Вещное право средневековой Германии

Специфика правообразования, источники нрава и правовые уклады. Главной отличительной чертой феодального права Германии являлся партикуляризм, т.е. отсутствие целостной национальной системы общегерманского права и существование многочисленных и разнородных правовых укладов, относившихся либо к определенной территории (ленное, земское, городское право), либо к определенному кругу лиц (сословиям). Эта ситуация была следствием политической раздробленности Германии, социальной и этнической разнородности областей, входящих в ее состав, отсюда деление права на земское – право земель и ленное право, распространявшееся только на благородных, «свободных господ». Медленное утверждение феодальных отношений обусловило длительное сохранение пережитков обычного права. Почти в каждом княжестве и в крупных городах имелись свои сборники уголовного и гражданского права. В XIII в. начались попытки кодификации права в Германии и процесса формирования общегерманского права на основе рецепции римского частного права.

Другой характерной особенностью правового развития Германии в XII–XIII вв. является острое противоборство светского и канонического права, вызванное политическим соперничеством германских императоров и римских пап. Несмотря на это, основной тенденцией правового развития средневековой Германии являлся процесс формирования общегерманского права на основе постепенной унификации правовых укладов и источников права.

По характеру источников германское право также не было однородным. Имперское законодательство, обобщая нормы обычного права германцев, судебную практику земель, стремилось выработать общие правовые принципы и институты. Особой формой королевского законодательства стали так называемые имперские «статусы мира», содержащие нормы, относящиеся к охране собственности и жизни подданных и определяющие санкции к их нарушителям. Вслед за первым статусом, получившим название «Могунтинский мир», в период с 1103 по 1235 г. было издано еще 20 имперских «статусов мира».

Расцвет имперского законодательства приходится на правление императора Фридриха I Барбароссы (1152–1190) и его преемников, которые преследовали цель укрепления центральной власти и достижения политической стабильности в стране. Наиболее ярко это проявилось в содержании Майнцского мира 1235 г., который правоведы признают вершиной королевского законодательства. В нем закреплены универсальные принципы общегерманского права, в частности принцип государственной судебной «защиты тела и имущества» вместо саморасправы. Имперские «статусы мира» не только закрепляли уже существующую судебную практику, но и содержали новые правовые нормы, которые вошли затем в земельное законодательство.

Самый многочисленный правовой массив составляли нормы обычного права германских племен. Вместе с указами и распоряжениями правителей княжеств старое обычное право германских племен, когда-то живших в пределах области, образовали «земское» право – ландрехт. В ландрехт входили как постановления о земском мире и привилегиях, так и нормы, общие для всего населения данной земли, по которым оно судилось в судах графств и сотен. Особая роль в формировании общегерманского права принадлежала частным кодификациям обычного права, действие которых выходило за рамки отдельных земель.

Наибольшей известностью пользовалось «Саксонское зерцало» (около 1230 г.) – сборник норм обычного права и судебной практики Северо-Восточной Германии. Ее автором был саксонский рыцарь, дворянин и знаток права Эйке фон Репгау (1180-1233).

«Саксонское зерцало» состоит из двух частей. Первая часть посвящена земскому праву, вторая – ленному праву. Под земским правом понималось право свободного, но не благородного (шеф- фенского) сословия, куда относились мелкие рыцари и зажиточные крестьяне. В этой части содержатся нормы брачно-семейного, вещного, обязательственного, наследственного, а также уголовного права и процесса. По объекту регулируемых правоотношений земское право было шире ленного, его источником являлись нормы обычного права, указы короля, акты князей. Ленное право распространялось только на благородных, «свободных господ», высшую знать. Оно определяло порядок наследства земельных наделов, организацию судопроизводства, разрешало споры между сюзереном и вассалом. Уголовные наказания по судебнику были весьма суровы. Закон строго охранял интересы крупных феодалов, знати.

Наиболее разработанной отраслью средневекового германского права являлось городское право. Оно формировалось городскими судами, которые разрешали споры между хозяйствующими субъектами, а затем охватило своей юрисдикцией все городское население. Особой известностью пользовалось право Франкфурта, Любека, Магдебурга и др. Право города Магдебурга было заимствовано другими 80 городами и излагалось уже в письменном виде в форме сборников норм городского права. В XIV в. магдебургское право было оформлено в пяти книгах, которые содержали 500 статей, посвященных судоустройству и судопроизводству, искам, семейному и наследственному праву.

Наряду со светским, развивалось церковное, каноническое право. Оно регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем оказало большое влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права. Каноническое право было одним из факторов внесения единства в разнообразные обычаи отдельных местностей.

В связи с усилением княжеского абсолютизма происходит унификация права, процесс создания общего права на основе рецепции римского права. Развитие товарно-денежных отношений, рост городов, ремесел и торговли востребовали римское право как универсальный регулятор имущественных отношений. Германские императоры настаивали на своей преемственности с римскими императорами и охотно применяли к себе все положения римских юристов о том, что «слово императора – закон». Император Фридрих II Штауфен (1212–1250), один из образованных монархов Средневековья, объявил римское право «всеобщим правом». В акте Земского мира 1342 г. римское право фигурирует наряду с имперским. Доктора римского нрава становятся судьями имперского суда, занимая там господствующее положение. В германских университетах создаются кафедры римского права и издаются учебники. В XVI в. римское право стало основным источником германского права. Однако оно пока не смогло вытеснить до конца партикулярные системы земского права, их кодификации.

Наиболее известной кодификацией земельного права является Прусское Земское Уложение 1794 г. В отличие от законодательства Англии, Франции, Голландии, открывавшего простор для развития капиталистических отношений, это Уложение почти полностью сохранило нормы феодального права в отношении недвижимой собственности и тем самым ограничивало доступ буржуазии к приобретению земли, защищая интересы прусских помещиков и юнкерства. При этом Уложение признавало институт буржуазной частной собственности как основы гражданских правоотношений. Уложение состоит из двух частей: в первой закреплены нормы гражданского права, во второй – правовое положение сословий, государственных учреждений, школ, церкви и статьи уголовного права. Большое место в Уложении отведено особе короля и государственной службе. Рассуждения о защите личности и имущества подданных в условиях полицейского режима имели декларативный характер. Уложение отказалось от использования пандектной системы по принципу «От общего к частному» в изложении норм, которая предполагает деление норм гражданского права на общую и специальную части, хотя некоторые статьи почти целиком взяты из Кодекса Юстиниана.

Благодетельное влияние римского права на положение внебрачных детей встретило на своем пути жестокие законы варваров и несочувственное к ним обычное право германцев. Законы эти усвоили себе взгляд на брак неравный как на незаконный и потому потомство от таких браков считали незаконным, преследовали его и лишали прав.

В особенности жестоко было средневековое обычное право германцев. Незаконнорожденный рассматривался как человек безродный: он не принадлежал ни к семье отца, ни к семье матери и поэтому не имел и наследственного права после них. Он не пользовался и опекой семейной, был вне mundium. Если он умирал без законного потомства, то имущество его доставалось монарху. Сборники германского обычного права — так называемые Зерцала Саксонское и Швабское, говоря о незаконных детях, называют их rechtlos — бесправными.

Если родители внебрачного дитяти были неодинакового происхождения, то оно следовало положению родителя низшего происхождения. En formariage le pire emporte le bien. Das Kind tritt zur дrgerey Hand. Но они были не только бесправны, но и запятнаны своим рождением: они не могли быть судьями, шеффенами, свидетелями, а также им не дозволялось присягать и драться на судебном поединке.

Проникновение в Германию римского права было лучом, освещавшим темную судьбу внебрачных детей; к сожалению, луч этот не всюду проникал. Где применялись начала римского права, там дети эти получали алиментарные права, права наследования после матери, а по некоторым статутарным правам — и после родственников материнских. Некоторые статуты давали также вне брака рожденным наследственные права римских liberorum naturalium.

Положение незаконных детей было тем тягостнее, что древнегерманское право несочувственно относилось к узаконению их через последующий брак. Раньше всего мы находим следы узаконения у одного немецкого народа — лангобардов. Впоследствии замечается неодинаковое отношение к этому институту сборников обычного права северной и южной Германии. Первый (Саксонское Зерцало) отказывает в правах узаконения; напротив, второй (Швабское Зерцало) приравнивал узаконенных к законнорожденным.

Вообще по отношению к узаконению у германцев замечается два течения: течение национальное, немецкое, враждебно относившееся к узаконению, и течение римского и канонического права, благоприятствовавшее ему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *