затрудненного общения с осужденными, которые, являясь антисоциальными личностями, часто создают сотрудникам ко-

лоний проблемы в профессиональной деятельности;

• обеспечение профессионально-личностного самопознания сотрудников и повышение их уверенности в себе. Развитие адекватной самооценки, уверенности в себе и навыков ассертивного поведения, то есть способности говорить «НЕТ» и поступать в соответствии с личными убеждениями и профессионально-должностной позицией;

• принятие сотрудниками ответственности за свои мысли, чувства и поступки. Развитие чувства субъектности, так как поступки должны определяться не автоматической эмоциональной реакцией на ситуацию, а быть интерналь-ным проявлением чувства долга и потребностей собственного Я;

• формирование у сотрудников навыков рефлексии и эмпатии для выявления манипулятивных воздействий. Чтобы адекватно понимать, что происходит, сотрудник должен уметь за внешне происходящим различать смысл и руководствоваться правилом «Ищи, кому выгодно»;

• развитие умения владеть собой в психологически напряженных (экстремальных) ситуациях. Для конструктивного противостояния эскалации манипуля-тивных воздействий сотрудникам нужны навыки эмоционально- волевой саморегуляции, позволяющие снимать излишнее напряжение, преодолевать нерешительность и скованность, осуществлять самомобилизацию.

Тренинг по повышению антиманипу-лятивной компетентности сотрудников был апробирован в колонии УФСИН по Тульской области, где имелось наибольшее число возбужденных уголовных дел и фактов служебных проверок в отно-

шении персонала за неслужебные связи с осужденными. В организационно-содержательном плане для участия в тренинге была сформирована экспериментальная группа из 12 сотрудников, имевших дисциплинарные взыскания, с ними в течение 11 занятий проводили групповой постдиагностический тренинг-коррекцию (продолжительность занятия — 2,0-2,5 часа). Тематический план тренинга представлен в таблице.

Результаты психодиагностического обследования после проведения полного цикла занятий по программе тренинга показали, что у 41 % участников, прошедших тренинг, снизился показатель ситуационной тревожности, а у 54 и 27 % снизились показатели соответственно вербальной и физической агрессии. Использование метода включенного наблюдения позволило обнаружить в поведении сотрудников после участия в тренинге следующих значимых изменений: повысились ответственность и дисциплинированность, уверенность в себе и своей профессиональной позиции. Кроме того, как отметили в рамках опроса сотрудники — участники тренинга, в процессе занятий они научились регулировать свое эмоциональное состояние, справляться с излишним волнением, скованностью, нерешительностью, что позитивно повлияло на их взаимоотношения с осужденными и сотрудниками. Также участники тренинга отметили заметное улучшение семейных отношений.

Контрольная проверка работы всех служб учреждения, в котором проводилось апробирование тренинговой программы, показала улучшение показателей служебно-профессиональной деятельности. Учитывая, что мониторинг социально-психологического климата в

Тематический план тренинга «Формирование антиманипулятивного поведения сотрудников ФСИН России»

Тема занятия Задачи занятия Применяемые формы и методы обучения

1. Знакомство и апробирование правил конструктивной работы в группе Знакомство с нормами и правилами поведения в группе; создание психологической атмосферы и доверительных отношений; групповое сплочение Комментарий психолога-тренера; психотехнические групповые упражнения; групповая дискуссия

2. Расширение представлений о себе Расширить представление участников о себе, осмыслить сильные и слабые стороны личности. Повысить чувство внутренней уверенности и доверия к самому себе. Развитие навыков позитивного мышления Психодиагностика и психологический комментарий; рефлексия и эмпатия; психотехнические упражнения

3. Принятие себя Развить способность к самоанализу, к выделению глубинных и внешних свойств личности. Формирование положительного отношения участников к себе и адекватной профессионально-должностной позиции Психотехнические упражнения для развития рефлексии и эмпатии, психологический комментарий, групповое обсуждение

4. Самопрезентация и конструктивные отношения с окружающими Конструктивное самораскрытие как способ гармонизации внешнего и внутреннего «Я». Развитие профессиональной самопрезентации и навыков построения конструктивных отношений с окружающими Психологический комментарий по затруднениям в межличностном общении; психотехнические упражнения, групповое обсуждение

5. Знакомство с феноменом манипуляции. Механизм, формы и приемы манипуляций Ознакомить участников с понятием «манипуляция», его механизмом, формами и приемами. Помочь участникам осознать эмоциональное состояние, возникающее в момент давления со стороны Психотехнические упражнения, групповое обсуждение, рефлексия и эмпатия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Манипулятивные сценарии и сопротивление психологическому давлению Раскрыть сценарии и способы манипулятив-ного воздействия. Показать на примере ролевой игры механизм манипулирования и обучить навыкам сопротивления. Ролевая игра, групповое обсуждение, рефлексивный анализ сценариев манипуляций, упражнения со сменой ролей

7. Защита от манипуляций Сформировать умение отличать манипуляцию от просьбы и требования. Обучить психотехникам защиты от манипуляций Психотехнические упражнения, психологический комментарий; групповое обсуждение, проигрывание ситуаций со сменой ролей; рефлексия

8. Преодоление манипуляционных ловушек: кто в них попадает и как их избежать Сформировать у участников толерантность и умение говорить «Нет!». Совместная выработка участниками памятки антиманипуля-тивного поведения Психотехнические упражнения; обсуждение правил ассертив-ного и антиманипулятивного поведения

9. Я всегда хозяин своей судьбы, или с кем не получается манипулировать Раскрыть суть и техники эмоционально-волевой регуляции. Ознакомить участников со способами самоуправления в сложных (экстремальных) профситуациях Психотехнические упражнения; диспут; экспресс-диагностика; ресурсная релаксация; сочинение.

10. Я профессионал, и я себя уважаю Помочь участникам осознать профпозицию в обращении с осужденными и индивидуальный стиль поведения Психодиагностика, психотехнические упражнения, диспут

11. Манипуляции в колонии: я знаю их в лицо Закрепление знаний и навыков антиманипу-лятивного поведения Рефлексивный анализ ситуаций из практики. Составление индивидуального плана профраз-вития

учреждении привел к улучшению и интегрального показателя с К = 3,9 (средне-благоприятный) до К = 5,2 (благоприятный), то руководством УФСИН по Тульской области было принято решение снять данное учреждение с особого контроля как подразделение со сложной оперативной обстановкой.

С 2007 г. программа «Антимани-пулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС» стала проводиться во всех подразделениях УИС Тульской области. С 2010 г. занятия по программе «Формирование антимани-пулятивной компетентности у сотрудников ФСИН России» включены в учебный процесс системы первоначальной профессиональной подготовки в учебном центре УФСИН по Тульской области. Объективным показателем эффективности проведения занятий по данной программе стало снижение количества внеслужебных связей сотрудников с осужденными по всему территориальному управлению: если 2006 г. было зарегистрировано 8 случаев, то в 2007 и 2008 гг. лишь по 1 случаю, а в 20092011 гг. — по 2 случая.

Внедрение раскрытой в настоящей публикации Программы формирования ан-тиманипулятивного поведения у пенитенциарных сотрудников произошло в последние годы в учреждениях еще 7 регионов России (в колониях Белгородской, Калужской, Курской, Московской, Ростовской, Тверской и Челябинской областей) и также дало позитивные результаты. Однако в целом по УИС России, несмотря на активное внесение прогрессивных новаций в действующие Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Рос-

сийской Федерации до 2020 г. и повышение оплаты труда сотрудников, не происходит коренного снижения числа коррупционных преступлений личного состава ведомства . В связи с этим нами поддерживается позиция пенитенциарных психологов (Д.В. Сочивко, А.Н. Сухов и др.] о том, что сегодня необходим системный подход к оптимизации функционирования института наказания в России, в том числе на основе как совершенствования психологического обеспечения процесса исправления осужденных, так и возвышения нравственно-личностного и профессионального потенциала сотрудников УИС .

Литература

1. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность : монография. М., 2000.

2. Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии : монография. М., 2000.

3. Минимальные стандартные нормы обращения с осужденными, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН (1955 г.). М., 2004.

4. Декларация ЮНЕСКО «Принципы толерантности» (1995 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Хартия Европейского Союза об основных правах (2000 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Поздняков В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии : лекция. Рязань, 1997. С. 27-33.

7. Огородников В.И. Руководитель в пенитенциарной системе: управление, право, психология. М., 2006. С. 55-56.

8. Большой словарь иностранных слов в русском языке. М., 1998. С. 21.

10. Дежурова Е.В. Психология трудностей профессионального общения психологов исправительных учреждений с осужденными мужского и женского пола : автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2009.

11. Харрис Дж. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003. С.15.

12. Сборник методов и методик, применяемых

при проведении мероприятий профессионального отбора военных специалистов. М., 1997. С. 462469.

15. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.

16. Петухов Е.В. Психологическая помощь осужденным в самовоспитании : учеб. пособие. М., 1998;

17. Онищенко О.Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005.

18. Brown J.A.C. Techniques of persuasion. Harmondsworht, 1963.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

21. Актуальные проблемы пенитенциарной психологии : монография / под ред. Д.В. Сочивко : в 2 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2013.

23. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *