Военное право

Бесплатная юридическая консультация предоставляется в онлайн-режиме, по телефону, либо при личной встрече. Правовую помощь оказывают практикующие юристы и адвокаты. Для этого функционируют «горячие линии», которые могут работать круглосуточно. Получить профессиональный ответ на юридический вопрос помогут профильные специалисты, специализирующиеся на соответствующих отраслях права.

Консультации юристов предоставляются бесплатно по всей Украине:

  • Киев и Киевская область (Белая Церковь, Борисполь, Бровары)
  • Одесса и Одесская область (Черноморск, Измаил, Белгород-Днестровский)
  • Харьков и Харьковская область (Балаклея, Лозовая, Изюм, Чугуев)
  • Днепр и Днепропетровская область (Кривой Рог, Каменское, Никополь, Павлоград, Новомосковск)
  • Чернигов и Черниговская область (Нежин, Прилуки)
  • Запорожье и Запорожская область (Бердянск, Мелитополь, Энергодар)
  • Николаев и Николаевская область (Первомайск, Южноукраинск)
  • Херсон и Херсонская область (Новая Каховка, Алёшки)
  • Мариуполь и Донецкая область (Бахмут, Дружковка, Краматорск, Константиновка, Покровск, Славянск, Торез)
  • Черкассы и Черкасская область (Умань, Смела)
  • Полтава и Полтавская область (Кременчуг, Горишние Плавни, Лубны)
  • Сумы и Сумская область (Ахтырка, Шостка, Конотоп)
  • Винница и Винницкая область (Могилёв-Подольский, Жмеринка)
  • Житомир и Житомирская область (Бердичев, Коростень, Новоград-Волынский)
  • Луцк и Волынская область (Владимир-Волынский, Ковель, Нововолынск)
  • Ровно и Ровенская область (Вараш, Дубно, Костополь)
  • Хмельницкий и Хмельницкая область (Каменец-Подольский, Шепетовка)
  • Львов и Львовская область (Дрогобыч, Стрый, Червоноград)
  • Черновцы и Черновицкая область (Сторожинец, Новоднестровск)
  • и другие населенные пункты

Профессиональные бесплатные юристы проконсультируют по всем правовым вопросам:

  • вступление в наследство: завещание и его оспаривание, права наследников на имущество, очередность наследования
  • семейные дела: развод, раздел имущества, алименты и место проживания детей после расторжения брака
  • ЖКХ: расчет и начисление субсидии, задолженность за жилищно-коммунальные услуги
  • защита прав потребителей: возврат денег за товар и отказ в гарантийном ремонте
  • военное право: отсрочка от армии и уклонение от призыва, повестка в военкомат
  • споры с Пенсионным фондом: неправильный расчет суммы и назначение пенсии
  • оформление и выплата государственных пособий и социальной помощи
  • регистрация места жительства: прописка-выписка детей и взрослых
  • консультации по купле-продаже и переоформлению недвижимости
  • трудовое право: прием на работу, отпуск (декрет) и увольнение
  • ипотека и микрокредиты: звонки от коллекторов и реструктуризация долга
  • иммиграция: выезд за границу на ПМЖ и сохранение (выход из) гражданства
  • иные отрасли украинского законодательства

Способы предоставления бесплатных консультаций в Украине:

  • бесплатная юридическая помощь он-лайн
  • телефонный режим (горячая линия юристов)
  • срочная круглосуточная консультация адвокатов
  • помощь юриста в онлайн-чате для граждан Украины
Почему Вам не нужна бесплатная консультация адвоката?

Ответ: большинство жалоб сводится к навязыванию юристом ненужных услуг и необъективной оценке ситуации. Характерным признаком является предложение составить документы, либо обещание положительного решения («гарантия результата»). Причина очевидна — юристу нужно любой ценой заполучить клиента. Без этого бесплатные юридические консультации утрачивают всякий смысл.

Исключение составляют случаи, когда консультанты работают дистанционно, в рамках специальных партнерских программ. К примеру, на нашем сайте доступен online-чат и консультации юристов действительно бесплатны (защита в суде и другие услуги специалистов не входят в этот перечень).

Если у Вас нет средств на оплату адвокатских услуг — рекомендуем государственных юристов.

Государственные адвокаты Украины

Государственная юридическая консультация предоставляется для пенсионеров (по вопросам пенсионной реформы) и других слабозащищенных категорий граждан.

Телефонный номер единой всеукраинской системы бесплатной правовой помощи: 0-800-21-31-03 (круглосуточно)

Внимание! Эта горячая линия используется правоохранительными и судебными органами Украины для привлечения адвоката за счет государства. Чтобы бесплатно получить юридическую консультацию — обратитесь в региональный «Центр з надання безоплатної правової допомоги».

Киев

Неотложная юридическая консультация
(для киевлян и жителей области)
Телефон: +38 (044) 499-17-63

Центр бесплатной правовой помощи Киева
Адрес: г. Киев, ул. Платона Майбороды, 23
Телефон: +38 (044) 593-98-00

Киевский центр бесплатной правовой помощи № 2
(Шевченковский, Подольский и Оболонский район)
Адрес: г. Киев, ул. Деловая, 14-Б
Телефон: указан выше

Одесса

Центр бесплатной правовой помощи Одессы
Адрес: г. Одесса, ул. Льва Толстого, 6
Телефон: +38 (048) 726-22-23

Харьков

Центр бесплатной правовой помощи Харькова
Адрес: г. Харьков, ул. Полтавский Шлях, 9
Телефон: 0-891-200-080

Харьковский городской центр бесплатной правовой помощи № 1
(обслуживает Индустриальный и Немышлянский р-н Харькова;
Волчанский, Печенежский и Чугуевский районы области)
Адрес: г. Харьков, пр-т Московский, 27
Телефон: +38 (057) 731-69-10

Харьковский городской центр бесплатной правовой помощи № 2
(обслуживает Новобаварский, Слободской, Основянский и
Холодногорский районы Харькова; Змиевский р-н области)
Адрес: г. Харьков, ул. Сумская, 4
Телефон: +38 (057) 731-69-15

Днепр

Центр бесплатной правовой помощи Днепра
Адрес: г. Днепр, ул. Староказацкая, 56
Телефон: 0 (800) 213-103

Днепропетровский центр бесплатной правовой помощи № 1
(обслуживает Новокодакский и Чечеловский район Днепра;
Синельниковский и Днепровский районы области;
г. Синельниково Днепропетровской обл.)
Адрес: Днепр, улица Староказацкая, 52
Телефон: +38 (056) 742-82-30

Днепропетровский центр бесплатной правовой помощи № 2
(обслуживает Амур-Нижнеднепровский, Индустриальный,
Самарский районы Днепра; Новомосковск; Царичанский,
Магдалиновский район Днепропетровской области)
Адрес: г. Днепр, Слобожанский проспект, 8
Телефон: +38 (056) 725-02-83

Днепропетровский центр бесплатной правовой помощи № 3
(обслуживает Бабушкинский, Соборный, Центральный р-н
Днепра; Солонянский район Днепропетровской области)
Адрес: Днепр, ул. Сечевых Стрельцов, 90
Телефон: +38 (056) 749-60-04

Кривой Рог

Криворожский центр бесплатной правовой помощи № 1
(обслуживает Ингулецкий, Долгинцевский, Металлургический,
Покровский район Кривого Рога; Апостоловский, Пятихатский,
Криворожский районы Днепропетровской обл.; г. Желтые Воды)
Адрес: Кривой Рог, улица Качалова, 2
Телефон: +38 (0564) 05-54-04

Криворожский центр бесплатной правовой помощи № 2
(обслуживает Центрально-Городской, Терновский, Саксаганский
районы Кривого Рога; Широковский и Софиевский р-н области)
Адрес: г. Кривой Рог, просп. Героев-Подпольщиков, 1А
Телефон: +38 (0564) 74-04-42

Сегодня военный адвокат – одна из самых востребованных квалификаций юристов в Украине. В его компетенцию входит защита прав и интересов не только военнослужащих, но и членов их семей. Он знает ответы на самые острые и волнующие вас вопросы касательно особенностей мобилизации и военной службы, а также проблем с демобилизацией.

Многие украинцы не знают нюансов законодательства о льготах для военнослужащих, возможностях отсрочки или полного освобождения от мобилизации мужчин с детьми или проблемами здоровья. Не менее остро стоит вопрос в Украине о воинских правонарушениях и наказаниях за них.

После демобилизации военнослужащие зачастую становятся неинтересны своим командирам и решение всех насущных проблем падает на плечи самих мужчин. В результате незнания своих прав многие военнослужащие остаются обделенными льготами, не могут получить статус участника АТО, обещанную жилплощадь и земельный участок, которые так нужны для восстановления нормальной жизни и социализации.

Вопросами восстановления справедливости по отношению к военнослужащим занимается коллегия военных адвокатов Украины. Наши адвокаты являются активными ее членами и готовы оказать необходимую правовую помощь в любом, даже самом сложном вопросе.

Как выбрать хорошего военного адвоката?

В 1992 году закон о получении адвокатского статуса стал более лояльным, что несомненно поспособствовало появлению на рынке недобросовестных «специалистов”. Увы, не все они сдавали экзамен блистательно и честно, поэтому мы хотим рассказать, как и где найти адвоката по военным делам в Киеве.

  1. Узкая специализация. Юриспруденция, как и медицина, наука сложная и многогранная. Изучить всю ее досконально нельзя, поэтому развитые страны приняли решение готовить узкопрофильных юристов, хорошо знающих свое дело.
  2. Опыт и стаж работы. Поинтересуйтесь у своего юриста, как давно он занимается именно военными вопросами, насколько успешно, и состоит ли он в военной коллегии адвокатов. Проверить информацию можно в Интернете – на сайтах судов и компаний, в которых работал ранее.
  3. Излишне эмоциональный человек со «взрывным характером” может создать дополнительные проблемы в будущем, когда договор будет заключен, работа оплачена, а тактика ведения дела вас не устроит. Такие юристы, как правило, с порога обещают золотые горы и 100% успех в деле.
  4. Есть действительно несложные юридические вопросы, которые не требуют больших затрат времени и усилий настоящего специалиста, поэтому прежде чем делать серьезные шаги в деле, вы можете обратиться за консультацией к нескольким военным адвокатам и сравнить их мнения.
  5. Отзывы и рекомендации от реальных клиентов, и лучше, если вы знакомы с ними лично.

Какие услуги предоставляет адвокат по военным делам?

Цель работы военных адвокатов – восстановить утраченную справедливость в делах, связанных с военнослужащими. Деятельность их направлена на защиту прав и интересов призывников, военнослужащих и демобилизованных, в частности это:

  • защита призывников от давления сотрудников военкоматов и военно-врачебных комиссий, обжалование результатов прохождения медкомиссий;
  • консультации по поводу постановки и снятия с воинского учета, нюансов прохождения комиссии, просрочек, смены места прописки и исключения с воинского учета;
  • правовая защита при обвинении в уклонении от учета или мобилизации;
  • консультации по вопросам увольнения из вооруженных сил;
  • консультации и правовая помощь в социальных вопросах (получение статуса военнослужащего или участника АТО, получение льгот или пособий);
  • консультации в вопросах прохождения службы, связанных с неповиновением приказам командиров, дезертирством, демобилизацией и зачислением в резерв;
  • правовая защита клиента в уголовных и административных делах военной сферы;
  • защита интересов клиента, обвиняемого по факту невыполнения военного контракта.

Военная коллегия адвокатов обеспечивает полную правовую защиту клиента, консультации по делу и представительство интересов в суде.

Кто такие адвокаты по военным делам?

Военный адвокат – юрист, специализирующийся на вопросах, связанных с призывниками, военнослужащими и демобилизированными. В его компетенции:

  • консультирование по поводу отклонения от призыва;
  • правовая помощь служащим и их семьям в вопросах материальной помощи и льгот во время и после службы;
  • правовая защита от неправомерных действий военных командиров;
  • юридическая помощь и представительство интересов в административных и уголовных судебных делах.

Неопределенному военному статусу в Украине сопутствует плохая осведомленность населения в вопросах военного законодательства. Большинство военнослужащих не знают своих прав и не в состоянии самостоятельно их отстоять. Другие же боятся давления со стороны командиров, поэтому молчат о несправедливости. Мы призываем украинцев защищать свои права и готовы в этом помогать.

Адвокаты по военным делам в нашей компании имеют узкую специализацию, обширную практику в данной сфере и являются активными участниками военной коллегии адвокатов.

Цена за услуги адвоката по военным делам

Военные дела охватывают целый спектр различных юридических вопросов и ситуаций, связанных с прохождением службы. Среди наших клиентов:

  • гражданские лица (вопросы о необходимости прохождения службы и проблемы, связанные с отклонением от призыва);
  • военнослужащие (проблемы с руководством, комиссионирование по состоянию здоровья, снятие с воинского учета, нарушение устава и многое другое);
  • военные в отставке или в запасе (вопросы о льготах и материальной помощи, возможности повторного призыва офицеров запаса).

Исходя из этого на услуги адвоката по военным делам цена рассчитывается индивидуально и зависит от сложности дела, количества часов работы адвоката и потребности в выездных консультациях. Мы придерживаемся прозрачной политики ценообразования и вы можете убедиться в этом позвонив нам или оставив контактные данные для обратной связи. Наш менеджер в телефонном режиме осуществит приблизительный расчет стоимости услуг юриста по военным делам.

28 января Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 5-П/2020 по делу о проверке конституционности ряда законодательных норм, касающихся пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования граждан.

Поводом к рассмотрению стала жалоба адвоката Московской окружной коллегии адвокатов Ольги Морозовой, получающей пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ и их семей (далее – Закон о военных пенсиях).

Суды поддержали позицию налоговиков по вопросу уплаты взносов на ОПС

Ольга Морозова занимала должность заместителя начальника следственного департамента ФСКН. В июле 2014 г. она вышла в отставку по болезни в возрасте 45 лет. Ей была назначена пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом о военных пенсиях.

В апреле 2017 г. она получила статус адвоката и в июне того же года обратилась в межрайонную инспекцию ФНС России с просьбой не ставить ее на учет как плательщика взносов на ОПС, поскольку их уплата не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения по достижении пенсионного возраста в 2029 г. – к этому моменту она не сможет выработать требуемый 15-летний страховой стаж и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент, равный 30.

Получив отказ инспекции, Ольга Морозова обратилась в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении административного иска о признании решения налогового органа незаконным. При этом со ссылкой на Закон о военных пенсиях они указали, что военные пенсионеры обязаны встать на учет в качестве страхователей по обязательному пенсионному обеспечению и уплачивать взносы в ПФР, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе осуществляют адвокатскую деятельность).

Это, отметили суды, обусловлено предоставлением таким лицам права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий ее назначения, установленных Законом о страховых пенсиях. При этом, подчеркнули они, возможность отказа от участия в системе ОПС законодательством для таких лиц не предусмотрена.

Доводы жалобы в КС

Обращаясь с жалобой в Конституционный Суд, Ольга Морозова указала, что нормы законодательства (ч. 4 ст. 7 Закона о военных пенсиях; подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 22 ст. 22 и п. 1 ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании; подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, а также ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 18 ст. 15 Закона о страховых пенсиях) не соответствуют Конституции РФ в той мере, в которой обязуют адвокатов из числа военных пенсионеров уплачивать взносы на ОПС без закрепления надлежащих гарантий получения ими пенсии по старости. Кроме того, они предусматривают уплату страховых взносов по солидарной части тарифа, при том что фиксированная выплата к пенсии по старости им не устанавливается.

«С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на ОПС в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, ˂…˃ а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 ˂…˃, в связи с чем при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты страховой пенсии по старости)», – сообщается в жалобе (имеется в распоряжении «АГ»).

Заявительница указала, что для военных пенсионеров, являющихся адвокатами, возложение обязанности по уплате взносов на ОПС в фиксированном размере, предусмотренной оспариваемыми нормами, неразрывно связано с гарантированным обеспечением реализации права на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к ней), поскольку обжалуемая норма Закона о военных пенсиях не предоставляет им иной возможности увеличить соцобеспечение по возрасту, гарантированное ч. 1 ст. 39 Конституции.

Также она обратила внимание Суда на неопределенность в вопросе реализации права военных пенсионеров на получение соцобеспечения за счет пенсионных накоплений от трудовой деятельности при получении отказа страховщика назначить страховую пенсию по старости (кроме фиксированной выплаты). Заявительница подчеркнула, что лица, проходившие военную и приравненную к ней службу, подвергаются дискриминации в системе ОПС, так как обязаны отработать 35 лет, чтобы получить право на страховое обеспечение. Кроме того, они лишены права получать выплаты, финансируемые за счет солидарной части тарифа страховых взносов. При этом данная часть не учитывается в ИЛС застрахованного лица, а значит, не участвует в накоплении пенсионных прав за трудовую деятельность военного пенсионера.

КС подтвердил конституционность оспариваемых норм, но указал на неопределенность нормативного содержания

Рассмотрев жалобу, Конституционный Суд со ссылкой на ранее высказанные правовые позиции напомнил, что отнесение лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, к числу плательщиков взносов на ОПС и возложение на них обязанности по уплате за себя страховых взносов направлены на реализацию конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения, тем более что самозанятые подвержены такому же социальному риску в связи с наступлением страхового случая, как и работающие по трудовому договору, а уплата ими страховых взносов обеспечивает формирование пенсионных прав, приобретение права на трудовую пенсию (определения КС от 12 апреля 2005 г. 164-О и № 165-О; от 29 сентября 2011 г. № 1179-О-О; от 25 января 2012 г. № 226-О-О и др.).

Распространяя эту позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, КС со ссылкой на Определение от 24 мая 2005 г. № 223-О подчеркнул, что их обязанность уплачивать взносы в ПФР должна гарантировать возможность реализации пенсионных прав в рамках системы ОПС на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате взносов в ПФР, подчеркивается в постановлении, конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.

КС добавил, что соответствующий правовой механизм был установлен поправками в законодательство по вопросам пенсионного обеспечения (Закон от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ), согласно которым военным, служившим по контракту, и приравненным к ним при назначении трудовой пенсии по старости было закреплено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности.

Так, пенсионные права адвокатов из числа военных пенсионеров формируются за счет страховых взносов на ОПС и распределяются на солидарную и индивидуальную части с применением общеустановленного тарифа. При определении ИПК учитываются только страховые взносы, уплаченные по индивидуальной части и учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного.

«Такой порядок формирования пенсионных прав самозанятых граждан, включая адвокатов, установлен законодателем, исходя из особенностей их правового статуса, и позволяет им приобретать в рамках системы ОПС право на пенсию независимо от получения дохода, который для указанных категорий граждан не является постоянным и гарантированным и во многих случаях обусловлен конъюнктурой рынка. Кроме того, было учтено выполнение некоторыми из них публичных функций, таких как, например, возложенная на адвокатуру в силу ст. 48 Конституции РФ обязанность оказывать в установленных законом случаях бесплатную юридическую помощь и осуществлять защиту граждан в ходе уголовного судопроизводства по назначению органов следствия и суда», – отмечается в постановлении.

Конституционный Суд подчеркнул, что правовое регулирование с учетом позиций, выраженных в определениях № 223-О и от 11 мая 2006 г. № 187-О, не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение ст. 35 Конституции к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанных денежных средств.

Поскольку правовой механизм участия самозанятых граждан из числа военных пенсионеров в системе ОПС был сохранен в законодательстве, оспариваемые нормы, указал Суд, не противоречат Конституции в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов с целью обеспечения права на получение обязательного страхового обеспечения.

Вместе с тем, подчеркивается в документе, предоставляя военным, служившим по контракту, и приравненным к ним в области пенсионного обеспечения лицам право на получение в дополнение к пенсии за выслугу лет или по инвалидности, трудовой пенсии по старости, законодатель исключил из состава последней базовую часть. Принимая такое решение, он исходил из необходимости достичь соотносимости размера обеспечения по ОПС и уплаченных взносов, а также учитывал получение ими пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Между тем, в отличие от базовой части трудовой пенсии финансовым источником, за счет которого производится фиксированная выплата к страховой пенсии, являются взносы на ОПС, уплаченные по солидарной части тарифа. В то же время застрахованным из числа военных пенсионеров, у которых при достижении пенсионного возраста соблюдены прочие условия назначения пенсии по старости (страховой стаж не менее 15 лет и ИПК не менее 30), она устанавливается без фиксированной выплаты к ней, несмотря на то, что взносы по солидарной части тарифа уплачиваются ими на общих основаниях.

Таким образом, указал КС, оспариваемые положения характеризуются неопределенностью нормативного содержания, поскольку обязывая адвокатов – военных пенсионеров уплачивать взносы на ОПС по солидарной части тарифа и не предоставляя им – в исключение из общего правила – права на получение страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты, не позволяют выявить волю законодателя касательно цели уплаты указанными лицами взносов по солидарной части тарифа и ее влияния на объем обязательного обеспечения по ОПС, которое должно быть им предоставлено по достижении пенсионного возраста.

Отмечается, что предусмотренный законодательством порядок формирования самозанятыми лицами, включая адвокатов, пенсионных прав не позволяет (по крайней мере, без уплаты страховых взносов сверх фиксированного размера) синхронизировать процессы формирования ИПК заданной величины (не менее 30) и приобретения требуемого страхового стажа (не менее 15 лет), поскольку для этого требовалось бы ежегодное формирование ИПК в размере не менее 2. В результате к моменту достижения пенсионного возраста указанные процессы могут быть не завершены, и тогда, несмотря на наступление страхового случая, застрахованный будет вынужден либо продолжить формирование пенсионных прав, либо отказаться от притязаний на обязательное страховое обеспечение.

«Подобная рассогласованность процессов ˂…˃ может быть компенсирована продолжительным осуществлением соответствующих видов деятельности, что, в свою очередь, предполагает как можно более раннее (с учетом реализации квалификационных требований, установленных законодательством для отдельных категорий самозанятых лиц) приобретение правового статуса индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса и т.п.», – сообщается в документе.

Однако для застрахованных лиц из числа военных пенсионеров, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включая адвокатов, эта возможность, как правило, отсутствует. С учетом условий назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о военных пенсиях самозанятые лица, которым назначена такая пенсия, начинают осуществлять соответствующие виды деятельности и формировать свои пенсионные права в системе ОПС после прекращения военной и (или) иной приравненной к ней службы – т.е. в более позднем возрасте по сравнению с другими застрахованными лицами из числа самостоятельно обеспечивающих себя работой. При этом для них не предусматривается возможность назначения страховой пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа.

По итогам рассмотрения жалобы КС признал дело заявительницы не подлежащим пересмотру. Оспариваемые нормы признаны соответствующими Конституции в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС, возлагают на них обязанность по уплате взносов с целью обеспечения права на получение обязательного страхового обеспечения по ОПС.

При этом КС предписал законодателю незамедлительно устранить неопределенность содержания оспариваемых норм применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.

«Заставлять человека увеличивать свою пенсию лишено здравого смысла»

Комментируя «АГ» выводы Конституционного Суда, Ольга Морозова отметила, что она, как получатель пожизненной пенсии, не имеет социального риска, страхование которого осуществляется в рамках ОПС. «Правило, предусматривающее, что работающий адвокатом военный пенсионер должен (а не вправе!) платить страховые взносы для повышения размера своей пенсии, установлено в Законе об ОПС за рамками социального страхования как такового, – пояснила она. – Я очень надеялась, что с новым постановлением Суда завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам и для них участие в ОПС станет добровольным, а не принудительным, как сейчас».

Адвокат добавила, что не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы. «Это, возможно, повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно. То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких, как я, признано не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве», – подчеркнула она.

По мнению Ольги Морозовой, из всех обжалуемых ею законодательных погрешностей КС выбрал несущественные – такие, которые не изменят главного недостатка. «Согласно данному постановлению я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и не буду, но пока за мной не числится задолженность, что не позволяет продолжить диспут с госорганами в юридической плоскости», – добавила Ольга Морозова.

Адвокат отметила, что ОПС – это механизм реализации социального страхования, который, как полагает Ольга Морозова, нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. «Получатель соцобеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным, – пояснила она. – Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности».

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, по мнению адвоката, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера.

«Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), зарегистрированная в августе 2019 г., будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате взносов на ОПС будут признаны на международном уровне», – резюмировала она.

Обязанности уплаты взносов должна соответствовать реальная возможность получать пенсионное обеспечение

Как отметил вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев, в рассматриваемом постановлении, помимо прочего, КС обобщил ранее высказывавшиеся им правовые позиции и еще раз подчеркнул, что нормативное регулирование сферы пенсионного обеспечения должно гарантировать гражданам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы ОПС, на равных условиях с иными застрахованными лицами.

«Обязанности уплаты пенсионных взносов должна соответствовать реальная, а не формальная возможность получать пенсионное обеспечение. При этом если действующее нормативное регулирование, будучи примененным к конкретным обстоятельствам, ведет в ряде случаев к гипотетической невозможности реализации пенсионных прав, такое регулирование КС признал недостаточно определенным и в этом смысле не соответствующим Конституции», – подчеркнул он.

Михаил Толчеев добавил, что применение подхода, при котором учитываются не только формально определенные нормы закона, но и их сущностное наполнение, представляется правильным и способным оказать существенное влияние на судебную практику не только по спорам данной категории, но и по смежным.

«Исключений быть не должно»

По мнению ведущего юрисконсульта ФБК Право Валентины Поляковой, в данном постановлении КС сформулировал две позиции. Во-первых, в очередной раз подтвердил, что отнесение самозанятых (адвокатов, нотариусов и др.) к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате за себя страховых взносов соответствуют Конституции.

Во-вторых, высшая судебная инстанция признала не соответствующим Конституции положения пенсионного законодательства, сославшись на нарушение принципа неопределенности. «Основная идея КС сводится к тому, что в законодательстве должна существовать корреляция между условиями формирования и условиями реализации прав. Применительно к ситуации с самозанятыми из числа военных пенсионеров это значит, что возложение на гражданина обязанности по внесению обязательных платежей должно сопровождаться реальной возможностью получения части средств, сформированных в ходе исполнения этой обязанности. Очевидно, что обратное ущемляет права указанных лиц», – пояснила Валентина Полякова.

Эксперт добавила, что, на первый взгляд, постановление касается очень узкого круга граждан. «Между тем сам подход может иметь гораздо более широкое применение в отношении иных категорий граждан как в сфере пенсионного законодательства, так и в рамках сходных отношений по социальному страхованию», – считает она.

По мнению адвоката АП Новгородской области Константина Маркина, рассматриваемое постановление не направлено на восстановление прав граждан. «Пенсионная система, существующая в России, на мой взгляд, направлена не на соблюдение прав и интересов граждан, а на соблюдение интересов находящихся у власти людей. Поэтому и возникла ситуация, которая рассмотрена Конституционным Судом РФ. Однако такая попытка «исправления” ситуации «в ручном режиме” не способна устранить все недостатки нынешней пенсионной системы, поскольку с каждым годом могут появляться новые условия для получения пенсии, которые затрагивают права той или иной категории граждан», – пояснил он.

В сложившейся ситуации, полагает эксперт, нельзя выделять какие-то «привилегированные» категории населения в вопросе формирования пенсионного фонда, иначе бремя его формирования ляжет на «непривилегированные» категории лиц. «Полагаю, что если военный пенсионер принял решение продолжить работу на общих условиях, для него не должно быть исключений в вопросе формирования пенсионного фонда страны», – подытожил Константин Маркин.

Передвижная военно-патриотическая выставка «Сирийский перелом», на которой представлены изъятые у боевиков вооружение и военная техника, побывает в Братске 19 марта, в Иркутске — 4 апреля, как указано в расписании на сайте «Правовой уголок офицера Вооруженных сил РФ».

Поезд состоит из 18 вагонов и везет 500 образцов бронетанковой, инженерной техники, артиллерийского вооружения, бронеавтомобилей, а также холодного и огнестрельного оружия, самодельных взрывных устройств, иностранных рационов питания, экипировки и оборудования. На отдельных железнодорожных платформах размещены также БМП ACV-15, бронированный штурмовой автомобиль YPG Eagle Head, самоходный минный трал Aardvark JSFU, автомобиль террориста-смертника на базе Jeep Grand Cherokee. В одном из вагонов развернута выставка работ военных художников и фотографов. В качестве экскурсоводов выступают российские военнослужащие. В поезде работает магазин «Военторг», предлагающий товары с символикой Российской армии и памятные сувениры с логотипом акции. Маршрут передвижной выставки, которая вернется в Москву 8 мая, включает более 60 городов. На всех станциях проходят мероприятия с участием руководителей регионов и муниципалитетов, а также ветеранов, военнослужащих, молодежи, работают пункты отбора на военную службу по контракту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *