Ведомственное жилье

В последнее время резко возросло число граждан, желающих приватизировать жилье, предоставленное им во время работы в государственных организациях, ведомствах, на предприятиях, а также в период службы в вооруженных силах.

Содержание

Служебная квартира

Читайте в этой статье о шансах на приватизацию служебного жилья и алгоритме действий по оформлению недвижимости в собственность.

Служебное жилье — это квартиры, которые принадлежат конкретной организации или государственному учреждению и предоставляются сотрудникам для временного проживания на период выполнения трудовых или служебных обязанностей.

Закон о приватизации устанавливает, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы сами решают, разрешить приватизацию служебного жилья или нет. Точно такие же полномочия государство предоставляет предприятиям и учреждениям, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд. Решение о приватизации служебного жилого помещения является исключительным правом собственника, и чаще всего хозяева ведомственного жилья расстаются с недвижимостью крайне неохотно.

Нередко формальным основанием для отказа в приватизации является отсутствие на муниципальном и региональном уровне документов, регламентирующих порядок приватизации служебных жилых помещений. Больше всего спорных вопросов возникает в связи с приватизацией жилья военнослужащими, так как жилой фонд зачастую находится в оперативном управлении квартирно-эксплуатационных управлений и частей Минобороны, которые не имеют полномочий заключать договоры на передачу жилья в собственность граждан.

Отсутствие нормативно урегулированного порядка получения согласия Минобороны как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, а также порядка заключения и оформления договоров на приватизацию препятствует реализации прав военнослужащих на приватизацию жилья.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов оформления в собственность жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Правовые основания для переоформления служебной квартиры в собственность могут возникнуть в том случае, если недвижимость по тем или иным причинам не имеет статуса служебного помещения либо исключена из специализированного жилого фонда. Как показывает практика, чаще всего основанием для оспаривания «служебного» статуса жилья могут быть нарушения, допущенные при передаче квартир от государственных предприятий или учреждений муниципалитетам.

Прежде чем обращаться с требованием о приватизации служебного жилья в суд, заинтересованному в этом лицу необходимо выяснить текущий статус жилого помещения (его принадлежность), а также изучить документы, на основании которых производилось вселение в квартиру. Для этого следует направить запрос работодателю, который предоставил жилье, в местную администрацию, поднять соответствующие документы в архиве.

Прежде всего надо выяснить, кем принято решение о включении жилья в разряд служебного. Присвоение такого статуса производится только уполномоченными на то органами, управляющими государственным, муниципальным или ведомственным жилищным фондом. Необходимо уточнить, когда квартира стала служебной. Такое решение может быть принято только до предоставления ее жильцу.

Верховным Судом Украины по одному из дел было дано четкое разъяснение: запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение.

В противном случае граждане могут реализовать свое право на приватизацию данного жилого помещения независимо от того обстоятельства, что оно предоставлялось им в связи с трудовой деятельностью в государственном или муниципальном учреждении».

Право на бесплатную приватизацию жилья приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения. По закону приватизации подлежат жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях социального найма. Если служебное жилье, которое ранее находилось на балансе государственного или муниципального предприятия или учреждения, было передано органам местного управления в рамках процесса ликвидации или реорганизации, то гражданин может доказать, что пользуется квартирой по договору социального найма и имеет право на приватизацию.

Известны случаи, когда граждане въезжали в ведомственные квартиры не на основании договоров служебного найма, а по договорам социального найма либо вообще без оформления документов. В этом случае шансы получить разрешение на приватизацию жилища в судебном порядке существенно возрастают.

Ведомственный жилищный фонд

Cтраница 1

Ведомственный жилищный фонд образуется в результате строительства домов государственными предприятиями и организациями с использованием государственных капиталовложений, а также за счет их собственных средств.  

Соответственно ведомственный жилищный фонд может быть союзного, союзно-республиканского подчинения.  

Дома ведомственного жилищного фонда в городах и поселках юродского типа подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.  

Ведомственным жилищным фондом управляют соответствующие министерства, другие ведомства, предприятия, организации и учреждения, в ведении которых находятся жилые дома. Для этого в министерствах и других ведомствах образуются жилищные отделы или другие органы управления, а на предприятиях, в организациях, учреждениях — жилищно-коммунальные конторы, управления домами. Они призваны обеспечивать надлежащую эксплуатацию жилищного фонда, осуществляя функции, аналогичные функциям жилищных управлений исполкомов местных Советов.  

Значение ведомственного жилищного фонда независимо от того, составляет ли он общесоюзную собственность, собственность союзных республик, собственность республик, входящих в РСФСР, автономных областей, автономных округов, для обеспечения жильем исключительно рабочих и служащих, работающих на данном предприятии, аналогично значению жилых домов, принадлежащих на праве групповой собственности ( кроме домов ЖСК), что выражено в схожести правовых режимов жилых помещений государственного и общественного жилищных фондов.  

Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.  

В ведомственном жилищном фонде недостаток средств восполняется средствами предприятий, учреждений и организаций, относится на себестоимость продукции.  

В ведомственном жилищном фонде ( см. Ведомственные дома) О.  

В ведомственном жилищном фонде жилые помещения заселяются по совместному решению администрации и профкома предпр. Если площадь построена за счет собственных средств ( фонды социального развития) предпр.  

В ведомственном жилищном фонде ( см. Ведомственные дома) О.  

В ведомственном жилищном фонде жилые помещения заселяются по совместному решению администрации и профкома предпр. Если площадь построена за счет собственных средств ( фонды социального развития) предпр.  

В состав ведомственного жилищного фонда входят жилые дома, находящиеся на балансе предприятий, учреждений, организаций, министерств, госкомитетов и ведомств. Жилой дом ( жилые дома), являющийся государственной собственностью и закрепленный за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения с возможностью осуществления правомочий по его владению, пользованию и распоряжению.  

Капитальный ремонт ведомственного жилищного фонда осуществляется за счет предназначенных на эти цели средств соответствующих предприятий, учреждений, организаций.

Совет 1: Как приватизировать ведомственную квартиру

В домах ведомственного жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, — по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.  

Жильем в домах ведомственного жилищного фонда обеспечиваются работники тех организаций, предприятий, объединений, учреждений, которым принадлежат дома.  

Страницы:      1    2    3

человек ушел на пенсию проживает в ведомственном доме дом разделен на 2 части жилое помещение и бывшая аптека после ухода на пенсию аптеку закрыли (8лет как она не работает)министерство здравоохранения согласилось отдать дом под приватизацию с оговоркой что пенсионер выйдет на работу в течении полгода мол по закону пенсионеры не могут приватизировать жилье основательно ли это? и не тянут ли они просто время документы кстати все собраны и находяться у них

Если он проработал достаточно лет в этом министерстве и ушел оттуда на пенсию, я не знаю какие еще могут быть условия. Что-то мутят. Просите документы, на основании которых они ставят такие условия.

в ведомстенном жилье порядок приватизации определяет ведомстово. Вашему пенсионеру и так идут навстречу. Могли бы просто отказать.

отсутствие трудовых отношений с предприятием является основанием для отказа в приватизации ? добрый день! подскажите, отсутствие трудовых отношений с предприятием является основанием для отказа в приватизации жилого помещения?

у нас ведомственное жилье приватизируют, при этом не работая на заводе

Где это ещё осталось жильё предприятий?

Порядок приватизации служебного жилья

Конкретизируйте ситуацию.

Если речь идет о ведомственном жилье — то да. Железный отказ.

Для профессионального ответа необходимо знать: на каких условиях предоставлялась квартира, сколько лет вы проработали на предприятии. Звоните (351)271-81-95

Проблемы с приватизацией жилья. Ведомственный дом барачного типа. Нашего завода уже нет. На баланс никто нас не берет.

значит нужно предъявлять иск о приватизации к администрации города, т.к., дом расположен на городкой земле (или поселковой и т.д.)

Смотрите почаще телевизор, умные люди такие дома поджигают, и получают новое жилье

Мозги нужны. Чего приватизировать две доски вот при сносе их взамен и получите. А так снесут улучшите условия

ой смотрите что бы ваш дом не продали…поверьте у него есть новый собственник…нехорошее у меня предчуствие.

Исковое заявление о признании права собственности на квартиру в связи с невозможностью осуществить свое право на приватизацию http://www.realtylaw.ru/forma/isk/isk_61.html

у меня служебна квартира я слышал что президент принял закон о приватизации ведомственного жилья правдо это или нет

Если служебная, ее надо исключить из состава служебной и заключить договор социального найма в жилищном отделе твоей администрации, а потом уже приватизировать! Для исключения нужно: Ф7, Ф9, оредер или догоовор найма служебного жилого помещения, ходатайство оранизации об исключении, ксерокс трудовой книжки, где отражена информация, что Вы либо Ваш родственник проработал в организации, ксерокопии паспортов зарегистрированных в квартире: владелец и регистрация, это самый минимум!!! А так нужно смотреть что написано в Ф9 и ордере! Спасибо за внимание!

ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Есть ведомственное, а есть специализированный фонд. в т.ч. служебный, который не подлежит приватизации. Статья 92 ЖК РФ. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда 1. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее — специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 2. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. 3. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Статья 93. Назначение служебных жилых помещений Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Вам надо разобраться, какое жилье у Вас. Со всеми документами надо к юристу (адвокату).

Сложный момент в приватизации Месяц назад жилье перестало быть ведомственным и берешло на баланс города.Это комната в трешке в южном округе.Ордера нет.есть договор пользования общежитием, договор социального найма и акт передачи жилого помещения.Можно ли приватизировать данную комнату или надо ждать решения главы уравы или какого -либо распоряжения например. Куда обратиться для консультации или для приватизации.

Может быть поможет. Бюллетень ВС РФ № 4 от 23.04.2008 Отказ гражданину в приватизации занимаемого жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, на том основании, что ранее это жилое помещение использовалось как общежитие, признан незаконным. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. N 57-В07-2

В отдел приватизации, там Вам лучше всего объяснят!

Обратитесь в систему Одного окна в Вашем округе

Вопрос по приватизации! Месяц назад жилье перестало быть ведомственным и берешло на баланс города.Это комната в трешке в южном округе.Ордера нет.есть договор пользования общежитием, договор социального найма и акт передачи жилого помещения.Можно ли приватизировать данную комнату или надо ждать решения главы уравы или какого -либо распоряжения например. Куда обратиться для консультации или для приватизации.

Зайдите на сайт Верховного Суда РФ, откройте обзор судебной практики за 1-й квартал 2006г. (вопрос 20). Там четко отвечено на ваш вопрос. Добавлю, что мы приватизировали комнаты в муниципальном общежитии (через суд). У нас на руках не было ни ордера, ни договора социального найма. Вопрос решился в нашу пользу. Удачи!

Попробуйте обратиться за консультацией в администрацию района в котором находиться комната

приватизация ведомственного жилья на основании договора аренды

Это обрывочные мысли фантазера-мечтателя? Вопрос чудик в чем? Присвоить чужую собственность только на основании договора аренды невозможно, это только рейдеры так поступают.

в каком смысле на основании договора аренды????

приватизация ведомственного(жильё для военных) жилья

Это вопрос или процесс?

ребенок в 4 года учавствовал в приватизации. может он в 20 лет получить ведомственное жилье?

Если человек был участником приватизации в несовершеннолетнем возрасте, он имеет право на вторую приватизацию, когда достигнет совершеннолетия. Значит и ведомственное жилье может получить, т.к. его первая приватизация ни на что не влияет.

Возможна ли приватизация жилья в ведомственном общежитие, если да, то с какого года?

Вопрос 20: Возможно ли с 1 марта 2005 года приватизировать жилые помещения, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были переданы в ведение органов местного самоуправления?
Ответ: Статьей 2 Закона Российской Федерации \"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации\" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации \"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации\" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона \"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации\" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации \"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации\".
Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение ( квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации \"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации\" (в редакции от 29 декабря 2004 г.) не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Необходимо также учитывать, что п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 \"Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий\" (признан утратившим силу с 29 марта 2003

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Современные проблемы содержания жилищного фонда………………5

1.1. Понятие и проблемы формирования муниципальной собственности ……………………………………………………………………………………..5

1.2. Разработка проекта передачи ведомственного жилого фонда в РФ…….22

Глава 2. Управление муниципальным имуществом на примере г. Лангепас………………………………………………………………………….33

2.1. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Лангепас……………………….…………………………………………33

2.2. Передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность на примере г. Лангепас………………………………………..50

2.3. О снятии с баланса муниципального унитарного предприятия муниципальных жилых помещений…………………………………………..53

Заключение………………………………………………………………………58

Список использованных источников и литературы………………………….62

Приложение……………………………………………………………………..69

Введение

Актуальность исследования данной темы обуславливается несколькими обстоятельствами:

В новом Жилищном кодексе РФ вообще нет понятия «ведомственное жилье», есть только понятие государственного, муниципального и частного жилищного фонда. И вероятно, что к ведомственному жилищному фонду по новому законодательству необходимо относить жилые помещения специализированного жилищного фонда.

Другая проблема, возникающая при организации приема объектов жилищного фонда в муниципальную собственность, основана на том, что предлагаемый к передаче жилищный фонд и инженерные коммуникации находятся в крайне неудовлетворительном состоянии и, как правило, требуют капитального ремонта.

Автор считает, что самая главная проблема состоит в том, что нередко из-за ветхого состояния жилого фонда муниципальное образование не хочет принимать данный объект в собственность, а предприятие, в хозяйственном ведении которого здание находилось, отказывается обслуживать его. Конечно, в данном случае страдают жильцы таких домов.

Большие проблемы возникают при подготовке зданий к зимней эксплуатации, не в полном объеме выполняется ремонт кровель, ветхих тепловых сетей, оборудования тепловых пунктов. В некоторых ведомственных жилых домах отдельные конструктивные элементы находятся в аварийном состоянии, внутренние системы газоснабжения выработали свой эксплуатационный ресурс и требуют замены.

В связи с этим целью настоящей дипломной работы явилось – изучение процесса передачи ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность.

Исходя из цели, автор определил следующие задачи:

1. анализ нормативно-правовой базы и специальной литературы для среза проблемы;

2. определить проблемные аспекты отдельных категорий жилищного фонда;

3. изучить работу органов отвечающих за процедуру передачи ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность;

4. рассмотреть передачу ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность на примере города Лангепас (ХМАО-Югра).

Объект исследования – муниципальный жилищный фонд.

Предмет исследования – процедура передачи ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность.

В работе будет проанализирован весь комплекс как действующего, так и ранее действовавшего законодательства РФ о сделках с недвижимостью. В целях выявления проблематики рассматриваемого вопроса, автор обратится к комментариям к действующему законодательству, специальным научным статьям и материалам.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав подразделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Глава 1. Современные проблемы содержания жилищного фонда

1.1. Понятие и проблемы формирования муниципальной собственности

Прежде чем приступить к изучению вопроса, автор считает необходимым рассмотреть некоторые термины и понятия, используемые в Жилищном кодексе РФ (далее по тексту ЖК РФ) и относящиеся к исследуемой нами проблеме.

Итак, жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений находящихся на территории Российской Федерации. Согласно ЖК РФ, по форме собственности различают: частный, государственный и муниципальный жилищный фонд (п. 2 ст. 19 ЖК РФ ).

Приватизация служебной квартиры

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования (п. 3 ст. 19 ЖК РФ). Нас интересует понятие специализированный жилищный фонд – как определяет ЖК РФ — к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее — специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

К муниципальному жилищному фонду ЖК РФ относит совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Вопросы муниципальной собственности в первую очередь регулируются на уровне Конституции Российской Федерации. Конституция, признавая и гарантируя права местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение прежде всего в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности — государственной и частной (ст.8). В правах органов местного самоуправления — владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции), а также самостоятельное управление ею (ст. 132).

Гражданский кодекс РФ развивает положения Конституции, указывая, что права собственника муниципального имущества (владение, пользование, распоряжение) принадлежит городским, поселковым, сельским и иным муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это право реализуется от имени муниципального образования органами МСУ, а в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, непосредственно населением. Базовым законодательным актом федерального уровня является федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ №131), который в соответствии с Конституцией устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления. Однако данный закон пока не вступил в силу в своей основной части, а его вступление в силу (за исключением отдельных положений) с января 2006 г. отложено до 1 января 2009 г.

Находящееся в муниципальной собственности имущество является одним из трёх составных элементов экономической основы местного самоуправления наряду со средствами местных бюджетов, а также имущественными правами муниципальных образований (ст.49 ФЗ №131).

Концептуальной особенностью ФЗ №131 является установление исчерпывающего (не подлежащего расширительному толкованию) перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.

В состав муниципального имущества в соответствии с ФЗ №131 может входить:

1) имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ №131 вопросов местного значения и перечисленное в частях 2-4 ст.50 данного закона;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа МО.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, которое не может входить в состав имущества МО, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению (ч.5 ст.50 ФЗ №131). Под перепрофилированием фактически, понимается приведение имущества в состояние «предназначенности» для решения вопросов местного значения.

Ч. 4, 5 ст.50 ФЗ №131 также определяет, что порядок и сроки упомянутого выше отчуждения имущества устанавливаются федеральным законом. Таким законом, определяющим порядок отчуждения, является федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Предельный срок отчуждения установлен самим ФЗ №131 в п.8 ч.4 ст.85 — это 1 января 2009 г. (1 января 2011 г., согласно принятому Госдумой закону). При этом законодательно не установлены правовые последствия нахождения «несоответствующего» имущества в муниципальной собственности после 1 января 2009 г.

Кроме того, ст.50 ФЗ №131 определяет, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учёта муниципального имущества устанавливаются федеральным законом. Специального закона на этот счёт не принято, однако касательно передаваемого имущества часть правоотношений урегулировано п. 11 ст.154 федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее — ФЗ №122).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *