Вандализм культуры

Писать на стенах нехорошо, — это знает каждый ребенок. Нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков относится к проявлениям хулиганства и вандализма, любая надпись на стене является нелегальной, если, конечно, не было получено разрешение от собственника. Художники граффити и граждане, «занимающиеся написанием на стенах», наносят своим творчеством финансовый ущерб, как собственникам зданий, так и местному бюджету, ведь очищение домов от несанкционированных надписей и рисунков обходится городу в круглую сумму, которую можно было бы потратить на полезные нужды.

К сожалению, привлечь «художников» к ответственности чаще всего не удается, т.к. порча стен происходит обычно под покровом ночи в безлюдных местах, а установить круглосуточную охрану и видеонаблюдение за каждым зданием просто невозможно. Несмотря на это, следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за несанкционированные художества установлена как административная, так и уголовная ответственность, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением весьма условна.

В связи с участившимися случаями правонарушений в данной сфере, администрация Калининского района Санкт-Петербурга напоминает об ответственности предусмотренной действующим законодательством.

Административная ответственность несовершеннолетних, достигших 16 лет:

Согласно статьи 7.17. Кодекса об административных правонарушениях, уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей)

Согласно статьи 20.1. Кодекса об административных правонарушениях, мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Напомним, что за несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, но не достигших 16 лет, административную ответственность несут родители по ст.5.35. (Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей).

Уголовная ответственность несовершеннолетних, достигших 14 лет:

Согласно статьи 214 Уголовного кодекса, вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, может наказываться штрафом в размере до сорока тысяч рублей, а также арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, могут наказываться ограничением, а также лишением свободы на срок до трех лет.

Уголовная ответственность несовершеннолетних, достигших 16 лет:

Согласно статьи 280 Уголовного кодекса, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, могут наказываться штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, а также лишением свободы на срок до трех лет.

Согласно статьи 282 Уголовного кодекса, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, могут наказываться штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, а также лишением свободы на срок до двух лет.

На первый взгляд может показаться, что приведенные статьи к непризнанным гениям живописи не имеют никакого отношения, но это не так. Если в рисунке или надписи будет содержаться малейший намек на экстремизм, возбуждение ненависти, вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, то при квалификации действий виновного могут быть применены указанные статьи.

Москва. 7 марта. INTERFAX.RU — Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за уничтожение или повреждение воинских захоронений и памятников. Соответствующий законопроект был опубликован в базе Госдумы.

«Проектом федерального закона Уголовный кодекс РФ дополняется статьей, устанавливающей уголовную ответственность за уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвященных дням воинской славы России», — говорится в тексте проекта.

В документе отдельно отмечается, что одним из случаев применения статьи должно стать разрушение мемориальных сооружений, посвященных «борьбе с фашизмом или дням воинской славы России в период Великой Отечественной войны». Соответствующие изменения касательно подсудности таких дел также вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Текстом предлагаемого закона допускается рассмотрение подобных дел по преступлениям, совершенным за пределами России.

«Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации и предварительное расследование уголовного дела осуществлялось на территории Российской Федерации в соответствии с частью четвертой статьи 152 настоящего Кодекса по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой было окончено предварительное расследование», — отмечается в законопроекте.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 мая 2018 года в Москве в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) злоумышленник повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына»). Как сообщается, он разбил стекло и нанес повреждения полотну. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия…»). Вандал, 37-летний мужчина, житель Воронежа, задержан.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию наиболее громких случаев вандализма в отношении картин в музеях мира с 1985 года.

15 июня 1985 года в Государственном Эрмитаже (Ленинград, ныне — Санкт-Петербург) подверглась нападению картина голландского художника Рембрандта Харменса Ван Рейна «Даная» (1636). Литовец Бронюс Майгис облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом, позднее объяснив свой поступок политическими мотивами. Преступник был задержан и осужден на принудительное лечение. Реставрация картины проводилась в мастерских Эрмитажа в течение 13 лет. 18 октября 1998 года «Даная» вернулась в экспозицию.

17 июля 1987 года в Лондонской национальной галерее была расстреляна из ружья картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» (1497-1499 годы). Нападавшим оказался Роберт Кэмбридж, пронесший оружие в пальто. Пули остановило защитное стекло, однако его осколки все равно серьезно повредили картину. Нападавший был арестован и впоследствии был признан невменяемым. Реставрационные работы заняли больше года, картина вернулась на экспозицию в мае 1989 года.

20 апреля 1988 года в Старой Пинакотеке (Мюнхен, Германия) были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера, в том числе алтарь Паумгартнеров (ок. 1503). Нападавшим оказался Ханс-Йоахим Больманн, который ранее уже был осужден на пять месяцев тюрьмы за аналогичные нападения с кислотой на произведения искусства. В 1990 году он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.

6 апреля 1990 года в Рейксмузеуме в Амстердаме (Нидерланды) злоумышленник при помощи баллончика с кислотой повредил картину Рембрандта «Ночной дозор» (1642). Пострадал лишь слой лака. Ранее картина подвергалась нападениям в 1911 и 1975 годы — оба раза преступники пытались повредить ее ножом. Сообщалось, что второй злоумышленник — безработный учитель Уильям де Рейк — был отправлен в пcиxиaтpичecкую лечебницу, гдe в 1976 году совершил самоубийство.

4 января 1997 года в музее «Стеделийк» в Амстердаме уроженец Алма-Аты, художник-акционист Александр Бренер нанес повреждение картине Казимира Малевича «Белый супрематический крест» (1920-1927). В знак протеста против «коммерциализации искусства» он нарисовал на полотне зеленой краской из баллончика символ доллара. Суд приговорил Бренера к пяти месяцам тюрьмы и пяти месяцам условно, наложил двухгодичный запрет на посещение «Стеделийка», а также обязал оплатить стоимость работ по реставрации картины (около $10 тыс.).

21 января 1998 года в Капитолийском музее в Риме (Италия) на выставке «Анри Матисс и Восток» на трех картинах были замечены повреждения, сделанные острым предметом. Две из них — из собрания Национальной галереи в Вашингтоне (США) и из частной коллекции — пострадали серьезно, в картине же «Стоящая Зора» из Государственного Эрмитажа (Санкт- Петербург) остался след размером 4 см. Высказывались предположения, что полотно могли проткнуть карандашом. Злоумышленник не был найден.

5 апреля 2007 года в Художественном музее Милуоки (шт. Висконсин, США) посетитель набросился на картину итальянского художника Оттавио Ваннини «Триумф Давида» (1640). Сначала он пробил в ней дыру ударом руки, а затем, сорвав со стены, стал растаптывать ее. Преступник — страдавший от психического заболевания 21-летний американец Тимоти Кубена — был задержан. Полотно было восстановлено.

7 октября 2007 года четверо молодых людей и девушка в состоянии алкогольного опьянения проникли после закрытия в парижский музей Орсэ. Убегая после сработавшего сигнала тревоги, один из мужчин серьезно повредил картину французского живописца Клода Моне «Мост в Аржантее» (1874 год). От удара кулаком на картине образовалась дыра длиной около 10 см. Полотно было отправлено на реставрацию, правонарушители были арестованы. В СМИ в 2010 году сообщалось, что один из них остается в тюрьме.

16 июля 2011 года в Лондонской Национальной галерее 57-летний местный житель распылил на картины французского живописца ХVII века Николя Пуссена «Поклонение золотому тельцу» и «Поклонение пастухов» 1633-1644 годы красную краску из аэрозоля, после чего был задержан полицией. В результате пострадали лишь верхний прозрачный слой, защищающий расписанный холст от повреждения, а также ретушь. Через двое суток полотна были возвращены в Национальную галерею после реставрации.

13 июня 2012 года в музее американского города Хьюстон Menil Collection 22-летний Уриэль Ландерос испортил картину художника Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле» (1929). Он оставил на полотне трафаретную надпись «Conquista» («Завоевание»), нарисовав рядом матадора, убивающего быка. Позднее мужчина заявил, что это был «акт политического неповиновения». Сразу после инцидента реставраторам удалось спасти полотно, полностью удалив с него следы краски. Несколько месяцев преступник скрывался, однако затем добровольно сдался властям. В мае 2013 года был осужден на два лишения свободы.

7 октября 2012 года картина «Черное на коричневом» (1958) американского художника-абстракциониста русского происхождения Марка Ротко была повреждена в лондонской галерее современного искусства «Тейт Модерн». Гражданин Польши Владимир Уманец черным фломастером по-английски написал: «Владимир Уманец ’12, потенциальное произведение желтизны» (Vladimir Umanets ’12, a potential piece of yellowism). Через два дня преступник был задержан и декабре 2012 года приговорен к двум годам тюремного заключения. В мае 2014 года, после полутора лет реставрации, полотно было возвращено в экспозицию лондонской «Тейт модерн».

8 февраля 2013 года подверглась акту вандализма картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830), выставленная в филиале Лувра в г. Ланс (Франция). Женщина 28 лет, одна из посетительниц музея, черным маркером написала на полотне надпись: «АЕ911». Нарушительница была быстро задержана полицией. В тот же день реставраторам удалось оперативно очистить картину. Позднее выяснилось, что оставленная женщиной надпись является названием сообщества сторонников «теории заговора», убежденных в том, что «власти скрывают правду» о настоящих организаторах терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

18 марта 2017 года в Лондонской национальной галерее подверглась нападению картина известного британского художника XVIII в. Томаса Гейнсборо «Утренняя прогулка» (1785). 63-летний Кит Грегори порезал картину с помощью отвертки, оставив два глубоких пореза на холсте. Нападавший был остановлен сотрудниками музея и другими посетителями, впоследствии был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Картина была отреставрирована и возвращена на показ через 10 дней после инцидента.

Здесь был Вася

Как провести грань между хулиганством и творчеством? Теггинги (надпись оригинальным, чаще выпуклым шрифтом) и бомбинги (рисунки на скорую руку) встречаются на улицах Белгорода в немалом количестве, а вот действительно достойных полноцветных картин (муралов) – единицы. В остальном же здания областного центра пестрят символами религиозной и футбольной тематики, предложениями о замужестве и нелитературными изречениями.

«Ничего общего с граффити эти изображения не имеют», – уверяют местные искусствоведы.

За годы своего существования граффити накопило в себе больше ста различных видов и течений. Разобраться в причудливых сплетениях линий и букв порой могут только сами графферы (райтеры). Но и они постоянно спорят о том, что из современных настенных изображений достойно внимания, а что нет.

Долгое время граффити ассоциировалось исключительно с незаконным нанесением сомнительных рисунков на все доступные урбанистические поверхности. Но в последнее десятилетие его всё чаще называют модным искусством. И всё чаще городские администрации добровольно выделяют площадки на растерзание молодым талантам.

Анонимно и массово

Граффити сегодня – одна из самых свободных форм художественного самовыражения. В отличие от галерейных, эти рисунки доступны тысячам белгородцев на открытом пространстве городских улиц. Молодые люди, рисующие в этом стиле, стремятся к тому, чтобы их работы заметили как можно больше народу. Отсюда и система авторских знаков – тегов (англ. tag), которые сопровождают почти все граффити.

Творить уличные художники предпочитают в тёмное время суток: полиции – меньше, романтики – больше. В правоохранительные органы можно попасть по ст. 213 «Хулиганство» или 214 «Вандализм» УК РФ за «осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».

Да и сам хозяин разукрашенного имущества вряд ли оценит полёт мысли создателя. Ситуация обострилась после появления в городе надписей с номерами телефонов, по которым предлагают купить наркотики. Ведь это уже не обычное хулиганство.

«Такого рода реклама не имеет никакого отношения к граффити и, следовательно, к искусству. Я понимаю людей, которые принимают за граффити всё, что написано на стенах. Но это всего лишь стереотип, который нужно ломать самим художникам, рисуя по‑настоящему качественные и красивые работы», – отмечает один из белгородских графферов.

Компетентное мнение

Наталья Гончаренко, кандидат искусствоведения, директор выставочного зала «Родина», член Общественной палаты Белгородской области:

Фото Вадима Заблоцкого

«Хорошие граффити способны изменить окружающую городскую среду в лучшую сторону. И один этот факт свидетельствует в пользу того, что даже несанкционированные граффити – искусство. Но одно дело – визуально эффектные изображения в спальных, индустриальных, унылых городских районах. И совсем другое – дурацкие тэги на памятнике архитектуры.

Фестивали граффити несколько лет проводил Белгородский государственный художественный музей. Да и наш выставочный зал «Родина» с удовольствием приглашает художников стрит-арта участвовать в общегородских арт-мероприятиях, которые мы проводим на открытых площадках города».

Pasha Kes, участник фестиваля «Белгородский Арбат», райтер:

Фото из личного архива Pasha Kes

«Граффити сегодня – неотъемлемая часть любого развитого города. Разрушение это или созидание? У каждого свой взгляд. Я уверен, что искусство. Даже если это просто буквы. Пейзажист рисует пейзажи так, как он их видит, а райтер – буквы. Для меня хулиганство – это испортить частную собственность. Например, окна первых этажей жилых домов, магазины, автобусы».

Анатолий Зеленский, уличный художник:

Фото из личного архива Анатолия Зеленского

«Граффити – это современное концептуальное искусство, но доступное лишь немногим. Все пытаются оценивать: плохо это или хорошо, искусство или вандализм, – не понимая самого принципа: граффити создаётся для самой граффити-тусовки, которой не нужно, чтобы к ним лез кто‑то со своим мнением. И не всё, что рисуют на улице, граффити. Незнающие люди чаще всего не понимают, что перед ними, и делают неправильные выводы».

Андрей Колегаев, архитектор:

Фото их личного архива Андрея Колегаева

«Если граффити сделано профессионально, то мне нравится. Например, рисунок паровоза возле железнодорожного вокзала. Такие рисунки оживляют сухие фасады. Заборы, промышленные зоны, украшенные рисунками в крупных городах, смотрятся живее, чем у нас. В Белгороде все они похожи друг на друга. Может, потому, что в Москве и Питере художников больше».

Пётр Лесовой, председатель Белгородского регионального отделения Творческого союза художников России:

Фото из архива «БелПрессы»

«Это вид изобразительного искусства для молодёжи. Но надо отводить специальные места, где бы они могли творить, а самовольно и где попало – это некрасиво. Если ребята хотят себя выразить, то, пожалуйста, в отведённом месте».

Дмитрий Кисиленко, заместитель руководителя управления молодёжной политики Белгорода:

«Я однозначно не могу назвать это явление вандализмом, потому что сам организовывал конкурс по оформлению фасадов зданий, сооружений и тоннелей в стиле граффити «Стрит-арт». И видел действительно талантливые образцы, несущие в себе серьёзную смысловую нагрузку. У наших молодых людей много разных идей по благоустройству городского пространства. Один из крупных проектов – оформление граффити в переходе между Центральной ярмаркой и парком имени Ленина. Мы готовы поддерживать уличных художников».

Главная » Юристу » Концептуальный вандализм

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Вандализм

Вандализм – это специфическое состояние духа субъекта, толкающее его на разрушение, осквернение предметов культуры, творений искусства и порчу иных объектов общественного значения. Понятие вандализма имеет отрицательное значение в социуме и являет собой одну из форм девиантного поведенческого реагирования. Проблема данного явления заключается в бессмысленности действий, целенаправленных на истребление объектов общественного достояния, уничтожение исторических памятников, осквернение жилых домов либо иных объектов социальной инфраструктуры, порчу имущества. Конкретно такие действия могут обнаруживаться в нанесении различных надписей (часто нецензурной направленности) на заборах и фасадах зданий, в пачкании стен сооружений в общественных местах, уродовании общественного транспорта, лифтов, повреждении аттракционов, мусорных баков.
Понятие вандализма произошло восточногерманского племени вандалов, которые разграбили Рим. Захватчики вывезли из «вечного города» огромное количество творений искусства и драгоценностей и, кроме того, увезли множество пленников ради получения выкупа. Данное слово имеет историческое толкование и означает грабеж или варварство.
Хоть и считается, что вандалы, преимущественно, грабили и вывозили ценности, нежели уничтожали и портили их, все равно за ними утвердилась слава бескультурных и отсталых «варваров». Возможно, это связано с беспощадным гонением католического духовенства и уничтожением церквей в королевстве вандалов, которое находилось в северной Африке.
В современном значении впервые описываемый термин стал применяться во времена Французской революции. Аббат А. Грегуар выступил с информацией о творимом вандализме, разрушениях, осквернениях общественного достояния и о средствах, способных их предотвратить. Он призывал самым строгим образом пресекать уничтожение предметов искусства. При этом Грегуар под данным термином, прежде всего, подразумевал действия армии «новообразованной» Французской республики.

Девятнадцатый век прочно ввел в обиход данное понятие, которое обозначало бессмысленное уничтожение или порчу творений искусства, объектов архитектуры, предметов культуры.
Примеры вандализма: фашистский (бессмысленное уничтожение дворцов во время ВОВ), уничтожение на почве религиозного фанатизма (разрушение статуй Будды). Также безответственный туризм нередко подвергает культурное наследие угрозе разрушения. Люди, наиболее часто сталкиваются с такой вариацией бессмысленной порчи, как вандализм в подъезде.
Данное явление в современном мире широко распространено. Сегодняшний культурно-развитый мир не в состоянии отыскать «противоядие», направленное против демонстративного уничтожения фанатичными дикарями культурно-исторических ценностей. В большинстве нынешних государств существует уголовная ответственность за данные действия.
Хулиганством называют грубое нарушение общественного правопорядка, явное неуважение к общепринятым социальным нормам. Запад термин «хулиганство», преимущественно, применяет в отношении к болельщикам, хулиганящим во время соревнования любимой спортивной команды. В странах бывшего союза под описываемым понятием, как правило, подразумевается правонарушение или преступление.
Одним из часто встречаемых правонарушений является хулиганство, которое зачастую провоцируют совершение иных, более тяжких преступных деяний. Основным объектом хулиганства считается общественный порядок. Среди дополнительных объектов выделяют здоровье индивида, честь и личностное достоинство. Объектом же вандализма является общественный правопорядок.
Под хулиганством принято понимать правонарушения, обнаруживающие неуважение к другим элементам общественной системы. А взрослый и подростковый вандализм представляет собой одно из множества проявлений хулиганства, выражаемое в разрушении памятников культуры и осквернении духовных ценностей.
Вандализм молодежи и взрослых направлен, как правило, на уничтожение имущества, а не на членов социума.
Для разграничения понятий «вандализм» и «хулиганство», необходимо уразуметь, что первое направленно на результат, выражаемый в порче имущества, поэтому и совершается незаметно, второй – носит показательный характер.
Можно выделить следующие специфические отличия описываемых понятий:
— хулиганство – это общий термин, вандализм – его разновидность;
— вандализм в качестве исторического феномена известен с давних пор, а понятие хулиганство как понятие впервые возникло в 18 столетии;
— противоправные деяния вандалов нацелены на порчу предметов, а хулиганов устремлены на причинение вреда гражданам;
— хулиганство характеризуется открытой, демонстративной направленностью, а вандализм предполагает осуществление преступления тайно, «по-тихому».
Уголовная ответственность за вандализм, а также за хулиганские деяния в большинстве государств наступает с четырнадцатилетнего возраста, а за отдельные правонарушения – с шестнадцатилетнего.
Существует немалое число различных классификаций. Ниже приведены наиболее популярные из них.
По объектам осквернения он классифицируется на:
— граффити и его разновидности теггинг и бомбинг (если рисунки характеризуются антиобщественным, аморальным содержанием);
— осквернение могил;
— сожжение книг;
— сжигание церквей;
— уничтожение или порчу памятников культуры, картин.
Граффити называют любые надписи, изображения, всевозможные рисунки на фасадах зданий, заборах или иных поверхностях, нанесенных при помощи краски, чернил либо выцарапанные. К данному виду уличного «искусства» относят любые вариации нанесения образов, картин, надписей на различные поверхности.
Теггинг является разновидностью граффити, заключающийся в быстром нанесении подписи творца на различные поверхности, преимущественно, в общественных местах.
Бомбинг также считается разновидностью граффити и представляет собой использование при нанесении рисунков или подписей на поверхности довольно простых шрифтов либо реже персонажей, состоящих, как правило, из одного цвета, применяемого для заливки, и другого – для контура.
Сегодня существует множество споров на тему: «граффити искусство или вандализм». Некоторые социологи считают «стрит-арт», прежде всего, стремлением к художественному самоутверждению.

Поскольку большинство молодых приверженцев уличного «искусства» не могут иным способом проявить себя, заявить о себе, обнародовать собственное творчество. Другие ученые убеждены, что индивиды, занимающиеся бесполезной разрисовкой поверхностей, просто не ощущают себя элементом социума, принадлежащим этому обществу. Собственный протест они выражают посредством акта вандализма.
Таким образом, современное общество не имеет четкого ответа на вопрос: «граффити искусство или вандализм». Так или иначе, большинство исследователей считают «стрит-арт» самым простым средством для самовыражения, самоутверждения. Различные вариации граффити сегодня используются в рекламных роликах, в клипах, компьютерных играх.
Мотивы и причины вандализма, проявляемого в разрисовке стен, недостаточно изучены. Однако было установлено, что подростковый вандализм может возникать вследствие отклонений в эмоциональных взаимоотношениях в семье, недоразвитости позитивных склонностей и интересов, их отчуждения от семьи, общественной деятельности и коллективных отношений, отсутствия у них сформированности жизненного смысла и целей, влияния моделей различных субкультур на выработку негативных мировоззренческих шаблонов и стереотипов поведения, нарушение в процессах социализации.
К наиболее частым современным видам вандализма относят различные разрушения в населенных пунктах, порчу почтовых ящиков, сидений в транспорте, наезд на газоны, битье стекол, фонарей, лампочек, камер наблюдений, разрисовку стен зданий, гаражей, домов, пачкание краской автомобилей, вандализм в подъезде и др.
Классификация вандализма по Е.Евменовой:
— идеологический;
— экологический;
— совершаемый в отношении малых архитектурных форм (различных ларьков);
— вандализм музыкально-спортивных фанатов;
— разрушающие действия, совершаемые из мести;
— корыстный;
— разрушение памятников и иных объектов культуры;

— электронно-вычислительный вандализм;
— осквернение могил.
Перечисленные виды вряд ли можно именовать классификацией, так как этот перечень составлен без попыток выделить какой-то определенный признак, который смог бы стать основанием для систематизации. Так, к примеру, корыстный, идеологический и вандализм молодежи и взрослых лиц, совершаемый из мести, выделяются по мотивам, спровоцировавшим такие действия. А осквернение могил, экологический, вандализм памятников и иных объектов культуры можно классифицировать по предметам посягательства.
Вандализм спортивно-музыкальных фанатов – по субъектам, электронно-вычислительный – по средствам и специфическим последствиям.
Ряд авторов предлагает выстроить классификацию по криминологическому содержанию отдельных его проявлений, которое складывается из превалирующих мотивов и социальных взаимоотношений, в сфере которых происходит правонарушение. Поэтому они выделяют шесть разновидностей вандализма, а именно действия эпатажного характера, бытовой, криминальный, террористический, идеологический и государственно-чиновничий.
Эпатажный свойственен, преимущественно, несовершеннолетним или лицам, едва достигшим восемнадцатилетия. Они совершают подобные деяния из хулиганских побуждений, ради самоутверждения, в качестве своеобразного бессознательного протеста против принятых в социуме поведенческих норм, правил приличия и порядочности. К данному виду относят осквернение святынь и могил, надписи непристойного содержания, повреждение лифтов, битье оконных стекол в различных учреждениях. Наиболее опасными считаются изуверства лиц, входящих в секту сатанистов.
Описываемая форма вандализма считается наиболее распространенной. Особое внимание следует уделить ее вариации, а именно действиям, совершаемыми спортивными фанатами, особенно футбольными болельщиками. Они зачастую провоцируют на стадионах, площадях и улицах массовые беспорядки, сопровождающиеся драками и масштабными погромами.
На почве неприязненно-неблагоприятных взаимоотношений в семье, отклонений во взаимодействие между соседями, членами различных социальных коллективов (например, трудовых) возникает проблема вандализма бытовой направленности. В этом случае агрессия с личности потерпевшего смещается на имущество, находящееся в его собственности. Чаще подобный вид деяний совершается под действием алкоголя: буян бессознательно срывает свою агрессию на предметах, тем самым, избегая совершения преступлений против личности более тяжкого характера.
Примеры вандализма бытовой направленности: в результате ссоры с отцом во время совместного распития спиртосодержащих жидкостей некий гражданин Н. в гневе вылил на пол их общей жилплощади бутылку бензина и осуществил поджог. В результате сгорел телевизор, дверь, часть мебели и одежда. Сыну и отцу удалось предотвратить распространение пожара.
Когда повреждение либо уничтожение объектов совершается с целью устрашения коммерсантов рэкетом, ради корысти, сокрытия следов серьезных преступленных действий, в ходе осуществления иной противозаконной деятельности можно говорить о криминальном вандализме.
Криминальный вандализм наказание зависит от степени нанесенного ущерба.
Идеологический вандализм представляет собой различные действия, направленные против символики государства, на памятники героям ВОВ и могилы известных политических деятелей. Также к данной категории можно отнести и посягательства на собственность по причине «классовой вражды». Нередко идеологическому преступлению сопутствуют террористические акты.
Агрессия, в частности в виде деструктивного нападения, разрушительной атаки, совершалась ранее и по сей день вершится религиозными фанатиками.
Вандалы разгромили вечный город в 455 году. С тех пор минуло более тысячи лет, но современные вандалы превзошли даже представителей восточногерманского племени. Сегодня они уничтожают не только культурно-архитектурные памятники, здания, транспорт, но и места, где человеческое тело находит свое последнее пристанище, места, куда приходят люди, чтобы помянуть умерших, вспомнить их, «пообщаться» с ними.
К сожалению, кладбищенский вандализм в современном мире довольно распространенный феномен. Часто он возникает как следствие чрезмерного употребления различных «горячительных» жидкостей. Но страшнее, когда причины вандализма на кладбищах кроются в ненависти к этническим меньшинствам, в национальной или религиозной нетерпимости либо вызваны чувством легкой наживы из-за банальной корысти.
Зачастую преступниками, расхищающими или оскверняющими могилы, оказываются молодые люди, нередко, даже подростки. Они громят могильные плиты, уничтожают памятники, наносят свастику либо другие надписи, часто похабного характера, на надгробья. Еврейские кладбища наиболее страдают от их нашествий.
Корни кладбищенского вандализма спрятаны действительно глубоко. Что собой для родственников усопших являют места захоронения?! Прежде всего, для близкой родни могилы усопших – это духовные ценности. Это то, что соединяет их с ушедшими родными. Могилы хранят в себе дорогие сердцу воспоминания индивидов. Поэтому большинство исследователей данного феномена убеждены, что истинной целью кладбищенских вандалов являются именно эти ценности. Они нацелены на уничтожение духовной значимости кладбищ. Прежде всего, в подобном поведении заключается протест социальному порядку, некий вызов устоям.
Кладбищенский вандализм – это не только хулиганство, это стремление уничтожить, наплевать именно на эти ценности, нередко, желание причинить боль, если не физического плана, то хотя бы душевную.
Кладбищенский вандализм наказание предусматривает аналогичное взыскание, как за иные виды данного поведения, если вандалами не двигала идеологическая, религиозная либо расовая вражда. В этих случаях наказание будет более серьезным.

Хулиганство
Административное преступление
Жертва преступления
Неоконченное преступление
Объективная сторона преступлений


| | Вверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *