Виды субъектов авторского права

Одним из основных понятий не только в праве интеллектуальной собственности, но и вообще в праве является понятие субъекта права. Его можно определить как лицо, наделенное определенными правами и обязанностями. Так, автор является субъектом авторского права, изобретатель – субъектом права промышленной собственности или патентного права.

Автором признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Гражданский кодекс РФ устанавливает презумпцию признания автором произведения лица, которое в качестве такового указано на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом (ст. 1257 ГК РФ). Иное должно быть доказано заинтересованными лицами. Это лишний раз подтверждает трактовку творчества как акта самостоятельного создания произведения умственным трудом – интеллектуальной деятельности. Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

Не признаются авторами РИД граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст. 1228 ГК РФ), в том числе граждане, оказавшие автору такого результата только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использование. Не признаются авторами также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Например, автором такого произведения, как курсовая или дипломная работа, является его создатель – студент, а не научный руководитель. (Разумеется, студент признается автором при условии, что его работа не скопирована из Интернета и носит самостоятельный, творческий характер.)

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных п. 3 ст. 1228 ГК РФ, является положение о том, что исключительное право на РИД, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора.

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Автор может передать свое исключительное право на использование, например распространение созданного им литературного произведения, другому субъекту – физическому или юридическому лицу по договору или по иным основаниям, установленным законом.

Права авторов произведений науки, литературы и искусства входят в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ). Автором может быть признан и маленький ребенок, создавший какой-либо объект авторского права, т.е. для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Имеет значение юридический факт – создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

К субъектам авторского права согласно ст. 1260 ГК РФ относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Составители как субъекты авторского права обладают и личными неимущественными правами, однако эти права распространяются не на все элементы сборника, а лишь на те, которые являются результатом их творческого труда.

Но для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст. 26 ГК РФ).

Граждане, ограниченные судом в дееспособности, могут осуществлять свои авторские права только с согласия попечителей (ст. 30 ГК РФ). За граждан, признанных судом недееспособными, авторские права осуществляют их опекуны (ст. 29, 32 ГК РФ).

Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочный перевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания. Например, сурдоперевод также будет являться объектом авторского права, так как переводчик осуществляет не пословный перевод, а творчески дополняет переводимый текст своими выражениями или заменяет одни слова на другие, тем самым создавая новый текст.

В случае нарушения авторского права переводчика последний, равно как и автор оригинального произведения, имеет право требовать восстановления нарушенного права, вплоть до запрещения выпуска или распространения произведения. Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного и должно приводить к новому, ранее неизвестному результату.

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом нескольких граждан. Соавторы – граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом. При этом не имеет значения структура совместно созданного произведения и принадлежность отдельным соавторам права на все или на часть произведения (ст. 1258 ГК РФ). Иначе говоря, не важно, какое соавторство имело место – нераздельное или раздельное. Все лица признаются соавторами вне зависимости от того, образует произведение неразрывное целое или состоит из самостоятельно значимых частей. В основе критериев соавторства, закрепленных в п. 1 ст. 1258 ГК РФ, лежат общие критерии соавторства на любой РИД, сформулированные в п. 4 ст. 1228 ГК РФ.

Соавторство условно подразделяется на два вида, которые отличаются различным режимом использования произведений:

  • – раздельное соавторство возникает тогда, когда соавторы имеют единое авторское право на произведение, состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (например, песня, состоящая из слов и музыки). Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, т.е. часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами;
  • – нераздельное соавторство предполагает, что соавторы имеют единое авторское право на произведение, образующее единое неразрывное целое (например, произведения братьев Стругацких). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения. Автор может передать право на использование своего произведения как на территории РФ, так и за рубежом любым гражданам и юридическим лицам, в том числе иностранным.

Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, распределяются между всеми правообладателями поровну. Иной порядок распределения доходов может быть предусмотрен соглашением соавторов.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе тогда, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Помимо соавторов субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания. Например, многие издательства пользуются такой формулировкой: «Перепечатка и любое использование материалов возможны только с письменного разрешения редакции».

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом. Исключением из данного правила являются случаи, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

Если в течение трех лет работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

В случае когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное (ст. 1295 ГК РФ).

При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

Основанием для государственной регистрации перехода исключительного права по наследству является свидетельство о праве на наследство, за исключением случая, когда наследственное имущество находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников (ст. 1165 ГК РФ).

Автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором

лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (ст. 1242 ГК РФ).

Особенности защиты смежных прав в РФ

Общие положения

Само название – «смежные с авторскими» — говорит о том, что речь идет об иных объектах защиты, нежели авторские права, но близких им, как бы находящихся рядом.

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Смежные права – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

2. фонограммы;

3. сообщения передач;

4. базы данных;

5. публикации.

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право – возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам – исполнителям или режиссерам-постановщикам.

3.​ Иные – права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Субъекты смежных прав

1.​ Исполнитель — это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

2.​ Изготовитель фонограммы — лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного таковым признается тот, чье имя или наименование указаны обычным образом на ее экземпляре и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ.

3.​ Вещательная организация или организация эфирного или кабельного вещания — юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

4.​ Изготовитель базы данных — юридическое лицо или гражданин, организовавшее ее создание и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

5.​ Публикатор — гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Отдельно стоит сказать о коллективах исполнителей (например, актеров, оркестрантов), совместно принимающих участие в создании, например, спектакля. Права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива, а при его отсутствии – участники совместно. Постоянно функционирующие коллективы исполнителей обычно зарегистрированы в качестве юридических лиц, заключающих трудовые договоры с участниками. Все их исполнения при этом будут считаться служебными, а права на них переходят коллективу.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны — для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий, а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

-на четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

-в случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя — 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого — в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций – в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

4.Для изготовителя базы данных — в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

6.Личные неимущественные права — авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества — компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица.

К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретение и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:

— латинской буквы «C» в окружности;

— имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

— года первого опубликования произведения.

Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, противоречат п. 1 ст. 9 ЗоАП и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. допускаемые иногда ведомственные предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права .

БНА РФ. 1993. N 11. С. 58.

Буква «C» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т.п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений. Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение, может повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *